Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

Проектная деятельность в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет).

В статье излагается опыт работы с детьми с ОНР с привлечением в систему коррекционной работы метода проектной деятельности. Рассмотрен метод учебных проектов как образовательная технология, его основные цели, классификация, этапы работы. Представлено подробное содержание деятельности детей с нарушениями речи и взрослых по каждому разделу проекта «Моя семья».

В ФГОС дошкольного образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания. Поэтому мы обратились к методу проектов, который позволяет учитывать современные требования к дошкольному образованию.

Что же такое «проект»?

На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 — 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Теория Д.Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.

Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

«Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Проект — «бросок вперёд» /латинский/.

Проект — последовательность взаимосвязанных событий — действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Ф.Бэгли, специалист по проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся — партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой — либо проблемы, значимой для участников проекта. (Леонтович А.В., Кандидат психологических наук)

Основные характеристики проектной деятельности:

  • Проект — разовое явление.
  • Проект ограничен чёткими временными рамками.
  • Проект даёт определённый результат.
  • Проект предполагает изменения.
  • Проект неповторим.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно — практика – ориентированные — дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Примерный план работы педагога по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана — схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план — схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.​ Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.​ Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.​ Выполнение проекта — практическая часть.

4.​ Подведение итогов и определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Распределение их по этапам проекта представлено в таблице (см. приложение).

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Опыт работы по использованию проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности логопедам в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР. Данный метод позволяет развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения, так как стимулируется познавательная и речевая активность детей.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен в системе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи III – IV уровня. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Читайте также:
Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Практическое применение проектной деятельности.

Все больше ДОУ используют этот метод в своей практике. Мы изучили методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов. Но нам удалось найти только три источника, сообщающих о применении метода проектов в коррекционно- развивающей работе с детьми с речевой патологией.

Таранова Т.Н. представила проект «Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».

В своей статье она дала подробное описание методологической базы проекта, представила этапы управления проектом, но учет общедидактических принципов в работе над данным проектом автор не рассматривает.

Якимович О.A. знакомит нас с детско-родительским образовательным проектом «Чудесное лукошко», представляет паспорт проекта, системную паутинку, конспекты занятий, речевой и дидактический материал, презентацию проекта. У этого автора проект представлен как разовое явление, в рамках одной лексической темы, ничего не говорится о мотивационном аспекте данного вида деятельности.

Димитрова Т.А предлагает познакомиться со своим опытом работы в данном направлении. Она планирует проекты по тематике, связанной с изучением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР; рассказывает, какие задачи решаются педагогическим коллективом в рамках проекта. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития, приводятся примеры таких паутинок (см. ниже). «В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития». Автор отмечает, что «включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов». Таким образом, Димитрова Т.А. представила целостную систему работы в данном направлении с учетом основных общедидактических принципов, но при внимательном изучении предложенный материал не соответствует заявленной теме (проектная деятельность ведется поэтапно, предполагает определенный результат, продукт, презентации проекта). Предлагаемая автором деятельность больше похожа на представленную в виде системных паутинок коррекционно-развивающую работу, расписанную по различным центрам.

Изучив вышеперечисленные источники информации по данному вопросу, мы пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной коррекционной педагогики, но использование его в коррекционно-развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.

Организация коррекционно-развивающего обучения

Обучение с помощью метода проектов проводилось в течение учебного года. В нем принимали участие 24 ребенка с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) из 2-х логопедических групп.

Коррекционное воздействие осуществлялось в соответствии с Программой логопедической работы по преодолению ОНР у детей с III уровнем речевого развития Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которая предполагает работу над всеми структурными компонентами речи.

Как известно, главной целью коррекционной работы является развитие связной речи. Ее недоразвитие отрицательно сказывается на речемыслительной деятельности детей, ограничивает их коммуникативные и познавательные способности, препятствует овладению знаниями. Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. отмечают, что тормозят процесс развития связной речи «трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка». Это нашло подтверждение при обработке результатов проведенного нами обследования речи дошкольников. Поэтому мы посчитали целесообразным построить коррекционно-развивающую работу по лексическому принципу

В качестве ведущего метода в своей системе работе мы использовали метод проектов, который полезен тем, что:

  • учитывает интересы детей;
  • интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы;
  • реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;
  • стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации;
  • способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков.

Мы обратились так же к музейной педагогике, которая помогает повысить уровень мотивации, поддерживать эмоциональную заинтересованность детей к изучаемому материалу, задействовать в коррекционной педагогике региональный компонент.

Таким образом, разработанная нами система коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР базируется на проектном методе и музейной педагогике с учетом лексического принципа подбора материала

Проделана работа по разработке проектов по лексическим темам «Игрушки», «В гостях у Музейки», который позволяет соединить изучение лексических тем с посещением экспозиций Алексинского краеведческого музея, «Летопись времен», «Защитники Алексина», «Осенний калейдоскоп», «Мой друг — книга». Также начата работа по долгосрочному проекту «По страницам Красной книги» с привлечением возможностей музея.

Подробно остановимся на проекте «Моя семья».

Визитная карточка проекта «Моя семья».

  • Дети и родители подготовительной и старшей логопедических групп для детей с ОНР, воспитатели Ивакина О.В. и Фомичева В.В., логопед Колчина Л.В., педагог-психолог Ежова И.; руководители физического и музыкального воспитания; г. Алексин, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» .

Тема проекта: «Моя семья».

Зачастую дети с ОНР с трудом усваивают новые знания. Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, практическая направленность, совместная труд со взрослыми, заинтересованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными.

Патриотическое воспитание дошкольников — приоритетное направление деятельности нашего педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев — основное содержание нашей проектной деятельности. Чувство любви к Родине зарождается в семье..

Читайте также:
Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Поэтому у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья», мы провели взросло-детский проект «Моя семья». В его реализации принимали участие воспитатели, родители и дети подготовительной и старшей логопедических групп, а также специалисты ДОУ (логопед, психолог, музыкальный руководитель). Проект осуществлялся в соответствии с разработанной схемой. Все участники проекта с удовольствием и интересом принимали участие в его реализации, творчески подходили к решению поставленных задач.

-​ Дидактическая цель — воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

  • дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
  • дать понятие о семье (семейных традициях и реликвиях, правах и обязанностях членов семьи).
  • продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • укреплять детско-родительские отношения.
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей путём их просвещения.
Основопологающие вопросы проекта.

Проект «Моя семья»: Что такое семья? Что вы знаете о своей семье?

  • патриотическое воспитание;
  • нравственное и эмоционально-личностное развитие;
  • поисково-исследовательская деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • развитие речи;
  • игровая деятельность.

Возрастная группа : Дети 5-7 лет с ОНР.

Оформление результатов проекта:

  • создание семейных альбомов «Моя семья», альбома «Герб моей семьи»
  • презентация проекта: интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».

Краткая аннотация проекта:

  • диагностика (опрос) детей по данной теме;
  • экскурсия детей и родителей в музей, посещение экспозиции «По обычаю дедову»;
  • беседы, чтение книг, просмотр мультфильмов;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
  • занятия с психологом по правовому воспитанию детей, занятия логопеда;
  • интегрированные занятия;
  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • конкурс чтецов;
  • спортивный праздник;
  • игровая деятельность детей;
  • творческая и поисково-исследовательская деятельность детей (сбор и оформление информации);
  • детско-родительская гостиная;
  • презентация проекта.

9.​ Время проекта, длительность :

  • октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.; долгосрочный.
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • ​ телевизор, видеомагнитофон;
  • магнитофон
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», методическая литература.
  • Интегрированный вечер развлечений «В музее семьи»;
  • Создание семейных альбомов «Моя семья», «Герб Моей семьи»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива.
  • Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
  • анкетирование
  • работа с листами рефлексии.

Информационный (просветительский) блок.

  • побор наглядной информации;
  • оформление стендов, папок-передвижек, фотогазет;
  • проведение выставок, презентаций;
  • оформление уголков родителей;
  • составление памяток, буклетов для родителей;

Традиционные формы и методы работы.

  • родительские собрания;
  • родительский клуб «Умники и умницы»;
  • консультации специалистов;
  • дни открытых дверей;
  • оформление семейных фотогазет, альбомов;
  • почтовый ящик «Добро пожаловать»;
  • выпуск устного журнала.

Нетрадиционные формы и методы работы.

  • использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);
  • домашние задания для родителей на определённую тему (составление семейного альбома «Моя семья», сочинение «Моя семья»),
  • досуг «Праздник семьи», «День защиты детей»;
  • творческие конкурсы и выставки;
  • спортивные семейные и интеллектуальные состязания;
  • утренники;
  • посещение театра, музея семьями;
  • семейные выезды на природу.
  • создание слайд-шоу
  • интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».
  • заполнение книги отзывов и оценочных листов
  • экспресс-диагностика.

«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям. »
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения занятий, целесообразно использовать новые формы и методы работы. В связи с тем, что детская проектная деятельность способствует развитию культурного потенциала личности ребёнка, расширяет его кругозор, формирует познавательную активность, что обеспечивает его успешную интеграцию в общеобразовательную среду ДОУ. Наиболее эффективными для данной категории детей являются подгрупповые и индивидуальные формы работы.

При организации занятий для детей с ОНР учитель-логопед должен с одной стороны – поддержать познавательный интерес ребёнка, а с другой – оформить его в такой продукт, который бы представлял интерес для окружающих. В проекте чётко отражена вся воспитательно-образовательная работа с детьми, родителями, с общественными организациями, прослеживается их связь друг с другом, их идейная направленность.

Главное в детской проектной деятельности – это интерес, с которым ребёнок рассказывает о своём проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей, т.е. возможности личностного роста дошкольника. Дети с общим недоразвитием речи на таких занятиях раскрепощаются, овладевают навыками диалогической и монологической речи, выступлению перед аудиторией. Это поможет им успешно адаптироваться в период перехода на ступень начального общего обучения, пригодится в общении со сверстниками и родителями.

Предлагаемый нами проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Ребенок с общим недоразвитием речи 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы, использует неадекватные аффиксальные элементы. Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации производного (т.е. вновь образованного) слова. Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры. Наряду с заметным улучшением звукопроизношения, наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития, операции звукослогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом. . Образцы связной речи, свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

В нашем ДОУ данная категория детей обучается в условиях специализированной группы, где наряду с общеобразовательной программой они усваивают и парциальные, направленные на коррекцию речевых нарушений. Приоритетным направлением, нашего ДОУ, является развитие коммуникативных умений воспитанников. Работа с детьми ведётся по лексическим темам.

Детский проект «Поможем пернатым друзьям. » был выбран не случайно, так как детьми с ОНР 3 уровня данная тема усваивается легче, чем остальные. Что способствует их успешности наравне с нормой.

Вывод: Педагогический анализ проекта «Поможем пернатым друзьям. » на всех этапах его реализации позволит выявить и эффективно применять метод проекта в логопедической практике с учетом специфических особенностей речи старших дошкольников с ОНР, с целью экологического развития детей, бережного отношения дошкольников к природным ресурсам (в данном проекте к птицам).

Продукт проекта: электронно-дидактическое пособие «Поможем пернатым друзьям. ».

Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Светлана Сухарева
Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Статья. Сухарева Светлана Викторовна

АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти

Проектная деятельность в коррекционно – развивающей работе

с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Современное общество предъявляет высокие требования к личности ребёнка, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Дошкольное образование на современном этапе носит личностно-ориентированный характер и ставит целью не только дать детям информацию о чём-либо, но и научить их добывать её совместно с педагогами и родителями, анализировать ситуации, решать проблемы. Кроме этого, важно сформировать коммуникативную компетентность, т. е. умения владеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умения общаться и посредством общения решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Детям, имеющим речевые нарушения, в этих условиях приходится наиболее сложно. У них страдают все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь. Такие дети малоактивны, редко являются инициаторами общения. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Модернизация образования диктует использование современных образовательных технологий и новых подходов к организации целостного образовательного процесса в детском саду.

Свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в нашей практике показала такая образовательная технология как проектная деятельность. Речь и общение сопровождают все виды детской деятельности (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Содержание общения задается темой проекта и может быть весьма разнообразным. Работая над проектом, дети обмениваются имеющейся информацией, обсуждают замысел и план действий, договариваются о взаимодействии. Представляя проект, дошкольники приобретают опыт публичного выступления, учатся отвечать на вопросы, защищать свои идеи. Поэтому у педагогов (логопедов и воспитателей) имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи и ее коррекцией в рамках любого тематического проекта. Проектная деятельность позволяет организовать активное сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей) по решению образовательных задач, продуктивное общение, кроме этого помогает более полно раскрыть изучаемую лексическую тему в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. В рамках проектной деятельности успешно интегрируются задачи коррекционной и общеобразовательных программ.

Творческой группой учителей-логопедов нашего детского сада разработано календарно-перспективное планирование по организации проектной деятельности в средней, старшей и подготовительной к школе групп для детей с общим недоразвитием речи. В данном планировании представлены все лексические темы, отражена интеграция программных задач по образовательным областям, предлагается использование разных форм работы с субъектами образовательной деятельности: педагогами, родителями и детьми. Разработаны технологические карты проектов.

Примерные темы проектов в средней группе: «Зачем людям транспорт?», «Сказки осени», «Советы Айболита», «Мы помощники», «Все профессии важны?», «Весенний переполох», «Разноцветные жильцы – знаменитые пловцы» и др.

В старшем дошкольном возрасте тематика проектов носит познавательный и социально-нравственный характер.Темы: «Школа пешеходов», «Кто я? Какой я?», «Жалобная книга природы», «Наш весёлый огород нас прокормит целый год», «Уроки вежливости», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Дружба начинается с улыбки?», «Кто наши защитники?», «Мой любимый город», «Птичье кафе» и др.

Читайте также:
Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

Работа над проектом предполагает использование педагогами активных методов и создание условий для самостоятельной совместной деятельности детей. Результатом проектной деятельностиявляются интересные творческие продукты: речевые газеты, тематические журналы, книжки-малышки, афиши, рекламные плакаты, путеводители, портфолио, коллажи, поделки из разных материалов, макеты, кормушки, выставки рисунков, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т. п.

Проектная деятельность позволяет наладить более тесную взаимосвязь между участниками педагогического процесса (логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, психологом, физ. инструктором, детьми и родителями.

Участвуя в разработке и реализации проектов, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, что способствует сближению родителей с детьми, более эмоциональному контакту. Например, при реализации проекта «Наш весёлый огород нас прокормит целый год», родители вместе с детьми и педагогами организуют выставку поделок из овощей, составляют кулинарную книгу «Семейные рецепты». В проекте «Дом мод» – изготавливают костюмы из бросового материала для модного дефиле. В проекте «Комната моей мечты» – конструируют макет комнаты, который впоследствии, используется детьми в самостоятельной игровой деятельности. В проекте «Кто наши защитники?» папы воспитанников активно участвуют в выпуске газеты, приносят фотографии и рассказывают детям об армейской жизни, о том, как важно и почётно защищать нашу Родину, затем детские рассказы размещаются в речевой газете.

В рамках проекта «Мой любимый город» разработана викторина об истории г. Тольятти с использованием компьютерной презентации. Организуется фотовыставка о родном городе, выставка детской художественной литературы тольяттинских авторов совместно с библиотекарем. Педагоги вместе с детьми и родителями составляют альбом детскихрисунков с описательными рассказами по теме: «Мои любимые места в городе Тольятти».

Обязательным условием реализации всех проектов является создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение становится той деятельностью, ради которой и в процессе которой педагог обеспечивает развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения.

Таким образом, проектная деятельность позволяет существенно обогатить содержание работы по развитию и коррекции речи детей, развивать у дошкольников навыки делового сотрудничества и публичной самопрезентации, решать задачи развития речевого творчества, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний. Эффективность реализации проектной деятельности в учебном процессе подтверждается положительной динамикой по коррекции общего недоразвития речи у всех детей. Дети к концу учебного года становятся любознательными, активными, интересуются новым,неизвестным в окружающем мире: мире предметов и вещей, мире отношений и в своём внутреннем мире.

Список используемой литературы.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. –М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. :Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйков. – М. :АРКТИ, 2006. – 96с.

3. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. – М. Скрипторий, 2011.- 160с.

4. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика, 2012. №3. С. 6-17.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

Проектная деятельность в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) Проектная деятельность в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) Разработчик: учитель-логопед: высшей.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Рабочая программа Коррекционно — развивающих занятий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Учебно – тематический план (I год обучения) 8 Учебно – тематический план (II год обучения).

Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических.

Рабочая образовательная программа учителя-логопеда подготовительной группы (5-7 лет) «Сказка» компенсирующей направленности для детей с ТНР (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

учителя-логопеда подготовительной группы (5-7 лет) «Сказка» компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цели и задачи реализации программы

Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

Планируемые результаты освоения программы

Структура образовательного процесса в группах для детей с ТНР

Читайте также:
Звук (Ч), буква Ч - конспект НОД

Интеграция усилий учителя – логопеда и воспитателей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Условия реализации рабочей программы

Специальная и методическая литература

1.1 Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”, конвенцией о правах ребенка, с санитарно –эпидемиологическими нормами, на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

В основе создания этой программы использован опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с диагнозом ТНР, общее недоразвитие речи 3-4 уровня речевого развития, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами. В частности : ”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В.Лопатиной (допущена к использованию в образовательном процессе образовательных организаций экспертным научно – методическим советом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга).

Программа предназначена для учителя-логопеда подготовительной к школе группы ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития, учитывает особенности их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

1.2 Цели и задачи реализации программы.

Цель программы ? организация коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы в группе компенсирующей направленности, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР,ОНР6-7 летнего возраста , предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольника.

??способствовать общему развитию дошкольников с ТНР,ОНР 6-7 лет коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

??создать благоприятные условия для развития детей в соответствии

с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

??обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми,

взрослыми и миром;

??способствовать объединению обучения и воспитания в целостный

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, возможно лишь при условиикомплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи вработе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из ФГОС ДО в программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениямиречи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствиеусловий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становитсясубъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, втом числе использование специальных методов, методических пособий идидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

??полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детскогоразвития;

??построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

??содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

??поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

??сотрудничество организации с семьями;

??приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

??формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

??возрастная адекватность дошкольного образования (соответствиеусловий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

??учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальнойэнцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефектчасто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственномразвитии, к своеобразному формированию психики.

Возрастные и индивидуальные особенности детей группы

Общая численность детей в подготовительной группе — 11 детей

Логопедический проект “По дороге к азбуке”

Разделы: Логопедия

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

«По дороге к азбуке»

ГБОУ Школа №51 дошкольные группы

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Срок осуществления проекта

Сентябрь 2016 – май 2017

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Читайте также:
Обучение составлению загадок

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта – комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ – 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе – 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем – 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % – считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % – видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % – не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

Слабые стороны ОУ:

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Читайте также:
Использование специальных пособий и оборудования в работе логопеда с детьми с нарушением зрения

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Действия по реализации задач

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

Комплекс коррекционных занятий

Пакет документов по каждому направлению:

– индивидуальный образовательный маршрут.

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая – шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.
Читайте также:
Формирование навыка произношения шипящих звуков

Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

Автор: Степанова Юлия Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Автор: Елшина Ольга Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Введение.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а также от того, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогатить их внутренний мир. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи), органов чувств, коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Таким образом, основными целями занятий в сенсорной комнате являются стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Актуальность проекта.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей его действительности. Также Федеральные государственные образовательные стандарты требуют уделять больше внимания познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

Но вместе с тем, за последнее время отмечается увеличение количества детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.

При этом становится очень важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество друг с другом и с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и в связи с открытием в детском саду группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия специалистов. Психические процессы и речь детей развивают на занятиях в детском саду и учитель-логопед, и педагог-психолог. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию психических процессов у детей с нарушениями речи:

– проведение и обсуждение результатов диагностики;

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– совместные консультации для педагогов ДОУ;

– консультации для родителей и проведение открытых мероприятий.

Именно данный проект является обобщением опыта практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с ОНР. Одним из современных подходов, обеспечивающих взаимодействие педагогов, является использование сенсорной комнаты в ДОУ.

Изучив литературу по использованию сенсорной комнаты в коррекционной работе, мы взяли за основу программу Т.В. Селищевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет» и адаптировали ее под наших детей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание модели их взаимодействия в процессе образовательной работы по развитию психических процессов и речи у детей с ОНР с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.

Основные задачи взаимодействия:

  • Обеспечение корреционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
  • Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • Облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • Развитие памяти, мышления, внимания, тонкой моторики, речи;
  • Развитие навыков позитивного общения детей, саморегуляции и самоконтроля.

Общие принципы организации занятий в сенсорной комнате:

  1. Основу коррекционно-образовательной работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистами;
  2. Привлечение детей к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде происходит без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка;
  3. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;
  • в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах), соответствующих интересам и возможностям детей;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от режима основной деятельности занимающихся.
Читайте также:
Звук (Ч), буква Ч - конспект НОД

Участники проекта: дети с ОНР группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, численность детей – 5 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению;
  2. Повышение интереса к познавательной деятельности, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов, речи;
  3. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
  5. Повышение уровня родительской компетентности и профессионального уровня педагогов.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (декабрь 2017 года)
  2. Основной (январь-апрель 2018 года)
  3. Заключительный (май 2018 года)

Содержание этапов реализации проекта.

Организационно-подготовительный этап

Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов

Изучение методической литературы по сенсорной комнате, работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Справочник педагога-психолога» и др.

Разработка мероприятий по теме проекта

Анкетирование родителей по выявлению познавательных интересов детей

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

“Оздоровительно – развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности детей с ТНР”

Содержимое публикации

ФИО автора материала – Земцова Наталья Михайловна

Место работы – МОУ детский сад № 367

Должность – Воспитатель коррекционной группы

«Оздоровительно – развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности детей с ТНР»

Воспитатель Земцова Н.М.

Описание работы

Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи, мы находимся в постоянном поиске перспективных средств коррекционной развивающей работы с детьми. Поступающие к нам дети имеют нарушение речи, у них отмечается несформированность слухоречевого ритма, мелкой и артикуляционной моторики, нарушена статистическая и динамическая координация движений. Эти особенности оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс обучения, снижают его эффективность.

Весь день пребывания ребёнка в детском саду сопровождается игрой. Как помочь ребёнку усвоить значительный объем материала? Как повысить интерес детей к занятиям? Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Я остановилась на использовании новых нетрадиционных методов воздействия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Мелкая моторика, речь, тактильные ощущения, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть, динамичной, игровой, эмоциональной, неутомительной и разнообразной. И это подтолкнуло меня к использованию современных здоровьесберегающих технологий, созданию нетрадиционного оздоровительного игрового оборудования для достижения образовательных задач в коррекционной работе с детьми.

Цель моей оздоровительной работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, двигательной самостоятельности.

Задачи :

-формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье ,беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни

-формировать здоровьесберегающие навыки и привычки;

-повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;

-чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

-содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

-воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

– обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

Все используемые формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей , воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.

Реализуя здоровьесберегающие технологи , в работе с детьми я применяю нестандартное оборудование , изготовленное своими руками.

Нестандартное физкультурное оборудование обогащает развивающую среду

• повышает интерес к занятиям

• улучшает качество их выполнения

• вносит элемент непредсказуемости и радостного открытия

• обеспечивает активную деятельность детей в течении всего дня

При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дети приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении .

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физкультурно-оздоровительной работы : подвижные игры, игровые подражательные действия, использование дыхательной гимнастики, игровой массаж, закаливающие процедуры.

В своей работе я наблюдаю, что в течение дня многие дети переходят из состояния физиологического напряжения в состояние повышенной раздражительности и утомляемости, а значит нарушением сна, питания, сниженной работоспособностью. Мы создаём условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.

– создание благоприятного психологического климата в группе в течение всего дня.

-организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети смотрят альбомы с фотографиями развлечений, о природе, и т.д.

-используем беседы с детьми.

-снижение утомляемости на занятиях достигаю за счёт физ. минуток и смены видов деятельности.

-появлению положительных эмоций способствуют игры – драматизации, театрализованная деятельность.

-используем элементы психогимнастики.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях

-используем кинетические коврики, массажные тренажеры для самостоятельных занятий детьми.

Самомассаж с помощью кинетических ковриков — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов.

Изучив современные здоровьесберегающие технологии, за основу взяли программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет «Развивающая педагогика оздоровления» Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б .и успешно используем её в своей практике.

В программе «здоровый ребенок» рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, т. е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как к гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Работая над данной программой выделила черты, которые характеризуют это направление в общем и целом :

• В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

• Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

• Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

• Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

• Основным направлением развивающей педагогики оздоровления является формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.

Это значит «здоровый ребенок» сам строит для себя здоровое тело.

Только с учетом здоровой психологической целостности можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу, как к гармоничному целому.

При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления :

• Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией;

• Гимнастика для глаз, лица, осанки;

Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения) .

У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела.

Выделила для себя главные принципы из программы :

• Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы , здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.

• Принцип формирования осмысленной моторики. Движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.

• Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы ;

Следующий метод, который я ввела в свою практику это формирование правильной осанки у детей с помощью буквоупражнений Фросиных «Азбука-Зарядка».

На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки . Главные причины : недостаточная двигательная активность, переутомляемость организма, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно – профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха в семье. Зачастую мы наблюдаем неправильные позы , которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне. Наблюдаются врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвоночника, нижних конечностей, которые вызывают нарушение осанки , приводят к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.

Программа «Азбука – Зарядка» направлена на всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков, а так же ребёнок узнаёт много интересного об окружающем его мире, через художественную литературу, развитие речи, рисование, конструирование, ручной труд и. т. д.

Цель : Познание ребёнком букв и развитие двигательных способностей организма.

Всестороннее физическое совершенствование функций организма и укрепление здоровья детей;

Формирование правильной осанки ;

Освоение разнообразных буквенных обозначений звуков речи;

Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины, шеи, груди, живота;

Овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в обеспечении здоровой жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Физические упражнения с использованием «Буквоупражнений» Фросиных доставляют детям удовольствие и способствует конструктивному “сбросу” агрессии, снятию излишнего напряжения в ногах и теле, учит гибкости, повышает самооценку и пробуждает веру в себя, в свою способность дать отпор противнику в случае необходимости. Развивает моторику пальцев, координацию движений и тонкие тактильные ощущения; позволяет укрепить мышцы спины и шеи; увеличить гибкость позвоночника; развиваются координация движений.

Используемая литература :

1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб.: Акцидент, 1995.

2. Махнева М. Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: «Аркти» , 1999.

3. Фросины В . Н, П. В, Т. В, Х. В, Букво упражнение . – Сант-Петербург 2001.

4. Кудрявцев В.Т., Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Линка – Пресс МОСКВА 2000.

5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: