Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед

Профессия: логопед

Кому подойдёт эта профессия, где учиться на логопеда и кому он помогает

Логопед — специалист по нарушениям речи. Он работает с людьми, у которых есть проблемы с речью: от произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни. Как работает логопед и кому подойдёт эта профессия, рассказывает логопед-дефектолог, методист «Фоксфорда» Ирина Сарычева.

Путь в профессию

После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают. Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать. Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.

Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи». Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика. После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.

На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом. После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.

Формат работы

Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.

Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.

В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.

Что мне особенно нравится в профессии

Постоянно учиться

Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно пробовать себя в других направлениях, изучать смежные сферы. У детей, с которыми мы работаем, разные диагнозы, в которых надо разбираться.

Свободный график работы

У логопеда есть возможность выбирать: хочешь — работай в одном месте по графику, хочешь — совмещай или консультируй частным образом. Не нужно работать строго с 9 до 18. Официальная ставка логопеда в государственном учреждении — 20 часов в неделю. Плюс всегда свободное лето: у педагогов отпуск 56 дней.

Читайте также:
Воспитание высших форм фонематического анализа у дошкольников

Отсутствие вертикальной карьеры

У логопеда есть возможность самостоятельно развиваться в профессии, нарабатывать опыт и клиентскую базу. Работая частным образом, он сам распределяет время и силы. Кроме того, при желании можно сделать карьеру в смежных сферах. Например, сейчас помимо консультаций я работаю в «Фоксфорде» методистом отдела логопедии: развиваю это направление, набираю логопедов, готовлю методические материалы, слежу за качеством оказанных услуг.

Минусы профессии

Не слишком высокий доход

Начинающие специалисты зарабатывают немного. При этом опытный профессионал, консультирующий в частном порядке, может получать гораздо больше — от 1500 до 3500 рублей за одно занятие. Но даже в этом случае общая сумма гонорара будет ограничена количеством клиентов.

Высокий риск выгорания

Консультирование — это регулярная работа с людьми: детьми и их родителями. Часто дети попадаются сложные, с особенностями поведения, и к каждому надо найти подход. Неважно, что происходит у тебя в жизни, — ты должен выкладываться по максимуму и быть на позитиве.

Нужно обязательно регулировать нагрузку и уметь восстанавливаться. Это умение приходит с опытом. Я, например, путешествую, это мой способ восполнять потраченные силы.

Где учиться на логопеда

Логопедия — часть дефектологии. Чтобы стать логопедом, нужно поступать в педагогический вуз на одноимённое направление.

Три лучших педагогических вуза России по направлению «Дефектология»

вуз Факультет / направление Что сдавать Бюджетные места в 2021 году Проходной балл
Московский государственный педагогический университет Институт детства. Дефектологический факультет Биология
Русский язык Обществознание
80 213
Московский государственный психолого-педагогический университет Факультет клинической психологии / Специальное (дефектологическое) образование Русский язык Биология
Математика
Обществознание
43 208 (в 2020 году сдавали три предмета)
Московский городской педагогический университет Институт специального образования и психологии / Специальное (дефектологическое) образование Биология
Русский язык Обществознание
20 235

Нужно помнить, что для логопеда важен не диплом конкретного вуза, а практика, опыт и дополнительное образование, которое вы получаете уже после вуза на курсах.

Где работает логопед

  • Школы, в том числе коррекционные
  • Детские сады (специализированные и обычные)
  • Муниципальные психолого-педагогические центры
  • Центры реабилитации инвалидов
  • Детские центры (развивающие, языковые и т.п)
  • Медицинские центры

Отдельное направление работы — преподавание в вузах и научные исследования.

Какие качества нужны логопеду для успешной работы

Любознательность

В этой профессии нужно постоянно интересоваться современными тенденциями, знать последние методики и научные данные.

Аналитические способности

Для правильной диагностики нужно уметь видеть причинно-следственные связи, обобщать информацию.

Умение общаться

Коммуникативные навыки помогают установить контакт и с родителем, и с ребёнком.

Терпение

При работе с детьми оно необходимо.

Перспективы профессии

В последние годы количество детей с речевыми проблемами растет, и я думаю, что эта тенденция будет сохраняться.

Логопеды-дефектологи работают над коррекцией и развитием устной речи, слуха, звукового анализа и синтеза, помогают при дисграфии и дислексии. Кроме того, растёт потребность в социально значимых профессиях, поэтому без работы логопеды точно не останутся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Профессия логопед

Дети бывают очень смешными: они придумывают свои названия для предметов, иногда мило картавят или путают звуки. В одном возрасте это совершенно естественно, а в другом уже может быть поводом для беспокойства. Выяснить, все ли с ребенком в порядке и исправить ситуацию, помогает логопед.

Все дети начинают говорить примерно в одном возрасте, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Большинство из них без труда произносит звуки, строит фразы и запоминает новые слова, но некоторым приходится ходить на дополнительные занятия к учителю-логопеду.

Описание

Иногда помощь логопеда нужна детям школьного возраста, а также и взрослым. Взрослые обращаются к логопеду, чтобы устранить проблемы с речью из детства или заново научиться говорить после инсульта или травмы головы.

Логопеды в своей практике применяют разные упражнения, логопедический массаж, используют специальные игры и пособия. Все дети разные, поэтому часто логопеду приходится искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого специалист, помимо знаний по своему профилю, должен хорошо разбираться в психологии.

Плюсы

У профессии логопед есть очевидные плюсы.

Человек с дефектами речи часто имеет много комплексов и не может нормально общаться с другими. Логопед помогает избавиться от разного рода дефектов и делает жизнь человека лучше.

  • Творческая работа

Работа с маленькими детьми никогда не бывает монотонной. Дети обучаются через игры, поэтому логопед постоянно придумывает новые способы заинтересовать ребенка.

Обычно у логопедов в детских садах короткий рабочий день, 5-дневная рабочая неделя и длительный отпуск летом.

Логопед может работать в государственном учреждении, а также заниматься частной практикой и получать от нее дополнительный доход.

Минусы

У профессии логопед также есть ряд немаловажных минусов.

Логопед, работающий в бюджетном учреждении, должен заполнять много документов и вести отчетность по каждому ребенку.

Чтобы добиться изменений, логопеду и его ученику нужно долго и усердно работать. Обычно результат виден только через несколько месяцев занятий.

  • Эмоциональное выгорание

Работа с детьми, конфликты с родителями или начальством могут сильно вымотать специалиста и привести к эмоциональному выгоранию.

Работники бюджетных учреждений получают скромную зарплату.

Где учиться

Учебные заведения

Приведем небольшой список вузов, где можно получить образование для работы логопедом:

    Московский педагогический государственный университет;

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, (Санкт-Петербург);

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет;

Казанский (Приволжский) федеральный университет;

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург);

  • Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).
  • Курсы

    Получить профессию логопед можно также на курсах профессиональной переподготовки. Однако на данный момент в законодательстве нет единогласного ответа на вопрос о том, может ли человек после таких курсов работать логопедом.

    С одной стороны, в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н¹ указано, что работать учителем-логопедом может только лицо с высшим образованием в области дефектологии. С другой стороны, согласно письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»² работать логопедом может также кандидат с педагогическим или психолого-педагогическим образованием, окончивший курсы профессиональной переподготовки по логопедии.

    А что на практике? Судя по вакансиям для многих работодателей профильное высшее образование в области дефектологии является одним из ключевых требований к кандидату. Особенно это касается государственных учреждений, так как к ним постоянно приходят проверки, и любое нарушение грозит серьезным штрафом. В частных центрах все не так строго, и есть вакансии для тех, кто прошел профессиональную переподготовку.

    Также существует проект профессионального стандарта для логопедов, согласно которому высшего образования в любой области и курсов переподготовки по логопедии будет достаточно для работы в любом учреждении. Пока этот проект не принят, но в будущем это может измениться. Курсов, которые уже сейчас предлагают пройти обучение независимо от профиля высшего образования, довольно много, но вопрос с трудоустройством так и остается открытым.

    Очные курсы переподготовки часто есть при университетах, где обучают логопедов, но сейчас все большую популярность приобретают онлайн-курсы. При выборе курса нужно обратить внимание на его длительность, квалификацию преподавателей, отзывы студентов и диплом, который выдается в конце. Приведем несколько примеров онлайн-курсов профессиональной переподготовки:

      Курс «Дефектология (логопедия)» на базе Международного социально-гуманитарный института (1080 академических часов);

    Курс «Логопедия и педагогика в общеобразовательных и дошкольных организациях» от Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Педобучение.рф. (1504 академических часа);

  • Курс «Логопедия». Содержание и организационная работа по устранению различных нарушений речевой деятельности (с присвоением квалификации «Логопед») от АНО ДПО «Институт современного образования» (1280 академических часов).
  • Логопед – это специалист по коррекции речи

    Большинству из нас кажется, что научиться говорить – это легко и просто, но далеко не у всех формирование речевых навыков происходит на уровне рефлексов. Справиться с проблемами, мешающими озвучивать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающим, особенным людям помогают логопеды.

    Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии.

    • История
    • Описание
    • Специальности и учебные заведения
    • Обязанности
    • Кому подходит
    • Сколько получают
    • Карьера
    • Перспективы

    Логопед – это квалифицированный специалист, который занимается исправлением недостатков речи у детей и взрослых и постановкой им дикции.

    История специальности

    Название профессии произошло от греческих слов logos и paideia, что означает «воспитание речи». Первые попытки корректировать нарушение способности говорить предпринимались еще в древности, но зафиксированы были только в XVII веке в работах по сурдопедагогике. Тогда расстройства речи рассматривались как медицинская проблема.

    И лишь в 1930-е годы с развитием научной мысли пришло осознание того, что дефекты говорения связаны не только с проблемами артикуляционной мускулатуры или дыхания, но и с психологией личности. Основой современной науки «о воспитании речи» являются педагогика, физиология, языкознание и психология, а массово логопедов в вузах начали учить в середине XX века.

    Описание профессии

    Логопед занимается корректировкой речи детей и взрослых, при этом применяемые для разных возрастных категорий методики существенно отличаются. Специалисты работают с нарушениями устной и письменной речи. Наибольшее количество пациентов страдает расстройствами именно устной речи (заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и др.), но могут быть проблемы и с письмом (дисграфия или аграфия).

    Логопед может быть широкого профиля или концентрироваться на каком-либо конкретном расстройстве. Если ребенок (или взрослый) «тяжелый», то есть имеет кроме речевых недостатков другие проблемы со здоровьем (плохой слух, зрение или сниженный уровень интеллекта), то им занимается логопед со специализацией на дефектологии.

    Места, где может работать логопед:

    • медицинские учреждения (поликлиники, больницы);
    • детские дошкольные учреждения;
    • центры коррекции речи;
    • центры психолого-педагогической реабилитации.

    Также можно работать в частном логопедическом кабинете, используя самые продвинутые методики коррекции и инновационные технологии.

    На каких специальностях учиться

    Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

    Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

    • логопедия;
    • дошкольная дефектология;
    • дошкольная логопедия;
    • логопедия и социальная психология;
    • тифлопедагогика.

    Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.

    Какие экзамены нужно сдавать

    Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

    Сколько учиться

    Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

    Лучшие вузы для обучения

    Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:

    • Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
    • Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
    • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
    • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».

    В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:

    • Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
    • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
    • Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.
    • Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.

    Обязанности на работе

    Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:

    • обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
    • планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
    • повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
    • комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
    • консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
    • проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
    • заполнение речевой карты и другой документации.

    Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:

    • познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
    • провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
    • определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
    • проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
    • разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
    • оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.

    Кому подходит

    Профессия логопеда подходим всем, но идут в нее преимущественно женщины, так как для работы необходимо огромное терпение, которым большинство мужчин не обладает.

    Специалист по коррекции речи должен знать:

    • основы возрастной физиологии и психологии, валеологии, педагогики;
    • теорию и практику логопедии;
    • анатомию речеобразующего аппарата;
    • современные методики корректировки письменной и устной речи;
    • актуальные способы психолого-педагогической диагностики;
    • принципы комплектования групп учеников;
    • технологии поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности.

    Что касается личных качеств логопеда, то в первую очередь потребуются:

    • выдержка и терпение;
    • доброта и умение общаться с самыми разными людьми;
    • тактичность и толерантность;
    • навыки психолога;
    • наблюдательность и хорошая память;
    • настойчивость и умение убеждать.

    Хорошим логопедом станет только педагог, который обладает глубокими познаниями в своей профессии и смежных областях знаний. Когда специалист начинает вести конкретный случай, то в первую очередь определяет, что является причиной речевого расстройства. Иногда потребуется дополнительная работа с детским психологом, в некоторых случаях проблема кроется в физиологическом дефекте, и нужно вмешательство хирурга, после чего уже можно будет начинать занятия.

    Профессия логопед: плюсы и минусы

    Преимуществами работы можно считать:

    • большой выбор организаций для трудоустройства;
    • высокую востребованность логопедов;
    • непродолжительный рабочий день;
    • длительный отпуск в летнее время;
    • возможность заниматься частной практикой;
    • искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.

    Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.

    Сколько получают

    Зарплата у логопеда не слишком велика. В среднем по стране она составляет 15–20 тысяч рублей, в детском саду такой специалист получает около 30 тысяч рублей. Дефектологу платят приблизительно 25 тысяч рублей в месяц.

    Как построить карьеру

    Карьерные перспективы у логопеда невелики, для занятия руководящих должностей придется учиться дополнительно. Вариантом профессионального роста и увеличения дохода может быть открытие собственного кабинета.

    Перспективы профессии

    К сожалению, в последнее десятилетие прогрессирует неутешительная тенденция: постоянно увеличивается количество детей, имеющих разного рода проблемы с устной и письменной речью. Дефекты становятся все более сложными и труднее поддаются коррекции. Так что в ближайшее время логопеды, как это ни печально, без работы не останутся.

    Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия логопед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

    Логопед

    Логопед

    Логопед

    В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные ВУЗы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен. Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми. Он может устроиться в коммерческое или бюджетное учреждение, открыть частную практику.

    Кто такой логопед

    Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.

    Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.

    Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.

    Какими личными качествами должен обладать логопед

    Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.

    Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.

    Профессия логопед: плюсы и минусы

    В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:

    • возможность помогать людям — умение правильно говорить избавляет людей от комплексов и неуверенности в себе, за что они благодарят именно своих учителей;
    • востребованность — проявляется в популярности услуг, возможности устроиться на работу в больницу, поликлинику, развивающий центр, отделение реабилитации и т.д.;
    • уважение к представителям профессии — логопедов уважают не меньше, чем врачей, при этом учиться нужно не 8 лет, а в среднем 4 года (это можно делать даже заочно или дистанционно);
    • разные варианты заработка денег — профессионалы способны работать в бюджетных и платных заведениях, а также вести частную практику;
    • ценность опыта — это одно из тех направлений, в котором опыт важен больше, чем «свежие знания», что позволяет спокойно работать до пенсии и даже после ее наступления.

    Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места. Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами. На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.

    Как стать логопедом

    В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессии логопеда. Основная причина – непрерывный рост числа детей с серьёзными речевыми нарушениями, осложненными различными неврологическими отклонениями. Подобные проблемы требуют длительного комплексного лечения и высокого уровня компетентности специалиста.

    К логопеду стали чаще обращаться и взрослые. Например, люди перенесшие инсульт и потому испытывающие трудности в общении. Услуги логопеда нужны также тем, для кого русский язык является неродным, с целью обучения правильному произношению.

    Особенности работы логопеда

    Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?

    Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека. Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей.
    Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным. Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.

    Где учат на логопеда

    Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология.

    Другой вариант: получить профессию логопеда на основе высшего педагогического или дефектологического образования. В этом случае можно заочно поступить по направлению «Логопедия» в учреждение дополнительного профессионального образования.

    Программы профессиональной переподготовки по логопедии будут подходящим вариантом для работающих педагогов. Например, если в детском саду или школе, в которой педагог работает, освободилась вакансия логопеда и он желает её получить.

    Кто такой логопед-дефектолог

    Это профессия коррекционного педагога, который занимается исправлением речи детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (с патологиями речевого аппарата, органов слуха и центральной нервной системы). Логопед -дефектолог владеет особыми методиками общения и обучения. Они позволяют выявить причину нарушения речи у людей разного возраста и оказать необходимую помощь в адаптации и речевом развитии.

    Заочно учиться на логопеда-дефектолога следует тем, кто желают заниматься речевыми нарушениями с сопутствующими патологиями органов слуха, речевого аппарата или центральной нервной системы. Получить диплом с такой узкой специализацией можно по программам профпереподготовки «Дефектология», «Олигофренопедагогика».

    Преимущества профессиональной переподготовки для специалиста в области коррекционной педагогики:

    можно поступить без вступительных испытаний;

    небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);

    доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);

    практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).

    диплом установленного образца с присвоением квалификации

    Требований к опыту работы логопеда в едином квалификационном справочнике не указано, поэтому достаточно иметь соответствующее образование, чтобы устроиться на работу.

    Как получить образование логопеда дистанционно

    Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.

    В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.

    Программа профессиональной переподготовки «Логопедия» предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений.

    Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).

    Основные темы обучения

    Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

    Медико-биологические основы дефектологии;

    Организация логопедической̆ работы;

    Основы специальной педагогики и психологии;

    Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.

    Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

    Программа повышения квалификации «Логопедия» предназначена для практикующих специалистов, желающих расширить и актуализировать свои знания.

    Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).

    Программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.

    Почему учиться дистанционно – это просто?

    Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.

    Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.

    Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.

    Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.

    Трудоустройство логопедов

    Трудоустройство у логопедов сложностей не вызывает в силу высокого спроса на этих специалистов.

    Где логопед может работать:

    детские сады и общеобразовательные школы;

    речевые центры (для лечения детей и взрослых со сложными диагнозами и патологиями);

    частные логопедические кабинеты.

    Уровень зарплаты варьируется и зависит не только от места работы, но и от региона проживания.

    На данный момент самая высокая оплата труда логопедов зафиксирована в Магаданской области, Ямало-ненецком автономном округе. Чуть меньше платят в Москве, Санкт- Петербурге. В других регионах – средняя по рынку труда.

    Кроме этого, уровень зарплаты специалистов регулируют органы государственной власти. Учителя-логопеды включены в «майские указы Президента РФ». На 2019-2020 годы разработана программа повышения зарплаты логопедам, где прописано увеличение ее на 30 %. На доход влияют количество рабочих часов, категория работника и образование.

    Остались вопросы по обучению на логопеда? Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните нам или закажите звонок.

    Как стать логопедом, не тратя 5 лет на учебу?

    Мы расскажем, как получить профессию логопеда за несколько месяцев. Начните учиться сейчас, и вскоре сможете работать в новой должности!

    Востребована ли профессия логопеда?

    Да, и это одно из ее важнейших преимуществ — хорошие специалисты очень нужны, поэтому им не приходится долго искать работу. Ключевое слово здесь — «хорошие». Недостаточно знать суть профессии логопеда и использовать пару методик. Нужно:

    • уметь правильно проводить обследование и ставить диагнозы даже в сложных случаях, ведь от этого зависит будущее пациентов;
    • разбираться в детской анатомии и физиологии, понимать, как работают органы слуха, зрения и речи у детей;
    • владеть разными техниками работы (зондовый и логомассаж, артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика и пр.) и знать, как выбрать подходящие для каждого конкретного случая;
    • знать основы педагогики и детской психологии, уметь тактично общаться с родителями и опекунами детей и находить общий язык даже с замкнутыми или агрессивно настроенными учениками;
    • при специализации на работе с определенной группой пациентов (например, с детьми с тяжелыми нарушениями речи) — четко знать особенности таких людей и эффективные методики помощи.

    И это только минимум. Не приложив усилий, вы не станете востребованным специалистом.

    Именно поэтому, выбирая вузы, где можно учиться на логопеда, обязательно ознакомьтесь с учебными планами. Убедитесь, что вам обучат всему, что требуется. Чтобы глубже разобраться в конкретном вопросе или освоить новую методику, пройдите курсы повышения квалификации.

    Вы сможете открыть частную практику или устроиться логопедом в детский сад, школу, интернат, медицинское учреждение, центр развития речи, благотворительный фонд, центр предшкольной подготовки, школу скорочтения, центр социального обслуживания и пр. Важный момент: в государственные учреждения чаще принимают людей с высшим психологическим, педагогическим или дефектологическим образованием. Если у вас его нет, уделите больше внимания вакансиям коммерческих организаций — например, частных детсадов и студий развития речи.

    Где получить профессию логопеда: выбираем курсы профпереподготовки

    Ознакомьтесь со списком программ обучения ООО «Бакалавр-Магистр» по этому направлению. Обратите внимание и на курсы повышения квалификации — удобно проходить их там же, где будете учиться профессии логопеда.

    Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — можно проходить курсы, находясь в любой точке России. Вступительных экзаменов нет. Для начала обучения не придется ждать 1 сентября — наборы в группы Слушателей проводятся регулярно.

    При выборе программы учитывайте:

    • Ваше образование, знания и навыки. Например, если вы недавно окончили педагогический факультет, вам можно не делать упор на педагогические дисциплины, но обязательно нужно пройти дефектологические модули.
    • С кем вы хотели бы работать. От этого зависит профиль обучения. Например, вы можете пройти обучение превентивной логопедии и работать с детьми младенческого и раннего возраста.
    • Желаемые сроки обучения. Если вам важно пройти курсы к определенному сроку, обращайте внимание на длительность программ.
    • Один из универсальных курсов, где можно учиться на логопеда — Специальное (дефектологическое) образование. Содержание и организация логопедической помощи при нарушениях речевой функции у детей и взрослых с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» (обучение длится 19 недель). Он подходит большинству Слушателей. Но также стоит обратить внимание на другие программы:
    • Тяжелые нарушения речи (ТНР). Специфика работы логопеда при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи». Длительность обучения — 9 недель. Программа идеальна для тех, кто планирует работать с широким кругом пациентов, а не специализироваться только на одной группе. Также она отлично подходит тем, кому нужно освежить знания или изучить с нуля общепрофессиональные дисциплины: психологию, теорию обучения и воспитания, специальную педагогику, невропатологию, психопатологию и пр.
    • Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с нарушениями речи» . Сроки обучения — 19 недель. Программа ориентирована в первую очередь на тех, кто хочет работать в системе образования. Вы узнаете об особенностях работы с детьми в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), научитесь проводить диагностику, составлять индивидуальные планы коррекции нарушений речи, использовать артикуляционную гимнастику и логопедическую ритмику во время занятий.
    • Клиническая логопедия. Организация и содержание работы логопеда в учреждениях здравоохранения с присвоением квалификации «Медицинский логопед (логопед-афазиолог)» . Длительность обучения — 19 недель. Программа предназначена для тех, кто планирует помогать пациентам с дислексией, дисграфии, тяжелыми формами заикания, афазией, дизартрией и другими нарушениями.

    После окончания курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке и сможете устроиться на работу в новой сфере.

    Если у вас остались вопросы по выбору программ, где учатся на логопеда, обратитесь к специалистам приемной комиссии. Они помогут вам подобрать самый подходящий вариант.

    Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов, прошедших логопедическое обучение в начальной школе

    Аннотация: Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов, прошедших логопедическое обучение рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на учеников, имеющих в анамнезе нарушения письменной и устной речи. Составлена в соответствии с ФГОС, разработаны критерии эффективности УУД по данной программе. Данная разработка будет интересна и актуальна учителям-логопедам школ.

    Пояснительная записка

    В связи с внедрением образовательных стандартов второго поколения, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности учащегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность (Ю.Н. Караулов, А.Н. Леонтьев).

    Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования (О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая).

    Согласно этому основным целями обучения русскому языку в настоящее время являются:

    • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
    • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных ситуациях общения;
    • Освоение знаний о русском языке, о его устройстве, стилистике, основных нормах речевого этикета;
    • Обогащение словарного запаса;
    • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать, осуществлять необходимый информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
    • Применение полученных умений в своей речевой практике (ФГОС ООО).

    Но стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности обучающегося являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменноречевой деятельностью.

    В начальной школе с данной категорией детей занимается учитель-логопед и количество учеников с речевой патологией заметно снижается, но эти ученики всё же нуждается в дальнейшем логопедическом сопровождении, особенно, при переходе в среднее звено.
    Настоящая программа нацелена на сопровождение обучающихся, имеющих в анамнезе речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель программы : логопедическое сопровождение обучающихся 5-х классов, через реализацию системы мер по профилактике дизорфографии, а также путем формирования и развития навыков учебной деятельности.

    • Развитие орфографической зоркости;
    • Формирование теоретических, фонематических, морфологических, грамматических, морфемных представлений;
    • Отработка алгоритмов решения орфографических задач;
    • Работа над словарными словами.
    • Развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;
    • Развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
    • Формировать навыки самоконтроля;
    • Развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
    • Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;
    • Развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;
    • Развивать и совершенствовать неречевые базовые по письменной речи функции.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Для решения поставленных задач необходимо опираться на:

    1) Основные принципы сопровождения:

    • «Всегда на стороне ребенка»;
    • Непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход .

    2) Общедидактические принципы.

    3) Основные принципы логопедии:

    • Системность, комплексность развития;
    • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
    • Деятельностный подход;
    • Поиск обходных путей и опора на сохранное.

    В соответствии с поставленными целями и задачами в программе можно выделить три основныхмодуля:

    Работа по данным модулям строится параллельно с работой над освоением грамматических тем. Если известно, что логопедическая работа напрямую сопряжена с методикой обучения русскому языку, то и грамматические темы целесообразно соотносить с программным материалом, особенно изученным в начальной школе. Так как знания по образовательной области «Филология», полученные в начальной школе, являются фундаментальной основой дальнейшего освоения языка. Основными разделами изучения являются «Фонетика. Графика», «Морфемика. Морфология», «Орфография».

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

    Данная программа реализуется через фронтальную форму логопедической работы.

    Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедии.

    В процессе логопедического сопровождения представляется целесообразным отбор упражнений, наиболее эффективных и органично вписывающихся в структуру логопедических занятий, способствующих развитию когнитивных и социальных навыков. Также предполагается использование не только узконаправленных (одноцелевых) упражнений, но и полифункциональных упражнений и пособий. Также используются и полимодальные упражнения.

    При работе над реализацией задач 1-го модуля предполагается использование таких упражнений и пособий, как «Карточка с окошком», «Найди ошибку», «Рифмованные алгоритмы», «Знаю – пишу, не знаю — пропускаю» «Шарады», «Ассоциации», «Говорят дети» и т.п.Обучающимся рекомендуется вести тетради – памятки и индивидуальные словари трудных слов.

    Активно используются электронные задания таких авторов, как О.А. Величенкова, М. Н. Русецкая, С.Д. Дмитриев, Л.Н. Ефименкова.
    При изучении раздела «Фонетика» применяются анимированные артикуляторные профили.

    Работа по второму модулю предполагает использование, к примеру, таких упражнений, как «Объясните Кузе», «Светофор», «Или нет, или да, а не знаешь, то — беда», «Выделение главного», «Алгоритм», «Лесенка успеха», «Я так чувствую…», «Символы успеха» и т.д. Кроме этого на каждом занятии ребятам выдаются «Листы самонаблюдения». Также обучающимся в рамках данного модуля рекомендованы занятия с педагогом-психологом.

    Упражнения Модуля 3 направлены на развитие неречевых функций и активацию мозговых структур, участвующих как в устной, так и в письменной речи. Здесь активно используются некоторые приёмы Пола Дэннисона, А.Л. Сиротюк. Обучающиеся выполняют такие упражнения, как «Повтори ритм», «Повтори строку», «Волшебные обводилки», «Что бывает после?», «Кто самый-самый» и т.п.

    Результатом реализации программы должно быть:

    1. усвоение алгоритмов решения орфографических задач;
    2. усвоение способов запоминания словарных слов;
    3. сформированность грамматических, фонематических, морфологических, грамматических и морфемных представлений;
    4. орфографическая зоркость;
    5. умение ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
    6. умение полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом;
    7. умение произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;
    8. умение ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;

    Сформированность данных умений и навыков позволит обучающимся наиболее эффективно овладевать универсальными учебными навыками. Так как освоение модулей программы предполагает развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД:

    Критерии сформированности универсальных учебных действий

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: