Проблемы речевого развития приёмного ребёнка

Актуальность проблемы речевого развития дошкольников.

Автор: Ольга Николаевна Сорокина

Сорокина Ольга Николаевна

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ детский сад «Дюймовочка» Республика Хакасия г. Сорск

Тема: Актуальность проблемы речевого развития дошкольников.

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование ребёнка как личности связано с развитием его речи.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

В последние годы в нашем детском саду наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников.

В речи детей существует множество проблем:

— речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;

— употребление нелитературных слов и выражений; — неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

— бедность речи, недостаточный словарный запас; — бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начинать следует с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читать до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но надо помнить, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Установлено, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Нужно не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогать ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепить знание цвета фигуры, формы. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: можно кидать их в коробку или в мишень.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, ребёнок начнет сам мастерить игрушки.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Ребенку можно предложить штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивать творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно.

В целях развития речи детей используются игры и занятия, которые включают:

— потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры

– инсценировки звукоподражательные и др. ;

— чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

— рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

— игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

— разгадывание простых загадок;

— игры направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .

Читайте также:
Сценарий логопедического развлечения в старшей группе для детей с ОНР

Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.

Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержания сознания человека и его личностные качества.

Проблемы речевого развития детей в современном мире.

Автор: Рузанова Светлана Михайловна МБДОУ ЦРР Д/С № 36 Альметьевск РТ

Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в современном мире.

В последнее время идёт активное реформирование системы дошкольного воспитания. Издаётся очень много новых программ, направленных на воспитание и образование детей. Но вместе с тем очень мало времени уделяется речевому воспитанию. Во многих учреждениях стали закрываться логопедические группы, но, тем не менее, согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %). Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи большое внимание уделяли: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и многие другие.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои чувства словами [25, – с13]. Е.И.Тихеева считала, что речь – основа умственного развития и сокровищница всех знаний. Забота о содержании речи должна идти рука об руку, с заботой, о построении речи [41, -с 7].

Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит. [13, с5]

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух [48, с 9].

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в речевой деятельности. Недоразвитие фонетической стороны у детей является наиболее сложным в преодолении речевого нарушения, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак не уменьшается, а только возрастает [49, с 7].

Установлено, что для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмысливать содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимания на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят [17, с12].

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы, а так же могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам [4, с3].

Воспитание «чистой» речи у детей с речевыми нарушениями – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, родители, воспитатели [40, с151].

Нарушение речи остаётся одной из самых распространённых форм патологии у детей дошкольного возраста. Только правильная речь позволяет ребёнку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи, одна из важных задач современной логопедии, так как число детей с данным видом дефекта неуклонно растёт с каждым годом. Задача логопеда – обучить ребёнка правильно и чисто говорить, помочь овладеть речью, правильно ей пользоваться. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Ведь умение пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство.

Читайте также:
Развитие слоговой структуры слова у детей с ОНР с использованием светового песочного стола.

1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М. Просвещение, 1979.- 208с.

2. Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. – М. Айрис-пресс, 2009. – 224с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М. Просвещение, 1985. – 110с.

4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – М. Мозаика-Синтез, 2006. – 112с.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М. Просвещение 1988. – 159с.

6. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. – М. Творческий центр Сфера, 2008. – 124с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М. Просвещение, 1972. – 173с.

8. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа «Коррекция нарушений речи». – М. Просвещение, 2010. – 272с.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.

Причины возникновения речевых нарушений

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

Группа органических причин

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.

  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе.

    Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
    • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
    • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
    • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
    • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
  • 2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

    По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

    В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

    3. Вредности родового периода

    • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
    • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
    • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
    • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

    4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

    В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

    • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
    • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
    • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
    • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
    • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

    Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

    Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

    1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

    В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

    2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

    3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

    4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

    В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

    Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

    Задержка речевого развития – симптомы и лечение

    Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

    Определение болезни. Причины заболевания

    Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

    ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17] .

    Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

    • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
    • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
    • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
    • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
    • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
    • глухота.

    ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

    • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
    • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
    • внутриутробное инфицирование;
    • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
    • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
    • недоношенность;
    • родовая травма;
    • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4] .

    Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

    • нейроинфекция, напримерменингит , менингоэнцефалит;
    • снижение слуха после отита;
    • дефицит общения;
    • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
    • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11] .

    Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

    Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

    Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

    Симптомы задержки речевого развития

    Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

    • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
    • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
    • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
    • При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
    • При нарушении дикции(дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
    • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

    Патогенез задержки речевого развития

    Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

    • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
    • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

    • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
    • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

    Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

    • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
    • Постоянное использование соски в 2-3 года;
    • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.

    Классификация и стадии развития задержки речевого развития

    Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

    1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

    • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
    • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
    • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

    2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

    3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

    4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

    Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

    • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
    • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
    • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

    Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

    Осложнения задержки речевого развития

    Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

    Диагностика задержки речевого развития

    Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

    Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

    Невролог может назначить следующие обследования:

    • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
    • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

    • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

    Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

    • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
    • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: ” Что это? ” .
    • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
    • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: ” Зачем? ” и ” Почему? ” .
    • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.

    Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

    При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

    Лечение задержки речевого развития

    Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

    Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

    Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

    Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

    • область Вернике (отвечает за понимание речи);
    • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

    Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

    Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

    Прогноз. Профилактика

    Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

    При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

    Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

    Шесть причин проблем с развитием речи у детей

    В современном мире проблемы с речью у детей – очень распространенный фактор. Их можно обнаружить у каждого второго: один буквы нормально не выговаривает, второй окончания все время путает, а третий вообще молчун, предпочитающий жесты словам. Неудивительно, что логопед – самый востребованный детский специалист. К самым известным из них родители готовы выстоять многомесячные очереди ради диагностики и занятий.

    Одна из них, логопед развивающего центра «Бэби Клаб» Лариса Латыпова, рассказала, какие причины могут вызвать проблемы с речью у детей и какие из них под силу исправить самим родителям. Лишь при небольшой поддержке специалиста….

    Причина 1. Родители мало разговаривают с ребенком

    Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии оказывается некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье, формируется дефицит личного общения у ребенка. Ведь не секрет, что нередко клиентами логопедов становится семьи, в которых не принято подолгу и ни о чем болтать. А ребенку это, оказывается, очень надо.

    Причина 2. Гаджеты и телевизор

    Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Малыш «залипает» у экрана, и вот они – 15 минут свободы! Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, и они только развивают свое чадо, что у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие. Внимание, мамы! Чашка кофе в тишине – это прекрасно, но не стоит злоупотреблять этим методом успокоения детей.

    Причина 3. Чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору

    Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду быстро приспосабливаются к ситуации и начинают без умолку болтать? Потому что там их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте ваше чадо на диалог – и он вам ответит тем же!

    Причина 4. Особенности нервной системы ребенка

    Давно замечено, что имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь – лишь одно из направлений развития ребенка. А, как известно, как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.

    Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.

    Причина 5. Отсутствие детских книг

    Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем. Введите в ваши повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать – и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.

    Причина 6. Слабые мышцы, гипоксия в родах и другие физиологические причины

    Не будем обманываться. Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка, проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом (как банальной тугоухостью, так и особенностями фоносинтаксического восприятия), или другими врожденными особенностями.

    Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.

    Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка, или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.

    Логопедическая неделя в начальной школе

    Логопедическая работа в условиях начальной школы должна строиться с учётом особенностей, возможностей и развития учащихся. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекцию можно проводить и в нетрадиционной форме(во внеурочной деятельности).

    В условиях внедрения в начальное образование Федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных.

    Социальное воспитание должно достигать двух целей:

    1. успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях
    2. и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

    Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

    Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного.
    Форм внеклассной работы огромное количество.

    Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте.

    Доказано, что речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

    Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.

    Для преодоления таких трудностей коррекционная работа основывается на совместной работе всех участников образовательного процесса, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

    Для двуязычных детей русский язык – это как иностранный. А для детей с умственной отсталостью – это еще сложнее.

    Речевые навыки нужно развивать и на русском языке. Во время уроков учащиеся чувствуют себя скованно, не могут полностью раскрыть себя. Во внеурочной деятельности они чувствуют себя раскованно, даже неуспешный ученик в классе может показать себя как хороший артист.

    Исходя из выше сказанного, перед учителями и специалистами выдвинуты основные задачи коррекционной работы:

    • обогащать и уточнять словарный запас детей ;
    • формировать навыки словообразования и словоизменения;
    • учить произносить слова различной слоговой сложности языке;
    • обучать правильному согласованию различных частей речи ;
    • отрабатывать понимание пространственного значения предлогов ;
    • обучать правильному грамматическому оформлению предложений ;
    • учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи ;
    • воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

    Как уже было сказано ранее, для успешного решения данных задач огромную роль играет внеклассная работа. На протяжении многих лет как итоговое занятие в конце учебного года учителем – логопедом проводились логопедические утренники на различную тематику. Сценарии для утренников приходится разрабатывать самим.

    Мы понимаем, что в коррекционной работе целесообразно использовать разные виды терапии.;

    • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
    • творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове
    • к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
    • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
    • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимание образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
    • связную речь – от продолжения фраз взрослого в рассуждениях о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

    Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит — формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов.

    Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).

    При её проведении решаются следующие задачи:

    1. закрепление знаний, полученные за год обучения;
    2. развитие познавательных и психических процессов;
    3. создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
    4. осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

    Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

    Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.

    С 04.04.2016 по 8.04.2016 в рамках «Логопедической недели» в нашей школе были проведены:

    • конкурс сочинений «Если бы я был волшебником» для начальных классов,
    • конкурс совместного творчества учеников с родителями. Это сочинение стихотворения в предверии «Дня Космонавтики».

    После проведения этого конкурса был создан сборник «Поэтическая тетрадь», куда вошли все стихи созданные учениками в совместной деятельности с родителями.

    Так же был проведен конкурс чтецов «Марсианские стихи», конкурс на лучшую эмблему школьного логопедического пункта, после чего была создана выставка эмблем и определены победители в различных конкурсах.

    Примечательным моментом нынешней «Недели», мы считаем, проведение тестовых заданий. В тестовых заданиях участвовали все дети, посещающие логопедический пункт в течение учебного года. Как правило, на олимпиадах и викторинах школьного или муниципального уровня по русскому и родному языку эти дети не участвуют, так как у них отмечаются грубые и стойкие нарушения письменной и устной речи. А на тестовых занятиях у них появилась возможность самовыразиться и занять призовые места. Это, считаем мы, является высоким показателем логопедической коррекции.

    Целью «Логопедической недели» в нашей школе являлось повышение интереса к логопедическим занятиям.

    1. развитие коммуникативных способностей учащихся,
    2. развитие познавательных и психических процессов,
    3. пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

    Неделя по логопедии проводилась начальной школе так же с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне родного языка, расширения кругозора детей в области словесности, развития творческих способностей и воспитания умения выполнять предложенные логопедом задания точно в срок.

    Для каждого класса были приготовлены разного уровня задания, которые ежедневно менялись. Ученики могли выполнять задания во время внеурочной деятельности, опуская свои ответы в специальные конверты (для каждого класса свой).

    В конце каждого дня учитель –логопед проверяла ответы и подсчитывала баллы индивидуально для каждого ученика, утром задания менялись на новые и так до конца недели.

    Во всех мероприятиях ребята активно проявляли все свои знания, полученные на уроках и логопедических занятиях. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышают мотивацию и интерес к чтению.

    Итоги и выводы:

    Положительным и важным на мероприятии было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.

    Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.

    Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись, и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники и победители в конкурсах были награждены грамотами за активное участие и победу.

    Для всех классов был проведён конкурс на лучшую эмблему школьного логопедического пункта и конкурс сочинений для 3-4 классов «Если был бы я волшебник..»

    В этих конкурсах приняло большое количество участников.

    Во всех мероприятиях ребята активно проявляли все свои знания, полученные на уроках и логопедических занятиях. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышают мотивацию и интерес к чтению.

    Конкурс «Марсианские стихи»

    Цель: развитие техники чтения учащихся 3-4 классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению.

    1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения.
    2.Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания.
    3. Формировать умения правильно и осознанно читать.
    4. Развивать логическое мышление, речь.
    5.Формировать устойчивый интерес к чтению.
    Предполагаемые результаты работы:
    1.Повышение техники чтения.
    2.Повышение зрительной и слуховой памяти.
    3. Улучшение разговорной речи.

    Конкурс сочинений на тему «Если был бы я Волшебник»

    Цели и задачи: развитие письменного творчества.

    • учить передавать свои впечатления ;
    • формировать у детей стремление использовать в высказываниях различные типы предложений (простые и сложные, раскрывая содержание продолжаем ;
    • учить отбирать содержание в соответствии с выбранной темой;
    • формировать у детей связной речи типа рассуждения;
    • развивать умение составлять творческие рассказы на предложенную тему: «Если был бы я Волшебник»— сочинение фантастического содержания»;
    • совершенствовать творческое, логическое мышление, фантазию и воображение детей;
    • развивать умение находить причинно-следственные связи,
    • развивать письменную речь детей.

    Конкурс написания стихотворения о космос в предверии «Дня Космонавтики»:

    Цель: Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, гордость за свой народ и Родину.

    • Привлечение внимания младших школьников к теме освоения космоса.
    • Выявление наиболее способных, литературно — одаренных участников конкурса.
    • Предоставление возможности творческого самовыражения.

    Детям было предложено попробовать свои силы в сочинении стихов ( в данной работе приветствовалось участие родителей) и принять участие в конкурсе «Поэтическая тетрадь». Поскольку неделя была проведена в начале апреля, то в предверии « Дня Космонавтики», нужно было сочинить стихотворение вместе с родителями , посвященное космосу .Оформить на листе бумаги форматом А4.

    Конкурс «Эмблема школьного логопункта»

    Цель: разработка эмблемы для дальнейшего использования ее в качестве символики школьного логопедического пункта.

    Задачи: — дать возможность учащимся, участвуя в конкурсе, ощутить себя частью большого школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы, развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся

    Положительным и важным в проведении «Логопедической недели» было то , что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.

    Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.

    Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись, и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники и победители в конкурсах были награждены грамотами за активное участие и победу.

    Проведение «Логопедической недели” активизирует начальные классы, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Помогает выявлять детей нуждающихся в помощи школьного логопеда.

    Каждый год план «Логопедической недели» должен меняться и совершенствоваться, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

    Деятельность детей должна быть организована по принципу «рядом», т.е чтобы они не взаимодействовали друг с другом, а каждый осуществлял одну и ту же деятельность самостоятельно. Воздействие логопедом должна происходить на каждого ребенка одновременно.

    Выводы:

    Участие учащихся на мероприятиях «Логопедической недели», предоставляет им возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. При ее проведении решались следующие задачи:

    • закрепление знаний, полученных за год обучения;
    • развитие познавательных и психических процессов;
    • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
    • осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов школы и родителей.

    Проведение «Логопедической недели» активизирует всю начальную школу, сближает ребят и взрослых, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы, считаем мы, важна для учащихся нашей школы. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказываться, развитию познавательных и артистических способностей воспитанников, развитию любознательности, сплочению коллектива и вызывает интерес к обучению.

    Сценарий проведения недели логопедии в начальной школе
    методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

    Неделя логопедии проводилась в начальной школе с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне родного языка, расширения кругозора детей в области словесности, развития творческих способностей и воспитания умения выполнять предложенные логопедом задания точно и в срок. Для всех учеников школы был оформлен стенд, содержащий информацию о видах речи, словесных играх и некоторых правилах культуры речи. Информация на стенде изменилась к концу недели: были выставлены работы участников конкурса « Поэтическая тетрадь».

    В материале размещены разноуровневые задания для обучающихся начальных классов, которые меняются в зависимости от дня недели. Ежедневное оценивание выполненных заданий позволило внести соревновательный характер в проведение недели , а также выявить самых активных участников. Предлагаемые задания можно использовать для коррекции и профилактики дисграфии.

    Скачать:

    Вложение Размер
    сценарий недели логопедии 399.07 КБ
    foto_materialy.zip 2.06 МБ

    Предварительный просмотр:

    Творческий отчёт о проведении недели логопедии в начальных классах

    Неделя логопедии проводилась в начальной школе с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне родного языка, расширения кругозора детей в области словесности, развития творческих способностей и воспитания умения выполнять предложенные логопедом задания точно и в срок. Для всех учеников школы был оформлен стенд, содержащий информацию о видах речи, словесных играх и некоторых правилах культуры речи. Информация на стенде изменилась к концу недели: были выставлены работы участников конкурса « Поэтическая тетрадь».

    Оформление общешкольного стенда

    КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ.

    КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ

    КАК ЭТОГО ДОСТИЧЬ

    ПРОДУМАЙ ЗАРАНЕЕ ВСЁ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ. СТАРАЙСЯ НЕ ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ.

    ПОДУМАЙ, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ТЫ ГОВОРИШЬ. НЕ ЗАБЫВАЙ УЧИТЫВАТЬ СИТУАЦИЮ: КОМУ И ГДЕ ТЫ ГОВОРИШЬ.

    СТАРАЙСЯ ГОВОРИТЬ СВЯЗНО И ПО ПОРЯДКУ. НЕ ПЕРЕСКАКИВАЙ С ОДНОГО НА ДРУГОЕ. ПРОДУМАЙ ЗАРАНЕЕ, ЧТО И КАК ТЫ БУДЕШЬ ГОВОРИТЬ.

    СТАРАЙСЯ ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ. ВЫСКАЗЫВАЙСЯ КРАТКО И ЯСНО. ПОДБИРАЙ ТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    БУДЬ УВЕРЕН В СВОИХ СВЕДЕНИЯХ, НЕ УТВЕРЖДАЙ ТОГО, ЧЕГО ТЫ ТОЧНО НЕ ЗНАЕШЬ. НЕ ГОРЯЧИСЬ И НЕ ВЫПЯЧИВАЙ СВОЁ «Я».

    НЕ ПОВТОРЯЙСЯ, ИЗБЕГАЙ ОДНООБРАЗИЯ. ВСЕГДА ВЫРАЖАЙ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ, О ЧЁМ ТЫ ГОВОРИШЬ.

    СТАРАЙСЯ ВЫДЕЛИТЬ САМОЕ ВАЖНОЕ. ПОДБИРАЙ ТАКИЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЯ.

    СЛОВАРЬ НЕПРАВИЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

    В РУССКОМ ЯЗЫКЕ СУЩЕСТВУЕТ МНОГО РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК. А СУМЕЕТЕ ЛИ ВЫ, УВАЖАЕМЫЕ УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКИ, УЗНАТЬ ПОСЛОВИЦУ ПО ЕЁ «ПЕРЕВЁРТЫШУ»? НАПРИМЕР: ПЕРЕВЁРТЫШ – «ПОД МИЛИЦИОНЕРОМ КОСЫНКА ТОНЕТ». ПРАВИЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ВАРИАНТ- «НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ».

    • « С зайцами умирать- не по-заячьи хихикать»
    • «Будь небрежен со штанами, когда они стары, и с бесчестьем со старости»
    • «Умная нога у голов беспокойство отнимает»
    • «От смелости носы велики»
    • « Начал безделье – сиди дома робко»
    • «Под луной холодно, от папы зло»
    • «Ненавидишь стоять, ненавидь коньки держать»
    • «Булка – ничему ноги»

    ЧТО, ГДЕ И КОГДА

    3. ДАТЕ НЕ ПАЖАСА

    ДАЙТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. СТРЕТИМСЯ ЗЕСЯ

    УВАЖАЕМЫЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ! ВАША ЗАДАЧА – ВСПОМНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТЫ ПРИВЕДЁННЫЕ НИЖЕ СТРОКИ.

    ОДИНОКИЙ – ГОЛУБОМ –ДАЛЁКОЙ –РОДНОМ

    ГОДА – СЕМНАДЦАТЬ – ТОГДА – ЗАНИМАТЬСЯ

    ПОРУ –МОРОЗ –В ГОРУ – ВОЗ

    СНЕГ – ШУМЯТ – БРЕГ – ГЛАСЯТ

    СТЕПНЫЕ – ГОЛУБЫЕ – МАЯ – КАЧАЯ

    ОДИН – ИЛЬИЧА –ГРАЖДАНИН – КАЛАНЧА

    УВАЖАЕМЫЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ! ВАМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ТАКИЕ ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ НАДО ДАВАТЬ, ПОДУМАВ ПРЕЖДЕ О ПОДВОХЕ, КОТОРЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО СКРЫВАЕТСЯ В КАЖДОМ ИЗ ВОПРОСОВ.

    • ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ЛИШЬ ВАМ, А УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ДРУГИМИ?
    • КОГДА ЛОШАДЬ ПОКУПАЮТ, КАКОЙ ОНА БЫВАЕТ?
    • КАКОЕ ГОСУДАРСТВО МОЖНО НОСИТЬ НА ГОЛОВЕ?
    • КАКОЙ ГОРОД ЛЕТАЕТ?
    • КАКАЯ ЗЕМЛЯ НИКОГДА НЕ СТАРИТСЯ?
    • КАКИХ КАМНЕЙ НЕ НАЙДЁТСЯ В МОРЕ?
    • КОГДА ЧЕЛОВЕК БЫВАЕТ В КОМНАТЕ БЕЗ ГОЛОВЫ?
    • КАКОЕ ИМЯ ДЕВОЧКИ ПОЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ НАПИСАТЬ 30 Я?
    • НАЗОВИТЕ 5 ДНЕЙ НЕДЕЛИ, НЕ НАЗЫВАЯ ИХ ПО ИМЕНАМ.
    • ЧТО МОЖНО ПОДЕРЖАТЬ ТОЛЬКО В ЛЕВОЙ РУКЕ?
    • ЧТО БЫЛО ЗАВТРА, А БУДЕТ ВЧЕРА?

    Вы удивитесь, но понимание и признание мнения собеседника далеко не всегда зависит от совпадения мыслей и взглядов. Иногда случается, что понимание так и не бывает достигнуто, и вовсе не по зависящим от вас причинам, а просто потому, что так устроен человеческий организм, а если точнее- из-за особенностей человеческого восприятия. Их очень важно учитывать.

    • Смысл фраз и предложений, составленных более, чем из 13 слов, сознание человека обычно не воспринимает на слух, поэтому применять их нет смысла.
    • Речь хорошо воспринимается, лишь когда её скорость не превышает 2,5 слов в секунду. Чтобы было легче ориентироваться, засеките, сколько слов вы говорите в минуту. Если цифра будет превышать 150 слов, подкорректируйте свою речь, чтобы говорить медленнее.
    • Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестаёт осознаваться. Поэтому следите, чтобы ваша речь не шла сплошным потоком.
    • Человек более всего открыт для общения и восприятия между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, менее всего сразу после обеда. Поэтому важные разговоры не стоит переносить на дневное время.
    • Лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже –первая, тогда как средняя чаще всего забывается. Учитывая эти особенности восприятия, составляйте свою речь таким образом, чтобы ничто не ускользнуло из внимания и памяти собеседника.
    • Человек, как правило, высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его воспринимают лишь на 70% из этого, понимают же 60%, а в памяти у них остаётся 10-15%. Поэтому постарайтесь как можно шире раскрыть предмет разговора. Причём чем образнее и эмоциональнее вы будете говорить, тем больше дойдёт до сознания собеседника и тем больше он усвоит.
    • Слишком значительный объём сложной информации сбивает с толку и препятствует её переработке. Поэтому если есть необходимость донести до собеседника информацию такого характера, разбейте свою речь на отдельные пункты. После изложения каждого из них делайте паузу и начинайте её обсуждать.

    Для каждого класса были приготовлены разноуровневые задания, которые ежедневно менялись. Ученики могли выполнить задание в течение дня, опуская свои ответы в специальный ящичек( для каждого класса свой). В конце дня логопед проверяла ответы и подсчитывала баллы индивидуально для каждого ученика, утром задания менялись на новые и так до конца недели.

    1.ВЫ УЖЕ ВЫУЧИЛИ БУКВЫ? НАПИШИТЕ, КАКИЕ ЖЕ ИХ ЗНАКОМЫХ БУКВ СТЕРТЫ?

    2.ТЫ ТОЧНО ЗНАЕШЬ ВСЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА? ПОСМОТРИМ. ДАВАЙ-КА, РАСПУТАЙ БУКОВКИ. ДА НЕ ЗАБУДЬ ИХ ЗАПИСАТЬ!

    3.ОЧЕНЬ ЛЕГКО ПОЙМАТЬ БУКВЫ В ЛОВУШКУ! ЕСЛИ ТЫ ХОРОШО ЗНАЕШЬ ВСЕ БУКВЫ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ОСВОБОДИ ИХ И ЗАПИШИ.

    4.ДУМАЕШЬ, ТОЛЬКО ТЫ ЛЮБИШЬ СМОТРЕТЬСЯ В ЗЕРКАЛО? БУКВЫ ТОЖЕ ЛЮБЯТ ВЫГЛЯДЕТЬ КРАСИВО, ОСОБЕННО В ТВОЕЙ ТЕТРАДКЕ. КАКИЕ БУКВЫ-МОДНИЦЫ ЗДЕСЬ НАПИСАНЫ?

    5.КАКИЕ БУКВЫ ЗАПУТАЛИСЬ? НАЙДИ И ЗАПИШИ.

    1.КТО-ТО ХОРОШО ПОРАБОТАЛ СТИРАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКОЙ! А ЧТО ЖЕ БЫЛО НАПИСАНО? ИСПРАВЬ.

    17слов-10 баллов; 16слов-8баллов; меньше 16слов-0бал.

    2.КТО-ТО РАЗЛОМАЛ СЛОВА НА СЛОГИ. ДА ЕЩЁ И РАССЫПАЛ СЛОГИ, ГДЕ ПОПАЛО! СОБЕРИ СЛОВА.

    ТА ФО ХА ЛЕС ПО

    НАРЬ КА РИК НИК

    3.ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ИГРАЮТ В «ПРЯТКИ». ДАЛЬШЕ ВСЕХ УБЕЖАЛИ И ЛУЧШЕ ВСЕХ СПРЯТАЛИСЬ А,О,У,И,Ы. ВЕРНИ ЭТИ БУКВЫ НА МЕСТО.

    КН, ЛН, ВД, БРЗ, ЛТК, МШК, ГРД, НТК, БРН, СХР, БРБН, ФЗКЛЬТР,КНКЛ, ЗМШК.

    Оценка результатов: 14 слов – 10 баллов,13 слов – 8 баллов, 12 слов -6 баллов,меньше 12 слов – 0 баллов.

    4.В ПОСЛОВИЦАХ СКЛЕИЛИСЬ СЛОВА. ОТДЕЛИ ИХ ДРУГ ОТ ДРУГА И НАПИШИ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ.

    5.БУКВЫ КОЕ-КАК ПОСТРОИЛИСЬ В КОЛОННЫ. В ПЕРВОЙ КОЛОННЕ 5 БУКВ, ВО ВТОРОЙ-5 БУКВ, В ТРЕТЬЕЙ- 6 БУКВ, В ЧЕТВЁРТОЙ-8 БУКВ. КТО БЫСТРЕЕ УВИДИТ И ЗАПИШЕТ БУКВЫ?

    2. КАЖЕТСЯ, ЗДЕСЬ СЛОВА НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНЫ. ПОСТАВЬ БУКВЫ НА СВОИ МЕСТА И ЗАПИШИ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА.

    ЗЯТИВЬ, ТРОНАП, ЭЖАТ, ГОТС, ЖАНСЛИДИ, ЧЕНЬПЕ, АСТОКРА, КОЛПА,ТЮШРАПА, НЛСИАГ,АКЗДГАА, ЖЛУНРА, КГУЛРОПА

    Оценка результатов:13 верных слов – 10 баллов,12 слов – 8 баллов,11 слов – 6 баллов,

    меньше 11 слов – 0 баллов

    2.НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ЧИТАТЬ СПРАВА НАЛЕВО? ПОПРОБУЙ, МОЖЕТ ТЕБЕ ПОНРАВИТСЯ. КОГДА ПРОЧИТАЕШЬ, ЗАПИШИ ПОЛУЧИВШИЕСЯ ПОСЛОВИЦЫ. ДА, ЕЩЁ НЕ ЗАБУДЬ СЛОВА ОТДЕЛИТЬ!

    Оценка результатов:5 верных пословиц – 10 баллов,4 пословицы – 8 баллов,

    меньше 4–х пословиц – 0 баллов

    3.ВИДИШЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? БУДЕТ ОЧЕНЬ СМЕШНО, ЕСЛИ В НИХ НЕ ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ. МОЖЕШЬ ПОСМЕЯТЬСЯ, А ПОТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПИШИ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ!

    МЯЧ МАЛЬЧИКОМ РАЗБИЛ СТЕКЛО.

    ПОСЛЕ ГРИБОВ БУДУТ ДОЖДИ.

    БРАТ ПОТЕРЯЛ БИБИЛИОТЕКУ ИЗ КНИГИ.

    КОЗА ПРИНЕСЛА ДЕВОЧКЕ КОРМ.

    ВЕСНОЙ ЛУГА ЗАТОПИЛИ ЗЕМЛЮ.

    НА ТОНЕНЬКИХ ЛИСТЬЯХ ПОКАЗАЛИСЬ ВЕТКИ.

    СНЕГ ЗАСЫПАЛО ПЫШНЫМ ЛЕСОМ.

    5.ОЧЕНЬ ЛЕГКО! ПРОСТО ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. НО СНАЧАЛА ХОРОШЕНЬКО ПОДУМАЙ!

    Б-Д П-Т Л-М

    …У…ИЛЬНИК …АС…УХ …ЕТ…А

    …О…РО…УШНЫЙ …ЛА…ОК …А…ИНА

    1.ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ! КАЖЕТСЯ, ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ИГРАЮТ В «ПРЯТКИ». НАЙДИ ИХ И ЗАПИШИ ВСЁ ПРАВИЛЬНО.

    КШК ТНЛСЬ З МШК.

    ЦЛЙ ДН ДТ БРДЛ П ЛС.

    В КСМС ПЛТТ СМЛЙ.

    МЛЬЧК СДЛЛ ГРЛНД З ЦВТНЙ БМГ.

    РБТ НБРЛ В ЛС МНГ ГРБВ

    2.АБРАКАДАБРА? А ВОТ И НЕТ! В НАБОРАХ БУКВ ОТЫЩИ УКАЗАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СЛОВА ЗАПИШИ.

    КАГРВОЗАДИСЬКА – ГДЕ ЦВЕТОК, ГДЕ РЫБА, ОТЫСКАТЬ ПОПРОБУЙ.

    НКИВЕАЛЬС – ВЫПЛЕСНИ НАПИТОК, А МЕТАЛЛ НЕ ТРОГАЙ.

    СГРЕРЕАДКЛА – ЗДЕСЬ ГЕРОЙ АНТИЧНЫЙ СПРЯТАН В ДНЕ НЕДЕЛИ.

    ПЧЕАНАСЫЛ – ЧТО НАД ШКОЛЬНОЙ ДВЕРЬЮ? ЧТО В ТВОЁМ ПОРТФЕЛЕ?

    Оценка результатов :8 слов -10 баллов,7 слов – 8 баллов,меньше 7-и слов – 0 баллов

    3.ЧТО В ОТВЕТЕ? РЕШИ ПРИМЕР ИЗ ГРАММАТИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ.

    С + место для стоянки судов =

    С + дом для отдыха =

    Кар + знак препинания =

    Кар + горное село =

    Ква + рак – ак + тира =

    4. ЧТО-ТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК! ПРОВЕРЬ И ИСПРАВЬ ОШИБКИ В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ!

    СТАЛО ТЕПЛО, ПОТОМУ ЧТО ВЗОШЛО СОЛНЦЕ.

    У КАТИ БЫЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ПОТОМУ ЧТО ЕЙ ПОДАРИЛИ КУКЛУ.

    ПРИШЛА ВЕСНА, ПОТОМУ ЧТО ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ.

    БЫЛ ЖАРКИЙ ДЕНЬ, ПОТОМУ ЧТО РЕБЯТА ПОШЛИ КУПАТЬСЯ.

    КОСТЁР ПОГАС, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ХОЛОДНО.

    ПТИЦА КРИЧИТ КУ-КУ, ПОТОМУ ЧТО ЕЁ НАЗВАЛИ КУКУШКОЙ.

    Оценка результатов:6 правильных предложений -10 баллов,5 правильных предложений – 8 баллов,меньше 5-и предложений -0 баллов

    5. ЧТО-ТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК! ПРОВЕРЬ И ИСПРАВЬ ОШИБКИ В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ!

    СТАЛО ТЕПЛО, ПОТОМУ ЧТО ВЗОШЛО СОЛНЦЕ.

    У КАТИ БЫЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ПОТОМУ ЧТО ЕЙ ПОДАРИЛИ КУКЛУ.

    ПРИШЛА ВЕСНА, ПОТОМУ ЧТО ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ.

    БЫЛ ЖАРКИЙ ДЕНЬ, ПОТОМУ ЧТО РЕБЯТА ПОШЛИ КУПАТЬСЯ.

    КОСТЁР ПОГАС, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ХОЛОДНО.

    ПТИЦА КРИЧИТ КУ-КУ, ПОТОМУ ЧТО ЕЁ НАЗВАЛИ КУКУШКОЙ.

    Оценка результатов:6 правильных предложений -10 баллов,5 правильных предложений – 8 баллов,меньше 5-и предложений -0 баллов

    Также детям было предложено попробовать свои силы в сочинении стихов ( в данной работе приветствовалось участие родителей) и принять участие в конкурсе «Поэтическая тетрадь» Поскольку неделя была проведена в конце февраля, то в преддверии праздника 8 марта, стихи нужно было посвятить своим мамам. Задания ограничивалось определёнными условиями, разными для каждой параллели.

    Сочините чистоговорку, посвящённую женскому дню 8 марта или маме.Напишите на альбомном листе и красиво оформите . Например,

    Сочините стихотворение , посвященное женскому дню 8 марта или маме, из четырёх ( можно больше) строк. Но в стихотворении необходимо использовать слова весна, день, праздник, цветы или радость, мамочка, люблю, всегда. Получившееся творение напишите на альбомном листе и красиво оформите.

    Сочините стихотворение, посвящённое женскому дню или маме так, чтобы первые буквы каждой строки сложились в слово МАМУЛЯ :

    Получившееся творение напишите на альбомном листе и красиво оформите.

    Сочините стихотворение , посвящённое женскому дню или маме ,из 8 (можно больше) строк так, чтобы оно оканчивалось словами:

    Я ТЕБЯ ВСЁ ВРЕМЯ,

    Ваше творение напишите на альбомном листе и красиво оформите.

    Все творческие работы были выставлены на конкурс и собраны в один общий сборник «Поэтическая тетрадь». По итогам недели ученики, набравшие наибольшее количество баллов и победившие в конкурсе « Поэтическая тетрадь» , были награждены дипломами и подарками.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План проведения “Недели математики” в начальной школе

    План содержит перечень мероприятий проводенных в рамках недели математики в начальных классах.

    План проведения Недели книги в начальной школе

    Отчёт о проведении недели Знаний в начальной школе «РАДУЖНАЯ НЕДЕЛЯ»

    Отчёт о проведении недели Знаний в начальной школе«РАДУЖНАЯ НЕДЕЛЯ».

    Справка о проведении недели Знаний в начальной школе «ЗВЁЗДНАЯ НЕДЕЛЯ»

    Справка о проведении недели Знаний в начальной школе«ЗВЁЗДНАЯ НЕДЕЛЯ».

    Отчет ШМО о проведенной Неделе книги в начальной школе

    Отчет о мероприятиях, посвященных проведению Неделе книги “Читать – это модно!” в начальных классах МКОУ Павловская СОШ №2.

    Положение о проведении Недели математики в начальной школе

    Положение о проведении Недели математики в начальной школе.

    Отчёт о проведении недели Знаний в начальной школе «ИГРОВАЯ НЕДЕЛЯ»

    Согласно плана учебно – воспитательной работы школы с 06 по 10 февраля 2017 года была проведена неделя начальных классов «Игровая неделя», посвящённая обучающим, развиваю.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: