Проект «В стране красивой речи»
проект
Проект «В стране красивой речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_strane_krasivoy_rechi.docx | 197.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ
«Детский сад№ 10 «ДУБРАВУШКА»
Проект «В стране красивой речи»
Проект «В стране красивой речи»
Проект «В стране красивой речи» в старшей группе
Проект: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных деятельностей.
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
• формировать умение согласованно работать с партнёрами в планировании коллективной деятельности.
• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
• развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей.
• воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Тип проекта: групповой, среднесрочный
Средства для реализации проекта:
• Беседы и организованная деятельность;
• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;
• Проведение театрализованных представлений;
• Музыкальные развлечения и праздники.
I этап. Подготовительный (информационно- аналитический) :
• разработка гипотезы, цели и задач проекта;
• подбор методического материала и литературы; •
• пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
II этап. Основной (практический) :
• работа с детьми;
• работа со специалистами;
• работа с родителями.
• совместные итоговые выставки творческих работ;
III этап. Заключительный.
• анализ результатов реализации проекта;
• размещение информации в СМИ.
План реализации проекта:
1. Подготовительный (информационно- аналитический) .
Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта. Формулирование проблемы, постановка цели проекта.
Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе. Подобран методический материал и консультации для родителей.
Осознание проблемы, принятие задач проекта;
Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта
Деятельность совместно со специалистом :
Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
2. Основной (практический)
Организация работы : индивидуальная работа с детьми, родителями
Организация и проведения конкурсов чтецов «Осень золотая»
Дидактические игры по развитию речи.: «Кто, что?» , «Назови наоборот» . Речевые пальчиковые игры. Разыгрывание разнообразных сказок при помощи различных видов кукольного театра:
«Гуси-лебеди» , «Колобок» , «Репка» , «Заюшкина избушка» .
Игры- имитации и импровизации
(неуклюжий медведь идет к домику, гуси-лебеди летят
литературы, стихов, загадок, заучивание стихотворений.
«Особенности речевого развития детей 5-6 лет» ,
«Игры, которые можно провести дома» .
Родительское собрание : «Особенности проблемы речевого развития у детей старшего возраста».
Деятельность совместно со специалистом :
Приглашение на родительское собрание логопеда
Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов :
Нарисовать рисунок совместно с родителями к стихотворению.
Конкурс чтецов «Здравствуй, осень золотая!»
Работа над техникой речи.
Организация и проведения
Экскурсии в осенний лес
Создание книги сказок.
Подготовка и проведение КВН «Путешествие по сказкам»
Экскурсия в осенний лес, составление рассказов на тему «Осень золотая» .
Дидактические игры по развитию речи.: «Что лишнее?» , «Найди различия» , «Где спрятался зайка?» .
Речевые игры с движениями.
Дидактические игры по развитию речи: «Продолжи сказку» , «Составь рассказ» ,
дидактических игр по развитию речи.: «Придумай историю» , «Когда это бывает»
«Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей : «Роль родителей в развитии речи ребёнка» . Раздача буклетов : «Пальчиковые гимнастики» .
Деятельность совместно со специалистом :
Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов :
«Сочиняем вместе с детьми» – сочинить сказку и нарисовать к ней рисунок
КВН «Путешествие по сказкам» – совместно с родителями и специалистами
Организация и проведение Экскурсии в библиотеку
Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки : беседа об образе, музыкального характера героев, работа над сольными номерами. Организация и проведение драматизаций сказок «Теремок» и «Три медведя»
Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки)
Беседа : «Секрет волшебных слов» .
дидактических игр по развитию речи.: «Придумай историю» , «Когда это бывает
Консультации для родителей «Развиваем речь, играя!» , «Как научить ребёнка здороваться» ,
Консультация для родителей : «Роль родителей в развитии речи ребёнка» . Буклет : «Игры в которые можно поиграть дома
Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов :
«В гостях у сказки» – совместно с родителями сделать сказку своими руками.
3. Заключительный (подведении итогов)
Анализ результатов реализации проекта;
Презентация проекта на педсовете;
Размещение информации в СМИ.
Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов :
Драматизаций сказок «Теремок» и «Три медведя» совместно с родителями и специалистами.
• будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию, сочинений сказок, заучивание стихотворений;
• будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
• обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
• у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
• у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребёнка;
• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад» .
• Сформированы навыки диалогической и монологической речи.
• Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
• Улучшились отношения детей друг с другом.
• Установлено деловое взаимодействие с родителями.
• Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.
• Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.
Проект «Страна красивой речи»
Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи – научите меня говорить правильно».
- Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
- Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
- Учитель-логопед;
- воспитатели МБДОУ,
- музыкальный работник,
- руководитель физического воспитания,
- дети и родители старшей группы.
- Технология совместной деятельности;
- Технология логопедического обследования;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- Компьютерные технологии.
- Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.
Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
- Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:
- должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- Оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
- организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями
- анкетирование;
- родительские собрания;
- семинары – практикумы;
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- журнал «Мой говорун»;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
- Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
- Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.
Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Механизм оценки:
- Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
- Анализ речевого развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2
3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей
2.Учитель-логопед и воспитатели
2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5
3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6
4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников»
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели
3.Учитель-логопед и воспитатели
2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика»
3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7
4. Памятки для родителей Приложение №8
2.учитель-логопед и воспитатели
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№
3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад»
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне»
3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.
4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»
4. Совместно учитель-логопед, воспитатели,
2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.
3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№
4.Мониторинг развития речи детей старшей группы
учитель-логопед, воспитатели и специалисты
ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Проект “В стране Красивой речи”
Актуальность проекта:
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Просмотр содержимого документа
«Проект “В стране Красивой речи”»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 комбинированного вида»
Проект
«В стране Красивой речи»
Название проекта: «В стране Красивой речи»
Вид проекта: краткосрочный, игровой, информационный проект
Сроки реализации: 2020-2021 уч. год.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных деятельностей.
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
• формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
• развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей.
• воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Средства для реализации проекта:
• Беседы и организованная деятельность;
• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;
• Проведение театрализованных представлений;
• Музыкальные развлечения и праздники.
1 этап – подготовительный
постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
–Определение темы проекта, постановка цели и задач;
-Создать мотивацию для работы по проекту;
-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
– Изучение причин речевых нарушений.
-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
-оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей
-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.
-НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;
– дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,
«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».
– Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
2 этап – основной
Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию. Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
– Загадывание загадок, заучивание стихотворений;
-Составление описательного рассказа
-Рассказывание по сюжетным картинкам.
-Заучивание стихотворения «Весна – красна».
– Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»
– Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,
– Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.
– Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.
-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
– Оформление наглядной информации в родительском уголке.
– Повышение компетентности родителей, консультирование.
Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».
-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)
3 этап – заключительный
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.
– Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации;
-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»
-Показ непосредственно образовательной деятельности
– оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»
– оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»
– Участие в фестивале д/с «Конкурс чтецов»
– Оформление альбома стихов о весне.
– Обработка и оформление материалов проекта.
– Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта
Достигнутые результаты:
Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; в диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.
Статья Проект ” Путешествие в страну красивой и грамотной речи”. Автор: Холостова Татьяна Ивановна
Автор: Холостова Татьяна Ивановна
поект для подготовительной группы для развития речи у детей
Автор: Холостова Татьяна Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка»
МБДОУ ДС «Калинка» г . Волгодонска
« ПУТЕШЕС Т ВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ ».
Название проекта : « Путешествие в страну красивой и грамотной речи».
Тема : « Речевое развитие детей ».
Авторы проекта : Холостова Татьяна Ивановна. Срок реализации проекта : долгосрочный (201 8 -201 9гг. ) Участники проекта : дети подготовительного возраста, воспитатели, родители, изо руководитель, м уз . р аботник, физ. Руководитель, психолог, логопед.
База, реализации проекта : МБДОУ ДС «Калинка», г . Волгодонск. Актуальность темы : Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким . Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Проблема: Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.
Повысить уровень развития речи детей через дидактические
формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
формировать навыки связной речи.
развивать интерес к художественно
й литературе, как образцу речи.
беспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными иг
ровыми материалами, декорациями.
существить взаимодействие с родителями с целью обогащения
речевой активности ребенка.
азвивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.
Сроки и этапы реализации проекта
1 Этап – подготовительный ( август 2018г. )
Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности.
Подбор картотек скороговорок, потешек , чистогов орок . Изготовление мнемотаблиц , сх ем, дидактических игр, пособий , консультаций для родителей.
2 Этап – основной ( сен тя брь 201 8 –май 201 9гг. )
Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка».
Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой».
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Занимательная ручка».
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С» .
Сюжетно-ролевая игра «Детская студия», «Создаем репортаж».
Буклет «История алфавита» .
Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов»
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», « Гармошечка ».
Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки»
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «З».
Тематическая выставка дидактических игр в помощь родителям.
Акция «Подари книжку малышам» .
«Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот».
Песочная игротерапия «Песочный дворик»
Памятка для родителей
«Развитие речи вашего ребёнка».
Чтение русской народной сказки « Хаврошечка ».
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Р».
Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»;
Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок .
К онсультация для родителей
« Р ечевые игры с дошкольниками» .
Изготовление схем по сказкам, рисование пиктограмм.
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ц».
Буклет для родителей “Последовательность работы по формированию правильного речевого дыхания” .
Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».
Изготовление: письма – загадки; письмо – приглашение .
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук « Щ ».
Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи»
Рубрика: Педагогика
Дата публикации: 16.02.2016 2016-02-16
Статья просмотрена: 1526 раз
Библиографическое описание:
Хохлова, В. М. Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи» / В. М. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 854-857. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26105/ (дата обращения: 18.01.2022).
Раздел I: Информационная часть
Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный, направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений речи дошкольников, в совместной с детьми и родителями деятельности с целью создания благоприятных условий для положительной социализации дошкольников и последующего успешного обучения в школе.
Сроки реализации: Сентябрь 2014 года — май 2016 года.
Раздел II: Содержательная часть проекта
Проект направлен на формирование доверительных отношений с родителями и организацию совместной деятельности по проведению коррекционной работы с детьми на основе индивидуального подхода.
Главной идеей Проекта является его открытость, выражающаяся в обеспечении доступности коррекционной помощи в формировании речи детей в условиях логопедического кабинета. База МАДОУ даёт возможность использовать разные варианты оказания логопедической помощи детям, но основой Проекта является присутствие и непосредственное участие родителей в логопедических мероприятиях, что позволяет им вникнуть в проблемы ребёнка и в совместной деятельности устранить их. Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы.Таким образом, логопедическая помощь, направленная на коррекцию речевого нарушения будет более конкретной и индивидуализированной.
Формы работы: логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете, совместные занятия.
подготовительный этап: с 01.09.2014 г. по 31.10.2014 года
организационно-проектировочный этап: с 01.11. 2014 г. по 28.02. 2015 г.
практический этап: с 01.03.2015 г. по 30.04.2016 г.
аналитический этап: с 01.05. 2016 г. по 31.05.2016 г.
2. Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС) подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений, а также обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. [2. п.п.2,п.1.5,ч.1]
В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей, поступающих в детский сад, чья речь развивается без особых отклонений от нормы.
Исследования, направленные на целесообразность разработки и реализации данного Проекта в МАДОУ дали следующий результат:
- Около 40 % семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста нуждаются в оказании коррекционной помощи.
- В детском саду имеются достаточные кадровые ресурсы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционной работы. (рис. 1)
- Родители старших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.
Новизна Проекта — это разработка новой системы взаимодействия с семьями, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка, так как будет решена одна из наиболее сложных проблем — различие в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Овладев необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей.
Таким образом, существует необходимость в новой организации работы логопедического кабинета МАДОУ, которая будет направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и их родителям посредством реализации Проекта.
3. Цели и задачи Проекта.
Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства в детском саду и семье для освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. [4,с.5]
Создать организационную базу для проведения коррекционной деятельности логопедического кабинета, апробировать методические условия индивидуальных занятий в присутствии родителей.
Создать условия для функционирования инновационных моделей работы логопедического кабинета МАДОУ (в первую и вторую половину дня).
Подготовить программно-методическое обеспечение предоставляемых логопедическим кабинетом услуг.
Пополнить материально–техническую базу логопедического кабинета МАДОУ.
4. Этапы реализации Проекта
I этап (подготовительный):
изучение нормативно-правовых документов по осуществлению логопедической деятельности в условиях реализации ФГОС;
проведение анкетирования родителей (законных представителей) с целью выявления спроса на образовательные услуги.
Исследовательская часть проекта.
Методы исследования — анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, анализ развивающей среды, анализ результатов Проекта.
В ходе исследования были рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на речевое развитие детей:
возможность своевременного оказания помощи учителем-логопедом;
консультирование ребёнка у невропатолога, психиатра, отоларинголога;
использование интернет-ресурсов для подборки методического материала.
достаточный опыт работы учителя-логопеда;
оптимальная площадь логопедического кабинета;
работа консультативного центра для родителей с целью их педагогического просвещения.
недостаточная компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
недостаточный уровень подготовки молодых педагогов для выполнения инновационных форм работы.
II этап(организационно- проектировочный):
разработка, согласование и утверждение планов работы (индивидуальные и перспективные);
подбор программно-методического обеспечения и диагностических материалов;
определение направления деятельности логопедического кабинета и форм взаимодействия участников образовательных отношений;
создание комфортной предметно-развивающей среды.
III этап (практический):
реализация плана работы по Проекту
организация обратной связи с родителями.
IV этап (аналитический):
анализ результатов работы по выполнению Проекта, определение ее эффективности.
5. Критерии оценки и ожидаемые результаты
выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с нарушениями речи при поступлении в школу;
снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки — количественный анализ);
создание банка методических материалов (критерий оценки — наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива);
обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп;
повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг (критерий оценки — результаты анкетирования потребителей);
привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в коррекционно-развивающей работе с детьми 4–7 лет (критерий оценки — показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).
охват коррекционно-развивающей работой 100 % нуждающихся потребителей образовательных услуг.
увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к выпуску в школу;
увеличение числа активно участвующих в совместной коррекционно-развивающей работе родителей.
Эффективность проекта: увеличение спроса на предоставляемые услуги.
6. Ресурсное обеспечение проекта
Информационное: в логопедическом кабинете достаточное количество современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, электронная почта, функционирует сайт МАДОУ, персональный сайт учителя-логопеда.
Временное: сроки реализации Проекта — Сентябрь 2014 года — май 2016 года.
Материально-техническое: в МАДОУ есть кабинет логопеда, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное оборудование, речевая среда в группах и среда детского сада (музыкальный зал, кабинет духовно-нравственного воспитания, Русская горница, Зимний сад, спортивный зал)
Раздел III: Перспективы развития проекта
В случае успешной реализации Проект может быть использован, как одна из вариативных моделей оказания коррекционных услуг детям с нарушением речи и их семьям. Предоставление услуги в рамках идеи данного Проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволит реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения Проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 4 года).
Опыт реализации Проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его проведения будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления услуг детям.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — п.п.2, п.1.5, ч.1
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Москва «Просвещение» 2010 г.-с.5
Эссе ” Моя профессия -логопед”
Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения красивой и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с малышами, должен помнить: то, что дети смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.
Профессия логопеда является очень гуманной, ведь развитие ребенка – это путь истины, поиска своего уникального и неповторимого «Я», это путь формирования индивидуальности ребенка, долгий и трудный, но прекрасный и неповторимый.
Быть логопедом – это больше, чем просто иметь престижную и редкую специальность, это ответственнее, чем просто посвятить себя совершенствованию профессии.
Ведь, на мой взгляд, только благодаря бескорыстной и самоотверженной любви лучших педагогов, вся система образования в целом, и система коррекции в частности, до сих пор существует и развивается в нашей стране. Эти люди, принимающие свою профессию как служение, не останавливаются и не опускают руки перед любыми трудностями, которых в профессии учителя-логопеда возникает огромное множество каждый день.
В работе с детьми особо необходимы любовь, чуткость, ведь учитель-логопед заменяет своим воспитанникам мать, когда ее нет рядом, а, значит, должен вести себя по-матерински, щедро отдавая внимание, ласку, теплоту, доброе слово, сердечность, душевность.
Учитель-логопед призван исполнять прекрасную миссию – дарить свою любовь детям. И каждый день он должен воплощать ее в жизнь, одновременно передавая своим подопечным склонность к этому чувству.
Важным аспектом деятельности каждого учителя-логопеда является то, что он должен быть не только защитником и опекуном своих воспитанников, но и близким другом, которому можно рассказать обо всех своих переживаниях, ведь в таком юном возрасте дети очень чувствительны, они требуют не только безоговорочной любви и тепла, но и понимания, а также совета взрослого человека, который сможет сказать им, как и что нужно и можно делать, а чего не стоит.
Итак, можно смело говорить, что профессия учителя-логопеда – это тяжелый труд. требующий постоянной концентрации, самоотдачи, внимания, терпения, понимания и доброго сердца.
Профессия учителя-логопеда должна, несомненно, вызывать гордость, поскольку она является одной их самых древних и самых сложных профессий. Почетной она является потому, что оставляет в душе светлое чувство исполненного долга перед малышами, дает возможность чувствовать свое участие в их судьбе, а, следовательно, свою полезность в этом мире и обществе. Множество лиц повстречает человек на протяжении всей своей жизни, вот только лицо своего учителя и наставника он навсегда запомнит.
Коррекция речи – дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами и процедурами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. И в словах великого Цицерона мы можем рассмотреть саму суть профессии учителя в целом, а, в частности, профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
Учитель-логопед не только исправляет речь, избавляет от ошибок письма и чтения, но и вселяет в душу ребенка надежду на будущее и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем мальчишкам и девчонкам добиться успеха, подобрать себе без всяческих ограничений престижную и интересную работу.
Именно поэтому, учитель-логопед должен быть высококвалифицированным. В современной системе образования повышение квалификации педагога, овладение им современными педагогическими методиками и технологиями представляет собой важный этап постоянного образования учителя на протяжении всей своей педагогической деятельности. Ведь любой педагог может называться педагогом с большой буквы, только тогда, когда он не стоит на одном месте, постоянно учится и повышает свой уровень профессионализма.
К учителю-логопеду в дошкольном учреждений на сегодняшний день предъявляются высокие требования, потому что не только педагогические технологии и методы, которые он применяет, но и сама его речь, способности к коммуникации должны быть образцом подражания для детей, родителей, коллег по работе, всех окружающих. Следовательно, непрерывное образование, которое включает в себя и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня современного учителя-логопеда.
Действительно, современный ритм жизни требует от учителя-логопеда постоянного профессионального роста, нестандартного, творческого отношения к работе, стопроцентной самоотдачи. Профессиональный опыт учителя-логопеда гарантирует ему высокий уровень профессиональной квалификационной деятельности в разных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, учащихся, студентов, коллег.
К профессии учителя-логопеда относится множество сферам профессиональной, деловой компетенции: это и педагогическая диагностика и консультирование, и профилактическая работа, и специальное педагогическое просвещение. Также немаловажным является участие в психологической помощи, социально-педагогическая и образовательная деятельность, организация и эффективное руководство образованием, научно-исследовательская деятельность в своей профессиональной области.
Важнейшими чертами профессионального характера учителя-логопеда с существенным опытом работы является доброта, оптимизм ответственность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, терпение, профессиональная честность и порядочность, энергичность.
Учитель-логопед учится всю свою жизнь, развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, родителями, единомышленниками.
На сегодняшний день в работе учителя-логопеда большое значение имеет работа с семьей своих воспитанников.
Не слишком большая осведомленность родителей в вопросах коррекции речи, недооценка ими раннего определения существующих речевых дефектов и незамедлительного воздействия на них, ложные, а иногда и вредные установки некомпетентных советчиков в отношении речи их детей, свидетельствуют о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Именно поэтому работе с родителями учителю-логопеду следует уделять особое внимание. Необходимо проводить консультации, беседы, открытые занятия и праздники, презентации, «круглые столы». Наглядную информацию необходимо делать яркой, понятной, доступной, побуждающей к действию. Именно здесь проявляется инновационная деятельность, которая заключается в подборе нестандартных методик, использовании информационных технологий, зарубежной коммуникативной практики.
Только работа сообща логопеда и родителей дает возможность достичь максимальных результатов. Родителям всегда следует прислушиваться к советам опытного учителя-логопеда, ведь они должны знать, что в работу запущен целый механизм, который состоит из неотъемлемых звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. И стоит хотя бы одному звену выпасть, вся работа по устранению дефектов будет существенно растянута во времени.
На практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с разными по социальному статусу семьями и их специфическими требованиями, тем не менее, найти контакт следует со всеми, а, значит, учитель-логопед должен быть еще и психологом. Ведь для одних родителей и детей необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других же более эффективными станут твердость, настойчивость на определенных требованиях, доказательство того, что невыполнение рекомендаций затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Итак, конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. Когда учитель-логопед слышит грамматически и фонетически правильную речь детей, которых он обучал, с которыми прошел через все возможные трудности, то становится очевидным, почему настолько важна профессия логопеда.
Следует постоянно верить в свои силы и силы тех детишек, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. Все дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, а учителю-логопеду приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых и светлых радостей.
Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
учитель-логопед МБДОУ д/с №3
компенсирующего вида
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
Работая учителем-логопедом двадцать лет, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию. Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.
Логопед – больше, чем специальность, ответственнее, чем профессия.
Л – любовь к детям
О – образование и самообразование
Г – гордость профессией
Е – единство в работе с семьёй
Д – достижение результата
Любовь к детям
«Что самое главное было в моей жизни? – задает себе вопрос в книге «Сердце отдаю детям», – без раздумий отвечаю: любовь к детям».
Можно сказать, что вся педагогическая система до сих пор существует только благодаря бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию как служение.
В работе с детьми любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку учитель-логопед заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а, следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность.
Я – любящий человек! А это во много раз чудесней, чем быть любимой. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Как говорил : «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям.
Образование и самообразование
Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень.
К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.
Гордость профессией
Я горжусь своей профессией. Она одна их самых древних, самых сложных. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность. Много лиц повстречает человек за свою жизнь, лицо учителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех.
Я убеждена, что профессия учителя самая лучшая на свете. Слова великого Цицерона как нельзя лучше объясняют суть профессии учителя, а особенно профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
Учитель-логопед – это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Современный ритм жизни требует от учителя постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, учащихся, студентов, коллег.
Сферами профессиональной, деловой компетенции логопеда являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, научно-исследовательская деятельность в профессиональной области.
Важнейшие черты профессионального характера учителя-логопеда с большим опытом работы – это доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.
Позитив – это ребенок в любом возрасте!
Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата. Это вечная молодость – учителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества – от написания конспектов для занятий до научных работ. Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.
Единство в работе с семьей
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки неграмотных советчиков в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому работе с родителями я уделяю большое внимание. Провожу консультации, беседы, открытые занятия и праздники, «круглые столы», презентации. Наглядную информацию в родительских уголках стараюсь сделать яркой, доступной, понятной, побуждающей к действию. Печатаю статьи в газетах нашего города, выступаю на местном телевидении.
Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов. Родители всегда прислушиваются к моим советам. Они знают, что в работу запущен целый механизм, состоящий из звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению дефектов значительно затягивается.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу семьями и их требованиями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, настойчивость на определенных требованиях, доказательство того, что невыполнение рекомендаций затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Достижение результата
Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел.
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя! Годы работы всё очевиднее подтверждают, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.