Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии

Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислекси

Нажия Момогид
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислекси

Тема: «Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии».

Проблема нарушений письменной речи у школьников- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Риск возникновения данных нарушений возрастает, если у ребёнка в дошкольном возрасте наблюдались тяжёлые нарушения речи. Поэтому в данном вопросе, преемственности в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы звучит особенно актуально. Количество детей с нарушениями речи с каждым годом возрастает. Только в нашем СПДС их количество- 122 ребёнка. И только, благодаря преемственности работы дошкольного и школьного звена, проблемы письменной и устной речи будут преодолены. Как же называются данные нарушения?

Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк преобретает неровный, «прыгающий» вид (буквы могут иметь разный размер, пропадает наклон, появляются многочисленные специфические ошибки, отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние палочки, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма). В конечном итоге, всё это приводит к тому, что деформируется, как смысл, так и звучание слова.

Дислексия-частичное специфическое нарушение чтения. Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма.

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Нужно помнить, эти нарушения сами не исчезнут, их нужно корригировать и исправлять.

Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?

Специфические ошибки при нарушении письменной речи:

• замена букв по сходству их произношения;

• искажение слоговой структуры слова;

• ошибки графического характера;

• раздельное написание частей одного слова;

• совместное написание двух слов;

• пропуск предлогов;

• ошибки в согласовании падежных окончаний;

• неправильное употребление родовых понятий;

• ошибки в управлении и т. д.

При чтении учащиеся допускают следующие ошибки:

• неправильное прочтение букв (замены, смешения);

• недочитывание концов слов;

• пропуски слова, строки;

• недостаточное или даже искажённое понимание прочитанного;

Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения, а также дальнейшее отставание от усвоения программы по всем предметам. Таким детям нужна своевременная квалифицированная помощь.

Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в исправлении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма. Например, излишняя вербализация обучения грамоте, при относительно коротких добукварном и букварном периодах, что затрудняет анализ речевого потока. Или установка на скорочтение в младших классах. Убыстрение темпа не даёт возможность чётко ощутить каждый звук. Нередко учителя жалуются на невнимательность детей, на неусидчивость, нежелание учиться. Это как раз свидетельствует о наличии у ребёнка нарушения устной и письменной речи.

Возможные пути преемственности для успешной адаптации к школе.

1. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим благоприятный режим. Ребёнок должен чувствовать свой успех.

• желательно отказаться, хотя бы на время, от исправления в тетрадях красным цветом. Красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них;

• можно позволить ребёнку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками.Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

1. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий. Чем больше такой ребёнок пишет, тем хуже результат.

• Общая продолжительность домашнего задания не должна быть более 40-50 минут.

• Можно давать на уроке или рекомендовать родителям упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5 минут ребёнок в любом тексте зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.Например: букву А зачеркнуть, О обвести.

• Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различении у ребёнка имеются проблемы.

Это общие приёмы. Более подробную консультацию можно получить у логопеда.

Цель преемственности в работе дошкольного и школьного звена- это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3 до 10 лет. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребёнка. Школа, как приёмник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный потенциал.

• Согласование целей на дошкольном и школьном уровнях.

• Введение должности учителя-логопеда в школе.

• Использование дидактического материала в начальной школе.

Преемственность с позиции школы- это опора на качественные знания их ФГТ, и умения сформированные и приобретенные в детском саду. Для того чтобы осуществить комплексный подход в предупреждении и в преодолении нарушений письма и чтения, необходимо тесное сотрудничество двух образовательных учреждений. Особое внимание учителя школ должны обратить на тех детей, которые выпущены из групп для детей с ОВЗ. Несмотря на то, что у детей уже снят речевой диагноз, всё- таки они имеют трудности в овладении навыками чтения и письма. Это дети группы риска. Они нуждаются в логопедической квалифицированной помощи логопеда. Поэтому, с поступлением ребёнка в класс, учитель должен внимательно изучить личное дело учащегося и обратить внимание на то, нет ли у ребёнка речевой патологии (заключение ПМПК). При наличии речевого заключения, обязательно с ребёнком должен заниматься логопед, либо учитель с рекомендациями логопеда.

Читайте также:
Приёмы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

В нашем СПДС функционируют группы для детей с нарушениями речи, где коррекционную работу ведут логопеды. Мы работаем с детьми от 4 до 7 лет. Вся работа направлена на развитие всех компонентов языковой системы. Работу по предупреждению дислексии и дисграфии проводим на занятиях по обучению грамоте. К мерам ранней профилактики нарушения чтения и письма относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения, а также формы работы, которые видны на слайде.

1. Развитие моторики, графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики);

2. Развитие зрительного восприятия (тренировка зрительной памяти, профилактика нарушения зрения);

3. Развитие слухового восприятия (умение различать неречевые и речевые звуки, производить дифференциацию изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний);

4. Развитие речевого дыхания (использование речевых зарядок, скороговорок, дыхательных упражнений);

5. Развитие силы голоса.

6. Развитие артикуляционной моторики (массаж, артикуляционные упражнения).

7. Развитие словарного запаса, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи.

Профилактическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии начинаем со средней группы.Учим детей:

• слышать и различать неречевые и речевые звуки, выделять их среди других;

определять гласные звуки по беззвучной артикуляции.

• выделять звук в начале, середине, конце слова;

определять позицию звука в слове, характеризовать звук по схеме;

• делить слова на слоги, проводить звуковой анализ;

• знакомим с понятиями «гласный», «согласный» звук, «твёрдый- мягкий звук», «звонкие- глухие согласные звуки», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

• знакомим с графическими схемами слова и предложения; даём представление о графическом обозначении предлогов;

• печатаем с детьми в тетради в клетку буквы, слоги, слова, предложения. Анализируем их, составляем их графический образ;

• придумываем слова на заданные звуки в разных позициях.

Занятия по обучению грамоте строятся с учётом требований программы по предупреждению дисграфии и дислексии. В структуру занятия включаются разнообразные упражнения, игры, которые дают возможность ребёнку правильно формировать и развивать навыки усвоения процессов письма и чтения.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев- дошкольной и школьной. Их тесное взаимодействие поможет преодолеть трудности в работе с детьми с нарушениями чтения и письма.

учитель-логопед ГБОУ СОШ

«Красная Шапочка»

Момогид Нажия Арслановна

Профилактика дисграфии у детей подготовительной к школе группы Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому считаю, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков.

Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения» Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование.

Логопедический проект “По дороге к азбуке”

Разделы: Логопедия

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

«По дороге к азбуке»

ГБОУ Школа №51 дошкольные группы

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Срок осуществления проекта

Сентябрь 2016 – май 2017

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Читайте также:
Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта – комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ – 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе – 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем – 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % – считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % – видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % – не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

Слабые стороны ОУ:

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Действия по реализации задач

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

Комплекс коррекционных занятий

Пакет документов по каждому направлению:

– индивидуальный образовательный маршрут.

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Читайте также:
Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая – шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Педразвитие

Авторы: Ляпкова Вера Игоревна, Фролова Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ детский сад № 234
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: “Работа учителя-логопеда и воспитателя по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с речевыми нарушениями”
Раздел: дошкольное образование

Работа учителя-логопеда и воспитателя по предупреждению оптической дислексии и

дисграфии у детей с речевыми нарушениями

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, у которых

имеет место нарушение письменной речи: дислексия и дисграфия. Причин этого явления может

быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются

предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми

Дислексия и дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса чтения и

письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и

проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Одним из видов нарушения

письменной речи является оптическая дислексия и дисграфия.

Этиология оптической дислексии и дисграфии:

– наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную

незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного

– действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и

ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем,

участвующих в обеспечении процессов чтения и письма;

– трудности становления процесса латерализации. Неустановившаяся доминантная роль одного

из больших полушарий мозга приводит к тому, что четко не определена ведущая рука, что

приводит к нарушению анализа пространства.

Механизмы оптических нарушений письменной речи:

– недоразвитие оптико – пространственного восприятия и оптико – пространственных

– нарушение зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза;

– недифференцированность представлений о сходных формах;

– нерасчленённость зрительного восприятия форм.

У детей с речевыми нарушениями могут возникать трудности, наличие которых говорит

о возможности возникновения оптических сложностей при чтении и письме:

– более длительный процесс усвоения ребенком представлений о цвете и форме предметов;

– трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения;

– трудности восприятия и дифференциации предметов по внешнему сходству;

– трудности узнавания контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;

Читайте также:
Пиктограммы для детей с ОНР

– сложности при нахождении различий в изображениях предметов;

– трудности узнавания и припоминания ранее виденных изображений предметов, сюжетных

– запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле;

– трудности в расположении предметов в пространстве по образцу и по словесной инструкции;

– сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;

– трудности копирования геометрических фигур, узоров;

– трудности дорисовывания предмета до целого;

– более длительное время овладения навыком обводки, штриховки.

Раскроем систему работы по профилактике оптической дислексии и дисграфии у детей с

речевыми нарушениями. Для преодоления системного нарушения речи необходимо

реализовывать принцип интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и

физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями детей. Так на логопедических занятиях, наряду с традиционными задачами,

ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей. Так же можно проводить

интегрированные и совместные занятия с воспитателями. Это позволяет сделать занятия более

интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает

усвоению материала. В свою очередь воспитателям необходимо включать в свои занятия игры и

упражнения, способствующие предупреждению у детей с речевыми нарушениями дислексии и

Коррекционно-профилактическая работа проводится в два этапа:

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа: формирование основных предпосылок, лежащих в основе

оптически грамотного чтения и письма, а именно, формирование зрительного гнозиса

(восприятия и узнавания) на материале предметов. Большую часть работы на этом этапе

– развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

– развитие зрительной и зрительно-моторной памяти;

– формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и

синтеза, пространственных представлений;

– формирование временных ориентировок и представлений;

– развитие зрительно-моторной координации;

– развитие тонкокоординированных движений рук.

Приведём примеры некоторых дидактических игр и упражнений.

1. Дидактическая игра «Прятки с картинками» (Какая картинка спряталась в верхнем правом

углу? В первом ряду по середине? В левом нижнем углу?)

2. Дидактическая игра «На какую фигуру похожи эти предметы?» (Соединить фигуры и

3. Дидактическая игра «Чья это тень?» (Соединить фигуры стрелками.)

4. Дидактическая игра «Какая фигура здесь изображена? Дорисуй её».

5. Дидактическая игра «Найди отличия».

6. Дидактическая игра «Кто где находится?»

7. Графические диктанты

8. Выкладывание фигур из палочек по образцу и по памяти.

Основной этап.

Цель этапа: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный

навык на различном графическом материале.

– развивать буквенный гнозис, анализ и синтез;

– автоматизировать смешиваемые звуки (буквы);

– дифференцировать смешиваемые звуки (буквы).

Начинает работу учитель-логопед, воспитатель закрепляет на коррекционных часах и в

Виды работы, использующиеся на основном этапе.

1. Нахождение букв среди небуквенных изображений.

2. Узнавание букв, написанных стилизованно.

3. Узнавание букв, начертанных разными шрифтами.

4. Чтение слов, состоящих из букв, изображенных стилизованно и разными шрифтами.

5. Нахождение букв в сюжетных изображениях.

6. Узнавание пунктирно изображенных букв.

7. Узнавание букв в условиях графического зашумления.

8. Узнавание букв, перевернутых в пространстве.

9. Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов.

10.Узнавание букв в условиях наложения.

11. Узнавание недописанных букв.

12. Конструирование и реконструирование букв.

13. Дифференциация оптически сходных букв.

14. Узнавание правильно и неправильно написанных букв.

15. Дидактические игры и упражнения.

Только совместная работа учителя-логопеда и воспитателя позволяет предупредить

дислексию и дисграфию и не допускает перехода ошибок в начальное звено школы.

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда

Кравец С.Г., гл. методист отдела специального коррекционного образования

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с различными отклонениями в развитии, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Читайте также:
Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.), в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами, выражениями.

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного.

Используя в работе методик Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской и др., устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом.

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Читайте также:
Состав слова, корень слова, однокоренные слова - конспект занятия

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;

б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;

г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М., 1995.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.

Как учителю работать с дислексиками? Советы дефектолога

Яна Андреева

С каждым годом растет количество детей, которым трудно овладеть навыками чтения. По расчетам кафедры нейропсихологии факультета психологии МГУ и данным, предоставленным международной организацией IDA, в России симптомы дислексии выявлены у более чем 9 миллионов школьников. При этом у детей не наблюдается никаких проблем с интеллектом или слухом. В таком случае стоит говорить о дислексии.

Что такое дислексия

Дислексия — это неспособность или затрудненность овладения навыками чтения и письма.

Если речь о трудностях с чтением, то это дислексия, если же о трудностях с письмом — дисграфия. Довольно часто одно сочетается с другим.

Признаки дислексии:

  • замедленное чтение;
  • «угадывание» букв;
  • пропуски слов и их замена по смыслу;
  • повторение букв, слогов во время чтения;
  • неправильное чтение окончаний слов;
  • проблемы с пониманием прочитанного;
  • трудности с пересказом;
  • неуклюжесть;
  • плаксивость;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • частая смена настроения;
  • подавленность или наоборот возбудимость нервной системы, которая проявляется в виде нервозности, беспокойства, гиперактивности.

Виды дислексии:

  • акустическая;
  • оптическая;
  • моторная.

При акустической, самой распространённой дислексии дети с трудом соотносят буквы с соответствующими звуками, не различая эти самые звуки. Как следствие, возникают трудности в слиянии букв в слоги и слова.

При оптической форме дислексии у детей происходит смешение букв по графическим признакам и нарушение узнавания букв при чтении.

При моторной форме дислексии дети испытывают затруднения в движении глаз при чтении. Это проявляется в виде потери слов или строк при чтении.

Чаще всего, дислексию начинают подозревать в школе, и об этом родителям школьника сообщает учитель.

Что делать родителям, если у ребенка подозревают дислексию

На этот вопрос отвечает коррекционный педагог, член Союза дефектологов России Елена Духмина:

«Родителям сперва следует исключить нарушение слуха и зрения у ребенка. Например, если есть проблемы со зрением, то вполне естественно, что у него не получается читать».

Если проблем со зрением и слухом не обнаружится, стоит сделать комплексное обследование у следующих специалистов:

  • Логопед-дефектолог — он проведет основную работу по диагностике заболевания и выявлению нарушений чтения и письма. В случае проведения тестирования в школе, это будет логопед-дефектолог педагогического профиля.
  • Невролог — выявляет причины дислексии и диагностирует имеющиеся сопутствующие отклонения. В случае необходимости также подбирает медикаментозное лечение.

Как педагогу помочь ребенку с дислексией

Елена Духмина поделилась рекомендациями, которым надо следовать учителю, если в классе есть дислексик.

  • Ребёнок с дислексией должен сидеть как можно ближе к педагогу, чтобы при возникновении вопросов педагог мог помочь ему.
  • Педагогу необходимо контролировать правильность записи домашнего задания, сделанной ребёнком с дислексией.
  • При плохой визуальной памяти для детей с дислексией необходимы раздаточные материалы и заметки (самостоятельное списывание в этом случае менее эффективно).
  • Если текст размещен на доске, педагогу необходимо использовать мел разных цветов для каждой строки или подчёркивать каждую вторую строку при изложении большого объёма информации.
  • Не предлагайте ребенку с дислексией читать в классе, отведите для этого индивидуальное время. Задавайте чтение на дом, чтобы дети с дислексией тренировали свои навыки в домашних условиях.
Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Навыки письменного изложения материала у ребёнка с дислексией ниже, чем у других одноклассников. Учитывая это, педагогу нужно быть готовым принять устные ответы, чтобы иметь четкое представление об уровне понимания предметов. Лучше будет вообще заменить письменные задания и чтение вслух (классные и домашние) для таких детей на устные ответы.

Педагог может использовать альтернативные варианты подачи информации и возможности ответить детям с дислексией: напечатанные на компьютере тексты, аудиозаписи уроков, письменный счёт вместо устного, компьютерные устройства, активируемые голосом.

Учителям, в чьих классах есть дети с дислексией, необходимо проявлять к ним гибкость и понимание, а не стремиться «уравнять» с другими. Нужно давать им больше времени для выполнения заданий на уроке.

Также для детей с дислексией важна поддержка и мотивация со стороны одноклассников. Комфортный климат внутри класса снизит уровень стресса.

И родителям, и педагогам, а главное, детям важно помнить, что дислексия — не приговор! Леонардо да Винчи, Джордж Вашингтон, Александр Грейам Белл, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн — всё это люди с дислексией, добившиеся выдающихся результатов в изобразительном искусстве, политике, военном деле и науке. С дислексией живут и успешно работают такие знаменитости, как режиссёр Стивен Спилберг, актер Орландо Блум, телеведущий Джей Лено, дизайнер Томми Хилфигер.

Дислексию возможно преодолеть и помочь ребенку прожить успешную школьную жизнь.

“Проектная деятельность в работе учителя-логопеда образовательного учреждения”

Конкурс статей «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»

Статья «Проектные технологии в работе учителя-логопеда

образовательного учреждения»

Склярова Инесса Васильевна, учитель-логопед,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Героя Советского Союза Пономаренко Виктора Ивановича»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

учитель-логопед, речевые возможности, проектная деятельность, коррекционная работа, творческие идеи.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одной из таких педагогических технологий, позволяющих развивать познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» – так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ученик приобретает – «присваивает» знания и опыт. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей. К тому же он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Трудно переоценить возможности для речевого развития ребенка, которое дает проектная деятельность. Она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи учатся аргументировать свою позицию, ставить проблему, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Все это создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей школьного возраста. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Цель проектной деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития школьников.

Задачи проектной деятельности:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

– развивать речевые и творческие способности детей;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– увеличить объем коррекционного воздействия;

– повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

– побуждать детей к совместной деятельности;

– объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;

– стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду:

– по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные, парные;

Читайте также:
Методическая разработка Будем весело играть, свои мысли развивать!

– по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

– по доминирующему виду – творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Для реализации проекта необходимо решать следующие задачи:

– проанализировать литературу по теме;

– разработать план проектной деятельности по теме;

– привлечь родителей к активному участию в работе;

– реализовать проект с демонстрацией результатов;

– провести анализ и результативность проделанной работы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный. Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.

Второй этап – практический. Включает непосредственное создание проекта.

Третий этап – заключительный. Презентация авторского проекта.

Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе:

– в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

– проект – это «игра всерьёз», результаты ее значимы для обучающихся и взрослых;

– обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога/специалиста), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний на практике. Это позволит ученику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности, усвоить больший объем информации.

Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития школьников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ученика и родителей.

Представлю л огопедический проект «Дыхательная гимнастика».

– формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

– приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

– формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

– привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта: п рактико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Содержание работы с детьми:

– развитие силы и целенаправленности воздушной струи при коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях;

– игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

– изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Содержание работы с семьей:

– консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

– памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Упражнения для развития дыхания»;

– совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Содержание работы с педагогами:

– консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

– изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

– практическое применение результатов детско-родительского творчества.

Практический результат проекта:

– оформление выставки «Дыхательная гимнастика»;

– практическое применение продуктов проекта в формировании речевого дыхания.

Метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе школьного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Проектная деятельность дает детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Список использованной литературы:

1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.

2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.

3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.

4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.

6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе.–

Нетрадиционные техники логопедического воздействия как средство коррекции речи детей с УО(ИН)

Нетрадиционные техники и приемы логопедического воздействия как средство коррекции речи детей с УО(ИН)

Наверное, каждый из вас, кто работал в школе с детьми сталкивался с такой проблемой, как же удержать интерес ребенка на протяжении всего урока, как повысить его мотивацию, улучшая эффективность занятия. Как сделать так, чтобы тот материал, который мы ему предлагаем был для него не только полезным и нтересным, но и эффективным.

Я нашла решение этой проблемы в нетрадиционных технологиях, использование которых приобретает особую актуальность и значимость на сегодняшний день. Они вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность. Помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции в работе с детьми с ОВЗ.

Конечно, все эти техники нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых, проверенных временем технологий. Вносят новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, так же способствуют активизации нарушенных процессов. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоционально приятной и неутомительной , занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Широкое распространение в коррекционной педагогике и логопедии получили многие нетрадиционные технологии. Такие как кинезиология, биоэнергопластика, хромотерапия, литотерапия, пескотерапия и сказкотерапия. Я хотела бы более подробно оставиться на некоторых из них и рассказать как я применяю их в своей коррекционной работе.

Одна из современных здоровьесберегающая технология это –

Аурикуломассаж , система лечебного воздействия на точки ушной раковины, на которых спроецированы все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.

Читайте также:
Курсы повышения квалификации для логопедов

Я применяю методику ауриколотерапии в начале занятия, после артикуляционной гимнастики, чтобы быстро поднять общий тонус нервной системы ребенка, снять утомление, “пробудить” к работе все внутренние резервы

Миогимнастика – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, которая способствует нормализации функций мышц челюстно-лицевой и ротовой полости. Я применяю ее на своих занятиях не только для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и как прием, способствующий исправлению дефектов звукопроизношения.

Так же Миогимнастику можно использовать при:

укорочении подъязычной связки

пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата

нарушении функции дыхания и глотания.

Более подробно эту тему я осветила на своем сайте, где представлены разнообразные приемы и упражнения по миогимнастике.

Более подробно я бы хотела остановиться на такой нетрадиционной технике, как Литотерапия – лечение с помощью натуральных камней, то есть это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина) с целью воздействия на организм человека. Эта нетрадиционная методика, стала очень популярной в последнее время. Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка : созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания, способствует снятию у детей эмоциональных проблем. Игры с использованием камней стимулируют речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.

В своей коррекционной практике с детьми с ОВЗ я использую как натуральные камни, так и искусственные. Например камешки «Марблс». Это стеклянные камушки разного цвета, с помощью которых я предлагаю детям разные задания. Более подробно остановлюсь на одном из них, например: составить предложение по картинке, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни – это слова, а маленькие – предлоги. Камушки можно трогать руками или просто нажимать на них пальчиком. Либо наоборот, предлагаю ребенку уже готовое предложение, мы его читаем, а потом он должен сам составить( выложить из камней) схему. В зависимости от уровня развития детей, задачу усложняю и соединяю цвет камня с какой либо частью речи. Например, предлагаю составить предложение по схеме, где зеленый камень это – сущ, красный – глагол, синий – прилагательное.

Здесь идет развитие не только грамматического строя речи, но и активизируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление.

Так же я использую бусы и браслет из натуральный камней. Например, при автоматизации звука в скороговорках если я вижу, что у ребенка что- то не получается, он нервничает, запинается. Я предлагаю ему «волшебный браслет из бирюзы». И ребенок, перебирая браслет в руках, эмоционально расслабляется, успокаивается и проговаривает скороговорку уже более отчетливо, не торопясь.

Игры с камнями.

– Выкладывание узоров по образцу, букв, слогов.

Игра на фонематическое развитие «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игра «Составь предложение » здесь идет работа над грамматическим строем и развитием связной речи. Дети должны составить предложение по картинке, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни – это слова, а маленькие – предлоги. Камушки можно трогать руками или просто нажимать на них пальчиком.

– Игра «Услышь звук». Здесь использую цветные камни для дифференциации звуков. Например, читаю ребенку слова или показываю картинки, в это время он должен положить камешек нужного цвета. Если услышал звук С – то синий, если З- зеленый.

Так же в своей логопедической работе я активно применяю песочную терапия, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям и дает положительные результаты. Игры с песком весьма эффективны для развития и коррекции речи детей с нарушениями. Они повышают мотивацию и интерес ребенка к занятиям, снимают внутреннюю и мышечную напряженность, развивают мелкую моторику.

Сочетаю ее вместе с литотерапией и сказкотерапией на разных этапах занятия. Например, при проведении артикуляционной гимнастики предлагаю детям найти в песке и «выдуть» игрушку (заодно включается и дыхательная гимнастика) затем выполнить нужное артикуляционное упражнение. (Ежик, часики, обезьянка, кошка). Так же использую песок при автоматизации или дифференциации звуков, обогащения словаря, развития грамматического строя и связной речи.

Предлагаю детям различные виды занятий и игр с песком. Например, найти в песке только гласные буквы, или найти и поставить нужную букву на соответствующую первому звуку картинку.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков, сочетаю песко и литотерапию, предлагая детям выбрать из песка камешки нужного цвета и разложить их том порядке, какой звук они услышат в словах. Если звук З, то кладут камень зеленого цвета, если С – то синего.

На этапе обогащения словаря и развития речи предлагаю детям Найти в песке игрушки и распределить их на группы. Лексические темы могут быть такие: «животные севера и жарких стран», «дикие и домашние животные», «виды транспорта» В ходе этого задания мы составляем словосочетания с этой игрушкой, подбираем признак или действие, записываем предложение.

Могу предложить детям вспомнить скороговорку или чистоговорку в которой встречается название данной игрушки. Например, вытащил ребенок ёжика, скороговорка (У ежа и елки колючие иголки). Таким образом, работа ведется в нескольких направлениях, автоматизируется нужный звук, обогащается словарный запас, идет развитие грамматического строя и связной речи детей. А так же развивается воображение, мышление и память

Читайте также:
Приёмы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, поэтому необходимо это учитывать в своей работе.

На слайде представлены описания значения каждого цвета .

Синий цвет : успокаивает, стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет: угнетает психические и процессы, снижает настроение.

Красный цвет : активизирует, повышает физическую работоспособность.

Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.

Розовый цвет : оказывает тонизирующее воздействие.

Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.

Применение хромотерапии в работе логопеда. В зависимости от воздействия, я выбираю предметы, карточки или крышки нужного цвета с определенными заданиями по теме занятия. Предлагаю детям выбрать предметы цвета своего настроения, с которыми бы им хотелось поработать сегодня. Дети всегда с удовольствием делаю. Или смотрю на состояние ребенка и даю предмет нужного цвета сама. Например, если вижу, что он возбужден или как-то агрессивен, предлагаю ему взять для работы зеленый, желтый или голубой цвет. Если он наоборот, замечаю, что он устал, подавлен или без настроения – даю ему материал красного или синего цвета. Это могут быть цветные перья и трубочки для дыхательной гимнастики, цветные шарики – су-джоку и массажные кольца для развития моторики пальцев рук.

Так же в своей работе я использую для цветные крышки, кубики на которых наклеены слова или картинки по теме занятия. Ребенок выбирает цвет и выполняет нужное задание. Например, составить из слов скороговорку или придумать предложение.

Следующая игра о которой я хотела бы вам рассказать авторская, называется она: «Звуковое кафе». Я часто ее использую на своих занятиях, она очень нравится детям и развивает не только мелкую моторику, но и способствует формированию звукового восприятия, помогает в игровой форме дифференцировать нужные звуки.

Детям предлагается собрать из цветных крышек и прищепок, цветные столики, а потом рассадить на них животных или героев мультфильмов, в названии которых есть нужный звук. Например за желтый столик сядут герои со звуком Ж (жираф, жаба, ), за зелый со звуков З (зебра, заяц), за синий – С (собака, слон)

Игра «Цветные мышки» Ее можно применять как на занятиях с детьми ТНР для развития моторики, изучение цвета, счета, так и для говорящих детей. Сначала предлагаю надеть на хвостики мышкам цветные бусинки, затем ребенку нужно соотнести цвет мышки с домиком, подобрать соответствующие цвету картинки. На обратной стороне каждого домика есть разные задания по теме логопедического занятия.

Цвет ребенок выбирает сам, и это право выбора, которое я ему предлагаю находит положительно-эмоциональный отклик в его душе, мотивирует его на успех и правильность выполнения задания. Все мышки все звуковые, что в большей степени повышает интерес детей к работе.

Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка помогает снять эмоциональное напряжение, подготавливая ребенка к последующей коррекции речевых расстройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, арти­куляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ре­бенком. Но если он будет воволечен в сказку, то и коррекционные процесс будет проходить намного легче и эффективнее. Для этой цели я использую киндер-игрушки. Я придумываю сказки с использованием разных героев, вовлекая ребенка в этот процесс.

Хочу немного рассказать о применении киндер-игрушек.

Вообще киндер-сюрпризы считаю незаменимым помощником в работе любого учителя- логопеда и дефектолога. С ними можно делать практически любые задания и на всех этапах логопедического занятия, начиная от артикуляционной гимнастики и заканчивая развитием связной речи.

Я собрала более 20 серий киндер-игрушек по разным сказкам и мультфильмам. Распечатала иллюстрации к ним. Придумала игру, которая называется «Мультипультия». Ребенку предлагается найти и назвать героев того или иного мультфильма, расставив их в соответствии с картинкой. Такое задание развивает память, мышление и связную речь детей. По иллюстрации мы составляем предложения, вспоминаем и пересказываем сюжет того или иного мультфильма.

Назову еще несколько игр с применением киндер- сюрпризов в лексико-грамматических упражнениях. Игра: “Назови ласково”. Игра: «Один много?», «Кто, где живет?» «Звук потерялся» игра на нахождение места звука в слов

Подводя итог своего выступления, хочется еще раз отметить тот факт, что комплексное использование мной нетрадиционных техник и приемов логопедического воздействия помогает добиться положительной динамики в коррекции речи обучающихся, повышает эффективность логопедической работы и способствует решению поставленных задач.

Проведенная диагностика, показала значительное улучшение речевой и мыслительной деятельности детей. Повысилась успеваемость по русскому языку и чтению. Звучание речи стало чище и понятнее для окружающих, звуки легче поддаются коррекции и автоматизируются в речи. Обогатился словарных запас, улучшился грамматический строй и связная речь обучающихся.

А самое главное, у детей появился интерес к занятиям, они стали более раскрепощенными и активными, а сами занятия продуктивными и эффективными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: