Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР

Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР (в контексте реализации ФГОС НОО)

Аннотация: Данная программа рассчитана на обучающихся 2-х классов, зачисленных на логопедические занятия по заключению «Фонетическое недоразвитие речи». Работа по данной программе предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи, связной устной и письменной речи, дети усваивают правила орфоэпии, знакомятся с различными жанрами. В программе предусмотрены комплексные занятия и проекты. Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов общеобразовательных школ.

Программа логопедической работы
по развитию устной и письменной речи
у обучающихся 2-х классов с ФНР
(в контексте реализации ФГОС НОО)

Развитие речи – это одно из основных направлений в работе логопедических пунктов. Так как школьник, обладающий достаточным словарным запасом, умеющий грамматически и орфоэпически грамотно строить диалог, знающий все принципы и правила монологической речи, для современной школы большая редкость. И дело даже не в правильном или неправильном произношении звуков у детей, а именно в том, что вся система речи у них сформированна недостаточно хорошо, как часто говорят педагоги: «Вроде не шепелявит и не картавит, а всё равно как-то не правильно говорит, звучит ребёнок как-то неправильно».

Работа по развитию речи у младших школьников многогранна. Ведь речь – это будущий успех или не успех в жизни.

В настоящее время способности хорошего оратора очень ценятся практически в любой профессиональной области. Умение грамотно строить фразу, чётко, внятно, интоннированно, орфоэпически верно вести диалог, строить монолог – это те составляющие, которые необходимы каждому человеку.

От качества устной речи зависит качество письменной речи. Хотя стоит отметить, что современные коммуникационные технологии позволили людям практически не подписывать открыток, не писать писем, заменяя их короткими сообщениями либо по телефону, либо короткими переписками в электронной почте. Заметим, что в интернете существует даже свой язык, который в достаточной мере не соответствует нормам русской орфографии, пунктуации и орфоэпии. Эмоциональность фразы усиливается с помощью знаков-смайликов. И пользуются этим «электронным языком» практически все: и дети, и взрослые, и прекрасные ораторы в том числе.

Так что в работе по развитию речи обычно выделяются два тесно связанных между собой направления – это развитие устной речи и развитие письменной речи. Очень важно донести до школьников то, что общение может быть не только устным, но и письменным, не только односложным, но и красивым, многогранным, мелодичным. Важно научить детей любить свой язык, его звучание, его культуру.

Но не все дети, обучающиеся в начальной школе, в состоянии без специальной помощи овладеть действительно развитой речью.

Изначальные стартовые возможности каждого ребёнка различны, особенно, если это касается обучающихся с речевой патологией. В этой группе учеников, (а она достаточно обширна) выделяются: дети с общим недоразвитием речи, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с фонетическим недоразвитием речи.

Обычно у детей с ФНР в основном страдает произношение, у детей с ФФНР кроме звукопроизношения нарушаются в большей степени фонетико-фонематические процессы, а вот у обучающихся с ОНР происходит недоразвитие всех систем речи. Путь к грамматически грамотной устной и, особенно, письменной речи у детей каждой группы свой. Данная программа предусматривает работу с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи (ФНР).

Характеристика обучающихся с ФНР

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточнаясформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточнаясформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуковогосостава слова;
  • недостаточнаясформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большогоколичества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний,инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточнаясформированность произвольности в общении и деятельности.

  • недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средствдостижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Читайте также:
Конспект НОД и презентация Автоматизация звука (Л)

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к освоению обучающимися норм и правил родного языка, к которым относятся:

  1. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания;
  2. Формирование понимания о том, что язык это основное средство человеческого общения;
  3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, курс «Развитие речи у детей с ФНР» становится более чем актуальным.

Данная программа ориентирована наобучающихся 2-х классов с ФНР, и имеет под собой следующую цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку) .

1. Усвоение новых слов и их значений.
2. Совершенствовать представления о многозначности слов, о принципах синонимии, омонимии, о словах-антонимах.
3. Совершенствовать знания о «крылатых словах» и фразеологических оборотах.
4. Установление логических и языковых связей между предложениями;
5. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
6. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
7. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
8. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
9. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
10. Обучение конструированию сложного предложения.
11. Дать представления о жанрах и средствах художественной выразительности произведений.
12. Обучение выборочному пересказу, сжатому пересказу, пересказу с перестройкой текста и с творческими дополнениями.
13. Обучение письменному изложению, близкому к тексту, сжатому изложению, творческому изложению
14. Обучение написанию сочинений-описаний, сочинений-рассуждений.
15. Обучение правилам произношения согласных и гласных звуков.
16. Обучение правилам произношения заимствованных слов и отдельных грамматических форм
17. Развитие мыслительных процессов, памяти, внимания.

Работа по развитию речи строится на произведениях, таких авторов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И. Крылов, В.А. Осеева и др. Кроме грамматических задач перед детьми ставится задача понять смысл произведения, понять, в чём мораль басен, каков главный герой и его поступки, оценить правильность действий и т.д.

В данной программе предусмотрены комплексные занятия, на которых используются не только тексты произведений, но просмотр определённых сюжетов, картин и их описание.

Курс состоит из 36 занятий по 2 часа каждое. Всего 72 часа.

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция устной и письменной речи у школьников»

Описание образовательной программы

  • Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрено
  • Внеурочная деятельность. Рабочие программы не предусмотрено
  • Методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса

Группы дополнительного образования

Педагогические работники

Практика по программе

  • Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрено

Электронное обучение

Дистанционные образовательные технологии

Численность обучающихся

Дополнительная информация

Систематическое обследование учителями-логопедами всех учащихся первых классов в последние 10 лет стабильно выявляет большое количество детей, имеющих предпосылки к смешанной форме дисграфии или ее элементам (около 50% от общего количества учащихся первых классов). За это время число учащихся, посещающих логопедические пункты, увеличилось в 3,5 раза. Это связано с тем, что детей с той или иной неврологической симптоматикой становится все больше, а в процессе обучения на них значительно увеличиваются нагрузки. В одном классе оказываются дети с разным уровнем подготовленности, нередко имеющие различные соматические заболевания и незначительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате, возникают трудности в обучении, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головные боли, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность, леность.

Такие симптомы рассматриваются в структуре СДВГ. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов (памяти, внимания, мышления) и негативно отражается на процессе обучения. У большинства детей имеется неврологическая симптоматика, не вызвавшая серьезных опасений, пропущенная в раннем детстве, но не исчезнувшая бесследно.

Как правило, все эти дети страдают дисграфией или дислексией разной степени выраженности.

В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-3 классов.

Актуальность

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

Читайте также:
Конспект непосредственно-образовательной театрализованной деятельности с использованием логопедической ритмики

При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июня 2002 года N 29/2194-6

[О Рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида]

Направляем для использования в работе Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения, и в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного Закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь при организации логопедической работы с обучающимися, воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Начальник Управления
специального образования
Т.В.Волосовец

Рекомендации
по организации логопедической работы в специальном
(коррекционном) образовательном
учреждении VIII вида

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.

Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.

Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев редут к нарушениям письменной речи.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся и отбор
их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).

Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными:

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну-две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.

Читайте также:
Проект логопеда - Дерево знаний

Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются, в разных положениях (в начале, середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.

К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две-три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2-3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий – 2-4 обучающихся.

При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.

Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно-дидактическим материалом (приложение 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями,
педагогом-психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.

Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.

Читайте также:
Важность своевременной диагностики нарушений речи

Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.

Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи) и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.

Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.

Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты воспитателю рекомендуется проводить так называемые “логопедические минутки”, составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.

Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепление словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.

Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической фазы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.

Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

Связь-логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные пособия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, пpoделанной за год.

Приложение 1

Примерная форма журнала учета обучающихся
с недостатками речи

Успеваемость по русскому (родному) языку

Дата зачисления на логопеди-
ческие занятия

Аннотация к рабочей программе «Логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»

Аннотация к рабочей программе «Логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов».

С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих различного рода речевыми нарушениями. Среди поступающих в первый класс МАОУ «СОШ № 30 имени 10-гогвардейского УДТК» у большинства обучающихся наибольшее распространение имеют дефекты звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие. Недостатки развития фонематического восприятия проявляются в том, что дети испытывают затруднения при воспроизведении на слух цепочек слогов с парными (по твёрдости-мягкости или звонкости-глухости) согласными звуками, либо согласными, сходными по акустическим или артикуляционным признакам. Проблемы дифференциации согласных звуков. Страдает слоговая структура речи обучающегося (усечение, добавление, перестановка слогов). Сложными для многих детей являются и процессы звукобуквенного анализа и синтеза (определение на слух, наличия, места звука в слове, количества и последовательности звуков; объединение звуков, слогов в слово). Недоразвитие данных речевых функций приводит к серьёзным проблемам в процессе формирования письменной речи (чтения и письма), и как следствие, неуспеваемости и стойкой дезадаптации обучающихся, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на процесс формирования учебной мотивации и психологическое здоровье ребёнка.

Читайте также:
Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

В результате введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникает необходимость внедрения новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая программа логопедической работы по коррекции нарушений письменной и устной речи с обучающимися 1 – 4 классов разработана на основе требований ФГОС и:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» -ФЗ;
  • Устава МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК»;
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 01.01.2001 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.Я. Ястребовой, Т. Б. Бессоновой (Москва, 1996г);
  • Положения о логопедическом кабинете МАОУ «СОШ №30 имени 10го гвардейского УДТК»;
  • Основной общеобразовательной программы начального общего образования, реализующей Федеральный государственный стандарт начального общего образования (1-4 классы)

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий, по корректированию нарушений устной и письменной речи в 1 – 4 классах, составлена на основе:

    1. Программ «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов c ФФНР», «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 – 4 классов с ФФНР/НВОНР». Авторы-составители: Е., СеменютаЛ.В., А.
    2. «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» М.
    3. Программа по преодолению нарушения письма у младших школьников, а также в рабочую программу были включены методические рекомендации и практические разработки по преодолению разных форм дисграфии В., Н., Н.
    4. Программно-методических материалов для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов Ю.Е.Розовой, Т.В. Коробченко

Данная рабочая программа составлена с учетом контингента детей, обучающими в начальных классах, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико-грамматических средств речи. Программа указывает направления, последовательность и содержание логопедической работы с учащимися 1 – 4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи. Разработка программы осуществлялась на основании анализа результатов углубленной первичной диагностики речевого развития учащихся 1- 4 классов по материалам А. «Обследование устной и письменной речи».

Основная цель логопедической программы – создание системы коррекционной работы по преодоление нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.

  1. Коррекция дефектов произношения.
  2. Формирование полноценных фонематических процессов.
  3. Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  4. Формирование навыков правильного воспроизведения слов сложной слоговой структуры.
  5. Формирование навыков ритмико-мелодического и интонационного оформления высказывания.
  6. Обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования; формирование умения адекватного употребления слов в самостоятельной речи.
  7. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
  8. Формирование умений и навыков построения связного высказывания. (особое внимание необходимо обратить на формирование учебного высказывания с использованием учебной терминологии по типу рассуждения и доказательства, начиная с первого класса).

Основные принципы программы:

  • Принцип учета этиологии и механизмов речевых нарушений.
  • Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования (качественный – для построения логопедической работы; количественный – для отслеживания динамики коррекционной работы).
  • Принцип системности (в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).
  • Принцип комплексности (комплексное медико-педагогическое воздействие на ребенка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса)
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка)

Основные направления работы:

  1. Развитие звуковой стороны речи.
  2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
  3. Формирование связной речи.
  4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
  5. Формирование учебных умений.
  6. Формирование и совершенствование коммуникативных умений и готовности к дальнейшему обучению.

Для достижения наилучшего результата образовательного процесса на логопедических занятиях будут использоваться следующие здоровье сберегающие технологии:

    • Су-Джок терапия;
    • Индивидуальные карточки для учащихся с нарушением зрения;
    • Проведение специальных упражнения для коррекции опорно-двигального аппарата;
    • Кинезитерапия (развитие мелкой моторики).

Организация работы по программе

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся с 1-го по 4 классы, испытывающих трудно­сти формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы во внеурочное время. Основной формой являются групповые и подгрупповые занятия, продолжительностью 30-40минут, 2 раза в неделю (на основании заключений ПМПК).

В 1 классе отведено 66 часов; во 2-4 классах – 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от речевого дефекта и уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Читайте также:
Познавательно-речевой досуг: Клуб знатоков русского языка

Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ “Лицей №5”, г.Губкин, Белгородская область.

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

Развитие фонематической стороны речи

-выделить определенный звук из ряда других звуков;

-определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;

– повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;

– самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;

– называть ряд слов, содержащих определенный звук.

– воспроизводить заданные ритмические рисунки;

– сочетать отстукивания ритма и проговаривания;

– производить элементарный звуковой анализ и синтез;

Восполнение пробелов в формировании связной речи

– называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

– заучивать наизусть рифмованные фразы.

– читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

– отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение и закрепление понятий: существительное, прилагательное, глагол, антонимы, синонимы, омонимы.

Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Формирование практических представлений о тексте.

Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы

Содержание работы

Развитие общей моторики

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Знакомство с артикуляцией звука

Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т – т – т);
• присоединение голоса(.д – д – д.);.
• выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т – т – т – ттрррр)
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
• вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”).

Специальные упражнения для звука [Л]:
– вызывание межзубного [Л]:
• “Улыбка”;
• прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
• так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
– постановка звука [Л] от
вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
• “Качели” (для губного [Л]);
• “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ы ыыы”.
– механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Коррекция звука.

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности

Работа над звуком
1) Звук в слоге:
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
2) Звук в слове:
• в начале; • в середине; • в конце;
• в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

2) Формирование фонематического анализа

З) Развитие семантической деятельности

4) Развитие фонематических представлений

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1) Произнесение слов, слогов и предложений.
2)Работа с таблицами.
3)Работа с игровым материалом, картинками.
4) Чтение текстов.
5)Работа с деформированным текстом.
б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

1)Составь из названных звуков слог,слово.
2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

2)Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков

Этапы

Содержание работы

Развитие общей моторики

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности

Знакомство с артикуляцией звука.

Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”);
• с присоединением голоса(“д -д – д”);
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”.
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).

Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р.

Работа над звуком
1) Звук в слоге: открытом; закрытом;
в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки

Развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

  • Формирование фонематического анализа.
  • Развитие синтетической деятельности.

    Развитие фонематических представлений.

  • Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

  • 1)Произнесение слов, слогов и предложений;
    2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками;
    4) Чтение текстов;
    5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

    Составить из названных звуков слог, слово.

    Дать полный ЗБА слова.

    1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
    2) Придумать слово по количеству звуков, слогов.
    3) Подобрать картинки на звук.

    1) Пересказ различных текстов.
    2) Составление рассказов:
    – по опорным словам;
    – по сюжетным картинкам;

    Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

    Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

    Портал образования

    Автор: Крючкова Светлана Александровна
    Должность: учитель – логопед
    Учебное заведение: МБОУ “СШ д.Охона”
    Населённый пункт: г. Пестово
    Наименование материала: учебная программа
    Тема: Программа логопедических занятий по формированию речевых навыков у учащихся с системным недоразвитием речи
    Раздел: начальное образование

    Программа логопедических занятий по

    формированию речевых навыков у учащихся с

    системным недоразвитием речи

    Логопедическая работа в классах для детей с интеллектуальным нарушением является

    важным звеном в общей системе коррекционной работы

    деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого

    себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование

    полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне

    развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств

    языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и

    навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

    Характеристика речевого развития детей: у учащихся с системным недоразвитием речи

    при умственной отсталости мономорфное (полиморфное) нарушение произношения,

    недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный

    словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения,

    недостаток формирования связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения

    Читайте также:
    Автоматизация звука (з) в словах - конспект логопедического занятия

    смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и

    чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего,

    значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

    Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их

    зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью

    акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс

    слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге.

    У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных,

    кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает

    того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

    Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать

    и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук

    обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен

    правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром

    потоке воспринимаемой им речи.

    Цель программы– коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,

    способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей

    Основные задачи программы:

    1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его

    на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

    2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический

    строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

    3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные

    навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

    4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся

    (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,

    памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой

    Адресат программы: дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о,

    испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.

    Основные принципы построения программы:

    – гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

    – системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,

    динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи

    с другими сторонами психического развития;

    – реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства

    диагностики и коррекционно-развивающей работы;

    – деятельностного подхода – опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид

    деятельности, свойственный возрасту;

    – индивидуально – дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и

    способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных

    особенностей ребенка, целей работы;

    – системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на

    звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

    -принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину,

    -взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций

    (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических

    процессов и функций;

    -онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется

    последовательностью ее развития в онтогенезе).

    Кроме того, в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи

    учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности,

    сознательности и др.

    Содержание коррекционной работы

    Коррекционная логопедическая работа ведётся по следующим направлениям:

    I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о

    звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и

    синтеза звукослогового состава слова.

    а) Уочнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования

    звуков, особенностях их произнесения.

    б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

    в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

    II. Формирование и совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с

    различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с

    III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

    звуковой стороны речи:

    – развитие качественной характеристики лексических средств;

    – выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

    – развитие внимания и интереса к слову;

    – развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

    IV. Формирование морфологической стороны речи.

    V. Развитие и совершенствование грамматического строя речи

    VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию

    VII. Формирование коммуникативных навыков

    Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и

    приёмы: словесные, наглядные, игровые, подвижные

    Логопедическая программа предполагает фронтальную работу ввиде групповых и

    подгрупповых занятий. На логопедические занятия выделено 2 часа в неделю.

    Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления

    недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной

    речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития.

    Для этой цели используются следующие методики:

    1. Тестовая методика диагностики Фотековой.

    Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки

    стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и

    определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для

    прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного

    2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

    условиях коррекционных школ 8 вида.

    3. Логопедический альбом О.Б Иншаковой.

    В процессе коррекционной работы используются методики:

    1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и

    2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

    3. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической

    Читайте также:
    Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

    дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»

    4. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование

    фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав

    5.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах».

    6.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».

    7. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.

    8.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.

    Условия реализации данной программы:

    Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная

    база и оборудование. Индивидуальные и фронтальные коррекционно-логопедические

    занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете. Оборудование

    логопедического кабинета включает:

    1. Настенное зеркало для логопедических занятий.

    2. Зеркало для индивидуальной работы

    3. Логопедические зонды, шпатели

    4. Разрезная азбука (настенная)

    5. Кассы букв (индивидуальные)

    6. Учебно-методические пособия

    7. Настольные игры, игрушки

    8. Классная доска

    9. Шкафы для пособий

    10. Стол канцелярский

    12. Комплект «парта—стул»

    Так же в работе используют специальные пособия и дидактический материал.

    Пособия для коррекционной логопедической работы:

    • по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для

    составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа

    • по грамматическому строю

    • по лексическому запасу (папки по лексическим темам);

    • по фонематическому восприятию.

    Пособия, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной

    1. Лото 2. Пирамидки 3. Кубики 4. Разрезные картинки

    5. Набор матрешек 7. Игры 8.Наборы картинок

    8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми

    9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма,

    10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

    11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами,

    набор картонок – слов омонимов.

    Предполагаемый результат:

    Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

    · термины, используемые для обозначения основных понятий речь, звук, буква,

    · все буквы и звуки родного языка;

    · отличительные признаки гласных и согласных звуков;

    · твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на

    · пары гласных; пары согласных звуков по твёрдости- мягкости, по звонкости-глухости;

    узнавать и различать гласные и согласные звуки

    обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласныё на письме.

    использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости

    согласных на письме;

    различать на слух и в произношении смешиваемые звуки4

    производить фонетический разбор слова;

    производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

    составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

    подбирать слова на заданный звук;

    сравнивать слова со сходными звуками;

    строить звуковые схемы слогов и слов;

    восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

    самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, с использованием

    Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:

    формируются навыки словообразования и словоизменения

    развиваются навыки грамматического оформления предложения

    расширяется словарный запас;

    появляется навык составления предложений различных типов и связных

    совершенствуются навыки правописания.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

    ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 1 КЛАСС

    Обследование речи учащихся

    Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

    В мире звуков. Звуки окружающего мира.

    Дифференциация речевых и неречевых звуков.

    Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

    Дыхание. Дыхательная гимнастика.

    Голосообразование. Голосовая гимнастика.

    Общая моторика. Речь с движением.

    Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

    Слуховое восприятие и внимание. Фонематический

    слух. Вербальная память.

    Зрительное восприятие, внимание и память.

    Зрительно-пространственные и временные

    представления. Зрительно-моторная координация.

    Звук и буква А. Звукобуквенный состав слова

    Звук и буква У. Звукобуквенный состав слова

    Звук и буква М. Звукобуквенный состав слова

    Звук и буква О. Звукобуквенный состав слова

    Звук и буква Х. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква С. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Н. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква ы. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Л. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква В. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква И. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Ш. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква П. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Т. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква К. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква З. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Р. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква й. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Ж. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Б. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Д. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Г. Звукобуквенный состав слова.

    Буква ь. Мягкий знак в роли смягчения.

    Звукобуквенный состав слова.

    Сочетание звуков [ jэ] буква Е.

    Е после согласного в слове. Звукобуквенный состав

    Сочетание звуков [ jа] буква Я.

    Я после согласного в слове. Звукобуквенный состав

    Сочетание звуков [ jу] буква Ю.

    Ю после согласного в слове. Звукобуквенный состав

    Сочетание звуков [ jо] буква Ё.

    Ё после согласного в слове. Звукобуквенный состав

    Буква ь в роли разделения. Звукобуквенный состав

    Звук и буква Ч. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Ф. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Ц. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Э. Звукобуквенный состав слова.

    Звук и буква Щ. Звукобуквенный состав слова.

    Читайте также:
    Звук и буква С - конспект для детей с ФФНР

    Буква разделительный твёрдый знак. Звукобуквенный

    Звуко-буквенный анализ и синтез . Слоговой анализ и синтез. Ударение.

    Понятие «слог». Слогообразующая роль гласных.

    Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

    Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    двусложных слов. Ударение.

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    двусложных слов со стечением согласных. Ударение.

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    двусложных слов со слогом, состоящим из одного

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    трёхсложных слов. Ударение.

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    трёхсложных слов со стечением согласных. Ударение.

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    трёхсложных слов со слогом, состоящим их одного

    Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

    четырёхсложных слов. Ударение.

    Обследование речи учащихся.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

    Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция устной и письменной речи у школьников»

    Описание образовательной программы

    • Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрено
    • Внеурочная деятельность. Рабочие программы не предусмотрено
    • Методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса

    Группы дополнительного образования

    Педагогические работники

    Практика по программе

    • Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрено

    Электронное обучение

    Дистанционные образовательные технологии

    Численность обучающихся

    Дополнительная информация

    Систематическое обследование учителями-логопедами всех учащихся первых классов в последние 10 лет стабильно выявляет большое количество детей, имеющих предпосылки к смешанной форме дисграфии или ее элементам (около 50% от общего количества учащихся первых классов). За это время число учащихся, посещающих логопедические пункты, увеличилось в 3,5 раза. Это связано с тем, что детей с той или иной неврологической симптоматикой становится все больше, а в процессе обучения на них значительно увеличиваются нагрузки. В одном классе оказываются дети с разным уровнем подготовленности, нередко имеющие различные соматические заболевания и незначительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате, возникают трудности в обучении, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головные боли, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность, леность.

    Такие симптомы рассматриваются в структуре СДВГ. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов (памяти, внимания, мышления) и негативно отражается на процессе обучения. У большинства детей имеется неврологическая симптоматика, не вызвавшая серьезных опасений, пропущенная в раннем детстве, но не исчезнувшая бесследно.

    Как правило, все эти дети страдают дисграфией или дислексией разной степени выраженности.

    В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

    Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-3 классов.

    Актуальность

    Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

    Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

    Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

    При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: