Программа логопедической работы по коррекции смешанной дислексии у обучающихся 2-х классов с ОНР

Планирование логопедических занятий

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов).

Артемьева Н.Ю., учитель–логопед, ГОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа–детский сад № 696.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия , в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель : профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи. Прием в школу осуществляется на основе заключения районной психолого–медико-педагогической комиссии.

С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

на фонетическом уровне;

на лексико- грамматическом уровне;

на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

а коррекция дефектов произношения;

б формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Читайте также:
Презентация: Оптическая дислексия и дисграфия

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап . Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап . . Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этап . Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап . Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

выделять предложения из сплошного текста;

учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Рабочая логопедическая программа коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Рабочая логопедическая программа

коррекции акустической дисграфии

для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Составитель: Субеева Н.З.

Нормативные документы

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с:

– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

– инструктивно-методическим письмом ДО и МП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году»;

– адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка к рабочей программе

Программа разработана на основании методик Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии», А.В. Ястребовой «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ», О.В. Елецкой «Организация логопедической работы в школе».

Данные методики рекомендованы Учёным Советом Педагогического общества России.

Программа разработана для обучающихся 2 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Цель программы – формирование полноценной речевой деятельности.

Задачи программы:

Уточнять артикуляции звуков с опорой на зрение, слух, тактильные и кинестетические ощущения;

Развивать кинестезии, лежащие в основе дифференциации звуков, с учётом информации, полученной посредством сохранных анализаторов;

Формировать представления о звуковом составе слова; формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.

Дифференцировать звуки определённых оппозиционных пар на основе слухового и произносительного сопоставления;

Активизировать словарный запас путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.

Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год

Содержание и основные направления работы

Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

– уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

– выделение его на фоне слога;

– определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

– определения места звука по отношению к другим (какой по счёту звука, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

– выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель – их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

– Развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количество слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и т.д.

– Уточнение значений слов активного словаря и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

– Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование связной речи.

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания.

– Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

– Наблюдательности (особенно к языковым явлениям).

– Способности к запоминанию.

– Способности к переключению.

– Навыков и приёмов самоконтроля.

– Произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений.

– Планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели).

– Контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приёмами самоконтроля).

– Работа в определённом темпе (умение быстро и качественно проводить анализ, сравнение, сопоставление).

– Применение знаний в новых ситуациях.

– Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

– Умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкциям.

– Умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

– Умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.

– Умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

– Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием.

– Ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии.

– Обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением.

– Развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия.

– Формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы.

– Соблюдение речевого этикета при общении.

– Составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Характеристика

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (часто искажённых звуков).

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне разнообразных других).

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и акустическому сходству.

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

После реализации программы обучающиеся должны уметь:

узнавать и различать гласные и согласные звуки;

делать анализ и синтез звукослогового состава слова;

дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

сравнивать слова со сходными звуками;

составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Форма подведения итогов реализации программы: диагностика устной и письменной речи обучающихся на логопедическом пункте.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, на обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции.

Содержимое разработки

МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

на заседании ШМО

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Учитель-логопед: Ничковская В.Е.

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Краткая характеристика оптической дисграфии

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Задачи коррекционной работы:

Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

Развивать зрительный анализ и синтез.

Развивать зрительно-моторные координации.

Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

– ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

– конструировать и реконструировать буквы из элементов;

ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.

УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г); методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

Организация работы

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

Проведение первичного обследования.

Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

– Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

— Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

– Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

– Дифференциация гласных и согласных букв:

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

4-й этап. Заключительный. Цели и задачи

Закрепление полученных навыков.

Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

— различать основные и оттеночные цвета;

— различать геометрические фигуры;

— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

— ориентироваться в схеме собственного тела;

— ориентироваться во времени и в пространстве;

— сравнивать предметы по величине;.

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

— соотносить букву со звуком и наоборот.

Оценка достижений планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

– входная (первичная) диагностика (сентябрь);

– текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

– итоговая диагностика (май).

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1-й этап. Организационный.

Упражнения по коррекции дислексии у школьников


Дислексия наиболее ярко начинает проявляться в младшей школе. В возрасте 7-8 лет ребенок не может справиться с освоением навыков чтения. Он путает слоги, медленно составляет слова и, даже если справляется с прочтением предложения, не может понять смысл озвученного. При этом, школьник отличается нормальным уровнем умственного развития и богатым воображением.

Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.

Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.

1. Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

2. Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

3. Работа с мячиком

Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.

4. Игра «лесенка»

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

  1. прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
  2. если встречается непонятное слово, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
  4. прочитать «лесенку» с низу вверх.

5. Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Второй вариант упражнения, или игра «Остров сокровищ». Ребенку необходимо добраться до сундука с драгоценностями, составив слова из слогов, написанных под маленькими островками. Составленные слова следует закрасить разными цветами (например, джунгли, острова и др.).

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

6. Игра «морской бой»

Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.

  • (Е5, Б6) бух – та: бухта;
  • (Д3, И8) бук – сир: буксир;
  • (Б2, Г10) па – ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
  • (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.

7. Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:

  • карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
  • карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.

8. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе. При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.

Дата публикации: 06.05.2019. Последнее изменение: 29.11.2021.

4. Программа «Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников»

Л.Б. Ульянцева — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;

Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разрабо­тана в целях оказания логопедической помощи ученикам на­чальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Про­грамма опирается на понимание сложной психофизиологиче­ской структуры процесса чтения в норме и особенностей усвое­ния этого навыка детьми и составлена в соответствии с государ­ственным стандартом по чтению в начальной школе и в соот­ветствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Вы­готским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

• системы коррекционной работы на фонетическом, лекси­ческом и синтаксическом уровнях, предложенные в рабо­тах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудряв­цевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;

• система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;

• система психологических упражнений и заданий, предло­женных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;

• система заданий, направленных на совершенствование дик­ции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьни­ками по проблемам становления навыка чтения.

Программы предполагают определение тематики содержа­ния коррекционно-развивающих занятий для получения поло­жительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-раз­вивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методи­ческой работы с родителями и специалистами образователь­ных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной

базовой программе и имеющими следующие особенности про­цесса чтения:

• временная затянутость ступеней становления навыка чте­ния и трудность перехода на более высокую ступень;

• наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

• замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внима­ния, пространственных представлений, расстройства движе­ний глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока: диагно­стика; формирование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения; коррекция несовершенного на­выка чтения; совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенно­сти и уровень речевого развития каждого ребенка, более глу­боко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное ис­пользование разделов программы. Каждый раздел можно ис­пользовать автономно, варьируя количество занятий на его ус­воение.

Общая продолжительность занятий по программе может

составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нару­шения.

Прием на занятия осуществляется по результатам прове­денного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:

• единство диагностики, коррекции и развития;

• деятельностный характера занятий;

• совместное обучение с родителями;

• дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:

• совершенствование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения;

• коррекция несовершенного навыка чтения;

• совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивиду­ально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занима­тельного, игрового материала, наглядно-практических мето­дов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семь­ей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам сравни­тельного анализа данных первичного логопедического обсле­дования и состояния навыка чтения на заключительном тести­ровании.

Всякое положительное изменение в состоянии сформиро­ванное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.

Успешностью в обучении также можно считать совершен­ствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

• способность к самостоятельной организации своей дея­тельности;

• способность осуществлять контроль над собственным чте­нием;

• умение использовать полученные навыки в новых условиях.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)

В статье раскрываются задачи, стоящие перед логопедом и воспитателем, на разных этапах коррекционной работы. И предлагается конспект вечернего коррекционного занятия по заданию логопеда на тему «Перелетные птицы» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда и воспитателя. Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1.​ Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением, которая включает в себя:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата,
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков.

3. Развитие речи и формирование лексико – грамматического строя.

4. Совершенствование словесно – логического мышления.

5. Развитие внимания и памяти.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Формирование графических навыков, подготовка детей к письму.

Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации; приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков, но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

На этапе появления звука логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель на этом этапе закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания. На этапе усвоения звука логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, рассказ. А воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук с отдельными детьми.

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя также имеет большое значение.

Работа ведется по направлениям:

  • расширение и активизацию словарного запаса;
  • усвоение грамматических категорий;
  • формирование грамматически правильной речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение рассказыванию.

Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов включает в себя

  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование слухового и зрительного внимания;
  • развитие устойчивости и переключения внимания;
  • формирование образной и оперативной памяти;
  • развитие логического мышления.

Данная задача может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве логопеда и воспитателя группы. Подбирая речевой и игровой материал для занятий, мы обязательно учитывали возрастные и речевые особенности детей. Подобный подход к организации занятий способствует высокой концентрации внимания у детей, повышает их активность и работоспособность, дает ощутимые результаты.

Для успешной коррекции речи детей очень важно проводить работу по развитию пальцевой моторики.

Виды работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с вкладышами и шнуровками;
  • обводка контуров предметов, трафаретов;
  • штриховка и закрашивание контурных рисунков;
  • выкладывание узоров из мелких предметов;
  • работа с ножницами;
  • рисование по клеткам;
  • нетрадиционные виды рисования и аппликации;
  • плетение из бисера;
  • пальчиковый театр;
  • печатание букв в тетради.

В группе имеются разнообразные виды вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки и штриховки подобраны по лексическим темам. Для выкладывания узоров были приобретены индивидуальные наборы и заполнены крупами, семенами, бисером, паетками, проволокой, бусинами и др.

Дети, посещающие логопедическую группу, как правило, не имеют первую группу здоровья, поэтому необходимо следить за состоянием здоровья детей. Все наши занятия включают в себя динамические паузы, физкультминутки, этюды на расслабления мышц, мимические упражнения, сюжеты которых подбираются в соответствии с отрабатываемой темой.

Основным видом коррекционной работы воспитателя является проведение вечерних занятий. Они включают в себя все виды коррекционной работы. Конспект такого занятия предлагаем вашему вниманию.

Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна. Главными результатами такой совместной работы мы считаем большое желание детей пойти учиться в школу и нашу уверенность в успешном преодолении всех трудностей будущими первоклассниками.

Конспект открытого вечернего коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Перелётные птицы»

1.​ Закрепить названия перелётных птиц и обобщающее понятие «Перелётные птицы».

2.​ Упражнять в согласовании числительных с существительными.

3.​ Упражнять в правильном выполнении артикуляционных упражнений.

4.​ Развивать общую и мелкую моторику, целостное восприятие, слуховое и зрительное

5.​ Развивать логическое мышление на материале загадок.

6.​ Развивать мимическую выразительность.

7.​ Закреплять навык выделения гласных звуков из середины слова.

8.​ Закрепить правильное звукопроизношение индивидуально с отдельными детьми.

а) автоматизация свистящих звуков в стихотворении (Ксения Ш.);

б) изолированное произнесение звука [ш] (Вика М.);

в) автоматизация звука [р] изолированно и в словах (Данила С.);

г) автоматизация звука [л] в словах (Алина П.).

Оборудование: магнитные доски (демонстрационная и индивидуальные); индивидуальные зеркала; картинки с изображением перелётных птиц (демонстрационные и раздаточные); метла; знаки – символы гласных звуков, картинки для звукового анализа; индивидуальные наборы с крупой, бисером, проволокой и бусинами; заготовки с пластилином; картинки с контурным изображением птиц для обводки и штриховки, простые карандаши.

Ход занятия

1.​ Организационный момент.

Дети стоят на ковре. Воспитатель:

– Какое сейчас время года?

– Какое время года закончилось?

– какое время года было перед зимой?

2.​ Мимические упражнения (на ковре).

  • Выразить состояние грусти и печали: дети прощаются с улетающими птицами.
  • Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!».
  • Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.
  • Скворец попал в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
  • Изобразить радость перелётных птиц, увидевших родные края.

3.​ Отгадывание загадок о перелётных птицах.

Дети ищут картинку — отгадку и прикрепляют её на магнитную доску.

Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте, деревянный дворец,
Как все понимают — весна наступает,
И долгой зиме скоро будет конец.
(Скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежнее?
Кто же это?…
(Соловей).

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Не ворона, не синица –
Как зовётся эта пицца?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: «Ку – ку».
(Кукушка)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома
И летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

4.​ Обобщающее понятие «Перелётные птицы».

5.​ Артикуляционные упражнения (выполняются перед зеркалом, сидя за столами).

  • «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот и произносить слоги»: «Ам-ам-ам-ам-ам».
  • «Птенчики ждут пищу». Упражнение «Чашечка» (под счет до 6).
  • «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
  • «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
  • «Мама – птица прогоняет от птенцов кошку.». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытым ртом (чмоканье).

6.​ Дидактическая игра «Считай и называй птиц».

У каждого ребёнка индивидуальная картинка с изображением перелётных птиц (от 1 до 10). Инструкция воспитателя:

  • «раз» — картинку переверни и посмотри,
  • «два» — птиц сосчитай,
  • «три» – ответ называй.

(«От меня улетели пять скворцов, от меня улетел один аист и т.д.»).

7.​ Физкультминутка /пальчиковая гимнастика «Весна».

Автоматизация свистящих звуков у ребенка Ксении Ш. (проводит физкультминутку).

Цветы цветут, скворцы поют, Дети выполняют упражнения Цветок и Птичка.

Все птицы дружно гнёзда вьют. Обхватывают все пальчики одной руки ладонью другой.

Идёт весна, весна красна, Ходят по кругу хороводом, взявшись за руки.

Она прекрасна и ясна! Дети разводят руки вверх и в стороны.

8.​ Автоматизация звука [Ш] у ребёнка Вики М. «Расчистим дорогу весне».

Ребёнок имитирует движения дворника, метлой расчищающего дорогу. При этом длительно произносит звук [Ш]. Ш _________Ш_________

9.​ Индивидуальная (подгрупповая) коррекционная работа.

Дети сидят за столами подгруппами по 2 – 4 человека.

  • Упражнения по последовательной обводке и штриховке силуэтов перелётных птиц.
  • Упражнения по штриховке с заданным направлением.
  • Формирование мелкой моторики: «Выложи птичку» (работа с крупой и бисером).
  • Выделение гласного звука из середины односложных слов типа рак, дом и соотнесение со знаком – символом (по Ткаченко). (Картинки крепятся на индивидуальную магнитную доску, на которой размещен символ гласного звука).
  • Формирование мелкой моторики: «Строим гнёздышко» (работа с проволокой и бусинами).

10.​ Автоматизация звука [Р] изолированно и в словах отраженно с ребёнком Данилой С.: «Научим журавля курлыкать». Ребёнок выполняет упражнение, сидя с воспитателем перед зеркалом в логопедическом уголке.

11.​ Автоматизация звука [Л] в словах у ребёнка Алины П. (в процессе выполнения задания по выделению гласных звуков) под контролем воспитателя.

12.​ Подведение итогов.

– Какие птицы называются перелётными? Почему?

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Воспитатели совместно с учителем- логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того логопед и воспитатель должен учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.

ОНР – это речевое нарушение, при котором нарушается формирование всех сторон звукопроизносительной речи и познавательной сферы ребенка, т.е. есть моторные нарушения, недостаточно сформирована координация движений – нарушены мыслительные процессы, слуховое восприятие, плохо развита память ребенка.

Существует неосложненный вариант ОНР (3 уровень) – это когда у ребенка только недоразвитие всех сторон речи.

Существует осложненный вариант ОНР (2 уровень) – сопровождается различными нервно-психическими, неврозоподобными синдромами, гиперактивностью, поведенческие нарушения и нарушения эмоционально-волевой сферы + недоразвитие всех сторон речи.

Тяжелый вариант ОНР (1 уровень) — грубо страдает речь ребенка (у ребенка только отдельные звуки, слова) и вся познавательная сфера.

Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ОНР.

Осуществляется эта работа в следующих направлениях:

– коррекция все неречевой симптоматики;

– решение образовательных задач;

– формирования связной речи.

Воспитатели совместно с учителем- логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того логопед и воспитатель должен учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их.

В связи с этим основным задачами в работе логопеда и воспитателя являются:

– всесторонняя коррекция речи;

– формирование неречевых процессов;

– формирование личности ребенка в целом.

Воспитатель должен хорошо ориентироваться в структуре речевого дефекта и конечно же знать уровень актуального развития каждого ребенка и все это использовать для организации своей работы.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом интонационном оформлении, ведь любые несовершенства в речи детей это не случайность, а симптомы их речевого несовершенства. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым закрепляя компенсаторные возможности детей, осуществлять коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения.

Совместно коррекционно – логопедическая работа осуществляется следующим образом:

1.Учитель – логопед формирует у детей первичные речевые навыки.

2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.

В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и логопеда. Функции логопеда:

1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально – личностных особенностей ребенка и определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым;

2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;

3. Работа над просодической стороной речи – интонация, ударение и темп речи;

4. Коррекция недостатков звукопроизношения;

5. Совершенствование фонематических процессов;

6. Коррекция недостатков слоговой структуры слова;

7. Отработка новых лексико-грамматических категорий; 8. Обучение связной речи.

9. Предупреждение нарушений письма и чтения;

10.Формирование послогового чтения;

11. Развитие психических – функций. Функции воспитателя:

1.Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели;

2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;

3. Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях;

4. Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей;

5. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения детей;

6. Формирование связной речи;

7. Заучивание стихотворений, потешек и текстов;

8. Знакомство с художественной литературой;

9. Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа;

10.Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

11. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.

Перед началом коррекционно-логопедических занятий учитель – логопед проводит диагностическое обследование детей.

Учитель – логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на занятиях, в режимных моментах, для выявления структуры дефекта, особенностей поведения и личностных характеристик ребенка.

На этом же этапе обследования одной из основных задачей этого периода является задача объединения детей в «целое» (объяснение правил поведения и требования, которые необходимы соблюдать именно в этой группе, или какие то речевые правила для всех детей). Необходимо создание атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Совместно воспитатель и учитель – логопед должны оформлять родительский уголок с рекомендациями для родителей по изучению определенной лексической темы, т. е. нужны рекомендации в помощь родителям как по этой теме они могут пополнить словарный запас, провести дидактические игры, сделать аппликации, составить рассказ и так далее. Речь воспитателя должна быть:

– фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.

Существуют различные варианты взаимосвязи логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работе:

1. Занятия воспитателя или предшествуют логопедическим занятиям, то есть подготавливают детей к логопедическим занятиям. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую познавательную и мотивационную базу для занятий логопеда. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.

2. Или же Воспитатель закрепляет учебный материал логопедических занятий, тем самым развивая у детей способности применять полученные на логопедических занятиях знания, умения и навыки в различных ситуациях. Очень важным является роль воспитателя в проведении своих занятий . Воспитатель четко должен знать особенности методики обучения детей в коррекционных группах. Задачей занятий воспитателя, а так же их содержание соотносятся с задачами логопедических занятий. Основную словарную работу проводит логопед, а воспитатель формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на занятиях по ИЗО деятельности, во время этих занятий воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивыми полными предложениями и самим задавать вопросы. При наблюдении за объектом на природе воспитатель знакомит детей с новым словом, уточняет их знания, способствует повторению этих знаний в разных ситуациях и активизирует детей к собственной речи. Эта работа является основной для проведения логопедических упражнений и способствует совершенствованию речевых навыков. Воспитатель должен поощрять детей в инициативе высказываться, не следует останавливать и прерывать детей, подавляя их в желании высказаться. Необходимо поддерживать инициативу речевых высказываний детей, расширять содержание вопросами, помогать им при высказываниях, создавать интерес к теме разговора у других детей. Логопед на подгрупповых занятиях закрепляет умения и навыки, сформированные у детей воспитателем во время своих занятий, прогулок и свободной деятельности, так как они имеют цель дальнейшего формирования сложной формы речи – планирующая речь.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации общего психического состояния ребенка в целом. В своей работе воспитатель руководствуется обще-дидактическими принципами: системности, доступности, наглядности, последовательности.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию и содержание методов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемыми задачами конкретного этапа логопедического воздействия. В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приемы работы воспитателя. На начальном этапе работы на первый план выступает наглядно-практический метод и приемы обучения как наиболее доступные для детей с нарушением речи – это символика и схемы.

Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей – это наличие речевых нарушений по структуре и тяжести. Закрепление у детей речевых навыков во всех видах деятельности.

Воспитатель осуществляет воспитательные задачи и коррекционный блок в своей работе одновременно. При построении своих занятий, воспитатель должен учитывать все сформированные навыки и умения детей, которые были закреплены на другой деятельности.

Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе. Приемы исправления ошибок во время деятельности и вне нее отличаются друг от друга.

Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.

Ошибки вне НОД необходимо исправлять, не привлекая внимания других детей. Лучше отвести ребенка в сторону, незаметно от остальных и предложить прослушать варианты правильного и неправильного исправления, а после спросить: «Как лучше сказать это выражение?». Если ребенок не может найти правильный вариант ответа, тогда воспитатель сам дает правильный вариант ответа. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно с наименьшим количеством ошибок воспитатель сам должен иметь четкую, достаточно громкую, неторопливую речь.

Функции воспитателя в группах для детей с ОНР

Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем – логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

Ведущая роль учителя- логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что учитель- логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания с возрастной нормой принципы, методы и приёмы навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года учитель – логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, объясняя воспитателям цели и задачи программы обучения.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения.

Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора.

Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

Функциями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:

  1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  3. Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
  4. Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
  5. Включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
  6. Формирование связной речи.
  7. Заучивание стихотворений, потешек, текстов.
  8. Знакомство с художественной литературой.
  9. Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
  10. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  11. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.

Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три елочки»).

Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

– употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

– сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);

– сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).

Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла. Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия(30 мин после полдника) по заданию учителя – логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.

Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук ( мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Подводя итог своей консультации, хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
  4. Непосредственно – организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
  5. Коррекционная работа во время режимных моментов.
  1. Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева « Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» М. 1990 г.
  2. Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева М. « Логопедия» 2010 г.
  3. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина « Логопедическая работа с дошкольниками» 2003 г.
  4. Журнал «Коррекционная педагогика» 2010г. №2.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: