Проектная деятельность логопеда в ДОУ – Детско-родительский проект (Первый раз – в первый класс!)

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тип проекта :

— информационно-практико-ориентированный;
— детско-родительский;
— долгосрочный.

Скачать:

Вложение Размер
pervyy_raz_v_pervyy_klass.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект
в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

— информационно-практико-ориентированный;
— детско-родительский;
— долгосрочный.

Участники проекта : дети подготовительной логопедической к школе группы, родители,воспитатели, логопед.

Срок реализации проекта : сентябрь 2013 г. — май 2014г.

Постановка проблемы : Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того, чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесном взаимодействии с родителями. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Цель проекта : сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению в школе.

— создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
— способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам;
— формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
— развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую);
— осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности;
— проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап — диагностико-аналитический (сентябрь 2013 г.)

На данном этапе я подобрала и изучила научно-методическую литературу по данной проблеме. Провела цикл диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление представлений о школе и учебной деятельности у воспитанников подготовительной логопедической к школе группы. Родителям было предложено заполнить анкету: «Что такое «готовность» ребенка к обучению в школе?».

Мной была выявлена проблема, сформулирована цель и задачи проекта, намечены пути его реализации.

II этап – реализация проекта (октябрь 2013 г. – март 2014 г.)

Разработка содержания деятельности по реализации проекта. Организация работы :

1. Образовательная область « Познание».

• Рассказы логопеда с показом иллюстраций о школе, школьной форме, учителях и школьных правилах в разные периоды истории России; (Январь2014г.)
• Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.( октябрь2014г.)
• Занятия ( годовой план)
– «Такие разные буквы» (изучение букв и выкладывание из них слов); (годовой план)
• Экскурсия:
– в библиотеку им. Аматуни (май 2014 г.);
• Показ детям презентации PowerPoint: «Правила поведения в школе» (ноябрь2014)

2. Образовательная область « Чтение художественной литературы

• Цикл занятий с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова ( январь-май 2014 г.по четвергам)
• Слушание аудио-сказки Л.Н. Толстого «Филиппок»( январь 2014)

Театрализованное развлечение « Школа –теремок» ( апрель 2014)

3. Образовательная область « Социализация».

• Оформление совместных проектов об истории школьной формы. ( январь 2014)

4. Образовательная область « Коммуникация».

• Занятие по теме «Школа» формированию лексико-грамматических категорий: «Качественные прилагательные», дидактическая игра «Какими должны быть ученики?».( май 2014г.)
• Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа о учении, труде и книгах. (май 2014г)
• Лексико-грамматические игры и упражнения: «Дополни предложение», «Скажи наоборот», «Сосчитай до 5 — ти» (май 2014г)
• Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни( подготовка к выпускному)
• Решение ребусов, шарад, кроссвордов ( декабрь2014 на индивидуальных занятиях)

• Пальчиковые игры;( сентябрь- май ,индивидуальные занятия).
• Сюжетно-ролевая игра « Собери портфель» ( май 2014).

III этап – Итоговый ( май 2014г.)

Итогом работы является , проведенная интеллектуально- развлекательной викторины « Грамотеи»с участием родителей.

Оформление материалов в папку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания для подготовительной группы “Первый раз – в первый класс”.

Данный конспект поможет воспитателям подготовиться к своему родительскому собранию на тему подготовки детей к школе. Как правильно родителям подойти к подготовке ребенка к школе, чтобы он успешно учил.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна – время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый.

Проект в подготовительной к школе группе «Первый раз – в первый класс!»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый раз в первый класс ».

знания , с которыми должен пойти ребенок на 1 сентября .

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе “Мы готовы в первый класс”

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Мы готовы в первый класс». Проводя с детьми данное занятие.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы ” Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.”

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не толь.

Детско-родительский проект «Первый раз — в первый класс!»

Детско-родительский
информационно-практико-ориентированный проект
в подготовительной к школе группе
«Первый раз — в первый класс!»

Представлен паспорт проекта, этапы работы над проектом и итоговое занятие — презентация по защите проекта «Самые главные школьные слова».

— информационно-практико-ориентированный;
— детско-родительский;
— долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: октябрь 2010 г. — май 2011 г.

Постановка проблемы: Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того, чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесном взаимодействии с родителями. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению в школе.

— создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
— способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам;
— формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
— развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую);
— осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности;
— проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап — диагностико-аналитический (октябрь 2010 г.)

На данном этапе мы проанализировали результаты диагностики проведенной социальным педагогом «Адаптация выпускников 2009/10 учебного года к школе». Подобрали и изучили научно-методическую литературу по данной проблеме. Провели цикл диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление представлений о школе и учебной деятельности у воспитанников подготовительной к школе группы. Родителям было предложено заполнить анкеты: «Что такое «готовность» ребенка к обучению в школе?», «Как помочь дошкольнику стать первоклассником?».

Нами была выявлена проблема, сформулированы цель и задачи проекта, намечены пути его реализации.

II этап – реализация проекта (ноябрь 2010 г. – апрель 2011 г.)

Разработка содержания деятельности по реализации проекта. Организация работы проектных студий.

В группе были созданы студии: «Познавательная», «Литературно-художественная», «Речевичок», «Музыкальная» и т.д. Дети принимали участие в работе различных студий в зависимости от интересов. Каждая студия имела руководителей из числа родителей и педагогов группы.

1. Познавательная студия:

• Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, школьной форме, учителях и школьных правилах в разные периоды истории России;
• Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.
• Занятия:
– «Рассматривание картины «Школьная библиотека»;
– «Такие разные буквы» (лепка букв и выкладывание из них слов);
– «Дорога в школу» (составление рассказа по картинно-графическому плану).
• Экскурсии:
– к зданию школы № 572 (октябрь 2010 г.);
– экскурсия в музей школы № 393 (январь 2011 г.)
– экскурсия в школу «Интеллект» (апрель 2011 г.)

2. Литературно-художественная студия:

• Ознакомление детей с произведениями литературы и искусства о школьной жизни и учебе в школе.
• Цикл занятий с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова.
• Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
• Слушание аудио-сказки Л.Н. Толстого «Филиппок».

3. Видео – и фото-студия:

• Показ детям презентации PowerPoint: «Первоклассник».
• Выставка фотоматериалов «История школьной формы».
• Оформление альбома с фотоматериалами из семейных архивов «Наши папы и мамы в школьной форме».

4. Музыкальная студия:

• Слушание и заучивание песен о школе.

5. Студия «Умелые ручки»:

• Коллективная работа из бросового материала, бумаги и картона. Изготовление макета «Наша школа».
• Занятие по конструированию: «Портфель» (оригами).

6. Студия «Речевичок»:

• Словарная работа по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»,
• Занятие по формированию лексико-грамматических категорий: «Качественные прилагательные», дидактическая игра «Какими должны быть ученики?».
• Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа о учении, труде и книгах.
• Лексико-грамматические игры и упражнения: «Дополни предложение», «Скажи наоборот», «Сосчитай до 5 — ти».
• Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
• Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме «Школа. Школьные принадлежности».

7. Игровая студия:

• Пальчиковые игры;
• Игры-релаксации с элементами психогимнастики;
• Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары».

8. Творческо-поисковая студия:

• Оформление мини-музея «Письменные принадлежности прошлого»
• Подбор фотографий близких родственников в семейных альбомах, отображающих школьные годы.
• Оформление альбома «Наши мамы и папы в школьной форме»;
• Выполнение индивидуального творческого задания для презентации проекта «Самые главные школьные слова;
• Работа со словарями и в поисковых системах с помощью Internet.

III этап – Итоговый

Итогом работы была защита проекта, проведенная в виде занятия-презентации «Самые важные школьные слова» с участием родителей (конспект прилагается).

По итогам реализации проекта была создана презентация PowerPoint: «Визитная карточка проекта «Первый раз – в первый класс!», Оформлена папка с материалами проекта.

Конспект занятия-презентации
по защите проекта «Первый раз – в первый класс!»

Тема: «Самые главные школьные слова»

в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
(май 2011 г.)

Составила конспект и провела занятие
учитель-логопед: Кузнецова И.Н.

Дети входят в групповую комнату под музыку «Маленькая страна» (муз. И. Николаева), становятся полукругом.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ребята, осенью вы пойдете в школу, я знаю, что вы мечтаете стать школьниками.

Для будущих первоклассников есть приятная новость. Мы получили приглашение в страну Знаний от профессора школьных наук Всезнайки.

Вот что он пишет: Дорогие, ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну Знаний. С нетерпением жду вашего прибытия. Профессор школьных наук Всезнайка.

Логопед: Путешествие будет непростым, вы встретитесь с препятствиями и испытаниями, необходимо проявить смекалку, внимание, ловкость, старание. Тому, кто пройдет все испытания, будет присвоено гордое звание «ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА». Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

Звучит марш. Дети становятся парами, идут по залу, подходят к воротам. У ворот стоит стражник. Ворота закрыты на замок. На замке кроссворд.

Логопед: Что нам делать? Как нам быть? Как ворота нам открыть?

Стражник: Буду рад открыть ворота, как только ребята отгадают загадки. Впишите в клеточки кроссворда слова-отгадки:

• Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки. Боится кошки. (Мышка)
• Этот зверь живет лишь дома, С этим зверем вы знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет, только мышь его боится. Угадали? Это …… (Кот)
• Поднимает великан груз тяжелый к облакам. А если станет душно, себя польет из душа. (Слон)
• Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
• Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый, он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист)

Стражник пытается открыть замок, но замок не открывается.

Стражник. Ой, совсем забыл, нужно не просто отгадать загадки, но и вписать первые буквы слов-отгадок в выделенные клеточки кроссворда. Прочитать слово, которое получится. Дети выполняют задание. Читают ключевое слово: ШКОЛА.

Стражник. Открывает замок. Проходите! Путь открыт.

Звучит марш. Дети проходят в ворота и идут дальше.

Звучит песня «Шапокляк» из мультфильма: «Чебурашка и Крокодил Гена», слова А. Тимофеевский, музыка В. Шаинский, входит Шапокляк.

Шапокляк. Стоп! Стоп! Стоп! Куда это вы собрались?! А? Путешествуете? В страну Знаний идете. Да?! Не выйдет у вас ничего!

В первый раз, в первый класс,
Поздравлять не буду вас!
Мелом доску замараю
И учиться помешаю.
Клякс в тетрадях понаставлю,
Без учебников оставлю
Буду пакости я делать,
Веселиться, хохотать
Вас, детишки, в страну Знаний
Нынче, вовсе не пущу!
Ну, что испугались?

Логопед. Нет, Шапокляк мы тебя не испугались. Наши ребята умные и смелые.

Шапокляк. Это мы сейчас и проверим. Так и быть отпущу вас, если выполните мои задания. Но, они очень сложные, я уже три года пытаюсь выполнить, ничего не получается. И у вас не получится.

Логопед. А ты покажи ребятам задания, пусть они попытаются с ними справиться.

Шапокляк. Да, пожалуйста, пожалуйста! Мне не жалко. Приглашает детей за столы, на столах листки с заданиями и карандаши.

Дети выполняют задания, читают слова (ШКОЛА. УЧЕНИК. ТЕТРАДЬ).

Логопед. Уважаемая, Шапокляк, мы выполнили твои задания, нам пора в путь. Нас ждут в Стране знаний.

Шапокляк. Ну, идите, идите, я сегодня добрая!

Звучит марш, дети идут дальше.

Логопед. Ребята, впереди река, как нам перебраться на ту сторону, ведь страна Знаний на том берегу. Смотрите, кирпичики лежат! Значит, мы можем построить мост! Выберите «кирпичики» с буквами русского алфавита и составьте слово из этих букв:

Дети отбирают кирпичики.

Если эти буквы
С умом построить в ряд,
Они составят слово
И …. заговорят.

Дети составляют слово ДРУЖБА, строят мост и переходят через речку.

Логопед. Молодцы, преодолели ещё одно препятствие.

Чтобы в путь быстрей собраться,
Надо всем сейчас размяться.
Дети будут танцевать,
Мамы будут помогать!

Звучит песня «Если с другом вышел в путь» музыка В. Шаинский, дети танцуют.

Звучит марш. Дети идут дальше.

Звучит песня «Какое небо голубое» из кинофильма «Приключения Буратино», муз. А. Рыбников, слова Б. Окуджава, входят Лиса Алиса и кот Базилио.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Ой, привет, карапузики! Куда путь держите? Наверное, в страну Дураков.

Логопед. Нет, Алиса и Базилио. Мы идем в страну Знаний.

Лиса Алиса и Кот Базилио. А, знаем, знаем! Осенью эти дети собираются в первый класс, хотят все знать. А они у вас внимательные, сообразительные?

Логопед: А вы поверьте.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Обязательно проверим. Проводят игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Приготовьтесь-ка, ребятки!
Соберитесь-ка с умом.
Мы прочтем стихи-загадки,
Очень хитрые при том.
Мы начнем, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!»

– Кто ватагою весёлой побежит припрыжкой в школу? …
– Кто будет хранить в порядке книжки, ручки и тетрадки? …
– Кто будет являться в класс с опозданием на час? …
– Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру? …
– Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей? …
– Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах? …
– Кто из вас, хочу узнать, любит петь и танцевать? …
– Кто домашнее заданье будет делать с прилежаньем? ..
– Кто домашнее заданье будет делать с прилежаньем?

Лиса Алиса и Кот Базилио. Да, ваши дети внимательные, видно вы с ними много занимались. Для вас, ребята, открыта дорога в страну Знаний.

Логопед. Смотрите, страна Знаний уже видна, нас весело приветствуют жители этой страны (родители и гости улыбаются, размахивают флажками и воздушными шарами), а вот и сам профессор школьных наук Всезнайка.

Профессор Всезнайка. Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть в Стране знаний! Вы добирались сюда, преодолевая препятствия, знаю, что вы очень мечтаете стать первоклассниками! Но это звание присваивается только достойным, тем, кто сначала становится ВЫПУСКНИКОМ ДЕТСКГО САДА! Вот я сейчас проведу экзамен и выберу из вас тех, кто действительно сможет носить гордое звание ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА! Вы готовы? Дети: Да!

Профессор Всезнайка. Я знаю, что вы готовили домашнее задание и можете рассказать о «Самых главных школьных словах», я тоже приготовился к встрече с вами. Я принес вам волшебный цветок, этот цветок необычный, каждый лепесток имеет своё значение. В нём собраны все качества, которыми должен обладать ученик. Сейчас вы расскажете о них.

Дети по очереди выходят и выступают с презентацией «Самые главные школьные слова».

Профессор Всезнайка: Молодцы, ребята! Справились с самым важным испытанием. Считаю, что всех вас совсем скоро можно будет принять в школьное братство, а сегодня я присваиваю вам гордое звание ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА.

Детям вручают грамоты за участие в проектной деятельности и памятные ленты.

Закончится весна, промелькнет лето, вы окрепнете, подрастете и придете в школу. 1 сентября вы станете членами большой и дружной школьной семьи!

Автор проекта: учитель-логопед
Кузнецова Ирина Николаевна

Проект в подготовительной логопедической группе «Скоро в школу»

Людмила Фандикова
Проект в подготовительной логопедической группе «Скоро в школу»

Проект

в подготовительной логопедической группе

по теме: «Скоро в школу»

Подготовили:

учитель-логопед

Нормативное-правовое обеспечения проектасоставили следующие документы:

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 2.12.2012 г.

Закон Ставропольского края от 30.07.2013 г.

№ 72 –кз «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;

СанПинН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15 мая 2013 г.

В проектепредставлены основные виды деятельности: коррекционно-развивающая, просветительско-профилактическая, творческая работа.

По характеру содержания проект включает: педагога и ребёнка; педагога и педагога; педагога и родителей.

По количеству участников проект является групповым.

По продолжительности выполнения проект является долгосрочный.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

– ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Главное, что необходимо ребёнку, – положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для успешной готовности детей к школе.

Задачи: выработать у детей 6-7 лет навык продуктивной учебной деятельности;

устранить фонетико-фонематическую недостаточность у детей;

сформировать навыки звукового анализа и синтеза у детей;

развить связную речь у детей;

предупредить нарушения письма и чтения у детей;

развитие познавательных и психических процессов;

развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

формирование позитивной мотивации к обучению

o формирование у детей мотивационной готовности к школе;

o повышение психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах предшкольной подготовки;

o благоприятное течение адаптационного школьного периода.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Итоговый этап.

I ЭТАП – подготовительный

анализ научной, методической литературы, эффективного педагогического опыта по проблеме;

беседы, опросы родителей с целью просвещения по теме;

подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д., дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

сотрудничество со школой.

Результаты готовности детей к школе

на начало 2015-2016 учебного года

I I ЭТАП – основной

Беседа о школе

Рисование по теме “Моя школа”

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме: «Лесная школа»

учителя-логопеда с детьми

педагога-психолога с детьми по цветотерапии

Творческая деятельность педагога с детьми

Книжки-малышки о школе и школьных принадлежностях (совместная работа родителей с детьми).

Сочинение родителей «Воспоминание о первой учительнице».

Родительское собрание по теме: «В игре готовимся к школе».

Буклеты, консультации, рекомендации, памятки для родителей.

Семинар-практикум с родителями по теме: «Психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению»

III – Итоговый этап

Результаты готовности детей к школе

за 2015-2016 учебный год

В ходе реализации данного проекта условная готовность детей к школьному обучению составляет 11%, готовность к школьному обучению – 89%., условная неготовность к школьному обучению и неготовность составили – 0%, что свидетельствует о сформированности у детей мотивационной готовности к школе и способствует благоприятному течению адаптации в школе

Возросла профессиональная компетентность педагогов данной группы. Установлен тесный эмоциональный контакт между педагогами, детьми и их родителями.

Внедрение эффективных форм и методов работы с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ, способствовало повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

Прикреплённые файлы:
proekt-skoro-v-shkolu_fi9ir.pptx | 3944,24 Кб

Выпускной утренник в подготовительной к школе группе «Скоро в школу!» Выпускной утренник в подготовительной к школе группе «Скоро в школу!» Выполнила: Воспитатель МДОУ дс№7 «Елочка» Ст. Березанской.

Игровое занятие в подготовительной группе «Скоро в школу» Игровое занятие в подготовительной группе «Скоро в школу». Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, навыков культурного общения.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Скоро в школу» КОНСПЕКТ Интегрированного занятия в подготовительной группе «СКОРО В ШКОЛУ» Цель: Познакомить дошкольников с профессией учителя,.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе «Скоро в школу» (проводилась на родительской встрече перед родителями) Интегрированная организованная общеобразовательная деятельность в подготовительной.

Проект «Скоро в школу» Актуальность проекта Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между.

Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Скоро в школу! Хочу ли я в школу?» Тема проекта: «Скоро в школу!Хочу ли я в школу!» Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, психолог, музыкальный работник, учителя.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Скоро в школу» Проектная деятельность в подготовительной группе «Скоро в школу» Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети подготовительной.

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Скоро в школу» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» – Здравствуйте, уважаемые родители, мы искренне рады видеть Вас.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу» Добрый вечер, дорогие друзья! Хочу выложить конспект открытого занятия для коллег и родителей в подготовительной группе, который я недавно.

Конспект занятия в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдём» Йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности. Подобласть: Кіші салалары:.

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

Антикян Инна Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,

гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда

с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.

Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!

Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.

Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.

Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.

Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.

Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.

С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.

В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.

Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.

Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.

Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?

Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.

Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.

В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.

В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.

В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.

Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.

А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.

Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.

По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.

Приложение 1.

План деятельности «Логопедической школы для родителей»

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00

Месяц

Мероприятие

Тема, цель

Взаимодействие с коллегами

Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

«Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа»

Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями

Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

Буклеты для родителей

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.

Оформление родительского уголка.

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

«Речь детей 4-5 лет»

«Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Согласование времени проведения с воспитателями

Семинар-практикум в подготовительной к школе группе

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.

Создание буклетов для родителей

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет»

«Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи»

«Что делать, если ребенок не говорит»

«Игры для развития речевого слуха»

Согласование времени проведения с воспитателями

Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)

Оформление родительского уголка

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии

«Учим вместе. Новогодние деньки»

«Особый ребенок в ДОУ»

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

Оформление родительского уголка

«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

«Заикание появилось. Что делать?»

Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения

Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания

Согласование времени проведения с воспитателями родителями

Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе

Логопедический проект “По дороге к азбуке”

Разделы: Логопедия

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

«По дороге к азбуке»

ГБОУ Школа №51 дошкольные группы

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Срок осуществления проекта

Сентябрь 2016 – май 2017

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта – комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ – 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе – 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем – 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % – считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % – видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % – не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

Слабые стороны ОУ:

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Действия по реализации задач

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

Комплекс коррекционных занятий

Пакет документов по каждому направлению:

– индивидуальный образовательный маршрут.

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая – шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Педагогический проект «Я сам логопед своему ребёнку». Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через взаимодействие учителя-логопеда и родителей

Актуальность.

Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:

  • Родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.
  • Родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.

Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. А ведь развивать речь детей можно не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.

ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.

Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Объект проекта: коррекция речи дошкольников.

Предмет проекта: взаимодействие учителя — логопеда и родителей

Срок реализации проекта: 9 месяцев.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и родители дошкольников старшей группы №2.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Изучить уровень педагогической компетентности и запросы родителей по вопросам речевого развития ребенка;
  • Разработать перспективный план работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Познакомить родителей с результатами речевого развития детей, подобрать книги для занятий с детьми в домашних условиях (презентация);
  • Разработать и провести мероприятия для родителей по вопросам речевого развития детей;
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Подготовить и провести совместными усилиями логопеда, детей и родителей совместный речевой досуг — развлечение.
  • Изучить динамику речевого развития детей с целью определения эффективности работы с родителями;
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Возможные риски:

  • Нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах и консультациях.
  • Пассивное участие родителей в родительском клубе «Сам себе логопед».

Проектный продукт:

  • Разработанные информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Презентация родителями книг и игр (в том числе, изготовленных родителями) для занятий с детьми в домашних условиях.
  • «День открытых дверей». Коррекционно — развивающее занятие с участием детей в присутствии родителей.
  • Совместный речевой досуг — развлечение, подготовленный и проведённый совместными усилиями логопеда, детей и родителей
  • Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I Этап: Информационно-аналитический

  • Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
  • Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;
  • Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.

1. Для определения уровня педагогической компетентности родителей проводится:

анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».

  • выпуск информационных листов: «Оценка речевого развития моего ребенка».
  • папка-передвижка: «Помогу своему ребёнку».

индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:

  • Представление родителей об особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
  • Способность родителей организовать, поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;
  • Желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;
  • Результат взаимодействия с логопедом и воспитателем, который родитель определяет самостоятельно для себя.

2. Подбор и изучение методической литературы и материалов к картотеке и журналу;

3. Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности

II этап основной (практический).

  • Апробировать систему методических мероприятий разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с речевыми нарушениями;
  • Организация родительского клуба «Сам себе логопед» с целью активного участия родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями, привлекаемыми в данный процесс.

1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Сам себе логопед».

2. Представление картотеки: «Я — домашний логопед».

3. Проведение совместных мероприятий: открытое занятие по развитию речи «Зимующие птицы», совместный речевой досуг с родителями «Праздник правильной и красивой речи»

4. Ведение рубрики «Советы логопеда» в журнале ДОУ «Жемчужина»

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

  • Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
  • Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту»

Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец года.

Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Родительский клуб. Способствует повышению родительской компетентности через игровые тренинги, мастер — классы; несёт в себе элемент психологической разгрузки для родителей. (1 раз в 3 месяца).
  • Родительские собрания. (3 раза в год)
  • Домашние задания. (возможность родителей проследить динамику речевого развития ребёнка, участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец учебного года).
  • Домашние игротеки ( знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку». (Публикации в журнале «Жемчужина», 1 раз в 3 месяца, информация в логопедическом уголке 1 раз в месяц.)
  • Дни открытых дверей.(посещение индивидуальных занятий, по запросу родителей; фронтальное, согласно плана).
  • Родительские пятиминутки.(родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
  • Консультации — практикумы.(совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических папках).
  • Праздники и развлечения. (в конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Ведение рубрики «Советы логопеда заботливым родителям»в журнале «Жемчужина» (практические советы по проблемам речевого развития ребенка: грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции ).
  • Презентация «Умелые руки для послушного язычка». (Согласно плана)
  • Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Позволяет осуществлять связь с родителями. Данный вид взаимодействия необходим для сильно занятых родителей, не имеющих возможность лично встретится с логопедом, а также стесняющихся задать тот или иной вопрос. (Весь учебный год)
  • Вспомогательные наглядные средства: ( информационные стенды; тематические выставки книг; памятки, образцы выполненных заданий, буклеты).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I Этап: Информационно-аналитический

· Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

· Беседа с родителями. Изучение мотивов, движущих родителями, разделение их на группы для выявления преобладающих.

· Подбор и изучение методической литературы.

· Папка-передвижка: «Помогу своему ребёнку»

· Родительское собрание «Результаты диагностики речевого развития детей. Взаимосвязь учителя — логопеда и родителей для эффективности коррекционно-образовательного процесса

ІІ Этап: Практический

· Домашние задания. (еженедельно). В папках даются образцы правильно выполненных домашних заданий

· Публикация в журнале «Жемчужина» Игры и игровые приёмы при обучении детей грамоте»

· Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).

· Информационные листы в логопедическом уголке:»Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».

· Заочная консультация-распечатка с рекомендациями «Играем дома. Дыхательная гимнастика с использованием игр».

· Родительские пятиминутки (по запросу родителей)

· Родительское собрание. Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека». Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи.

· Подготовка и проведение конкурса «Лучшая новогодняя сказка».

· Домашние задания. (еженедельно).

· Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).

· Информационные листы в логопедическом уголке

· Публикация в журнале «Жемчужина» «Домашняя игротека — для развития мелкой моторики дошкольников»

· «День открытых дверей». Открытое коррекционно — развивающее занятие по развитию речи «Зимующие птицы»

· Родительское собрание «Наши первые победы»

· Родительский клуб. Презентация игр, изготовленных родителями для занятий с детьми в домашних условиях «Умелые руки для послушного язычка».

· Подготовка консультации для родителей «Систематический контроль за поставленными звуками».

· Родительские пятиминутки (консультирование по запросам родителей)

· Публикация в журнале «Жемчужина»

· Совместный речевой досуг — развлечение «Праздник правильной и красивой речи»

III Этап: Контрольно-диагностический

· Итоговое анкетирование родителей.

· Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития по окончанию реализации педагогического проекта.

· Беседа с родителями. Сравнение итоговых результатов с первичными.

· Транслирование опыта. Предоставление материалов и результатов педагогического проекта на педагогическом совет в ДОУ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:

1. Активное включение родителей в родительский клуб.

2. Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4. Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Создание логопедического сайта для родителей.

«Методическая копилка». В данном разделе размещается материал в виде всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий, перечень мультфильмов, используемые при прохождении лексических тем.

Предлагаемые игры и упражнения позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе не затрачивая дополнительного времени на поиск и подбор нужной информации.

«Консультативный кабинет». В данном разделе родители могут получить необходимую информацию по интересующим их вопросам о речевом развитии детей.

«Родительский форум». Данный раздел позволит обмениваться родителям информацией, задавать друг другу вопросы, получать ответы на данные вопросы. Участие в форумах позволит родителям сплотиться и организовать уже реальный круг по интересам.

Автор: Зыкова Ольга Петровна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Рыбка», г. Асино Томской области, РФ.

Статья размещена в авторской редакции

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Автор проекта: Шутрова О. П., учитель – логопед МБДОУ. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРоза Шилохвостова

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Автор проекта: Шутрова О. П., учитель – логопед МБДОУ.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Автор проекта: Шутрова О. П., учитель – логопед МБДОУ комбинированного вида детский сад «Росинка» ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Школа успешного родителя»

2 Аннотация проекта Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с речевыми нарушениями. Тесное взаимодействие учителя – логопеда и родителей становится всё более востребованным.

3 Между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. Между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством эффективных технологий взаимодействия ДОУ и семьи. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством эффективных технологий взаимодействия ДОУ и семьи. Противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

4 Педагогические принципы Целенаправленность Целенаправленность проекта на актуальные проекта на актуальные проблемы воспитания проблемы воспитания и развития и развития Сотрудничество Сотрудничество Вариативность содержания форм и методов работы Вариативность содержания форм и методов работы Дифференцированный Дифференцированныйподход

5 Паспорт проекта Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, педагоги ДОУ, воспитанники и их родители Сроки реализации этапов проекта: Подготовительный (сентябрь) Основной (октябрь – апрель) Заключительный (май) Условия реализации проекта: Интерес детей к занятиям Интерес детей к занятиям Заинтересованность родителей результатами проекта Заинтересованность родителей результатами проекта Дифференцированный подход Дифференцированный подход

6 Гипотеза проекта Если правильно сформировать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей то можно добиться повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения

7 Цель проекта: Повышение уровня речевого развития детей путём привлечения родителей к активному участию в коррекционно – образовательному процессе

8 Задачи проекта Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взамоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взамоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Оказать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных задач. Оказать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных задач. Обучить родителей конкретным приёмам Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. коррекционной работы. Обогатить детей новыми знаниями и умениями. Обогатить детей новыми знаниями и умениями.

9 Стратегия работы по проекту: С е м ь я Условия работы Методы изучения Формы работы Социальный заказ

10 Условия работы Условия работыЦеленаправленностьСистемностьПлановость Дифференцированный подход Методы изучения Методы изучения Диагностика развития речи Творческие работы АнкетированиеБеседа Социальный заказ Социальный заказ Речевое развитие детей Подготовка к школе Коррекция психологического состояния Приобщение к здоровому образу жизни

11 Формыработы Устныежурналы Игровыепрактикумы Тренинги Совместныезанятия Речевыепраздники Творческиестудии Конкурсы Игры – драматизации Газеты и памятки

12 Практическая значимость проекта Проект «Школа успешного родителя» может быть реализован в любых группах коррекционной и общеразвивающей направленности. Практически – игровая форма взаимодействия с родителями делает более эффективным партнерство семьи и детского сада.

13 Подготовительный этап Виды деятельности: Виды деятельности: 1.Диагностика речевого развития детей. 2.Анкетирование родителей на предмет социального заказа 3.Подбор инициативной группы для осуществления идей и задач проекта 4.Составление перспективного плана заседаний 5.Изучение методических материалов, материалов сети Интернет. 6.Разработка конспектов встреч, подбор дидактических пособий, демонстрационного материала.

16 Тема заседания Виды деятельности «Нашидостижения» Круглый стол «Чему мы научились» Речевой праздник «Правильная речь слаще мёда» Анкетирование родителей Анализ результатов реализации проекта Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив Заключительный этап

17 Результаты работы: Выросла заинтересованность и степень участия родителей Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работы с детьми. в коррекционной работы с детьми. Повысилась педагогическая компетентность родителей Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам речевого развития детей. по вопросам речевого развития детей. Возросла активность детей при совместной работе с родителями. Возросла активность детей при совместной работе с родителями. Улучшилась динамика речевого развития детей. Улучшилась динамика речевого развития детей. Сформировались творческие способности детей и родителей Сформировались творческие способности детей и родителей в совместной деятельности. в совместной деятельности. Развились эмоционально –позитивные отношения Развились эмоционально –позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и учителем -логопедом. между родителями и детьми, родителями и учителем -логопедом. Возросла степень удовлетворённости родителей работой логопеда. Возросла степень удовлетворённости родителей работой логопеда.

18 Анализ заинтересованности Анализ заинтересованностиродителей

19 В Ы В О Д Ы: Организация взаимодействия учителя -логопеда и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей в коррекционно- образовательном процессе. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба решились многие внутри личностные конфликты и проблемы родителей, создался благоприятный психоэмоциональный климат в семье. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной речевой подготовки для успешного обучения в школе.

Читайте также:
Зима, зимующие птицы - рекомендации логопеда для родителей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: