Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения ‘Говори правильно’

Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительной образовательной деятельности объединения детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»

– «Законом об образовании РФ» /Принят 10 июля 1992 года №32666-1 в редакции от 27.12.2009 №374 –ФЗ/;
-«Санитарно –эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПин 2.4.12.49-03» /утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23 марта 2003 г./;
– «Типовым положением о дошкольном образ г.№6овательном образовательном учреждении утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г.№666/;
—«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 20100г. Министерства юстиции РФ/:
-«Федеральными государственными образовательными стандартами к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Программа кружка разработана на основе «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС:

-содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и возможностями воспитанников;
-основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка;
-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

План — программа дополнительной образовательной деятельности объединения детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» на 2016 – 2017 учебный год

Октябрь

Подготовка к постановке звука «С»

Упражнения «Футбол», «Горка», «Улыбка», «Заборчик», «Фокус», «Желобок»

Подготовка к постановке звука «Л»

Упражнения «Улыбка», «Лопатка», «Болтушка», «Чашечка», «Накажем язык»

Подготовка к постановке звука «Р»

Упражнения «Чашечка», «Барабан», «Гармошка», «Лошадка», «Грибок», «Пулемёт»

Комплекс дыхательных упражнений

Ноябрь

Постановка и автоматизация звука «С» /слоги/

Постановка и автоматизация звука «Л»/слоги/

Подготовка к постановке звука «Р»

Упражнения «Чашечка», «Барабан», «Гармошка», «Лошадка», «Грибок», «Пулемёт», «Муха в паутине», «Качели», «Маляр»

Декабрь

Автоматизация звука «С» /слова, фразы/

Автоматизация звука «Л» /слова, фразы/

Подготовка к постановке звук Ль

Упражнения «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Часики»

Постановка и автоматизация звука «Ц» /слоги/

Дифференциация звуков С-Ц

Постановка и автоматизация звука «З» / слоги, слова/

Автоматизация звука «Л» /потешки, чистоговорки/

Подготовка к постановке звука «Р»

Упражнения «Чашечка», «Барабан», «Гармошка», «Лошадка», «Грибок», «Пулемёт», «Муха в паутине», «Качели», «Маляр»

Январь

Постановка и автоматизация звука «Ш» /слоги, слова/

Упражнения «Вкусное варенье», «Маляр», «Погрей ладошки», «Чашечка». «Бублик», «Заборчик»

Автоматизация звука «Р» /слоги, слова/

Автоматизация звука «Л» /связные тексты/

Постановка и автоматизация звука Ль /слоги/

Февраль

Автоматизация звука «Ш» /потешки, чистоговорки/

Постановка и автоматизация звука «Ж» / слоги, слова/

Дифференциация звуков «С-Ш»

Автоматизация звука «Л» /связные тексты, стихи, потешки, чистоговорки, грамматические упражнения/

Автоматизация звука «Ль» /слова, предложения, потешки, чистоговорки/

Автоматизация звука «Р» /чистоговорки, потешки, стихи/

Март

Постановка и автоматизация звука «Рь» / слоги, слова/

Дифференциация звуков «Р-Л»

Постановка и автоматизация звука «Ч» /слоги, слова/

Упражнения «Бублик», «Заборчик», «Кузнечик»

Дифференциация звуков «Ж-З»

Апрель

Автоматизация звука «Ч» /связные тексты, грамматическая работа/

Автоматизация звука «Рь» /предложения, рассказы/

Постановка и автоматизация звука «Щ» / слоги, слова/

Дифференциация звуков «Ш-Ж» грамматические упражнения, связные тексты/

Дифференциация звуков «Р-Рь» /грамматические упражнения, связные тексты/

Май

Дифференциация звуков «Ч-С», «Ч-Ть»

Автоматизация звука «Щ» /грамматические упражнения, пересказы, потешки, стихи/

Дифференциация звуков «Щ-Сь»

Закрепление правильного произношения поставленных звуков

Подготовка заданий на летний период по закреплению звуков в речи

Методическое обеспечение по автоматизации звуков:

  1. Коноваленко В.В , Коноваленко С.В Домашння тетрадь для закрепления произношения звуков
  2. И.И, Ермакова Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков
  3. А.И. Богомолова Нарушение произношения у детей
  4. Н.В. Новоторцева Рабочие тетради по развитию речи
  5. М.Ф. Фомичёва Воспитание у детей правильного произношения
  6. Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия
  7. Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь по коррекции нарушений слоговой структуры слова
  8. Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь по формированию грамматического строя речи
  9. И. Скворцова Логопедические игры
  10. Н.Э. Теремкова Логопедические домашние задания по формированию связной речи.

Рабочая программа «Говорим правильно» по коррекции звукопроизношения

Людмила Александровна Кулак
Рабочая программа «Говорим правильно» по коррекции звукопроизношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Говорим правильно»

Коррекция звуковой стороны речи детей 4 – 7 лет

(платные дополнительные образовательные услуги)

1. Паспорт программы….…3

2. Пояснительная записка…. 4

3. Структура рабочей программы и основные направления учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы…. …. 5

4. Организация учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми 4 – 7 лет…. ….…6

5. Задачи и содержание учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал….7

6. Перспективное планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми 4 – 7 лет …. ….8

7. Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы «Говорим правильно» коррекция звуковой стороны речи детей 4 – 7 лет …. ….11

8. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы …. 12

9. Состояние звукопроизносительной стороны речи….13

Рабочая программа «Говорим правильно» Коррекция звуковой стороны речи детей 4 – 7 лет составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка, с «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Н. В. Нищевой и методическим пособием И. Ю. Кондратенко «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте», которая направлена на развитие функции артикуляционного аппарата, формирование звукопроизношения, развитие фонематического и слухового восприятия, развитие физиологического и речевого дыхания.

Программа отражает наличие приоритетных направлений деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательном учреждении по познавательно – речевому развитию детей. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Читайте также:
Использование метода биоэнергопластики при дизартрии

Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения.

Целью данной рабочей программы является коррекция звуковой стороны речи детей 4 – 7 лет.

Программа содержит подробное описание организации и содержания учебно – воспитательной и коррекционно–развивающей работы для детей из групп общеразвивающей направленности детей 4 – 7 лет по платным дополнительным образовательным услугам, даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете.

Структура рабочей программы и основные направления учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы

(платные дополнительные образовательные услуги)

В соответствии с профилем дополнительной платной образовательной услуги «Говорим правильно» речевое развитие выдвинуто в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Отражая специфику работы в данной группе и учитывая её направленность, рабочая программаимеет следующую структуру:

Коррекция звуковой стороны речи.

1. Обследование речи детей.

2. Укрепление артикуляционной моторики;

3. Уточнение или постановка нарушенных звуков;

4. Закрепление звука в слогах, словах;

5. Дифференциация оппозиционных звуков;

6. Заучивание потешек, скороговорок, загадок и стихов с поставленным звуком;

7. Автоматизация звука в связной речи: сказки, рассказы по сюжетным картинкам и по серии картинок.

8. Обследование речи детей.

Организация учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми 4 – 7 лет

Занятия проводятся логопедом 2 раза в неделю индивидуально. Продолжительность занятия – 30 минут (в соответствии с СанПиН)

Примерное расписание работы логопеда с данной группой детей

Вторник …. ….11.00 – 12.00

Четверг ….11.00 – 12.00

(2 занятия в неделю, 8-10 занятий в месяц, 70 занятий в год)

Предметно – пространственная развивающая среда

В кабинете логопеда развивающая среда организована таким образом, что способствует развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.

Логопедический кабинет – это место, куда каждый ребёнок идёт с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечивает максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу, игры, дидактические материалы, литература – обязательные условия.

Задачи и содержание учебно-воспитательной

и коррекционно-развивающей работы

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных и согласных звуков в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих, аффрикатов, соноров и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в речевой деятельности.

Перспективное планирование учебно–воспитательной и коррекционной работы с детьми 4 – 7 лет

(платные дополнительные образовательные услуги).

Неделя Развитие фонетико-фонематической стороны речи Коррекция произносительной стороны речи

1. Обследование звукопроизношения

2. Обследование звукопроизношения

3. Обследование звукопроизношения

4. Формировать умение различать речевые и неречевые звуки. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

1. Формировать умение различать речевые и неречевые звуки. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

2. Формировать умение выделять из ряда звуков гласный звук А. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

3. Формировать умение выделять из ряда звуков гласный звук У. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

4. Формировать умения выделять начальный ударный гласный звук А. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

5. Формировать умения выделять начальный ударный гласный звук У. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

1. Формировать понятие звук. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

2. Формировать понятие гласный звук. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

3. Звуки А – У Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

4. Звук О Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

1. Звук И Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Звуки О – И Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

3. Звуки А – О – У – И Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Закреплять понятие звук, гласный звук и умения оперировать им. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой

3. Формировать умение различать гласные звуки. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой

4. Звук Т Совершенствование артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

1. Звук П Совершенствование артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

2. Звук Н Совершенствование артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

3. Звук М Совершенствование артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

4. Звук К Сформировать правильные уклады свистящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

1. Звук С Сформировать правильные уклады свистящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в словах в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Звук З Сформировать правильные уклады свистящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в предложениях в игровой и свободной речевой деятельности.

Читайте также:
Звук (3) - конспект логопедического занятия

3. Звук Ц Сформировать правильные уклады свистящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в предложениях в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Звук Ш Сформировать правильные уклады шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

5. Звук Ж Сформировать правильные уклады шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

1. Звук Ч Сформировать правильные уклады аффриката Ч, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Звук Щ Сформировать правильные уклады аффриката Щ, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

3. Звук Л Сформировать правильные уклады сонора, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Звук Р Сформировать правильные уклады сонора, автоматизировать поставленные звуки в слогах в игровой и свободной речевой деятельности.

1. Звуки С – З Дифференциация оппозиционных звуков

2. Звуки Ш – Ж Дифференциация оппозиционных звуков

3. Обследование звукопроизношения

4. Обследование звукопроизношения

Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы «Говорим правильно» коррекция звуковой стороны речи детей 4 – 7 лет (платные дополнительные образовательные услуги)

Выполнением программы считаю результаты:

75% детей – со средним уровнем развития звукопроизносительной стороны речи;

25% детей – с высоким уровнем развития звукопроизношения.

Состояние звукопроизносительной стороны речи

№ Фамилия, имя ребёнка Нарушенные звуки Всего звуков

Презентация детского сада. Очень хочется познакомить Вас с дошкольным учреждением в котором я работаю. В нашем детском саду работает 33 педагога. 50% педагогов имеют.

Проект внедрение дополнительных платных образовательных услуг «Образование со всех сторон» Пояснительная записка. Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей.

Рабочая программа (дополнительного образования) по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет «Говори правильно»
рабочая программа

Программа представляет систематизированный опыт работы, направленный на коммуникативно – речевое развитие и социальную интеграцию воспитанников ДОУ в среде сверстников. Она включает в себя: речевые, коммуникативные игры и упражнения; артикуляционную, дыхательно – голосовую, фонопедическую и логоритмическую гимнастику и другие нетрадиционные формы оздоровительной работы. Программа составлена по принципу: от простого к сложному. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.

Основой планирования коррекционной работы является индивидуальный подход. Лексический и дидактический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей 5-7 лет, при этом во внимание принимаются зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой широко используется для проговаривания детьми наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

Скачать:

Вложение Размер
Рабочая программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения 48.02 КБ

Предварительный просмотр:

по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

(срок реализации – 1 год)

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

У большинства детей к 4-5 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, принимают стойкий характер.

Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.

Первая причина – недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Вторая причина – недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.

Ранее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами и родителями детей дошкольного возраста.

Краткое содержание программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» разработана для детей 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия, составлена на основе программно-методических рекомендаций Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Обновление содержания осуществляется на основе «Методических рекомендаций по постановке у детей звуков», «Артикуляционная гимнастика»Е.А.Пожиленко, пособий В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Е. Косиновой «Уроки логопеда», Л.С Лыловой, Е.К.Ахметовой «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», комплекта пособий по закреплению произношения звуков Ю.Б.Жихаревой-Норкиной, комплекта пособий Г.А.Османовой, Т.С.Перегудовой «Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков», Н. Нищевой «Будем говорить правильно».

Программа представляет систематизированный опыт работы, направленный на коммуникативно – речевое развитие и социальную интеграцию воспитанников ДОУ в среде сверстников. Она включает в себя: речевые, коммуникативные игры и упражнения; артикуляционную, дыхательно – голосовую, фонопедическую и логоритмическую гимнастику и другие нетрадиционные формы оздоровительной работы. Программа составлена по принципу: от простого к сложному. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.

Новизна данной программы заключается в проведении интегрированных подгрупповых занятий, ориентированных на профилактику и коррекцию нарушений фонетической стороны речи детей нашего детского сада, не посещающих группы компенсирующей направленности.

Основой планирования коррекционной работы является индивидуальный подход. Лексический и дидактический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей 5-7 лет, при этом во внимание принимаются зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой широко используется для проговаривания детьми наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

Принципы построения программы .

Преодоление речевых нарушений осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В коррекционную систему обучения и воспитания детей с нарушениями речи положены следующие принципы:

  • основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей – принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в речи;
  • использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов);
  • раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи с опорой на онтогенез, что предполагает анализ объективных факторов формирования речевой функции ребенка и выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
  • взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • дифференцированного подхода в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого дефекта;
  • связь речи с другими сторонами психического развития;
  • рациональный подбор материала, используемого на занятиях с учетом возраста, возможностей ребенка.
  • взаимодействия – партнерские взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Цели и задачи реализации программы.

Цель: создание оптимальных педагогических условий, обеспечивающих коррекцию фонетических нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Основными задачами реализации программы «Весёлый язычок» являются:

  • подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (постановка звуков) .
  • Формирование навыков правильного использования звуков в речи (автоматизация умений).
  • Формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).
  • осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
  • реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в кружковой форме с получением специализированной помощи в коррекциифонетической стороны речи.

Организационные условия реализации программы «Весёлый язычок».

Даная программа по коррекции звукопроизношения является дополнительной образовательной услугой и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей 5–7, не посещающих группы компенсирующей направленности, в условиях кружковой деятельности.

Комплектование: В кружок «Весёлый язычок» зачисляются дети, посещающие детский сад, имеющие фонетические нарушения в развитии устной речи:

  • – нарушение произношения – фонетический дефект;
  • – фонематическое недоразвитие речи;
  • – фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Сроки реализации рабочей программы – 1 год. Общее количество часов – 48 часов (может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта и индивидуально-личностных особенностей детей). Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, во второй половине дняс октября по апрель. Продолжительность одного занятия составляет один академический час – 25-30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.

Норма наполнения группы – до10 детей. Зачисление воспитанников осуществляется на основе социального запроса родителей. Форма организации: индивидуальная, подгрупповая. В подгруппы подбираются дети с однородными нарушениями речи. Количество детей в подгруппе – от 2 до 4 человек. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции звукопроизношения.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Руководитель кружка (учитель-логопед) осуществляет систематическое взаимодействие с воспитателями, родителями детей, занимающихся в кружке, оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям детей в определении причин речевых нарушений, дает рекомендации по их преодолению (индивидуальные тетради детей).

Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, который соответствует требованиям СанПин, ТБ и ПБ.

Методы и приемы , используемые в программе:

– метод совместных действий;

– предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

Программа строится на личностно-ориентированном обучении, с использованием этиопатогенетического и индивидуально – дифференцированного подхода к состоянию фонетической стороны речи детей, имеющих различный уровень нарушенного звукопроизношения, поэтому два раза в год проводится мониторинг сформированности звуковой стороны речи у детей, посещающих кружок: стартовый- октябрь, итоговый -апрель.

Целью стартового мониторинга является: выявление сформированности произношения звуков речи изолированно, в слогах, словах, предложениях, составление индивидуального маршрута по коррекции звукопроизношения.

Целью итогового мониторинга является осуществление анализа динамики сформированности произношения звуков речи.

Вариативность проведения диагностики: Логопедическое обследование дошкольников с недостатками звукопроизношения проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой.

Этапы реализации дополнительной программы «Весёлый язычок».

Вся индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения делится условно на два этапа.

1. Этап. Подготовительный.

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  • Развитие слухового внимания, развитие речевого дыхания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
  • Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
  • В процессе систематических тренировок – овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

2. Этап. Формирование произносительных умений и навыков

  • Устранение дефектного звукопроизношения
  • Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционные и акустические.
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Структура занятия по коррекции звукопроизношения

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука большее внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, тогда как на этапе автоматизации звука главное – развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического восприятия.

Данная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов.

  1. Организационный момент. Релаксационные упражнения. Упражнения на формирование пространственных представлений, развитие слухового восприятия.
  2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
  3. Массаж или самомассаж
  4. Мимические упражнения.
  5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
  6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением.
  7. Развитие фонематического восприятия.
  8. Преодоление нарушений слоговой структуры слов.
  9. Постановка звука.
  10. Автоматизация звука:
  • Автоматизация звука в слогах.
  • Автоматизация звука в словах.
  • Автоматизация звука в словосочетаниях.
  • Автоматизация звука в предложениях.
  • Автоматизация звука в чистоговорках.
  • Автоматизация звука в загадках и стихах.
  • Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Содержание программы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми дефектами приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Дополнительная образовательная программа “Говори Правильно”

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы в первую очередь зачисляются дети с ТНР, возникает необходимость оказывать помощь детям, по объективным причинам не попавшим в группу, в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О. В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).

1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

3. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

4. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

преподаватели

Никифорова Светлана Анатольевна, учитель логопед, дефектолог высшей квалификационной категории МБДОУ д/с№8″Белочка”

Дополнительная образовательная коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно».

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок».

ТОГБУ Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАПРОГРАММА

по преодолению нарушений звукопроизношения

у детей старшего дошкольного возраста

«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Список использованной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания индивидуальной логопедической помощи дошкольникам 4-7 лет, имеющим речевые нарушения. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования звуковой культуры речи. Данные программы рассчитаны на индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, которая осуществляется в форме индивидуальных логопедических занятий.

Задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы определяются с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта ребенка и его личностных особенностей. Коррекционные мероприятия включаются в программу на основе проведѐнной диагностики уровня речевого развития, и соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребѐнка. Программа включает в себя мероприятия, направленные на развитие различных компонентов речевой системы: формирование звукопроизношения, нормализация артикуляционной моторики, развитие фонематических процессов, коррекция слоговой структуры слова, совершенствование грамматической стороны речи на базе поставленных звуков.

Овладение правильным произношением речевых звуков является важным звеном в развитии речи ребенка. К 5 годам заканчивается процесс становления звукопроизношения (Л.Г. Парамонова). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в период до 5 лет, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение ранней диагностики и коррекции речевого недоразвития с целью предупреждения затруднений при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972).

В рамках дополнительной образовательной программы «Учимся говорить правильно» при оказании специализированной логопедической помощи детям, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, осуществляется коррекция и профилактика речевых нарушений, что в свою очередь, повышает эффективность успешного воспитания, развития и обучения детей.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе программ и методических рекомендаций дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи, с учётом их возрастных, индивидуальных и речевых особенностей, в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования для использования в практической работе.

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии:

1. С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. С СанПиН № 2.4.1. 3049 -13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

3. С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

4. С постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг».

5. С Уставом ТОГБУ Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок».

В основу данной программы положены:

· Н.В. Нищева. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет». Санкт-петербург 2014.

· Л.С. Лылова «Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. – Воронеж: 2012- 176 с.

· Маслова Е.Н. Ускоренная постановка звуков. Методическое пособие – Изд.: Корифей, 2009.

При составлении рабочей программы также были использованы:

1. Г. А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Методические рекомендации М: Просвещение, 1985.

2. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

3. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗ­ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 128 с.

4. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.

5. Т. А. Ткаченко. «Учим говорить правильно» система коррекции ОНР у детей 5 и 6 лет – в 2-х книгах – М: «Гном», 2003

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа направлена на работу с детьми дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи.

Реализация программы обеспечивает овладение звуковой культурой речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Новизна данной программы представляет собой разработанную коррекционно-развивающую систему логопедической работы, через совокупность использования методов и приёмов, предусмотренных коррекционно-развивающей программой, и применение гуманно-личностной технологии, учитывающей реальные возможности каждого ребёнка. В данной программе использованы разнообразные виды упражнений по развитию речи и других высших психических функций; чередование видов деятельности с целью развития анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.д.; создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности; обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребёнку; повышение мотивации к процессу обучения.

Таким образом, владея современными образовательными технологиями и методиками, осуществляется целостный коррекционный процесс.

Отличительные особенности программы:

  • использование элементов методики ускоренной постановки звуков (Е.Н.Масловой);
  • построение занятий с учетом личностных особенностей ребенка;
  • наличие рекомендаций для родителей для активного закрепления материала, а также вовлечения родителей в учебный процесс;
  • развитие коммуникативных способностей.

Актуальность

Данная программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6- летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи.

Педагогическая целесообразность программы заключается в оказании помощи детям, нуждающимся в коррекции речевого развития. Дети с речевыми нарушениями, не имеющие возможности посещать группы компенсирующей направленности, получают квалифицированную помощь учителя-логопеда.

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

· развивать артикуляционную моторику, формировать правильные артикуляционные уклады;

· формировать произносительные навыки (в зависимости от этапа работы над звуком);

· развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза;

· формировать лексико-грамматические категории и связную речь на базе правильно произносимых звуков;

· развивать просодическую сторону речи;

· развивать самоконтроль за речью.

Организационно-педагогические условия

При прохождении Программы, для успешного решения поставленных задач, используются специальные принципы логопедической работы:

1. Принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.

2. Принцип деятельностного подхода, позволяющий определить тактику коррекционного воздействия с учетом ведущей деятельности возраста – игровой.

3. Принцип комплексного подхода, осуществляющийся путем реализации коррекционной работы, направленной на весь комплекс симптомов, выявленных у дошкольников.

4. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

5. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям.

6. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма.

7. Принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях.

Выбор метода обучения определяется:

  • характером речевого нарушения
  • содержанием и задачами коррекционно-логопедического воздействия
  • этапом работы
  • возрастными особенностями ребенка
  • индивидуальными особенностями ребенка

Методы обучения

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом

артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении.

наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • развитие фонематического восприятия, фонематиче­ских представлений, доступных возрасту форм звуко­вого анализа и синтеза;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков и различных звуко-слоговых сочетаний;
  • вызывание и постановка отсутствующих и ис­каженных звуков;
  • автоматизация (первоначальный этап) исправленных зву­ков в облегченных фонетических условиях;
  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса и грамматических категорий в процессе закрепления по­ставленных ранее звуков;
  • дифференциация звуков (на слух и в произношении).

Адресат программы: дошкольники, имеющие нарушения:

1) з вукопроизношения;

2) фонематического слуха.

Сроки реализации программы

Временные границы реализации Программы могут варьироваться от 2 месяцев до 1 учебного года.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следу­ющих факторов:

· степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

· помощи со стороны родителей.

Выпуск дошкольников проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Формы и режим занятий

Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий 2 раза в неделю. В соответствии с требованиями санитарных правил и норм, продолжительность занятий составляет 30 минут. Количество занятий по определённой теме, последовательность изучения звуков определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

Набор детей для индивидуальных занятий осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), учителя-логопеда, запросу родителей (законных представителей). Условия оказания коррекционной помощи ребёнку закрепляются соответствующим Договором.

Характеристика речевых нарушений

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:

· Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится: ама (рама), уна (луна).

· Замена одного звука речи другим, как правило, более простым по артикуляции (лама или йама — рама, йуна — луна).

· Смешение (взаимозамена) звуков — одно и то же слово прини­мает разный звуковой облик (рыба —лыба — йыба).

· Искаженное произношение звука, т. е. замена звуком, отсутству­ющим в фонетической системе русского языка (например, межзубное произнесение звука [с] или «горловое» [р]).

В зависимости от того, какие звуки не сформированы или наруше­ны, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

· Сигматизм — недостатки произношения свистящих ([с], [с’], [з], [з 1 ], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.

· Ротацизм — недостатки произношения звуков [р] и [р’].

· Ламбдацизм — недостатки произношения звуков [л] и [л’].

· Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков [к] и [к’]; гаммацизм — звуков [г] и [г’]; хитизм — звуков [х] и [х’]; йотацизм — звука [ j ].

Таким образом, можно говорить о семи видах неправильного про­изношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет не­сколько разновидностей, например сигматизм может быть: межзуб­ный, боковой, носовой и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправ­ления.

Кроме того, выделяют также дефекты озвончения и оглушения, требующие также определенного коррекционного воздействия:

· дефекты озвончения — недостатки произношения звонких со­гласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: [б] — [п], [д] — [т], [в] — [ф], [з] — [с], [ж] — [ш], [г] — [к] и т. д. Этот недостаток нередко встречается у де­тей, страдающих снижением периферического слуха;

· дефекты смягчения — недостатки произношения мягких со­гласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, [д’] — [д], [п’] — [п], [р’] — [р] и т.д. (тота — тетя, Анута — Анюта, пат — пять).

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay ), или фонематические (Р. Е. Левина), дефекты, при кото­рых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay ), или фонетические , дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат определяется в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка, сложности речевого дефекта, регулярности занятий, помощи со стороны родителей, а также, при необходимости, сочетания логопедического воздействия с медикаментозным лечением и физиотерапией.

В результате реализации программы ребенок научится:

· узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узна­вать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произ­несение звука от ненормированного);

· осуществлять слуховой контроль за собственным произнесени­ем и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

· принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечи­вающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

· безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

У ребенка разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, сформируются лексико-грамматические категории и связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Успешность овладения содержания Программы ребёнком отслеживается методами логопедической диагностики. Обследование состояния звукопроизношения включает:

1) обследование строения и подвижности артикуляционного аппа­рата;

2) обследование звукопроизношения;

3) обследование фонематических процессов.

Диагностический инструментарий

логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

с нарушением звукопроизношения

по методике Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.

Дополнительная общеобразовательная программа по коррекции звукопроизношения с использованием логопедического массажа “Научите меня говорить правильно”

Дорофеева Светлана Евгеньевна , учитель-логопед
ЯНАО Тюменская обл. г.Ноябрьск

Данная программа разработана с целью оказания логопедической помощи учащимся, имеющим нарушения звукопроизношения. Постоянно растущая тенденция увеличения процента детей школьного возраста привела к организации дополнительной платной услуги по устранению недостатков фонетической стороны речи обучающихся с использованием логопедического массажа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Дополнительная общеобразовательная программа

по коррекции звукопроизношения с использованием логопедического массажа

«Научите меня говорить правильно»

учитель-логопед МБОУ СОШ №12

Данная программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющим нарушение звукопроизношения.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Постоянно растущая тенденция увеличения процента детей школьного возраста с нарушениями звукопроизношения привела к организации дополнительной платной образовательной услуги по устранению недостатков фонетической стороны речи обучающихся с использованием логопедического массажа.

Программа рассчитана для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Формирование групп детей для занятий осуществляется через заключение договора с родителями об оказании дополнительных платных услуг.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 минут.

Цели и задачи программы

Формирование у детей младшего школьного возраста правильного звукопроизношения.

– формирование и развитие артикуляционной моторики;

– развитие дыхания и голосообразования;

– формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

– дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с тяжелой степенью дизартрии.

Актуальность написания программы заключается в том, что проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у детей младшего школьного возраста приобретает глобальный характер. На сегодняшний день наибольший интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения.Использование массажа при постановке звуков позволяет в более короткие сроки поставить звук, а также нормализовать работу всего артикуляционного аппарата.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Нарушение речи отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности и поведении. Это сказывается и на овладении грамотой, и на успеваемости в целом, а в дальнейшем – и на выборе профессии.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Общая характеристика программы

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого – либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Данная программа предусматривает проведение логопедического массажа в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, шек, мягкого нёба.

Как и любая программа, программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников «Говори правильно», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

– гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта;

-рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

-реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода – опоры коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально — дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционной работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

– системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе. В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Содержание программы коррекционного курса «Научите меня говорить правильно» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся:

– произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

– языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

– сложной слоговой структуры слова;

– фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Научите меня говорить правильно» являются:

– формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

– освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

– формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.

– правильно произносить все звуки речи в различных позициях;

– чётко дифференцировать все изученные звуки;

– овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников специальной (коррекционной) школы № 25 VIII вида подготовительного А, 1Б, 2Б, 2В классов

Пояснительная записка

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространённым является нарушение звукопроизношения. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками.

Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.

Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

Р.М. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.

Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

· Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.

· Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР, 1991г.

Для создания программы проанализированы:

– Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

– Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и Д, 2000 г.)

Программа рассчитана на …. часа в год (4 час в неделю).

Цель программы:

Построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях школьного логопункта.

Программа способствует решению ряда задач:

– устранение речевых дефектов;

-организация содружественной медико-педагогической работы специалистов

Параллельно с реализацией основных задач логопедом так же решаются следующие задачи:

– восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

– восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя и речи;

– развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

– развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

– обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению;

– нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.

2.Основное содержание программы

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с логопатами. Программа рассчитана на 34 часа. Количество занятий для каждого ребенка будет зависеть от возраста, работоспособности и структуры дефекта. По времени проведения и общим задачам он делится на этапы:

I этап – Подготовительный.

Цель этапа : Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Содержание работы: Работа идёт по нескольким направлениям одновременно: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

II этап – Формирование произносительных умений и навыков.

1. Постановка звуков

Цель этапа: Добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких звуков), отработка произношения изолированного звука.

Три способа постановки звука:

1. По подражанию:

Внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Используются тактильно – вибрационные ощущения (ладонью), проверяем толчкообразную струю воздуха. На этом этапе используются звукоподражания.

2. Постановка звука с механической помощью:

Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового, тактильно – вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.

3. Смешанный способ:

Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука. Собственно сама постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.

2. Автоматизация звука:

Цель этапа: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы: Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу нужно подходить, если усвоен предыдущий.

В каждом периоде все занятия по коррекции звукопроизношения распределены по степени нарастающей сложности:

­ упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.

­ упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

­ закрепление приобретенных навыков в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

III этап – Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Цель этапа: формирование и развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.

Содержание работы: развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

1. Дифференциация звуков:

Цель этапа: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

IV этап – Развитие связной выразительной речи.

Цель этапа: введение правильно произносимых звуков в спонтанную речь.

Содержание работы: развитие лексико-грамматической стороны речи; обучение рассказыванию; нормализация просодической стороны речи.

Форма итогового контроля:

Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале каждого этапа логопедического занятия.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

– чистая, правильная речь,

– со значительным улучшением,

– с незначительным улучшением,

3.Требование к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

– термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

– знать все части артикуляционного аппарата и их функции.

Умения и навыки учащихся к концу учебного года

Членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги.

Различение звуков на слух и в собственном произношении, установление следовательности в словах.

Анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам и коротких текстов, ответы на вопросы по содержании прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Написание строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и букваря прочитанных и разобранных слов и предложений

Запись без искажения под диктовку слов, написание которых совпадает с произношение

предложений из таких слов.

Обучающиеся должны уметь:

слушать инструкцию логопеда и последовательно её выполнять;

правильно выполнять артикуляционные упражнений перед зеркалом (сопряжённо, отражённо, самостоятельно);

– выполнять простейшие приёмы самомассажа;

– вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

– замечать ошибки в произношении;

– добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;

– задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;

– определять место ударения в слове;

– вычленять слова из предложений;

– составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;

– свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей;

– различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;

– определять сходство и различие дифференцируемых звуков;

– уметь дать характеристику звукам;

– владеть навыком пересказа;

– уметь организовать учебную работу,

– проявлять наблюдательность к языковым явлениям,

– производить самоконтроль, контрольные действия.

4. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы.

Контрольное обследование детей, посещавших логопедические занятия, в конце года для определения уровня речевого развития после коррекции звукопроизношения.

5.Тематическое планирование

6. Литература

1. Т.В. Будённая «Логопедическая гимнастика», СПб, «Детство-Пресс» 2001г.,

2. Л.С. Волкова «Логопедия», М, «Просвещение» 1995г.,

3. Р.А. Залмаева «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.,

4. Г.А. Каше « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,

5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М., Гном-ПРЕСС 1998г.,

6. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,

7. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина «Основы логопедии», М., «Просвещение», 1989г.,

8. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1989г

Календарно-тематическое планирование.

(Данилов Алексей – нарушено произношение звуков Ц,Ш,Л,Ж,Р,Р*,Ч,Щ)

Тема занятия

Содержание работы

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

Развитие мелкой моторики.

Развитие ручной моторики.

Формирование воздушной струи. Дыхательные упражнения.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Развитие ручной моторики.

Формирование внимания и памяти.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие фонематического слуха.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Комплекс упражнений для постановки звука Ц.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Постановка звука Ц.

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука Ц в обратных и прямых слогах.

· Формирование понятия «место звука в слове».

· Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с» в начале и конце слова, развитие навыков звукобуквенного анализа слов .

· Выделение хорошо произносимого согласного звука в середине слова.

· Определение наличия звука «с» в слогах на слух.

· Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в слогах со стечением согласных.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в словах.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в словах и предложениях.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Автоматизация звука Ц в предложениях.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Дифференциация звуков С – Ц.

Автоматизация в спонтанной речи.

Дифференцировать на слух звук в слогах, словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Постановка звука Ш

Комплекс упражнений для постановки звука Ш.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в обратных слогах и словах.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных и словах.

Автоматизация в спонтанной речи.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Комплекс упражнений для постановки звука Л.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: