Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Примерное перспективное планирование
работы по формированию
лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)

Составила: Лоскутова Н.П.,
учитель — логопед МБДОУ ЦРР –
д/с №12 «Родничок»
г. Краснокаменск

Распределение лексических тем (I год обучения)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Обследование речи детей Обследование речи детей Огород. Овощи Сад. Фрукты
Октябрь Осень. Грибы и ягоды Осень. Деревья Игрушки Детский сад
Ноябрь Дикие животные Как лес к зиме готовится Перелётные птицы Зимующие птицы
Декабрь Домашние животные Домашние животные и птицы, их детёныши Зима. Зимняя одежда Зимние забавы. Новый год
Январь Каникулы Человек. Части тела Транспорт Транспорт. Правила дорожного движения
Февраль Посуда. Продукты питания Материалы и инструменты Защитники Отечества Комнатные растения
Март Мамин праздник. Семья Ранние признаки весны. Первые цветы Мой дом. Город Весна в природе
Апрель Труд людей весной Космос Возвращение птиц. Насекомые Мебель
Май День Победы Деревья и кустарники Цветы Времена года

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 128 с.0
2. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошкольных спец. (коррекц.) образовательных учреждений: пособие для логопеда / О.А.Козырева, Н.Б.Дубешко. — М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 208 с.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4 / Н.Э.Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов с нарушением речи. – М.: МГОПИ, 1993.

Перспективный план учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Фатеева Екатерина Александровна
Перспективный план учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Цель: формирование лексико – грамматических категории и развитие связной речи в подготовительной группе

• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи старших дошкольников.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Планируемый результат Средства, формы работы

Лексико – грамматический строй

Связная речь

льных единственного и

Формирование предложе-

ний с однородными

ние предложений по

Знать имена, отчества

работников д/с, названия

профессий работников д/с.

«Что мы делаем в

«Кто работает в д/с?»

Наше тело 1 Образование существите-

существительных с умень-

шительно – ласкательным

значением. Составление предложений

на наглядном материале.

Знать о строении

внешние отличия людей.

Различать правую и левую

«Скажи ласково.»

«Один – много.»

«Подбери слова.»

1-2 Образование относитель-

числа с уменьшительно –

ласкательным значением.

одежды, обуви, головных

Знать названия одежды,

обуви, головных уборов.

Называть детали одежды.

«Магазин.» «Одень

Семья. 1 Образование притяжатель-

тельных с уменьшительно

ласкательным значением.

ного числа существитель-

ных. Составление предложений

с заданным словом.

Рассказ о семье по плану.

Понимать вопрос «Кто кем

членов семьи, родовые

тельные в речи.

«Назови ласково.»

«Назови, чей?» «Кто

Осень 1 Образование множествен-

ного числа существитель-

ных в родительном падеже.

льных и прилагательных.

ного числа глаголов,

существительных и прила-

«Осень». Составление

рассказа по схеме Знать названия осенних

приметы осени. Подбирать

определения к слову

«Когда это бывает?»

1-2 Образование множествен-

ного числа существитель-

ных в разных падежных

формах. Образование

существительных с умень-

шительно – ласкательным

Описательные рассказы об

овощах и фруктах по

плану. Распространение

предложений с помощью

Знать и уметь называть

«Какой сок приготовили?»

Ягоды 1 Образование существител-

ьных с уменьшительно–

ласкательными суффик-

сами. Образование притя-

Описать рассказы о ягодах

по плану. Распространение

Знать названия ягод, на

чем растут и где, свойства

ягод, различать внешний

вид, что из них можно

«Скажи ласково»

Сад-огород 1 Подбор антонимов.

местоимений с существи-

прилагательных с сущест-

вительными в роде и

фруктов и овощей по

плану. Составление

предложений с союзом

Уметь различать овощи и

Читайте также:
Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

фрукты, где они растут.

Уметь находить сходство и

«Сравни и назови»

1 Согласование существите-

льных с прилагательными.

Составление рассказа «Чем

Знать чем занимаются

люди осенью. Какие

подарки принесла осень.

Почему осень называется

«Урожайной» и «Золотой»

1 Подбор антонимов.

Существительные 1с. с

ласкательным значением.

по спорным словам.

Рассказ о доме по схеме

«Опиши свой дом»

Ориентироваться в доме.

его частей. Уметь назвать

свой этаж. Знать, кто и для

кого строит дома. Какие бывают дома.

«Подбери слова»

Мебель 1 Подбор антонимов.

Предлог «в», «на».

ласкательным значением.

Составление рассказа «как

Описание мебели по плану.

Знать название мебели и её

частей. Уметь различать

«Подбери слова»

1 Существительные с

ласкательным значением.

единственном числе и

предложений с помощью

Рассказы по картинке.

Знать названия животных

наших лесов, отличать их

от других животных. Знать

названия частей тела

животных, места их

«Кто у кого?» «Чей?

Зима 1 Существительные с

ласкательным значением.

множественного числа в

Родственные слова. подбор

по опорным словам.

Рассказ о зиме по схеме.

Знать названия зимних

изменения в природе.

Уметь подбирать предметы

к слову «зимний»

«Каким бывает?»

«Скажи ласково»

1 Существительные с

ласкательным значением.

по заданному слову.

«на, в, с, со, около».

Рассказы – описания по

Знать названия зимующих

птиц, частей тела птиц,

места обитания, корм,

рассказов о животных.

по теме с предлогами.

Знать домашних животных

и их детёнышей, какую

пользу приносят, места

«Кто у кого», «Чей?

Новый год 1 Подбор слов –

определений и слов-

рассказов о ёлке и

по опорным словам или

Знать название ёлочных

«Исправь ошибку»

определений и слов –

по картинкам. Рассказ по

картине «Зимняя забава»

Закрепить знание о

признаках зимы, названия

зимних забав и зимних

видов спорта. Употреблять

в речи названия

1 Родственные слова. подбор

ласкательным значением.

рассказов по плану.

Знать домашних птиц,

помещения, где они живут,

различать по внешнему

домашних птиц для

человека, для чего люди

разводят птиц.

«Кто у кого?» «Кто

Транспорт 1-2 Приставочные глаголы.

рассказов о транспорте по

Знать виды транспорта,

названия частей разных

людей, которые работают

«Угадай и назови»,

«4-й лишний», «Кто

Посуда 1 Образовывать

родительного падежа, с

ласкательными суффик-

числительные с существи-

Составлять предложения с

рассказы о посуде по

плану.

Знать названия посуды,

части посуды, различать

«Накроем стол»,

«Напоим чаем»

ласкательным значением,

рассказов о животных.

Знать названия животных

жарких стран, названия

частей тела, места

обитания в природе. Уметь

сравнивать животных по

«Кто у кого», «Чей?

1 Приставочные глаголы.

по картинкам. Составление

рассказа «Поездка в город»

полученные знания в игре

«Дорожные знаки»

«Помоги незнайке»

Наша Армия 1 Образование

именительном падеже и

по картинкам и опорным

Знать, кто такие

Уметь узнавать по

картинкам некоторые виды

войск и военной техники.

«Узнай и назови»,

Части суток 1 Образование глаголов от

Составление рассказа по

картинкам «Мой день».

Знать названия частей

суток. Уметь соотносить

их с движением солнца и с

действиями в течении дня.

«Когда это бывает?»

Ранняя весна 1 Образование существи-

тельных с уменьшительно

ласкательным значением,

венного числа. Согласова-

ние существительных и

прилагательных в роде,

числе, падеже. Слова –

по картинкам. Составление

рассказа по картинно –

графическому плану.

Знать весенние месяцы,

«Когда это бывает?»

1 Винительный падеж имен

льные с уменьшительно –

ласкательным значением.

по картинкам. Закончи

предложение. Рассказ «Как

я поздравлял свою маму»

Знать о женском празд-

нике. Научить ребенка

Знать женские профессии,

тому что нужно для

работы, кто что делает на

«Найди ошибку»

«Кому что нужно для

Игрушки 1 Образование прилагатель-

ных от существительных.

Существительные с ласка-

тельным значением. Обра-

льных с местоимениями,

Формирование

игрушки по плану.

Знать названия игрушек,

чем они отличаются друг

от друга, как играть

игрушками, части и детали

игрушек, материал, из

которого она сделана.

«Чей?», «Чья?»

1 Образование существите-

льных с уменьшительно –

ласкательным значением.

льные. Образование качес-

Составление рассказа по

плану.

Знать названия продуктов

питания, отличия друг от

друга, назначение, что из

них можно приготовить.

Откуда они берутся, как

хранить продукты питания.

Сложные слова. слова –

Упражнять в составлении

рассказа по плану.

Знать названия перелетных

«Кто как кричит»,

«Угадай и назови»

множественного числа в

по картинке. Составление

предложений по опорным

словам. Рассказ о

картинки по тематическим

«Кому что нужно для

Космос 1 Расширять словарь по

данной теме. Образование

по опорным словам.

Знать о космосе,

космонавтах. Знать, что 12

апреля отмечается День

космонавтики, имя первого

«Полет в космос»

1-2 Подбор признаков.

описаний по плану.

Читайте также:
Формирование представлений об ударении у детей

Знать, какие растения

встречаются в лесу, чем

они отличаются от других

растений, какую пользу

«Чей, Чья» «Какой,

й День Победы 1 Образование

Подбор определений к

Составить предложения по

картинкам. Рассказ о

празднике «День Победы»

Знать, что 9 Мая

празднуется День Победы,

почему он так называется,

кого поздравляют в этот

день. Использовать слова –

Насекомые 1 Образование

ласкательным значением.

с предлогами. Описание

насекомых по плану.

«насекомые», знать их

внешние признаки, их

строение, о пользе,

некоторые насекомые и

вреде других насекомых.

Описательные рассказы о

Знать об изменениях,

происшедших в природе,

название растений, части.

«Какой, Какая?»

Лето 1 Образование

ласкательным значением.

Подбор слов – действий,

существительными в роде, числе, падеже.

по картинке. Составление

творческого рассказа «Вот

Знать время года «Лето»,

называть летние месяцы,

«Когда это бывает?»__

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: “Дикие животные”; – формировать обобщающее понятие «дикие.

Календарно-тематический план НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Содержимое публикации

МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Утверждаю: заведующий Насатюк Т. К.

дата ___________________________подпись____________________номер приказа__________________

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

2018 – 2019 учебный год

Учитель – логопед Силакова С. В.

Комсомольск – на – Амуре

2018 г.

Коррекционное обучение начинается с середины сентября и заканчивается в мае. Предусмотрено проведение двух фронтальных занятий в неделю: одно по развитию лексико – грамматических категорий и одно по развитию связной речи. Условно обучение делится на три периода.

Первый период обучения (17 сентября – 30 ноября)

Задачи первого периода обучения:

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Осень. Признаки осени.
Осенние месяцы. Деревья осенью», «Овощи. Труд на полях и в огородах», «Фрукты. Труд в садах», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.
Подготовка к отлету», «Поздняя осень. Грибы и ягоды», «До­машние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Осенние обувь, одежда, головные уборы»).

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами (огурчик, морковочка, рубашечка, туфельки, лисичка, штанишки, грибище, лапища).

Обогащение экспрессивной речи сложными словами(картофелекопалка, садовод, овощевод),неизменяемыми слова­ми (пальто),словами-антонимами (высокийнизкий, толс­тыйтонкий, крупныймелкий) и словами-синонимами(покрыватьустилать, красныйалыйбагряный, жел­тый — золотой).

Расширение представления о переносном значении(зо­лотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением.

Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), отно­сительными(яблочный, дубовый, картофельный, шерстяной, ко­жаный) и притяжательными(кошачий, медвежий, лисий) прила­гательными.

Дальнейшее овладение приставочными глаголами (поле­
тать, улетать, прилетать, перелетать)

Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

Читайте также:
Родительское собрание о пользе сказок

Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозокзаморозки, гриб — грибы, березаберезы, яблокояблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка).

Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными

Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени(Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.).

Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие связной речи и речевого общения

1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3.Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

4.Совершенствование навыка пересказа сказок («Василиса Прекрасная») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

Второй период обучения (1 декабря – 31 марта)

Задачи второго периода обучения:

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Зима», «Зимующие пти­цы», «Мебель», «Посуда», «Новый год», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Труд на селе зимой», «Орудия труда. Инстру­менты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения»,
«Животный мир морей и океанов»).

Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, много­этажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка),словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренным»; словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).

Обогащение экспрессивной речи прилагательными > уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький),относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассе вый) и притяжательными прилагательными(львиный, леопардовый, обезьяний);прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивы: упорный); прилагательными с противоположным значение

(холодный — горячий, гладкийшершавый, мягкий — твер­дый).

Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).

Продолжение работы по дальнейшему овладению при­ставочными глаголами(насыпать, посыпать, засыпать, понасыпать).

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про­стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

Совершенствование грамматического строя речи

Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, но­жичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).

Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (сне­жище, горища) и суффиксами единичности(снежинка, льдинка).

Формирование умения образовывать и использовать име­на прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длин­нее; самый холодный).

4.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже(гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки,
белых снежинок, белыми снежинками; три снеговика, семь сне­
гирей),
подбирать однородные определения к существитель­ным(гладкий, блестящий, холодный лед).

5.Формирование умения образовывать и использовать гла­голы в форме будущего простого и будущего сложного време­ни(покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить).

6.Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
по картине; распространения простых предложений однород­ными членами.

Читайте также:
Использование проектной технологии в логопедической работе

Совершенствование навыков составления сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон­чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.).

Закрепление навыков анализа простых распространен­ных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2.Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3.Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4.Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рас¬сказов и знакомых сказок («Царевна-лягушка») по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

Третий период обучения (1 апреля – 31 мая)

Задачи третьего периода обучения:

Развитие словаря

Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Ранняя весна», «Поздняя весна», «Перелетные птицы весной», «Скоро в школу», «Наша Родина — Россия», «Столица России Москва», «Родной город»).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная),много­значными словами (солнце печет, мама печет блины; ручеек звенит, звонок звенит), словами в переносном значении (горя­чее сердце, золотые руки), одно коренными словами (солнце, солнечный, подсолнух, подсолнечное).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами синонимами (бежать — нестись, большойогромный) и сло­вами-антонимами (восходзакат, сажатьсобирать, горя­чий —- обжигающий).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (голубенький, веселенький),относительными (московский, петербургский); прилагательными с противоположным значением (чистый — грязный, маленький — огромный, широкий — узкий).

5.Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми(На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, под­растают, расцветают первые подснежники.).

Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать — покупатель, продаватьпродавец, учить — учи­тель, ученик).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами(из-за, из-под, между, через, около, возле).

Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

Дальнейшее совершенствование употребления сформи­рованных ранее грамматических категорий.

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные с увеличительными суффиксами (гнездшце, льдинища) и суффиксами единичности(проталинка, травинка).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый).

Закрепление умения подбирать определения к сущест­вительным (рыхлый, темный, грязный снег; чистое, голубое, вы­сокое небо).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).

Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, пре­красная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числи­тельных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек).

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчинен­ных предложений.

8. Совершенствование навыков анализа простых рас­пространенных предложений без предлогов и с простыми пред­логами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи и речевого общения

Повышение речевой коммуникативной культуры и раз­витие речевых коммуникативных навыков. Закрепление уме­ния соблюдать нормы вежливого речевого общения.

Дальнейшее совершенствование умения составлять опи­сательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по кар­тине и серии картин по данному или коллективно составлен­ному плану.

Совершенствование умения составлять рассказы из лич­ного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с уви­денным, прочитанным.

Развитие индивидуальных способностей в творческой ре­чевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы

по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые инте­ресные и существенные события и эпизоды, включая в повество­вание описания природы, окружающей действительности, ис­пользуя вербальные и невербальные средства.

Дальнейшее совершенствование умений отвечать на во­просы по тексту литературного произведения и задавать их.

Совершенствование навыка пересказа небольших рас­сказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по кол­лективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.

Задачи по формированию лексико – грамматических категорий

Задачи по развитию связной речи

1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2 занятия)

«Детский сад» «Времена года, осень»

ДИАГНОСТИКА

«Осень. Деревья осенью, грибы»

Развитие высших психических функций.

Составление предложений описательного характера об осени.

«Овощи – фрукты. Осенние работы в полях, огородах, садах»

Слова – предметы. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (листья падают – листопад).

Составление предложений описательного характера по предметной картинке.

Читайте также:
Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

«Мясные и молочные продукты»

Слова – действия. Обогащение экспрессивной речи антонимами, синонимами.

Составление коротких описательных рассказов с опорой на схему.

«Зерновые продукты. Откуда пришел хлеб»

Слова – признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Составление загадок – описаний по заданному плану.

«Перелетные и зимующие птицы»

Дифференциация слов – предметов, слов – действий, слов – признаков. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

«Дикие животные, их детеныши, подготовка к зиме»

Предлог «В». Расширение представлений о переносном значении слов и активизация в экспрессивной речи слов с переносным значением.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

«Домашние животные, их детеныши, подготовка к зиме»

Предлог «На». Совершенствование навыка распространения простого предложения однородными членами.

Составление рассказа с опорой на предметную картину.

«Животные жарких и холодных стран»

Предлог «Под». Формирование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений.

Пересказ по заданному плану.

«Животные морей, океанов, пресноводных, соленых, мелких и крупных водоемов»

Предлог «За». Образование притяжательных прилагательных.

Совершенствование навыка пересказ небольшого рассказа по заданному плану.

«Одежда, обувь, головные уборы»

Предлог «Над». Образование относительных прилагательных. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Составление творческого рассказа по сюжетной картине.

Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под-, у-, пере-, от- и употребление их в речи.

Пересказ сказки с использованием пальчикового театра.

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2 занятия)

«Зима. Зимние месяцы, зимние месяцы»

Предлоги «По», «К», «От». Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах по коллективно составленному плану.

«Спорт, зимние забавы и развлечения»

Предлог «С». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование умения образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Совершенствование умения составлять рассказы по картине с опорой на коллективно составленный план.

Предлог «Из». Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении.

Совершенствование умения составлять описательные рассказы по серии картин с опорой на коллективно составленный план.

Предлоги «Из» – «Из – за». Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).

Составление рассказа из личного опыта. Заучивание стихотворений к празднику.

Перспективное планирование по развитию связной речи старших дошкольников посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов. Поворотова Светлана Владимировна

автор: Поворотова Светлана Владимировна

воспитатель МАДОУ «Теремок» городской округ г.Бор, Нижегородская область.

Перспективное планирование по развитию связной речи старших дошкольников посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов

Перспективный план по развитию связной речи детей старшей группы

посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов.

Игровое упражнение « Я начну, а ты продолжи»

Задачи: Способствовать умению детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу,

начатую взрослым. Провести анализ уровня развития связной речи у детей.

Моделирование сказки «Теремок»

Д/игра «Собери картинку» Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»;

Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.

Придумывание конца сказки «Что за прелесть эти сказки»

Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун»

Игра «Салат из сказок»

Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую.

-Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции.

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки.

ИКТ игра «Найди по силуэту».

Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый.

Игра «Исправь ошибку»

Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая.

Примерный речевой материал:

— Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая

-Заяц серый, а Петушок смелый

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя

-Дюймовочка легкая. А Ласточка большая

Игра «Оживи картинку»

Цель: развивать умение детей подбирать заместители по определенному признаку, учить строить двигательную модель.

Упражнять в составлении творческих рассказов на основе графической схемы .

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки)
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

Рассматривание картинок к сказкам «Кукушка», «Айога» , обсуждение характерных особенностей персонажей северных сказок.

ИКТ игра « Подбери костюмы к сказочным героям».

Элементы ТРИЗ -воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»

Цель: Упражнять в распознавании в абстрактных фигурах персонажей знакомых произведений.

Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка

Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке.

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством конструирования.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке)
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».

Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы.

« Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

Цель:Продолжать учить драматизировать сказку на основе использования мнемотаблицы.

Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Задачи: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь.

Игра «Волшебная дорожка»

Ведущий смешивает карточки — иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

Игра «Что умеет делать?

МНЕМОТЕХНИКА

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Цель:Формировать у детей умение составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу.

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«Волшебное слово Емели, Ивана-дурака, и т.д.

«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу «Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

Элементы ТРИЗ

Творческое рассказывание «Как медвежонок потерял сапожки».

Моделирование «Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

«Сказочная путаница» (по картинкам)

Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

Цель: Обогащать глагольный словарь, упражнять в подборе подходящих картинок ( пиктограмм) .

Инсценирование отдельных эпизодов сказки . Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

3. «Узнай героя по силуэту»

«Кто, с кем, где, когда?»

По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

Игра-фантазия «Путешествие в волшебный лес».

Читайте также:
Конспект урока на тему Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал: маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).

Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).

Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).

Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).

Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).

Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).

Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)

Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).

Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел’ — надела).

Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).

Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.

Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: “Осень”, “Овощи”, “Фрукты”, “Дом”).

Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.

Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).

Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).

Практическое знакомство с родственными словами.

Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).

Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.

Увеличительный суффикс -ищ.

Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и без окончания.

Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает, воспитатель).

Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).

Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и др.).

Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.

Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, – енък).

Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).

Притяжательные имена прилагательные.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).

Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).

Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).

Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).

3-й период (апрель, май, июнь)

Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.

Родовая принадлежность имен существительных среднего
рода (мое, оно, одно).

Употребление личных местоимений вместо имен собственных.

Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.

Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и др.).

Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить
(продолжает воспитатель).

Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление слово
сочетаний “местоимение + глагол”.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и
предложный падежи).

Читайте также:
Зима, зимующие птицы - рекомендации логопеда для родителей

Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).

1-й период ( сентябрь, октябрь, ноябрь )

Проговаривание и употребление в самостоятельной речи
элементарных фраз (Вот нога. Тут Оля. Там Дима. Это ноги).

  • Формирование двусоставного предложения:
  • а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий ( Вова, иди! Вова идет );

    б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам:
    Кто это? Что делает?;

    в) подбор действий к предмету: ( Вова идет (бежит, прыгает. );

    г) составление простых нераспространенных предложений
    по демонстрации, по картине.

    Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.

    Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:

    а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;

    б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,

    в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;

    г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;

    д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.

    Графическая запись предложения из 3-4 слов.

    Распространение предложений однородными членами:

    а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;

    б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;

    в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.

    Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.

    Формирование конструкций с противительным союзом – а при сравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.

    2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

    Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).

    Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.

    Распространение предложений определениями.

    Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

    Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?

    Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.

    Формирование предложений со словами “Сначала. а потом. ”.

    3-й период (апрель, май, июнь)

    Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.

    Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.

    Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.

    Составление предложений типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа”: Оля хочет поймать бабочку сачком.

    Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.

    Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:

    а) конец предложения;

    Развитие разговорно-описательной речи

    1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    1. Формирование диалогической речи:

    а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови;

    б) ответы на вопросы логопеда:

    отрицательным или утвердительным словом;

    одним словом или словосочетанием;

    простым нераспространенным предложением;

    простым распространенным предложением;

    в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.

    Объединение простых предложений в короткий рассказ.

    Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.

    Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).

    Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).

    2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

    Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).

    Речевое обозначение выполненных заданий.

    Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).

    Овладение элементарными формами описательной речи,
    обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой
    группы, разных родовых групп.

    Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.

    Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

    Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.

    Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.

    Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

    3-й период (апрель, май, июнь)

    1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

    Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.

    Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.

    Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.

    Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:

    Читайте также:
    Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

    вставить пропущенное звено;

    Составление рассказов из деформированного текста в три-
    четыре предложения (нарушена последовательность событий).

    Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.

    Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
    (придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими
    довольно высокий уровень развития связной речи.

    Фонетика и фонематический слух

    1. Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

    2. Понятие “звук”, “слог”, “слово”.

    3. Знакомство с протяжённостью слов.

    4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы.

    5. Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

    6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X’, П’, Т’, К’, Л’, j, С.

    7. Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

    8. Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

    9. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

    10. Определение отличия в названиях картинок.

    11. Определение места заданного звука в слова.

    12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

    13. Учить подбирать слова с заданным звуком.

    14. Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

    Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

    В России приняли закон о пожизненном сроке для педофилов-рецидивистов

    «Сделаем всё, чтобы обучить»: ректор МГУ назвал случай Алисы Тепляковой уникальным

    Названы сроки приёмной кампании в российских вузах в 2022 году

    Более трети российских учителей оценили свои знания цифровых технологий на тройку

    В Рособрнадзоре ответили на вопрос о ПЦР-тестах для школьников и педагогов на ЕГЭ

    Топ материалов
    • Без ЕГЭ: 7 причин уйти из школы после девятого класса
    • Секреты успеха самой известной школы Америки
    • К чему приводит гиперопека: 6 фильмов-предупреждений для родителей

    Просвещение
    • Нескучные рифмы: как учить стихи с «цифровым» ребёнком?
    • Эффективная профориентация: как учителям и родителям определить таланты школьников
    • Текст учебника должен быть современным: в Санкт-Петербурге расскажут об учебной литературе
    • Экспресс-подготовка к экзамену по обществознанию: какой учебник выбрать?
    • Генетик или мультипликатор? Онлайн-знакомство с профессиями в проекте «Просвещения»
    • Почему школьникам сложно учить стихи?
    LEGO Education
    • «У нас была цель — победить». Как российские школьники выступили на Всемирной олимпиаде роботов
    • «Это новая эра LEGO® Education»: чем набор SPIKE Старт удивляет преподавателей робототехники
    • Новое решение LEGO® Education для младшей школы: набор SPIKE™ Старт
    • Все на «Старт»! Педагог по робототехнике о новом наборе LEGO Education
    • Новая система обучения LEGO: как помочь детям стать успешными взрослыми
    • «Боли» STEAM-образования: проблемы и решения

    Интерактивные технологии

    Вклад Учителя

    ЯKласс

    В России приняли закон о пожизненном сроке для педофилов-рецидивистов

    «Сделаем всё, чтобы обучить»: ректор МГУ назвал случай Алисы Тепляковой уникальным

    Названы сроки приёмной кампании в российских вузах в 2022 году

    Более трети российских учителей оценили свои знания цифровых технологий на тройку

    В Рособрнадзоре ответили на вопрос о ПЦР-тестах для школьников и педагогов на ЕГЭ

    Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.

    • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
    • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
    • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (36 ч.)
    • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.)

    Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.

    -развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы

    — отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
    — обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
    — обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
    — развитие диалогической формы речи,
    — совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.

    -подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.

    3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» — М.: Альфа, 1993

    Читайте также:
    Система работы с неговорящими детьми

    3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования»

    «Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет »

    Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам:

    · Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте.

    · Формирование грамматически правильной речи.

    · Развитие фонематического анализа и синтеза.

    · Развитие связной речи

    Планирование рассчитано на детей 6-7 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
    Планирование составлено на основе программы «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
    Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
    Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно — художественных произведений, рассказа по серии сюжетных картин… Особенностью курса является направленность на реализацию коррекционного компонента
    Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; коррекционный компонент; словарная работа; планируемый результат.
    Актуальность

    В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с лексико-грамматическим недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе, так как у детей недостаточно сформированы основные компоненты речи: её звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Отмечается ограниченность словарного запаса, её качественная неполноценность и наличие аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
    Логопед поддерживает активный интерес детей к художественно — литературным произведениям; помогает детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

    ЗАДАЧИ

    -развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы

    — отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
    — обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
    — обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
    — развитие диалогической формы речи,
    — совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.

    -подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.

    Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет
    1 период обучения(сентябрь-ноябрь),2 занятия в неделю, всего 22 занятия.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: