Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

Профилактика школьных трудностей у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

В последнее время значительно возросло количество детей,испытывающих сложности в овладении чтением и письмом. Поэтому начинать профилактическую работу по предупреждению проявлений дислексии и дисграфии целесообразно еще в дошкольном возрасте.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время количество детей, испытывающих трудности обучения в начальной школе, значительно возросло. К трудностям обучения относятся и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и сложности с усвоением правил орфографии, грубые ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил.

Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) на сегодняшний день одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Поэтому сегодня перед логопедом дошкольного учреждения ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста в значительной степени не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Между тем,зрелость психических процессов – предпосылок для успешного усвоения грамоты правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте. Для того , чтобы сократить риски возникновения дислексии и дисграфии, уже в детском саду необходимо начать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии.

Основными коррекционными задачами профилактики являются :

· Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

· Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

· Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;

· Развитие слухового восприятия.

Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.

I. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти : расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти. На данном этапе рекомендованы следующие

задания и упражнения

Задания и упражнения

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать перечёркнутые контурные изображения.

3. Определить, что неправильно нарисовал художник.

4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

5. Подбор картинок по определённому цветовому фону.

6. Распределить предметы, изображённые на картинке по величине.

7. Игра «Геометрическое лото». (На что похож предмет?)

8.Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).

9.Найди заданную фигуру из двух предъявляемых в зеркальном изображении.

10.Составление разрезных картинок (из 2-7 частей).

11.Ориентировка на листе бумаги (паучок).

12.Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.

13. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.

14.Запомнить 4-5 картинок, затем отобрать из 8-12.

15.Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Что добавилось»

II. Развитие зрительно-моторной координации : развитие глазодвигательных движений; улучшение ощущений артикуляционных поз и движений; развитие тактильных ощущений; развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;

Задания и упражнения

1.Лабиринты (для глаз)

2. Дорожки (для глаз)

3.Упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур, букв.

III. Формирование пространственных представлений о схемах лица и тела: выработка представлений о схемах лица и тела; развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве; активизация ощущений тела как системы координат.

Задания и упражнения

1.Поднять правую и левую руку.

2. Дотронуться правой рукой до левого глаза ( уха, щеки и т.д)

3. Определить место соседа по отношению к себе

4. Показать у соседа правое плечо, левую руку и т.п

IV. Развитие пространственно-временных представлений : ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое; развитие зрительно-предметного восприятия; вычленение признаков предмета; восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов; дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.

Задания и упражнения:

1. Написать называемые геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.

2. Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

3. Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.

4.Составление схемы-модели комнаты.

6. Определение времени суток, дней недели, времени года.

7.Формирование понятия о возрасте, семье.

I. Развитие слухового внимания : расширение рамок слухового восприятия; развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации; совершенствование фонематического восприятия; осознание звуковой стороны речи.

Задания и упражнения

1.Понимание сложных речевых конструкций.

2.Запоминание чистоговорок, скороговорок, рифмовок, стихотворений.

3. Пересказы текстов, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин.

4. Определение положения звука в слове.

5.Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

6.Различение близкостоящих звуков в слоговых дорожках, в словах, в предложениях.

7. Различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (коза-коса, рожки- ложки)

II. Развитие чувства ритма : формирование ритмико-интонационной стороны речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма; формирование интонационной выразительности.

Задания и упражнения:

2.Повторение слоговых дорожек с выраженным ударным слогом.

3.Отхлапывание слогов в слове.

4.Отхлапывания ритма в стихотворении, в скороговорках.

5. Воспроизведение ритмического рисунка при ходьбе.

6. Музыкально- логоритмические игры

III.Формирование фонологического структурирования: формирование слоговой структуры слова; анализ слогов и слов; развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков; формирование фонематического анализа; развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Анализ школьных учебников показывает, что программный материал не обеспечивает «научение» ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык у слабочитающего ребенка. Поэтому в сложившейся ситуации школьник сможет успешно учиться, если он до школы владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту

Основные причины нарушения навыка чтения.

Условно их можно разделить на следующие группы:

– ребёнок знает все буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам;

– ребёнок не знает все буквы и с трудом запоминает образы букв.

Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)

1. Найти букву среди графически сходных.

2. Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.

3. Назвать буквы, выполненные в неправильном пространственном положении.

4. Найти, назвать, записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.

6.Обвести буквы выполненные пунктиром.

7. «Достроить букву», «Починить букву»

8.Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.

9.Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).

10. Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.

11.Конструирование букв из элементов.

12.Реконструирование букв, например Р – В (Ж – К), добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П).

13.Определение различения сходных букв, которые состоят из одних элементов, но различно расположенных в пространстве (Н и П).

Таким образом, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма, может проводиться систематически и в полном объеме в дошкольном учреждении.

Профилактика школьных трудностей (из опыта работы)

Известно, что к моменту поступления в школу не все дети обладают функциональной готовностью к освоению учебного материала. В “группу риска” попадают дети с недостаточным развитием функций, которые не только влияют на темп и качество формирования навыка письма, чтения, счета, но и определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала.

Наиболее значимыми являются следующие функции:

  1. Зрительное восприятие и память, зрительный анализ и синтез.
  2. Пространственный анализ и синтез.
  3. Сенсомоторные координации.
  4. Слуховое восприятие, внимание, слухо-речевая память, фонематический слух.
  5. Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Причины такого “дефицита” в развитии этих функций могут быть различны:

  1. Отсутствие у детей достаточного опыта деятельности, которая способствует развитию указанных функций.
  2. Недостаточная согласованность в работе разных отделов коры головного мозга, которые совместно обеспечивают ту или иную функцию.
  3. Функциональная несформированность структур головного мозга, которые отвечают за ту или иную функцию.

Изучению этой причины посвящено много исследований психофизиологов и нейропсихологов: Цветковой Л.С. Архипова Б.А, Ахутиной Т.В., Лурии А.Р., Деннисон П., Пылаевой Н.М., Семенович А.В., Симерницкой Э.Г. Усановой О.И, Хризман Т.П., Шевченко Ю.С., Семаго Н.Я., Сиротюк А.Л. и др.

Э.Г. Симерницкая выделяет 3 этапа нейропсихологических профилей детей, испытывающих трудности в обучении:

  1. Дети с дисфункцией височно-лобных отделов левого полушария. Для них характерны отклонения от нормы объема слухоречевой памяти, тормозимость, замена слов на близкие по звучанию или по смыслу.
  2. Дети с недостаточностью задних отделов правого полушария. Для них характерны отклонения от нормы объема слухоречевой и зрительной памяти, по пространственному параметру и феномену зеркальных движений.
  3. Дети с билатеральным характером изменения психической деятельности. Для них характерны отклонения от нормы, относящиеся как к левому, так и к правому полушарию.

Физиологами было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, а работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии и др. доказали влияния сформированности тела на уровень ВПФ и речи.

Учитывая, приведенные выше данные физиологов и нейропсихологов, мы создали комплекс развивающих занятий с опорой на двигательные упражнения, дыхательные, глазодвигательные упражнения. Особое место в программе профилактики школьных трудностей мы отводим упражнениям, которые способствуют выработке у детей точной координации в системах “глаз-рука”, “ухо-рука”, “глаз-ухо-рука”, т.к. установление этих связей и синтез зрительной, слуховой кинестетической информации обеспечивают правильное соотношение звуков речи с буквами при чтении и письме.

Структура комплекса – “зарядки”:

1. Дыхательные упражнения:

Пример: “надуваем шарик” – медленный вдох и живот надули, пауза, выдох и живот втянули.

“покачаем руки” – одна рука лежит на животе, другая на груди, поочерёдно фиксируем внимание то на одну руку, то на другую.

2. Глазодвигательные упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия, активизируют процесс обучения. Мы используем комплексы упражнений для глаз из книги “Гимнастика для глаз”, М., ФиС, 1988 г.,

В.И. Янкулин, Г.Г. Демирчоглян.

Особенно нравятся детям рисовать “лежащие восьмёрки” и делать “горчичники для газ” при помощи тёплых ладошек.

3. Упражнение для развития мелкой меторики, движения тела и пальцев.

a).“пальчики здороваются” – с некоторыми усилиями прижимать кончики пальцев к большому пальцу, сгибая их наружу и надавливать большим пальцем на основание остальных. Это упражнение способствует улучшению памяти. (книга “Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями по методике Йосиро Цуцуми”, М., 1992г.).

b).“Лезгинка” – для повышения внимательности.

c).“Игры с орехами” (грецкими) –устранение нервно-психического напряжения:

круговые движения в каждой ладони

круговые движения в области мизинца и внутренней стороны кисти

Очень нравится детям “крестовая” зарядка, т.е. перекрестные движения рук и ног, чередуется с одноименными движениями рук и ног “при фиксации взгляда на букве “Х” и так же нравится упражнения “лепим себя” (включает массаж лица, ушей).

4. упражнения на развитие произвольной регуляции и самоконтроля.

Пример: “скульптор”, “фотограф” – в парах

“Тень”, “приклеились” – подвижные упражнения.

Конечно же здесь перечислены не все, а только наиболее любимые детьми упражнения, которые можно делать в начале и в конце урока.

Блок упражнений, которые могут использовать учитель по ходу урока, включает в себя:

I.Упражнения на формирование координации в системе “глаз-рука”:

“Сделай, как я” – учитель на доске вывешивает образец, а дети делают у себя на парте (из палочек или в тетради).

“Пуговицы” – на доске образец расположения “пуговиц” (букв, фигур) на поле из 6–ти клеток, дети воспроизводят его по памяти на своем поле (аналог упражнения “точки”).

“Мозаика” – на доске образец узора, дети выкладывают его у себя (аналог кубиков КООСа).

II.Упражнения на формирование координации в системе “Ухо-рука”.

“Художники” – по команде учитель рисует сказочных героев (фигуры) в разных местах листа, аналогично проходит упражнение “Путешествие по странице”.

“Муха” – движение “Мухи” по клеточкам в разных вариантах.

“Диктант” – (волшебный карандаш) – под диктовку педагога рисуют узор.

“Вышивка крестом” – диктант в ограниченном поле (аналогично “зашифрованный рисунок”).

III.Упражнения в системе “глаз-ухо-рука”.

“Обезьянки” – повтори движения за педагогом быстрее и точнее.

“Запрещенное движение” – ведущий показывает движения с ошибками, дети ориентируются только на команду учителя, а услышав “запрещенное движение” – его не делают.

“Нос- ухо – нос” – аналогичное.

Педагоги охотно используют игровые упражнения, направленные на развитие координации движения всех звеньев руки, особенно кисти пальцев (“пальчиковая гимнастика”).

Введение в учебный процесс таких упражнений, комплексов, как “зарядка” помогают ребятам преодолеть напряжение, настроиться на деятельность, вызывает у них чувство уверенности в своих силах и возможностях; тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения и преодоления трудностей в обучении.

Сиротюк А.Л. “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения”, М., 2003 г.

Бабкина И.В. “Радость познания”, М., 2000 г.

Барташников А.А., Барташникова И.А. “Учись мыслить”, Харьков, 1998 г.

Йосиро Цуцуми “Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями”, М.,1992

Степанова О.А. “Профилактика школьных трудностей”, М., 2003 г.

Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику” , М., 1997 г.

Цвентарный А.В. “Играем пальчиками и развиваем речь”, СПб., 1999 г.

Ахутина Т.В., Пылаева И.М. “Школа внимания”, М., 1997 г.

Деннисон П., Деннисон Г. “Гимнастика мозга”, М., 1997 г.

Баскаков В.Ю. “Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехника”, М., 1992 г.

Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

Статья посвящена актуальной проблеме школьной неуспеваемости. Профилактику школьных трудностей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте.

Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Это и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил, фонетический тип письма, отсутствие «чутья» на орфограммы.

Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Поэтому сегодня перед логопедом ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

Основными коррекционными задачами профилактики школьных трудностей являются:

  1. Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
  2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
  3. Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
  4. Развитие слухового восприятия.

Методы и приемы профилактической работы

Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.

Первый блок

I. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти:

  • расширение поля зрения;
  • выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти;
  • развитие стереогноза.

Задания и упражнения:

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать перечёркнутые контурные изображения.

3. Определить, что неправильно нарисовал художник.

4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

5. Подбор картинок по определённому цветовому фону.

6. Распределить предметы, изображённые на картинке по величине.

7. Игра «Геометрическое лото». (На что похож предмет?)

8.Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).

9.Найди заданную фигуру из двух предъявляемых в зеркальном изображении.

10.Составление разрезных картинок (из 2-7 частей).

11.Ориентировка на листе бумаги (паучок).

12.Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.

13. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.

14.Запомнить 4-5 картинок, затем отобрать из 8-12.

15.Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Что добавилось»

II. Развитие зрительно-моторной координации:

  • развитие глазодвигательных движений;
  • улучшение ощущений артикуляционных поз и движений;
  • формирование восприятия различной модальности;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;
  • развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

Задания и упражнения:

1.Лабиринты (для глаз)

2. Дорожки (для глаз)

3.Упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур.

III. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела:

  • выработка представлений о схемах лица и тела;
  • развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве;
  • активизация ощущений тела как системы координат.

Задания и упражнения:

1. Поднять правую и левую руку.

2. Дотронуться правой рукой до левого глаза

3. Определить место соседа по отношению к себе

IV. Развитие пространственно-временных представлений:

  • ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;
  • развитие зрительно-предметного восприятия;
  • вычленение признаков предмета;
  • восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов;
  • дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.

1. Написать называемые геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.

2. Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

3. Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.

4.Составление схемы-модели комнаты.

6. Определение времени суток, дней недели, времени года.

7.Формирование понятия о возрасте, семье.

Второй блок

I. Развитие слухового внимания:

  • расширение рамок слухового восприятия;
  • развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;
  • формирование основ слуховой дифференциации;
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • осознание звуковой стороны речи.

Задания и упражнения:

1. Запоминание сложных речевых конструкций.

2. Запоминание чистоговорок, скороговорок, рифмовок, стихотворений.

3. Пересказы текстов, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин.

4. Определение положения звука в слове.

5. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

6. Различение близкостоящих звуков в слоговых дорожках, в словах, в предложениях.

7. Различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу

II. Развитие чувства ритма:

  • формирование ритмико-интонационной стороны речи;
  • формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;
  • развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма;
  • формирование интонационной выразительности .

Задания и упражнения:

1. Отхлапывание ритмов.

2. Повторение слоговых дорожек с выраженным ударным слогом.

3. Отхлапывание слогов в слове.

4. Отхлапывания ритма в стихотворении, в скороговорках.

III. Формирование фонологического структурирования:

  • формирование слоговой структуры слова;
  • анализ слогов и слов;
  • развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;
  • формирование фонематического анализа;
  • развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Анализ школьных учебников показывает, что программный материал не обеспечивает «научение» ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык у слабочитающего ребенка. Поэтому в сложившейся ситуации школьник сможет успешно учиться, если он до школы владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту

Основные причины нарушения навыка чтения

Условно их можно разделить на следующие группы:

  1. ребёнок знает все буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам;
  2. ребёнок не знает все буквы и с трудом запоминает образы букв.

Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)

1. Найти букву среди графически сходных.

2. Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.

3. Назвать буквы, выполненные в неправильном пространственном положении.

4. Найти, назвать, записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.

6. Обвести буквы выполненные пунктиром.

7. Доконструировать букву.

8. Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.

9. Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).

10. Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.

11. Конструирование букв из элементов.

12. Реконструирование букв, например Р – В (Ж – К), добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П).

13. Определение различения сходных букв, которые состоят из одних элементов, но различно расположенных в пространстве (Н и П).

14. Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: О – обруч, Д – дятел …)

Зрительный образ обязательно подкрепляется тактильными ощущениями, ручным праксисом. Обязательно различение смешиваемых букв проводятся в следующей последовательности: дифференциация букв, слогов, слов, предложений.

1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.

2.Волкова Л.С. (ред.) Логопедия. М.,1989,1995.

3.Выготский Л.С.Собр. сочинений, т.2.М.,1982.

4.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

5.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.

6.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,1998.

7.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.

8.Лалаева Р.И.Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.

9.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.

10.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.,Просвещение,1995.

11.Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М.,1994.

12.Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М.,1977.

13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

14.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

15.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии.-1956.-№5.-с.51-59.

16.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

Баева Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед

Основные направления работы воспитателя ДОУ по профилактике школьных трудностей при обучении грамоте

Марина Скрыльник
Основные направления работы воспитателя ДОУ по профилактике школьных трудностей при обучении грамоте

Основные направления реформы общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к системе образования. Эффективность решения этой ответственной задачи находится в прямой зависимости от основ, которые закладываются и в дошкольных учреждениях. Следовательно, требуется постоянный научный поиск психолого-педагогических резервов более раннего развития познавательной деятельности детей и их учебных способностей.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в I класс, необходим известный запас знании об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний,сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что вы научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.)

Одно из условий эффективного использования резервов познавательных возможностей детей — это развитие у них фонематического слуха. Сознательное усвоение орфограмм в школе, орфографическая чувствительность, умение использовать приемы проверки звуков в слабой и сильной позициях (в одном и том же морфологическом элементе) требуют необходимости сформировать у дошкольников умение анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.

В лингвистической и психологической литературе понятие «фонематический слух» рассматривается как способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы (отражать основные особенности фонем и их варианты).

Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Игра – основа психической деятельности маленького человека, его естественное состояние, наиболее активная форма познания мира, поэтому все занятия проходят в форме игры, инсценировок, когда ребенок включается в игру, воплощается в персонаж действия.

Есть много звуков,само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука з можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука ш — с шелестом листьев, быстрое повторение звука п — с пыхтением ежика. Каждый раз необходимо обязательно заканчивать такую игру называнием слов, в которых «звенит комарик», «работает мотор» (р-р-р). Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Строятся эти игры-занятия таким образом,чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нем подчеркивается, произносится более длительно, чем другие.

Надо отметить,что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как б, п, д, т. Но очень важно, чтобы в этих занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука (ж-ж-жук, с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть. Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно.

Постепенно надо начинать учить ребенка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать один звук не только в начале слова, но и в середине, в конце.

К моменту, когда фонетическая сторона речи сформирована, слуховой анализатор получает функциональную самостоятельность. Звуки речи как бы уравниваются по степени сложности их различения и воспроизведения. Звуки речи не существуют обособленно, а лишь в составе слов, слова же – в словосочетаниях, фразах, в потоке речи. Взаимодействие фонетической и лексико-грамматической сторон речи раскрывается в теории механизмов речи Н. И. Жинкина, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена:

1. образование слов из звуков;

2. составление сообщений из слов.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушение звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

Когда дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.

В процесс письма активно включаются еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.

Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру.

Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Так, ребенок, приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие от неграмотного ребенка, который «срисовывает» буквы со всеми особенностями шрифта, как геометрический узор, будущий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными образами слов.В акте письма непременно имеют место элементы прилаживания к пространству: квалифицированная хватка и держание орудия письма, реализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линеек и т. д.

Дети не просто знакомятся с новыми буквами – они учатся решать учебно-познавательные задачи о том, каковы функции каждой буквы, какую работу выполняет буква, каковы ее отношения со звуками. Модельный способ решения этих задач позволяет преодолеть вербализм обучения, сделать абстракции наглядными и доступными детям, придать действиям с формальными характеристиками слова характер предметно-практических действий. (Эльконин «Как учить детей читать»)

Одна из необходимых задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.

Что касается содержательной стороны, дети должны отчетливо представлять звуковой состав слов, которые они пишут. Этому служит формирование звукового анализа слова, о чем мы уже указывали.

А как обстоит дело с двигательной основой письма? Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв, он умеет правильно их передавать в письме. Но это в свою очередь требует владения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное неотрывное движение, позволяющее передать характер русского письма). Необходимо также уметь регулировать размах движения руки при письме — важно ведь сохранять одинаковый размер букв, а при необходимости произвольно его изменять (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за движением. Нужно, далее, научить детей владеть орудием письма — правильно держать ручку и правильно ею действовать.

Овладение всеми перечисленными навыками и умениями создает ручную умелость, позволяющую свободно осуществлять письмо. (Кроме того, важно, чтобы ребенок научился правильно сидеть, не наклоняясь низко, сохранять при письме правильную позу и положение рук, головы.)

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегчено. Ранее усвоенные навыки и умения ребенок применит к новой для него деятельности.

Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока.

В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации— ножницы и кисть, в лепке — стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (обращаю внимание на положение рук на занятиях); развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Многие занятия по изобразительной деятельности, направленные на эстетическое воспитание детей, способствуют вместе с тем развитию важных для письма качеств. Вместе с тем среди них есть такие, которые наиболее полно отвечают этой задаче.

Более всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4—5 лет, а из целого куска (в лепке, одной линией контура (в рисовании, аппликации).

В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» — по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина, лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска).

В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают «рыбок в аквариуме», «уточек, плавающих в пруду»,или совмещают два способа: одни части изображения вырезают из бумаги, сложенной вдвое (например, вазы, цветы, а другие — на глаз (грибы, овощи, животные).

По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения — более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).

Обследуя большое количество детей,была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. К сожалению, целенаправленная коррекция часто остается за пределами внимания педагогов. Поэтому и возникает необходимость в специально организованной работе в дошкольном учреждении. Нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки помогут снять усталость, напряжение у детей во время занятий и вместе с тем они направлены на укрепление мелкой и общей моторики. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Часто деятельность ребенка сопровождается стихами, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Мышцы лица и рук совершают движения, соответствующие речи. Организм человека работает как единый механизм, в котором все взаимосвязано.

Таким образом, начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОО Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация.

Роль дидактических игр при обучении грамоте как условие повышения качества образования дошкольника Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В.

Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ[/b] «Здоровье- драгоценность и притом.

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе» Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.» Актуальность.

Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО «Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие». Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное.

Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста Памятки учителя-логопеда для родителей при обучении грамоте детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик».

Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Основные направления информатизации управления образовательного учреждения ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. И. Кудинова,.

Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе Все начинается с любви. Твердят: “Вначале было слово. ” А я провозглашаю снова: Все начинается с любви. Все начинается с любви:.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Одной из проблем, к которым не иссякает интерес со стороны исследователей различных аспектов воспитания, обучения и социализации детей, является адаптация ребенка к обучению в школе. Проблема адаптации детей к школе не новая, и обусловлена рассогласованиями требований образовательных программ дошкольного и начального школьного образования, затруднениями в освоении учебной деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Непосредственное влияние на осознание обозначенной проблемы и подходов к ее решению оказывает ряд современных психолого-педагогических тенденций: обновление системы школьного образования (введение ФГОС нового поколения, новых образовательных программ, изменение структуры, развитие альтернативных методик преподавания и т. д.), тенденция акцентуации самоценности периода поступления ребенка в школу и его значимости для всего последующего развития личности, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в младшем школьном возрасте и др. [2].

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, это новые контакты, отношения, обязанности. Первые месяцы в школе – сложное время в жизни многих первоклассников, но именно в этот период закладывается основа успешности ребенка в школьной жизни, которая включает в себя следующие факторы:

 эмоциональное благополучие детей;

 усвоение школьных правил и норм поведения;

 поведение на уроках и переменах;

 успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками и учителями).

Критериями успешной адаптации к школе могут служить благополучная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья, хорошее усвоение программного материала и успешно выстроенные взаимоотношения с одноклассниками и учителем [1].

Основная причина школьных трудностей в период адаптации связана с особенностями семейного воспитания. Приходя в школу из семьи, где обучающийся не ощущал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним педагога, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Очень важно увидеть таких детей, не упустить время для психолого-педагогической профилактике и коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности сами собой не пройдут. Такие дети всегда нуждаются в особом внимании, для них необходимо скорректировать режим и нагрузку, дать возможность «восстановиться», иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих», и не успевающих не потому, что их нельзя научить, а потому, что их трудности вовремя не увидели взрослые [4].

Профилактика – это деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Профилактика включает в себя:

1. выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего социального окружения, провоцирующих рост школьных трудностей, и их своевременное устранение;

2. своевременное выявление форм проявлений дезадаптации первоклассников с целью обоснованного и дифференцированного подбора средств и приемов профилактики.

Организация профилактики школьных трудностей в период адаптации особенно необходима на начальном этапе обучения и воспитания первоклассников. Первичная профилактика проводится учителем начальных классов еще на встрече с родителями первоклассников на базе дошкольных учреждений. Беседы, анкетирование помогут определить направления деятельности по формированию успешности обучению детей.

Следующим этапом профилактических мероприятий является организация классных часов, внеклассных занятий, направленных на развитие сотрудничества путем превращения коллектива в учебное сообщество. Это поможет почувствовать себя самостоятельным каждому ученику в классном коллективе, повысит его внутреннюю позицию.

Процесс адаптации будет протекать быстрее и качественнее, если будут учитываться следующие рекомендации:

– формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

– для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование эмоционально положительного отношения к учебе;

– руководство деятельностью детей следует осуществлять, используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания;

– в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

– необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей и организации их межличностного общения;

– использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

– при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуальные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, особенностях развития эмоционально-волевой сферы.

Важный фактор в работе педагога – формирование положительного микроклимата среди учеников, основная задача учителя – поддержание дружеских отношений между учениками с общими интересами, а также и формирование этих интересов. Ребенку необходимо не только почувствовать, но и понять, что коллектив сверстников и одноклассников ему интересен и он получает в нем радость, потому что он нуждается в их оценке и в отношениях с ними. Чем больше положительных эмоций первоклассник будет получать от общения со сверстниками, тем легче пройдет первичная адаптация к образовательной среде. Через отношения педагога к ученику формируется и отношения одноклассников к нему [3].

Чтобы сформировать у школьников такие личностные качества, как умение договариваться, распределить обязанности, оценить свой вклад в общий труд, нужно объединять их в пары, группы, большие коллективы. Для быстрого знакомства детей, установления контакта между ними необходимо использовать совместную игру. Не столь важно, будет она настольная, или ролевая, театрализованная, подвижная.

На первой неделе необходимо провести классный час на тему «Познакомьтесь – это я», на котором сначала учитель, держа в руках букву «Я», рассказывает о себе, а затем каждый из учеников по определенному плану рассказывает о себе, своей семье. Также обучающиеся приносят любимые игрушки, любимые книги.

Проведено внеклассных занятий «Культура поведения на переменах», «Я-первоклассник» поможет сплотить детский коллектив, и предотвратит школьные трудности.

Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности; деловые отношения на уроке: умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, умение взаимодействовать.

В ходе реализации профилактической программы педагог может использовать различные игры. Например, игра «Шапка вопросов». Дети в течение определенного времени составляют вопросы, которые они хотели бы задать одноклассникам, касающиеся общих дел, отношений и т.п. Затем в процессе проведения игры ведущий, не читая вопрос, спрашивает: «Кто будет отвечать на данный вопрос?». Дети выбирают 2-3 человек, которые пытаются ответить на заданный вопрос, даже если в «ответчики» попадает сам автор вопроса.

Особенно актуально использование новых педагогических технологий – метод проектов. Проект-исследование «Моя школа – остров сокровищ!», который позволит, используя игровые моменты, тематику и атрибутику путешественников и первооткрывателей, составить карту школы и класса, где будут отмечены «Бухта радости» (столовая), «Островок ожиданий» (холл школы), «Шлюпка спасения» (медкабинет).

В ходе реализации профилактической программы необходимо ответственно подойти к организации взаимодействия с семьями первоклассников. Родительские собрания, организованные в этот период, содержат следующие темы: «Режим дня первоклассника»; Быть родителем первоклассника: легко или трудно? и др. также составляются рекомендации для родителей.

Таким образом, профилактика школьных трудностей или дезадаптации первоклассников во многом определяется достаточной степенью профессионального мастерства педагога и соответствующей компетентности родителей в вопросах адаптации, их эффективным взаимодействием, готовностью к реализации личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру ребенка.

Список литературы

Загулова, Г.Б. Комплексное сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Г.Б. Загулова, Е.В. Гончарова // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Васютенковой. – СПб., 2017. – С. 66-71.

Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособие / О.Б. Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. – 32 с.

Мицукова, Е. Адаптация первоклассников к образовательной среде / Е. Мицукова // Вестник современных исследований . – 2017. – № 9-1 (12) . – С. 79-84.

Самсонова, М.В. Адаптация ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения / Самсонова М.В. // Новое слово в науке и практике : сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Дендра, 2017. – С. 117-123.

Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

МКОУ “СКОШ №7” г.Мыски

Попковой Елены Анатольевны

  • Главная
  • Новости
  • Советы психолога обучающимся, родителям в период дистанционного обучения
  • Материалы к конкурсу “Педагог-психолог”
  • Нормативные документы
  • Рабочие программы
  • Методическая копилка
    • Тренинги
      • Почему нужно быть терпимым
      • Тренинг коммуникативного общения
      • Тренинг “Как преодолевать тревогу” (5 класс)
      • Тренинг общения “Я – особенный!”, 3 класс
      • Тренинг “Трудное слово “нет!”
      • Тренинг “Поиск выхода из трудной жизненной ситуации”
      • Тренинг “Профилактика подростковой наркозависимости”
    • Профориентация
      • Развитие памяти. Практическое занятие. 9 класс
      • Профориентационная игра-шутка “Бизнес-риск-мен”
    • Кинезиологические упражнения
    • Упражнения на развитие памяти младшего школьника
    • Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
  • Диагностика
    • Диагностика адаптации
    • Диагностика УУД
    • Диагностика высших психических функций
    • Диагностика интеллекта
    • Диагностика семей, находящихся в социально-опасном положении
  • Флэш-игры на развитие внимания, памяти и мышления
    • Для школьников младшего возраста
      • Игры для детей 7-8 лет
      • Игры для детей 8-9 лет
      • Игры для детей 9-10 лет
    • Для школьников среднего возраста
      • Игры для детей 10-11 лет
      • Игры для детей 11-12 лет
  • Мои достижения
  • Фотоальбом
  • Тема для обсуждения
  • Карта сайта

Причины школьных трудностей

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» – усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, – это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое – самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …

Девятое – детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.

Десятое , и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!

Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: Развитие дошкольника

Дата публикации: 31.03.2020

Статья просмотрена: 955 раз

Библиографическое описание:

Муляр, Н. В. Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5050/ (дата обращения: 18.01.2022).

Огромную, ни с чем несравнимую, радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Дети по своей натуре являются уже готовыми одаренными актёрами. Подтверждением тому служат сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок раскрывает колоссальный творческий, эмоциональный актерский потенциал. Причём, здесь он проявляет себя сразу в трёх амплуа: как сценарист, как режиссёр и как актёр. Но вот парадокс! Этот же самый ребёнок, выходя на сцену, чувствует себя потерянным и неуверенным. Что же происходит?

Играя в своём маленьком театре, ребенок свободен и раскован, так как ему известны правила этой игры. Он применяет те навыки и знания, какими располагает, не чувствует зрительской заинтересованности и поэтому не боится сделать что-то не так, ему понятна каждая деталь в его же пьесе. Выступление на публике, требует порой большего знания и умения, чем располагает наш «актер», и, конечно, на сцене существуют свои законы и правили игры. Педагогу необходимо разъяснить их маленькому актеру, познакомить с ними ребёнка.

Актерское мастерство это неразрывная совокупность навыков и умений:

– владение речью и интонацией,

– игра мимики, жестов, пластика тела,

– развитие воображения и внимания.

Рассмотрим этапы и приемы развития данных навыков, приемлемых для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительности речи просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Дикция. Важнейшая дисциплина актёрского мастерства, да и что говорить — важнейшая деталь человеческого общения. Приятно разговаривать с человеком, у которого четкая, хорошо поставленная речь.

Этапы работы над дикцией:

– гимнастика языка, губ;

– произношение парных звонких и глухих согласных (например, «б» — «п»; «з» — «с»; «г» — «к»);

– произношение рифмованных слов с этими звуками на конце слова (например, «лаз» — «пас»; «кот» — «брод»; «жук» — «луг»). Педагог следит, что бы дети не «проглатывали» окончания слов.

– работа со скороговорками.

Прежде всего, объясните, что скороговорка — это занимательное сочетание слов. Скороговорки произносятся быстро и несколько раз подряд, но при этом каждое слово чётко выговаривается. Этапы работы со скороговоркой:

– познакомить детей с текстом скороговорки;

– разобрать создаваемую зрительную картину или сюжет скороговорки;

– разучивание начинайте в очень медленном темпе, отчетливо произнося слова, особенно те, на которых язык «спотыкается» и тихой интонацией. Когда дети запомнят текст, увеличивайте темп и громкость.

Работа над интонацией:

На первом этапе разделите скороговорку по фразам, предложите каждому участнику проиграть свою фразу интонационно. Например, скороговорка «Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без про Прокопа кипит укроп»

На втором этапе работы дать детям самостоятельно выбирать интонацию и жесты.

Упражнения на развитие интонационной выразительности.

  1. Исполнять песенку Козы из сказки «Волк и козлята» сначала голосом Козы, потом голосом Волка.
  2. Попросить ребенка задать вопрос от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Эмоциональность имеет внешнюювыраженность в мимике. Необходимо познакомить детей и поработать над представлением внешних признаков того или иного чувства. Упражнения для развития мимики:

Игра «Зеркало».I этап. Рассмотреть и определить на схемах эмоции: радость, спокойствие, грусть, смущение, удивление, насмешка, злость, недовольство, страх.

Игра «Глаза в глаза». Дети делятся попарно и берут друг друга за руки. Ребёнок № 1,глядя в глаза и чувствуя тепло рук, молча передаёт напарнику свои эмоции, например: «Я грустный. Помоги мне», «Мне весело. Поиграй со мной!». Ребёнок № 2 — угадывает. Далее дети меняются ролями.

Пластику тела можно развивать с помощью игр-этюдов.

Игра «Тропинка». Путешествие по представляемой тропинке, с преодолением воображаемых препятствий.

Этюд «Из семени в дерево». Сочетая пластику, мимику, жесты пройти этапы роста и увядания цветка, дерева, растения: семя — росток — появление листьев — вытягивание стебля — распускание цветка — настроение лета — ветер — осень — борьба со стихией — грусть — опадание и увядание — превращение в семя.

Импровизация как одна из вершин художественного творчества и способ творческого самовыражения. Способность к импровизации, как на сцене, так и в жизни, у многих является врожденной способностью. У некоторых способность импровизировать существует подспудно, и ее надо развивать и воспитывать. Например, с помощью игры «Пантомимо»: дети становятся в круг. Ведущий в центре. При помощи пантомима он показывает какое-либо действие (собирает ягоды, шьёт и т. д.) Дети угадывают.

Дальнейшим этапом является драматизация: обыгрывание сказок, скороговорок, предлагаемых сюжетов.

Педагогу следует ребёнку рассказать о положении сцены. Приучить работать на зрительную аудиторию. Преодолеть страха перед публикой возможно лишь наработкой, самоутверждением. Этому способствует организация концертов перед куклами, ребятами своей группы.

Ребёнок не понимает, что обладает многими навыками и умениями. Основной задачей развития артистических способностей ребенка, является раскрытие неосознанных, «спящих» способностей, талантов и умений самого ребенка.

  1. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
  2. Лубяко Л. В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606315/. — 20.11.2017.
  3. Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] / В. Г. Петрова и др. — М.: Школьная Пресса, 2004.

Похожие статьи

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К. С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог.

Методические рекомендации по развитию творческих.

I этап. Первым этапом моей работы стал набор детей в кружок.

В сценарии использовали и игру детей и действия детей куклами на ширме.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на.

Пластика движений — важный аспект развития ребенка

Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной»

Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и.

«Волшебный мир кулис»: мероприятие для 3–5 классов.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать.

Театральная деятельность как средство развития творческих.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей.

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих.

В начале работы напомнили детям сказку, обсудили характер героев, распределили роли.

На втором этапе, в ноябре месяце, работа шла над развитием актерского мастерства

Так же работа шла по развитию актерского мастерства, ребята под фонограммы пели детские песни.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством.

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на

Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над.

Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых.

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К. С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог.

Методические рекомендации по развитию творческих.

I этап. Первым этапом моей работы стал набор детей в кружок.

В сценарии использовали и игру детей и действия детей куклами на ширме.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на.

Пластика движений — важный аспект развития ребенка

Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной»

Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и.

«Волшебный мир кулис»: мероприятие для 3–5 классов.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать.

Театральная деятельность как средство развития творческих.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей.

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих.

В начале работы напомнили детям сказку, обсудили характер героев, распределили роли.

На втором этапе, в ноябре месяце, работа шла над развитием актерского мастерства

Так же работа шла по развитию актерского мастерства, ребята под фонограммы пели детские песни.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством.

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на

Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над.

Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых.

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Читайте также:
Замена звука С на Ф - коррекционная работа
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: