Проект ‘PROчтение’ – совместное мероприятие родителей и детей

Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы в рамках проекта ‘PROчтение’

Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы в рамках проекта ‘PROчтение’

Семейная гостиная на тему: «Кто много читает- тот много знает»

1. Выяснить, читают ли дома детям.

2.Развивать читательскую культуру взрослых и детей.

3.Дать рекомендации родителям по привлечению детей к чтению.

3. Заинтересовать детей и родителей в регулярном чтении, объяснив и показав важность знакомства детей с книгами различных жанров.

4. У детей способствовать развитию речи, расширению словаря, автоматизации звуков, развитию мыслительных процессов, познавательного интереса; словотворчества.

5. Воспитывать положительный эмоциональный настрой в процессе взаимодействия всех участников.

  • плакаты на стену с высказываниями известных людей (приложение 1), жетоны, анкеты, призы, разрезные картинки, тесты и памятки для родителей.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя-логопеда:

Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают.

Решение этой проблемы остаётся актуальным в настоящее время, ведь через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

2. Устное анкетирование среди родителей.

Вот сейчас мы проведём небольшое устное анкетирование среди родителей.

1. Читаете ли вы ребёнку?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не всегда

2. Любит ли ваш ребёнок слушать читаемое?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

3. Обсуждаете ли вы произведения, прочитанные вами или ребёнком?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не всегда

4. Можно ли увлечь ребёнка чтением?

  1. Да
  2. Нет

5. Как, по вашему мнению, можно увлечь ребёнка чтением?

  1. Не знаю
  2. Ежедневное чтение небольших текстов
  3. Обсуждение прочитанного
  4. Рассказать о произведении не раскрывая сюжет
  5. Оставить выбор книг за ребёнком
  6. Купить красочную книгу, новое привлекает
  7. Дать послушать аудиокнигу, затем предложить прочитать книгу
  8. Прочитать начало, заинтересовав ребёнка
  9. Если нет желания, увлечь невозможно
  10. Собственным примером

6.Как этому научить?

  1. Нужны способности, данные от природы
  2. Уделять ребёнку время, читая вслух
  3. Упорно увлекать
  4. Подбирать интересную литературу
  5. Показать своим примером
  6. Учить не нужно

7. Как вы поступаете, если ребёнок не хочет слушать чтение или говорит, что устал?

  1. Чтение с перерывом
  2. Метод кнута и пряника
  3. Объяснить пользу чтения
  4. Уступа
  5. Нужно заинтересовать
  6. У нас такого нет, ребёнок читает с удовольствием

3. Приглашаются в зал дети.

Логопед: Беседа с детьми по вопросам.

1. Может ли человек жить без книги?

2.Что ты больше любишь?

А) Смотреть телевизор;

Б) Слушать чтение взрослых

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно почитатели тебе родители?

5. Нравится ли тебе чтение?

  • Да
  • Нет
  • Нравится потому, что учат всему (узнаю много нового)
  • Это увлекательно и интересно
  • Всегда хочется узнать, что будет дальше
  • Привык с детства
  • Не нравится потому, что это скучно
  • Нет интересных книг

7. Что тебе нравиться получать в подарок?

  • Игры
  • Книги
  • Другие подарки

8.У вас дома много книг?

  • Да
  • Нет

9. Есть ли в домашней библиотеке детские книги?

  • Да
  • Нет

10. Читают ли тебе книги родители?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда

11. С кем ты недавно читал книгу дома?

  • С мамой
  • С папой
  • С бабушкой
  • С дедушкой

Педагог делает вывод по опросу.

3. Викторина для родителей.

А теперь проведём ВИКТОРИНУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и детей (за каждый правильный ответ команда родителей и детей получают жетоны).

1. Где спрятался седьмой козленок ( в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку ( орел)

5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)

6. В какой сказке встречаются зима с летом ( 12 месяцев)

7. Название города в котором жил Незнайка (Цветочный)

8. Кем был Дуремар ( аптекарем)

9. Кто написал сказку «Колобок» ( русский народ)

10. Умелец, подковавший блоху (Левша)

11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)

12. Кто был кучером у Золушки ( крыса)

13. Из чего сделал домик поросенок Нуф — Нуф ( прутья)

14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом ( кот)

15. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)

16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

17. Что повредила серая шейка ( крыло)

18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос ( Русалочка)

19. Птичка — бандит (соловей — разбойник)

20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)

21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров ( уши)

22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)

4. А кто много читает, тот грамотно пишет.

Вот и проверим наших мам. Приложение 2.

А дети пока соберут разрезные картинки и скажут нам, иллюстрации к каким сказкам на них изображены.

5. Теперь следующее задание: Кто больше знает пословиц и поговорок о книгах.

6. Ещё одно задание для игроков.

Вспомни и назови правильно сказку — один вопрос мамам, второй детям.

1. «Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»

2. «Бычок красный бочек зеленые ножки»

3. «Лисичка-сестричка и серая мышь»

6. «Марьюшкина избушка»

8. «Петушок и фасолевая семечка»

9. «Волк и 7 котят»

10. «Пашенька и медведь»

Читайте также:
Мнемотехника для дошкольников - мнемотаблицы в работе логопеда

7. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:

«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок»-румяный бок,
Есть «Снегурочка» краса,
«Три медведя», «Волк», «Лиса»,
Не забудем «Сивку- бурку»
Нашу вещую Каурку.
Про «Жар-птицу» сказку знаем,
«Репку» мы не забываем,
Знаем «Волка и козлят»,
Этим сказкам каждый рад.

– Почему сказки называются народными?

В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно.

8. Придуманные сказки.

Логопед читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку». («Лисичка – сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»).

2. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»).

3. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я – мышка – норушка, я — лягушка – квакушка». («Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок»).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит: «Испеки мне бабушка колобок». Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь? — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц»).

9. А кто читает детям стихи? Заучивает их. Прививает любовь к прекрасной поэзии?

– Станем поэтами и будем сочинять чистоговорки, подбирать рифмы. Например,

ра-ара-ра — начинается игра или ра-ра-ра во дворе у нас гора и т.д

10. Итоги викторины

Педагог подводит итоги викторины, посчитав число жетонов.

– Дети входят в волшебный мир книги совсем несмышлёными крошками и от того, как мы этот мир для них откроем, зависит их дальнейшее отношение с художественной литературой, полюбят ли они читать, или чтение будет для них лишь средством для получения информации.

Давайте же будем вместе играть со своими детьми как можно чаще и открывать мир вместе с ним. Читайте вместе с ребенком чаще.

Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу, но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь я тебе про него почитаю?».

Как прививать любовь к чтению вы узнаете из памяток, которые мы вам приготовили. (Раздаёт памятки — Приложение 4)

11. Заключительная часть.

Если у ребёнка слёзы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.

Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу, и принять активное участие.

Спасибо за то, что отвечали на вопросы, высказывали свое мнение.

До новых встреч!

Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед,
село Русский Камешкир
Пензенской области

Проект PROчтение

Библиотечный урок, посвященный творчеству нашей землячки А. П. Анисим овой, прошел в 4б классе 3 марта 2017г

Её жизненный путь неразрывно связан с Пензенской областью с 1938 года, когда она переехала в село Поим Белинского района. Здесь она сделала первые шаги в литературе и вскоре стала известной на всю Россию писательницей. В поимский период жизни было издано 26 её книг. Имя поэтессы известно за пределами области. Сказки принесли писательнице наибольшую известность, их неоднократно переиздавали. Особенный стиль : умение в рифму написать огромную сказку, отличает ее от многих. Лучшими из них стали «Птица-радость», «Про деда Водяного», «Три Аннушки» — переведены на германский язык, а «Заколдованная липа» — на румынский и сербо-хорватский языки. Александра Анисимова собирала народные сказки, песни, пословицы и поговорки увлекала этим делом десятки своих добровольных помощников. Александра Петровна вместе с другими писателями стояла у истоков областной писательской организации. За заботу о юных дарованиях Анисимова получила шутливое прозвище «Бабушка пензенских писателей».

Дети получили возможность не только познакомиться с биографией писательницы, но прочитать ее сказки «Птица-радость», «Про деда Водяного».

Велика роль словарей в современном мире. Словарная форма подачи материала (удобная для оперативного получения необходимых сведений) становится все более и более популярной в наш динамический, информационно насыщенный век. Французский лексикограф Алан Рей назвал современную цивилизацию цивилизацией словарей. Сегодня все больше осознается роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия

Выделяют два основных типа словарей по их содержанию: энциклопедические и лингвистические. Большинству людей приходится сталкиваться лишь с несколькими «классическими» видами словарей: толковыми, к которым обращаются, желая узнать значение какого-то (обычно непонятного) слова; двуязычными; орфографическими и орфоэпическими, в которых справляются о том, как правильно написать или произнести то или иное слово; и, возможно, этимологическими. Реально разнообразие типов словарей гораздо больше. Практически все они представлены в русской лексикографической традиции и доступны российскому читателю.

И уроки русского языка невозможны без словарей! Причем, на протяжении всей «школьной жизни» обучающиеся работают со словарями разных типов.

В МБОУ ООШ г.Спасска проведены Словарные уроки. В 6а классе (учитель Гаврина В.Д.) обучающиеся познакомились с разными типами словарей, их авторами и назначением.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия во второй младшей логопедической группе

Учащиеся 7а класса (учитель Воробьёва О.В.) приняли участие в познавательной игре по русскому языку «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». Выполняя задания, ребята пользовались различными словарями. В промежутках между турами они (из рассказов учителя) узнавали много нового и интересного о словарях и их создателях.

В выпускном 9б классе (учитель Седова И.Ю.) ведётся подготовка обучающихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ. У этих детей уже давно сформирована культура работы со словарями.

17.10.2015 года в рамках реализации проекта «PRO – чтение» 7а классе МБОУ ООШ г. Спасска проведен классный час «Толерантность – что это».

Цель: расширить представление о толерантности, содействовать формированию сплоченности коллектива.

В начале мероприятия, отвечая на вопрос, что такое толерантность, подростки называли терпимость, уважение людей другой национальности, хорошее отношение к другим народам, странам. Социальный педагог Агапова В.М. познакомила с основными принципами толерантности. Затем была проведена игра «Комплимент».

Прошло обсуждение книги Мустая Карима «Радость нашего дома», в которой повествуется о доброте башкирской семьи, которая во время Великой Отечественной войны приняла осиротевшую украинскую девочку.

С какой теплотой к ней относится сын, который понимает, любить новую сестренку – значит прежде всего оберегать ее, быть за нее в ответе. Мы видим доброту стариков, ребятишек.

В конце мероприятия дети сделали вывод: несмотря на то, что все люди разные, должна быть дружелюбная атмосфера.

23 мая во 2б классе МБОУ ООШ г. Спасска в рамках Года литературы и проекта «PROчтение» состоялось собрание-конкурс «Мы – читающая семья». Началось мероприятие с выступления школьного библиотекаря Сорокиной Е.Н. о необходимости домашнего чтения. В конкурсе принимали участие 6 семей: Митяковы, Катламины, Пырьковы, Джабраиловы, Филатовы, Кирилловы. По результатам 5 этапов призовые места распределились следующим образом: 1 место заняла семья Митяковых, 2 место у Пырьковых, 3 место у Джабраиловых. На данном собрании был объявлен рейтинг читателей школьной и районной библиотек. Больше всего книг в районной библиотеке прочитала Митякова Алена, а в школьной – Бекетов Михаил. Все победители и участники были награждены грамотами и памятными сувенирами. Катламина Светлана была награждена грамотой за лучший показатель по технике чтения среди второклассников.

В завершение председатель родительского комитета класса Голова О.Г. зачитала решение родительского собрания о важной роли родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению.

«У книги день рождения»

22 апреля 2015 года обучающиеся 2 «а» класса побывали на празднике книги «У книги день рождения». Это интересное мероприятие подготовили для детей сотрудники районной библиотеки. Оно проходило в рамках года литературы в России. Ребята стали участниками занимательной викторины и игр с Бабой Ягой и Королевой Книгой. На этом мероприятии лучшие и самые активные читатели получили почётные грамоты. Обладательницей такой награды стала ученица 2 «А» класса Джумаева Руслана.

Кл. руководитель: Прусакова Е.В.

В рамках образовательного проекта «PROчтение» во 2 б классе прошел библиотечный урок по книге В. Губарева « Королевство кривых зеркал». Библиограф «Межпоселенческой центральной районной библиотеки Спасского района Пензенской области» Щеголькова Светлана Александровна начала занятие с краткой биографической справки о писателе: рассказала его биографию и познакомила с другими произведениями автора. Затем гостья провела с детьми викторину по книге. Детям было любопытно следить за интригой в произведении, расшифровывать зеркальные имена героев. Видеосюжет сказки еще больше заинтересовал ребят, стимулировав тем самым желание прочитать эту книгу тем, кто этого еще не сделал. Завершился урок игрой «Наборщик», в которой ребята составляли короткие слова из слова «зазеркалье». Следующая встреча с юными читателями назначена на апрель и посвящена книгам о Великой Отечественной войне .

2 апреля 2015 года на базе Областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова проходил региональный этап IV Всероссийского (III Международного) конкурса юных чтецов «Живая классика». От нашей школы в конкурсе принимал участие ученик 6б класса Лапушкин Вадим, победитель районного этапа конкурса. Он читал рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква». Награжден грамотой регионального этапа за участие. Мероприятие прошло интересно, осталось много незабываемых впечатлений от посещения музея военной книги и творческого выступления детской музыкальной группы «Лель».

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта.
Дата – 21 марта, день весеннего равноденствия, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.

В честь этого праздника и в рамках мероприятий, посвященных году литературы, учащиеся 7 класса МБОУ ООШ г. Спасска стали участниками интересной встречи с поэтами-земляками, которая прошла в актовом зале районной библиотеки. На встречу с ребятами пришли поэты-земляки. Горбунов В. М. в непринужденной обстановке рассказал детям о своем творчестве, показал запись некоторых сцен спектакля, поставленного по его сценарию, прочитал стихи, посвященные войне. Следующим вниманием учащихся завладел Семенов А. В. , он познакомил ребят с некоторыми своими произведениями, особенно понравилось ребятам его раннее творчество. Начинающая поэтесса Костина Л. О. эмоционально прочитала ребятам свои стихи о малой родине, о родном доме. Ребята с интересом слушали приглашенных гостей. Все участники встречи посоветовали ребятам не бояться и пробовать рифмовать, сочинять. Значение данного мероприятия велико для подростков, оно способствует созданию положительного образа поэзии и поэтов, что немаловажно для подрастающего поколения.

В МБОУ ООШ г. Спасска в рамках проекта «ПРОчтение» среди обучающихся 2-х классов прошел конкурс чтецов « Памяти героев достойны», посвященный 70-летию Великой Победы и Году Литературы в России.

Дети читали стихи о войне, армии, мире на земле. На конкурсе чтецов присутствовало жюри в составе завуча школы Князевой Е.Н., социального педагога, учителя литературы Агаповой В.М., библиотекаря Сорокиной Е.Н. Дети проникновенно читали стихи известных авторов. Самое артистичное чтение продемонстрировала Кириллова Галина, ей единогласно присудили 1 место.

Чтецы, принявшие участие в конкурсе, получили Дипломы победителей и Благодарности.

Конкурс юных чтецов «Живая классика» — это соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 6х классов. Победу в конкурсе приносит не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста. Вот и обучающиеся МБОУ ООШ г.Спасска участвовали в школьном конкурсе чтецов. Именно активные, креативные, любящие чтение ребята участвовали в данном мероприятии. Данное мероприятие актуально, так как компьютерные технологии постепенно отодвигают книгу на последнее место в системе человеческих ценностей.

Читайте также:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

В наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий, книга остаётся великим чудом, созданных человеком. Наша задача сделать так, чтобы интерес к чтению русской классики не угас.

В рамках реализации проекта PRO чтение во 2 «Б» классе запланированы следующие мероприятия:

  • Конкурс на лучшего читателя библиотек. На специальном стенде в классе ответственными за посещение библиотек Катламиной Светланой и Митяковой Аленой ежемесячно будет отслеживаться рейтинг.
  • Выставка детских иллюстраций к художественным произведениям
  • Родительское собрание-конкурс « Читающая семья»
  • Конкурсы чтецов
  • Литературные викторины по детским произведениям
  • Участие в акции « Подари книгу библиотеке»

6 февраля 2015г ребята совершили экскурсию в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная районная библиотека Спасского района Пензенской области». Библиограф Щеголькова Светлана Александровна и библиотекарь Потяйкина Ирина Юрьевна познакомили детей правилами пользования в библиотеке, беседу-обзор детской литературы. Ребятишек очень заинтересовала эта информация. Мини-викторина еще больше укрепила желание ребятишек стать читателями библиотеки. В марте уже запланирован совместный библиотечный урок по повести Виталия Губарева «Короле́вство кривы́х зерка́л». После завершения беседы дети еще долго не уходили из библиотеки: очень многие пожелали записаться!

Совместная работа с родителями по развитию речи через проект «Читающая семья»
проект на тему

Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.

Задачи проекта:

– развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

– воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

– раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

– повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

– активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтению в семье;

– способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки.

Скачать:

Вложение Размер
sovmestnaya_rabota_s_roditelyami_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_kak_proekt.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа с родителями по развитию речи

через проект «Читающая семья»

Вид проекта : информационно-творческий.

Длительность проекта : долгосрочный (2016-2019гг.)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, логопед, библиотекарь.

Актуальность проекта: в последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.

– развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

– воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

– раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

– повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

– активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтению в семье;

– способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки.

Планы реализации проекта на первый год (2016-2017гг.):

Помимо всего этого в нашей группе еженедельно, ежемесячно проводятся акции под названием «Поделись книжкой», «Сказка на ночь», «Подари детям сказку»

№1. Акция «Поделись книжкой»

Алгоритм проведения акции:

Для этой акции нам нужны рюкзаки или сумки по трем направлениям: якутские сказки, русские сказки, зарубежные сказки. Так как детей много, по каждому направлению лучше иметь три рюкзака. Как это все действует? Например, у нас по программе сказки К.Чуковского. Мы с детьми прочитали «Мойдодыра», «Айболита» и осталось прочитать «Федорино горе». В библиотеке группы имеется лишь одна книжка, остальные две книжки найдутся в семьях воспитанников. В первый день с момента акции трое детей вечером получают рюкзаки (сумки) с книжками на дом с определенным произведением «Федорино горе». Дома ребенку читают и обсуждают, рассматривают. Ребенок может нарисовать или сделать аппликацию по прочитанному и положить в карман рюкзака. Утром дети приносят рюкзаки (сумки) с книжками и сами выбирают (рекомендуют) кому прочитать данное произведение.

№3. Акция «Подари сказку детям»

Алгоритм проведения акции:

В неделю один раз приходит в группу родитель или другие члены семьи со сказкой (это может быть книга, театральное представление) и читает (показывает) детям. Название сказки раздается родителям заранее, чтобы они подготовились. В ходе работы родители сами предложили привлечь старших братьев и сестер. Что не только положительно повлияло на дружеские отношения в семье, но и пропагандировало чтение среди детей-подростков.

№2. Акция «Сказка на ночь

Алгоритм проведения акции:

Акция рассчитана на месяц. В понедельник на первой неделе родители получают три сказки. Первую из них они читают детям перед сном в тот же день, вторую – во вторник, в среду – третью. В последующие дни ребенок может самостоятельно выбирать сказку, которую он хочет услышать вновь. Родитель фиксирует название сказки, выбранной ребенком наибольшее количество раз, и в понедельник сообщают результат. Мы суммируем «голоса» и определяем «сказку – лидера недели». На следующей неделе к сказке – лидеру прибавляются еще два новых произведения произведения. В аналогичном порядке выявляется сказка – лидер второй недели. В течение третьей недели детям читают уже две сказки – лидера предыдущего этапа и одна новая сказка. А затем в том же порядке определяется сказка, победившая по итогам акции. По победившей сказке дети показывают театрализованное представление.

Создание малых тренажеров для пальчиков по русским народным сказкам

В рамках нашего проекта прошел фестиваль «Малые тренажеры по сказкам». Для его проведения предшествовала большая предварительная работа с родителями в виде собраний, консультаций, информационно-наглядных материалов. Что такое «Малый тренажер по сказкам»?! Дети рассказывают ту или иную сказку, используя пособия для развития мелкой моторики. Тренажер создан не только для развития мелкой моторики, но и для развития связной речи. По тренажеру дети учатся последовательно пересказывать сказку.

Презентации своих работ:

Один раз в квартал итоговым мероприятием в конце тематической недели проводятся презентация творческих работ:Например, «Шкатулка сказок», «Синичкин день» (презентация кормушек). Дети учатся выступать перед публикой, презентовать свои и совместные работы с родителями. Презентация своих работ, даже простых поделок воспитывает чувство ответственности, учит выступать перед аудиторией, развивает связную речь.

Взаимодействие с педагогами

В ходе проекта взаимодействуем с педагогами дополнительного образования английского и якутского языков. Проводятся недели якутских и зарубежных сказок.

Из опыта работы по реализации проекта «PROчтение»

Наталья Мордашкина
Из опыта работы по реализации проекта «PROчтение»

(Слайд)Вопрос детской литературы и детского чтения вот уже несколько веков в центре внимания. Родители – главные люди в жизни ребенка, благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается.

(Слайд) Родители выводят ребенка в социум и дают первые представления об обществе и о мире вообще.

(Слайд)Тем не менее, у современных родителей наблюдается постоянный недостаток времени для знакомства ребенка с театром, библиотекой, достопримечательностями города, с окружающей природой.

(Слайд) Ни для кого не секрет, что открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений, развить мышление, воображение, обогатить эмоции, дать прекрасные образцы русского литературного языка, способна – книга.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

(Слайд) Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод,который открывает большие возможности в организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

(Слайд)Современные дети с 2-3 лет умеют пользоваться компьютером, свободно играют на планшете и телефоне, «идут в ногу со временем», а хорошо ли это для них? Для родителей это очень удобно, ребенок занят, «развивается», не мешает, не мешает час-другой, а может, и еще больше! Проблемы с осанкой, со зрением, скудность активной речи, неспособность общаться со сверстниками, неумение найти тему разговора – все это будет, обязательно будет! Задумываемся ли мы об этом, может, кто-то начинает об этом размышлять, но тут же решает – ничего, авось нас это не коснется… все играют, все смотрят телевизор, все… «Остановитесь, подумайте, это ваши, это наши дети! если они вам дороги, надо изменить эту ситуацию!»-кричим мы родителям!

(Слайд) Для решения задач социализации детей дошкольного возраста мы вовлекаем родителей воспитанников в образовательный процесс и в реализацию проекта «PROчтение», целью которого является привитие детям любви к книге, росту читательской активности.

Это позволяет реализовать основные принципы, представленные во ФГОС дошкольного образования.

(Слайд) В ОП, реализуемой в нашем детском саду, ознакомление с художественной литературой проводится в системе образовательной работы с детьми в ДОУ с раннего возраста.

Активно применяем в работе с детьми методические рекомендации «Литературное наследие Пензенского края дошкольникам» под общей редакцией Е. Ф. Купецковой, они использовались педагогами для успешной реализации проекта «PROчтение». Данная технология принесла хорошие результаты, и в дальнейшей работе будем опираться на данное методическое пособие. Информацию о реализации проекта освещаем на сайте ДОУ и МААМ.

(Слайд) Для формирования интереса к чтению используем разнообразные формы и методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

Расширяя читательский кругозор дошкольника, знакомим его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.

(Слайд) Проект решили начать с выступления на родительских собраниях с родителями воспитанников всех возрастов, где и представили наш проект, провели анкетирование, круглый стол с родителями по обмену опытом «Как помочь своему ребенку полюбить читать книги. Большинство родителей нас поддержало.

(Слайд)Приобщение детей к чтению художественной литературы начали с создания предметно-развивающей среды групп. Красочно оформленные книжные уголки привлекают интерес и внимание детей. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями.

(Слайд)Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей,где впервые ребенок знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других.

(Слайд)Освоение задач проектаосуществляем в организованных совместных видах деятельности:

(Слайд)Это: традиционные ежедневные чтения, тематические выставки (выставки-викторины, выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, создаём вместе с детьми «Книжкину больницу», изготавливаем макеты любимых сказок, устраиваем театрализованные игры по мотивам прочитанных произведений, вечера загадок, сказок.

(Слайд)Литературные произведения и их фрагменты включаем в режимные моменты, сопровождаем ими наблюдения за явлениями природы.

(Слайд)Одной из форм организации работы по реализации проекта, социализации личности ребёнка, стало взаимодействие с библиотекой. Настоящим праздником книги становятся традиционные экскурсии в библиотеку для детей нашего ДОУ. Наши воспитанники – их будущие читатели. Сотрудничая, мы стараемся не только приобщить их к чтению, воспитать культуру чтения, но и всесторонне развивать личность.

(Слайд Праздничные дни приурочиваются к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря»,которые также популярны в детском саду: это и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля, и тематические дни (День животных, День птиц).

(Слайд)Воспитатели используют разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или события, пробуждая фантазию ребенка. Привлекают детей к посильному участию в инсценировках знакомых сказок, стихов, а также эпизодов их повседневной жизни. Используют при этом разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, фланелеграф и др, а также обыкновенные игрушки.

(Слайд) В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр –выстака”Книги своими руками”, где дети совместно с родителями изготавливали книги, проявляя при этом творчество и фантазию.В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе: рисовали, вырезали, клеили, раскрывали свои творческие способности. Замечательные получились книги!

(Слайд)В рамках проекта педагоги ДОУ разработали для детей и родителей Литературную гостиную. Так, в группе старшего дошкольного возраста, на первую ежемесячную “Литературную гостиную” были приглашены авторы Гимна Белинского района Н. В. Снаткин и А. В. Шуваев. В их исполнении прозвучали Гимн, стихи собственного сочинения. Ведь Пензенская земля, как никакая другая, богата талантами.

(Слайд) Приобщая детей к литературному наследию, знакомим с замечательными произведениями М. Ю. Лермонтова, сказками Анисимовой А. П., стихами наших современников Д. Д. Злобиной, В. Д. Агаповой. Их произведения имеют познавательную направленность, расширяют кругозор, формируют мировоззрение дошкольников, рассказывают о красоте природы пензенского края, об отношении к родной земле, своих чувствах и переживаниях. «Лермонтов и поэзия», «Поэзия о зиме», «Знакомимся с творчеством наших земляков», «Есенин- певец России», «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей…», «Любимые сказочные герои произведений А. С. Пушкина»– темы литературных гостиных.

(Слайд) Для расширения представлений детей об истории создания книги была проведены познавательные мероприятия. При подготовке к мероприятиям родители совместно с детьми искали информацию о том, как появляется книга. Одной из тем литературной гостиной стала тема “Где живут книги”, на которую были приглашены библиотекари районной детской библиотеки, с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении долгих лет. Они рассказали детям о своей профессии и пригласили детей посетить библиотеку.

(Слайд) На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности.

(Слайд)Для обогащения книжных уголков в группах детского сада была проведена акция “Подари детям книгу”, в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп, часть книг была передана в районную библиотеку.

(Слайд)9 мая – светлый для всех нас праздник, когда мы вспоминаем и чествуем людей, выигравших войну, которые прошли тяжелый и страшный путь нашей истории. Чем дальше от нас уходят в историю годы войны, тем труднее донести до нового поколения, как дорого нашей стране далась эта победа. Дети должны знать, через какие ужасы, разруху, страдания, голод и смерть прошли их прабабушки и прадедушки. Воспитание любви к своей родине, патриотических чувств начинается с самого малого – с памяти о тех, кто отдал свои жизни за ныне живущих.

(Слайд)В рамках проекта «PROчтение»прошли литературно- музыкальная композиция «Мы внуки твои, Победа» в ДОУ, творческая гостиная в центральной детской библиотеке с приглашением участника ВОВ, где дети читали стихи, пели песни, библиотекари знакомили с художественной литературой о войне.В подготовке к данным мероприятиям активно привлекались родители: готовили костюмы, декорации, подбирали музыкальное сопровождение. В группах прошли конкурсы чтецов к этому дню.

(Слайд) Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

(Слайд)Семейное чтение – очень важная часть в системе семейного воспитания. В рамках проекта родители стали участниками в флеш-мобе «Прочитайте сказку на ночь». Родители читали перед сном своим детям любимые сказки, рассказы, интересные стихотворения и принесли фотографии из домашнего архива, на которых можно было увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители.

(Слайд)И всё-таки не все родители ещё понимают важность приобщения ребёнка к книге, сами мало читают, избавляются от домашних библиотек, больше времени тратят на просмотр телевизионных передач и работу за компьютером. Решили провести круглый стол с родителями воспитанников по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги.

(Слайд) Знакомим детей с литературой, которая приобщает ребенка к духовной жизни своего народа,: считалки, загадки, поговорки, пословицы, сказки, скороговорки.

(Слайд)А детям объясняем, что у каждого народа есть свои сказки,что все они от поколения к поколению передают главные нравственные ценности: дружбу, добро, трудолюбие, взаимопомощь.

(Слайд)В каждой группе работают мастерские по ремонту книг. Ребята «ремонтируют книги» в детском саду вместе с воспитателями и детьми, забирают книги домой,чтобы сделать вместе с родителями: заклеивают их, делают новые обложки (сами рисуют или создают обложку на компьютере)

(Слайд) В конце реализации проекта, подводя итоги, сравнивая и анализируя анкеты, выявили положительную динамику и эффективность проведённой работы: читательская активность и компетентность родителей воспитанников ДОУ повысились на 20 %, интерес к книге у дошкольников возрос на 10 %, (Слайд) а у районной библиотеки появились новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей, а жизнь стала ярче и интересней.

(Слайд) Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане организации тандема «ребёнок + родитель + педагог» дала хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, удовлетворение от совместной работы.

Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научится вполне успешно складывать из букв слова, из слов – предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.

В этом непростом деле, видя положительные результаты, будем продолжать работу по развитию интереса к чтению и внедрять новые формы, методы и технологии.

Из опыта работы по реализации оздоровительного проекта «Мой веселый звонкий мяч» Целью данного проекта является сохранение и укрепление здоровья дошкольников через спортивные игры и упражнения с мячом. Задачи проекта:.

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» – обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта “Морское путешествие” и фотоотчёт.

Фотоотчет опыта работы по организации взаимодействия с родителями в рамках реализации программы «Мой край» Опыт работы по организации взаимодействия с родителями в рамках реализации программы «Мой край» «Когда национальность умирает в детях,.

Из опыта кружковой работы по нетрадиционным техникам аппликации. Фотоотчет о реализации проекта «Чудо-дерево» Наши детки, как и многие-многие другие, очень любят слушать произведения Корнея Ивановича Чуковского, рассматривать иллюстрации к ним. С.

Из опыта работы по реализации проекта «Здоровая и дружная семья!» «Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе». И. Токмакова.

Опыт работы по реализации проекта «Откуда хлеб пришел». Фотоотчет Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет самой первой святыней. Золотые слова забывать мы не вправе: «Хлеб – всему голова.

Опыт работы по реализации проекта «Сказки Фиолетового леса для пап и мам» Часто родители воспитанников обращаются ко мне с вопросом: «Как организовать совместные игры и занятия с ребёнком, чтобы они были интересны.

Представление опыта работы по реализации ООП ДОна педагогическом совете и в СМИ Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ. Из опыта работы И. П. Анистратенко Воспитатель МБДОУ№36 «Светлячок» г. Майкоп В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной.

Опыт работы по реализации проекта «Удивительная пуговица» Статья «Есть ли у пуговицы друзья?» Автор: Мелехова Ирина Борисовна МБДОУ «Детский сад № 70» г. Сыктывкар Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Лаборатория семейного чтения

Лаборатория семейного чтения

1 Актуальность проекта . 4

2 Цель и задачи проекта . 6

3 Целевая группа проекта . 7

4 Проектное решение . 7

5 Сроки и этапы реализации проекта . 10

Программа проектных мероприятий: 10

6 Необходимые ресурсы и бюджет проекта . 12

7 Планируемые результаты проекта . 13

8 Риски реализации проекта и пути их преодоления . 14

9 Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта . 14

Список использованных источников . 16

Введение

В проекте представлена модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса на основе семейного чтения с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей. Форма проекта: развивающий, творческий. Идея данного проекта заключается в том что уроки семейного чтения обеспечат формирование духовно-нравственных ценностей личности ученика – гражданина. Проект рассчитан на учащихся 6-7 классов и их родителей. Предполагается реализация данного проекта на базе школьных библиотек Лениногорского муниципального района.

В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность. Все это способствует содействию формирования ценностных качеств личности с опорой на семью как социального института через семейное чтение и обсуждение прочитанных книг при использовании технологии педагогических мастерских.

Проект реализуется в процессе совместной деятельности педагога – библиотекаря с семьёй ученика, в результате чего повышается самооценка и детей, и родителей, уровень общения, создаются условия для духовно-нравственного развития школьника. Формируется культура семейного чтения. Форма проекта: развивающий, творческий.

1 Актуальность проекта

Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. Без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации – визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

– интеллектуальное и эмоциональное развитие;

– социальное и образовательное развитие;

– влияют на социализацию личности.

Любовь к книгам – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

2 Цель и задачи проекта

Цель: Привлечение учащихся к чтению посредством возрождения трациций семейного чтения

Уроки семейного чтения позволяют:

1. Родителям глубже понять своего ребенка;

2. Сплотить семью через чтение художественных произведений;

3. Вести индивидуальную работу с каждым учеником и его семьей;

4. Создать условия для духовно-нравственного развития личности – выпускника.

1. Выбрать произведения воспитательного значения, интересные и взрослым и детям.

2. Привлечь родителей к чтению книг вместе с детьми для осознания ценности семейного

чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как

залога жизненного успеха.

3. Повысить уровень информированности родителей в области детской литературы.

4. Совершенствовать использование технологии мастерских при проведении мероприятий семейного чтения.

3 Целевая группа проекта

Учащиеся среднего школьного возраста и их родители

4 Проектное решение

В век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но и способствует духовно-нравственному развитию учащихся. Читая совместно с родителями, дети смогут выделить наиболее распространенные действия анализа и чтения произведений. Представленные в проекте мероприятия позволят целевой аудитории обогатиться идеями по созданию определенных альтернатив. Поскольку участниками проекта являются учащиеся и их родители, им будет проще выйти на диалог.

В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность.

Технологическую основу проекта составляют следующие образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология решения изобретательских задач.

Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:

лекции с творческими заданиями и тезисами;

Технология мастерской позволяет идти в ногу с веком и не забывать мудрость наших предков: «Стремление к знаниям, познанию себя дисциплинирует мысль, порождает желание улучшить себя. Познав себя, вы узнаете весь мир» (Л.Толстой), так как главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества, именно в этом и нуждается подросток.

Библиотекарь на занятиях:

– создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении;

– включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы;

– работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний;

Основные элементы мастерской:

1. Индукция – создание эмоционального настроя, включение познания, области чувств каждого ученика. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, текст, рисунок и т.д.;

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

3. Социоконструкция – групповая работа. Мастер разбивает задания на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения;

4. Социализация – все, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем. Сравнение с другими в ходе дискуссии, общения;

5. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской, осознание своих мыслей, чувств, поступков.
Мастерская – это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм, используемая на уроках чтения для детей и их родителей, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей.

На первом этапе реализации проекта необходимо сформировать творческую группу из числа учащихся и их родителей, членов библиотечного актива, изучить нормативно-правовые документы, провести разъяснительную работу с родителями и учащимися о значимости проекта, составить график проведения мероприятий.

Следующий этап проекта – разработка школьным библиотекарем анкет для учащихся среднего звена и их родителей «Чтение в моей жизни» и «Читательская активность учащихся». С целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми необходимо произвести отбор и изучение литературы. Заключительным мероприятием этапа будет создание и защита буктрейлеров.

На аналитичеком этапе предусматривается закрепление результатов реализации и анализ реализации проекта.

В дальнейшем планируется распространение и обмен опытом по результатам проекта среди школьных библиотек Лениногорского муниципального района.

Социально -значимый проект “Семья и книга”

Содержимое разработки

Цель проекта

Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.

Задачи проекта:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.

Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.

Целевые группы:

Обучающиеся 7 класса

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Семья – начало всех начал, это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. Семья – это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. И здорово, если семья читающая, и книге в ней уделяется большое внимание.

Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.

Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

В каждом доме есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы. Каждая семья трепетно и бережно относится к памяти своих предков. Члены семьи могут много рассказать трогательных историй о старинных семейных фотографиях, иконах, которые стали свидетелями нелегких времен гражданской и Великой Отечественной войн и служили оберегами семей.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап – с 10 сентября 2018 года по 10 октября 2019 года

Знакомство родителей обучающихся 7 класса с содержанием и заданиями проекта.

Проведение разъяснительной работы с родителями обучающихся 7 класса о значимости проекта.

Выявление информационных потребностей родителей.

Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.

Разработка и выпуск буклетов, анкет.

2 этап – с 11 октября 2019 года по 10 декабря 2019 года

– предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из разделов, которая позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.

Раздел «По страницам любимых книг»

Проводится

Обучающихся знакомят с творчеством Н.В.Гоголя, А. де Сент-Экзюпери, А.С. Пушкина.

Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии.

Ведется работа с текстом.

Предлагается участие в викторинах, чтениях по ролям.

Проводится просмотр художественных фильмов по произведениям Н.В.Гоголя, А. де Сент-Экзюпери, А.С. Пушкина.

Проводится контроль прочитанного через громкие чтения.

Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.

Проводится цикл чтений “Слушаем книжку” Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»

Раздел “Массовые мероприятия”

Проводится

Анкетирование детей «Как мы читаем».

Конкурс презентаций «Мы читаем дома».

Конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”, «Моя семья и книга».

Цикл чтений “Слушаем книжку”.

Литературный театрализованный праздник «По страницам любимых книг» по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета».

Раздел “Родительские чтения”

Задачи

Развитие у родителей потребности в повышении уровня информированности в области детской литературы.

Показать значимость воспитания младшего поколения в семье от степени приобщенности к книге старшего поколения.

Тема родительского собрания 7 классе: «У нас в семье все дружат с книгой».

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у школьников и их родителей.

Проводится

Анкетирование родителей 7 класса «Как мы читаем?».

Круглый стол с родителями обучающихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”.

Консультирование родителей по организации домашней библиотеки.

Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.

Раздел «Библиотека. Книга. Семья»

Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.

Помощь родителям в отборе книг для чтения.

Рекомендации родителям, направленные на заинтересованность ребенка к чтению.

Проводится

Участие обучающихся 7 класса и их родителей в акции по бережному отношению к книге «Живи книга».

Разработка и оформление книжной выставки «Читаем всей семьей» с использованием различных форм.

Составление рекомендательных списков литературы для обучающихся и их родителей.

Рекламирование новых книг для обучающихся 7 класса.

Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.

Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

Ожидаемые результаты

Увеличится число родителей, читающих вместе с детьми.

Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.

Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.

Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.

Повысить уровень мотивации семейного чтения.

У обучающихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае.

У обучающихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.

Будут объединены усилия родителей, школьной библиотеки, педагогов по повышению престижа чтения.

Анкета для детей 7 класса «Как мы читаем?»

Любите ли вы читать? Если нет, то почему?

Читали вам родители в детстве? Какие книги?

Обсуждаете ли вы с родителями прочитанную книгу? Если нет, то почему?

Есть ли у вас домашняя библиотека?

Рекомендуют ли вам родители книги, прочитанные ими в детстве?

Какие библиотеки ты посещаешь, кроме школьной?

Ты читаешь произведения только по программе или любишь читать по интересам?

Пожелания школьной библиотеке.

Анкета для родителей 7 класса «Как мы читаем?»

Любит ли читать ваш ребенок? Если нет, то почему?

Читали ли вы своим детям, когда они были совсем маленькими? Какие книги?

Интересуетесь ли вы какие книги читает ваш ребенок? Обсуждаете ли вы с ним прочитанные книги?

Есть ли у вас домашняя библиотека?

Рекомендуете ли вы книги, прочитанные вами в детстве своим детям?

В какие библиотеки ходит ваш ребенок?

Ваш ребенок читает книги только по школьной программе?

Пожелания школьной библиотеке.

Для успешной реализации проекта необходим постоянный мониторинг, который позволил бы увидеть объективную картину чтения в семьях наших обучающихся. Было проведено анкетирование. В опросе приняли участие учащиеся и родители обучающихся 7 класса в количестве 12 человек.

На вопрос “Любят ли дети читать?” “да” ответили очень мало родителей ( 5) и чуть больше ( 7) обучающихся. Мы задали родителям вопрос: “Почему нужно читать?” Большинство родителей считают, что читать их детям нужно в первую очередь для общего интеллектуального развития, получения информации и формирования конкретных умений и навыков. Затем идет чтение как способ формирования личности, эмоционального развития. Не в этом ли кроется причина того, что дети не любят и не хотят читать? Детям никто не объяснил, что читать можно просто для души.

На вопрос ” Читали ли вы своим детям, когда они были совсем маленькими?” “Да” ответили 100% опрошенных. Что очень радует. В 7 классе из 12 ответивших на вопросы анкеты находят время на совместное чтение только в одной семье. Большинство родителей прекратили читать ребенку, едва он пошел в школу. Психологи утверждают, что ребенок даже 7-8 лет неспособен воспринимать смысл прочитанного без эмоционального соучастия взрослого.

“Обсуждаете ли прочитанное?” – утвердительный ответ дали 2 родителя и 3 обучающихся. . На вопрос ” Ваш ребенок читает книги только по школьной программе?» подавляющее число пап и мам дали утвердительный ответ.

Наша задача, как специалистов в области детского чтения, – помочь родителям сориентироваться в мире книг. Но зачастую, прежде чем ориентировать, необходимо убедить мам и пап в актуальности проблемы детского чтения, показать значимость семейных вечеров с книгой, пробудить желание духовного взаимодействия с детьми в процессе чтения. Для решения этих задач мы используем различные формы работы. Начать решили с выступлений на родительском собрании «У нас в семье все дружат с книгой» в январе с родителями обучающихся 7 класса, представили наш проект семейного чтения, провели анкетирование, круглый стол с родителями обучающихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”. Мнения были разные, но большинство родителей нас поддержало. Такие встречи должны стать регулярными. На родительском собрании каждому родителю была выдана памятка для родителей «Семья и книга». Также руководители проекта провели экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.

Заведующей библиотекой школы подготовлены рекомендательные списки литературы для обучающихся и их родителей, оказывается помощь родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.

В акции для детей и родителей «Живи книга» участвует весь 7 класс. Ребята разбирают книги в библиотеке, заклеивают их, делают новые обложки (сами рисуют или создают обложку на компьютере в Paint), проводят интеллектуальные смотры. Учащиеся 7 класса проводят интеллектуальные игры с учащимися младших классов, обмен мнениями о прочитанных книгах.

В библиотеке действует книжная выставка “Читаем всей семьей”. Это выставка-хронограф, которая объединяет любимые книги разных поколений. При ее подготовке мы использовали материалы анкет.

Большое значение имеет совместная творческая интеллектуальная деятельность. Мы запланировали в рамках проекта провести несколько мероприятий, в которых участвовать будут дети вместе с родителями. Например: цикл чтений “Слушаем книжку”, литературный театрализованный праздник «По страницам любимых книг» по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», интеллектуальная игра-викторина «Вопрос-ответ о любимых литературных героях с использованием интернета», конкурс презентаций «Мы читаем дома».

В цикл чтения «Слушаем книжку» входило:

Чтение повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Инсценировка отрывков повести. Изготовление совместно с родителями украинских национальных костюмов. Разучивание колядок на русском и украинском языке.

В этом произведении ребята увидели неповторимое богатство украинской природы, красоту украинских легенд, песен, сказаний.

Чтение и обсуждение повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»

Задачей учителя было показать, что повести А. С. Пушкина пронизаны насквозь любовью к человеку. В «Барышне – крестьянке» автор очень доступно показал расхождение между природой человека и ролью, навязанной ему обществом и социальным положением. Ребята с удовольствием обсуждали вопрос: «Почему главный герой повести Алексей Берестов готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский титул?» Дети пришли к выводу, что только добрый взгляд на жизнь и умение любить делают человека счастливым.

Совместное чтение с родителями философской сказки – притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Вопросы для интеллектуальной игры-викторины «Вопрос-ответ о любимых литературных героях с использованием интернета»

Викторина о книгах

1.Закончите крылатую фразу Максима Горького:

«Любите книгу – источник . ».

2.Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?

3.Название какого из этих духовных произведений печати переводится на русский язык как «книга»?

4.Кем были первые создатели рукописных книг на Руси?
5. Какой российский правитель, восхищённый первой печатной книгой Ивана Фёдорова, велел открыть печатный двор?

6. Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?
7. Что в 1-м веке до н.э. погубило часть знаменитой Александрийской библиотеки?
8. Как звали библиотекаря (патриаршей библиотеки в Константинополе), который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку?
9. Кто основал первую библиотеку на Руси?
10. Какой русский князь не только высоко ценил книги и много читал, но и сам написал книгу «Поучение детям»?
11.Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св. Владимира 4-й степени.
12. Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
13. Как называется рукописный текст, написанный автором книги, а также собственноручная подпись автора?
14. Как расшифровывается сокращение названия серии научно-художественных биографий – ЖЗЛ?

15. о какой книге на Руси выбирали имя новорожденному?
16. Какой из этих работников книжного издательства выполняет работу, которая напоминает проверку диктанта учителем?
17. Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?
18. До 16-го века крышки переплётов книг были. Какими?
19. Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
20. Какой новый вид книги появился в ХХ веке?

Формы и степень участия родителей в этих мероприятиях различны. Только представьте себе, как объединит разные поколения совместное участие в викторине, какое воспитательное значение будет иметь подобное мероприятие. Ребенка больше впечатлит не назидание старшего: “читай”, а пример родителя, его “твердое плечо”, эрудиция, проявленная в общем деле, а где-то возвысит в собственных глазах сознание: “я лучше”. Дети должны почувствовать заинтересованность родителей, духовное единение разных поколений семьи.

Учащимся 7 класса предложили проявить свои творческие способности в конкурсе рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”, «Моя семья и книга». Читателям мы предлагаем узнать у старших членов семьи о книгах, имеющих в истории семьи особое значение. Ребята очень активно приняли участие в конкурсе рисунков, самые лучшие получили грамоты и призы.

Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появились новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей, а школьная жизнь стала ярче и интересней. Но главное в этом проекте – это то, что ребенок почувствовал теплое плечо мамы, добрую руку папы и понял, что он любим, и объединила семью книга.

Проект по взаимодействию с родителями

Автор: Никифорова Светлана Сергеенва

Проект по взаимодействию с родителями

«Детский сад и семья- настоящие друзья».

Никифорова С.С

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.

База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.

Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5.Выявление эффективности данного проекта.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.

Вид проекта : творческий , практико-ориентированный.

Форма педагогического планирования : план мероприятий

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

-доброжелательный стиль общения;

-индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями:
– анкетирование;
– тематические консультации;

-консультации специалистов;
– беседы;
– родительское собрание;
– информационный лист, памятки, рекомендации;
– совместные мероприятия: праздники, развлечения.
– почтовый ящик;

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы :

I этап. Подготовительный.

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность :

изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

наблюдения за детьми и беседы с ними.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

проведение ряда запланированных мероприятий

-организация встреч с участниками данного проекта;

-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

– практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

-проведение совместных мероприятий с родителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: