Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания

Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания

Важную роль играет участие родителей в лечебном процессе. Они помогают организовать детям щадящий речевой режим за пределами стационара.

Бесплатные занятия с логопедом

Заикание является сложным речевым расстройством как по механизму его образования , так и по многоплановости проявлений и включает в себя речевые симптомы (нарушение речевого дыхания, судорог речевого аппарата) и неречевые, среди которых следует отметить психологические особенности пациентов:

  • фиксацию внимания на дефекте,
  • чувство собственной неполноценности,
  • зависимость от оценок окружающих.

Это формирует логофобию, как патологическую личностную реакцию на речевой дефект.

Я работаю в логопедическом отделении Самарского психоневрологического диспансера. Приоритетным направлением работы специалистов отделения является коррекция заикания.

Пациентам предлагается несколько курсов лечения. Продолжительность первого курса составляет четыре недели ежедневного посещения дневного стационара. Далее пять курсов поддерживающей терапии по пять дней.

В условиях логопедического отделения осуществляется комплексный системный подход к лечению этого речевого расстройства. Реабилитация осуществляется врачом – психиатром, логопедом, психологом, музыкальным работником, средним медицинским персоналом.

Важную роль играет участие родителей в лечебном процессе. Они помогают организовать детям щадящий речевой режим за пределами стационара.

Как правило, после проведенного курса лечения большинство заикающихся отмечают значительное улучшение речи. Частота судорог и тяжесть их проявления снижаются, либо исчезают вовсе. Это ведет за собой уменьшение тревожности по поводу речи и, как следствие, снижение мотивации к лечению у пациентов. Сложность коррекции заикания заключается в том, что после первых положительных результатов лечения часто возникают рецидивы.

Многолетние наблюдения за заикающимися и анализ литературных источников позволяют определить причины ухудшения речи:

  1. ослабление нервно – психического состояния;
  2. нарушение речевого режима в домашних условиях (несоблюдение лечебной техники речи, ускорение общего темпа, нарушение плавности высказывания;
  3. излишняя зависимость от мнения окружающих (неестественность замедленного темпа речи и как следствие, боязнь насмешек) .
  4. отказ от функциональных тренировок (в дальнейшем ФТ), которые являются важнейшей частью лечения.
  5. отказ от микрокурсов поддерживающей терапии.

Для достижения хороших результатов лечения речевая работа должна продолжаться и после выписки пациента из стационара. Этому способствует ряд рекомендуемых мероприятий. Одним из которых является продолжение (уже самостоятельно, без участия логопеда) проведения ФТ.

ФТ выполняют задачу минимизации или устранения логофобии и восстановления коммуникативной функции речи в процессе естественного общения – это многократная отработка новых речевых навыков в различных жизненных ситуациях, в том числе эмоционально значимых ситуациях и стрессовых. Наполнение тренировок зависит от возраста ребенка, его речевых возможностей, степени фиксации на речевых трудностях.

Функцию логопеда, в условиях самостоятельной организации ФТ, берут на себя родители. Они помогают создать ситуацию общения, контролируют соблюдение ребенком техники речи, анализируют результат.

Профилактике рецидивов заикания помогает формирование у родителей правильных представлений о данном речевом нарушении. Специалисты логопедического отделения проводят беседы о необходимости создания дома щадящего речевого режима; обучают родителей приемам лечебной техники речи.

Большое внимание уделяется нормализации психологического климата в семье.

Взрослым членам семьи предлагается ведение дневника наблюдений за речью и эмоциональным состоянием ребенка, где отмечаются его достижения.

Важным аспектом профиллактики является дозирование образовательных нагрузок. Детям с логоневрозом не рекомендуются группы продленного дня в школе, участие в большом количестве кружков и другие формы работы, которые могут привести к общему переутомлению, и как следствие ухудшению речи. Занятия должны чередоваться с промежутками отдыха, релаксации.

Для пациентов подросткового возраста достаточно сложной ситуацией является возвращение в школу после лечения. Даже имея хорошие результаты в логопедическом отделении, в школе подросток может по-прежнему испытывать речевые затруднения. На автоматизацию навыкка плавной бессудорожной речи огромное влияние оказывают отношения с педагогами и сверстниками.

Для того, чтобы посещение школы не превратилось в травмирующую ситуацию для подростка, родители должны побеседовать с педагогами и с одноклассниками, объяснить пролемы и достижения своего сына или дочери. Благоприятная атмосфера в классе поможет подростку использовать полученные речевые навыки во время ответов на уроках и при общении с друзьями.

Пациенты, прошедшие лечение, приглашаются раз в два месяца на курсы поддерживающей терапии. Продолжительнность такого курса пять дней. Он включает в себя логопедические занятия, психологические группы, беседы специалистов с родителями, физиотерапевтическое и, при необходимости, медикоментозное лечение; занятия логоритмикой. Всего предлагается посетить пять таких курсов.

Таким образом,кмплексный системный подход влечении,активное участие семьи и выполнение профилактических мероприятий способствует значительному улучшению речевого статуса пациентов и их эмоциональпой стабильности.

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. Москва – 1993 г.;
2. Белякова Л. И.,Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Москва- 2003г.;
3. КарповаН. Л. Основыличностно-ориентированной логопсихотерапии. Москва- 1997 г.;
4. МорозовН.Ю. Как пеодолеть заикание. Москва- 2002г.;
5. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. С.-Петербург – 2002 г.;
6. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. С.- Петербург-2001 г.;
7. Шкловского В.М. Заикание: Монография. Москва- 1994 г.

Профилактика заикания у детей: основные направления

Логоневроз может возникнуть в любом возрасте, но, как правило, проявляется в период с 2 до 5 лет, когда активно формируется речь. Причём, заикание у мальчиков бывает чаще, чем у девочек. Усугубиться заикание может в подростковом возрасте. Заикание проявляться постепенно или в определенных ситуациях. Если заикание появляется в детстве, то оно сильно влияет на социальную адаптацию.

Это один из наиболее тяжелых дефектов речи, который трудно устранить, при этом заикание травмирует психику детей, мешает полноценному общению и правильному ходу воспитания.

Читайте также:
Логопедическое обследование безречевых детей

Для заикания характерно нарушение плавности речи, когда запинки, растяжение и повторение звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогами органов артикуляции, голоса и дыхания. Соответственно, ребенку трудно произнести то, что он хочет, а слушающий испытывает напряжение, слушая такую речь.

Особенности заикания у детей

Заикание чаще всего диагностируется у детей в раннем возрасте – в 2-5 лет. В этот период развивается речевой аппарат и речь, поэтому любая нагрузка на психику ребенка может повлиять на плавность речи. Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга.

В период становления фразовой речи запинки отмечаются у большинства детей. Помимо этого, для этого возраста характерно растягивание и повторение отдельных звуков, слогов и слов. Это все считается проявлением нормы, т.к. является нормальным процессом становления ритмичной речи. При таких запинках нет судорог артикуляционного аппарата, и они сами имеют эмоциональную природу. Обусловлено это тем, что в возрасте 2-5 лет речевые возможности еще не успевают за мыслями ребенка, поэтому при произношении он может «захлебываться». При этом есть важное отличие: ребенок с физиологическими итерациями при просьбе сказать лучше может улучшить свое произношение, а ребенок с заиканием, наоборот, его ухудшит.

Если же данные речевые дефекты не проходят, то это уже является поводом для обращения к специалисту. Как правило, занятия с логопедом можно начинать уже с 3-х лет.

Необходимость своевременного логопедического воздействия обусловлена тем, что на фоне заикания возникают психологические проблемы, ведь ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, что он чем-то хуже других, в результате чего он всячески старается избежать общения. Страдает социальная адаптация, при этом если не проводить коррекцию, то проблема только усугубится со временем.

Причины возникновения заикания

Причины заикания можно разделить на 2 группы – внешние и внутренние.

  • Наследственная предрасположенность. Если у одного или обоих родителей есть заикание (либо даже быстрый темп речи), то весьма вероятно, что и у ребенка появятся аналогичные проблемы.
  • Патологические процессы во время беременности и родовой деятельности. Неблагоприятные факторы могут оказать влияние на мозговые структуры плода, которые отвечают за двигательную и речевую функцию.
  • Нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, которые привели к органическим поражениям мозга.
  • Болезни органов речи.
  • Сильный испуг, стресс, повышенная речевая нагрузка, которые снижают устойчивость нервной системы.
  • Особенности воспитания. К примеру, повышенные запросы к ребенку, желание сделать из него «гения» приводят к тому, что на ребенка ложится повышенная нагрузка (его заставляют заучивать сложные стихи, слова и т.д.), что провоцирует нарушения речевого развития.
  • Подражание заикающемуся родителю или другому ребенку.

Чтобы не допустить развитие заикания, важно знать, какие именно действия нужно предпринимать для этого. Профилактика крайне важна, ведь намного проще предотвратить это состояние, чем проводить коррекцию.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Чтобы уберечь детей от заикания, нужно соответствующая профилактика, которая требует от взрослых соблюдения определенных правил.

С самого раннего возраста в развитии речевой функции у ребенка большую роль играет активное подражание речи родителей и других взрослых. Помимо положительной стороны, подражание имеет и свою негативную сторону.

В первую очередь, речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчетливой. В таком случае подражание сыграет свою положительную роль, ведь у детей будет формироваться такая же правильная речь.

Вот несколько основных рекомендаций, который помогут избежать появления заикания:

  • Не допускать ускоренной речи. Излишне торопливая речь малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения.
  • В виду того, что подражание может стать следствием развития заикания, то нужно оградить ребенка от общения с заикающимися сверстниками и взрослыми. В противном случае, он начнет подражать им, повторяя одни и те же запинки.
  • Нужно всяческим образом оберегать неокрепшую психику детей. Нужно исключить любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости).
  • На детей сильно влияет неблагоприятная обстановка внутри семьи. Именно поэтому, нужно исключить любые конфликты среди родителей, либо сделать так, чтобы ребенок не был их свидетелем.
  • Исключить излишне строгие наказания ребенка, запугивание и ни в коем случае не применять к нему меры физического воздействия.
  • Нельзя форсировать речевое развитие детей. Важно соизмерять нагрузки с возрастом ребенка. Помните о том, что в дошкольный период речевые возможности достаточно ограничены, поэтому не нужно перегружать слишком сложными словами, требовать от него заучивать длинные стихотворения и т.д.
  • Отсутствие участия родителей в развитии малыша. Если в семье не принято читать ребенку, просить его пересказывать услышанное, поправлять его, когда он говорит неправильно (максимально корректно), то у таких детей наблюдается отсталость в речевом развитии.
  • Не нужно эмоционально перегружать ребенка походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного, малыш начинает задавать вопросы, делиться эмоциями и все это, как правило, происходит в возбужденном состоянии, т.е. ребенок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки и т.д. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.

Среди общих рекомендаций профилактики заикания можно отметить нормализацию распорядка дня. В возрасте от 3 до 7 лет сон должен составлять не менее 10 часов в сутки. Следует избегать излишне шумных компаний. Часто причиной этого нарушения становится сильный испуг, поэтому нужно определить его источник. Необходимо либо устранить причину страха, либо продемонстрировать малышу, что в том, что он считает пугающим, ничего страшного нет. Никакие строгие выговоры, поучения и тем более насмешки не помогут, а, напротив, только усугубят ситуацию.

Читайте также:
Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии

Психопрофилактика детского заикания. Рекомендации психолога.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Немного истории

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 теоретическим направлениям:

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций).

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание – это сложное психофизическое расстройство.

Причины заикания

В настоящее время можно выделить 2группы причин:

  • предрасполагающие («почва»);
  • производящие («толчки»).

При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы («почва»):

  1. Невропатическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
  2. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
  3. Наследственная отягощенность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака.
  4. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Неблагоприятные условия:

  1. Физическая ослабленность детей.
  2. Возрастные особенности деятельности мозга.
  3. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер.
  4. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
  5. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
  6. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями:

  1. Травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга).
  2. Органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения.
  3. Истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

Психические и социальные причины:

  1. Кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх).
  2. Длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях.
  3. Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей.
  4. Перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы).
  5. Подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося).
  6. Переучивание леворукости.

Симптомы заикания

Условно выделяют 2 группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: например, «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: например, «то-то-тополь».

Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).

Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

Читайте также:
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе при дисграфии

В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.

В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.

К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

2. Социальные (психологические) симптомы.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

    Нулевая степень фиксации.

Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

    Умеренная степень болезненной фиксации .

Подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

    Выраженная степень болезненной фиксации.

Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

Степени заикания

Различают 3 степени заикания:

  • легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
  • средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
  • тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы течения заикания

Выделяют следующие типы течения заикания:

  • постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
  • волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
  • рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

Сопутствующие заболевания

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. Чешский логопед М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают:

  1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника. Нарушение стволовых функций.
  2. Нероортопедическая патология.
  3. Вегетативная дисфункция.
  4. Нарушение венозного кровотока из полости черепа.
  5. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности.
  6. Экстрапирамидальная недостаточность.

Распространенность заикания

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной.

Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).

Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

Методы преодоления заикания

Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразового лечения в данном случае неприемлема!

Правила и упражнения в плавной речи

Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи.

  1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
  2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
  3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
  4. При разговоре стой или сиди прямо.
  5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
  6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
  7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
  8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
  9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
  10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
  11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.
  12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
Читайте также:
Использование элементов музыкотерапии для пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Первые признаки заикания

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  1. Если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но, уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.
  2. Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и).
  3. Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.
  4. Вынужденные остановки в середине слова, фразы.
  5. Затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (клиническому психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

  1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
  2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть, например, Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
  5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
  9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
  11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

  • Индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей;
  • Консультацию врача-невролога для взрослых и детей;
  • Сеансы медицинского массажа для взрослых и детей.

Телефон для справок и записи: 46-85-00.

Заикание (запинание)

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК – 2015

Общая информация

Краткое описание

Название протокола: Заикание (запинание)

Заикание – нарушение речи, хaрaктеризующееся чaстым повторением или пролонгировaнием звуков, слогов или слов либо чaстыми зaпинaниями или пaузaми, что рaзрывaет ритмичное течение речи [1,8]

Код протокола:

Код МКБ-10:
F98.5 Заикание

Сокращения, используемые в протоколе:

АЛТ – аланинаминотрансфераза
АСТ – аспартатаминотрансфераза
ВВК – военно-врачебная комиссия
Вм – внутримышечно
Вв – внутривенно
КТ – компьютерная томография
ЛС – лекарственные средства
МЗСР – Министерство здравоохранения и социального развития
МНН – международное непатентованное название (генерическое название)
МРТ – магнитно-резонансная томография
МСЭК – медико-социальная экспертная комиссия
ОАК – общий анализ крови
ОАМ – общий анализ мочи
ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография
РЭГ – реоэнцефалография
РК – Республика Казахстан
Р-р – раствор
СИОЗС – селективныеингибиторыобратногозахватасеротонина
СПЭК – судебно-психиатрическаяэкспертнаякомиссия
ЭКГ – электрокардиограмма
ЭПО – экспериментально-психологическое обследование
ЭЭГ – электроэнцефалограмма
ЭхоЭГ – эхоэлектроэнцефалограмма

Дата разработки протокола: 2015 год.

Категория пациентов: взрослые, дети, беременные.

Пользователи протокола: врачи-психиатры (детские психиатры, наркологи, психотерапевты), врачи ПМСП, детские невропатологи.

Оценка на степень доказательности приводимых рекомендаций.
Шкала уровня доказательности:

А Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты.
В Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или высококачественное (++) когортное или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с не высоким (+) риском систематической ошибки.
С Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с не высоким риском систематической ошибки (+).
Результаты, которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию.
D Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов.
GPP Наилучшая фармацевтическая практика.
Читайте также:
Как запомнить графическое изображение букв

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

– Подключено 300 клиник из 4 стран

– 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN – 1 рабочее место в месяц

Автоматизация клиники: быстро и недорого!
  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место – 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Диагностические критерии [1,8-10]:

Жалобы и анамнез:

Жалобы: запинки в речи.

Анамнез:
· Заикание (речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгацией звуков или слогов или слов, или частыми колебаниями или паузами), которое носит постоянный или периодический характер и по своей выраженности значительно нарушает течение речи.
· Продолжительность не менее 3 месяцев.

Физикальное обследование: диагностически значимых изменений со стороны кожных покровов и внутренних органов (включая центральной и периферическую нервную систему) нет.

Диагностика

Диагностические исследования:

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· экспериментально-психологическое обследование.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· ОАК;
· ОАМ;
· биохимический анализ крови (печеночные пробы);
· ЭКГ – проводятся с целью мониторинга изменений соматического состояния на фоне основной терапии;
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах

Минимальный перечень обследований, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию, согласно внутреннему регламенту стационара с учетом действующего приказа уполномоченного органа в области здравоохранения.

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые в стационаре:
· ОАМ – не реже 1 раза в месяц;
· ОАК – не реже 1 раза в месяц;
· Биохимический анализ крови (АЛТ, АСТ, билирубин (прямой и непрямой, уровень глюкозы в крови) – не реже 1 раза в месяц;
· ЭКГ – не реже 1 раза в месяц;
· ЭПО (для поступивших впервые в жизни или впервые в текущем году). ЭПО для иных категорий пациентов – по решению лечащего врача.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые в стационаре:
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах.

Инструментальное обследование: специфичных диагностических признаков нет.

Показания для консультации специалистов:
· консультация терапевта (педиатра) – исключение соматических заболеваний;
· консультация невропатолога – исключение текущих неврологических расстройств;
· консультация гинеколога (для женщин) – исключение гинекологических расстройств;
· консультации иных узких специалистов – сопутствующие соматические заболевания иили патологические состояния.

Лабораторная диагностика

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз [8-10]:

Параметры Заикание Тахилалия
Клиническая картина Стабильность клинических симптомов, наличие субъективной реакции на речевые нарушения, усиления симптомов при субъективном контроле Отсутствие субъективной реакции на речевые нарушения, улучшение речи при субъективном контроле
Инструментальное обследование Не информативно

Лечение

Цели лечения: регрессия проявлений заикания.

Тактика лечения:
При оценке микросоциальных условий как удовлетворительных иили нетяжелом уровне расстройства рекомендуется преимущественно амбулаторное лечение. В случае усложненной клинической картины (за счет коморбидных состояний) иили неэффективности вмешательства на амбулаторном этапе решается вопрос о госпитализации.

Немедикаментозное лечение:
Комплаенс – терапия, различные виды психотерапии, арт и игротерапия, занятия с логопедом, оказание специальных социальных услуг (приказ МЗ РК №630 от 30 октября 2009).
Режимы наблюдения (в зависимости от состояния пациента):
· общий режим наблюдения – круглосуточное наблюдение без ограничения передвижения в отделении.
· режим частичной госпитализации – возможность нахождения в отделении в дневное или ночное время с учетом необходимости его адаптации во внебольничных условиях.
· режим лечебных отпусков – возможность нахождения, по решению ВКК вне отделения от нескольких часов до нескольких суток, с целью постепенной адаптации к внебольничным условиям, решения бытовых и социальных вопросов, а также оценки достигнутого лечебного эффекта.
· усиленный режим наблюдения – круглосуточное наблюдение и ограничение передвижения за пределами отделения.
· строгий режим наблюдения – круглосуточное непрерывное наблюдение, постоянное сопровождение медицинским персоналом в отделении и за его пределами.

Медикаментозное лечение: исключительно при проявлении вторичных невротических расстройств (см. протокол «расстройства психологической адаптации»).

Другие виды лечения: нет.

Хирургическое лечение: нет.

Индикаторы эффективности лечения:
· Отсутствие проявлений заикания.

Госпитализация

Профилактика

Профилактические мероприятия [8-10]:
Первичная профилактика – поддержание оптимального режима сна и бодрствования, раннее помещение ребенка в коррекционно-образовательную среду, семейное планирование воспитательных мероприятий.
Вторичная профилактика – психокоррекционные мероприятия, обоснованное назначение психофармакопрепаратов, психотерапия.
Третичная профилактика – комплаенс-терапия, психосоциальная реабилитация, реализация психообразовательных программ для членов семей пациентов.

Дальнейшее ведение (после стационара) – формирование и укрепление комплаенса.

Информация

Источники и литература

  1. Протоколы заседаний Экспертного совета РЦРЗ МЗСР РК, 2015
    1. Список использованной литературы: 1. Международная Классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (Клинические описания и указания по диагностике). ВОЗ, 1994. 2. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»от 18 сентября 2009 г. № 193-IV. 3. Приказ и.о. Министра Здравоохранения РК № 15 от 06.01.2011 «Об утверждении положения о деятельности психиатрических организаций в РК». 4. Авруцкий Г.Я., Недува А.А Лечение психически больных: Руководство для врачей. – 2 издание, переработанное и дополненное. – Москва «Медицина», 1988. 5. Арана Дж., Розенбаум Дж. Руководство по психофармакотерапии.-4-е изд. – 2001. 6. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. М. «Восток» 1996г- 288 с. 7. Яничак и соавт Принципы и практика психофармакотерапии. Киев.-1999.-728 с. 8. Блейхер В.М., Крук И.В.. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. 9. Руководство по психиатрии/Под редакцией А.С.ТигановаТ 1-2 – Москва «Медицина»,1999. 10. Справочник по психиатрии/ Под редакцией А.В.Снежневского. – Москва «Медицина»,1985. 11. Приказ МЗ РК от 20 декабря 2010 года №986 «Об утверждении Правил оказания специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи». 12. Национальное руководство по психиатрии/под ред.Т.Б. Дмитриевой- Москва, 2009.- 993с. 13. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск 10/ под ред.Чучалина А.Г., Белоусова Ю.Б., Яснецова В.В.-Москва.-2009.-896с. 14. Руководство по биологической терапии шизофрении Всемирной федерации обществ биологической психиатрии (WFSBP) А.Хасан, П.Фалкаи, Т.Воброк, Д.Либерман, Б.Глентой, В.Ф.Гаттаз, Х.Ю.Меллер, С.Н.Мосолов и др.[Электронный ресурс] http://psypharma.ru/sites/default/files/stpr_2014-02_sch.pdf.pdf 15. [Электронный ресурс]www.fda.gov (официальный сайтУправления по пищевым продуктам и лекарственным препаратам США). 16. [Электронный ресурс] www.ema.europa.eu (официальный сайт Европейского агентства лекарственных средств). 17. American psychiatric association. Practice guideline for the treatment of Patients With Schizophrenia (Second Edition).-2004 (Copyright 2010).-184p. 18. Davis JM, Chen N, Glick I.D: A meta-analysis of the efficacy of second-generation antipsychotics. Arch Gen Psychiatry 2003; 60:553–564
Читайте также:
Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии

Информация

Разработчики:
1) Алтынбеков С.А. – доктор медицинских наук, профессор, директор Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии, главный внештатный психиатр МЗСР РК.
2) Павленко В.П. – доктор медицинских наук, доцент РГП на ПХВ«Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова», ответственный по курсу психиатрии и наркологии.
3) Мукушев М.Х. –«Восточно – Казахстанский психоневрологический диспансер», заместитель главного врача.
4) Мажитов Т.М. – доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии АО «Медицинский университет Астана», клинический фармаколог.

Конфликта интересов нет.

Рецензенты:
1) Толстикова А.Ю. – доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова.
2) Семке А.В. – доктор медицинских наук, профессор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательского института психического здоровья», заместитель директора по научной и лечебной работе, РФ г. Томск.

Условия пересмотра протокола: пересмотр протокола через 3 года после его опубликования и с даты его вступления в действие или при наличии новых методов с уровнем доказательности.

Заикание у детей

Содержание статьи

  • Причины заикания
    • Врожденные причины
    • Приобретенные причины заболевания
  • Симптомы патологии
  • Стадии заболевания
  • Виды заикания
  • Лечение патологии
    • Массаж при речевых проблемах у детей
    • Комплекс упражнений
    • Медикаментозное лечение
  • Прогноз заболевания
  • Профилактика у детей

Формирование речевой функции – сложный многоступенчатый процесс. Ребенок учится воспринимать речь окружающих на слух. Важную роль играет двигательный анализатор, поэтому необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики.

В процессе развития могут возникать различные сбои, самым распространенным у детей является заикание. Дефект сопровождается судорожными движениями речевого аппарата. Нарушается ритм, темп и плавность речи. Человек задерживается на одном или группе звуков, не может выговорить слово.

Это распространенная патология, которая встречается у 5-8 % детей. У мальчиков заикание обнаруживается в 3 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мальчиков. Наследственность влияет в 17,5 % случаев.

Зачастую логоневроз обнаруживают в дошкольном возрасте. Отклонения замечают у детей 2-5 лет, когда интенсивно формируется речевой аппарат. Реже проблему выявляют в школьном возрасте, у подростков. Риск развития наиболее высок в период 2-4 и 5-7 лет. Источник:
Е.Ф. Архипова
Если ребенок заикается //
Современное дошкольное образование.
Теория и практика, 2016, с.62-67

Перед тем, как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную домашнюю обстановку. Если своевременно обратиться к врачу, нарушение хорошо поддается коррекции. Доказательством служит тот факт, что если среди детей 5 % страдают заиканием, то у взрослых проблемы встречаются только в 2 % случаев.

Причины заикания

Различают внешние и внутренние причины патологии, иногда сложно определить, что спровоцировало дефект.

Факторы риска у детей

  • Наследственность.
  • Слабость речевого аппарата.
  • Сложности в развитии моторики, чувства ритма.
  • Травмы при беременности и родах.
  • Патологии нервной системы.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Психические нагрузки.

Спровоцировать заикание может сильное волнение, испуг, стресс от разлуки с близким человеком. Если в семье говорят на нескольких языках, это может вызвать патологию.

Врожденные причины

Если малыш заикается с возраста 2-3 лет, нередко диагностируются нарушения функций головного мозга.

  • Патологии при развитии беременности. Если малышу не хватало воздуха при вынашивании (внутриутробная гипоксия) или мама перенесла инфекционное заболевание, это может привести к речевым отклонениям.
  • Родовые проблемы. Травма или гипоксия при появлении на свет может негативно сказаться на деятельности мозга. Недоношенность также является причиной заикания.
  • Индивидуальные особенности. У холериков риск развития патологии выше, чем у меланхоликов и сангвиников. На развитие речи негативно влияет нервозность и повышенная возбудимость.
  • Генетическая предрасположенность. Если у близких родственников были подобные проблемы, велика вероятность, что нарушения проявятся у ребенка.

Приобретенные причины заболевания

Если малыш раньше говорил нормально, а потом в 4 или 5 лет начал заикаться, это указывает на неблагоприятные внешние условия.

  • Психотравма. В результате болезненной утраты близкого, испуга, длительного стресса может произойти нарушение. Заиканием страдают дети, лишенные внимания и, наоборот, избалованные. Если к ребенку предъявляются завышенные требования и он боится не оправдать ожидания, может сформироваться дефект. Источник:
    А.И. Кругликова
    Заикание как психологическая проблема //
    Вестник Таганрогского института
    имени А.П. Чехова, 2015, с.61-66
  • Физиология. До 5 лет у детей полностью не сформированы полушария, это может сопровождаться сложностями в речи. В данном случае коррекция не требуется, такие нарушения ребенок перерастает, они быстро проходят сами.
  • Заболевания. Инфекционные болезни (энцефалопатия, менингит), травмы, ушибы, осложнения после ОРВИ и гриппа могут привести к дефекту речи.
  • Ложное заикание. Проблема возникает, когда ребенок живет с заикающимся взрослым и начинает копировать манеру общения.
  • Переучивание леворукости. Левши плохо переносят стрессы, а постоянное перекладывание ложки, ручки из левой руки в правую для таких малышей сопровождается сильным дискомфортом.
Читайте также:
Нарушения письма - как помочь ребенку

Симптомы патологии

Следует знать первые признаки заикания, чтобы вовремя обратиться к врачу.

  • Ребенок внезапно замолкает и может не говорить от нескольких часов до суток. Потом начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться к специалисту в период, пока малыш не начал снова разговаривать, можно избежать заикания.
  • Повторение первых слогов, слов в начале фразы.
  • Остановки в середине слова или фразы.
  • Включение лишних звуков (и, а) перед некоторыми словами.
  • Трудности с началом разговора.

Симптомами заикания у детей являются:

  • Спотыкание на звуке или слоге из-за спазма речевого аппарата (м-м-м-м-мама, ма-ма-машинка).
  • Длинные паузы между звуками, растягивание (ма…..льчик).
  • Появление нервного тика, нарушение сна, аппетита, пищеварения, может проявиться энурез.
  • Повышенная слезливость, нервность, агрессивность. Если не получается выговорить слово, ребенок переживает, может заплакать.
  • Склонность к замыканию в себе, сложности в общении, боязнь насмешек.

При обнаружении симптоматики необходимо выяснить причину патологии и найти способ, как избавить ребенка от заикания.

Стадии заболевания

  1. Дефект проявляется в первых словах в предложении, при произнесении предлогов, союзов. При этом ребенок никак не реагирует на сложности.
  2. Нарушения речи регулярные, обычно при быстром произнесении и в многосложных словах. Малыш замечает, что ему сложно выговорить слова, но заикой себя не считает.
  3. Судорожный синдром закрепился, но ребенок не боится общаться, не испытывает неловкости.
  4. Выраженная реакция на заикание. Малыш избегает общения.

Виды заикания

  • Патологическое – проблемы врожденного характера или генетически обусловленные.
  • Невротическое – вызванное травмой, испугом, стрессом, тяжелой психологической ситуацией.
  • Тоническое – ребенок делает паузы в словах, растягивает гласные.
  • Клоническое – малыш не выговаривает буквы, слоги, повторяет их.
  • Комбинированное – имеет признаки клонического и тонического вида.
  • Нестабильное – ребенок заикается в определенных ситуациях: в незнакомой обстановке, при стрессе.
  • Привычное – дефект имеет постоянный характер.
  • Циклическое – нарушения чередуются с периодами покоя, во время которых речь нормальная. Затем проблема возвращается.

Различают две формы заикания:

  • Невротическую, или логоневроз, который вызывает психотравма. Патология может проявиться в любом возрасте.
  • Неврозоподобную – вызвана нарушением церебральных структур, чаще проявляется в 3-4 года.

Лечение патологии

Самое важное, что должны предпринять родители, как только заметили признаки заикания у ребенка, это обратиться к специалисту. В «СМ-Клиника» работают опытные врачи, которые проведут диагностику заикания у детей, помогут решить проблему с применением высокоэффективных способов.

Помимо логопедических занятий родителям необходимо обеспечить комфортную обстановку дома, не допускать стрессов. С малышом лучше разговаривать плавно и не торопиться.

Лечение заикания у детей требует комплексного подхода. Коррекция направлена на формирование правильной речи и решение психологических проблем. Источник:
И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова
Основные направления комплексной коррекционной работы
по преодолению заикания у детей //
Международный журнал гуманитарных
и естественных наук, 2016, т.1, №1, с.135-138

Массаж при речевых проблемах у детей

Логопед проводит коррекционные занятия, они показаны при лечении невротических проблем. Метод особенно эффективен для детей от 2 до 6 лет.

Массируют лицо, голову, шею, плечи, верх спины и грудную клетку. Сегментарный массаж воздействует на определенную мышцу, которая регулирует речевой аппарат. Процедуры назначают курсом – ежедневно в течение 2-3 недель.

Для коррекции дефекта речи применяют точечный массаж, который считается наиболее эффективным. С его помощью оказывают воздействие на речевой центр, снимают излишнюю возбудимость. Такой массаж нужно выполнять регулярно в течение 2-3 лет.

Комплекс упражнений

При заикании показана дыхательная гимнастика, растяжка для нормализации сокращения мышц и упражнения для глаз, которые положительно сказываются на умственном и физическом развитии. У ребенка формируются навыки диафрагмального дыхания, малыш учится сознательно регулировать ритм. Во время занятий укрепляются мышцы передней брюшной стенки. Регулярное выполнение упражнений позволяет полностью отрегулировать разговорную функцию.

Дети делают упражнения в разных положениях, при активном движении и в состоянии покоя. Позже к дыхательной гимнастике подключают вербальные техники. Для быстрого устранения проблем плавно повышают сложность, адаптируют ребенка. Лучшего результата достигают при комбинации правильного дыхания и массажа.

Медикаментозное лечение

Врач назначает седативные и общеукрепляющие препараты, витамины, спазмолитики. Помогают средства фитотерапии. При неврозоподобной форме заикания с поражением головного мозга назначают спазмолитические препараты, минимальные дозы транквилизаторов.

Детям рекомендуют заниматься пением, музыкой, танцами, которые формируют правильное речевое дыхание, развивают чувство темпа и ритма.

Как понять, что заикание у ребенка вылечено? Признаком устранения недуга является свободная речь в любой ситуации, даже при выступлении на публике.

Прогноз заболевания

При своевременном обращении к специалисту и правильном лечении заикание вылечивают в 70-80 % случаев. Играет роль возраст – легко поддается коррекции дефект у детей 3-5 лет. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на положительный результат. С заиканием у детей школьного возраста справиться сложнее. Менее благоприятный прогноз при лечении запущенной патологии у детей 9-11 лет. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5257259/
Anne Smith, Ph.D. and Christine Weber
Childhood Stuttering – Where are we and Where are we going? //
Semin Speech Lang. 2016 Nov; 37(4): 291–297

Профилактика у детей

Перед тем как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную обстановку дома. Необходимо создать комфортную психологическую среду.

Читайте также:
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Во многих случаях логоневроз проходит без приема медикаментов и участия врачей. При этом хорошо помогают специальные методики, которые развивают речь и правильную дикцию.

При обнаружении симптомов заболевания предлагаем обратиться к специалисту нашего центра. Мы определим причины и предложим эффективные методы лечения заикания у детей.

Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР

В статье освещаются некоторые аспекты развития речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь является важной и неотъемлемой частью человеческой жизни, и ее формирование – одно из значимых условий психического развития в дошкольном возрасте. В последнее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей – 40% от всего количества речевых патологий [2, с.141].

ОНР проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи (у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом). При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение.

Кроме того, у детей с недоразвитием речи на фоне речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков, т. е. снижена речевая активность. (Р.Е. Левина (1968), Б.М. Гриншпун (1968), О.Е. Грибова (1995), О.С. Павлова (1998), Л.Ф. Спирова (1980), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1990), Л.Б. Халилова (1990), С.Н. Шаховская (1997), и др.).

В последнее время проблема повышения речевой активности дошкольников стала одной из наиболее актуальных в педагогике. С одной стороны, это объясняется осознанием ее значимости для развития речи в целом, с другой – замеченной тенденцией к снижению данной функции, обусловленной рядом негативных факторов современной действительности. А именно:

  • значительным ухудшением состояния здоровья детей, влекущее за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе);
  • снижением общего уровня речевой культуры в обществе;
  • существенным уменьшением объема «живого» общения родителей с детьми;
  • недостаточным вниманием педагогов к формированию речевой активности ребенка;
  • увеличением числа детей, развивающихся в условиях социальной депривации.

Становиться очевидно, что проблема речевой активности детей с ОНР требует пристального внимания, поиска новых средств и направлений развития.

Одним из таких направлений может стать коммуникативно-деятельностный подход.

Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в учете, использовании и развитии потребности, мотивации общения, в побуждении дошкольников с общим недоразвитием речи к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной деятельности. Реализуется коммуникативная направленность в условиях коррекционно-педагогической работы, когда создается необходимость согласовывать действия, договариваться о способах их выполнения.

Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский [4].

Начальным и наиболее значимым механизмом возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие мотивационного компонента. Мотив выступает пусковым, основополагающим моментом в порождении речевой деятельности, который находит свое отражение в замысле и реализуется с помощью внутренней речи, переходя во внешнюю. В этот механизм входит: «включение» потребности общения, встреча потребности с предметом говорения – мыслью говорящего, эмоциональное переживание этой потребности, т. е. интерес, волевая его регуляция и поддержание интереса [3]

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речевой активности дошкольников базируется на мотивационном компоненте и основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации, для общения и познания (и указывает на практическую направленность данного). Его реализация предполагает развитие речевой активности у детей «как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности» [1, с.56].

Данный подход определяет стратегию всей работы по развитию речевой активности у старших дошкольников с ОНР и должен стать основополагающим при выборе методического инструментария, подборе языкового материала, определении основных направлений работы с детьми.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. — 2006. — № 3. — С. 141-142.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с., с241

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2002.-384с.

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Бурмистрова
Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий его нормального психического развития. Активное пользование ею имеет большое значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.

Задержка речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря об отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

Читайте также:
Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

В научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению понятия «речевая активность». И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматриват её как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью. Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. И. Божович, О. Е. Грибова, Р. М. Фрумкина как условие речевого общения. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия как показатель интеллектуального развития.

Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются

термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». Под

коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. «Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы.

Проявлениями речевой активностиисследователи считают: быстроту

речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и

точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи.

Проявления речевой активности зависят, прежде всего, от потребности в

общении. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт. В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок,его нужда во взрослом будет различной: взрослый – помощник, соучастник или образец для подражания.

Для осуществления коммуникативной деятельности и проявления речевой активности, по мнению Л. А. Венгер, необходима потребность в новых впечатлениях или познавательная активность. На протяжении дошкольного возраста развитие познавательной деятельности ребенка способствует изменению характера активной поисковой деятельности. Это проявляется в поиске информации и для этого важно, чтобы работа по развитию речи проводилась одновременно и взаимосвязано с ориентировкой в окружающем.

Изучив и проанализировав анализ трудов вышеупомянутых авторов изложим основные положения по проблеме речевой активности дошкольников.

1. Формирование речи в дошкольном возрасте определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности.

2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в дошкольном возрасте, поэтому особые требования предъявляются к речи педагога и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:

а) особенностей характера ребенка;

б) наличии потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения педагога с обучающимся; характера общения товарищей по учебной группе.

Решение задач стимуляции речевой активностии развития языковой способности детей предполагает:

1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Самым важным достижением являются следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

– слушать и понимать обращённую к нему речь;

– вступать в разговор и поддерживать его;

– отвечать на вопросы и спрашивать самому;

– пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей дошкольного возраста являются:

– присутствие инициативы в речевой деятельности;

– поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т. д.)

– присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т. д.)

– высокая трудоспособность в речевой деятельности

Читайте также:
Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии

Работа по формированию речевой активности включает в себя:

• поддержание и развитие естественного и живого интереса дошкольников

к звучащей речи;

• развитие речевого внимания;

формирование грамматически правильной речи;

Работа в данном направлении строилась с учетом следующих принципов

• Ориентация на зону ближайшего развития.

• Включение детей в различные формы организации деятельности

общения с взрослым.

• Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.

• Стимуляция потребности детей в коммуникации со взрослым.

• Тесное взаимодействие воспитателя с логопедом при построении работы.

Для того чтобы у детей с ТНР сформировать речевую активность, необходимо, чтобы у них возникла потребность высказываться, общаться с окружающими – нужна мотивация.

Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности – своей и своих партнеров – и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Коммуникативный опыт – один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности.

Формированию мотивации способствует увлекательное изложение материала, интересная форма преподнесения, эмоциональность речи педагога, поддержка, красочный наглядный материал.

Кроме этого необходимо создавать определенные условия:

1. Развивающая речевая среда:

• разнообразные виды театра;

• аудиотека, музыкальный уголок;

дидактические игры;

Все это важные составляющие «речевой среды», «речевого пространства».

2. Детское речевое творчество,его поддержка и развитие:

Здесь очень хорошо использовать устное народное творчество – малые фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки.

В своей работе на логопедических занятиях используя, например, загадки, развиваем интерес и внимание, чуткость к народному слову. Составление загадок – описаний с использование схем, способствует формированию грамматически правильной, связной речи, речевой активности у детей с ТНР.

Еще одним из важнейших условий является:

3. Широкая речевая практика:

• совместные праздники, досуги (с детьми из других групп);

Т. е. общение с взрослыми и сверстниками, с детьми младше и старше себя. Любая совместная деятельность дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива.Все это является подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться – в счастье купаться».

Подводя итоги выше сказанного, формирование речевой активности – одна из целей всего коррекционного процесса, требующая длительной, кропотливой, совместной работы логопеда, воспитателя и родителей. От того, как дети овладеют связной речью, насколько их речь будет активна – зависит дальнейший успех в обучении.

(Стимуляции речевой активности)

– Используйте конкретные примеры из повседневной жизни;

– Чаще давайте детям поручения: -выполнить несложные задания, – использовать предметы в разных условиях и др. ;

– Все игры проводите с использованием игрушек, реальных предметов или их изображений;

Формирование у детей навыков общения и грамотной речи должно строиться таким образом, чтобы дети не догадывались об истинном назначении игр и заданий;

– Для опыта речевого творчества включайте в игры материал знакомый детям, но еще не вошедший в их активный словарь;

– Больше читайте и пересказывайте с ребенком сказок, многократное обращение к одной и той же сказк – благоприятное условие для ее запоминания;

– Разыгрывайте диалоги из сказок, пересказы в форме вопросов и ответов.

«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» В развитии речи детей большое внимание уделяется формированию правильного, полноценного эмоционального отображения художественного произведения.

Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В последнее время резко увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи при дизартрии, когда искажается звукопроизношение вследствие.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.

Формирование элементарных математических представлений в работе на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи Способность человека – выносливость. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа И на любые испытанья Согласны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: