Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Татьяна Петрова
Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Анализ работы «Использование информационно – коммуникационных

технологий в логокоррекционной работе»

В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа – технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются, любимы герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитываю современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации

Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

В результате работыпо внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованына любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ,решаются следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно – образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

– полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

– дифференцированный подход к обучению – содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

– объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, нотбуком для проведения мультимедийных презентаций.

Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекциипсихических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»

3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

4 Компьютерная обучающая программа “Баба-Яга учится читать”

5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro

7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно

8 Мультимедийная игра “Развитие речи. Учимся говорить правильно”

9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д – Учимся читать

10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца

13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»

2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Презентационные материалы применяются для:

развития речевого дыхания;

гимнастики для глаз;

автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

развития фонематического восприятия,

развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения;

развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

6. Использую аудиапрограммы:

1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

7. «Детские песенки».

8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на http://www.maam.ru/users/050180 . и сайт на http://nsportal.ru/petrova-tatyana-yurevna”

9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

Читайте также:
Дифференциация звуков (У) - (А)

10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны

Дидактическая игра «Чьи следы?» Дидактическая игра “Чьи следы?” направлена на формирование у младших дошкольников элементарных представлений об окружающем мире. Правильно.

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

В публикации подробно описано, какое важное значение в современное время имеет профессиональная компетентность учителя-логопеда в компьютерных технологиях.

Использование компьютерных технологий учителем-логопедом даёт возможность повысить мотивацию воспитанников к логопедическим занятиям, эмоциональный настрой,, оптимизировать познавательные процессы, играть в логопедические компьютерные игры. А так же разрабатывать и использовать учебно-методические материалы: презентации, буклеты и т.п.

Скачать:

Вложение Размер
Статья предназначена для учителей-логопедов ДОУ 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями речи.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей c недостатками речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Компьютерная грамотность учителя-логопеда подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью логопеда подразумевается его профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации ДОУ.

Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.

Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.

Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Таким образом , применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны. В своей работе на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками использую разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, программные средства для учебной деятельности на основе ИКТ.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность у детей. Ведь, создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи. Но хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии нереально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

Также очень эффективно использование учебно-методических материалов с применением ИКТ, которые позволяют осуществлять коррекционный процесс комплексно, во взаимосвязи с каждым специалистом-педагогом ДОУ. Это создание совместных проектов, проведение родительских собраний, консультаций и т.д. с психологом, музыкальным работником, инструктором по физвоспитанию, воспитателями и медицинским персоналом.

Безусловно, большое значение в применении ИКТ уделяется работе с родителями. Это различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на личном сайте, сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь с целью профилактики речевых нарушений размещаю материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп активно использую ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео- материалами. Разработала красочные интересные памятки-буклеты для домашней работы детей и родителей (например «Как выполнять домашнее задание логопеда?», «Самомассаж языка», «Биоэнергопластика», «Этапы работы над слоговой структурой слова» и др.). Распечатав по несколько экземпляров каждого вида, стала давать домашнее задание в новой форме, и увидела, что выполнять его и заниматься дома родители с детьми стали регулярно и с удовольствием. Естественно качество и результативность коррекционной работы сразу же повысились.

Для реализации коррекционных задач на фронтальных и индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую готовые обучающие логопедические компьютерные игры: «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Букварик-Смешарик», « Учимся говорить правильно» и др.

Хочется несколько подробнее остановиться на мультимедийной презентации Power Point , которая отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Это обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками; отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны; удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Она дает более широкие возможности: не надо резать журналы, клеить картинки; одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях; картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий; можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере. Но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.

Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию, учится соединять картинку и звук в одно целое, подражает

звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь. Для детей разработала презентации по лексическим темам и на закрепление разных групп звуков.

Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Положительные стороны и все преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе очевидны. Безусловно, создание сайта, презентаций-игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Но у каждого явления и предмета есть, к большому сожаленью, и отрицательная сторона. Неправильное использование компьютерной техники влечет за собой неблагоприятные последствия со стороны здоровья детей. Вот почему этому вопросу необходимо уделять большое значение. Занятия с использованием компьютера должны проводиться фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

– до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз (со специально изготовленным пособием), во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя-логопеда и воспитателей игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В результате использования ИКТ удалось:

– повысить эффективность процесса коррекционного обучения и исправления речевых нарушений;

– создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ;

– интегрировать, внедрить информационные технологии в процесс воспитания и обучения дошкольников;

– создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

В заключении, хочется сказать: новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    Содержимое публикации

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

    Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

    Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

    Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

    Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

    Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

    Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

    повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

    обес­печение психологического комфорта на занятиях;

    развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

    совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

    развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

    совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

    формирование личности ребёнка в целом;

    повышение качества обучения и работоспособности детей.

    Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

    Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

    – просодические компоненты речи;

    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

    – лексико-грамматические средства языка;

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

    Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

    Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

    Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

    Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

    Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

    Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

    Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

    знакомство детей с компьютерными программами;

    преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

    формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

    формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

    развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    компьютерные логопедические тренажёры;

    приключенческие квесты и обучающие игры;

    книги, учебники и энциклопедии;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

    веб-страницы и веб-сайты;

    подборки компьютерных тестов;

    цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

    Программа должна иметь указание на возраст ребенка

    Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

    Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

    Программа должна быть на русском языке

    Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

    Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

    Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

    Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

    Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

    Чередование разных компьютерных игр.

    Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

    В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

    Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

    Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

    Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    ИКТ для логопеда:

    Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

    Развивать фонематические процессы

    Развивать мелкую моторику

    Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

    Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

    Использование современного компьютерного оборудования

    2. Интерактивные доски

    4. Логотренажер Комфорт Лого

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

    Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

    Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

    Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

    Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

    Формирование зрительно-пространственных отношений.

    Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

    Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

    Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    Разделы деятельности учителя-логопеда

    Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

    ИКТ в работе логопеда

    В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.

    Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.

    В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

    Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

    Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

    Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

    Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

    • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
    • Активизация познавательной деятельности детей.
    • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
    • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
    • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
    • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

    В чем преимущества использования ИКТ?

    Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

    Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

    Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

    Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

    Какие требования есть при использовании ИКТ

    Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

    Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

    • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
    • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
    • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

    Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

    Основные направления деятельности при использовании ИКТ

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

    Работа с детьми предполагает:

    • Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.), использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.
    • Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
    • Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

    Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

    Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

    В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

    • сохранение необходимой информации;
    • построение графиков и диаграмм;
    • оформление документации и стендовой информации;
    • с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
    • полноценный обмен информации с коллегами;
    • участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.

    Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.

    Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

    Рубрика: Воспитание и развитие

    Дата публикации: 05.07.2017

    Статья просмотрена: 4911 раз

    Библиографическое описание:

    Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 18.01.2022).

    В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи.

    Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с нарушениями речи

    Перспективными компьютерными технологиями, используемыми в работе с детьми с нарушениями речи, являются игровые компьютерные технологии. Выделяют несколько ключевых направлений работы с прогрессивными логопедическими технологиями: 1- коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса (отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха, отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков); 2- формирование фонематического восприятия (организация работы по дифференциации согласных по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости); 3- обучение грамоте (развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; упражнения для формирования оптического контура буквы и создания устойчивого образа буквы и слога; коррекция нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов); 4- формирование лексико-грамматической стороны речи (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса); 5- формирование связного высказывания (формирование навыка адекватного восприятия текста, формирование навыка построения связного высказывания и т. д.); 6- формирование и коррекция навыка чтения (формирование словесной догадки, формирование звуко-буквенных грамматических обобщений) [2; 3; 4].

    Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими первичными нарушениями речи в рамках дислалии, алалии, ринолалии, заикания, а также с детьми с вторичными нарушениями речи. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей с речевыми нарушениями (Рис.1). Применение программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекционно-развивающей работы речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме [2].

    Рис. 1. Специализированная логопедическая программа «Игры для Тигры»

    Логопедический тренажер «Дэльфа» («Дэльфа-142.1») — новая программа для работы по развитию речевого дыхания, коррекции силы голоса, коррекции и автоматизации произношения гласных и согласных звуков, коррекции произношения, устранению назального оттенка голоса. Включает в себя улучшенные варианты упражнений Сурдологопедического тренажера «Дэльфа-130» и новые модули, расширяющие функциональность продукта (Рис.2). Это программа по коррекции устной и письменной речи, которая позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до предложения и решать разнообразные задачи по развитию речи. В основе методики — индивидуальный подход, игровые приемы, возможность повторения, использование различного стимульного материала (картинки, звучащая и письменная речь). Данный тренажер обеспечивает комплексность программы работы над устной и письменной речью, включая работу со связным текстом. Тексты для пересказа организованы по уровням сложности, подобраны вопросы и опорные слова [3].

    Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа»

    Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» — программа визуального контроля речи для логопедической практики. Данная программа разработана не только для лиц с нарушениями речи, но также позволяет эффективно тренироваться во владении собственным голосом, в выразительном чтении, произнесении речей, пении; помогает избавиться от диалекта, приобрести умение говорить в особой манере. Ключевое значение программного комплекса заключается в работе над следующими аспектами речи: наличие или отсутствие голоса; интенсивность звучания, слоговое ударение; высота голоса и голосовые модуляции; правильность произнесения гласных звуков; длительность и слитность произнесения звука, слога, слова, короткой фразы; темп произнесения речевого материала. Программа «Видимая речь» включает 13 модулей, позволяющих контролировать не только произношение всех звуков изолировано, но и тренировать в произнесении их комбинаций, благодаря тому, что поддерживается работа над слогами, слогосочетаниями и короткими словами. Все типы упражнений дополнены игровыми сюжетами и оригинальной графикой, таким образом, каждое упражнение на экране предстает в виде коротенького мультфильма (Рис.3). Основное отличие данного программного обеспечения от других является возможность качественно проанализировать собственное «звучание». Финал успешного завершения упражнения выглядит по-разному: забавные действующие лица довольно хохочут, прячутся в домики, падают в машину яблоки, слышатся радостные гудки, паровозные свистки, звучат музыкальные фразы и т. п. [3]

    Рис. 3. Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь»

    Программно-дидактический комплекс «Логомер» представляет 90 интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями. Интерактивные игры рассчитанные на детей 2–10 лет посредством сказочных сюжетов и ярких персонажей мотивируют детей заниматься (Рис. 4). Комплекс «Логомер» содержит игры и упражнения по основным направлениям логопедических и коррекционных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические категории и общее развитие. Данный программно-дидактический комплекс включает программу для создания пособий «Конструктор картинок» [7].

    Рис. 4. Программно-дидактический комплекс «Логомер»

    Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» разработан для постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи дошкольного и младшего школьного возрастов (Рис.5). В «Речевом калейдоскопе» имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные, дифтонги и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат. В программе компьютерного комплекса выделяют 4 группы модулей: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа — для работы над звуками речи; III группа — для работы над произношением в целом; IV группа — для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. Данный комплекс может быть использован на разных этапах формирования произносительной стороны речи. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» выпускается в мобильном варианте, комплектуется внешним HDD-корпусом, с установленным программным обеспечением и есть разъемы для подключения периферийных устройств (монитор, клавиатура, микрофон, аудиоколонки). В качестве монитора можно использовать, как обычный монитор, так и телевизор с VGA-входом [5].

    Рис. 5. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп»

    Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи (Рис.6). В программе представлено четыре раздела: 1-неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.); 2-звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов); 3- речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка); 4- развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста). Программа направлена на развитие и коррекцию речи, формирование навыков грамотного произношения, развитие всех сторон речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи. В данном программном обеспечении представлено несколько уровней сложности в каждом задании [2].

    Рис. 6. Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

    Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки» по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет от психологического центра «Адалин» (Рис.7). В данном цикле занятий подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с дислалией, алалией, задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР). В этот цикл включены базовые типы логопедических игр (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игры на развитие физического и фонетического слуха, упражнения на звукоподражание, рифмованные загадки, стихи с движениями и чистоговорки) [2; 3].

    Рис. 7. Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки»

    Таким образом, перечисленные преимущества и развивающие возможности компьютерных технологий наглядно демонстрируют ресурсный потенциал, направленный на выравнивание речевого и психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речи. Игровые компьютерные технологии — дополнительный ресурс логокоррекционной работы, решающий задачи речевого и познавательного развития.

    Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда

    Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

    Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

    Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

    Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:

    • использование игровой формы обучения;
    • полисенсорное воздействие, т. е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
    • дифференцированный подход к обучению;
    • объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
    • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
    • повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
    • формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
    • активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
    • экономия временных ресурсов.

    Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

    • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
    • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

    – просодические компоненты речи;

    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

    – лексико-грамматические средства языка;

    • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
    • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
    • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
    • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
    • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
    • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
    • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
    • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    «Учимся читать. Страна Буквария». Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта,
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поис
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

    • www.logozavr.ru
    • www.solnet.ee
    • www.detiseti.ru
    • www.teremoc.ru
    • www.lohmatik.ru
    • www.internetenok.narod.ru
    • www.nachalka.com
    • http://mersibo.ru

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Таким образом грамотное сочетание традиционных средств и ИКТ позволяет учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и повысить мотивацию детей к занятию, что существенно сократить время на преодоление речевых нарушений и повысит эффективность коррекционно-образовательного процесса.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: