Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2983 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 18.01.2022).

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Читайте также:
Нетрадиционные формы работы в логопедии

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

 доступность (финансовые затраты небольшие)

 простота использования (применение педагогами и родителями)

 вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

 обеспечение успешности ребенка;

 кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

 выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

 благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

  1. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  4. Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  7. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Портал образования

Автор: Егорова Елена Александровна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование звукопроизношения с использованием элементов биоэнергопластики
Раздел: дошкольное образование

Формирование звукопроизношения с использованием элементов

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является

увеличение количества детей с речевой патологией. В литературе последних лет описаны

приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С.,

Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией –

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и

моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти руки. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела,

совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны,

раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение

биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по

стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука

ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение,

сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у

детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с

доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети –

левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет

артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук

имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая

гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением

упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом

двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта

методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики,

поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные

структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного

мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила,

равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более

высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей

кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать

контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость

обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах

постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Ко всем

классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных

звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как

работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он

это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности

выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

Недопустима малейшая небрежность. Общие упражнения выносятся во фронтальные

формы работы. Проводить ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и

после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество

упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в

речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой

Я использовала элементы биоэнергопластики при формировании

звукопроизношения на фронтальных и индивидуальных занятиях. Мною были

предложены движения кисти, показывающие положение языка при произнесении того или

иного звука. При анализе артикуляционной позы рассматривается положение всех органов

артикуляции. Наибольшую трудность у детей вызывает положение языка и способность к

переключению с одной артикуляционной позы на другую. Сопутствующее движение

кистью помогают ребенку сориетироваться, закрепить, автоматизировать правильное

положение органов артикуляции, особенно, если у ребенка возникают трудности с

дифференциацией звука. При произнесении гласных язык спокойно лежит на дне ротовой

полости и его положение схематически можно обозначить горизонтально расположенной

ладонью. Звуки (С), (З) – язык упирается в нижние зубы. На схеме – изогнутая ладонь,

направленная вниз. Звуки (Ш), (Ж) – язык в форме «чашечки», поднят вверх к нёбу. На

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука (Р)

схеме – кисть руки вогнутая, направленная вверх. Звук (р) – прямая ладонь направлена

вверх, звук (Л) – прямая ладонь отклонена на 45 градусов. (Схемы представлены).

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают

детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения

для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и

пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные

возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой

вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к

выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни

дети не видят свою артикуляцию и позволяет сделать вывод о целесообразности

применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями

О.И, Крупенчук Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры

слова. С. –П., Литера, 2013

Н.В, Новотворцева Развитие речи детей. Ярославль, 1998.

А.Л.Сиротюк Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001

Л.С.Цветкова Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-

Индивидуальное логопедическое занятие.

«Формирование звукопроизношения с использованием элементов

биоэнергопластики. Дифференциация звуков С- Ш»

Провела: учитель – логопед

МАДОУ дс №8 г. Окуловка

Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звуков (С), (Ш),

подкрепляя определенными движениями кисти.

Упражнять в правильном произнесении звуков (С) и (Ш) в слогах, словах и

чистоговорке, используя элементы биоэнергопластики.

Развивать фонематический слух.

Закреплять умение различать звуки (С) – (Ш) на слух и в произношении по

Закреплять умение преобразовывать слоги, заменяя один дифференцируемый звук

Формировать умение согласовывать существительные с дифференцируемыми

звуками с числительными.

Закреплять умение произносить правильно чистоговорки, содержащие данные

– Сегодня к нам на занятие пришла девочка Саша. Она была очень

расстроена и плакала, так как дети не могли правильно рассказать чистоговорку

про Сашу: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Я успокоила Сашу и сказала, что

наши дети умеют проговаривать такие чистоговорки. Мы покажем это в конце

занятия. А начнем с разминки. (Выполняется на ковре).

– И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

– Вдох, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным,

слегка давящим движением при одновременном произнесении (С). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз).

– И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

– Вдох, поднять руки вперед и вверх плавно, произнося (Ш). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз). Переходим за столы.

– Разминка закончена. Давай посмотрим на доску и вспомним, как правильно

произносится звук (С) и звук (Ш). (На доске картинки: льется вода из шланга – (С), змея

шипит – (Ш), также артикуляционные профили и модели-символы движения кисти руки,

обозначающие положение языка при артикуляции). Перед детьми на столах стоят зеркала.

– Посмотрите на первый ряд, скажите с помощью картинок и схем какой звук мы

будем произносить? (Звук (С)). Давайте вспомним характеристику этого звука: согласный,

– Как мы его произносим? (Губы «улыбаются», язычок упирается «мостиком» в

нижние зубки). Дети произносят, следят за артикуляцией в зеркале.

– Давай покажем с помощью кисти руки и произнесем звук: СССССС

(сопровождается движением округлой изогнутой вниз кисти руки, показывающей нижнее

положение языка при артикуляции звука).

– А теперь посмотри на второй ряд. Какой звук будем произносить? (Такая же

работа проводится со звуком (Ш). Дается его характеристика. Артикуляция перед

зеркалом. Сопровождается движением вверх прогнутой кисти руки, символизирующей

верхнее положение языка при произнесении звука).

– Молодцы! Саша улыбается, она рада, что вы так хорошо выполнили это задание.

3. – А теперь будьте внимательны. Послушайте и повторите слоговые цепочки с

этими звуками. Когда встретится звук (С) – опускайте руку вниз, а когда услышите звук

(Ш) – поднимайте вверх:

Дети по очереди повторяют слоговые цепочки.

4. – Следующее упражнение мы немного усложним: я буду называть слог со звуком

(С) или (Ш), а вы должны заменить его. (Использую вспомогательное движение кистью)

Са – ша аш – ас шо – со ос – ош

Су – шу уш – ус ши – сы ыс – ыш

5. – Вы хорошо справились с этим упражнением. Давайте теперь поиграем. Саша

принесла нам картинки. Я буду показывать, а вы с помощью руки обозначать имеющийся

в названии звук и называть его: шуба, сумка, подушка, насос, кошка, стакан, шишка,

пылесос……(Дети выполняют задание, логопед по необходимости помогает им).

6. – Очень хорошо. Вспомним упражнение «1 -2 -5» со словами: шишка, сосна,

шашки, насос. (Выполнение подкрепляется соответствующими движениями кисти).

7. – Мы с вами потренировались, выполнили много упражнений и подошли к

чистоговорке. Сначала проговорим вместе: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

(обращается внимание на дифференцируемые звуки, используется рука). Затем следует

проговаривание детьми с опорой, возможно и без всякой помощи, если звуки

Читайте также:
Логопедический досуг 'Город мастеров'

8. Подведение итогов занятия.

Вы – молодцы! Благодарю вас за работу. Подошло к концу наше занятие. Какие

звуки мы различали? (С-Ш). Научились вы проговаривать чистоговорку? Как вы думаете,

понравилось ли Саше? (дети высказывают свое впечатление от занятия).

Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников

Ольга Уварова
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников

Доклад к педагогическому часу на тему: «Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников»

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляционного аппарата лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика («биоэнеогия» — это та энергия, которая находится внутри человека; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками,а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами,и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Таким образом биоэнергопластика:

первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

оптимизирует психологическую базу речи;

развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

синхронизирует работу речевой и мелкой моторики.

стимулирует интеллектуальную деятельность;

развивает артикуляционный аппарат;

формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Следующий этап – выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Педагог с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.

Тик-так, тик-так, язычок качался так,

Словно маятник часов, кто в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо).

Сели дети на качели и взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.

(Движения ладонями с сомкнутыми пальцами вверх-вниз)

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.

Читайте также:
Методы формирования грамматической системы словоизменения

(пальчики расставлены в стороны как у лягушек)

4. «Слоненок»

Я водичку набираю и ребяток поливаю!

Буду подражать слону! Губы хоботом тяну.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).

5. «Блинчики».

Испекли блинов немножко, остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).

Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)

Раздается чей-то стук.

8. «Иголочка».

(пальцы сжаты в кулак, указательные выставлены вперед)

Я – веселая лошадка, темная как шоколадка.

Язычком пощелкай громко, стук копыт услышишь звонкий.

(рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев).

Правила выполнения биоэнергопластики в образовательном процессе

Использование воспитателями биоэнергопластики может осуществляться не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время режимных моментов, время проведения 3-5 мин

• Элементы биоэнергопластики можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

• Выполнение биоэнергопластики со всей группой детей не требует четко фиксированных поз за столами (допустимы свободные позы на ковре и т. д.)

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Отмечается повышение концентрации зрительного и слухового внимания, сформированность пространственной ориентировки, точность выполнения движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Таким образом, проведенная работа доказывает эффективность, целесообразность применения биоэнергопластики в группе для детей с нарушениями речи.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

3. «Чистим зубки».

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

4. «Киска сердится»

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Не подходите близко!

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Я – индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

12. «Лошадка»

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

14. «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Пробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!

Прикреплённые файлы:
bioyenergoplastika_pov9g.ppt | 3592 Кб

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация “Влияние оригами на развитие речи дошкольников” Оригами для детей – отличный способ развить логическое и пространственное.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Педология

Автор: Шаронова Ольга Валерьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ “Пронский детский сад”
Населённый пункт: р. п. Пронск, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики”
Раздел: дошкольное образование

МДОУ «Пронский детский сад» Учитель-логопед: Шаронова О.В. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Введение
В настоящее время важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из главных задач дошкольных учреждений является повышение эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью коррекционно- логопедической работы, она способствует развитию и укреплению мышц речевого аппарата, что в свою очередь помогает длительному удержанию заданных артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Для более эффективного результата в коррекционной работе я использую метод биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика»
– это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы. В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук. Дидактическое пособие «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» предназначена для коррекции звукопроизношения и автоматизации поставленных звуков. Для каждой группы звуков представлен свой комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, который можно выполнять с помощью перчаток, играющих роль «живого язычка» (прилагаются к пособию).
Цель
– Повышение эффективности коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:

Читайте также:
Дикие животные весной - конспект НОД


Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики;

Развитие фонематических процессов;

Развитие и совершенствование высших психических функций;

Повышение мотивационной готовности детей к занятиям;

Формирование умений действовать по словесной инструкции. Данное пособие будет эффективно в работе учителя-логопеда и воспитателя с детьми по коррекции звукопроизношения. А так же благодаря готовому комплексу артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики на все группы звуков: свистящих, шипящих, сонорных, будет главным помощником родителей и детей в выполнении домашних заданий на закрепление логопедических занятий. Дидактическое пособие ««Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» предназначено для детей 5-7 лет, с речевым заключением: ОНР, ФНР, ФФНР.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с

элементами биоэнергопластики:
 Учитывать индивидуальные особенности детей;  Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;  Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;  Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами

биоэнергопластики:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей. 2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. 3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается. 4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка. 6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках. 7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Комплекс артикуляционных упражнений с элементами

биоэнергопластики для свистящих звуков С, З, Ц

«Заборчик »
Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи, Свой заборчик покажи!
Инструкция:
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 10.
Исходное положение
— кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.
«Хоботок»
Подражаю я слону — губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Инструкция:
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Исходное положение
— кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

«Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем. После скалку мы возьмем. Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять. Не пора ли вынимать?
Инструкция:
Немножко приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять по 5-10 секунд.
Исходное положение
— кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд.

«Блинчик»
Мы испечь блины решили. Много теста замесили. Чтобы было веселей, Пригласили всех друзей.
Инструкция:
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Исходное положение
— кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

«Почистим нижние

зубки»
Каждый день, как и ребята, Зубки чистят все зверята. Вправо-влево щётка ходит, Белизну зубам наводит.

Читайте также:
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Инструкция:
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается, включая движения руки. Выполнять 5-10 секунд.
Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы сжаты в кулачок. Выпрямить указательный пальчик и выполнять движения вправо влево вслед за язычком. Выполнять 5 -10 секунд.
«Горка»
Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз!

Инструкция:
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам, включая движения руки. Удержать под счет от 1 до 5-10.
Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики

для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч

«Заборчик »
Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «ииии» скажи, Свой заборчик покажи!
Инструкция:
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Хоботок»
В гости к нам пришел слоненок – Удивительный ребенок. На слоненка посмотри – Губы хоботом тяни!
Инструкция:
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с
большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5- 10.
Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

«Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем. После скалку мы возьмем.
Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять. Не пора ли вынимать?
Инструкция:
Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз.
Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

«Грибок»
На полянке у ручья Выросла грибов семья. Таня с Машей в лес пойдут, Все грибочки соберут.
Инструкция:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движение руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» кисть руки опустить в горизонтальное положение, ладонью вниз. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

«Чашечка»
Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.
Инструкция:
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10.
Исходное положение —
кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг. Удерживать ладонь в форме чашечки под счет от 1 до 5-10.

«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье, Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся, Будто нету других дел.
Инструкция:
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз.
Исходное положение —
кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики

для постановки звука Л

«Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем. После скалку мы возьмем. Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять. Не пора ли вынимать?
Инструкция:
Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз.
Исходное положение —
кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье, Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся, Будто нету других дел.
Инструкция:
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Имитация «облизывания варенья». Выполнять 5-10 раз.
Исходное положение —
кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони. Вслед за движением язычка. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Читайте также:
Гласные звуки и буквы - конспект

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

«Пароход гудит»
Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы

Инструкция:
Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). Включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Выполнять 5-6 раз.
Исходное положение —
кисть руки находится горизонтально ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты, На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
«Индюк»
Рассердился наш индюк, Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора, Разбегайся детвора.
Инструкция:
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышится бл-бл. Подключая движения руки. Выполнять 5-10 сек.
Исходное положение —
кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика вверх, вслед за движением язычка. Выполнять от 5-10 секунд.

Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

С каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи

Бесплатные занятия с логопедом

В настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи.
Наиболее типичным является неправильное произношение звуков. Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. Для этого применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики:
укрепление мышц артикуляционного аппарата;
развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе;
объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьше¬нию эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В практической деятельности для вы¬полнения артикуляционной гимнастики используеминновационную здоровьесберегающую технологиюбиоэнергопластику.
Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био- человек как биологический объект;энергия- сила, необхо¬димая для выполнения определенных действий;пластика- пластичное движение, которое характеризуется непрерывно¬стью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразитель¬ностью.
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами био-энергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика яв¬ляется средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с при¬менением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Общие рекомендации
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность выполнения – от простых упражнений к сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, сидя перед зеркалом.
3. При выполнении каждого упражнения необходимо использовать счёт, стихотворные строки.
4. Количество повторов каждого упражнения от 5 до 10 раз.
5. На начальных этапах ребёнку предлагается разучить от 3 до 4 – 5 упражнений.
6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
7. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
8. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем с подгруппой, последний этап – фронтально.
9. Учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
10. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме.
В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Для педагога

Автор: Кулинская Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №40 Снегурочка
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югры
Наименование материала: доклад
Тема: Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология для детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Биоэнергопластика –

здоровьесберегающая технология для детей с

тяжелыми нарушениями речи»

Кулинская Ирина Владимировна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Снегурочка»

Цель: развитие артикуляционного и зрительного гнозиса и праксиса при

-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в

-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;

-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Читайте также:
Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

Актуальность: В дошкольный период происходит становление и

формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное

увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из

актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции

Цель и задачи

Приемы и методы

нарушениями речи регулярно используются нейропсихологические приемы:

артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой;

методы мозжечковой стимуляции;

упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Преимущества биоэнергопластики:

ускоряет исправление звукопроизношения у детей, так как работающая ладонь

многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга;

развивает координацию движений, мелкую моторику пальцев рук и

помогает перейти к выполнению упражнений по ощущениям;

развиваются такие психические процессы как память, внимание, зрительное и

слуховое восприятие, мышление;

синхронизируется работа полушарий головного мозга;

развивает пространственную ориентировку.

Этапы работы с использованием метода

биоэнергопластики при выполнении артикуляционной

1. Диагностический – обследование строения и подвижности органов

2. Подготовительный:

– знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ,

языка и челюсти по традиционным методикам.

выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике.

3. Основной:

одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и

ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой

руки ребенка в перчатке.

– одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом

и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

4. Заключительный. Самостоятельное выполнение ребенком

артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках,

используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без

Этапы работы с использованием метода

биоэнергопластики при выполнении

артикуляционной гимнастики:

Ожидаемый результат

П р и м е н е н и е

а р т и к у л я ц и о н н о й

г и м н а с т и к и

биоэнергопластикой будут способствовать:

– привлечению интереса детей к выполнению упражнений,

что значительно увеличивает эффективность гимнастики;

совершенствованию координаций движений, развитию памяти,

Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство

ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, и ориентировку в

собственном теле, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой

моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и

перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глозман Ж.М., Конина С.М.

Целью работы является анализ данных обследования детей дошкольного возраста, выявление причин, приводящих в дальнейшем к трудностям в обучении в школе, а также выявление ведущего синдрома несформированности высших психических функций в дошкольном возрасте.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глозман Ж.М., Конина С.М.

Текст научной работы на тему «Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте»

Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте

Проф. Глозман Ж.М.

НИЦ Детской Нейропсихологии

Москва, Россия glozman@mail.ru воГуа-

Аннотация: Целью работы является анализ данных обследования детей дошкольного возраста, выявление причин, приводящих в дальнейшем к трудностям в обучении в школе, а также выявление ведущего синдрома несформированности высших психических функций в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: профилактика школьной неуспешности, дошкольный возраст, задержка формирования ВПФ.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста происходит очень интенсивно. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [Ермолаева М.В., 2003]. Параллельно происходит развитие словаря и грамматического строя речи. Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т. д.) [Мухина В.С., 1998]. Параллельно с этим при целенаправленном воспитании дошкольника происходит развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи [Там же]. Развиваются функции речи. Коммуникативная речь проходит путь развития от ситуативной речи (понятной только находящимся в данной ситуации, полной междометий, словесных шаблонов, лишенной подразумеваемого подлежащего) к контекстной речи (достаточно полно описывающей ситуацию, факт, содержание прочитанной книги). На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его поведения [Ермолаева М.В., 2003].

Развитие восприятия в этом возрасте, по сути, является развитием способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте, как показали исследования А.В. Запорожца, 1986; Л.А. Венгера, 1996, происходит усвоение сенсорных эталонов -исторически сложившихся представлений о разновидностях отдельных свойств предметов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности [Обухова Л.Ф., 1996; Поддьяков Н.Н., 1996].

На протяжении дошкольного возраста в связи с появлением более сложных видов деятельности у детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. К примеру, если младшие дошкольники могут провести за одной и той же игрой около 30—40 минут, то к пяти-шести годам длительность игры увеличивается до часу – полутора. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок [Баскакова И.Л., 1995; Мухина В.С., 1998].

Читайте также:
Лего в работе логопеда

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием [Ермолаева М.В., 2003].

Память ребенка в основном непроизвольна, ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Как показал П.И. Зинченко (1996), в игре непроизвольной памятью удерживается то, что было целью игрового действия. В конце дошкольного возраста начинает развиваться произвольная память. Овладение произвольными формами памяти происходит, проходя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое [Леонтьев А.Н., 1972; Мухина В.С., 1998].

Образное мышление — основной вид мышления дошкольника. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др. [Ермолаева М.В., 2003]. Кроме этого, в дошкольном возрасте формируются такие операции мышления, как классификация, обобщение, установление причинно-следственной связей [Ермолаева М.В., 1998].

Все эти данные детской психологии легли в основу методов нейропсихологической диагностики дошкольников [Глозман Ж.М. и др., 2008]. Кроме этого, при обследовании детей, особенно дошкольного возраста, необходимо уделять особое внимание к используемому диагностическому материалу. Он должен быть доступен, знаком и привлекателен (способен привлекать внимание). Материал обследования должен соответствовать жизненному опыту ребенка, т.к. всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития [Выготский Л.С., 1960]. Стимульный материал должен выполняться преимущественно в четком цветном изображении. Предметы должны быть изображены как можно более четко и конкретно, без абстрактных деталей. Также, необходимо учитывать ограничения объема восприятия и внимания дошкольника. При проведении нейропсихологического обследования с дошкольниками необходимо давать им возможность переключаться на новые виды деятельности, для этого необходимо выбрать наиболее информативные и времясберегающие методы, т.е. обеспечить компактность методики [Глозман Ж.М. и др., 2008]. Игровая форма является наиболее подходящим видом тестирования (учитывая тип ведущий деятельности в этом возрасте) [Соболева А.Е., 2009].

В нейропсихологическом обследовании приняли участие 30 дошкольников, обратившихся в НИЦ ДН в период 2011 -2013 года, с различными жалобами, в основном, связанными с трудностями овладения материалом, необходимым при подготовке к школе. Обследование детей проводилось с помощью специально адаптированного для детей материала Луриевского нейропсихологического обследования. Луриевский анализ позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка [Глозман Ж.М., 2009].

Результаты исследования, представленные в докладе, приведены в виде описания ведущих синдромов по трем направлениям: количественному анализу, качественному анализу и статистические данные исследования анкет для родителей,

заполняемых при первичном посещении центра, которые позволяют выявить причины наблюдаемого когнитивного неблагополучия у детей. Также показаны различия в устойчивости / динамике нейропсихологических синдромов у детей, прошедших и не прошедших нейропсихологическую коррекцию. Эти данные позволяют говорить о нейропсихологической коррекции в дошкольном возрасте как о способе профилактики трудностей обучения в школе.

1. Баскакова И.Л. 1995. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М. МПСИ. Воронеж.

2. Венгер Л.А. 1996. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М. С. 133146.

3. Выготский, Л.С. 1960. Развитие высших психических функций. М.

4. Глозман Ж.М. 2009. Нейропсихология детского возраста. М.

5. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. 2008. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2 – е изд. Спб.

6. Ермолаева М.В. 1998. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.

7. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. М. Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с.165, 167,172

8. Запорожец А.В. 1986. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды в 2 т. М.

9. Зинченко П.И. 1996.Непроизвольное запоминание. М. МПСИ; Воронеж: НПО «МО ДЭК»

10. Леонтьев А.Н. 1972. Проблемы развития психики. М.

11. Мухина В.С. 1998. Психология детства и отрочества. М.

12. Обухова Л.Ф. 1996. Возрастная психология. М.

13. Поддьяков Н.Н. 1996. К проблеме умственного развития ребенка // Хрестоматия по детской психологии. М. С. 146—149.

14. Соболева А.Е. 2009. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Диссертация кандидата психологических наук. Нижний Новгород.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: