Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука

Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука — из опыта работы логопеда

В статье описываются приёмы, использование которых позволяет немного быстрее вводить в речь поставленный (нормативный) звук. Первый приём — закрепление звука (на начальном этапе автоматизации) в стечениях согласных. Второй приём — использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

Постановка звуков в работе логопеда – очень важное, ответственное и интересное направление деятельности. Часто именно по умению ставить звуки судят о логопеде как о специалисте. Пожалуй, можно сказать, что коррекция звукопроизношения является краеугольным камнем логопедической работы.

Коррекция звукопроизношения начинается с отработки комплекса артикуляционных упражнений.

Затем у ребёнка вызывается правильный нормативный звук (некоторым детям удаётся поставить звук на 1-2 занятии, но так бывает нечасто).

Затем начинается автоматизация звука в слогах, словах и т.д. Большинство звуков закрепляется сначала в прямых (открытых) слогах (СГ). Иногда приходится довольно долго автоматизировать звук таким образом. Родителям, ребёнку и педагогу так хочется ускорить эту работу.

Однажды заметила, что ребёнок чётче произносит недавно вызванный звук именно перед согласными звуками. Использую следующий приём, ускоряющий автоматизацию звука.

После того, как звук вызван, но правильный речевой уклад ещё неустойчивый, «сырой», начинаю автоматизацию звука в слогах со стечением согласных (ССГ). Возможно, это происходит оттого, что при произнесении гласных звуков речевые органы не напряжены, видимо, поэтому и предшествующий речевой уклад поставленного звука «распадается».

Если же сразу за отрабатываемым звуком следует согласный, то правильная артикуляция удерживается.

Для примера приведём последовательность начального этапа введения в речь звука [С].

Сначала, как обычно, ставится нормативный звук.

Затем звук [С] начинаем закреплять перед слогами:

Следует отметить, что вторым согласным в стечениях должен быть правильно произносимый звук раннего онтогенеза (М, Н, П, Т, К, Б, Д, Г):

Затем закрепляем в прямых слогах (СГ):

Потом эти слоги включаем в начало слов (т.е. как обычно):

сам, сани, сом, сок, Соня и т.д.

С некоторыми детьми продолжаю работу по автоматизации звука в слогах со стечением согласных в начале слов:

СКА – скат, скакать, скатать, скамейка и т.д.

Аналогично закрепляются звуки [Ш], [Л], [Р].

ШПА-ШПО-ШПУ-ШПИ
ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ
ШКА-ШКА-ШКУ

ЛКА-ЛКО-ЛКУ-ЛКИ
ЛМА-ЛМО-ЛМУ-ЛМЫ
ЛДА-ЛДО-ЛДУ-ЛДЫ

РКА-РКО-РКУ-РКИ
РМА-РМО-РМУ-РМЫ
РВА-РВО-РВУ-РВЫ

Также в работе по коррекции звукопроизношения применяю фонетическую ритмику и её сопряжённо-контактный вариант.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, при выполнении которых различные движения (главным образом рук) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Сопряжённо-контактный вариант фонетической ритмики предполагает активное взаимодействие логопеда и ребёнка, в ходе которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям нужное направление и силу. Не все дети повторяют движения фонетической ритмики правильно, не уловив «характер» звуков. Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика помогает детям полнее «прочувствовать» особенности произношения звуков, «перетекание» одного звука в другой, то есть их последовательность.

Часто сочетаю приём закрепления звука в стечениях согласных (когда первый звук – поставленный, а второй – звук раннего онтогенеза) с фонетической и сопряжено-контактной фонетической ритмикой.

Эти приёмы во многих случаях позволяют несколько ускорить процесс автоматизации звука в речи. Но это, конечно, строго индивидуально.

Мусова Инна Бадьминовна,
учитель-логопед,
ГБОУ Центр диагностики и консультирования «Участие»,
г. Москва

Игровые приёмы в работе по автоматизации изолированного звука у детей со стертой дизартрией

Разделы: Логопедия

Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Звуковая речь осуществляется благодаря воздействию трех физиологических функций: дыхания, голосообразования, артикуляции. В связи с этим фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. Фонетические расстройства являются очень распространенными, причем, как изолированными, так и в структуре других дефектов. В последние годы все больше детей нуждаются в профессиональной помощи логопеда. Определить всех детей для занятий в логопедические группы нет возможности, поэтому большая часть из них занимается в условиях логопункта при детской поликлинике или в детском саду. Речевые диагнозы этой группы детей разнообразны.

В настоящее время отмечается достаточно большое количество детей со стертой формой дизартрии и дизартрией. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). Кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Это служит причиной отставания формирования навыков самообслуживания и графомоторных навыков.

. Основные жалобы при “стертой” дизартрии: нечеткое, смазанное звукопроизношение; речь монотонна, маловыразительна; нарушена дикция; искажение и замена звуков и слогов в сложных по слоговой структуре словах и в более простых словах на фоне предложения; пропуск или замена предлогов и др.

В связи с этим работа учителя-логопеда ведется поэтапно в нескольких направлениях:

1 этап (подготовительный)

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкинезиями (при дизартрии);
  • формирование просодических компонентов речи;
  • нормализация основных психических процессов.
  • 2 этап – выработка новых произносительных умений и навыков:

  • выработка основных артикуляционных укладов;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • формирование лексико-грамматических категорий и связной речи (при ФФНР и ОНР);
  • 3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

    4 этап – предупреждение или преодоление вторичных нарушений.

    5 этап – подготовка к обучению к школе.

    Работа по направлениям первого этапа проводится и на следующих этапах.

    Нормализация просодики – направление, наименее разработанное на данный момент. Некоторая последовательность в работе над формированием просодики определена в работах Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Е.Ю. Румянцевой. Также можно использовать упражнения, предлагаемые И.И. Ермаковой для работы по коррекции голоса у детей с ринофонией и ринолалией.

    Читайте также:
    Протокол обследования речи

    Очень сложным направлением на втором этапе является автоматизация вызванного звука.

    В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и с трудом поддаются коррекции (а иногда не поддаются).

    Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Автоматизация должна проводиться в строгой последовательности:

    1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    2. автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
    3. автоматизация звука в предложении;
    4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
    5. автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
    6. автоматизация звуков в разговорной речи.

    По мнению Т.Б. Филичевой, необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

    Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что “… согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы”. Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.

    В работах Л.В. Мелиховой, О.В.Правдиной, Р.И.Мартыновой и других настоятельно рекомендуется уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

    Е.Ф. Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. д.).

    Очень важно дифференцировать поставленный звук в произношении с оппозиционными фонемами. Г. В. Чиркина рекомендует работу осуществлять в 2 этапа:

    • дифференцировать пары слогов, пары слов;
    • дифференцировать пары звуков в одном слове.

    На практике я убедилась, что не только постановка звуков идет у детей в разной последовательности, но и их автоматизация. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.

    Нормализация произносительной стороны речи, коррекция стертой дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.

    Процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков зависит также и от уровня формирования речи ребенка (Е.Ф.Соботович). У детей с низким уровнем формирования речи, в отличие от детей с высоким и нормальным уровнем, автоматизация затруднена.

    Таким образом, очень часто процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала.

    Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:

    • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
    • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
    • развивать общую и мелкую моторику;
    • развивать глазодвигательные функции;
    • формировать графомоторные навыки;
    • формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
    • оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
    • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
    • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
    • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

    Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:

    • чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
    • расположение материала вблизи и вдали,
    • частая смена динамических поз,
    • работа в движении.

    Предлагаемые в данной работе игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных звуков, хотя большинство из них можно использовать для закрепления звуков в слогах и словах (более подробно работа по автоматизации звука в слогах и словах представлена в другой работе).

    “Упражнение с волчком”

    Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.

    На стене прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто.

    По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. Можно использовать готовые картинки по ориентировке. Ребенку предлагается выбрать маршрутную карту, пройти по маршруту и открыть перевернутую картинку. Если картинка совпала с картинкой у логопеда, то задание выполнено правильно.

    Рисуем, обводим разные линии и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, я использую прозрачные пластиковые папки, в которые вкладываю лист с заданием. Ребенок рисует водным маркером. Таким образом, пособие можно использовать многократно.

    Обводка и рисование по различным линиям через “магический экран” (это игровое пособие продается в магазинах, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным произнесением звука.

    Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.

    1 в. Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик (деревянный, пластмассовый, каучуковый, стеклянный, металлический).

    2 в. Мячик-“ёжик” прижимают к столу указательным пальцем, затем перекатывают к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии называют нужный звук.

    3 в. Прокатывают мяч, машинку, пытаясь попасть в ворота, проговаривая звук.

    1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

    Читайте также:
    Использование оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

    2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

    3 в. Ступеньки или узор выкладывают на коврографе (используем мягкий геометрический конструктор), укрепленном на стене.

    “Раз – шажок, два – шажок…”

    1 в. Ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук.

    2 в. Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки.

    3 в. На пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.

    4 в. Ребенок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).

    Использовать маленькие игрушки, символизирующие разные звуки. На столе разложить (можно закрепить на магнитной доске или фланелеграфе) цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребенок берет игрушку, например, кузнечика, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет звук “ч”.

    “Скажи столько же раз”

    1 в. Бросить кубик, посчитать точки, сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор).

    Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз.

    Использовать рисунки в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать звук столько же раз.

    2 в. Послушай, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и скажи столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).

    3 в. Ребенок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

    “Цветные бусинки” (на резинке)

    На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук. .

    Ребенку предлагаются таблицы с разными рисунками (типа корректурных проб). Обводя определенный рисунок, ребенок произносит длительно звук. Можно зачеркивать рисунок, можно просто дотрагиваться пальчиком и произносить звук отрывисто. Таблицы я составляю сама. Для этого использую цветные картинки, контурные и силуэтные изображения. .

    На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога. .

    Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребенку предлагается найти штыречки определенного цвета, дотронуться до них, назвав звук. Затем ребенок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).

    Также “Геоконт” можно использовать для дифференциации звуков. Поочередно нажимая на штырьки разного цвета, ребенок произносит оппозиционные звуки (слоги). С этим пособим особенно любят заниматься мальчики. Придумывая новые задания, с “Геоконтом” можно заниматься несколько занятий подряд.

    Для дифференциации свистящих и шипящих звуков, слогов, а так же для дифференциации звуков “ч” и “ть” я использую вырезанные или нарисованные стрелочки (а у меня это самолетики). Они показывают положение языка при произнесении звука.

    1 в. Логопед проговаривает звуки в любом порядке, а ребенок выкладывает стрелочки.

    2в. Ребенок выкладывает стрелочки в определенном порядке, потом “читает” звуки.

  • Л. В. Лопатина, Н.В, Серебрякова “Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией”, С.-П., 1994 г.
  • Е.Ф. Архипова “Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии”, М., 2008 г.
  • О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”, С.-П., 2007 г.
  • Сборник “Дошкольная логопедическая служба”, ООО “ТЦ Сфера”, 2006 г.
  • Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

    Наталия Зыбкина
    Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 89 “Умка” комбинированного вида

    Консультация для педагогов ДОУ

    «Игровые приемы автоматизации звуков

    в логопедическом сопровождении дошкольников»

    подготовила учитель-логопед

    Зыбкина Наталия Александровна

    Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы:

    I. Подготовительный этап

    Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.

    1. Развитие слухового восприятия и внимания.

    2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

    3. Развитие артикуляционной моторики.

    4. Развитие мелкой моторики.

    II. Этап постановки звука

    Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

    III. Этап автоматизации звука

    Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

    • Введение звука в слоги.

    • Введение звука в слова и фразы.

    • Введение звука в связную речь.

    • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    IV. Этап дифференциации звуков речи

    Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.

    Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

    При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

    Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

    О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

    Читайте также:
    Самоанализ фронтального логопедического занятия

    К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

    Использование логопедическихигр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

    – повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

    – побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

    – повысить работоспособность детей;

    – активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

    – вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

    – быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

    Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.

    Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.

    В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

    Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

    • Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:

    – сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

    – дидактическая игрушка «Каркуша»;

    – иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

    – наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

    • На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия,как:

    – картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;

    – символы звуков;

    игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

    «Звуковые дорожки»;

    «Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки»;

    – всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч», «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ», «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц», «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Змейка – ш-ш-ш», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д.Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

    Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

    Автоматизация звуков в слогах:

    При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком,для привлечения интереса детей я практикую использование:

    «Слоговые песенки» (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

    – «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»;

    «Скажи громко-тихо»;

    На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

    «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки», «Су-Джок» и колечки», «Молоточек», «Весёлые звоночки»; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

    «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», «Повтори, не ошибись» – ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» – сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов;

    На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

    Автоматизация звуков в словах,словосочетаниях и предложениях:

    Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными,развивающими и познавательными:

    «Волшебная палочка» – дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» – с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» – я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» – я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

    – «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»;

    «Логопедическое домино», «Лото»;

    «Положи в кармашки», «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

    «Сложи пирамидку», «Собери бусы», «Собери букет»;

    «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку»;

    «Трафаретики», «Назови какого цвета…».

    Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

    Автоматизацияв связной и самостоятельной речи:

    На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов.Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:

    – пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

    Читайте также:
    Зачем моему ребёнку логопед

    – заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

    Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звукина различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

    Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

    Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

    Список использованной литературы

    1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2008.

    2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков. –Волгоград: «Учитель», 2011.

    3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

    4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2010.

    Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников» СЛАЙД 1 Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании,.

    Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

    Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

    Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

    Конспект ООД для родителей «Игровые приемы при обучении детей счёту» (используя палочки Кюизенера) В рамках проекта дошкольного учреждения на тему:”Новые формы взаимодействия детского сада и семьи”. В детском саду были проведены мероприятия.

    Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

    Разнообразие логопедических игр на этапе автоматизации звуков Звук поставлен! Ура! Но впереди ждет монотонная работа по автоматизации звука. И для этого нужен огромный арсенал игр. С чего начнем? С.

    Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

    Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

    Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.

    Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука

    Цель : познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    1. Вводная беседа.

    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

    1. Общие положения.

    Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

    К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

    • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    • автоматизация звука в предложениях;
    • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
    • автоматизация звука в разговорной речи.

    К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

    1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

    Автоматизация звука в слогах.

    Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

    Читайте также:
    Конспект занятия по развитию речи - тема: Пересказ сказки Снежный колобок

    Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

    Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

    Автоматизация звуков в словах.

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

    Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

    Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

    Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

    Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

    На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

    Автоматизация звука в предложениях.

    Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

    Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

    1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

    Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

    Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

    Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

    Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

    Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

    Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

    Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» – неживая, затем «ворону» – птица, потом «корову» – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

    «Слова вокруг нас»

    Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

    Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

    В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

    Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем – родным и знакомым.

    Самое полезное для ребенка – ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

    “Автоматизация звуков в домашних условиях “

    Консультация для родителей на тему:

    Читайте также:
    Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

    «Автоматизация звуков в домашних условиях»

    Цель : познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    Вводная беседа.

    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

    Но, прежде чем приступить к автоматизации звуков, необходимо помнить о том, что произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. В связи с этим, этапу автоматизации звуков, должен предшествовать этап подготовки органов артикулляции к произношению звуков, т.е необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

    Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

    подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

    быстрее преодолеть речевые дефекты;

    привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

    Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

    заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;

    все упражнения проводятся перед зеркалом;

    все упражнения проводятся в виде игры;

    сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;

    для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

    В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

    Прежде, чем переходить к этапу автоматизации, необходимо обудиься в том, что ребенок произносит звук изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

    автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

    автоматизация звука в предложениях;

    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

    автоматизация звука в разговорной речи.

    К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

    Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

    Автоматизация звука в слогах.

    Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

    Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

    Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

    Автоматизация звуков в словах.

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад, со-со- сом, су-су-суп и тд.).

    Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

    Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

    Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

    Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

    Автоматизация звука в предложениях.

    Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

    Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

    Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

    Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

    Читайте также:
    Звук и буква Щ - конспект логопедического занятия

    Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

    «Волшебной палочки».

    Взрослый ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА и т. д.

    «Проведи слог по звуковой дорожке».

    Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

    Игра «Найди нужное слово».

    Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

    Игра «Что я загадал?».

    Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры – можно предложить ребёнку, при правильном ответе меняться ролями.

    Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и вофразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем – родным и знакомым.

    Самое полезное для ребенка – ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

    Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.

    Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.

    Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.

    Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

    Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.

    Проект “Моя малая Родина”
    проект

    проект для начальной школы

    Скачать:

    Вложение Размер
    chernovik_proekt1_3.docx 63.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа» № 58

    Проект по формирование духовно-нравственного воспитание младших школьников:

    «Моя малая Родина»

    учитель начальных классов

    1 квалификационной категории

    Мазурина Оксана Александровна

    Проблемы, на решение которых направлен проект…………………………..

    Ожидаемые результаты проекта……………………………………………….

    Качественный и количественный анализ по проекту…………………………

    Показатели результативности Проекта………………………………………..

    Ресурсы и условия реализации проекта………………………………………..

    Возможные риски и способы их устранения………………………………….

    Использованная литература и материалы……………………………………..

    Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

    Семейные ценности — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

    Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

    Генеалогическое древо семьи — форма практического родословия, рисунок-схема в виде дерева, имеющего два главных ствола, отцовский и материнский, и ветви.

    Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни.

    Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству.

    Малая Родина – место в котором родился и живет человек.

    Родина – это родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

    Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании.

    Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования».

    Знакомство подрастающего поколения с родным краем: с историко- культурными, национальными, географическими, особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

    Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Поэтому и была определена проблема на решение, которого и был разработан проект.

    Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона “Об образовании Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство обучающихся с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

    Реализация проекта будет способствовать: повышению ценностного отношения обучающихся школы к проблемам патриотического развития; совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Стремление школьников к совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.

    Проект «Моя малая Родина»- это система мер, направленных на укрепление и расширение представлений детей о своей семье, истории о своей Родины, ее истории. Данный проект – это творческое сотрудничество педагога, детей и родителей, направленное на укрепление связи поколений. Проект решает вопросы преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий.

    Основные направления проекта: духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. При реализации проекта были выявлено несколько направлений по формированию духовно нравственного воспитания школьников.

    «Великая Отечественная война»

    Сбор такой разной информации поможет сформировать у участников проекта важные и значимые понятия о своей семье о стране в которой мы живем, о своей малой Родины, расширить кругозор, а собранный материал поможет сохранить и использовать информацию для дальнейшего обучения.

    Проблемы, на решение которых направлен проект .

    • Недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории.
    • Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
    • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
    • Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины, к своей малой Родины.
    • Недостаток знание и сохранение памяти о ветеранах ВОВ в семье

    ˗ Воспитывать у обучающихся патриотические чувства, гордость за край, в котором они живут, за «малую» Родину;

    ˗ привлечь внимание учащихся к историческому прошлому и настоящему своей Родины.

    ˗развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;

    ˗ сохранять и развивать чувство гордости за свою страну и народ;

    ˗ изучать героическое прошлое нашей страны;

    ˗ воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего

    ˗ физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

    ˗ совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

    ˗ воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем

    местам, где человек родился и вырос.

    Форма проекта : поисково-исследовательский, творческий.

    При осуществлении проекта были выявлены основные формы работы :

    1) совместная деятельность детей в выполнении творческих заданий;

    2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);

    3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.

    Работа над проектом строилось поэтапно:

    1 . Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.

    2 . поиск путей решения проблемы:

    3. постановка задач;

    4. сбор информации, ее структурирование;

    5. проведение проектных мероприятий;

    6. обсуждение результатов и формулировка выводов;

    7. презентация результатов проекта (выставки, конкурсы).

    • внеклассные мероприятия;
    • смотры-конкурсы;
    • выставки;
    • коллективные творческие дела, выполнение домашнего задания;
    • классные часы, беседы, викторины;
    • экскурсии;
    • презентации. изучение истории и культуры родного края.

    Так как главной идеей проекта является воспитание у детей патриотические чувства, гордость за край, в котором они живут, за «малую» Родину то основной формой работы был поиск информации о семье, изучение своей семьи, это решалось с помощью выполнения исследовательских, творческих заданий

    Проект состоит из нескольких блоков: «Наши корни!» , «Наша Родина» . «Великая Отечественная война»

    Включение в проект началось со знакомства с тем, что такое семейные ценности, что вкладывается в это понятие, чтобы участники имели представление, о том, что они будут изучать и исследовать.

    Семейная ценность — это те ценности, которые достались нам от предков и служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.

    Работа над проектом началось с изучения информации о составе семьи, об отношениях родства, у детей формируется представление о значение семьи каждого человека. Что каждый человек члене своей семьи, что у него есть это родственники, который имеет общие корни, одну связь, они тоже были маленькие, воспитывались в семье, ходили в детский сад, школу.

    На формирования представлений детей о своей семье, изучение ее истории, воспитание у детей уважения к старшим членам семьи, направлены блок: «Наши корни!»

    Блок «Наши корни!» важен для того чтобы, ребенок смог отождествлять себя как члена одной семьи, установить преемственность поколения. Для того, чтобы сформировать чувство сопричастности к своей семье, подчеркнуть значимость и важность себя как равного члена семьи, дети узнали про каждого члена семьи, узнали, как росли, каких успехов добились все ее представители, особенно те, кто живет с ребенком под одной крышей.

    В рамках работы по этому блоку мы систематизировали информацию по несколько направлениям:

    • Моя семья
    • От куда пошла Русь? (первые города России, как жили наши предки: Быт, традиции семьи)
    • «Великое наследие»: Откуда пошли традиции;
    • «Наши традиции»

    Важное и, наверное, даже главное место в семье занимает его дом, как хранитель тепла и гармонии каждого члена семьи. Ведь дом является первым пространством, в котором живет ребенок, как полноправный член семьи, и затем уже он расширяет свое представление об улице, детском саде, городе, стране. Воспитать чувства гордости, уважения и любви к родному краю помог блок «Наша Родина». Привить детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине помогло приобщения к родной природе, архитектуре, это способствует расширению представление детей о своем городе. В исследовании этого вопроса очень интересно коснуться и услышать истории старшего поколения, найти фотографии из своего семейного архива, понять, как изменялся не только свой дом, но и росли и развивались улицы нашего города.

    В процессе работы по этому блоку были выбраны следующие направления:

    • Моя школа
    • Города России:

    – «Путешествие по Москве»

    • Наш город- Новосибирск

    – Достопримечательности города Новосибирск

    – Театры города Новосибирск

    – Улица на которой я живу

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Продолжая изучение своей семьи, нельзя не затронуть тему Великой Отечественной Войны, и не только на уровне страны, а конкретной своей семьи, ведь оно коснулось почти каждого в нашей стране.

    Работа по изучению такой нравственно глубокой темы велась постепенно и затронуло следующие темы:

    • Герои города ВОВ
    • «Слава героям»- великие и значимые люди войны
    • Альбом- Бессмертный пол- солдаты в моей семье.

    Сбор такой разной информации поможет сформировать у участников проекта важные и значимые понятия о семье, родине и патриотических чувств у школьников, расширить их кругозор.

    В ходе работы осуществляется видео- и фотосъемка, проводится анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем.

    Ожидаемые результаты проекта.

    В результате реализации проекта ожидается: вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности:

    • Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
    • Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
    • Активизация творческого потенциала школьников.
    • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
    • Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся,

    повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.

    • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

    Качественный и количественный анализ по проекту

    Данный проект рассчитан на 4 года работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.

    Качественные показатели оценки эффективности проекта:

    1. Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри класса и рамках школы.
    2. Повышение степени активности детей в мероприятиях, проводимых в классе и школе.
    3. Положительные отзывы о совместной работе семьи и школы.
    4. Желание продолжить работу по данному направлению.

    Количественные показатели оценки эффективности проекта:

    1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.
    2. Количество проведённых совместных мероприятий.
    3. Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.

    Способы оценивания результата проекта.

    1. Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.
    2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.
    3. Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).
    4. Книга отзывов и пожеланий от детей и родителей.

    Показатели результативности Проекта

    Доля учеников принявшие участие в реализации Единица измерения %

    Проект : Моя малая Родина

    Художественно творческий проект, целью проенкта является изучение своего родного края -с. Турунтаево Прибайкальского района.В работе описана красота природы соего края. Проект разработан с целью привлечь внимание своих одноклассников к истории родного края.

    Содержимое разработки

    МО «Прибайкальский район»

    МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

    I муниципальный Фестиваль ученических проектов

    «Мой край родной»

    (для учащихся начальных классов)

    Художественно-творческий проект

    Тема проекта « Моя малая Родина»

    Автор: Белов Николай,

    Ученик 1-«Б» класса

    МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

    Руководитель: Хмелёва Татьяна Геннадьевна

    учитель начальных классов

    Окружающая среда села……………. ………………..………… стр…5

    Памятники археологии и архитектуры……………. ……..…….стр…6

    Список используемых источников………………….…….………….стр…8

    Я живу в огромной и прекрасной стране под название Россия. Это моя большая Родина. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя малая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.

    Каждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее. Моя малая родина – это небольшое село Турунтаево.

    Хотя я родился в Баунтовском районе, но здесь я сделал свои первые шаги, здесь я произнес первые слова, здесь родилась моя мама.

    А почему наше село называется именно Турунтаево? Как оно здесь появилось? Поэтому я выбрал тему своей работы: «Моя малая Родина».

    Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.

    Цель нашей работы:

    – изучение истории села Турунтаево , в котором я живу, чтобы привить любовь и уважение к нему.

    Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:

    -собрать материал о селе Турунтаево ( фотографии, тексты и т.д.);

    – показать красоту природы родного края;

    -привлечь внимание одноклассников к истории родного края;

    – оформить собранный материал в виде плаката «Родное село».

    Объект исследования: село Турунтаево

    Предмет исследования: история села Турунтаево

    Гипотеза: знать историю своей малой Родины очень важно

    2.Основная часть

    2.1. История села

    Оказывается, давным-давно здесь на этом месте не было ничего, была глухая тайга, сюда не ступала нога человека. И назывались эти места – Сибирь.

    Село ведёт начало от Итанцинского острога, основанного казаками у реки Итанца.

    Турунтаево образовалось на месте существовавших в Сибири с конца XVII — начала XVIII века небольших (в 2—3 дома) деревень: Костромина, Синисутуйская, Сохотайская (Коношонкина), Харитонова (Кузнецова), Ярковская. В XIX веке в селе была только одна улица, примыкавшая к Спасской церкви, называлась она Турунтаевская слобода. В конце XIX — начале XX века здесь находились волостная управа, церковно-приходская школа, питейный дом, усадьбы купцов Киневых, Литвина, Суздальницких. С южной стороны церкви находилось кладбище.

    На том месте, где сейчас находится редакция районной газеты, находилась синагога. Еврейская община была достаточно большая. В заречной части села Турунтаево располагалось еврейское кладбище. Сейчас по тому месту проходит дорога, кладбище частично занято двором и хозяйственными постройками

    В 1830-х годах в Турунтаево (в то время село Итанца Верхнеудинского округа Иркутской губернии) отбывал ссылку один из самых известных участников декабрьского восстания 1825 года князь Е. П. Оболенский. Его имя носит одна из улиц села Турунтаево.

    В 1884 году на поселение в Турунтаево переведена Е. К. Брешко-Брешковская.

    В ноябре 1918 года в селе открылся врачебный пункт. Первым врачом работала Родовская из Верхнеудинска. Пункт обслуживал Турунтаевскую и Батуринскую волости.

    1 февраля 1924 года в Турунтаево начала работать школа. 10 декабря 1924 года в селе начало работать кооперативное сельскохозяйственное кредитное товарищество.

    Летом 1925 года С. Гущина по поручению Восточно-Сибирского Отделения РГО собирала в селе этнографический материал. В это время в селе было 16 пионеров. Кроме свадебных песен Гущиной было собрано 540 материалов детского народного календаря: 70 игр, загадки, сказки, скороговорки, поверья и т.д.

    В 1940 году на момент образования Прибайкальского района Бурятии в селе располагался колхоз имени Орджоникидзе, население составляло 104 двора и 638 жителей.

    В марте 1941 года была установлена постоянная телефонная связь с Улан-Удэ.

    18 октября 1943 года начала работать редакция газеты Прибайкальского района «Знамя победы». Первый номер газеты вышел 7 ноября 1943 года. Газета издавалась до 1963 года. В 1965 году газета возобновила свою работу под названием «Прибайкалец» .

    В 1966 году установлен телевизионный ретранслятор.

    В Турунтаево расположен действующий храм Нерукотворного образа Христа Спасителя (Спасская церковь, заложена в 1787, построена в 1791—1818 годах, освящена в 1800, закрыта в 1927 и в 1939 разрушена, восстановлена в 2000). Православный приход зарегистрирован в 1995 году.

    2.2 Окружающая среда села

    Расположено по западной стороне региональной автодороги Р438 (Баргузинский тракт) на обоих берегах реки Итанцы при впадении реки Иркилик. Расстояние до Улан-Удэ — 52 км, до железнодорожной станции Мостовой — 34 км. От села по правому берегу Итанцы на запад идёт автодорога республиканского значения на село Тресково (89 км), по левому берегу — региональная автодорога Р439 Турунтаево — Татаурово (21,5 км).

    Наше село небольшое, но очень красивое. Чтобы попасть в наше село, нужно проехать по мосту через речку Итанца. В селе много деревянных домов с резными наличниками, воротами и изгородью, раскрашенными в разные цвета. Каждый житель деревни старается, как может, украсить место, в котором он живёт. Турунтаево окружает смешанный лес. Особенно славится кедр, богатый своими шишками и орехами. Много грибов и ягод. Вкусное варенье получается из брусники. А травы в наших лесах – это просто аптека! Много полезных трав можно собрать. Так, что щедра и богата природа моей малой Родины. Надо только крепко любить и беречь её.

    2.3 Памятники археологии и архитектуры

    В селе Турунтаево есть несколько достопримечательностей. Одной из них является ныне реставрируемая Спасская церковь, строившаяся с 1791 по 1818 годы. Недалеко от неё жил сосланный декабрист Е. П. Оболенский.

    Церковь имеет два престола: во имя Нерукотворного Образа Спасителя в главной холодной части, и в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в тёплом приделе, освященном в 1800 году.

    На одной оси расположены колокольня, трапезная и храм с алтарной аспидой. Трапезная и зимняя церковь перекрыты коробовыми сводами; они освещаются окнами в северной и южной стенах. Главным украшением интерьера были иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой. На стенах применён архитектурный декор из штукатурки в виде пятна сложного рисунка. Фасады оштукатурены, крыша железная. Основа купольного покрытия и его высотного завершения каменная, а не деревянная, как в других ранних забайкальских храмах. Из-за этого изменились архитектурные формы: вместо стройного шпиля — короткий пирамидальный шпиль с шаром и крестом.

    В скалах вблизи Турунтаево находится пещера с наскальными рисунками (Писаница «Турунтаево»).

    На окраине села археологами были обнаружены кости доисторических животных ледникового периода.

    В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. В процессе работы над проектом я:

    –расширил знания о родном селе;

    – научился искать необходимый материал в различных источниках;

    -научился фотографировать достопримечательности;

    -научился выступать перед родителями с подготовленным сообщением;

    -научился сотрудничать с родителями, жителями села и учащимися нашей школы. Надеюсь, что мой материал можно использовать на классном часе.

    В жизни каждого человека происходят события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья.

    Когда я вырасту, и может быть, уеду из села, самые лучшие моменты моей жизни, связанные с ним, навсегда останутся в моей памяти.

    Я хочу, чтобы моя родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Я люблю своё село, родную природу: леса, реки, луга, краше их нет ничего на всем белом свете. Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю.

    Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. — Издательство «Наука», СО АН СССР, Новосибирск, 1983.

    Казьмин П. Второе рождение Спасской церкви.//газета «Прибайкалец», 22 декабря 2000 г.

    Затеев, А.К., Затеева Н.А. Прибайкальский район( между прошлым и будущим) 1646-2009 / – Улан-Удэ: Республиканская типография.-2009.-532с.

    Помулев В.И. Итанца – Историко-публицистический очерк. Изд. ОАО «Республиканская типография», 2005

    А.З.Козин; ред. О.Б.Дамдинжапова – Сага о Прибайкалье -Улан-Удэ: Нова-Принт, 2011.- с.14.: ил.- ( Серия « Моя республика»; кн. 1).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: