Проект: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС»
Предлагаемый материал представляет собой обобщение опыта методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ с учетом новых требований.
Проект: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС»
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Мы совместно с психологом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводятся в конце каждого месяца.
Цель проекта — построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.
При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:
- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;
- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;
- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;
- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.
1 этап. Диагностический. Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5 – 7 лет, составление общей карты развития ребенка. А также определение методической базы.
2 этап. Коррекционно-развивающий. Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.
3 этап. Аналитический. Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.
Ожидаемый результат. Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.
Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме. Предлагаемый материал представляет собой обобщение опыта методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ с учетом новых требований.
Интеграция образовательных областей
«Осенняя ярмарка. Сад-огород».
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать умение с благодарностью относиться к помощи.
«Осенняя одежда, обувь,
Закреплять умение выполнять правила игры.
«Дикие животные. Домашние животные».
Закреплять умение подчиняться правилам в дидактических играх.
Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.
Познавательное развитие.
«Транспорт. Мужские профессии».
Познавательное развитие.
1) Шимук Т.В.,
учитель-логопед
2) Сержанова О.В.,
учитель-логопед
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Учитель-логопед: Турчанова Т.В. – презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМарина Тяпкина
Похожие презентации
Презентация по предмету “Экономика” на тему: “Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Учитель-логопед: Турчанова Т.В.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Учитель-логопед: Турчанова Т.В.
2 «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» Л.С.Выготский Выготский Лев Семёнович ( ) советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.
3 Задачи: создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда; обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов; разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
5 Задачи работы учителя-логопеда Обследование воспитанников детского сада и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми. Задачи работы психолога Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. Совершенствование мелкой моторики. Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств. Активизация отработанной лексики. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия. Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
6 Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога Этап Основное содержание Результат Организационны й (сентябрь – октябрь) 1. Первичная психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями. 2. Составление заключений по результатам диагностики. 3. Организация и проведение психолого-медико- педагогических консилиумов. 4. Разработка комплексных и индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ. 5 Заполнение индивидуальных карт развития детей.. 1. Создание индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. 2. Утверждение планов взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.. Основной (ноябрь – март) 1. Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. 2 Проведение логопедического и психологического мониторинга. 3. Корректировка программ сопровождения 1. Реализация индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. 2. Реализация планов взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. Заключительный (апрель – май) 1. Оценка результативности коррекционной работы с детьми. 2. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. 1. Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. 2. Изменение характера коррекционной работы или направление детей на РПМПК
7 Учитель- логопед Психолог Диагностическое Коррекционно- развивающее Консультирование, просвещение педагогов и родителей Аналитическое (мониторинг результатов)
9 ДИАГНОСТИКА Определение уровня речевого и психического развития ребенка Выделение факторов риска, на основе полученных результатов Составление общей карты развития ребенка Оценка результативности коррекционной работы с детьми Анализ полученных результатов
10 Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка
12 Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность
13 Задачи интегрированного занятия: Дидактические КоррекционныеВоспитательные обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности. закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально- волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции. вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.
14 Логопед Психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей Логопед Психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей Логопед Психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей
15 Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС
Белова Наталья
Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных областях: коммуникативно – личностной, художественно – эстетической, области физического развития, а также познавательно –речевой. Именно на познавательно – речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере.
Л. С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.
Все это влечет за собой необходимость создания особой, коррекционной психолого – педагогической среды осуществляемой учителем– логопедом и педагогогом– психологом.
Цель взаимодействия специалистов является – успешное преодоление речевого недоразвития и формирование полноценных коммуникативно – речевых навыков.
Взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается в:
– совместном планировании работы;
Выделяются следующие формы работы:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается на этапе диагностики. Так, обследуя речь нельзя не учитывать эмоциональное состояние ребенка, уровень познавательных процессов. А изучая уровень развития познавательной сферы нельзя обойтись без речевого высказывания ребенка.
Результаты диагностики позволяют учесть речевые и индивидуальные особенности детей, сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.
Тесная взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается :
– в совместном планировании работы,которая осуществляется по единому комплекстно – тематическому планированию;
– при осуществлении преемственности в работе.
Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности:
Для психолога :
– коррекция отставаний в развитии психических функций,
— развитие эмоциональной сферы, умение управлять собственными эмоциями и понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей
– активизация речевой деятельности ребёнка.
для логопеда :
–.коррекция нарушений в развитии речи
-активизация функционального потенциала ребенка
— особенности использования детьми мимики и пантомимики.
Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
В результате взаимодействия учителялогопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями,решаются задачи:
1. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства и речевой среды;
2. Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
3. Обновление форм и содержания коррекционно –развививающей работы с детьми
Современные условия жизни: социальные, экологические, экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности.
19.12.2014г. был принят приказ Минобрнауки «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования».
Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
.В последнее время наш ДОУ стали посещать дети с ОВЗ. (с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты).
Аутизм – это врожденный синдром, для которого характерен особый тип нарушения психического развития, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, стереотипное поведение, затруднения, а иногда полное отсутствие речи, снижение интелекта.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка
При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.
На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут коррекционно- педагогической работы, который происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, дефектологом, логопедами и педагогами.
Неотъемлемым звеном в системе инклюзивного образования является правильная организация предметно – пространственной среды— это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.
В кабинете логопеда и психолога создано зонированное пространство для индивидуальной и подгрупповой деятельности.
Для структурирования учебной деятельности мы используем визуальное расписание на котором отражаем все виды деятельности, которые будут происходить на данном занятии.
На своих занятиях мы используем систему поощрений в виде жетонов и игрушек.
Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность педагогов.
Результат взаимодействия учителя – логопеда и педагога психолога:
1. Всестороннее развитие и коррекция воспитанников, с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей.
2. Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ.
3. Рост компетентности родителей в области коррекционной педагогики.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Проект: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС»
Предлагаемый материал представляет собой обобщение опыта методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ с учетом новых требований.
Проект: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС»
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Мы совместно с психологом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводятся в конце каждого месяца.
Цель проекта — построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.
При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:
- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;
- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;
- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;
- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.
1 этап. Диагностический. Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5 – 7 лет, составление общей карты развития ребенка. А также определение методической базы.
2 этап. Коррекционно-развивающий. Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.
3 этап. Аналитический. Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.
Ожидаемый результат. Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.
Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме. Предлагаемый материал представляет собой обобщение опыта методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ с учетом новых требований.
Тема | Учитель-логопед | Педагог-психолог | Интеграция образовательных областей |
«Осенняя ярмарка. Сад-огород». | «Большой-маленький» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. «Назови сок, варенье» — упражнять в образовании относительных прилагательных. «Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже; в употреблении сложных предложений с союзом А. |
«Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление. «Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. |
Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки. Познавательное развитие. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.Расширять и уточнять представления детей о природе. |
Социально-коммуникативное развитие.
Воспитывать умение с благодарностью относиться к помощи.
Художественно-эстетическое развитие.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Пальчиковое упражнение «Коготочки»
— развивать мелкую моторику.
— развивать слуховую память, мышление.
«Кто спрятался в лесу?»
— развивать концентрацию внимания.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.Расширять представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.
Социально-коммуникативное развитие.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься.
Физическое развитие.
Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.
Познавательное развитие.
Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).
Физическое развитие.
Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Художественно-эстетическое развитие.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Познавательное развитие.
Расширять и уточнять представления детей о природе.
1) Шимук Т.В., учитель-логопед 2) Сержанова О.В., учитель-логопед
- Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
- Представление педагога-психолога на ребенка (для ПМПК)
- Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда
- Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
- Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
(5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa_i_logopeda.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Эклер Елена Владимировна, Ратке Светлана Анатольевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №72 г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Как свидетельствуют результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. » [Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.] Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием – все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
На современном этапе сложившиеся новые условия в системе образования с внедрением ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), ориентированного на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждают педагогов к поиску новых путей включения коррекционно-образовательной деятельности в работу дошкольного учреждения. Она направлена на выравнивание речевого, психофизического, эмоционального развития детей при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и членов семьи ребенка.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые дошкольные образовательные учреждения требует от последних создания определенных условий для эффективного взаимодействия двух образовательных систем – общей и специальной. Создание единого коррекционно-образовательного пространства позволяет запустить механизмы этого взаимодействия. Наиболее эффективно решить поставленную задачу могут педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей [3,c.5].
Именно поэтому проблема осуществления ППМС (Психолого-педагогической, медицинской и социальной) – помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации детей в условиях образовательного учреждения является наиболее актуальной. Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка [1].
Массовые дошкольные учреждения, в том числе и МКДОУ дс № 72 посещают дети с разными образовательными потребностями. Как известно, такие дети требуют к себе повышенного внимания и нуждаются в проведении комплексных коррекционных мероприятий. Выполнение стратегии включения ребенка в коррекционно-развивающий процесс возлагается на специалистов ПМПк (Психолого-медико-педагогический консилиум) образовательного учреждения. Успешная деятельность ПМПк ДОУ во многом зависит от умения педагогов действовать сообща. ПМПк не только проводит психолого-педагогическую оценку динамики развития детей, но и разрабатывает индивидуальную образовательную программу, оценивает и корректирует выбранные методы и технологии помощи конкретному ребенку. Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности детей. Мы – специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель-логопед – после коррекционно-развивающих занятий с детьми, находящимися на ПМПк-сопровождении, работаем в тесном контакте друг с другом, всегда делимся маленькими и большими «шагами» в сторону динамики каждого конкретного ребенка, обсуждаем результаты проведенной работы. Считаем, что специалистам недостаточно просто провести занятие и сделать соответствующую запись в индивидуальную карту сопровождения ребенка, необходимо обсуждать имеющиеся проблемы в развитии ребенка и совместно находить методы и технологии помощи каждому ребенку.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии, логоритмики, песочной игротерапии, сказкотерапии и т.д. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Модель взаимодействия ставит своей целью создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей в обучении у дошкольников при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника и членов семьи ребенка).
Комплексный подход подразумевает два аспекта.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех психических процессов и воспитание личности в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов, работающих с детьми.
Комплексный подход направлен на реализацию трех задач, которые решаются одновременно:
I. Воздействие на личность воспитанников.
II. Формирование навыка правильной речи.
III. Профилактика рецидивов.
Решение первой задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения ребенка к самому себе, формированию социальной активности ребенка. Осуществляется с помощью психотерапии на коррекционных занятиях педагога-психолога.
Решение второй задачи в основном осуществляется логопедом на логопедических занятиях в соответствии с этапами, предусмотренными индивидуальным образовательным маршрутом.
Третья задача – профилактика рецидивов связана с лечебно – оздоровительной работой и поддержкой повторными курсами реабилитации.
Последовательность применения различных традиционных и инновационных технологий для решения этих задач используется одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.
Таблица 1. Основные блоки работы с родителями
Педагогическое просвещение родителей
Повышение педагогической грамотности родителей
Лекции, семинары, практические, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации.
Включение родителей в деятельность ДОУ
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения
Праздники, соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, КВН, турниры знатоков, работа кружков, экскурсии, подготовка спектаклей.
Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и педагог-психолог, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Сотрудничество с родителями во многом определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению трудностей в обучении у детей. Наша служба ППМС предусматривает активное участие родителей во многих мероприятиях, проводимых в детском саду: родительские собрания, занятия-практикумы, индивидуальные консультации. Все формы работы, проводимые с родителями, способствуют: укреплению партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению уровня компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержания их уверенности в своих педагогических силах.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в коррекционно-развивающей работе. Таким образом, работая в команде единомышленников, мы добиваемся хороших результатов, обогащая образовательный и практический уровень детей с проблемами в развитии.
Результаты нашей работы свидетельствуют о том, что создание единого коррекционно-образовательного пространства благотворно влияет не только на подготовку ребенка к школьному обучению, но способствует дальнейшей социализации ребенка в обществе.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
- Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов /Под науч. ред. М. М. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
Взаимодействие психолога и логопеда
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.
Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.
У детей с нарушениями речи при нормальном уровне развития интеллекта наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: недостаточное внимание, ребенок быстро отвлекается и переключается на другое занятие, он плохо запоминает информацию, истощаемость психических процессов, связная речь затруднена. Такие дети, как правило, либо излишне импульсивны и агрессивны, либо апатичны, заторможены и замкнуты. Наблюдается резкая смена настроения и другие негативные проявления.
Соответственно, помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается очевидная необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели
Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.
Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.
Задачи логопеда следующие:
- развитие звуковой стороны речи;
- помощь в пополнении словарного запаса и освоении грамоты;
- обучение связному выражению своих мыслей;
- развитие слухового внимания и мелкой моторики;
- формирование навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
- развитие высших психических функций: память, внимание, мышление;
- совершенствование зрительно-моторной координации;
- развитие эмоционально-личностной сферы;
- формирование волевых качеств и самоконтроля;
- обеспечение комплексной психологической поддержки.
Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.
Реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога-педагога в тех случаях, когда в основе сложностей воспитания и обучения детей лежат следующие проблемы:
- незрелость высших психических функций, которая сочетается недоразвитием речи;
- недостаточность речевого развития сопровождается снижением самоконтроля и учебной мотивации;
- речевые нарушения сопровождаются тревожными расстройствами.
Особенности планирования совместной работы
Сотрудничество логопеда и психолога лучше начинать как можно раньше – еще до комплектования логопедических групп.
Уже при проведении обследования происходит выявление детей с речевыми нарушениями и психологическими проблемами. Педагог-психолог должен присутствовать на заседании ПМПк для разъяснения какой-либо ситуации по конкретному ребенку, требующей компетенции психолога, а также для наблюдения за детьми в новой для них ситуации. На этом этапе диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает представление о фактическом уровне развития интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка.
Затем проводится совместное совещание, в ходе которого логопед и психолог обсуждают основные рабочие моменты, а также составляют план совместной работы на весь год. Важным этапом является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать оба специалиста.
В частности, задания для развития внимания и памяти могут составляться на основе материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В качестве примера можно взять задание из картотеки на автоматизацию звука [Ш]. Задача заключается в том, чтобы найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
Пример: шапка, шуба, шарф, рубашка, шмель. Лишнее слово – шмель, потому что это насекомое, а все остальные слова – это предметы одежды. Кроме того, у детей вызывают большой интерес задания, в которых необходимо устранить ошибки в построении предложений.
К примеру, дети должны исправить ошибки в предложениях, выделяя звук Л: «Салат торчал из вилки». «Вода пила слона». «Елка ходила около косули» и т.д.
Что необходимо учитывать в совместной работе
Основу организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога определяют следующие принципы:
- Системная работа. Развитие ребенка должно быть комплексным, поэтому нельзя развивать только одну функцию.
- Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Ориентированность на каждого конкретного ребенка. Работа с ребенком должна строиться на основании его возрастных и личностных особенностей.
- Правильный подход к нагрузкам и требованиям. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно адекватно оценить ту нагрузку, которая оказывается в процессе занятий. Важно действовать постепенно, переходя от простых заданий к более сложным.
Другой вопрос касается функционала каждого специалиста, который часто может совпадать, несмотря на свои задачи, которые есть как у логопеда, так и у психолога.
Одна из таких смежных областей – это развитие познавательной сферы, которым занимаются оба специалиста. И может сложиться такая ситуация, когда этому вопросу не будет уделяться достаточного внимания по причине того, что один специалист будет думать, что данный вопрос решает его коллега. Может быть и обратная ситуация, когда логопед и психолог уделяет повышенное внимание развитию познавательной сферы, что идет во вред их основным задачам и обязанностям.
Подобные ситуации случаются только тогда, когда нет отлаженного взаимодействия между двумя специалистами. Если же они четко наметили план совместной работы, то такие ошибки исключены.
И логопед, и психолог занимаются развитием речевых и высших психических функций, но каждый со своей стороны. Задача логопеда – развивать речь с использованием приемов активизации памяти, мышления и внимания. Он может использовать элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог тоже воспринимает речь как средство интеллектуального развития, и помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на логопедических занятиях.
Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи:
Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность ( взаимодополняемость ). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Модель взаимодействия была разработана при активном участии психолога детского сада и представляет собой систему из трех направлений:
Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.
Создание и апробация модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.
1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Направления:
– Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет.
– Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
– Составление общей карты развития ребенка.
Предполагаемый результат:
– Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.
– Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.
Предполагаемый результат:
– Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
– Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.
Предполагаемый результат:
Первое направление – диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы мы исходили из основных принципов педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:
Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.
Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.
Второе направление – коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:
- разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
- составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.
Нам бы хотелось, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Третье направление – аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект – субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи.
Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.