Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Ирина Козлова
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевоеразвитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в профилактике играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:

1.Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2.Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3.Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4.Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактическойработы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов,близких по звучанию: рак – лак – мак, Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа

• Развитие слухового внимания

Узнавание неречевых звуков – игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

• Развитие фонематического восприятия.

Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье») .

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук.

Речевое дыхание

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевогодыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие – тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе – судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох – речь то громкая, то тихая. Нарушение речевогодыхания может быть как следствие:

• общей физической ослабленности;

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки, и не длительно. 1-2 минуты.

Читайте также:
Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

Упражнение «Фокус» :

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

3.Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Тихий голос – игры,сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа с родителями.Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком;

консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР Существует много приемов и методов, которые используются в коррекции речевых нарушений. Хочу остановиться на одном из них. Это использование.

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна г. Рязань МБДОУ “детский сад №138” Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы.

Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию речевых нарушений Учитель-логопед Федяшина Т. Н. МБДОУ «Детский сад № 1» г. Энгельс Саратовской обл. Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию.

Логосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений Логосказки- способствуют развитию всех сторон речи,воспитанию нравственных качеств, активизирует психические процессы. Эти сказки могут представить.

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей И. А. Савина, Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777. Основы взаимодействия логопеда.

Профилактика речевых нарушений Наши дети это наше будущее. Главная задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы создать необходимые условия для развития ребенка,.

Родительский университет. Краткий обзор проблемы речевых нарушений у детей «Особенные дети» Слайд №1 Особенные дети. Дети с проблемным речевым развитием тоже особенные дети. Они требуют к себе особого внимания со стороны родителей,.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Сообщение учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста «Профилактика речевых нарушений» Сообщение учителя-логопеда МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 209» Каретниковой Зухры Петровны на родительском собрании в группе младшего.

Профилактика речевых нарушений

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Читайте также:
Перспективное планирование при ОНР (3-4 года)

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:

  • создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;
  • заботу о сохранности его речевых органов;
  • создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.

Что рекомендуют специалисты?

  • Предупреждение ушибов головы.
  • Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
  • Охрана артикуляционных органов:
    • предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
    • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
    • предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
    • своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;
    • своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
    • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
    • охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

  • Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
  • Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
  • Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
  • Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
  • Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
  • Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
  • Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
  • Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
  • Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
  • Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи.

Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.

Если же условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить.

Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.

Читайте также:
Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

Очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопедов.

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО », НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ, МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ), ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна

Текст научной работы на тему «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна

ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Аннотация: в статье раскрывается содержание программы профилактической помощи детям раннего возраста «Я учусь говорить правильно», направленной на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), импрессивной и экспрессивной речи детей, педагогической культуры родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст – сензитивный период в развитии психических процессов, всех сторон речи. М.М. Алексеева, Е.М. Мастюкова, А.М. Бородич, Б.И. Яшина и др. в своих исследованиях выделяют следующие этапы в развитии речи ребенка раннего возраста: 1этап – процесс развития звуковой стороны речи (от рождения – первый месяц жизни; 2 этап – появление гуления (второй-третий месяц); 3 этап – переход к лепету (третий-шестой месяц); 4 этап – постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету (шесть-девять месяцев); 5 этап -появление первых лепетных слов (девять-двенадцать месяцев) [1;3].

Для появления у ребенка первых слов необходима полноценная работа артикуляционного аппарата, эмоциональная и слуховая реакция на речь взрослого, элементарное понимание обращенной речи, различение предметов по форме, цвету, размеру, звуку, тактильным ощущениям, определенный уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, активное подражание речи говорящего.

Анализ исследований в области речевого развития детей раннего возраста показывает, что на начальном этапе усвоения норм родного языка можно наблюдать «застревание» ребенка на стации появления лепетных слов, незначительный прирост слов в пассивном и активном словаре, не желание ребенка использовать новые слова в общении, трудности в овладении вербальной лексикой.

Е.М. Мастюкова в своих исследованиях подчеркивает, что первоначальный лексикон детей включает в себя: произнесение слов из одного-двух слогов; произнесение контурных слов из одного – трех слогов; использование в речи слов-подражаний; слов-фрагментов названия животных и предметов; слов-фрагментов названия действий [4].

М.В. Гордина подчеркивает, что первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом: правильно произносимые: слова – мама, папа, дай, нет и т.п.; слова-фрагменты в которых сохранены только части слова, например, «мако» (молоко), «яба» (яблоко); слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би» (машина), «бух» (упасть); контурные слова, в которых правильно воспроизводятся просодические элементы – ударение в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики), «папата» (лопата); слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты [2].

Важными диагностическими показателями неблагополучного речевого развития детей раннего возраста выступают: отсутствие в речи малыша слов и фраз из двух-трех слов, пассивность в ведении диалога; однословность ответов на вопросы; частое или полное использование в речи высказываний взрослых; длительное «застревание» ребенка на каком-то одном этапе речевого развития; стойкое искажение звуков; трудности произнесения многосложных слов, запинки при

произнесение развернутых фраз и отдельных слов; многократное повторение ребенком отдельных слогов и звуков, сопровождающееся мышечными напряжениями. Необходимо отметить тот факт, что не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются у ребенка одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и частота отклонений речевого развития обычно связаны со сроками появления первой произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка.

В рамках проводимого нам исследования мы изучили систему оказания профилактической помощи детям раннего возраста. На сегодняшний день существующие единичные структуры, охватывающие диагностическую, профилактическую и коррекционную помощь детям раннего возраста, не в состоянии решать актуальные проблемы в данной области. Кроме того, процессу организации профилактической помощи детям раннего возраста препятствует отсутствие научно-теоретической базы, посвященной разработке механизма ее реализации в общей системе образования. В тоже время имеется позитивный отечественный и зарубежный опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьями детей раннего возраста и конкретные технологии абилитационной и реабилитационной помощи.

Анализ теоретической базы исследования позволил нам разработать содержание программы профилактической помощи детям раннего возраста «Я учусь говорить правильно, включающей в себя следующие разделы:

Раздел 1. «Развиваем наши ручки». Цель: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей раннего возраста. В рамках данного раздела предполагается проведение: различных видов массажей (общего, лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук) «Пальчики-удальцы», «Ротик-роток», «По дорожке в сад пойдем»; дыхательных упражнений «Вертушки», «Плывет кораблик», «Снежинки»; пальчикой гимнастики «Этот пальчик -дедушка», «Сидит белка на тележке»; физкультурных упражнений «Наша Катя маленькая», «Птички-синички»; развитие элементарных культурно-гигиенических навыков «Вытираем носик», «Моем ручки», «Кормим куклу Машу» и т.п.

Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Раздел 2. «Учимся размышлять». Цель: развитие психических процессов детей раннего возраста (памяти, внимания, мышления, восприятия). С малышами проводятся дидактические игры «Большой-маленький», «Покажи у кого длинная шея», «Где поет птичка?», «Где спрятался мишка?», «Кто спит в будке?», «Кто как кричит?», «Красное-зеленое яблоко», «Катится-не катится», «Мой веселый мяч», «Погремушки у ребят очень весело звучат», «Покажи, где носик», «Соберем картинку», проводятся беседы об окружающем мире «Вода льется», «Песок сыплется», «Кормим домашних животных» и т.п.

Раздел 3. «Учимся понимать слова». Цель: развитие импрессивной речи детей раннего возраста. С детьми рассматриваются картинки в детских книгах, предполагается чтение несложных текстов, повторение отдельных слов в стихах, потешках, песенках, проведение игр с дидактической куклой «Кукла Катя заболела», «Оденем куклу Катю на прогулку», диалогов на различные бытовые темы «Идет дождик», «Листочки на дереве пожелтели» и т.п.

Раздел 4. «Учимся говорить». Цель: развитие экспрессивной речи детей раннего возраста (лексики, фразовой речи, звукопроизношения, словаря, общения с окружающими. С детьми проводятся звуковые игры «Угадай, кто идет», логоритмика «Поющие звуки», разучиваются небольшие стихотворения «Мой веселый мяч», «У меня живет козленок», сопровождаемые движением, малышей учат отгадывать описательные загадки «Кот», «Собака», Медведь», «Стол», «Стул», учат отвечать на вопросы и т.п.

Раздел 5. «Обучаем всю семью». Цель: развитие педагогической культуры родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста. В рамках программы предполагается проведение анкетирования «Речь моего ребенка» и тестирования родителей «Этапы развития речи детей раннего возраста», обсуждение индивидуальных программ профилактической помощи «Помогаем говорить»; проведение открытых занятий «Тонет-не тонет», «Разноцветная полянка», консультаций «Игры в развитии речи малышей» практикумов «Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста», мастер-классов «Профилактика нарушений речи детей раннего возраста», просветительской работы (подготовка буклетов, баннеров, рекламных

Предполагаемые результаты: у детей раннего возраста активно развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), импрессивная и экспрессивная речь, сформирована педагогическая культура родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.

Таким образом, своевременная работа по профилактике нарушений речи детей раннего возраста -одно из условий гармоничного развития малыша, успешной подготовки к обучению в школе. Любая задержка, нарушение в речевом развитии отражается на поведении ребенка, его общении со сверстниками и взрослыми.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 443с.

2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Година М.В. Основы общей фонетики. – С.-Пб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. -154с.

3. Бородич А.М., Методика развития речи детей. – М., Издательство: «Просвещение», 1981 -256с.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с

Педразвитие

Автор: Каримова Назира Карамовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: ГБОУ “Альметьевская школа–интернат для детей с ОВЗ”
Населённый пункт: город Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи,

увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению

(профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в

профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских

дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей

необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои

в раннем возрасте (до 3 лет) – предупреждение недоразвития речи соц.

характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в

процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное

речевое окружение и воспитание может являться причиной

возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в

дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд

вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут

повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так

важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять

внимание развитию речи детей.

в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) – предупреждение дефектов

Правильное звукопроизношение складывается из:

– хорошо развитого фонематического слуха;

– нормального речевого дыхания;

– развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,

благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:

рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух

обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и

внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием

обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к

Читайте также:
Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

овладению чтением и письмом.

1. Узнавание неречевых звуков – игры со звучащими игрушками, баночки-

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры

«Три медведя», «Как семья разговаривает»;

4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота

произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного

аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно,

чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка»,

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за

умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на

другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая,

ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо

воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком.

Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные

упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми

потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые

гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на

манке, штриховки вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое

способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является

развитие силы рук.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более

глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие – тихая речь, затруднение

произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению

плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе – судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох – речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

общей физической ослабленности;

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной

струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, возд

шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить

систематически, 2-3 минуты.

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая

интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии

развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты

тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание

детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен, я горжусь (громко)

Тихий голос – игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,

ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: …. ,

Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,

Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. ,

Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха,

артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает

благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ Канесева И.Г.,Кошкина П.Н.

МБДОУ №17 ГО Химки

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

речевые нарушения, развитие, формирование, накопление, активизация речи

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье
Текст научной статьи

Речь – это важная психическая функция, которая влияет на увеличение объема и развития потенциала мышления, памяти, восприятия. Но за последние годы мы стали сталкиваться с проблемой дефицита живого полноценного общения родителей с детьми, что ведет к увеличению патологии речевого и интеллектуального развития. Ежегодные ПМПК показывают постоянный рост числа детей с речевой патологией. Статистика утверждает, что только 10% детей не нуждается в логопедической помощи. В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана программа речевого развития, предназначенная для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в младшей группе, которое выявило основные проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – разработка комплекса педагогических техник, методов и приемов, направленных на задействование всех сенсорных систем и активизацию компенсаторных возможностей мозговых структур для формирования предпосылок к овладению правильной речью детьми младшего дошкольного возраста. Субъект исследования – дети младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предположили, что при специальной организации коррекционной логопедической работы нами будут достигнуты поставленные цели и задачи: Целью наших занятий является речевое и эмоционально-интеллектуальное развитие детей. Задачи: 1. Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций). 2. Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий). 3. Накопление и активизация словарного запаса. 4. Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций. 5. Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса. 6. Развитие общей и мелкой моторики. 7. Музыкальное развитие, развитие психоэмоциональной сферы. 8. Развитие коммуникативных навыков. Предполагаем, что занятия помогут развитию у детей правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности. Методика апробировалась на базе МДОУ №17 г. Химки Московской области. В исследовании было задействовано 24 ребенка младшего дошкольного возраста, которые разбивались на две группы по 12 человек. Программа рассчитана на два года, с целью снижения процента дошкольников с диагнозом ОНР. В соответствии с данной программой, занятия проводились 2 раза в неделю по 25 минут. Первое занятие – ознакомление с новым материалом. Второе занятие – повторение и закрепление. Занятия предусматривали частую смену различных видов деятельности, так как только таким способом возможно удержать внимание ребят достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей, на занятиях проводились физкультминутки, подвижные игры, упражнения с речью и движениями. Каждое занятие проводилось по одной сюжетной линии, то есть все игры и задания, входящие в занятие, взаимосвязаны и вытекают одно из другого. На занятиях использовались сюжетные и предметные картинки, необычные пособия, большое количество рифмовок. Все это обеспечивает большой интерес ребенка к учебной деятельности. Многие занятия включают в себя такой элемент, как сказка-инсценировка. Тексты сказок просты, часто зарифмованы. Это побуждает ребенка к активному речевому высказыванию: договариванию, повторению. Сказки пробуждают у ребенка интерес к слову, развивают творческое воображение, помогают усваивать связь между причиной и следствием. Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малышей являются игры с пальчиками и ручной труд. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. Информация от них постоянно передается в мозг, оказывая на него стимулирующее воздействие. Когда малыш повторяет вслед за взрослым слова стихотворения, и одновременно, с помощью движений пальчиков иллюстрирует их, то не только улучшает подвижность пальчиков, но и происходит активизация коры головного мозга, что способствует увеличению числа новых нейронных соединений. Для развития слухового и зрительного внимания и восприятия мы включили в методику: 1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки. 2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. 4. Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 5. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. 6. Развитие чувства темпа и ритма. 7. Воспитание слухоречевой памяти. 8. Воспитание зрительного внимания и памяти. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков: 1. Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 2. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на мате-риале звукоподражаний. Для формирования и совершенствования лексического состава языка мы разработали годовой план, который предусматривал неделю работы по лексическим темам, которым придерживались и воспитатели, и родители воспитанников. Развитие импрессивной речи: 1. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции. 2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. 3. Обучение пониманию обобщающих слов по лексической теме. 4. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением. 5. Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия. 6. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. Развитие экспрессивной речи: 1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить. 2. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении. 3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: 1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. 2. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот мама. Дай мяч. Катя, иди! 3. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает? 4. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное. 5. Обучение употреблению предлогов. 6. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия. Развитие мелкой моторики, художественно-творческая деятельность: 1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2-3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами). 2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках. 3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению. 4. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании. 5. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий. 6. Развитие зрительной и двигательной памяти, формирование умения управлять своими движениями при вырезывании. Боепитание интереса к аппликации. Формирование умения наносить кистью клей на готовую форму. Обучение наклеиванию готовых форм. 7. Воспитание интереса к лепке. Освоение приемов лепки: раскатывание комка между ладонями, сплющивание комка ладонями, растирания подушечками пальцев. Музыкальное развитие: 1. Обогащение двигательного опыта детей. Развитие координации движений при ходьбе, маршировке. Воспитание чувства ритма и выразительности движений. 2. Воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения в общем для всех темпе. 3. Развитие слухового внимания, обучение реакции на начало и конец музыки, также движениям, соответствующим ее характеру, тембру. 4. Развитие у детей подражательности, речевого подражания. Обучение пению попевок со звукоподражаниями. Физическое развитие: 1. Формирование правильной осанки. Развитие глазомера, ловкости. 2. Коррекция нарушений основных движений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. 3. Отработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе ритме. 4. Обучение детей ходьбе и бегу в колонне, по кругу, с изменением направления. Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе и беге. 5. Обучение детей прыжкам на носках на двух ногах, прыжкам с продвижением, высоты; закрепление навыка приземления на полусогнутые ноги. 6. Обучение детей катанию мяча. Формирование умения ловить и бросать мяч. Благодаря данной методике нами была достигнута динамика развития детей, которая представлена на гистограмме. Нами были сделаны следующие выводы: В процессе использования нашей методики, мы выяснили, что формирование хорошей речи у детей младшего дошкольного возраста, требует четко сформированного и целостного подхода. При планировании групповой работы необходимо продумывать каждый предлагаемый вид деятельности. Таким образом, реализация методики максимально сократит численность детей с тяжелыми нарушениями речи, обогатит словарный запас детей , улучшит эмоционально-интеллектуальное развитие.

Читайте также:
Домашние животные - конспект логопедического подгруппового занятия

Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ

Тема статьи посвящена оказанию ранней речевой помощи детям. В статье говорится о способах и методах, направленных на профилактику и предупреждение речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, псевдобульбарной дизартрией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь ребенку, что поможет сформировать у него не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

Читайте также:
Привлечение родителей к работе логопеда через систему методических рекомендаций

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенцев – реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. Дети с большим удовольствием играют в игры, направленные на различие неречевых звуков: «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик и др.), «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок). «Звучащие предметы» (льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Очень важной частью в профилактике речевых нарушений – это артикуляционная гимнастика. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагаются игры о «Веселом язычке».

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.

В нашем дошкольном учреждении создан консультационный центр по профилактике речевых нарушений с детьми раннего возраста.

Основными задачами Центра являются:

– оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка;

– определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития;

– организация психолого-педагогического обследования детско-родительского взаимодействия;

– создание необходимого информационного и мотивационного полей ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей (законных представителей) в целенаправленный развивающий процесс;

– предоставление родителям (законным представителям) информации по вопросам развития и воспитания ребенка;

– формирование предпосылок для обучения ребенка в организациях дошкольного образования.

Специалистами центра используются как очные, так и дистанционные формы работы: семинар, дискуссия, индивидуальные и групповые консультации, тренинг совместной работы, мастер-класс, игровой сеанс, творческое занятие и т.п.

К основным задачам таких занятий относятся:

  • Развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Выработка правильного речевого дыхания;
  • Оптимизация эмоционального фона.
Читайте также:
Логопедическое занятие по теме Одежда

Занятия проводятся в кабинете логопеда, музыкальном зале и часто выполняются под музыку или с применением музыкальных инструментов (барабана, металлофона, дудочки и др.). Некоторые элементы занятий используются педагогами при проведении динамических пауз на занятиях по развитию речи.

Таким образом, профилактическая работа по данным направлениям способствует предупреждению речевых нарушений.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л. С. Выготский). Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берет начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение еще несовершенно: нечетко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передается слоговая структура слов. К трем годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но еще часты замены (р-л, р-ч). Удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребенком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознается. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Трактовка термина «слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н.И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур . С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой . Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» – самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:

Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;

Воспитание у детей умения правильно составлять распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

Развитие связной речи, работа над рассказом, перессказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

Развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально=оценочному значению слов;

Развитие произвольного внимания и памяти.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие – становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава – тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон – мигифон», папоротник – папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма. Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетика-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.

На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки, тонкого воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а так же акцентирование внимания на их преодолении, ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи, поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребёнка и вид речевой патологии. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

I. Подготовительный (цель данного этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

2.Собственно коррекционный (цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).

Работа на невербальном материале

1. работа с неречевыми звуками.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания:

Узнай музыкальный инструмент по звуку.

Сколько раз ударили в барабан?).

2.работа над ритмом:

• Хлопнуть в ладоши столько — раз, сколько точек на кубике.

• Сосчитать сколько раз хлопнули в ладоши, и поддать карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)

• Сравнение ритмов;!-. -!1-1,

• Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным, символами,

• Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку,

• Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: . .

• Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами,

• Воспроизведение долгих звуков ( дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»),ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

3.формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба,

4.упражнения на развитие динамического праксиса. рук: выполнение движений по образцу, словесно! инструкции или под счёт: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

5.упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.),

6.графические упражнения на переключение (продолжи строчку): О+О+О. -/-/-/…

Работа на вербальном материале

1.игры и упражнения, направленные на формирование таких «пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последним.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве начинается с познания схемы собственного тела, различение левой и правой его стороны, т. е. ориентировка в окружающем у детей базируется на ориентировке “на себе”.

Первоначально различаемые направления дети соотносят, прежде всего, с определенными частями собственного тела:

вверху – внизу (например, вверху – голова, внизу – ноги),

впереди – сзади (например, впереди – лицо, сзади – спина),

направо – налево (например, направо – правая рука, налево – левая).

Наиболее легким для детей является выделение верхнего направления, которое дифференцируется первым, что объясняется вертикальным положением человеческого тела. Направления горизонтальной плоскости, вперед – назад, выделяются позднее. Особую трудность представляет различение левого и правого направлений, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой руки.

Можно рекомендовать задания дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русском народной сказки «Репка». В ходе беседа с ребенком в его пассиве и активе уточняются понятия первый

середина — конец, между — за — перед—после.

1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи

у дошко-льников. – СПб; 2000.

2..Кондратенко И.Ю., Барменкова Т.Д., Карелина И.Б. Выявление и

преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М., 2005.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, с.н. Шаховской. – М.: Владос , 2003.

4.Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.

5. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова:Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: