Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ

Ирина Гладилина
Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ

Консультация для педагогов

«Проектный метод, как средство повышения

качества образования в ДОУ»

На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.

Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования. Метод проектов опирается на принципы исследовательской, творческой, познавательной и продуктивной деятельности детей

Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа,которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.

Педагоги используют природную любознательность детей для того, чтобы заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью, которая, в свою очередь, учит на практике использовать теоретические знания, отмечать взаимосвязь предметов и явлений, направлена на раскрытие способностей, творческой и интеллектуальной одаренности детей.

Независимо от темы проектной деятельности в ДОУ, она имеет стратегическое значение и для дошкольников, и для воспитателей, которые в процессе подготовки и курирования проекта вынуждены проявлять креативность, нестандартное мышление, тщательно планировать работу в соответствии с возможностями и интересами детей, изучать новые педагогические приемы и технологии. В результате качество дошкольного образования и уровень профессионального мастерства воспитателей неустанно растет. Следовательно, работа над проектами в детском саду реализует как глобальные цели,так и более практические: развитие творческих способностей детей, коммуникабельности, любознательности, ответственности; стимулирование гибкости мышления, познавательного интереса; получения опыта исследовательской деятельности, инициативности, самостоятельности, уверенности в принятии решений; формирование практики работы в команде, общеучебных навыков и базовых компетенций; опыт выполнения дифференцированных задач, применения на практике теоретических знаний.

К достоинствам метода проектов также можно добавить, что проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что взрослым в этом процессе отводится вторичная роль помощников, но не руководителей, поскольку главенствующие функции ведущего получает ребенок, который подчиняет проектную деятельность своему любопытству и интересам. Все это обуславливает взаимодействие на принципах равноправного сотрудничества или партнерства и полный отказ от авторитарного педагогического воздействия.

Цели проектной деятельности в ДОУ основываются на осознании детьми границ знания и стремления выйти за их пределы. Природная любознательность дошкольников усилиями педагогов и членов семьи направляется в нужное русло, что не только обеспечивает баланс между теорией и практикой, но и служит достойным стимулом для познания нового, поиска ответов на возникающие у детей вопросы.

Именно поэтому проектнаядеятельность в ДОУ по ФГОС отвечает следующим требованиям:

• Во главу угла ставятся жизненные ситуации и проблемы, с которыми сталкивается ребенок.

• Учебные проблемы не могут становиться предметом проектной деятельности. Задавая вопросы об окружающем мире, предметах и явлениях, ребенок поднимает актуальные для него темы, которые и должны рассматриваться в рамках метода проектов (навязывание темы со стороны родителей или воспитателя нивелирует результаты работы).

Предметом реализации посредством проектной деятельности могут быть только сложные и нелинейные проблемы, которые требуют ресурсных и трудозатрат, значительной доли усердия от ребенка. Вопросы, поиск ответов на которые не вызывает затруднений, не могут становиться темой детского проекта.

• Результатом работы над проектом должен быть определенный продукт, который малыши смогут представить на завершающем этапе деятельности.

• Работа ведется в установленных временных и ресурсных рамках, что способствует более ответственному отношению детей к работе, тщательному планированию каждого этапа деятельности, прогнозированию результата.

В процессе получения итогового продукта дошкольники получают необходимые компетентности, навыки и знания. Следовательно, проектная деятельность — совместная работа воспитанников детского сада и взрослых по планировании и организации поиска ответа на интересующий ребенка вопрос, которая завершается социально-значимым результатом.

Работа над проектом ведется только в тесном взаимодействии детей и взрослых, что способствует улучшению навыков коммуникабельности, гибкости мышления, формированию чувства ответственности, уверенности в своих силах и стремления довести дело до конца.

Примечательно, что задачи, которые ставит проектная деятельность в ДОУ отличаются в зависимости от возраста воспитанников. И хотя метод проектов рекомендуют практиковать с детьми старшего дошкольного возраста, опытные педагоги нередко используют его и с младшими дошкольниками. В этом случае необходимо учитывать специфичность задач, характерных для каждой возрастной группы. Младшие дошкольники в ходе реализации проектнойдеятельности выполняют три вида задач: входят в созданную воспитателем проблемную игровую ситуацию (педагог выполняет ведущую роль); проявляют желание искать выход из сложившейся ситуации (действуют совместно с воспитателем); демонстрируют предпосылки поисковой деятельности (практическая реализация).Старшие дошкольники: дети проявляют зачатки интеллектуальной инициативы и поисковой деятельности; практикуют поиск различных методов решения проблемы сперва при помощи воспитателя, а после и самостоятельно; учатся подбирать разные варианты методов для решения поставленной задачи; стремятся использовать специальные термины и фразы, чтобы на равных вести беседы со взрослыми и сверстниками, осуществляя проектную деятельность.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

Читайте также:
Авторская логопедическая игра 'Наряди Букваренка'

Использованы материалы с сайта: https://www.resobr.ru/article/63456-qqq-19-m6-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-doshkolnikov

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

«Проектный метод в детском саду» В современном мире, когда появляются новые технологии, направления в образовании педагогам трудно выбрать наиболее эффективные средства.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 4774 раза

Библиографическое описание:

Амосова, Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста / Ю. В. Амосова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7725/ (дата обращения: 18.01.2022).

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений, т. к. они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд, создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. Исследовательская деятельность позволяет организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Работая в детском саду поставила перед собой цель: создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников на основе проектного метода.

В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Читайте также:
Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

– изучить и проанализировать виды технологий проектной деятельности, открывающие новые возможности воспитания и обучения дошкольников;

– разработать систему технологий проектной деятельности;

– организовать внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробировав механизмы управления ею в дошкольной образовательной организации;

– провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы технологии проектной деятельности и сформулировать рекомендации по организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.

Технология работы

На мой взгляд, важным аспектом качества образования в настоящее время является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Перед педагогами поставлена задача по отбору современных методов и средств воспитания и обучения, соответствующих целям и задачам каждого работы, индивидуальным особенностям детей, позволяющих дифференцированно определить направления развития каждого ребенка.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Применяя на практике проектный метод, выделяю его преимущества:

– является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

– повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

– служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста;

– способствует повышению компетентности педагогов.

– способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности дошкольной образовательной организации.

Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе. Он побуждает меня повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Работая с детьми дошкольного возраста, использую педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

К тому же, технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, я планирую в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Я понимаю, что проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования — сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.

Таким образом, используя технологию проектной деятельности, я стремлюсь к формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Результаты работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:

1. Разработан примерный алгоритм действий по реализации проекта в группе детей дошкольного возраста;

2. Подобран и систематизирован разнообразный материал по выбранным темам.

3. Составлены конспекты занятий, сценарии вечеров досуга.

4. Разработаны методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов дошкольного учреждения по организации проектной деятельности.

5. У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

6. Коллективная работа в микрогруппах дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивало социально-личностные качества.

7. Родители, участвуя в образовательном процессе, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.

8. Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. С. 6.

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. – № 1. — С. 24–36.

Читайте также:
Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — № 7.С 76–83.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Похожие статьи

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем.

метод проектов, проектная деятельность, дошкольный.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Проектирование в детском саду | Статья в журнале.

Деятельность дошкольной организации по развитию. проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа.

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

метод проектов, проектная деятельность, дети дошкольного.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Метод проектов как инновационная форма организации.

проект, ребенок, проектная деятельность, продуктивная деятельность, детская деятельность, образовательный процесс, образовательная область, метод проектов, детский сад, организация деятельности.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога, взаимодействие педагога, современное общество, совместная деятельность, метод проекта.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Проектный метод как средство повышения качества образования дошкольников

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Старший воспитатель ГДОУ № 28 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Яблокова Любовь Васильевна

Тема: «Проектный метод как средство повышения качества образования дошкольников»

История возникновения метода проекта в педагогике.

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Условия успешности по Дж.Дьюи:

– проблематизация учебного материала

связь обучения с жизнью

Из официальной статьи профессора Е.С. Полата на сайте Российской Академии образования.
«В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия “проект”, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Из статьи директора свободной школы «ЭПИ-ШКОЛА» Санкт-Петербурга Михаила Эпштейна в газете «Первое сентября»

«В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система фактически также была измененным вариантом, построенным на основе нескольких американских методов, в частности Дальтон-плана.) Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

Читайте также:
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Итак, мы можем с уверенностью сказать, что весь ход отношения к методу проектов и в России и за рубежом исторически связывался именно со школой, а не с детским садом. Видимо, он являлся способом организации именно школьного образования детей, а не дошкольного воспитания, ведь метод проектов помогает не только в теории, но и на практике ответить на вопросы, заданные детьми в реальной жизненной ситуации

Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в проекте — это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения

Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ.

Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектовявляется одним из активных методов обучения. В основе метода проектовлежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых; определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

– сознательности и активности

– уважение личности ребенка

– комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности

– использование прямого и косвенного педагогического воздействия

– интеграции усилий ближнего социального окружения

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

1 этап: Целеполагание.

(Актуальность темы, цель, задачи,предполагаемый результат, оборудование и материалы)

2 этап: Разработка проекта.

  1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы , информационного материала по теме.
  2. Подбор материала и оборудования.
  3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
  4. Составление перспективного плана мероприятий.

Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в экстремальной ситуации и быту через игровую и театрализованную деятельность является приоритетной задачей в работе ДОУ.

Эта проблема актуальна для ДОУ, так как большинство воспитанников проживают в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей.

Рядом с местом проживания находятся, например, объездная дорога, лес и река.

Современная жизнь доказывает, необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического благополучия.

Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как: предвидеть, научить, уберечь.

Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных зданий, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Основная цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Основной метод – проектный, с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развития познавательных способностей;

После анализа программ « Радуга» и «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня разрабатываются проекты: «Пожарная безопасность»; «Безопасность на дорогах»; «Правила поведения в лесу»; «Ребенок в общении с людьми».

В каждом проекте определяются цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков.

Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбара проблемных ситуаций, разрабатывается опросник для определения уровня знаний по ОБЖ. Результаты опроса позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенности; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Разрабатывается перспективно-тематический план занятий по развитию познавательно-речевых способности детей в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла.

Работа по проектам органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного вида включают и интегрированные занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. При отборе содержания интегрированных занятий, педагоги, должны ориентироваться на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Читайте также:
Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно– образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Родители воспитанников должны быть нашими единомышленниками. Они должны понимать, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил, ребенок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать правила в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растеренность, неопределенность, обиду и даже агрессию.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Известно, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах: рисование, театрализованной, художественно-речевой и др. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике.

Достигается главное — дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свое преимущество и эффективность.

В качестве примера приведу один из проектов.

Педагогический проект
«Ребенок в общении с людьми»
(межгрупповой, творческий, краткосрочный)

I этап. Целеполагание.

Самое ценное в нашей жизни — дети.

Насилие над ребенком — наиболее ужасное преступление.

Сегодня очень актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Задача взрослых — помочь детям научиться безопасному поведению в социуме.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (изобразительной, театрализованной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель), педагог-психолог.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме.

– Продолжать учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми;

– Предостерегать от контактов с незнакомыми людьми, в том числе и другими детьми, прежде всего подростками, от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми на улице;

– Продолжать учить правильно вести себя в ситуации насильственного поведения взрослого, чтобы окружающим было понятно: над ребенком совершается насилие, это не детские капризы;

– Продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни;

– Продолжать учить необходимым мерам осторожности;

– Развивать у детей осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми;

– Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;

– Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазии, коммуникативные навыки;

– Воспитывать навыки личной безопасности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Понимание детьми, что может быть опасным в общении с другими людьми;

2. Понимание детьми, что приятная внешность человека может не совпадать с добрыми намерениями;

3. Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда они остаются одни;

4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчерами «Службы спасения» или 01;

5. Знание детьми информации о себе;

6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

II этап. Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы;

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

5. Составить перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта.

Дидактические игры «Свой- чужой», «Хорошо-плохо», «Знакомый, свой, чужой».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок» и др.

Экскурсии по микрорайону. Работа в альбомах «Безопасность». Занятие «Опасные ситуации на улице», обсуждение: «Что делать, если тебя похители на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?» и т.д.

Моделирование ситуаций: незнакомец уговаривает пойти с ним, обещая за это сладости игрушки и т.д.; незнакомец предлагает покататься на машине, угощает жвачкой, мороженым; во дворе старшие приятели вовлекают тебя в опасную ситуацию; во дворе к тебе пристали подростки и требуют что- нибудь; звонок в дверь; звонок по телефону; незнакомец за дверью.

Тренинги с детьми по данной теме.

Обучение детей вызову «Службы спасения», 01 и умению вести ролевой диалог.

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение и обсуждение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (А.Пушкина), сказок Ш. Перра «Золушка», С. Аксакова «Аленький цветочек», А. Толстого «Золотой ключик» и т.д.

Инсценировка и драматургия: «Сказка об умном мышенке», «Сказка о глупом мышенке» С. Маршака, отрывков из сказок по выбору детей; «Один дома» и т.д.

«Свои и чужие люди», «Мой друг».

«Настоящий друг» (муз. Савельева), «Большой хоровод», «Если сдругом вышел в путь…» (муз. Шаленского).

Подвижные игры «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Футбол», «Поймай мяч».

Работа с родителями.

Беседы с родителями: о важности данной проблемы. Заочный родительский университет «Навыки личной безопасности». Папка- передвижка «Безопасность вашего ребенка».Семенар практикум «Научим ребенка действовать правильно».

IV этап. Претензия проекта.

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

1. Игровой тренинг «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми».

2. Составление творческих рассказов «Что приключилось с мальчиком».

3. Заочный родительский университет «Навыки личной безопасности».

4. Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасность вашего ребенка».

5. Выступление педагогов, психолога на родительских собраниях, семинарах.

V этап. Определение задач для новых проектов.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно — как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятое в обществе правило поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а за тем следить за их выполнением.

Однако, безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение различных ситуаций.

Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, можно использовать лишь частично, поэтому больше внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Правила поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Только поэтому они и существуют, иначе возникает необходимость в их пересмотре и уточнении.

Человек, в независимости от возраста, будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл. Очевидно, что самым неэффективным способом объяснения этого смысла является даже наставления и нравоучения (часто они дают обратный эффект).

Регулирование поведения детей путем прямых запретов со стороны взрослых должно быть минимальным: избыточность запретов наносит ущерб, так как ослабление внимания и контроль со стороны взрослого дети могут «пойти в разнос».

Таким образом, если запреты будут касаться многочисленных действий ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере и некоторые из них неизбежно будут нарушаться. А это может привести к травмам, несчастным случаям.

Чтобы прямые запреты стали реальными нормами регулирования поведения детей и действительно выполняли запретную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Эффективен и способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким либо предметом (животным, веществом и т.д.). Вместо того, чтобы кричать: «Ты что, прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положите ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!».

Очень важно также пользоваться каждой возможностью, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Способы регулирования поведения детей с целью обеспечения их безопасности, также как и форма поддержки и поощрения, зависят от возраста ребенка. Соотношение допустимых разрешений и запретов, кроме того, связано с конкретными условиями: месторасположением детского сада «город, сельская местность», типом здания, помещений детского сада, оснащением оборудованием групп и участка.

В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (имеющиеся специалисты, используемые программы и методики, материальная база), а также более широкие — климатические, социально-культурные и другие региональные особенности.

Надо также иметь в виду, что целесообразно объединять некоторые темы («Правила поведения на улице», «Оказание первой помощи»), если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, каким могут быть последствия правильного или неправильного поведения.

Из всего сказанного видно, что проектный метод дает возможность планово подходить к такой нужной в настоящее время теме, как личная безопасность каждого ребенка, а также существенно повысить качество образование в ДОУ.

Беляева Алевтина Петровна,
воспитатель, д/с №1 «Радуга»
п.г.т. Камское Устье

Проектная деятельность как средство повышения качества дошкольного образования.

Автор: Рагозина Елена Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Д/С N6 «Алёнушка» г. Строитель Белгородской области.

На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектной деятельности. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Читайте также:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе 'Приключения осеннего дождика'

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с
родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
· к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
· в каких источниках можно найти информацию;
· какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
· с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.

Актуализация данной проблемы позволяет по-новому взглянуть на организацию образовательного процесса, а также управленческой и методической деятельности. В ходе реализации разнообразных проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, развивать индивидуальность ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковую активность, реально учитывать зоны ближайшего развития ребенка, активно взаимодействовать с семьями воспитанников и пр.
Использование проектных технологий позволяет оптимизировать профессиональный уровень воспитателей, развивать их способности и готовность к планированию и реализации профессиональной деятельности.
Организация проектной деятельности в дошкольном учреждении имеет большое значение для развития познавательной активности и коммуникативных качеств дошкольников, умения ориентироваться в информационных ресурсах, способствует успешной социализации.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектный метод в повышении качества образования в сельском детском саду

(текстовая информация к слайдовой презентации, см. приложение 1)

Из истории возникновения метода проектов в педагогике

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, основоположника данной технологии опыт и знания ребенок должен приобретать путем “делания”, в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Условия успешности обучения по Дж. Дьюи

  • Проблематизация учебного материала
  • Активность ребенка
  • Связь обучения с жизнью.
  • В России метод проектов внедрялся в образовательную практику с 1905 года. Педагоги того времени считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует воспитанию коллективизма.

    В 1931 году метод проектов был осужден как чуждый советской школе, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

    Возродился же он в начале девяностых годов прошлого столетия. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, так как изменения, происходящие в системе развития образования, диктуют педагогу необходимость выбирать боле эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    В Концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что “развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

    В настоящее время особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    Цели проектной деятельности

  • Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей
  • Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее
  • Способствуют развитию творческих способностей детей
  • Способствуют умению наблюдать
  • Способствуют умению слушать
  • Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать
  • Способствуют развитию мышления
  • Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание, речь, память.
  • Читайте также:
    Звуки (Л) - (Л’) - конспект занятия

    Составные компоненты проекта

  • Формулирование цели проекта, выбор актуальной задачи на определенный отрезок времени – план деятельности по достижению цели (что и почему надо сделать)
  • Выдвижение гипотезы выполнения задач проекта
  • Работа над проектом – практическая часть
  • Оформление результатов – презентация проекта
  • Обсуждение результатов работы – определение задач для новых проектов.
  • В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов

    • Игровые (участники играют конкретных персонажей)
    • Исследовательские (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сочинений, газет)
    • Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни)
    • Творческие (результат – сказка, постановка).

    На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и практическую и игровую деятельность детей.

    Наиболее эффективным в плане реализации познавательного развития старших дошкольников является исследовательский проект. Остановимся на его структуре.

    Работа над проектом происходит в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный;
  • рефлексивно-диагностический;
  • практический;
  • заключительный.
  • 1-й этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
  • 2-й этап – рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом своих профессиональных возможностей, предполагаемых затруднений (к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать), заинтересованность коллег темой проекта;
  • выявление уровня интереса и знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
  • 3-й этап – практический (организация исследовательской деятельности):

  • сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследования (из книг, интернета, энциклопедий, газет, рассказов, фотографий и других материалов);
  • разработка индивидуальных планов педагогов по теме проекта (организация совместной и самостоятельной деятельности детей);
  • творческая познавательная деятельность детей (основные виды детской деятельности);
  • презентация продуктов детской деятельности;
  • обобщение и распространение опыта работы по проекту (защита проекта);
  • 4-й этап – заключительный:

  • Определение задач для новых проектов.
  • По длительности различают кратковременные (от 3 дней до 3 недель) и длительные проекты (от одного месяца до полугода). Успешность длительных проектов зависит от умения педагога постоянно удивлять детей новыми событиями.

    Эффективность использования метода проектов

    Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования “метода проектов” в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

    Сейчас, работая по методу проектов уже три года, можно сделать следующие выводы:

    1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду, что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

    2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Действуя самостоятельно, дети овладевают разными способами нахождения информации об интересующем их предмете или явлении, использовании эти знаний для создания новых объектов деятельности. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной проблемой. Например, давая детям представление о природе села, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с обитателями лесов, этажами леса, разновидностями деревьев, их ролью в жизни человека и животных, на занятиях художественно-эстетического цикла с образами животных в произведениях писателей, с передачей образов природы в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов, в игровой деятельности закрепляет приметы времен года, на музыкальных занятиях вместе с детьми решают экологические проблемы. И, конечно, не остается без внимания работа с родителями.

    3. Метод проектов можно выступает как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

    Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

    На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

    4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

    Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

    С учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом программы развития ДОУ (одним из инновационных направлений которой является: “наполнение содержания воспитательно-образовательной работы с детьми региональным компонентом”) в дошкольном учреждении были разработаны проекты: “Служба 01”, знакомящий детей с профессией “пожарный”, “Мы с моею бабушкой лучшие друзья”, целью которого является поиск путей и средств формирования ценностей семьи, “Хлеб всему голова”, который включает серию занятий, целью которых является ознакомление дошкольников с процессом производства хлеба, формирования представлений почему хлеб надо беречь. Проект “Кукла, куколка, куклёнок” способствует поло-ролевому развитию детей, обогащает представления дошкольников о себе, формирует основы нравственной культуры. Проекты “Мы с друзьями целый мир”, “Мой любимый детский сад”, “Я и мои сверстники”, воспитывают у детей чувство привязанности к детскому саду, любимым людям, дружеские отношения среди сверстников. Проект “Елочка – зеленая иголочка” способствует становлению экологических представлений у дошкольников. Недавно разработанный проект “Растем вместе с книгой” воспитывает у детей любовь к книге, чтению.

    Реализуя совместные проекты, мы увидели изменения в наших воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились:

    • разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.);
    • У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
    • Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
    • Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
    • Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
    • Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

    Материал проектной деятельности МДОУ – детский сад общеразвивающего вида “Солнышко” с. Боровиха был представлен на региональной выставке “Инновационная деятельность как условие реализации регионального комплексного проекта модернизации образования” в 2009 году. Творческая работа отмечена Дипломом 1-й степени. Проект “Кукла, куколка, кукленок” представлен на региональной образовательной выставке в АКИПКРО г. Барнаула в 2010 году (получен диплом участника выставки), проект “Библиотека, книга, я – вместе верные друзья” отмечен дипломом и специальным призом на городском конкурсе “Педагогический Олимп”, дипломом лауреата на Всероссийском конкурсе “Росточек: мир спасут дети” г. Новосибирск.

    Анализ работы с включением метода проекта в систему работы нашего ДОУ показал его педагогическую ценность. Наблюдается рост профессионализма, квалификации и коммуникативной компетенции, что влечет за собой личностное развитие педагогов и детей, социальную активность родителей.

    Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании

    Назина Ирина Петровна,

    старший воспитатель высшей квалификационной категории

    МКДОУ Детский сад № 27 г. Новосибирска

    Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании

    В условиях модернизации отечественного образования дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствие с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Внедрение в образовательный процесс ФГОС в нашем учреждении также потребовало тщательного анализа педагогической деятельности. Поэтому возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

    Как известно, огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, которая открывает новые возможности воспитания и обучения подрастающего поколения. Современному дошкольному учреждению требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Следовательно, педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

    Тщательно изучив инновационные технологии, мы пришли к выводу, что все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детского сада метода проектов. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

    Чтобы добиться результатов в данном направлении наши педагоги освоили метод проектов, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс, создать предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме того, использование проектной деятельности способствовало развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

    Реализуя проектную деятельность, мы изучили множество рекомендаций и методик разработки педагогического проекта, которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование – это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

    Педагогами нашего учреждения был разработан алгоритм проектной деятельности. Мы обозначили следующие этапы работы над проектом:

    – Поисковый: определение темы проекта.

    – Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации.

    – Практический: основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды).

    – Контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности).

    Внедрение проектного метода в нашем детском саду началось несколько лет назад. За это время были разработаны и реализованы проектыразличной направленности и тематики.

    Одним из наиболее актуальных является проект «Я помню, я горжусь!», который направлен на воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств.

    Цель проекта. Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у детей и их родителей гражданской позиции, исторической культуры, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.

    В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, получили углубленные знания о её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне.

    Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у дошкольников чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны.

    Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшение детско-родительских отношений.

    Очень эффективным является проект «Русская народная вышивка».

    Цель проекта: привить детям любовь к традиционной русской народной вышивке, развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия и формировать целостное восприятие народного искусства, как части культуры.

    В ходе работы по проекту у детей сформировались первоначальные знания об истории и символике русской вышивки, геометрических орнаментах. Дети приобрели новый опыт, освоив технику и алгоритм вышивания изделий (салфетки, полотенца).

    Реализуемый проект способствовал стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности. Развитию художественно-творческих способностей детей, формированию художественного вкуса и обогащению словаря детей. У детей сформировался устойчивый интерес к созданию творческих работ и появился потенциал к созданию новых изделий для музея «Русская изба». Участие родителей в данном проекте укрепило сотрудничество с детским садом. Совместные мероприятия способствовали активному взаимодействию детей и взрослых. Возросло количество детей, полюбивших заниматься народным творчеством.

    Большую значимость в развитии дошкольников имеет и проект экологической направленности «Гречиха – кладезь пользы».

    Цель проекта: выделить достоинства гречневой крупы и доказать детям и родителям, что гречневая каша сытное и полезное блюдо; разработать рекомендации, повышающие популярность гречневой каши среди детей. Данный проект способствовал формированию у детей первоначальных знаний о гречневой каше как о традиционном русском блюде, ее пользе для здоровья и популярности на Руси в старину и в настоящее время. Расширились представления детей о происхождении гречки, ее важности и ценности, повысился познавательный интерес. Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами и качествами гречневой крупы, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Проект способствовал обогащению словаря детей, развитию коммуникативных способностей, взаимодействию между взрослыми и детьми. У детей сформировался устойчивый интерес к созданию творческих работ с использованием гречки, освоена новая техника – «гречневые гравюры», улучшилась мелкая моторика рук, координация движений. В ходе проекта у дошкольников развилось понятие о правильном питании, стремление к здоровому образу жизни. Обогатилось представление детей о русской культуре и народных традициях, сформировались интерес и уважение к ним.

    Вследствие реализации проекта увеличилась доля детей, полюбивших гречневую кашу и с удовольствием употребляющих ее. Участие родителей в проектной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный опыт и пример взрослых в повышении популярности у детей гречневой каши и пропагандировать его среди других родителей. Повысилась активная родительская позиция в потребности введения каши в рацион детского питания. Укрепилось сотрудничество родителей с детским садом.

    Очень удачным был информационно-творческий проект «Зимующие птицы».

    Цель проекта: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах; создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения ко всему живому.

    В ходе реализации данного проекта обогатилась предметно-развивающая среда в группе; сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, интерес и любовь к родному краю; дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях; родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Практика реализации проектов доказала эффективность этого метода в развитии и воспитании детей. Многие из проектов были отмечены дипломами и грамотами на различных педагогических конкурсах. Проектная деятельность способствовала развитию у детей самостоятельности, они учились работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т.е. повышается качество образования.

    Работая по проектной деятельности, мы пришли к выводу: метод проектов основывается на интересах детей, предполагает их самостоятельную активность. Использование метода проектов способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

    Данный метод способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции детского сада и семьи в совместной творческой деятельности.

    Таким образом, использование метода проекта в образовательном процессе нашего ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога. А самым главным критерием того, что данный метод работает, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: