Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи

Дарья Злобина
Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи

В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Самая значительная группа причин нарушения развития – речевые нарушения.

Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) и письма (дисграфия) у детей обусловлен тем,что чтение и письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р. Е. Левиной, О. Л. Жильцовой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой.

Вопросы профилактики оптических форм дисграфии и дислексии рассматриваются в работах Е. А. Михайловой, Л. Г. Парамоновой, Н. Е. Писаревой и др.

Оптическая форма дислексии и дисграфии заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, то есть буквы не осознаются как графемы. Ребёнок видит, списывает буквы, но не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является нечёткое, неточное их восприятие, неустойчивость представлений о них. Таким образом, оптическая форма дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Учитывая причины возникновения оптических форм дисграфии и дислексии можно выделить основные направления работы по предупреждению данного варианта нарушения письма и чтения у старших дошкольников имеющих речевые нарушения:

1. Формирование зрительного гнозиса.

2. Расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Профилактическаяработа состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. Упражнения и дидактические игры по профилактике оптических фор дисграфии и дислексии следует включать в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Подгрупповые (4-6 человек) занятия продолжительностью 20-25 минут и индивидуальные логопедические занятия – 15 минут. Количество часов по каждому из направлений профилактической работы определяется учителем-логопедом. Выбор количества часов зависит от индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.

Целью подготовительного этапа является усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов, развитие представлений о форме и величине предметов. На данном этапе можно использовать такие дидактические упражнения,как: «Найди такую же фигуру», «Покажи высокое (низкое) дерево; короткий (длинный) карандаш; широкую (узкую) ленточку и т. д.»; «Найди отличие»; «Придумай, что бывает круглым (квадратным, толстым, узким?»; «Что на что похоже» и т. д.

Также следует отметить необходимость работы над усвоением пространственных предлогов; формированием понимания заданий по ориентации в пространстве; формированием умения правильного употребления предлогов в самостоятельной речи; работа над глагольными приставками с пространственным значением; развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространства.

После успешной подготовительной работы необходимо приступать непосредственно к знакомству со зрительным образом букв.

Целью основного этапа является знакомство со зрительным образом букв, расположением их в пространстве, акцентирование внимания на элементах букв. На данном этапе можно использовать такие дидактические упражнения,как: «Куда буква повернулась» (формирование представления о положении буквы в пространстве). «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного гнозиса и зрительного образа букв). «Найди знакомую букву» (развитие внимания, пространственного представления, зрительного образа букв). «Составь букву из частей» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей). «Какая буква получится?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей). «Найди правильные буквы» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации) и т. д.

Целью заключительного этапа является формирование навыка слогового чтения в процессе закрепления зрительного образа букв. На данном этапе можно использовать такие дидактические упражнения,как: «Узнай буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв и навыка чтения). «Собери буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей, формирование навыка чтения). «Назови нарисованные буквы и составь из них слово» (развитие зрительного образа букв и навыка слогового чтения). «Раскрась только те буквы, которые есть в слове …» (развитие внимания, мышления, зрительного образа букв).

Следует отметить, что при проведении занятий по предупреждению оптической дисграфии и дислексии,коррекционное воздействие должно опираться на следующие специальные принципы:

Читайте также:
Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией

– принцип системного подхода, который предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;

– принцип дифференцированного подхода, осуществляющий учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

– онтогенетический принцип, предполагающий учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;

– принцип соответствия формы организации занятий;

– принцип обходного пути. Опора на сохранные звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;

– принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;

– принцип контроля, определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия и исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок;

– принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи– учитывает факторы построения методики логопедической работы: постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него); постепенное усложнение характера задач и речевого материала;

– принцип последовательности. Только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий углубляется и расширяется.

Таким образом, в основу коррекционного обучения должен быть положен комплексный подход, который учитывает развитие детей, помогает выявить и предупредить предпосылки формирования оптической дисграфии и дислексии.

1. Михайлова Е. А. Основные направления коррекционно – профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. //Логопед в детском саду, 2004, №1 с. 54 – 57.

2. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение предпосылок дисграфии у детей.– СПб: Лениздат. Издательство “Союз”, 2001.

3. Писарева Н. Е. Развитие слухового и зрительного внимания в профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дошкольная педагогика, 2004, №5 (20) с. 41 – 44.

4. Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л. С. Т2 – М. ,1997

«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» Профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Авторские книги по коррекции дисграфии. Нарушения письменной речи разного вида у младших школьников Вашему вниманию представляю книги, написанные под псевдонимом О. Н, Яворская, для коррекции письменной речи. Чаще всего у младших школьников.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и.

Конспект мероприятия по профилактике оптической дисграфии с использованием мнемотехники «В королевстве кривых зеркал» Программное содержание: • Коррекционно-образовательные цели: автоматизация и дифференциация звуков, закрепление представлений о буквах,.

Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у дошкольников Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников. Профилактика.

Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения» Вид проекта: практико-ориентированный проект, долгосрочный. Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Профилактика оптической дислексии у дошкольников с нарушением речи

В настоящее время в коррекционной педагогике остро встаёт вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития. Существенные изменения в создании «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий.

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит:

  • в возможности индивидуального коррекционного обучения – обеспечение каждому ребёнку адекватных лично для него темпов и способов усвоения знаний;
  • в представлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности воспитанника;
  • в обеспечении градуированной системной помощи.

В настоящее время не во всех ДОУ учитель-логопед имеет возможность использовать в коррекционной работе компьютер. Из опыта работы нашего ДОУ, занятия с использованием мультимедийных технологий проводятся по расписанию в определённом специально оборудованном кабинете. Также некоторые слайды распечатывают, выдают детям, как раздаточный материал.

Идея сегодняшней консультации состоит в рекомендации использования новых возможностей компьютерных технологий в целях профилактики оптической дислексии у дошкольника.

Читайте также:
Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией

Успешное овладение чтением возможно лишь на основе сформированной устной речи, высокого уровня развития невербальных психических процессов и функций.

Для успешного овладения навыком чтения необходима достаточная сформированность целого ряда ВПФ и процессов, которые можно условно объединить в 5 блоков.

  1. Двигательный блок (общая моторика, статика, динамика, координация; тонкая моторика – кинестетический праксис, динамический праксис, реципрокная координация).
  2. Зрительно-пространственный блок (глазодвигательные функции, зрительный гнозис, анализ и синтез, ориентировка в пространстве, пространственные представления).
  3. Речевой блок – импрессивная речь (понимание сложных логико-грамматических конструкций, восприятие и воспроизведение ритмов, дифференциация звуков, звуко-слоговой анализ и синтез).
  4. Речевой блок – экспрессивная речь (артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексический запас, словообразовательные навыки, грамматическое структурирование, связная речь).
  5. Мнестический блок (слухоречевая память, зрительная память).

По данным российских и зарубежных исследователей (М. Русецкой (2003), М.; Bosse, S. Valdai, M-I. Tainturier (2004), других) в 41% случаев проявления дислексии у младших школьников причина – дефицит устной речи, 20% – дефицит зрительной функции, 26 % – комбинированные причины, 13% – недифференцированные причины.

По мнению Р.И. Лалаевой, А.Н.Корнева и др., причины затруднений учеников данных категорий в овладении чтением кроются в недоразвитии ряда речевых и неречевых функций вследствие задержки и отклонения процесса формирования высших психических функций, в целом составляющих функциональный базис навыка чтения: слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации; сукцессивных способностей; самоконтроля.

Предпосылки возникновения дислексии у детей с нарушениями речи, обусловленными дизартрией, проявляются уже в дошкольном возрасте. У детей с дизартрией страдает формирование зрительно-пространственных функций, зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При выполнении диагностических тестов отмечается:

  • неточное срисовывание усложненных предметов;
  • большое количество ошибок при рисовании предметов по памяти (фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагает линии);
  • трудности в узнавании букв, написанных одна над другой;
  • трудности в различении правильно написанной и неправильно написанной буквы;
  • затруднения в конструировании знакомых букв, реконструкции их (добавление букве недостающих элементов, преобразование одной буквы в другую букву).

Проявления оптической дислексии:

  • на уровне буквы (литеральная оптическая дислексия): нарушение узнавания отдельных букв;
  • на уровне слова (вербальная оптическая дислексия): ошибки в дифференциации оптически сходных букв (букв, отличающихся одним элементом (В – З, Ъ – Ь и пр., букв, состоящих из одинаковых элементов, но расположенных по-разному в пространстве (Р – Ь, Н – И, Т – Г и пр.); реверсия букв;
  • на уровне предложения, текста: зеркальное чтение; пропуск слов, их повтор, потеря строки; замедленный темп чтения; нарушение смысловой стороны чтения.

В данной работе предлагаются приёмы профилактики оптической дислексии у дошкольников с нарушением речи с помощью компьютерных технологий. В основе выбора приёмов лежит принцип пропедевтического характера обучения, поскольку «…усвоению каждого навыка должно предшествовать формирование психологических предпосылок, на которых этот навык базируется» (А.Н.Корнеев).

Известно, что для успешного формирования навыков педагог вынужден предлагать ребёнку многократно повторять определённые виды заданий, но это приводит к угасанию интереса у детей. Предлагаемая методика способствует пробуждению внимания, формированию концентрации, устойчивости, переключаемости внимания. Отличительной чертой такого вида наглядности является внезапность предъявления стимула, что играет исключительно важную значимость для привлечения к нему внимания. Внезапность стимуляции разных участков поля зрения активизирует те зрительные каналы, которые особенно чувствительны к изменениям внешней среды, что автоматически вызывает перераспределение ресурсов внимания.

К такой наглядности предъявляются определённые требования. Изображения на слайдах должные иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношение элементов, время экспозиции и пр.).

Для повышения мотивации в играх необходимо поддерживать эмоциональный фон с помощью забавных компьютерных героев.

Использовать упражнения лучше на этапе повторения или закрепления изученного. Каждое задание должно соответствовать теме занятия, предъявляться в занимательной, игровой форме.

  • Упражнения, направленные на коррекцию зрительных моторных функций, включают следующие задачи:
  • развитие точных прослеживающих движений глаз;
  • формирование стратегии сканирования перцептивного поля;
  • выработка зрительно – моторной координации.

Инструкция: «Следи за указкой».

Примечание. Пружинки можно располагать в различных ракурсах. Можно предложить ребёнку обвести пружинки, но при этом не следует поворачивать лист бумаги.

Инструкция: «Cледи глазами за волшебным карандашом. Как ты думаешь, что он рисует?»

Инструкция: «Называй цвет кружочков»

Примечание. Данное упражнение целесообразно выполнять в начале занятия. На слайде цветные кружочки. Необходимо назвать по порядку цвета, следуя доминирующему направлению – слева направо, последовательно переходя от стрелочки к стрелочке. Предварительно надо убедиться, что дети хорошо различают цвета.

Инструкция: «Последи глазками к кому в гости пошла девочка? (полетела пчела)»

Инструкция: «Помоги зайчику найти дорогу к морковке. дорогу в лабиринте. Искать нужно только с помощью глаз. Вход всегда слева, а выход справа»

Примечание. Если ребёнок не знает, как нужно двигаться в лабиринте, можно сначала показать ему указкой. После этого он должен сам показать, как он «пойдёт» по лабиринту

  • Упражнения на формирование пространственного восприятия и представлений, речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
Читайте также:
Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

«Помоги зайчонку добраться домой»

Инструкция: «Чтобы зайчику попасть домой, он сначала должен прыгнуть на красный треугольник, потом на жёлтый круг, затем на зелёный квадрат».

Примечание. Последовательность шагов устной инструкции указывает карта, помещённая справа от игрового поля. По мере изучения букв алфавита вместо геометрических фигур можно использовать буквы, слоги, а также увеличивать количество шагов в инструкции.

Инструкция: «Найди картинку и назови её:

От стрелки – 1 клетка вверх, 3 направо;

От стрелки – 2 клетки вверх, 1 налево;

От стрелки 3 клетки вверх, 2 направо;

От стрелки – 4 клетки вверх;

От стрелки – 5 клеток вверх, 2 налево».

Примечание. В дальнейшем, ребёнок может сам называть месторасположение задуманной картинки.

  • Упражнения на расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса).

Инструкция: «Рассмотри картинки. Постарайся их запомнить. Какие картинки ты запомнил?»

Примечание. Через 10 сек. ребёнок по памяти называет изображения.

Инструкция: «Рассмотри и запомни картинки. (Первый слайд) Постарайся вспомнить и показать, какие картинки ты уже видел на первой картинке. Какие новые картинки появились? (Второй слайд)»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Постарайся запомнить, какие предметы, на каких полках нарисованы. (Первый слайд) Покажи предметы, которые поменялись местами» (Второй слайд)

  • Упражнения на расширение поля зрения.

Инструкция: «Старайся смотреть в центр таблицы и, не отрывая взгляд от центра, попробуй увидеть всю таблицу целиком. Удерживая взгляд в центре таблицы, назови все картинки (буквы, цвет квадратов)»

Инструкция: «Не отводя глаз от центра строки, ребёнок читает слоги слева и справа от вертикальной линии (или называет цифры, буквы)».

  • Упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза, зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.

Инструкция: «Назови, что ты видишь»

«Буквы веселятся, падать не боятся»

Инструкция: «Назови буквы, которые здесь написаны»

Инструкция: «Назови, какие буквы здесь написаны»

Примечание. Следует брать буквы, сходные по написанию (а –о, т – п, м – п, л – п, н – к, щ – ш – ц, у – ч, э – с, х – ж, г – ч).

Инструкция: «Найди такой же рисунок»

Инструкция: «Какая из фигур подходит в пустой квадратик? Назови номер»

Инструкция: «Рассмотри картинку и найти на ней определённую букву»

Примечание. Следует помочь ребёнку отличить «правильную» букву от «неправильной».

Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

У многих учащихся с дислексией появляется непреодолимый страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые могут приводить к отклонениям и в поведенческом плане.

Бесплатные занятия с логопедом

Проблема дислексии заслуживает особого пристального внимания потому, что именно чтение является необходимой базой для овладения знаниями в любых областях.

Даже в наш век «телевизоров и компьютеров» все по-настоящему глубокие знания мы всё же продолжаем получать с помощью очень важного процесса — чтения.

Поэтому ученик, не владеющий свободно этим навыком, оказывается резко ограниченным в возможностях приобретения знаний по любым школьным предметам, что не может не отражаться на его успеваемости.

У многих учащихся с дислексией появляется непреодолимый страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые могут приводить к отклонениям и в поведенческом плане.

Актуальность проблемы «Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР» вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих в дальнейшем нарушение письменной речи (90-95%).

Поэтому поиск профилактических методов и приёмов коррекционного воздействия необходим для успешной подготовки к обучению в школе дошкольников с ОНР.

Цели и задачи:

– подобрать упражнения на развитие зрительно- пространственных представлений;

– из заданий, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

– расположить задания в порядке нарастания сложности;

– подобрать картинный и иллюстрационный материал;

– составить консультационные рекомендации для родителей, позволяющие им включиться в коррекционную работу по профилактике нарушений письменной речи.

Практическая значимость темы:

Выбранные, систематизированные и составленные самостоятельно задания на формирование навыка чтения у дошкольников с ОНР могут быть использованы на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, а так же занятиях родителей с детьми.

Принципы коррекционной работы:

1) Коммуникативная направленность высказывания ребёнка на занятии.

2) Эффективность игровой мотивации.

3) Создание проблемных ситуаций (что пробуждает детей к самостоятельному поиску решений и обоснований своих выводов и суждений).

4) Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Читайте также:
Дифференцированное использование методик растормаживания и активизации речевой функции у больных с поражением задне-лобных и премоторных структур мозга

5) Сотрудничество логопеда с детьми и детей друг с другом.

6) Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Виды дислексии

1. Фонематическая.
2. Оптическая.
3. Семантическая.

Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР уделяется особое внимание формированию фонематической, грамматической и лексической сторонам речи, что и является профилактическими мерами предупреждения фонематической и семантической дислексии, то хотелось бы остановиться на профилактике оптической дислексии, основывающейся на специфических приёмах и методах.

У детей с отставанием в речевом развитии пространственные представления, зрительный анализ и синтез формируются значительно позднее, чем в норме, что во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, это говорит о необходимости специальной и целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом направлении.

Этапы профилактической работы по предупреждению оптической дислексии

I. Предварительный.
II. Основной.
III. Заключительный.

I. Предварительный этап.

Цель: Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов. Развитие представлений о форме и величине предметов.

Дидактические упражнения:

  • «Найди такую же фигуру»,
  • «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…»,
  • «Покажи высокое (низкое) дерево; короткий (длинный) карандаш; широкую(узкую) ленточку и т.д.»;
  • «Найди отличие»;
  • «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?»;
  • «Что на что похоже»;
  • «Чья тень» и т.д.

Работа над усвоением пространственных предлогов:

– Выполнение действий с предметами по заданию педагога («положи книгу на… (в,под, около… стол (а)»).

Формирование понимания заданий по ориентации в пространстве.

– Называние ребёнком всех выполняемых действий.

Формирование умения правильного употребления предлогов в самостоятельной речи.

– Выполнение многоступенчатых заданий («положи фломастер между кисточкой икарандашом, а линейку справа от кисточки»…).

Работа над глагольными приставками с пространственным значением:

– Формирование понимания смыслового значения приставок ребёнком («покажи, где дверь открыта, а где закрыта»…).

– Самостоятельное называние ребёнком соответствующих действий.

Развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространства.

Только после проведения предварительной работы можно приступать непосредственно к знакомству с зрительным образом букв.

II. Основной этап

Цель: Знакомство со зрительным образом букв, расположение их в пространстве, акцентирование внимания на элементах букв.

Дидактические упражнения:

  • «Куда буква повернулась» (формирование представления о положении буквы в пространстве).
  • «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного гнозиса и зрительного образа букв).
  • «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного образа букв).
  • «Найди знакомую букву» (развитие внимания, пространственного представления, зрительного образа букв).
  • «Какая буква пришла в гости?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Составь букву из деталей» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Какая буква получится?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Найди правильные буквы» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации).
  • «Буквы на берегу» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации).
  • «Какие буквы танцуют?» (формирование зрительного образа букв, зрительного гнозиса).
  • «Найди нужные буквы» (развитие внимания и зрительного образа букв). Букву М обведи красным цветом; Букву Б обведи синим цветом; Букву Т обведи зеленым цветом.
  • «Найди нужные буквы» (развитие зрительного образа букв пространственной ориентации).

III. Заключительный этап

Цель: Формирование навыка слогового чтения в процессе закрепления зрительного образа букв.

Дидактические упражнения:

  • «Узнай буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв и навыка чтения).
  • «Собери буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей, формирование навыка чтения).
  • «Назови нарисованные буквы и составь из них слово» (развитие зрительного образа букв и навыка слогового чтения).
  • «Раскрась только те буквы, которые есть в слове …» (развитие внимания, мышления, зрительного образа букв).
  • «Секретное письмо» (развитие внимания, формирование зрительного образа букв и навыка слогового чтения).

Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте будет выполнять подобные задания, предложенные ему в игровой форме, то как пространственные представления, так и зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения будут у него достаточно сформированными, что различение даже самых похожих по начертанию букв уже не составит никакого труда.

А это значит, что об оптической дислексии речи уже не пойдёт. И, конечно, только при целенаправленной коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе профилактики всех видов дислексии, можно достичь положительных результатов и дать возможность ребёнку успешно обучаться в школе.

Дислексия у детей: виды, симптомы, диагностика и лечение

Что такое дислексия

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Читайте также:
Логопедическое заключение ОНР 2 уровня, стертая форма дизартрии

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

  • Фонематическая. Наиболее распространенная проблема, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она является следствием недоразвития синтеза, анализа и фонематического восприятия. При этом нарушении ребенок переставляет местами слоги (вместо «ток» читает «кот»).
  • Семантическая. Это следствие несформированности слогового синтеза, непонимания синтаксических связей и бедности словаря. Ребенок с таким расстройством понимает слова, но в отдельности от всего текста. Это приводит к тому, что он не может уловить смысл прочитанного.
  • Аграмматическая. Она предполагает ошибки в составлении конструкций. Ребенок неправильно использует падежи, окончания, времена («белый ложка», «черная стол»).
  • Мнестическая. Вызвана нарушениями слухоречевой памяти, проблемами соотнесения звука и буквы.
  • Оптическая. Вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений. Проблема проявляется по-разному: ребенок может видеть слово задом наперед, либо не может сфокусировать взгляд на строчке, которую читает, в результате чего нарушается последовательность чтения. Ребенок сталкивается с определенными трудностями в написании сходных графических букв (Д-Л, В-З и т.д.).
  • Тактильная. Эта проблема характерна для слабовидящих людей, которые используют азбуку Брайля для чтения. Буквы, которые определяются тактильно, либо воспринимаются неверно (их путают с другими), либо человек не может удержаться на нужной букве.

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

  1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям (нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
  2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда – моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т. д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика.

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика

Причины дислексии у ребёнка и методы её коррекции. Примеры и советы нейропсихолога

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.

Дислексия – что это за «болезнь»?

Когда появляются видимые проблемы при написании слов и чтении у ребенка, родители начинают задумываться о причинах и подозревать у ребенка дислексию и, разумеется, озадачиваются вопросом: « Дислексия: что это такое?».
Итак, дислексией у ребёнка называют специфическое расстройство, выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь, характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения гуманитарным дисциплинам.

– изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;

– трудности в освоении правописания и принципов чтения;

– замена слов, схожих по смыслу и звучанию;

– «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;

– трудности с распознаванием слов;

– частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;

– затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;

Читайте также:
Заикание у детей

– низкая скорость чтения и письма;

– игнорирование знаков препинания и т.п.

Причины возникновения дислексии:

Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников :

1) Нейробиологические

При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.

2) Генетические

Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка , является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.

Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.

3) Социальные факторы

непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в силах справиться в столь юном возрасте. Так, например, родитель старается уже в 3-4 года сделать из малыша вундеркинда, обучая его чтению и письму в кратчайшие сроки, не осознавая, что главной функцией мозга в этом возрасте является физиологическое развитие. Позже – школа, адаптация, большой объем информации, Д/З, кружки, секции… В таком ритме будет сложно даже взрослому, что уж говорить про ребенка.

социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.

Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.

неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.

Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.

Виды дислексии с примерами:

Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:

1) Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.

Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.

2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.

3) Семантическая дислексия. При таком расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее» чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем предложения и текста.

Читайте также:
Что такое ОНР

4) Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.

5) Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.

6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.

Методы коррекции дислексии

Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.

Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.

Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка , которые будут полезны при любом виде нарушения:

1. Составление рассказа по серии картинок.

2. Упражнения на развитие всех видов памяти.

3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.

4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.

5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.

6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.

7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.

Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.

Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.

Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.

Как помочь. Советы нейропсихолога

Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.

Важно не давить на ребёнка и быть к нему максимально лояльным, особенно при выполнении упражнений. Необходимо относиться к проблеме спокойно и терпеливо, иначе можно вызвать чувство вины у малыша. Помните, он никаким образом не виноват в возникшей патологии. Главное – дать ему время.

Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.

Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.

От родителя зависит многое, но в одиночку справиться с дислексией невозможно. Поэтому важно всегда обращаться к специалистам: нейропсихологам, логопедам-дефектологам, которые проведут диагностику, составят индивидуальный план коррекции и подберут эффективные методы по борьбе с конкретным видом нарушения.

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6» , Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Описание материала: в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии. Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также родителей, желающих научиться оказывать необходимую помощь в формировании правильного звукопроизношения, преодолении имеющихся нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (5-7 лет) со стертой формой дизартрии, увлекательно и играя. Представленная работа была апробирована и может использоваться в качестве методических рекомендаций.

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии

Цель: коррекция дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях детского сада.

Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей со стертой формой дизартрии, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разметить модель по устранению стертой формы дизартрии. Учитывалось следующее:

Читайте также:
Дизартрия - средства и методы коррекции

1) Симптоматика нарушений артикуляционного аппарата, выражающихся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций и при переключении от одной артикуляции к другой. В связи с этим проводилось систематическое усилие речевых кинестезии с одновременным выполнением пальчиковых игр.

2) Симптоматика нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений. Игро-тренинг проводился на фронтальных и индивидуальных занятиях.

3) С целью устранения недоразвития моторных функций большое внимание уделялось проведению массажа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

4) Симптоматика нарушений общей моторики, которая выражалась в переключаемости движений, в произвольном торможении, в нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях использовались соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений.

5) Поэтапность логопедической работы, последовательность в подаче речевого материала в зависимости от несформированности тех или иных функций.

6) Нарушений фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Таким образом, в основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Опираясь на данные принципы, была построена модель организации логопедической работы для детей со стертой формой дизартрии, которая состоит из пяти блоков.

I блок. Нормализация мышечного тонуса:

1) гигиенический массаж лица.

Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:

Солнце личико согрело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

Значит, к нам пришла зима.

Спиралевидные движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

2) точечный массаж;

Массаж языка проводится, используя стихотворения, чистоговорки, скороговорки:

Щеткой чищу я щенка,

(Поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)

Щекочу ему бока.

(Растирание боковых краев языка).

4)физкультурные занятия по программе детского сада.

II блок. Формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений:

1) пальчиковые игры

2) упражнения на противопоставление большого пальца руки другим:

Поскорей на палец глянь-ка,

Да это просто Ванька-встанька.

Палец скачет вверх и вниз,

Он получит первый приз.

Дети сжимают руки в кулачок, вытягивают большой палец и качают им во всех направлениях. Повторяют упражнение несколько раз.

3) упражнения на определение положения губ (гласные звуки);

4) упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;

5) упражнения на определение положения кончика языка (поднят, опущен).

В 3,4 и 5 пунктах можно применить «Сказку о веселом язычке» в картинках .

III блок. Статико-динамические упражнения для развития моторного праксиса в целом, основанные на синхронных и асинхронных движениях рук и артикуляционного аппарата:

1) общая моторика;

2) мелкая моторика. Используются различные игры на мелкую моторику: штриховка, «Сухой бассейн», «Собери бусы», игры с пуговицами и прищепками;

3) артикуляционный праксис.

IV блок. Развитие просодики речи.

V блок. Коррекция звукопроизношения:

1) подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука.

На данном этапе можно использовать артикуляционные упражнения в картинках. Это интересно детям и облегчает труд логопеда, например, упражнение «Качели» – рисуем качели, упражнение «Маляр» – кисточку;

2) формирование первичных произносительных умений и навыков;

3) закрепление этих умений и навыков в устной речи.

Данную работу можно использовать в качестве методических рекомендаций для логопедов, студентов.

Выбрав, более узкие специфические упражнения при работе над звукопроизношением и регулярно их, сочетая с массажем, пальчиковой гимнастикой, то конечный результат был, достигнут быстрее, так как постоянно активируются все зоны, связанные с речевым развитием.

Список литературы:

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М.,1987г.

2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973г.

3. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. ООО Издательство, «Книголюб»,2004г.

4. Лопатина Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1987г.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учебное пособие к спецкурсу. Санкт-Петербург,1994г.

6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

7. Правдина О.В. Логопедия. М.,1973г.

8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика, М., Астрель, АСТ, 2001г.

Коррекционная работа при стертой форме дизартрии

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

Читайте также:
Коррекция дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)
Читайте также:
Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией

Для опускания напряженного корня языкапредлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет) можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

5. www.logoped-therapy.com (Русина Ю.В. Артикуляционная гимнастика для четкого произношения)

6. www.festival.1september.ru (Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста)

  • Логоша
  • Презентации
  • Конспекты
  • Статьи
  • Книги в помощь
  • Полезные сайты
  • Контакты

УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2

+ 375-29-660-19-18
+ 375-29-555-97-67

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: