Проект «Лес — наше богатство» (старшая группа)
Инна Хамула
Проект «Лес — наше богатство» (старшая группа)
Проект «Лес – наше богатство»
Возраст детей: старшая группа (5 лет)
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Взаимодействие человека с природой являет-ся актуальной проблемой нашего времени. Чтобы сохранить леса красивыми и здоровыми необходимо воспитывать экологическую культуру с детства. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха, но мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях. После отдыха людей в лесу остаются не потушенные кост-ры, мусор. А дети всегда берут пример с родителей. Поэтому необходимо прививать любовь к природе, формировать отзывчивость, любознательность и воспитывать способность управлять своим поведением в природе.
Цель: Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе; расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
2. Формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе.
3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту леса, бережное отношение к лесу и его лесным жителям.
5. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать мышление, фантазию, воображение и творческие способности.
6. Привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.
Методы:
Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
Практическая (продуктивная) деятельность.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
– Какие деревья ты знаешь?
– Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
– Как правильно использовать лес?
– Какие меры по охране леса вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
– определили цель и задачи проекта,
– разработали план мероприятий.
– подобрать художественную литературу для детей по теме
– подобрать дидактический и наглядный материал.
II. Основной этап
Чтение художественной литературы: Бианки «Синичкин календарь», «Лесная газета», «Лесные домишки», «Лис и мышонок», Чарушин «Болтливая сорока», «Ёж», «Волчишко», «Лисята», «Про зайчат». При-швин рассказы о животных леса «Берестяная трубочка», «Времена года», Стихи
Речевое развитие: пословицы и поговорки о лесе, загадки.
Беседы: «Что такое лес?», «Золотая осень», «Лес – наше богатство»
Консультации: «В лес вместе с ребенком»
Сюжетно – ролевая игра: «Пикник», «Лесная аптека».
Трудовые поручения: собираем листья, веточки, шишки для поде-лок.
Дидактические игры: «Узнай дерево», «Какой лист», «Один –много»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Листопад» «Найди пару»
Физкультминутки: «Лес», «Здравствуй лес»
НОД: «Путешествие в лес»
Рассматривание картин: «В осеннем лесу», «Семья ежей». Шишкин «Утро в сосновом бору», «Зима в лесу». Левитан «Золотая осень»
Рисование: золотая осень. моё любимое дерево, грибы, кто в лесу живет.
Лепка: дерево., белочка. семья ежей.
Аппликация: берёзовая роща, медведь в березовой роще, грибочки.
Создание мини-книжек «Звери наших лесов», «Деревья наших лесов» и т. п.
Итоговое мероприятие: «Викторина о лесе».
Результаты проекта:
Дети научились устанавливать простейшие взаимосвязи между пред-метами и явлениями в живой природе, узнали породы деревьев, могут рассказать, чем отличаются деревья друг от друга; называют характерные изменения в природе в различное время года. У детей появилось понимание необходимости сохранения окружающей природы.
III. Заключительный этап
1. Дети имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
2. Знают правила поведения в природе;
3. Развита связная речь, обогащен словарь детей.
4. Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
5. Родители принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;
6. Понимают важность бережного отношения к лесу.
7. Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
Продукты проекта:
выставка совместных работ
мини – музей леса
конспект открытого просмотра «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста»
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ, а также поход в лес.
Используемая литература
Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и соци-альной действительностью. Старшая группа. – М. : ЦГЛ, 2004.
О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М. : ТЦ «Сфера». 2005.
Фотоотчет «Тайга — наше богатство. Берегите лес от пожара!» Ханты-Мансийский автономный округ уже нескольких недель буквально задыхается от дыма, густого смога, который несет северо-восточным ветром.
Фотоотчет по экспериментальной деятельности к тематическому Дню «Хлеб — наше богатство» Недавно мы с ребятами в группе праздновали всемирный День хлеба. Фото отчет можно посмотреть здесь В рамках этого дня мы занимались экспериментальной.
Фотоотчет тематического дня «Хлеб — наше богатство» к всемирному Дню хлеба В нашей группе мы с ребятами провели тематический день «Хлеб – наше богатство». Одним из самых популярных продуктов питания является хлеб.
Фотоотчет о празднике «Хлеб — наше богатство» в средней группе Фотоотчет о празднике «Хлеб – наше богатство» в средней группе. Вам и расскажут, и в книгах прочтете: Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Образовательный проект «Моя семья — мое богатство» (средняя группа) Паспорт проекта Тип проекта: – По доминирующей деятельности: информационно практико-ориентированный. – По числу участников: групповой,.
Паспорт проекта «Здоровье — наше богатство!» Тип проекта: познавательный Сроки проведения: 17 ноября – 12 декабря (среднесрочный) Автор проекта: Епифанова Ю. А. Участники проекта:.
Планирование на неделю «Лес наше богатство» в средней группе Тема недели: «Лес наше богатство!» Дата с 17.12-21.12.2018г Задачи: Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его.
Проект по экологическому воспитанию «Хлеб — наше богатство!» в старшей группе Вид проект: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Тип проекта: краткосрочный 1.
Проект в средней группе «Хлеб — наше богатство» ВИД ПРОЕКТА: информационно-исследовательский. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети средней группы,.
Внеклассное интерактивное мероприятие для 4 класса «Хлеб — наше богатство» Пояснительная записка Методическая разработка внеклассного интерактивного мероприятия «Хлеб – наше богатство» предназначена для учащихся.
Педагогический проект “Лес — наше богатство”
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители.
Масштаб: Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.
Основание для разработки
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
- Недостаток научных знаний о природе.
- Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
- Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).
Цель:Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
Стратегия и механизмы реализации
Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:
- Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
- Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
- Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
- Составление перспективного плана, конспектов.
- Проведение серии занятий, экскурсий.
- Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
- Совместные формы работы с родителями.
Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.
Материальные затраты:
- Познавательная литература;
- Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.
Ожидаемый результат:
- Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
- Осознанное отношение к природе Татарстана.
- Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
- Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Трансляция опыта: Презентация результатов проекта:
- Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
- Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.
Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответственный |
1 этап информационно-подготовительный |
Анкетирование родителей по проблеме; Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта; «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых); Создание условий необходимых для реализации проекта; Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями. Обоснование, предсказание путей реализации проекта. |
сентябрь | Руководитель проекта, воспитатели |
2 этап основной (практический) |
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей; Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд); Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе; Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека); Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. |
октябрь-апрель | Руководитель проекта, воспитатели |
3 этап Заключительный |
Разработка результатов по реализации проекта. | май | Руководитель проекта |
График проектных мероприятий
№ | Задача | Мероприятия | Срок | Ответств. |
1. | Формировать у детей экологических знаний о лесе. | Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Татарстана, представителях флоры и фауны); | ноябрь | Воспитатели |
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) | февраль | Воспитатели | ||
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); | декабрь | Воспитатели Родители |
||
Познавательное занятие «В гости к деревьям» (продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой); |
январь | Воспитатели | ||
Викторина «Мы – друзья леса» (развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей); |
март | Воспитатели | ||
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы); | апрель | Воспитатели | ||
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» (привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе) |
март | Воспитатели | ||
2. | Познакомить с правилами поведения в природе. | Экскурсия в лес (познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу); |
октябрь | Воспитатели Родители |
Познавательное занятие «Как вести себя в природе» (изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); |
ноябрь | Воспитатели | ||
Познавательное занятие «Прогулка в лес» (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет); |
декабрь | Воспитатели | ||
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес» (уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру, |
февраль | Воспитатели | ||
Составление альбома «Правила поведения в лесу» (закреплять знания о правилах поведения в лесу); |
январь | Воспитатели Родители |
||
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы); | февраль | Воспитатели | ||
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности); | октябрь-май | Воспитатели | ||
Советы родителям «Правила поведения в лесу» | февраль | Воспитатели | ||
3. | Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу. Формирование экологической культуры. |
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); | апрель | Воспитатели Родители |
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их); | апрель | Воспитатели | ||
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); | октябрь | Воспитатели Родители |
||
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) | январь | Воспитатели Работник лесничества |
||
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес» (привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры). |
май | Воспитатели Родители |
Список литературы:
- Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
- А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
- Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
- Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., – Набережные Челны, 2004.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
- Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М. АРКТИ, 2004.
- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
- Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе. – Казань. Издательство «Идел -Пресс», 2006.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.
Проект “Лес-наше богатство”
проект (старшая группа)
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам
необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего
возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять
своим поведением на природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les-nashe_bogatstvo._proekt_2018.docx | 147.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 комбинированного вида
«Лес – наше богатство»
Составили и провели:
воспитатели
Артемьева О. Ю.
Название проекта: «Лес – наше богатство»
Возраст детей : старшая группа (5 лет)
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники: дети старшей группы, воспитатели, младший воспитатель, старший воспитатель, родители.
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам
необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего
возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять
своим поведением на природе.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно
ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки,
выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов
и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать
ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и
Причины этому следующие:
1. Экологическое образование и природоохранная деятельность
живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.
2. Несформированность экологического
сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой
(экскурсии, прогулки в природу).
С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.
На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.
Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».
Объект изучения – лес.
- формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле
• сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы. Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.
- Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
- Беседы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Игровая деятельность;
- Практическая (продуктивная) деятельность.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
- Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса), повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
- Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
- Повышение интереса к познанию природы родного края;
- Расширение кругозора экологических знаний
I. Подготовительный этап
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
– Какие деревья ты знаешь?
– Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
– Как правильно использовать лес?
– Какие меры по охране леса вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
– определили цель и задачи проекта,
– разработали план мероприятий.
– подобрать художественную литературу для детей по теме (Приложение 1)
– подобрать дидактический и наглядный материал.
II. Основной этап
- составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов ООД, бесед и мероприятий.
- беседы по теме (Приложение 2)
- ООД по теме (Приложение 3)
- оформление уголка для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц (Приложение 4)
- изготовление плаката «Берегите лес» (Приложение 5)
- оформление выставок семейного творчества (Приложение 6)
- консультации для родителей (Приложение 7)
- дидактические и подвижные игры (Приложение
- консультация для педагогов (Приложение 9)
III. Заключительный этап
• изготовление и оформление мини-музея «Лес – наше богатство» (Приложение 10)
• проведение итогового мероприятия «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста» (Приложение 11)
- Дети
- имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
- расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
- знают правила поведения в природе;
- сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
- проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
- развита связная речь, обогащен словарь детей.
- воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
- воспитано убеждение о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
- сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
- Родители
- принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;
- понимают важность бережного отношения к лесу.
- понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
- расширен кругозор экологических знаний.
- выставка совместных работ
- мини – музей леса
- методический материал
- конспект открытого просмотра «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста»
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ.
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Старшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004.
2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.:
ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
3. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. – М.: Просвещение, 1981.
5. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
6. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
7. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
8. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая
группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
Рассказ «Листопад» М. Пришвина
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы. Рассказ «Лесной голосок» Г.Скребицкий
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. Солнце и в небе, и на земле. И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!» Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел. Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.
Проект “Лес-наше богатство”
Проект по ознакомлению с окружающим миром «Лес-наше богатство»
МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» города Смоленска
Буренкова Лиана Вадимовна, воспитатель первой квалификационной категории
город Смоленск, ул. Губенко, д. 3
Проект «Лес-наше богатство»
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые – дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево – это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу – и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
План проведения проекта:
Занятие: «Лес – наше богатство!», «Рассматривание сосны»,
«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».
«Как стул появился в детском саду»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».
Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
Экскурсия на пилораму:
«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».
Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов
(Подборка специального материала на дисках).
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины» и др.
«Лес – точно терем расписной»,
«Наблюдение за деревьями в лесу».
Экологическая тропа «Сосна».
Акция «Берегите природу».
«Во поле берёзка стояла…»
«Свойства и качества дерева»,
«Благодарит и сердится природа»,
«Дятел – лекарь леса»,
(в разные времена года);
коллективная работа «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!»
Работа с родителями: изготовление поделок из природного материала «Лес – кладовая природы»;
домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)
Анкетирование («Экологическое образование в семье»);
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
Консультация для родителей и педагогов:
«Лечебное воздействие звуков леса»,
«О целительной силе кедра»
Изготовление папки – передвижки (обмен информацией)
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
Презентация – праздник «На лесной полянке».
Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
Развитие сплочённости коллектива.
План – схема реализации проектной деятельности
«Лес – наше богатство!»
Вид деятельности
Цель
1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов.
Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе.
Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе.
Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород.
4.Экскурсии в лес
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями : гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад.
5.Экологическая тропа «Сосна».
Познакомить детей с деревом сосной, как одним из главных строительных материалов. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы : его роль в жизни человека.
Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения.
Изготовление альбома о лесе.
Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности.
8.Работа с родителями:
домашнее задание – изготовление поделок из природного материала.
Тема: «Лес – кладовая природы!»
Тема: «Лечебное воздействие звуков леса»
Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества.
Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево, которое мне нравиться», «Как я охраняю природу».
9. Презентация проекта
(приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод).
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем?
Названия некоторых пород деревьев.
Названия строительного материала, мебель.
Загадки и песни о деревьях.
Что даёт человеку лес.
Что мы хотим узнать?
Разновидности деревьев, виды леса.
Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).
Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
Спросить у взрослых .
Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
Сходить на экскурсию в лес, делянку, пилораму, мебельный магазин.
документальные фильмы о лесе.
Оформить фотоальбом «Наш лес».
Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
Планирование системной паутинки.
Рисование на тему «Наш лес».
Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла».
Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
Подвижная игра «Деревья»
Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Список необходимого оборудования и материала к проекту.
«Собери и назови»,
«С какой ветки детки?»,
«Найди похожие по форме»,
«Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
Деревья из картона (фанеры);
Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.
Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
Листья деревьев, шишки хвойных деревьев;
Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
Кора различных деревьев;
Полено, пенёк, опилки, стружки;
Образец обработанного дерева-заготовки
Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
Проектная работа для начальных классов “Наше богатство – лес”
Описание разработки
Проблемный вопрос
Как сохранить и восстановить утраченные лесные насаждения Брединского района
Гипотеза исследования
1. Леса ещё очень много хватит надолго и всем
2. Сможем ли мы жить на территории Брединского района без леса.
Цель исследования:
Через различные источники информации получить сведения о экологической ситуации лесных насаждений Брединского района
Рассказать о своих исследованиях одноклассникам
Задачи исследования:
Собрать данные о Брединском лесничестве
Выяснить причины сокращения лесонасождений Брединского района
Проанализировать собранную информацию
Рассказать о лесовосстановительных и защитных мероприятиях
1. Как я работал над проектом:
Мой папа, Яшников Владимир Юрьевич, работает заместителем руководителя в Брединском лесничестве. Его задача сохранять и восстанавливать утраченные лесные насаждения. Я считаю работу папы настоящей, мужской работой. Он много времени отдаёт работе. Особенно редко я вижу папу в весенне – летний период потому, что наступает самое опасный для леса время. Пожары. От папы я много слышу о причинах этих пожаров и как с ними сложно и опасно бороться. И у меня возникла идея рассказать об этом своим одноклассникам. Ведь чем больше людей будут знать о проблеме, тем легче с ней бороться, а значит больше пользы, принесём лесу!
2. Введение.
Спроси любого человека, и он тебе ответит, что лес – это лёгкие нашей планеты. И чем чище и здоровей будет лес, тем легче будет дышать, а значит и жить людям. Но не каждый этому следует, думая, что на его век хватит. Но прислушиваясь к средствам массовой информации, наблюдая за погодой, становится ясно, что даже нашему поколению начинает не хватать «лёгких планеты Земля» оттого, и видим мы причуды погоды. А значит как можно быстрее нужно понять всем и каждому, что необходимо бороться за каждое деревце.
Свою работу я посвящаю будущим землякам.
Желая им жить в самом прекрасном уголке на Земле. Чтоб леса Брединского района славились своими богатствами далеко за пределы нашей страны, гулять в тени лесов, слушать пение птиц, наслаждаться благоуханием цветов.
3. Историческая справка
Брединский район расположен на Юге Челябинской области, на водоразделе рек Тобола и Урала. Образован 4 ноября 1926 года (в составе Троицкого округа Уральской области)
Район занимает территорию 5076 кв. км. Граничит с Карталинским районом на севере, на востоке и на юге с республикой Казахстан, на юго – западе с Оренбургской областью, на западе с Кизильским районом.
Охраной и восстановлением лесных насаждений на территории Брединского района занимается ОГУ «Брединское лесничество».
ОГУ «Брединское лесничество» организовано 17 сентября 1947г. на площади в 1. 073 га в составе трех лесничеств: Рымникского, Брединского, Картубайского.
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 97
Проектная работа по теме:
Наше богатство – лес.
Над проектом работал: учащийся 4Б класса
Яшников Дмитрий Руководитель работы: учитель
Данекина Елена Александровна
Как я работал над проектом
Хозяйственное назначение Брединского леса
Особо охраняемые зоны Брединского лесничества
Общие требования ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ в лесах
Видео о профилактики пожара в лесу.
Фотографии из архива Брединского лесничества.
Проблемный вопрос
Как сохранить и восстановить утраченные лесные насаждения Брединского района
Гипотеза исследования
1. Леса ещё очень много хватит надолго и всем
2. Сможем ли мы жить на территории Брединского района без леса.
Цель исследования:
Через различные источники информации получить сведения о экологической ситуации лесных насаждений Брединского района
Рассказать о своих исследованиях одноклассникам
Задачи исследования:
Собрать данные о Брединском лесничестве
Выяснить причины сокращения лесонасождений Брединского района
Проанализировать собранную информацию
Рассказать о лесовосстановительных и защитных мероприятиях
Методы исследования:
Поиск и изучение информации в разных источниках
Подборка фото, иллюстраций и видео по данной теме
Систематизация полученной информации
Тип проекта:
План исследования:
Как я работал над проектом
Хозяйственное назначение Брединского леса
Особо охраняемые зоны Брединского лесничества
Лесовосстановительные и защитные мероприятия
1. Как я работал над проектом:
Мой папа, Яшников Владимир Юрьевич, работает заместителем руководителя в Брединском лесничестве. Его задача сохранять и восстанавливать утраченные лесные насаждения. Я считаю работу папы настоящей, мужской работой. Он много времени отдаёт работе. Особенно редко я вижу папу в весенне-летний период потому, что наступает самое опасный для леса время. Пожары. От папы я много слышу о причинах этих пожаров и как с ними сложно и опасно бороться. И у меня возникла идея рассказать об этом своим одноклассникам. Ведь чем больше людей будут знать о проблеме, тем легче с ней бороться, а значит больше пользы, принесём лесу!
Спроси любого человека, и он тебе ответит, что лес – это лёгкие нашей планеты. И чем чище и здоровей будет лес, тем легче будет дышать, а значит и жить людям. Но не каждый этому следует, думая, что на его век хватит. Но прислушиваясь к средствам массовой информации, наблюдая за погодой, становится ясно, что даже нашему поколению начинает не хватать «лёгких планеты Земля» оттого, и видим мы причуды погоды. А значит как можно быстрее нужно понять всем и каждому, что необходимо бороться за каждое деревце.
Свою работу я посвящаю будущим землякам.
Желая им жить в самом прекрасном уголке на Земле. Чтоб леса Брединского района славились своими богатствами далеко за пределы нашей страны, гулять в тени лесов, слушать пение птиц, наслаждаться благоуханием цветов.
3. Историческая справка
Брединский район расположен на Юге Челябинской области, на водоразделе рек Тобола и Урала. Образован 4 ноября 1926 года (в составе Троицкого округа Уральской области)
Район занимает территорию 5076 кв.км. Граничит с Карталинским районом на севере, на востоке и на юге с республикой Казахстан, на юго-западе с Оренбургской областью, на западе с Кизильским районом.
Охраной и восстановлением лесных насаждений на территории Брединского района занимается ОГУ «Брединское лесничество».
ОГУ «Брединское лесничество» организовано 17 сентября 1947г. на площади в 1.073 га в составе трех лесничеств: Рымникского, Брединского, Картубайского.
С января 2008года в состав ОГУ «Брединское лесничество» входят три участковых лесничества: Брединское, Картубайское и Кизильское. Площадь ОГУ «Брединское лесничество» на 01.01.2013 составляет 75.488га, из нее покрытая лесом площадь – 41744 га. Расположение лесов в зоне деятельности Лесхоза неравномерное: большинство участков леса представлено небольшими по площади колками, разбросанными среди полей. Северо-западная часть Лесхоза представлена более крупными участками леса, окруженными сельскохозяйственными угодьями.
4. Хозяйственное назначение Брединского леса
Общая площадь 75488 га. В государственное учреждение «Брединское лесничество» входят:
Брединское участковое лесничество;
Кортубайское участковое лесничество;
Кизильское участковое лесничество;
Участковые лесничества выполняют работы по санитарно-оздоровительным мероприятиям на площади 647,8 га:
заготовка семян березы-300кг,
заготовка сосновой шишки 10 тонн,
лесовостановление – 391,4 га,
искуственное (посадка лесных культур)-200 га,
естественное лесовосстановление -191,4 га,
уход за молодняками 24 га,
наземная биологическая борьба с вредителями леса 560 га.
5. Особо охраняемые зоны Брединского лесничества
-насаждения вокруг Брединского водохранилища. Укрепление и снегозадержание в прибрежной линии.
-Брединский бор. Самый южный островной бор области (8 тыс. га). Ценен он еще и тем, что на его территории растет 7 видов растений занесенных в Красную книгу.
-урочище «Белый колок» (заказник). Белый колок – муравьиный заповедник области. Находится на 65 га березового леса и насчитывает 2925 муравейников. Недалеко от поселка Березовка располагается гора Маячная, там в 1954-1956 гг. была найдена ископаемая фауна ордовика – одного из самых древних периодов в геологической истории восточного склона Урала (радиологический возраст 480-500 млн. лет). Объект имеет значение в научно-геологическом изучении района, является памятником природы регионального уровня.
-«Аркаим» (Кизильский район) древнейший памятник степной цивилизации , дотирующемся рубежом III-II тысячелетия до н. э. С 1991 года долину Аркаима включили в состав Ильменского заповедника. Аркаим – храм и крепость, религиозный центр. Здесь располагаются музей археологии и этнографии, исторический парк под открытым небом, в котором реконструированы жилища каменного и бронзового веков, царский погребальный курган скифо – сарматской эпохи. Специализированный природный ландшафт.
разрез каменноугольных отложений по р. Урал,
6. Лесовосстановление
Может быть естественным, искусственным, комбинированным. Основным методом создания лесных культур является посадка (ручным и механизированным способом). В первую очередь искусственное лесовосстановление проектируют на:
– свежих вырубках, подверженных быстрому зарастанию нежелательной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью;
– участках, подверженных эрозии, заболачиванию;
Для создания и охраны лесов требуются знания, человеческие усилия, материальные затраты. Для заготовки и последующей высадки подходят только самые хорошие деревья, с хорошей формой ствола, кроны и качеством древесины. Не все семена прорастают и превращаются в большие полноценные деревья. Существуют и целые лесные питомники, где выращивают посадочный материал для восстановления леса. Их закладывают на ровных участках недалеко от будущей высадки.
Лесоводы ежедневно заботятся о посадках, о взрослых деревьях и естественных зарослях черемухи, калины, шиповника и рябины. Уход заключается в осветлении, прочистке, удалении больных и поврежденных растений. Создаются самые лучшие условия для роста и развития саженцев.
В условиях нашего климата лес вырастить довольно трудно. Первым делом необходимо собрать посевной материал — шишки, сосны и семена берёзы. После сбора шишку отправляют на шишкосушилку. Затем в течение двух лет выращивают саженцы. Весной после таяния снега саженцы помещают в подготовленную почву специальным посадочным механизмом. Березы, клены размножаются порослью от пней и семенами. Осины, тополя, ольха, боярышник распространяются корневыми отростками и семенами. Для того чтобы лес достиг возраста зрелости, необходимо 80 лет, а это значит что сменится не одно поколение наших односельчан. В 2012 году посажено 314 га смешанных лесных культур, высеяны сеянцы сосны, березы в количестве 2108 тыс. шт. Восстанавливаются лесные насаждения, погибшие в 2012 году. Проведено дополнение лесных культур на площади 200 га.
Охраняй лес! Он служит твоему сыну и внуку.
Сохраним «зелёного друга»
Видео. «Подготовка посадочного материала в ОГУ «Брединское лесничество»
Проект на тему: Лес — наше богатство!
Долгосрочный проект на тему: «Лес — наше богатство!»
«Сломанный стул» — не бережное отношение к мебели.
• Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
• Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
• Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский сад».
• Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
• Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
• Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
• Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
• Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).
Срок реализации проекта: 2 года.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
План проведения проекта:
«Лес — наше богатство!», «Рассматривание сосны»,
«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».
«Как стул появился в детском саду»,
«Больное дерево»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».
• Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
• Экскурсия на пилораму:
«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».
• Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов. (Подборка специального материала).
«Наш лес»,
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины».
«Лес – точно терем расписной»,
«Наблюдение за деревьями в лесу».
• Экологическая тропа «Сосна».
• Акция «Берегите природу».
«Ай да берёзка!»,
«Во поле берёзка стояла…»
«Свойства и качества дерева»,
«Плавает — тонет».
«Благодарит и сердится природа»,
«Маленькие помощники»,
«Дятел – лекарь леса»,
«В лесу пожар».
«Сосна»,
«Берёза»,
«Ель»,
«Лиственница»
(в разные времена года);
«Ветка рябины»,
«Ёлочка»,
«Смешанный лес»;
коллективная работа «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!».
• Работа с родителями:
– изготовление поделок из природного материала «Лес – кладовая природы»;
– домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)
– Анкетирование («Экологическое образование в семье»);
– Проекты (доклады) о деревьях.
– Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
«Лечебное воздействие звуков леса»,
«О целительной силе кедра.
• Изготовление папки — передвижки (обмен информацией).
• Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
• Презентация — праздник «На лесной полянке».
Презентации используются в работе как логопеда, так и воспитателями других групп детского сада. В презентации «Всё о диких животных нашего леса» представлены животные именно нашей местности, Томской области. Материал подобран с учётом возраста детей и расчитан на старших дошкольников 6-7 лет.
В презентации «Лес — наше богатство» детям предлагается повторить названия деревьев, их особенностей, отличий от других деревьев.
Логопед: Андреева М. С.
с. Александровское
Плюсов больше, чем минусов: эксперт рассказала, как стать логопедом и чего ждать от профессии
Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями. Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха. Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.
О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.
Чем занимается логопед
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Сколько часов работает логопед
Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.
Сколько длится отпуск у логопеда
Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.
Сколько зарабатывает логопед
Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.
«Как такового карьерного роста у логопеда нет, — уточняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше специалистов уходят в частную практику. Кто обладает самодисциплиной и организаторским характером, может добиться хороших результатов. В этом случае специалист сам устанавливает почасовую оплату».
По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.
Где учат логопедов
Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.
После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:
- русский язык;
- биология;
- обществознание.
После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.
«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».
Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.