Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта

Ксения Медникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта

1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою презентацию на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта».

2 На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Духовно- нравственное воспитание – педагогический процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей,освоения системы общечеловеческих ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3 Духовно- нравственное воспитание – это широкое понятие,которое состоит из ряда компонентов: нравственность, патриотизм, гражданственность.

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания общества.

4 Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

5 В содержание коррекционной системы работы с детьми с нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю перед собой задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Законе об образовании РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», адаптированной программе МАДОУ, программе Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В «Коррекционное развитие и воспитание дошкольников с ФФН и ОНР».

6 Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана развивающая предметно- пространственная среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России, историческим прошлым России, а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания).

7 Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедическихзанятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.

8 Неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т. д.).На логопедических занятиях разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.

9 Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Поэтому, в процессе коррекционной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать и анализировать.

10 В разделе «Связная речь» и «Развитие лексико-грамматических категорий» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, подвигами отечественных героев во время ВОВ.

11 Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы.

12 Основной задачей взаимодействия учителя -логопеда с воспитателями и специалистами является создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей. В этом случае нельзя не отметить праздники,которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение

13 Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы проводим консультации, мастер- классы, ведем логопедические уголки.

14 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину

Читайте также:
Дифференциация звуков (В)-(В’) - (Ф)-(Ф’) - конспект

15 Информационные источники:

-Молчанова Е. Г., Кретова М. А. «Развитие речи детей 5-7 лет в логопункте»:Издательство ТЦ Сфера 2015.

– Феоктистова Т. К. Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»: Издательство «ВЛАДОС» 2012.

-Каирова И. А. Богдановап О. С. «Азбука нравственного воспитания»:

Пособие для учителяМ:Просвящение 1997.

-Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»: Пособие для педагогов ДУ «ВЛАДОС» 2014.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в логопедической практике

Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, – значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто – чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама – ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского – «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей
Читайте также:
Звук (З) - постановка и автоматизация

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает работа учителя-логопеда с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей» по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-класс, игровой тренинг, круглый стол. У детей расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть.
Не секрет, что родители являются главным авторитетом и образцом для подражания. Чтобы научить ребёнка культуре общения, нужно самим соблюдать и выполнять правила этикета. Чтобы активнее привлечь родителей к данному процессу, провожу консультации, мастер – классы по следующим темам: «Секреты этикета общения», «Культура речи», «Речевой этикет». К сожалению, практика показывает, что на деле, с правилами речевого этикета знакомы не во всех семьях и культуру речи соблюдают далеко не все взрослые.

Слова паразиты и не цезурная лексика преобладает в практике общения.

В рамках недели детской книги ежегодно проводится акция «День дарения», где родители читают детям в группе книги, этот способ способствует не только общению детей с родителями, но и прививает интерес к книге.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях детского сада можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Авторы: Учитель-логопед – Крыжановская Ульяна Владимировна,

воспитатель – Иванова Татьяна Алексеевна

МДОУ центр развития ребенка – детский сад №17 администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п.Горный

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. В современном мире люди много говорят об уничтоженных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но в настоящее время заговорили о сложностях духовно-нравственного воспитания как о национальной проблеме. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность возникает постепенно, с детства.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) говорит о том, что наиважнейшей целью современного отечественного образования и одной из преимущественных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Одной из главнейших задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” говорится, что приоритетами государственной политики в области современного воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Современные дошкольные образовательные организации осуществляют важнейшую миссию по воспитанию у дошкольников основ исторического сознания. Они как первая ступень образования включены в систему работы по созданию условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о традициях, культуре и истории, отечественного общества.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и усиливают свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Одним из наиболее эффективных методов становится метод проектов в логопедической практике, он представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Перед нами встает вопрос: “Как же эффективно организовать работу по приобщению детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников и формирование у них высокого патриотического сознания?”.

Читайте также:
Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции

Для решения этой проблемы нам помогла проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты помогаю соединить сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Наш проект «Преданья старины глубокой» проводился с 1-30 сентября 2017 года (краткосрочный). Проект соответствует вступившему в силу ФГОС Дошкольного образования и содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении позволяет повысить качество образования дошкольников путем формируемых компетентностях в областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Главной задачей нашего проекта-сформировать у дошкольников великое чувство любви к своей Родине, заинтересовать их в традициях, ценностях и обычаях страны. Ознакомление детьми с традициями русского народа духовно обогатит их, воспитает гордость за свой народ, поддержит интерес к его истории и культуре. Для этого мы изучили интерес детей для формулирования целей проекта, определения темы, установление актуальности проекта, спрогнозировали результаты, составили план. Кроме этого выявили возможности и средства, необходимые для реализации нескольких проектов (сбор информации, литературы, дополнительного материала), обсуждение с администрацией детского сада, педагогами, родителями содержание проекта.

І этап. Подготовительный – (информационно-накопительный) теоретический (1- 5 сентября 2017 г.), включает в себя:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение темы, актуальности, целей и задач проекта;
  • прогнозирование результата и составление плана проекта;
  • обсуждение проекта с родителями (социальный заказ), специалистами и администрацией детского сада;
  • Оценка возможностей и средств, необходимых для реализации проекта (сбор информации, литературы, дополнительного материала);
  • ознакомление администрации детского сада, педагогов, родителей с проектом
  • составление плана реализации проекта.

ІІ этап. Организационно-практический. Основной (5 – 29 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Посиделки у бабушки Лукерьи», «Угощение для бабушки Лукерьи»;
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Моя Россия – моя страна», «Наши предки – славяне», «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Хлеб – всему голова»;
  • Дидактические игры «Разрезные картинки», «Что было раньше, что сейчас», «Кто где живет»;
  • Беседы о традициях и обычаях русского народа, народном декоративно – прикладном искусстве, народных рецептах;
  • Экскурсия в музей «Русской избы», кухню детского сада;
  • Разучивание русских народных игр с элементами фольклора;
  • Изучение русских пословиц и поговорок;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Экспериментирование с дрожжевым тестом;
  • Изготовление хлебо – булочных изделий;
  • Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей.
  • Информация для родителей – «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребенка»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка», семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребенка»;
  • Чаепитие в «Русской избе» с хлебом и пирожками собственного приготовления;
  • Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»;
  • Приготовление атрибутов для народных игр.

Заключительный этап – презентационно-завершающий (30 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • подведение итогов,
  • систематизация и обобщение материала.

Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам»

«Посиделки у бабушки Лукерьи»

«Угощение для бабушки Лукерьи»

Разучивание русских народных игр с элементами фольклора

Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»

Созданная нами система проектного метода оказала положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Разработанные нами новые способы взаимодействия логопеда с ребенком, новые стимулы, служат для создания наиболее благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, а дети приобрели знания о традициях и истории русского народа.

Ключевые слова: духовность, национальность, дошкольники, знания, традиции.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения (72 ч.)
  • Ментальная арифметика (72 ч.)

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В нашей семье и под вашим

руководством растёт будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

А.С. Макаренко

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Читайте также:
Обучение рассказыванию - конспект логопедического занятия

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культур и историческое прошлое страны.

В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Моя задача , как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

В начале года я составляю план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включаю ряд социокультурных категорий представлений о малой родине и Отечестве. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем.

Так в феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна – Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов – защитников различных военных профессий – море – моряк, космос – космонавт, граница – пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях мы с детьми заучиваем стихи о защитниках Отечества, воспитатели читают рассказы и баллады о солдатах войны.

Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери. На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери признак»: мама – какая?, бабушка – какая?, сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» – мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.

Чистоговорки по автоматизации звуков объединяю по темам: деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты. Предварительно рассматриваю с детьми фотографии, беседую с ними, выясняю, знают ли они цветы, растущие в наших краях, грибы и так далее.

Дидактические игры, специально подобранные упражнения, опирающиеся на материал таких лексических тем, как «Мой детский сад», «Моя семья», «Мой любимый город», «Защитники Отечества», «День Победы» важны для детей логопатов. А вовлечение ребят в продуктивную деятельность по определенной теме (лепка, рисование, ручной труд и др.) позволяет закрепить полученные знания на занятиях воспитателем логопедической группы.

Материал лексических тем позволяет не только воспитывать чувство патриотизма у дошкольников с нарушением речи, но и решать чисто логопедические задачи: развивает связную речь, формирует лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивает и совершенствует психологическую базу речи. Смена деятельности в ходе занятий помогает ребенку не потерять интерес, а применяемые здоровьесберегающие технологии – поддерживать здоровье.

Построение образовательного процесса основывается на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Так, на логопедических занятиях для детей с ОНР, я применяю следующие формы организованной образовательной деятельности: беседы, рассказы, ситуативные разговоры; тематические презентации; дидактические игры и упражнения; просмотр (слушание) и обсуждение видеофильмов (стихотворений, песен);

А во второй половине дня, вместе с воспитателем логопедической группы, дети изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр; инсценируют отрывки тематических художественных произведений; разучивают стихотворения; читают, а затем обсуждают сказки; играют в подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Основной лексической темой является «Мое Отечество – Россия». Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, я предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны. А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Михайловка имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Звук и буква Л

На занятиях я использую одну из лексических тем, как «Михайловка – наш родной город». Ведь в своей работе мне не обойтись без опоры на имеющийся опыт детей. С тематикой родного города тесно переплетены такие темы, как «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. На таких занятиях решаю следующие задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). На занятиях знакомлю детей с достопримечательностями города. Использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.

Для более плодотворной работы в логопедической группе с/п «Светлячок»,был создан детско-родительский клуб ««Школа для родителей будущего первоклассника».

Целью создания клуба послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и к патриотическому воспитанию в том числе. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала.

Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказывать воспитанникам детсада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.

Патриотический проект «Нам есть, у кого учиться, Родиной гордиться!», направлен на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и включает в себя три тематических мини – проекта:

1) «Во имя жизни», посвященныйСталинградской битве»;

2) «Наша армия родная», приуроченный к празднованию 23 февраля, Дню Защитников Отечества;

3) Образовательный проект «Обещаем помнить», посвященный празднику Великой Победы.

Началом реализации данного проекта послужило создание газеты «Никто не забыт, ничто не забыто». Родители, вместе с детьми, отбирали дома необходимые фотографии родственников, служивших в рядах Российской Армии. Дети очень серьезно подошли к подготовке выполнения данного задания. При составлении газеты ребята рассказывали о людях, изображенных на фотографиях, о которых узнали от родителей. Таким образом, происходило тесное взаимодействие детей, родителей и детского сада.

Каждый год, в канун празднования победы под Сталинградом, мы проводим акцию «Письма в Сталинград сделают наш мир добрее!»

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов (игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, консультативные, визуальные, ИКТ, проектные) используются в работе с детьми. Использование мультимедийных презентации делает занятие куда интересным. Специфика таких занятий заключается в большом количестве фактического материала.

Несмотря на то, что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со значительными трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».

1. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8.

2. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005№1.

3. З.А.Ершова, Н.АКраскина «Никто не забыт, ничто не забыто».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.А.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений / В.Г.Нечаева, Т.А.Макарова – М.: Просвещение, 1984. -272с.

6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.

7. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4.

8. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.

9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.

10. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

11. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

12. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982. – 151 с.

13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, – М., 1991.

14. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с.

15. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010, 109 с.

16. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

17. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

19. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

Проект по духовно нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи “Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо”

  • Подготовка к обучению грамоте (1)
  • Развитие речевого дыхания (1)
  • Взаимодействие с семьями воспитанников (2)
  • Взимодействие с участниками коррекционно-педагогического процесса (2)
  • Проектная деятельность (1)
  • Формирование слоговой структуры слова (2)

Проект по духовно нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи “Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо”

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» городского округа Рошаль Московской области

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ

«УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 7 лет

Оглавление:

Пояснительная записка 4

Календарно-тематическое планирование к проекту 14

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Пояснительная записка

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Владимир Владимирович Путин отмечает: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни».

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и душевно здорового человека.

Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2). В этом же Законе закреплены параметры изучения основ религиозной культуры: п.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями».

В связи с этим ключевая роль дошкольной образовательной организации – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности. Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Проектная деятельность по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» разработана в соответствии с:

  1. Федеральным за­коном «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ.
  2. Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
  3. Содержательным модулем «Духовно-нравственная культура (православная культура) для малышей ДОБРЫЙ МИР Шевченко Л. Л.
  4. «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В.

Проект предназначен для обучающихся подготовительной логопедической группы с тяжёлыми нарушениями речи (от 6 до 7 лет) и обеспечивает достижение духовно-нравственного развития детей, их готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

Проект реализует требования, определяющие коррекционные задачи, содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса в соответствии с возможностями детей с тяжёлыми нарушениями речи и направлена на формирование общей, духовно-нравственной, эстетической культуры. Дополняя обязательную часть «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., он может быть использован в любом образовательном учреждении, реализующем коррекционно-образовательную деятельность.

Проектная деятельность включает три лексические темы (недели), которые проводятся в течение учебного года один раз в квартал.

Цель Проекта – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель ориентирована на решение следующих задач:

Коррекционно – образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственных выбор; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; формирование грамматического строя речи; совершенствование связной речи через составление и пересказ рассказов.

Коррекционно – развивающие: духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества; создание условий творческого развития; развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы (культура, духовный отклик).

Читайте также:
Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Коррекционно-воспитательные: воспитание любви к Родине, семье, желания помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым; воспитывать нравственные нормы христианской морали.

Содержание Проекта подобрано в соответствии с принципами:

В проекте по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» представлены следующие формы организации педагогического процесса:

Перспективный план комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо»

Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Автор: Казакова Ирина Эдуардовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №120»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

В.А. Сухомлинский

Структурный компонент

Содержание

Паспорт проекта

  1. Тема проекта : «Моя малая родина»
  2. Адресация проекта : дошкольники 5 – 7 лет., родители, педагоги.
  3. Разработчики проекта : рабочая группа (старшие воспитатели, музыкальный руководитель).
  4. Основные направления:

1. формирование потребности в здоровом образе жизни;

2. формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

3. эстетическое развитие детей;

4. сотрудничество семьи и ДОУ

5. обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Актуальность проекта

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Детская картина мира – это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности возникшей темы работы.

Детство – уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

Наша задача, т.е. задача педагогов ДОУ – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

Формулирование проблемы, на решение которой направлен проект.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, будет потеряна система преемственности поколений. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость изучения, осмысления основ культуры, быта родного края, родного поселка, механизмов передачи его грядущим поколениям, а также в воспитании у дошкольников уважения к культуре общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром.

Предполагаемое сотрудничество по реализации проекта:

– Национальная библиотека Республики Коми

– ГБУ РК Национальный музей Республики Коми

Концептуальные основы проекта

– Исходя из проблемы возникла, необходимость изучить посредством анкетирования отношение участников проекта (родителей и педагогов) к теме духовно-нравственного воспитания, изучить перспективы развития и выработать систему работы

– Результатом работы хотелось бы видеть взращенные в душах наших детей семена любви к родному дому, к семье, поселку, городу, природе, к истории культуре и духовному богатству нашего народа.

– Основной миссией нашего детского сада является организация и пропаганда мероприятий, способствующих духовно-нравственному образованию наших воспитанников, приобщая к этой работе семьи воспитанников.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : Совершенствование духовно-нравственных и социальных качеств личности ребенка через воспитание любви к малой Родине.

Задачи:

  • Формирование/совершенствование начал патриотизма и гражданственности;
  • Формирование/совершенствование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
  • Формирование/совершенствование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего родного поселка;
  • Формирование/совершенствование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
  • Формирование/совершенствование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания), коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).
  • Воспитание уважительного отношения к труду.

Содержание/реализация проекта

Приложение № 1, Приложение № 2

6. Ресурсное обеспечение проекта

7.Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

8. Критерии оценки эффективности

Анализ духовно нравственного развития дошкольников

(Приложение № 3)

Степень достижения поставленных целей и задач – количественная и качественная оценка результатов.

Читайте также:
Творческий рассказ по четверостишию - конспект логопедического занятия

Возможные последействия реализации проекта.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по итогам реализации проекта:

  • наблюдения за детьми (самостоятельная деятельность, игры, открытые занятия, викторины и др.);
  • анкетирование родителей (Приложение № 4) и педагогов;
  • участие детей, педагогов и родителей в конкурсах, выставках, концертах;

Оценка рисков

Риски при реализации проекта

Сопротивление и неготовность педагогического коллектива.

Убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников.

Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.

Отсутствие/недоработанность диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников.

Консультации со специалистами, изучение опыта работы коллег

Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и групп.

Создание игр и необходимого оборудования своими руками, оказание спонсорской помощи, активная работа с родителями.

Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании.

Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.

Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности.

Выйти с предложением к заведующему ОУ по стимулированию педагогов.

Низкая активность родителей в реализации задач проекта.

Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению внеклассных мероприятий.

Нарушение договора с социальными партнерами.

Соблюдение всех необходимых условий договора.

Заключение

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект не исчерпывает все аспекты проблемы совершенствования/формирования духовно – нравственных качеств личности дошкольников. Полученные результаты являются основой для дальнейшей работы по данной теме. Перспектива заключается в более детальной разработке обеспечения преемственности связей между детским садом, семьями воспитанников и социального сотрудничества с МОУ СОШ №15, ЦД «ЛИРА», Национальной библиотекой г. Сыктывкара и библиотекой пгт. В. Максаковка, с ГБУ РК Национальный музей Республики Коми. В разработке тематических проектов совместно с родителями дошкольников: «Моя родословная», «Мой дедушка участник боевых действий», «Детство моей мамы», «Поселок в котором я живу» и т.п. В создании тематических видеороликов «Интервью с интересными людьми» и т.п. Разработка (совместно с музыкальным руководителем) мероприятий для детей и родителей. Публикация материалов по данной теме на сайте ДОУ. И, конечно, разработка программы по дополнительному образованию духовно – нравственной направленности, на основе наработанного материала.

Приложения

Комплексно – тематические планы; перспективные планы (пример), план организационно – методической работы; видеоролики, презентации; Подпрограмма: Духовно – нравственное воспитание дошкольников через этнокультурное развитие детей в области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» – «Моя малая родина, моя Маскаковка»

(для детей старшего дошкольного возраста) и т.п.

Список использованной литературы/научно – методических материалов

  1. Баринова Е. В. Я и моя семья: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 122, [3] с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – 3-е изд., испр. и доп.– М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».- Москва «Просвещение» 2009.
  5. Доронова Т. Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 320 с.
  6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
  7. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. / Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.: ил.
  9. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 48 с.
  10. Костина Э. П., Кочнева Н. Н., Каримова Л. Г., Семиков Л. А. Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Талам, 2000. – 96 с.
  11. Куцакова Л. В. Нравственное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 144 с.
  12. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника: програм.-метод. пособие / М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 143 с.: ил.
  13. Куцакова Л. В. Трудовое воспитани е в детском саду. Система работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственнное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. 72 с.
  15. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. -80 с.
  16. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2- 7 лет. – М–: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.: цв. вкл.
  17. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2- 7 лет. – М–: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.: цв. вкл.
  18. Голосова А.А. Презентация «Моя малая родина! Мой поселок – Верхняя Максаковка!», 2015 г.
  19. Казакова И.Э. Подпрограмма: Духовно – нравственное воспитание дошкольников через этнокультурное развитие детей в области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» – «Моя малая родина, моя Маскаковка» (для детей старшего дошкольного возраста), 2016 г.
  20. Видеоролик о пожарной безопасности – на сайте ДОУ: http://www.120ds.ru/page/25 .
  21. Голосова А.А. Презентация к педагогическому совету «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
  22. Памятки для родителей.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия для 1 класса на тему: Закрепление произношения звуков (с), (с'). Прогулка по зимнему лесу

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Использование ИКТ в работе логопеда
статья на тему

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_ikt_v_rabote_logopeda.docx 28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса

Кушу Анжела Нальбиевна

учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

  • (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
  • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность детей
  • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
  • Повышать интерес к обучению (мотивация)
  • Осуществлять дифференцированный подход
  • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
  • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :

  • При объяснении (введении) нового материала
  • При закреплении
  • При повторении
  • При обобщении
  • При обследовании

При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :

  • Презентации
  • Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
  • Тестовые оболочки
  • Ресурсы Интернет
  • Развивающие flash-игры

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

(Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Т. о . презентация:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  • Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:

Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

«Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).

Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи.

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

  • Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
  • Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
В системе коррекционно – развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми:

  • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
  • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
  • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
  • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями :

  • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
  • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
  • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
  • творческие недели (логопедические тренинги, организационно – деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами :

  • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
  • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
  • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

В презентации представлены игровые упражнения на:

Развитие фонематического слуха;

Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: