Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ‘С чего начинается Родина’

Проект “С чего начинается Родина” по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) по теме

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

Разработала:

воспитатель Гвоздицкая Анна Сергеевна

г. Волгоград 2014

Разработала:

воспитатель Гвоздицкая Анна Сергеевна

Детский сад «Колосок»

г. Волгоград 2014

2. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»……4

5.Этапы реализации проекта ………………………………………………………6

6. Формы взаимодействия с детьми и родителями……………………………….7

7. Распределение содержания по разделам

  • «Мой дом моя семья – это Родина моя» ………………………………..…8
  • « Мой детский сад – это Родина моя» ……………………………………. 9
  • «Моя улица, район – это Родина моя»……………………………………..10
  • «Мой город Волгоград – это Родина моя»…………………. ……………11
  • «Моя страна Россия – это Родина моя»…………………………. ……….12

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Продолжительность

Средней продолжительности 2,5 месяца

Участники проекта:

  • дети старшей группы №5
  • родители
  • воспитатель

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя семья»

2. « Мой детский сад»

3. «Моя улица, район»

4. «Мой город Волгоград»

5. «Моя страна Россия»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

7. Презентация проекта

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

– Социально – личностное развитие

Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.

Актуальность и обоснованность

проекта «С чего начинается Родина»

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

к своей семье, к своему жилищу, к своему

детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. – Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

  • Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране
  • освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
  • воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
  • Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
  • Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», « Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Мой поселок – Береславка» «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста на тему «С чего начинается Родина». Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Продолжительность – на протяжении всего учебного года.

Автор проекта: Киселева Елена Васильевна, учитель-логопед.

Читайте также:
Система ранней помощи ребенку с отклонениями речевого развития

Автор стихов в данном проекте – Киселёва Е. В. .

Вид проекта: информационный, творческий, семейный.

Сроки реализации проекта: 02.10.2014- 20.05.2015 г.;

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – учитель-логопед, дети, родители.

Живём мы в Приморье, красот не счесть!
Здесь и тайга и море есть.
Есть городок, совсем небольшой.
Люди живут тут с открытой душой.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основные этапы воспитания у ребенка любви к Родине, это накопление социального опыта жизни в родном городе, усвоение правил поведения и норм морали, области, приобщение к культуре и творческой жизни родного края, возможность гордиться выдающимися людьми своего города.

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Проблема заключается в том, что у детей недостаточный запас знаний о городе, в котором мы живём.

  • Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем и городом.
  • дать знания о городе Фокино: основные достопримечательности, возникновение города, история края, традиции;
  • формировать у детей понятия «город», «край»;
  • побуждать детей интересоваться историей родного края, рождением родного города и современной жизнью города Фокино;
  • воспитывать любовь и гордость к своей малой родине – г. Фокино.

Формы и методы проекта:

  • беседы, прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентации, экскурсии и целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, самомассаж и физминутки, логоритмическое занятие, итоговое открытое занятие «Мой город Фокино».
  • Вхождение в тему проекта: возникновение города, традиции, основные достопримечательности.

Физминутка «Спортсмены Фокино».

Мы любим свой город,
Мы им дорожим!
Зарядкой заняться быстрее спешим.
Что б вырасти быстро,
Здоровья набраться,
И в Фокино нашем трудиться остаться!

Оригами «Мой дом».

Домов разных много, улиц, площадей.
Важных очень граждан и простых людей.
Каждый человек спешит к себе домой.
Ты скорее дом для жителей построй.

Просмотр фотографий и слайдов города Фокино, настоящего и прошлого времени.

Путешествие в прошлое Фокино, знакомство с историческими памятниками, людьми — героями нашего города, общение с ветеранами, беседа с детьми на тему «Без прошлого нет будущего».

Самомассаж фаланг пальцев «Наш городок».

1,2,3,4,5 начинаем мы считать.
Раз – наш город самый чистый!
Два – наш транспорт самый быстрый!
Три – живут здесь добрые люди!
Четыре – мы дружить со всеми будем!
Любим мы свой городок – это пять!
И хотим всем вам сказать:
Двери настежь распахнём,
В Фокино мы всех зовём.
Прилетайте, приезжайте и о нас не забывайте!

Рассматривание альбома «Приморье», фотографий и слайдов о Приморском крае.

Мы живём в Приморье – это край такой.
Красивый и любимый, сердцу дорогой!

Дидактические игры: «Животные Приморья», «Растения Приморья», «Собери картинку», «В названии какого животного (птицы, растения) спрятался заданный звук», «Узнай и назови».

Дождь, снегопад, солнце, ветра,
Море, сопки, тайга и река,
Багульник и лотос, корень женьшень,
Тигр, медведь и прекрасный олень,
Трепанг, ламинария, краб, осьминог –
Это наш Дальний Восток!
Что за чудо, отвечай.
Это наш Приморский край!

  • Прослушивание музыкальных произведений о Родине, Приморье, о городе.
  • Прослушивание звуков природы: шум волн, крики чаек и т.д.
  • Логоритмическое занятие « В гостях у Осени».
  • Экскурсия в библиотеку, посещение выставки « Город у моря».
  • Участие детей во всероссийских конкурсах на сайтах «Мой любимый город!», «Этих дней нам не забыть» (к 70- летию Победы);
  • Подготовка и размещение материала на сайте ДОУ.
  • Размещение материала на логопедическом портале всероссийского образовательного сайта.

Работа с родителями:

  • посещение родителей с детьми торжества, посвящённому Дню города;
  • участие бабушек, дедушек и родителей с детьми в параде посвящённому 9 Мая.
  • фотовыставка «День города»;
  • выставка детских рисунков и поделок « Мой любимый город!», «Этих дней нам не забыть» (к 70- летию Победы);
  • оформление альбома «Город у моря».

Благодаря проекту дети узнали много интересных фактов из истории родного края и города. В результате этой работы у ребят появилось чувство ответственности за будущее родной земли.

Проект «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА».

Бавеян Светлана Нориковна , Воспитатель
Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка

Цель: воспитывать нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России. Задачи: -Закрепить знание детей о государственной символике РФ -русскими народными сказками через театрализованную деятельность, мини музеи. -Воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство гордости за свою страну. -прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 4 с.Екатеринославка «Алёнушка»

Проект «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА».

по нравственно-патриотическому воспитанию

(в подготовительной группе)

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной

важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Технологическая карта проекта.

содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА».

1. Дети подготовительной группы (6 -7 лет).

2. Воспитатель, муз. руководитель

3. Родители воспитанников.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители воспитанников имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считают её неважной..

воспитывать нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.

-Закрепить знание детей о государственной символике РФ

-Расширять представления о национальной культуре, знакомить детей с русскими народными сказками через театрализованную деятельность, мини музеи.

-Воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство гордости за свою страну.

-прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим

: воспитывать нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.

знание детей о государственной символике РФ

представления о национальной культуре, знание детей русских народных сказок через театрализованную деятельность, мини музеи.

Появление интерес к истории своей Родины, чувство гордости за свою страну.

-интерес к традициям своей семьи, уважение к старшим.

Художественная литература для чтения, дидактические игры, настольные игры, С/р.игры по теме, плакаты с картинками России(Москвы), Амурской обл. ,г.Благовещенска, Октябрьского

пополнение развивающей среды.

Лепбук –дид. игры

Направление реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми.

Взаимосвязь с родителями.

• непосредственно образовательная деятельность;

выставки детских работ, мини-музей

встреча с кадетами

Освоение знаний детей о государственной символике РФ

представления о национальной культуре, знание детей русских народных сказок через театрализованную деятельность, мини музеи.

Появление интерес к истории своей Родины, чувство гордости за свою страну.

-интерес к традициям своей семьи, уважение к старшим.

Форма презентации проекта.

Презентация итогов проекта

Подведение мониторинга, итог реализации проекта.

Условия реализации проекта: заинтересованность воспитателя, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 8 месяцев.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап – основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

пополнение развивающей среды

выставки детских работ.

III этап – итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Перспективный план работы по реализации проекта

Тема: «Моя родословная»

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Конкурс Моя мама может все

Конкурс мини музей ложек

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Профессии моих родителей»

_Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

_Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» – проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков ко дню матери

Тема: «Закрепление знание детей о государственной символике РФ

-Расширять представления о национальной культуре»

Вызвать интерес к истории возникновения района

Закрепить знания детей о государственных символов;

Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.

Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

Расширять знания детей о природе родного района;

Создание альбома достопрмечательности с. Екатеринославка.

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Дид. Игра гос.симолы

Работа с лепбуком

Фото-викторина «Отгадай, где это нахожусь?»

Февраль, март, апрель

Познакомить с основными праздниками

Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Читайте также:
Овощи, фрукты - конспект НОД

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

газета для пап ко дню 23 февраля

театрализация сказки Каша из топора

изготовление открыток папам и дедушкам.

Расширять и уточнять знания детей о празднике 8 марта;

Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»

Расширить представления о космонавтах

Познакомить детей с известными людьми, прославившими нашу родину

Презентация: «Известные люди космонавты».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

Праздник день космонавтики

Фотовыставка детских работ

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Конкурс от Единой России к 9 маю:

Анкета для родителей

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 20062. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

4. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

5. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

6. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

7. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

8. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

9. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 11. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс12. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 201413. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 14. Интернет – ресурс: Википедия.

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА”

  • Динамические паузы (1)
  • Наши досуги (4)
  • Проектная деятельность (6)
  • Веселая наука (3)
  • Развитие речи детей дошкольного возраста (2)

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА”

Актуальность разработки и реализация проекта

Малая Родина. У каждого человека она своя,но для всех является той путеводной звездой,которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,если не сказать-все.Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.Любовь к близким людям,к детскому саду,к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.Как сказал Д.С.Лихачев “Любовь к родному краю,родной культуре,родной речи начинается с малого-любви к своей семье,к своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь,эта переходит в любовь к родной стране,к ее истории,прошлому и настоящему,ко всему человечеству.”

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе Долгопрудном. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Читайте также:
Сценарий логопедического квеста: Отряд 'Зеленые ленты'

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного города Долгопрудного;
  2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
  3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего города;
  4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
  5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
  6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
  7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Средства реализации поставленных задач:

  • развивающая предметно – пространственная среда;
  • развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение)

Формы работы с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • календарные праздники;
  • развлечения, досуги;
  • выставки детских работ

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • освоение детьми доступных знаний об истории родного города Долгопрудного;
  • расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях г.Долгопрудного;
  • сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;
  • сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

  • укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
  • сформировано желание сотрудничества с детским садом;
  • повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания;

Участники проекта:

  • дети подготовительных групп №4 и №13 (6-7 лет)
  • родители воспитанников

Тип проекта:долгосрочный,открытый,практико-ориентированный

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации проекта: 1 год( 2018-2019 учебный год)

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта:

Сентябрь

Тема: «Мой город Долгопрудный».

Тема: «Природа родного города»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории г.Долгопрудного
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • расширять знания детей о природе родного края.

Форма проведения:

Презентации «Мой город Долгопрудный» и «Достопримечательности г.Долгопрудного.,изготовление стенгазеты в честь дня города

Октябрь

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,семейные праздники,семейное чаепитие

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов,пословиц, поговорок про семью;

Семейный мини-проект “Моя родословная”

Ноябрь

Тема:”Герб нашей семьи”

Тема:”Профессии моих родителей”

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Декабрь

Тема:”Архитектура моего города Долгопрудного”

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить детей с символикой нашего города (гербом)
  • Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
  • Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
  • Познакомить детей с рекой Клязьмой ,ее расположением на карте

Форма проведения:

Демонстрация видеофильма “Мой родной Долгопрудный”,выставка фотографий исторических памятников города Долгопрудного.

Январь

Тема: «Спорт, культура и отдых в зимнем г.Долгопрудном

Задачи:

Познакомить со спортивными учреждениями района: ФОК и СК «Салют»

Формы проведения:

заочная экскурсия по району, фронтальная беседа.

Февраль

Тема:”Люди прославившие наш город”

Задачи:

  • Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?”

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Московской областью)

  • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
  • Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и ближайших сельских поселений. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
  • Познакомить детей с картой московской области, обратить внимание на соседние города и области;
  • Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • Расширять знания детей об истории родного края
Читайте также:
Квест-игра 'Путешествие в Сказочную страну'

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о г.Долгопрудном.

Работа с картой Московской области области (отметить вместе с детьми главные города области);

Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»

Консультация: “Как знакомить детей с историческим прошлым своего края”

Апрель

Тема: “Природные богатства земли нашей”

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
  • Учить детей беречь и заботиться о реках

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области

Тема:”Я знаю.Я помню.Я горжусь”

Тема: “Мы эковоины земли русской”

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парке.
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города Долгопрудного
  • Продолжать формировать семейные ценности.

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?

Участие родителей в концерте,посвященному Дню Победы

Семейный клуб,посвященный международному дню семьи.

Итоги проекта:

– освоение детьми доступных знаний об истории родного г.Долгопрудного- 100%

– дети освоили умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

– расширились знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
– расширились у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

– сформировались системы понятий духовных семейных ценностей;

-самовыражение творческих способностей детей 100%;

результат на уровне родителей:

– повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания;

– развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

– сформировано желание сотрудничества с детским садом;

-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ‘С чего начинается Родина’

Автор: Матвеева Ирина Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Мишутка»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

…Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал…

Актуальность:

Каждый вид жительства, будь то город или село, неповторимы, отличаются географическими и этническими, историческими и архитектурными особенностями, культурными традициями. Каждый уголок родного края, каждая улица имеют своё название, свою историю, своё наследие. Дети должны это знать, знать свои корни, ведь так воспитывается привязанность и чувство любви к своей малой родине, а в дальнейшем и к России. Дошкольный возраст как период познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Именно мы, взрослые, должны познакомить детей с историей, традициями, культурой родного края, помочь понять наследие предшествующих поколений, принять, правильно его сохранить и приумножить.

Общаясь с детьми, с родителями (законными представителями) детей по данной теме, я увидела проблему, которая заключается в отсутствии достаточных знаний родителей и их детей о городе, в котором мы живём. Проведённое анкетирование среди родителей (законных представителей) воспитанников, подтвердило мои наблюдения. Лишь 28% из числа опрошенных имеют достаточные знания о своём крае и городе Рославле. Поэтому я решила, что над решением этой проблемы будем работать совместно, с использованием проектного метода.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный (два месяца).

Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель (подбор музыкального сопровождения занятий), детский психолог, родители воспитанников (законные представители), социальные партнёры (сотрудники музея, выставочного зала, библиотеки).

Цель : формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями.

Задачи:

Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного города Рославля, жизни жителей в разные исторические времена, культуре:

– познакомить с историей возникновения города;

– познакомить с названиями улиц, отражающих историю города, где проживают воспитанники;

– познакомить с известными земляками.

Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников.

Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей творческой работе, читать наизусть стихи и прочее.

Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством поэтов и восприятие картин художников.

Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нём событиям.

Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города.

Предполагаемый результат:

Читайте также:
Звуки (М)-(МЬ), буква М - конспект фронтального занятия

о прошлом и настоящем города Рославля;

об истории возникновения города, о гербе;

об истории названий некоторых улиц;

об известных людях, прославивших наш край.

работать над проектом;

участвовать в беседе;

презентовать свою творческую работу;

выразительно читать стихи на патриотическую тематику;

воспринимать и оценивать поэтические произведения, произведения искусства;

видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап.

Определение проблемы и вытекающих из неё задач.

Подбор и изучение методической литературы.

Опрос детей. Анкетирование и опрос родителей (законных представителей).

Составление перспективного плана работы по реализации проекта.

Обогащение развивающей среды: подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, карты), игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей.

Разработка критериев оценки знаний детей.

Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя и детей

организация уголка города: внесение краеведческих книг, альбомов, изготовление карты-схемы города, работа с картой «Улица, на которой я живу»;

беседы с рассматриванием фотографий, иллюстраций (исторические беседы; беседы и сравнение, каким был и каким стал город; беседы о знаменитых земляках;

чтение и совместное обсуждение произведений художественной и краеведческой литературы, заучивание стихотворений о Рославле, Родине, пословиц и поговорок о родной земле;

рассматривание произведений изобразительного и прикладного искусства современных мастеров-земляков;

познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;

развлечения (викторины, конкурсы);

экскурсии к ближайшим памятным местам и достопримечательностям города, на выставку в библиотеку, в краеведческий музей, в выставочный зал, в сквер;

просмотр и обсуждение видеоматериалов, презентаций;

проект с участием родителей «История одной улицы».

сюжетно-ролевые игры (На нашей улице», «В городе»); игры-драматизации;

развивающие игры («Силуэт», «Разбитая карта», «Путешествие по городу»; «Собери картинку» и др);

строительные игры («Крепость», «Древний город», «Рославль в будущем»);

образовательные ситуации, включающие игры и общение («Что было бы…», «Что карта может рассказать?», «Что мы Родиной зовём» «Пройди по городу» и др.).

Слушание музыкальных произведений по теме («С чего начинается Родина?», «Здравствуй, Родина моя», «Широка страна моя родная», «Моя Россия», «Песня о родине», «Вырастает город», «Родительский дом» и др).

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Рисование («Улицы города», «Вот эта улица, вот этот дом», «Дома на нашей улице»).

Рисование схемы маршрута «Дом-детский сад».

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Беседы и анкетирование родителей (законных представителей) по теме проекта.

Вовлечение родителей (законных представителей) в поисково-познавательную деятельность по сбору наглядного и познавательного материала о родном городе для пополнения группового уголка краеведения.

Консультации на темы: «Роль семьи в воспитании у детей любви к родному городу», «Значение местного прикладного творчества в патриотическом воспитании детей».

Семейные маршруты выходного дня.

Изготовление родителями (законными представителями) макета «Город».

Заключительный этап.

Оформление выставки «Город в рисунках детей».

Презентация проектов «История одной улицы».

Диагностика детей. Анкетирование родителей (законных представителей).

Самоанализ деятельности по реализации проекта.

Презентация педагогического проекта «С чего начинается Родина…».

Источники:

1. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учеб. Пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.1: Мир природы. – Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

2. Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учеб. Пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2: Мир истории. – Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

3. Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учеб. Пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.3: Мир культуры. – Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.

6. Иллюстрированное издание «Рославль. Портрет провинциального города»/ Сост. Е. Шевченко, О. Шевченко.- Рославль, 2005.-44с.

7. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

8. Рославль: (Очерки по истории города Рославля и Рославльского района). – Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1997.-304с.

9. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников “С чего начинается Родина”

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как является основой формирования будущего гражданина страны. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Что означает не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В результате многолетней деятельности всего коллектива ДОУ сформировался долгосрочный Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА».
Целью данного проекта мы ставим формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному дому, семье, детскому саду, Родному краю, России.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Чепикова Наталья Вячеславовна,

АННОТАЦИЯ. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как является основой формирования будущего гражданина страны. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Что означаетне только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Человеку никак нельзя жить без Родины,

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия - Тема: Звук и буква Ш

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

Доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма? Способны ли они любить не только близких, родных людей, но и родной край, страну? Могут ли они гордиться подвигами героев своей страны? Исходя из многолетнего опыта работы с дошколятами, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Федеральной образовательной стандарт дошкольного образования ставит перед нами, педагогами, цель – создать условия для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах ; знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

В современной ситуации в работе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Традиционным является разучивание с детьми народных песен, потешек, игр. Народная культура хранит эталоны человеческих ценностей. Патриотическое воспитание современных детей – это также и воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Дошкольники в силу своих возрастных возможностей и психологических особенностей очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. В этом возрасте появляются возможности для систематического и последовательного формирования правильных привычек. Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью, его чувства выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему, и ,как следствие, воспринятая информация приобретает более глубокий и устойчивый характер.

В результате многолетней деятельности всего коллектива ДОУ сформировался долгосрочный Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА».

Целью данного проекта мы ставим формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному дому, семье, детскому саду, Родному краю, России.

Данная цель влечет за собой следующие задачи:

— воспитание у воспитанников ДОУ любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Проект «С чего начитается Родина» является долгосрочным и охватывает всех участников образовательного процесса в ДОУ – воспитанников ДОУ и их родителей, педагогов и администрацию ДОУ.

Социальная значимость проекта.

Проект направлен на создание условий для развития у детей эмоциональной отзывчивости и любви к семье, дому, Родине, а также на поддержание благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта воспитанников и их родителей, формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.

Создавая условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, государства в рамках Проекта, мы учим дошкольников не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.

В нашей работе мы используем различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные, ИКТ.

В своей работе в рамках Проекта мы используем разнообразные формы работы:

Беседа. Тематические беседы проходят в процессе образовательной деятельности согласно планированию. Но дети гораздо лучше воспринимают информацию, если она дается в непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно, во время пребывания в детском саду.

Изобразительная деятельность. Известна и доказана связь мышления и деятельностью рук. Потому изобразительная прикладная деятельность становится одной из важнейших форм патриотического воспитания.

Праздники , выставки, конкурсы. Календарные или народные, праздники всегда проходят весело и познавательно. В ходе подготовки к утренникам идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества и т.д.

Экскурсии и прогулки. Это может быть поход в музей, библиотеку, на выставки, по памятным местам с целью знакомства с родным городом, посещение Вечного огня, мемориальных досок и других монументов. Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.

Игры (фольклорные, тематические, дидактические),

Читайте также:
Животные Казахстана - конспект открытого занятия

Чтение с последующим обсуждением и инсценировкой сказок, рассказов литературы по тематике.

Встречи с интересными людьми .

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках нашего Проекта «С чего начинается Родина» условно можно разделить на блоки.

Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья». Тесная взаимосвязь с родителями, с семьей является важным условием патриотического воспитания детей. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

Развлечение «День Знаний в России»

Праздник «Мама – солнышко в доме»

Фотовыставка «Мой папа-солдат»

Праздник «Мама – самое прекрасное слово на земле»

Встречи с интересными людьми

Блок – «Культура и традиции».

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством.

Развлечение «Ревда. О далеком, о близком и родном» к Дню Рождения города Ревда

Городской Фестиваль сказок народов Среднего Урала «Дорогой дружбы»

Тематические экскурсии в музеи

Тематические экскурсии в библиотеку «Народы Урала»и др.

Блок – «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

Развлечение «Ревда. О далеком, о близком и родном» к Дню Рождения города Ревда

Флэш-моб «Моя Ревда»

Флэш-моб он-лайн «Флаг России-символ силы»

Городской Фестиваль «Я-Ревдинец»

Концерт, посвященный Дню Росси

Городской конкурс «Ревда выбирает лучшее»

Праздничный концерт «День Единства народов России»

Викторина «Я имею право»

Конкурс-викторина «Полёт космонавта Советского Союза Ю.А. Гагарина в открытый космос»

Блок – «Этих дней не смолкнет слава».

Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Развлечение «Ревда. О далеком, о близком и родном» к Дню Рождения города Ревда

Беседа «Спасение Ленинграда от блокады» (государственная Памятная дата)

Праздничный концерт «День защитника Отечества»

Городской конкурс декоративно – прикладного и изобразительного творчества «На страже Родины»

Городской фестиваль военно-патриотической песни «Песни Победы»

Городской смотр-конкурс «Смотр строя и песни»

Городской Конкурс”Спасибо за мирное небо от народов России”

Праздничный концерт «Не стареют душой ветераны»для ветеранов Вов

Социальная акция «Бессмертный полк»

Городской конкурс поздравительной открытки ко дню победы «Спасибо за мирное небо от народов России»

Блок – «Вижу чудное раздолье…».

Работая в этом направлении, у детей расширяются представления о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Во время прогулки в зимний лес дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей в лесу. Во время мини-походов мы собираем разнообразный природный материал.

Городской Конкурс-выставка рисунков «Правила несложные, но зато надежные»

Тематические экскурсии в библиотеку «Мы любим Природу Урала», «В мире жить – с миром жить»,

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3. Белкина В.Н. Влияние оценки взрослого на развитие самооценки ре-бенка // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ре-бенка к обучению в школе. Ярославль: ЯГПУ, 1992. С. 95-102.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва.: Просвещение, 1968. 464 с.

5. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. 2012. № 9. С. 88-90.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Москва.: Пед. общ-во России, 2000. 141 с.

7. Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35).

8. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л.: Эго, 1991.

9. Ильин И.А. Творческие идеи будущего // Медный всадник. Санкт-Петербург. 2001. № 7. С. 9-22.

10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников дополнительных образовательных учреждений: М.: АРКТИ, 2005.

11. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование и воспитание. 2014. № 6. С. 20-23.

12. Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2014. № 1. С. 36-39.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва.: Политиз-дат, 1975. 304 с.

14.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.

15.Под ред. Т.С.Комаровой Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1983 г.

16. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях // Дополнительное образование и воспитание. 2012. № 1.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, уча-щихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. Москва.: Просвещение, Владос, 1995. 291 с.

Читайте также:
Звуки и буквы З-Ж - конспект НОД

Педагогический проект для дошкольников «С чего начинается Родина»

Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

Срок реализации: 2015-2016 учебный год.

Интеграция областей знаний в ходе проекта.

Познание, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка, коммуникация, художественная литература, здоровье.

1. Актуальность

Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ и семьи.

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» прежде всего, семья, дом, детский сад, это неповторимая природа, которая его окружает, памятные места родного города, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся горожане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

2. Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи проекта:

  • Углублять представления о семье, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
  • Формировать любовь к родному городу и его истории, интерес к прошлому и настоящему.
  • Учить бережному отношению к культурному наследию, природе.
  • Познакомить детей с традициями и обычаям, трудом и бытом горожан.
  • Воспитывать желание трудиться на благо города, беречь и умножать его богатства.
  • Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться своим городом.
  • Воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
  • Развивать связную речь детей, обогащать словарь.

3. Участники проекта:

  • Воспитанники, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители

4. Рабочий план реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

  • Анкетирование родителей
  • Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе, о России
  • Разучивание стихов о родном крае, о России
  • Чтение художественной литературы о Родине
  • Родительские собрания
  • Привлечение родителей к изготовлению стендов, мини – музеев, атрибутов
  • Сбор и анализ информации по темам
  • Создание предметно – развивающей среды

II этап. Основной

План мероприятий

Направление работы «Моя семья»

  • Работа над понятием «родня», чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»
  • Чтение Я.Аким «Кто кому кто»
  • С/р игра «Семья»
  • Рисование «Моя семья»
  • Беседа о родственниках более старшего поколения.
  • Беседа «Что такое дружба»
  • Праздники: «Наши бабушки», «Мамин день», «День отца», «День семьи»
  • Конкурс творческого мастерства «Мамины руки», «Бабушкины секреты», «Мой папа-мастер»
  • Фотовыставки
  • Мини-музеи «Традиции семьи Ивановой Даши», «Семейные обереги»

Направление работы «Моя родословная», «Герб нашей семьи»

  • Составление фотовыставки о семье
  • Проведение праздников «День семьи»,
  • Выставка рисунков о семье
  • Составление рассказов о семье
  • Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
  • Конкурс чтецов «Стихи о маме»
  • Благотворительная акция «Дари добро»

Направление работы «Мой город»

  • Выставка рисунков о Волжском
  • Составление рассказов о Волжском
  • Чтение стихов волжских поэтов
  • Серия бесед по краеведению по областной программе «Маленький Волжанин»
  • Работа с книгой-альбомом «Волжский – мой город»
  • Просмотр фильма «Экскурсия по городу », обзорный показ старой школы и монумента вокруг неё.
  • Проведение экскурсии к памятнику имени генерала Д.М.Карбышева
  • Составление фотоальбома «Мои любимые места в городе»
  • Выставка совместных работ детей и родителей «Волжский – город в котором я живу»
  • Проведение мероприятия «Встреча с первостроителями», «Родной край»
  • Рассматривание репродукций картин строительство ГЭС.
  • Беседы о строительстве Волжской ГЭС
  • Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину»
  • Чтение книг о родном крае.

Направление работы «Моя Россия»

  • Посещение детьми музея в детском саду «Русская изба»
  • Книжная выставка «Москва – главный город страны»
  • Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»
  • Чтение пословиц и поговорок о Родине
  • Показ слайдов Панорамы Сталинградской битвы с использованием интерактивной доски
  • «Хочется мальчишкам в армии служить», «Наша Родина – Россия»
  • Составление буклета «Помня прошлое – мы строим будущее», в рамках городского конкурса «Я помню, я горжусь»
  • Участие в городском литературно – художественном конкурсе «Мир природы» номинация «Лучший чтец поэтического конкурса — Пусть мир спасённый!»
  • Рассказы пап о службе в армии
  • Проведение музыкально – патриотического фестиваля «Голос Памяти в рамках городского мероприятия к 70 – летию победы в ВОВ.
  • Просмотр фильмов о Москве с использованием интерактивной доски
  • Создание мини- музеев «Путешествие по России»
  • Проведение смотра – конкурса «Декоративно – прикладных уголков»
  • Выставка поделок к 70 – летию победы в ВОВ
  • ООД «Мы живы, пока жива наша память»
  • Рисование «Праздничный салют»
  • Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»
  • Слушание фронтовых песен.
  • Беседа «Мы не забудем той войны»
  • Рисование «Войне мы скажем нет!»
  • Оформление выставки книг о войне.
  • Оформление стенда «Война в истории моей семьи»
  • Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия»
  • Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…»
  • Создание альбома «Письма с фронта»
  • Конструирование «Подарки ветеранам»
  • Серия занятий о России Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»
  • Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)
  • Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе»
  • «Что такое патриотизм»
  • Чтение «Мешок овсянки» А.Митяев
  • Конкурс рисунков «Война глазами детей»
  • Использование макетов государственной символики
  • Прослушивание фонограммы Гимна России
  • Аппликация «Государственный флаг России»
Читайте также:
Адаптация детей к условиям логопедической группы

III этап заключительный

  • Проведение итогового мероприятия «Ромашковая Русь» — городской уровень

5. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

  • Повысится познавательная активность детей;
  • Повысится уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;
  • Повысится активность родителей по воспитанию патриотизма у детей.

6. Оценка эффективности реализации проекта

В рамках реализации проекта «С чего начинается Родина» воспитанники ДОУ приняли участие:

  • В благотворительной акции «Дари добро», в рамках проведения проектной деятельности «Добротой Душа полна» Волжским отделением Партии «Единая Россия» — благодарственное письмо;
  • В областной выставке декоративно – прикладного творчества народных ремёсел и промыслов «Бабушкин сундучок», номинация «Вышитая сказка», грамота 3 место;
  • В городском литературно – художественном конкурсе «Мир природы» номинация «Лучший чтец поэтического конкурса — Пусть мир спасённый!», лауреаты конкурса;
  • В городском конкурсе детского экологического конкурса «ЭКО – ИНФО», номинация «Экологическая грамота- буклет», представлена работа «Помня прошлое – мы строим будущее» — грамота 1 место.

7. Дальнейшее развитие проекта

Проектная деятельность патриотической направленности «С чего начинается Родина!» в МДОУ д/с №53 будет продолжена и найдет отражение в других тематических проектах, в том числе в проектной деятельности «О Родине», которая запланирована в 2016-2017 учебном году. Будет создан альбом-книга «Моя малая Родина», «Моя Россия» и интерактивный журнал для родителей воспитанников «Россия – Родина моя! и размещен на официальном сайте ДОУ. Методические разработки педагогов и авторские конспекты занятий примут участие в конкурсах профессионального мастерства.

Методическая разработка мероприятия «Ромашковая Русь» в рамках празднования Дня Российского Флага в МДОУ д/с №53 «Теремок»

Авторы:

  • старший воспитатель Труляева Мария Петровна,
  • воспитатели: Гавриков Е.И., НефёдоваЕ.В., Краснобаева Е.С.,
  • музыкальный руководитель Исаева Т.А.,
  • ведущий: воспитатель Белова Л.Л.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые Друзья! Вас приветствует детский сад №53 «Теремок». Сегодня мы собрались здесь в нашем родном дворе, чтобы подарить Вам прежде всего положительные эмоции, хорошее настроение!

И красива и богата наша Родина ребята

Долго ехать до столицы до любой её границы.

Всё вокруг своё, родное: горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

Слово предоставляется депутату Волжской городской думы Г.Ф.Ушамирской

Викторина о России:

Кто президент России?

Назовите города России?

Почему Российский флаг называется триколором?

(Белый – мир, частоту совести.

Синий – небо, верность, правда

Красный – огонь, отвага)

Перечислите цвета флага?

Как называется город, в котором мы живём?

Кто основал город Волжский

Назовите улицы и площади нашего города.

Назовите дерево – символ России. (Берёза)

Ведущий : Наши воспитанницы подготовили танец «Берёзки».

Танец «Березки»

Стихотворение (дети):

1. Как сладок воздух Родины,

Дышу, не надышусь.

А в речке отражается

2. Горит в пол неба радуга,

дивлюсь не надивлюсь

Аукну и откликнется

3. На эти дали дальние

смотрю не насмотрюсь,

На все четыре стороны

Песня «Росиночка-Россия»

Какие русские народные игры вы знаете.

(Салки, лапта, пятнашки, бояре, золотые ворота)

Мы покажем вам русскую народную игру «Плетень» — для вашей игровой копилки.

Игра «Плетень»

На Руси всегда любили петь. Один из жанров песни – частушки. В частушке отражались главные события в жизни народа. Мы предлагаем вам частушки, о событиях, которые важны сейчас.

Частушки

1. Эх, гармошечка, гармошка, веселее ты играй,

Избиратель будь серьёзней и достойных выбирай.

2.Наша дружная семья мама, папа, брат и я

Мы сейчас чайку попьём и на выборы пойдём

3.Не могу лежать в кровати, я активный избиратель,

Мне сказал мой брат Вадим – мы свой голос отдадим.

4. На участке бюллетени мы заполнили без лени,

нам не надо ошибаться, чтоб потом не извинятся.

5. С супругом Мишей мы решили и рыбалку отложили

Не пойдём по окуней, выборы для нас важней.

6.На горе стоит сосна , под горою вишня,

Голос мой на выборах, он совсем не лишний.

Ведущий: Выходи честной народ, всех нас Родина зовёт! (Перестроение на флэшмоб)

Флэшмоб со всеми участниками праздника.

Ведущий : Россия 22 августа отмечает день Российского флага. (демонстрация государственного флага).

Мы предлагаем сделать вам свой выбор. На подносах цветы России: ромашки, васильки, маки. Подойдите и выберите тот цветок, который вам нравиться, наклейте его на наш символический флаг.

Продуктивная деятельность: На 2-х метровом полотне гости, воспитанники с помощью двустороннего скотча наклеивают цветы на полотно, имитируя триколор Российского флага.

Фотография на фоне флага.

Ведущий: Ты выбираешь, и ты в ответе, что завтра получат ваши дети. Не забудь сделать свой выбор 18 сентября. А сейчас выпустим шары в небо, как символ чистого небо над головой!

Авторы: коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53 «Теремок» г. Волжского Волгоградской области», г. Волжский, Волгоградская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: