Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

В данной статье приведен анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития моторной сферы у детей. Рассматриваются разные точки зрения на данную проблему. Четко даны характеристики каждого периода развития мелкой моторики пальцев рук детей первого года жизни. Доказана и дальнейшая зависимость развития эмоциональной, волевой, интеллектуальной, речевой сфер ребенка от уровня развития как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук.

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста в общей и специальной психолого-педагогической литературе

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.).

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова (1973), А.В. Антакова – Фомина (1975), М. Аксенова (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.

Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики.

Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их В.С. Мухина (1975).

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые (М.М. Кольцова (1995) и Е.В. Новикова (2000)) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, но могут быть познаны только в результате двигательной активности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений.

Развития движений оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот (1982), Е.В. Новикова (2000), И.С. Лопухина (1997)).

Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемостью Дети с нарушением интеллекта плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками (В.М. Коврыгин (1968), В.Э. Нагорный (1981), И.Ф. Терехова (1983), Е.Е. Шецольд (1974) и др.

М.М. Кольцова (1995) отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.

Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки.

Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и руки.

В чем же заключается связь движений пальцев рук и речи?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь роль руки – она дала возможность путем указывающих, ограничивающих, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоить в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при охватывании предмета, на 6-м месяце движения захвата становятся более точными. На 7-м месяце появляется артикуляция слогов. В 8-9 месяцев малыш берет предметы двумя пальцами, вслед за этим начинается произношение первых слов.

Исследования Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой (1980) указывают на то, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

С 10 месячного возраста необходимо начинать активную тренировку пальцев ребенка, а до этого полезно делать массаж рук. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно эффективными.

Проведены важные исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности И.А. Бернштейна (1948) показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

И.П. Павлов (1951) рассматривал речь как кинестетическое раздражение, идущее в кору от речевых органов. И.А. Бернштейн (1948) отнес речь к высшему уровню организации движений кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Читайте также:
Лист медицинского обследования для ПМПК консультации

Связь движений руки с речью была отмечена еще В.М. Бехтеревым (1928), который высказал предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Психологи М.О. Гуревич (1960), А.А. Леонтьев (1962) указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

По мнению М.М. Кольцовой (1973) есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ученые указывают, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста (С.Е. Гаврина (1997), Н.П. Кутявина (1998) И.Г. Топоркова (1997) и др.)

Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Очень важно для овладения грамотой развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В этом возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и не достаточно совершенный контроль за движением карандаша в процессе рисования.

В это же время при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка.

И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже 1-го полугодия жизни. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс.

В 4-4,5 месяца у ребенка проявляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.

Хватание совершенствуется в 2-х отношениях.

Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.

Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.

Итак, на протяжении первого года младенец овладевает значительным числом действий и движений.

В период от года до трех лет у детей развиваются четыре основных умения – ходьба, бег, лазание, метание. Попутно развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Движения детей часто хаотичны и нецелесообразны: неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех устремлений ребенка.

У детей с нарушением речи может отмечаться небольшое отставание в развитии тех или иных двигательных умений.

С возрастом характер движений у школьников значительно усложняется, но даже в возрасте 5-6 месяцев дети еще не совсем хорошо владеют своим телом. Ребенок не всегда может двигаться свободно, легко, как требует того ситуация. У него еще нет необходимых двигательных навыков, он пока не умеет рассчитывать свои усилия, управлять своими движениями.

Движения детей, имеющих общее недоразвитие речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке — стека). У ребенка развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

У большинства детей с общим недоразвитием речи недостаточно развита ручная умелость. Эти дети, как правило, затрудняются в рисовании и письме, в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании.

Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети. Из-за особенностей их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так, В.В. Цвынтарный (1999) предложил занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук параллельно с развитием высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения). Также, развивая мелкую моторику рук, мы знакомим детей с геометрическими фигурами и счетом. Е. Щепковский (2000) предлагает игры, дающие возможность ограничено сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (1999) разработали примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, а также подобрали упражнения для само массажа кистей и пальцев рук детьми.

Таким образом, анализ уровня развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Читайте также:
Игровые упражнения по автоматизации звука С

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Этот факт, должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.

Таким образом, деятельность ребенка выражаются, прежде всего, в движениях.

Первые представления о мире приходят к ребенку через органы чувств, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка.

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Дети 4-5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения: их движения более координированы, чем у детей раннего возраста, они владеют основными умениями, такими как бег, прыжки, лазание и др., у них достаточно хорошо развита мелкая моторика рук.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.

Речь и движения ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от развития общей и мелкой моторики ребенка. Поэтому, развивая руку ребенка, мы развиваем его речь.

Иванова Оксана Николаевна,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
комбинированного вида №153, Ульяновск

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.
2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1983, № 1. – С. 3-5.
3. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.
5. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки. / Под ред. Е.В. Новиковой. – М.: Тандем, 2000. – 18с.
6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
7. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1999. – 57 с.

Развитие моторной сферы ребенка, имеющего нарушения речи

Разделы: Логопедия

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить начинаем»

Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей); волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве); конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и эстрадной музыкой.

Читайте также:
Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся за столы.

1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

А) Упражнение «Лягушки»:

– Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
(Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

Б) Упражнение «Слоник»:

– Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
(Губы вытягиваются в «трубочку»)

В) Упражнение «Змейка»:

– Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
(Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

Г) Упражнение «Лошадка»:

– Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

Д) Упражнение « Окошко»:

– А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
(Спокойное открывание и закрывание рта)

Е) Упражнение «Блинчики»:

– Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
(Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

– Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
(Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

З) Упражнение «Шарик»:

– Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
(Сильное раздувание обеих щёк)

И) Упражнение «Часики»:

– Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
(Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается уголков губ.)

К) Упражнение «Чистим зубки»:

– Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
(Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие пальцев рук:

А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому пальчику обеих рук. Поменять руки.

Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан, имитируя лепку теста.

Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами. Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять руки.

К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители, которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

4 – Упражнение «Осенние ветки».

Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей: – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья? (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения, сопровождая их словами:

Ветер дует нам в лицо, Движения кистями рук к себе
Закачалось деревцо. Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
Ветерок всё выше, выше, Приподняться на пальцах ног и потянуться
Деревцо всё ниже, ниже. Наклониться к полу
Солнце поднимается, Выпрямиться, поднять руки вверх
Ветки распускаются. Развести руки в стороны
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из стороны в сторону
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями рук
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в сторону
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка», «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

Родителям предлагается помочь своим детям.

3 – Подвижная игра «Найди пару».

Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды, другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и, имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на левом рукаве.

Этап соревновательный, завершающий

В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит весёлая музыка.

Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям раздаются призы.

Коррекция моторной сферы дошкольников нетрадиционными методами

Коррекция моторной сферы

дошкольников

нетрадиционными методами

Подготовила:

учитель-логопед

ГДОУ №34 «Жемчужина»

Крамаренко И.А.

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев…»

Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного “Я” и появляется возможность самовыражения и самореализации. От уровня развития речи зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоционально-личностной сферы.

Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, которые отмечали, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого).

Зона Брока находится рядом с частью мозга, управляющей мышцами, необходимыми для речи. Ученые полагают, что она координирует движения этих мышц.

Зона Вернике помогает контролировать содержание речи, а также влияет на восприятие того, что мы видим и слышим.

Большой нервный пучок связывает зону Брока и Вернике и тоже помогает контролировать содержание речи; позволяет человеку повторять звуки и слова, которые он слышит.

Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно».

Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Наряду с речевой симптоматикой, показательным для детей с ОНР является наличие двигательной недостаточности. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстают в развитии двигательной сферы от нормально развивающихся сверстников. Формирование движений у этой категории детей происходит замедленно, моторика носит недостаточно координированный характер.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических упражнений по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз , в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

В настоящее время для развития мелкой моторики рук используют традиционные и нетрадиционные методы и приемы.

К традиционным относятся:

– самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

– пальчиковые игры с речевым сопровождением;

– графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

– предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

– игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

– различные виды застёжек;

– кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

К нетрадиционным относятся:

– игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;

– самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, шишками, карандашами, массажными щетками, каштанами, прищепками;

– массаж с помощью мячика Су-джок,

– Иглотерапия с помощью аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко;

– применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, массажные щетки (расчески), карандаши, резинки для волос, бус и многое другое);

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок т ерапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и воздействует на зоны коры головного мозга с целью профилакти ки речевых нарушен ий.

С помощью шаров – «ежиков» с массажными колечками детям нравится массиро ват ь пальцы и ладошки , что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Игровой самом а ссаж с массажеро м проводится в ви де 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.

Иглотерапия.
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, простейшим элементом которого является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.

В игровой форме ребенку предлагается положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

-предлагать прошагать пальчиками по дорожке из модулей;

-искать отдельные модули в сухом бассейне.

-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
Пуговичная терапия.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Приведу несколько примеров игр с пуговицами.

Игра: Поднимание пуговиц.

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Игра: Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.

Упражнение: Разложить пуговицы: самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

Криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят.

Упражнение: Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Игры с прищепками.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.

— Цеплять прищепки к натянутой веревке;

— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т.д.)

— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест?», «Кто где живёт?».

Игры с резинками для волос.

Развивают мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение, ловкость, быстроту реакции.

— Надеваем и снимаем резинки согласно схеме.

Игры с резинками развивают зрительное восприятие: дети по образцу надевают на пальцы разноцветные резинки.

Игры с бусами – отличный способ развития координации движений, ловкости, сообразительности и усидчивости, меткости и конечно мелкой моторики рук.

— Перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке);

— Нанизывать бусинки на нитку;

— Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.

Квиллинг (бумагоскручивание) является своеобразным самодельным конструктором – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Регулярные занятия квиллингом оказывают благотворное влияние на моторную, речевую и на эмоционально-волевую сферы, активизируя тем самым механизмы самокоррекции и способствуя преодолению речевых патологий детей.

Обобщая всё выше сказанное, необходимо отметить, что наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в речевом развитии ребёнка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) моторной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная моторика). Эта работа, включённая органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно- педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребёнка с речевой патологией.

Опубликованные материалы

2018-01-24 17:45:51:Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР»

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребенка, чем лучше у ребенка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от других анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи (Бернштейн Н.А., 1947, Лопатина, 1992).

Исследованиями многих ученых показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И.Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002).

Специальными исследованиями у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной, но и тонких движений кистей и пальцев рук (Карпова Н.В., 1997; Лопухина И.С., 1997; Майорова Л.Т., 1988; Михайлова Е.Я., 1998-2002 и др.)

Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОНР различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются свои особенности в развитии речи, артикуляционной, мелкой и крупной моторике.

Движения детей с общим недоразвитие речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами.

Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения органами артикуляции простейших движений. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией, алалией.

Таким образом, нарушения моторики может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Цель: определить основные направления работы по развитию моторной сферы у детей с ОНР.

1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме развития моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.

2. Выявить уровень развития моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.

3. Описать формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями по развитию моторной сферы детей.

4. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.

5. Внедрить комплекс упражнений в работу с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Условия реализации поставленных задач:

1. Оснащение кабинета необходимым методическим и дидактическим материалом.

2. Просвещение педагогов и родителей по данной теме.

I этап – планирование работы: изучение литературы, формулирование цели и задач, определение средств, форм и методов работы.

II этап – организация коррекционного процесса, вовлечение в работу родителей и педагогов, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.

III этап – анализ результатов работы, формулирование выводов.

Практическое использование знаний, полученных в ходе работы.

Для выявления исходного уровня развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилась первичная диагностика. В ходе диагностики решались следующие задачи:

1. Изучение систематизация методов диагностики уровня развития моторной сферы у детей.

2. Выявление основных характеристик и составление критериев для оценки уровня развития моторной сферы.

3. Разработка и проведение диагностики для выявления уровня развития моторной сферы у детей.

При проведении логопедического обследования учитывались следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:

1. Принцип развития.

2. Принцип системного подхода.

3. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

4. Принцип деятельностного подхода.

5. Онтогонетический принцип.

6. Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.

7. Принцип обходного пути.

В ходе диагностики были использована следующие методы исследования: диагностирование, качественная и количественная обработка данных.

Диагностика каждого вида моторики включала в себя несколько упражнений:

1. Обследование произвольной мимической моторики.

2. Обследование речевой моторики.

3. Обследование общей произвольной моторики.

4. Обследование тонких движений пальцев рук.

5. Обследование действий с предметами.

6. Развитие чувства ритма.

Задачей рассмотренного этапа диагностики являлось выявление уровня развития моторной сферы детей на данный момент. Для этого использовались серии различных заданий на выявление степени владения мелкими движениями кистей рук, движениями органов артикуляции, общей произвольной моторики, чувства ритма, мимической моторики. Проведенные игровые упражнения показали на каком уровне развития этих способностей находится каждый из детей. Результаты эксперимента убедили меня в необходимости организации активной и насыщенной работы с использованием игровых методов, способствующим мотивации детей к знаниям, повышению их заинтересованности.

Целью коррекционной работы явилось повышение уровня развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На данном этапе решались следующие взаимосвязанные задачи:

1. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мимической моторики.

2. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики детей.

3. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие общей моторики.

4. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие тонких движений пальцев рук.

5. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие действий с предметами.

6. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие чувства ритма.

Система игр и игровых упражнений, предназначенных для решения этих задач, использовалась как составная часть подгрупповых и индивидуальных занятий.

I.Развитие общей моторики.

Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус.

В работе использовались упражнения:

1. Упражнения на повышение уровня активации.

2. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

3. Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

4. Упражнения для развития пространственных представлений.

II. Развитие мимической моторики.

Цель работы: развитие умения передавать мимикой разные чувства.

В работе использовались:

1. Мимическая гимнастика.

2. Упражнения для развития мимической моторики.

3. Логопедический массаж.

4. Логопедический самомассаж лица.

III. Развитие артикуляционной моторики.

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

В работе использовались:

1. Упражнения для губ.

2. Упражнения для развития подвижности губ.

3. Упражнения для губ и щек.

4. Статические упражнения для языка.

5. Динамические упражнения для языка.

6. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

7. Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

8. Сказочные истории из жизни Язычка.

9. Логопедический массаж.

IV. Развитие мелкой моторики.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

В работе использовались:

1. Пальчиковые игры.

2. Игры на развитие действий с предметами.

V. Развитие чувства ритма.

Цель работы: формирование навыков выразительного движения.

В работе использовались упражнения для развития умения передавать ритмический рисунок.

Для диагностики с целью выявления динамики развития моторной сферы детей использовалась та же диагностическая методика, что и на первом этапе. Конечно, за 21 день нахождения детей в реабилитационном центе невозможно пройти весь курс коррекционной работы. Но все же в результате проведения коррекционной работы была отмечена положительная динамика развития моторной сферы у детей с ОНР, особенно у тех детей, которые в течение года неоднократно проходили курс реабилитации, что дало возможность качественнее провести запланированную работу.

Рассмотрим результаты коррекционной работы в процентном соотношении.

2015: дети с ОНР, дизартрия 29 (100%); положительная динамика 20 (67%); без динамики12(31%).

2016: дети с ОНР, дизартрия 39 (100%); положительная динамика 27 (67%); без динамики 9(33%).

2017: дети с ОНР, дизартрия 49 (100%); положительная динамика 34 (69%); без динамики15 (31%).

Дети с положительной динамикой – это дети с ОНР III-IV уровня, дизартрия стертой формы, неоднократно прошедшие курс реабилитации. Дети без динамики – это дети с ОНР I-II уровня с тяжелыми формами дизартрии, которым требуется длительная коррекционная работа.

1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – Москва: АСТ. «Астрель», 2010.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – Москва : АСТ, «Астрель», 2011.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 254, [2] с.:ил. – (Высшая школа).

4. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.

5. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. Учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. Переб. И доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2008. – 703с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

6. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с. + 24с. вкл. с ил.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., «Педагогика», 1973г.

8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия»,1973. 160с.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2012. – 272 с., ил.

10. Скорцов И.А., Н.А. Ермоленко. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии, – М.: МЕДпресс – информ, 2003. – 368с., ил.

11.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

12. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т.Екатеринбург,1998. 51с.

13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида ( старшая группа). – М.: Школьная пресса,2002. – 32с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 2).

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста при задержке речевого развития

В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Задержка речевого развития– это недоразвитие речеязыковой способности, проявляющееся в недостаточном уровне усвоения норм языка и в снижении активности речевой деятельности и приводящее к задержанному развитию коммуникативной функции речи, а также к дефицитарному развитию игровой и познавательной деятельности.

К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени – все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

В структуре дефекта задержки речевого развития ведущее место занимает недоразвитие речеязыковой способности. Ребёнок не заговорит, пока не усвоит определённую систему правил, присущую данному языку. В этом и заключается суть речеязыковой способности, которая полноценно при задержке речевого развития не развивается.

Ведущим дефектом в структуре недоразвития речеязыковой способности является недоразвитие фонематического слуха, которое тесно связано с недоразвитием тонких кинестетических и кинетических ощущений от положения языка и губ, придающих слову моторный образ. Поэтому чёткие условно-рефлекторные связи между слуховым и моторным образом слова не устанавливаются, что вызывает у ребёнка трудности при усвоении новых слов. Они обусловлены как недоразвитием фонематического слуха, так и нарушением подвижности артикуляционного аппарата (языка и губ).

Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Активный словарь состоит из 5-10 слов, иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.

Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» – киска, мех, волосы. Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова. При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.

Значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Не могут самостоятельно одеться, съесть суп, не разлив содержимое тарелки. Отставание в развитии двигательной сферы характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с задержкой речевого развития отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Во время движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом, является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

КАЧЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

С каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями, среди которых многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Опираясь на идею о взаимосвязи моторного и речевого развития, подчеркнем важность комплексного воздействия на моторную и речевую сферы в целях преодоления проблем становления всех сторон речи. В современных исследованиях [2,4] у дошкольников с ОНР констатируется несовершенство во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Однако отсутствуют исследовательские данные, которые позволили бы составить полное представление об особенностях развития моторной сферы у данной категории детей, что и определило актуальность нашего исследования. Оно направлено на разрешение противоречия между необходимостью осуществлять комплексное воздействие на моторную и речевую сферы развития дошкольников для преодоления общего недоразвития речи, с одной стороны, и недостаточностью научных данных о качественном своеобразии моторной сферы у дошкольников с ОНР.

Целью исследования выступило выявление специфики всех компонентов моторного развития у дошкольников с ОНР.

Фундаментом в изучении формирования и развития моторной сферы, связи состояния моторных функций с другими показателями развития выступили труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.А.Бернштейна и других[6].

Исследование было проведено в 2016 году на базе МАДОУ №131 г. Мурманска, в котором приняли участие 10 детей 6-7 лет с нормативным речевым развитием и 10 детей 6-7 лет с ОНР 3-4 уровня. Испытуемым было предложено выполнение проб на определение состояния моторной сферы по методикам, представленным Афонькиной Ю.А. и Кочуговой Н.А. [3]. Исследование предполагало исследование общей моторики, артикуляционной моторики, состояния мелкой моторики. Для глубины интерпретации полученных результатам был предпринят сравнительный анализ данных, полученных в изучении детей как с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития. Были определены уровни развития каждого компонента моторной сферы, выделенные в соответствии с успешностью выполнения проб и с опорой на уровни состояния моторного развития детей, определенные Н.В. Нищевой [7].

Распределение детей по уровням развития общей моторики представлено в гистограмме 1.

Гистограмма 1. Уровни развития общей моторики у дошкольников

Все дети с нормой речевого развития продемонстрировали высокий уровень развития общей моторики, и почти все испытуемые с ОНР показали средний уровень.

Результаты исследования артикуляторных органов отражены в гистограмме 2. Исходя из результатов, следует отметить, что у части дошкольников с ОНР (36%) артикуляционная моторика находится на достаточно высоком уровне, у большинства испытуемых – на среднем (54%), и лишь у 1 ребенка – на низком уровне. Исследование детей с нормой речевого развития выявило 100 % -ую подвижность артикуляторных органов.

Рисунок 2. Уровни развития артикуляционной моторики

Обследование состояния мелкой моторики показало, что почти все дети с нормативным развитием речи имеют достаточную подвижность и сформированность тонких движений кистей и пальцев рук, что также отмечается у одного ребенка с ОНР; на среднем уровне владения мелкомоторными действиями находится 63% детей с ОНР и 27% детей с нормой. Низкого уровня в контрольной группе выявлено не было. В экспериментальной – 27% от группы находятся на низком уровне развития мелкой моторики рук ( гистограмма 3).

Рисунок 3 Уровни развития мелкой моторики

Качественный анализ данных исследования позволил выявить следующую специфику моторной сферы и наглядно продемонстрировал тот факт, что уровень развития крупной, артикуляционной и мелкой моторки находится во взаимозависимости с состоянием речевой функции. Значительные затруднения у детей с ОНР, в отличие от группы с нормативным развитием речи, вызывают сохранение статического положения, точное выполнение двигательных действий, сохранение темпа движений. Состояние артикуляционной моторики у детей с ОНР вывило следующие особенности: наблюдалась подвижность языка и нижней челюсти, но в недостаточном объеме, в тоже время отмечались трудности в удержании артикуляционных поз. Чаще затруднялись в удержании языка «лопаткой», в выполнении движения «качели». Следует отметить узкую амплитуду движений, не достаточное выведение языка из полости рта, сопутствующие движения губами. Достаточная подвижность губ и правильное выполнение заданий были обнаружены лишь у двоих детей. В остальных случаях губы недостаточно или малоподвижны. Многим не удавалась поза «трубочка». Отмечалась узость диапазона движений. Подвижность мышц щек достаточная, только один ребенок не смог выполнить изолированное надувание/втягивание одной щеки. По результатам обследования была выявлена значительная недостаточность мимической мускулатуры. За исключением двух детей, объем движений неполный, отмечается недостаточная подвижность мышц лба и щек (в большей степени). У многих при показе определенной позы (нахмурить брови, поднять брови) появлялись дополнительные движения (прищуривались, морщили нос). Страдает точность выполнения движений и отмечается преобладание замедленного темпа, нарушен мышечный тонус при том, что часть детей показали точные движения, в нормальном темпе и с достаточным напряжениям мышц. Движения мышц глаз были выполнены по инструкции, трудности заключались, как правило, в поочередном закрытии одного глаза. Некоторым это движение не удавалось, дети закрывали оба глаза или прищуривали их. Темп выполнения у детей разный (замедленный – преобладает, также есть нормальный и ускоренный).

Исследование детей с нормальным ходом речевого развития показало, что дети затрудняются в выполнении артикуляционных поз, не смотря на нормальный тонус, у шести из одиннадцати человек отмечались трудности в выполнении позы «жало», «качели», язык не достаточно выводился из полости рта, не удавалось удержание поз. Также была обнаружена у некоторых детей недостаточная подвижность губ: не удавалось вытянуть их «трубочкой», поднять изолированно верхнюю, опустить нижнюю губу. У большей части детей подвижность губ в норме. Мимика полностью сохранна, как и подвижность мышц глаз и нижней челюсти. Все задания выполнены достаточно точно, с необходимой силой и напряжением. Объем движений почти у всех детей полный, тонус сохранен, темп нормальный.

У детей с ОНР была выявлена недостаточность движений пальцев рук: большинство затруднялись в таких заданиях, как перебирание пальцами (движения были скованными, замедленными), проба «кулак-ребро-ладонь» (выполнялось в медленном темпе, упускалась позиция «ребро»).

В группе детей с нормой речевого развития с заданиями на проверку состояния мелкой моторики справились все дети. Только у одного ребенка отмечалась скованность движений пальцев рук (часто сжимал их в кулак), темп выполнения был замедлен, проба «кулак – ребро-ладонь» выполнялась как «кулак-ладонь».

Итак, следует подчеркнуть тот факт, что у детей нормой речевого развития отдельные признаки несформированности моторных функций наблюдаются у незначительного количества детей. Полученные данные о состоянии моторной сферы дошкольников с ОНР и их детальный качественный анализ позволил сделать следующие выводы:

– общее недоразвитие речи и недостаточная сформированность моторной сферы (относительно возрастной нормы) имеют взаимную обусловленность;

– наибольшие трудности у детей с ОНР наблюдаются в состоянии общей и мелкой моторики; артикуляционная моторика находится на недостаточно высоком уровне при хорошей отработке и знании определенных артикуляционных поз;

– отмечаются значительные трудности в ориентировке в пространстве, в собственной схеме тела;

– страдает запоминание инструкции, но отмечается стремление к старательному выполнению задания при оказании стимулирующей помощи педагогом;

– выполнение заданий во многом зависит от фактического эмоционального состояния ребенка, привлекательности предстоящей деятельности, наличия мотивации.

Полученные в исследовании результаты:

– позволяют определить перспективные задачи по развитию и коррекции моторной сферы у дошкольников с ОНР, решение которых оптимизирует процесс их обучения, воспитания и развития, преодоления речевых нарушений,

-показывают перспективные возможности интеграции таких образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования (вставить ссылку) как «Речевое развитие» и «Физическое развитие» образовательные области;

– создают объективную основу для разработки новых педагогических технологий, методов и приемов, ориентированных на индивидуализацию дошкольного образования дошкольников с ОНР.

Используемая литература:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

Учебники и учебные пособия:

Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] : учеб. пособие / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 112 с.

Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ. – М.:АРКТИ, 2012. – 104 с.

Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А.В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 195-197.

Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи [Текст] : учеб. – метод. пособие/ / Г.А. Волкова. – М.: Детство – Пресс, 2015 – 144 с.

Гуревич, М.О. Психомоторика [Текст]: учебник для вузов в 2 т. // М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. – М.: Юрайт, 2014. – Т. 1. – 342с.

Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] // Н.В. Нищева. – Спб.: Детство-пресс, 2009 г.

Проект для детского сада «Мой город». Старшая группа

Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Заглодина Г. А.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является – научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Тема: «Мой любимый город»
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Место реализации: группа № 4 МДОУ детский сад № 17, г. Павловский Посад.
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:
– Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
– Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: С 5 сентября 2015г. по 25 мая 2016г.

Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.

Условия реализации проекта:
– Интерес детей и родителей;
– Методические разработки;
– Взаимодействие со специалистами

Обеспечение: материально – техническое, учебно – методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно – коммуникативные технологии.

Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Ожидаемые результаты:
– Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
– Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
– Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
– Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Павловский Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:
– образовательная ситуация;
– дидактические игры;
– беседы;
– рассматривание иллюстрация;
– чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
– работа с родителями.

Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
разработка содержания,
приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме,
подготовить материалы для работы с родителями.

Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Беседы: «Достопримечательногсти Павловского Посада», «Чем помочь родному городу?», «Наши знаменитые земляки».
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.
Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
НОД: «Город, в котором я живу», «Мой плат узорный», «Рассматривание предметов быта русского народа», «Городской транспорт», «Прогулка по Павловскому Посаду»
Дидактические игры: «Поможем матрешке найти заплатку», «Найди свой домик», «Мой плат узорный»

Работа с родителями.
Консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «Мы идем в кино», «По дороге в детский сад»
Выставка рисунков.
Презентация.

Завершающий этап.
• Оформление папки передвижки.
• Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде».
• Подведение итогов проекта.

Результативность проекта:
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: