Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.

Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.

Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.

Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.

Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Читайте также:
Заикание у детей

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

  • Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
  • Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
  • Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).
  • Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
  • Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Изменение личности у пациентов с афазией

Исследованием особенностей личности при афазии занимались специалисты в области афазиологии, нейропсихологии и реабилитации. В научных трудах описано, что у страдающих афазией, наряду с нарушением общей и речевой коммуникации возникают отрицательные эмоциональные реакции, замкнутость, угнетенность, страх речи, отрицательные личностные установки. Больные уходят в переживания собственной инвалидизации. Однако структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих и реагировать на них состоянием тревоги.

Периоды отношения к собственным нарушениям при афазии

Длительная болезнь всегда в той или иной степени влияет на психику больного (тем более после перенесенного инсульта и при афазии). Выделяется четыре периода отношения к собственным нарушениям:

1-й период — это психическое состояние больного непосредственно после выхода из острого состояния. Очень важно, чтобы в это время больной был активен: вставал с постели, ходил, т.к. это в значительной мере поддерживает волю больного.

2-й период — появляется надежда на выздоровление, крепнет сознание того, что самое страшное позади. Этот период характеризуется подъемом настроения (эйфорией). Больной может быть слишком уверен в себе. Оценка им своих возможностей, притязания на скорейшее возвращение в жизнь могут быть не совсем оправданными.

3-й период после двух месяцев. Больной осознает тяжесть последствий инсульта, их длительность. Многие больные переходят на инвалидность. Осознается утрата социального статуса, часто возникают сложности в быту, семье. Этот период характеризуется потерей надежды, подавленным настроением, «уходом в себя», утратой жизненных интересов, случаются попытки ухода из жизни.

4-й период – как период адаптации к стойкому нарушению (речевому или двигательному). Происходит стабилизация состояния. Больной как бы свыкается с параличом (парезом), распадом речи или адекватно (по срокам и конечному результату) оценивает перспективу преодоления нарушений. Обретаются навыки, помогающие в той или иной мере компенсировать недостающие функции. Больной находит свое место в новой социальной ситуации, приобретает навыки самообслуживания. Средний фон настроения в этот период заболевания более ровный, спокойный. Вместе с тем у некоторых больных наблюдаются и не столь благополучные варианты восстановления: снижается активность в работе над устранением последствий болезни. Больной удовлетворяется достигнутым. В целом конечный результат «выхода» из инсульта или травмы мозга у разных больных различен. Одни больные идут по пути все лучшей адаптации, у других усиливается выраженность психических расстройств.

Типы психологических реакций у имеющих афазию

Выделяют семь типов реакций у имеющих афазию:

1) тревожность с нарушениями внимания, бессонницей, психологическими проявлениями, фобиями, навязчивостями и неврастенией;

2) депрессия как острая реакция, отражающая преморбидную(состояние до афазии) склонность к депрессии;

3) игнорирование, которое может проявляться в форме сверхоптимизма, недооценки выраженности своих дефектов;

4) гнев вплоть до ярости и агрессивного поведения;

5) утрата самоуважения, в основном основанная на преморбидных тенденциях;

6) чувство изоляции и одиночества, часто связанное с чувствами равнодушия, апатии, инертности, безнадежности и бесполезности всяческих попыток;

7) эмоциональный регресс, проявляющийся в зависимости, преувеличении дефектов, нечеткой оценке реальности, отчужденности.

Реакции на афазию можно разделить на три основные категории: нормальная реакция индивида на событие, которое глубоко изменило его жизнь; невротическая реакция на событие с аффективными и психофизиологическими проявлениями, отражающая преморбидную структуру личности, менее способную к адаптации; психотическая реакция, указывающая на наличие соответствующего расстройства, спровоцированного стрессовой ситуацией

Взаимосвязь афазии и нарушений личности

Последствия инсульта, особенно двигательная и речевая неполноценность, резко нарушают жизнь больного. Он не в состоянии теперь делать по дому то, что делал раньше, не может больше общаться в том объеме, как прежде, с членами семьи и другими людьми. Сложившиеся новая ситуация приводит к разрушению сложившихся до болезни семейных отношений, изменению социального статуса. Жизнь делится на до и после. Например, те кто занимали положение главы семьи (лидера) или были активными членами семьи (общества), после болезни вынуждены быть целиком зависимыми от других членов семьи и общества. Это, как правило, крайне тяжело переживается ими.Помимо общих черт, характерных для группы больных с той или иной формой афазии, могут иметь место индивидуальные проявления афазии, которые зависят от характера больного, его образования, профессии, уклада жизни до заболевания и т.д. Это необходимо учитывать, имея дело со взрослым больным, личность которого и социальное положение к моменту заболевания уже были сформированы.

Читайте также:
Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

Афазия – системное нарушение речи, которое тесно взаимосвязано с другими высшими психическими функциями и ведущее к серьезным проблемам личностного плана, а также к дезадаптации(частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды) в различных, привычных жизненных ситуациях.Распад речи на фоне афазии приводит не только к нарушению общей и речевой коммуникации, но и к изменениям некоторых его личностных характеристик. Действительно, человек, лишенный возможности нормального привычного общения из-за нарушений вербального характера, испытывает определенный социальный дискомфорт. Пострадавшие коммуникативные функции приводят к возникновению у имеющего афазию отрицательных эмоциональных и личностных реакций – это вызывает существенные изменения самооценки больного. В результате постинсультных расстройств изменяются представления о собственной личности, эмоциональное отношение к себе и к окружающим.

У больных, имеющих переживания собственной инвалидности, утраты сил, здоровья и способностей, реакция на свое заболевание и на отношение окружающих к нему могут резко изменить преморбидный характер личности, могут стать источником внутренних конфликтов, постоянного напряжения, перераздражения, агрессивности, депрессии и других нарушений личности. Афазия изменяет “Я” целиком.Речевые нарушения вызывают у имеющих афазию повышенное чувство тревожности, приводящей к бессоннице, сопровождающейся гневом, вплоть до ярости, или ощущениями изоляции и одиночества.

Широко отмечается при афазии симптом тревожности. Выделяют два вида тревожности:личностная – это устойчивая характеристика, говорящая о предрасположенности человека воспринимать достаточно широкий круг явлений как угрожающий и реактивная тревожность – это временное состояние напряженности, беспокойства, нервозности.

Расстройства в личностной сфере лиц с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации. Центральным нарушением при всех формах афазии является распад ее коммуникативной функции. Под воздействием афазии всегда возникают изменения личности, личностной реакции на нарушения, социального статуса, усложняя структуру нарушений при афазии. Афазия приводит не только к нарушению речи, но и к дезинтеграции всей психической сферы.

Изменения личности при афазии могут быть первичными, т.е. быть следствием анатомических изменений мозга; и вторичными – как реакция больного на изменение жизненного статуса.

По данным нейрофизиологии поражение именно левого полушария, которое играет тормозную роль для аффективных функций лимбической системы(совокупность ряда структур головного мозга, расположенных на обеих сторонах таламуса, непосредственно под конечным мозгом. Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край (лимб)), вызывает эмоциональную лабильность у имеющих афазию, нарушается контроль за эмоциональной сферой.

Условия и типы изменений личности

Выделяются ряд условий изменения личности у больных с афазией:

1.Сама болезнь, ее специфика, связанная с грубым нарушением

речи, практической невозможностью (или сниженной возможностью) вербального общения, утратой трудоспособности.

2.При разных формах афазии различия обнаруживаются в разном характере и степени выраженности изменения личности. Изменения самооценки и уровня притязаний на речевые задания, повышение уровня тревожности в большей степени были выражены у больных с моторными формами афазии, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией.

3.Реакции на резкое изменение личностного и социального статуса и

на отношение окружающих к его нарушениям. Измерение тревожности в острой стадии заболевания показывает прежде всего личностную реакцию больного на свое заболевание, но постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, болезнь приводит к структурным изменениям личности.

Выделено два типа изменений личности у лиц, страдающих афазией: устойчивый и динамический. При устойчивом типе изменений личности обнаружены изменения иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы и самооценки. Наблюдаются различия в характере и в степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так изменения в самооценке в большей степени выражены у больных с моторной (эфферентной и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации (общения). У больных с моторной афазией было выявлено, что уровень притязаний на речевые задания значительно ниже, чем на неречевые. При моторных формах афазии ярко выражена тенденция к самоизоляции вплоть до отказа общения даже с родственниками, а при сенсорных формах наблюдается стремление обвинять других в своих трудностях.Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией на собственные нарушения и на отношения окружающих к этим нарушениям.

Исследования В.М. Шкловского

В. М. Шкловский на основании клинико-психологического и экспериментально-психологического изучения больных выделяет три группы больных по степени дезорганизации отношений личности с окружающими и самим собой.

У больных 1-й группы невротический компонент выражен незначительно или даже отсутствует, хотя их речь сопровождается известным волнением, а иногда и страхом, они могут этот страх преодолеть. В структуре личности этих больных не отмечается стойких патологических отклонений. Они достаточно активны и общительны, смогли получить образование, желаемую профессию, ведут общественную работу, могут устроить свою семейную жизнь, т.е. у них отсутствует невротическая переработка имеющегося нарушения речи.

У больных 2-й группы при той же степени моторных нарушений был выявлен интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому, особенно в ситуациях активного речевого общения (разговор с незнакомыми людьми по телефону или в беседе). При психологическом исследовании у больных этой группы были выявлены повышенная впечатлительность, сенситивность, резкие колебания настроения, неуверенность в себе, переходящая часто в чувство малоценности. Заикание у данных больных в значительной степени затрудняет их общественно-производственные отношения. Многие из них, получив образование и профессию, не в состоянии полностью реализовать свои способности, неактивны в общественной жизни. Со значительно большим трудом им удается наладить свою личную жизнь.

У больных 3-й группы отмечаются стойкие патологические отклонения в структуре личности, дезорганизация всей системы личностных отношений и поведения. У них резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх речи, неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которые часто не соответствуют степени имеющегося (или практически отсутствующего) нарушения речи. Эти больные испытывают большие трудности при получении новых знаний, существенно нарушается их трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности.

Читайте также:
Особенности усвоения лексики детьми старшего дошкольного возраста с МДР

Психические расстройства при афазии

Психические расстройства, возникающие при очаговых сосудистых и травматических поражениях головного мозга, в соответствии с МКБ-10 входят в раздел органических психических расстройств (F00–F09). Их клинические проявления варьируют в широком диапазоне от делирия и деменции до лёгких когнитивных расстройств и аффективных нарушений.

В соответствии с диагностическими рубриками МКБ-10 органические психические расстройства можно разделить на три основные группы: острое генерализованное поражение психических функции (делирий), хроническое генерализованное поражение психических функций (деменция) и специфические поражения психической функции. Для специфических поражений психической функции характерны нарушение памяти (амнестический синдром), мышления (органическое бредовой расстройство), восприятия (органический галлюциноз), настроения (органическое аффективное, эмоционально лабильное и тревожное расстройство), поведения (органическое расстройство личности). Психические нарушения, сочетаясь с очаговой корковой симптоматикой и неврологическим дефицитом, определяют клинические проявления заболевания, оказывают влияние на адаптацию больных и качество их жизни, эффективность восстановительного лечения.

Развитие деменции после инсульта само по себе является неблагоприятным прогностическим фактором. Смертность лиц перенесших инсульт с последующим развитием деменции в 3 раза выше , чем среди больных , перенесших инсульт , но не ставших слабоумными.

Депрессивные расстройства при афазии

Депрессия — одно из наиболее частых последствий церебрального инсульта. В среднем у трети пациентов, перенесших инсульт, отмечаются клинически значимые симптомы депрессии. По данным систематического обзора M.L. Hackett и C. Andersen, основными факторами риска по развитию постинсультной депрессии являются выраженность неврологического дефицита, степень физической инвалидизации и когнитивных нарушений.Афазия наблюдается у 38% пациентов после инсульта и может стать основной причиной развития депрессии. Она ухудшает функциональные исходы, а также снижает качество жизни и повышает смертность после инсульта. Постинсультные депрессии выявляются у 20–50% больных.

Доказано, что депрессивные и тревожно-депрессивные состояния являются значимыми факторами развития повторных инсультов. В ряде исследований было доказано негативное влияние депрессии на соматические и лабораторные показатели у больных цереброваскулярными заболеваниями, такими как артериальное давление, сердечный ритм, содержание сахара крови. Развитие депрессивных состояний у больных с афазией связывают с поражением височных и фронтальных структур доминантного полушария, а эйфорических и маниакальных с правополушарным и субкортикальным поражением.

Симптомы депрессии были более выражены у мужчин, чем у женщин. Симптомы депрессии были более значимы у пациентов с повторными и геморрагическими инсультами. Это, вероятно, связано с тем, что названные формы острых нарушений мозгового кровообращения, как правило, протекают тяжелее, чем первые и ишемические инсульты. Выраженность симптомов депрессии была связана со степенью парезов конечностей. Это указывает на возможно реактивный характер развития постинсультной депрессии — в ответ на ограничение функциональных возможностей.

Симптомы депрессии были наиболее выражены у пациентов с комплексной моторной афазией, в меньшей степени — при изолированной эфферентной или афферентной моторной афазии, а в еще меньшей степени — при сенсорной афазии. Вероятно, это объясняется тем, что комплексная моторная афазия представляет собой наиболее тяжелую из форм, при которых сохранено понимание речи, но нарушена способность общаться с помощью речи.

Пример из практики

Мужчина 47 лет с поражением лобной доли, которому было предложенорешить простую арифметическую задачу. Он не смог ее решить. И только осознание того факта, что он не может выполнять простые действия умножения, вызывает неадекватную по своей выраженности реакцию больного. Только взглянув на него, мы видим намного больше, чем невозможность считать. Он выглядит ошеломленным, меняется цвет лица, появляются возбуждение, тревога, беспорядочные движения рук, аритмичный пульс, за минуту до этого любезный, сдержанный, улыбчивый, становится угрюмым, замкнутым, проявляет гнев или даже агрессивность. Нарушается поведение страдающего афазией в целом, и поэтому такие ситуации можно назвать катастрофическими.

В таком случае восстановительное обучение, расширение коммуникативных возможностей больного повлияло на возникшее изменение в личности. В ходе индивидуальной коррекционно-восстановительной работы обнаружились положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере, наблюдались уменьшение раздражения, агрессивных проявлений и повышалась самооценка и уверенность в собственных силах и возможностях.

Список использованной литературы

  1. Глозман Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения). Вопросы клиники и патофизиологии афазий 1961.
  2. Глозман Ж. М. Исследование уровня притязаний у больных афазией // Дефектология 1983.
  3. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения 1987.
  4. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности 2002.
  5. Глозман Ж. М. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семьях больных афазией. // Вестник московского университета. – Серия 14 Психология 1986.
  6. Глозман Ж.М., Цыганок А.А. О некоторых аспектах изменения личности при афазии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1982.
  7. Коган В.М. Восстановление речи при афазии 1961.
  8. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга 1969.
  9. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций
  • Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления 2002.
  • Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно – педагогическая работа при афазии.(методические рекомендации) 2002.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии 2000.
  • Кутлубаев М.А.,Фаткуллина Л.К., Воеводин В.А.,Ахмадеева Л.Р.,Депрессия у пациентов с постинсультной афазией: диагностика и клинические особенности// Журнал практическая медицина 2014.

Статью подготовила и составила логопед Шпилевая Наталья Сергеевна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции афазии через скайп.

Формы, типы (классификация) Афазии

В зависимости от зоны поражения головного мозга, бывает своя форма афазии, у каждой из которых своя симптоматика по степени тяжести, свои способы логопедической работы и прогноз.

Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия

Введение

Нарушения речи, афазия – крайне распространенные состояния, которыми может проявляться как сосудистая, так и нейродегенеративная патологии [1]. Из 75 различных состояний и заболеваний, причем как общесоматических, так и неврологических, с включением более 66 тыс. пациентов, афазия оказалась на первом месте среди состояний, влияющих на качество жизни, опережая онкологическую патологию, болезни Альцгеймера и Гентингтона, другие крайне инвалидизирующие заболевания [2]. Постинсультная афазия (ПИА), по разным данным, развивается у 20–40% пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК). Исследования последних нескольких лет свидетельствуют о том, что нарушение речи после инсульта является одним из ключевых предикторов последующей инвалидизации, по некоторым данным, значительно опережая значимость пареза и двигательных нарушений в целом [1]. Ограничение возможности коммуникации, трудности социального взаимодействия служат одним из основных факторов риска развития депрессии, тревоги, апатии, кроме того, нарушение вербального общения может в значительной степени усугублять, а также непосредственно провоцировать когнитивные нарушения и деменцию [3]. Родственники пациентов с ПИА по сравнению с теми, кто ухаживает за пациентами с последствиями инсульта, но без речевого дефекта, имеют более высокую степень депрессии, инвалидизации и в целом характеризуются более низким уровнем качества жизни [4]. Поиск оптимальных стратегий, направленных на восстановление и компенсацию нарушений речи, важен как с медицинской, так и с социальной стороны, поскольку ограничение коммуникации в значительной степени сказывается на уровне жизни не только пациента, но и всей его семьи. В данной статье будет дан обзор возможностей медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентов с ПИА и речевыми нарушениями в рамках нейродегенеративной патологии с позиции доказательной медицины, будут обсуждаться возможности комбинации различных методик, а также дальнейшие перспективы их развития.

Читайте также:
Использование элементов музыкотерапии для пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Постинсультные афазии и тромболитическая терапия

Тромболитическая терапия (ТЛТ) является наиболее эффективным методом лечения инсульта и в значительной степени может способствовать улучшению функционального исхода, уменьшению степени инвалидизации. Данные об эффективности влияния реперфузионной терапии на речевые нарушения вследствие инсульта неоднозначны. По результатам мета-анализа, уменьшение речевых нарушений на фоне ТЛТ отмечено только в первые четверо суток, при этом достоверных различий в отдаленном периоде на фоне ТЛТ и без нее не наблюдалось [5]. Более обнадеживающие результаты получены в 2019 г. На примере 45 пациентов показано, что на фоне проведения ТЛТ достоверно чаще отмечается полный регресс афатических нарушений и при дальнейшем наблюдении за группой, получавшей альтеплазу, частота встречаемости тотальной афазии была достоверно ниже по сравнению с теми, кому по каким-либо причинам тромболизис не был проведен [6]. Однако в этом исследовании «положительный» эффект заключался только в более высоком проценте пациентов с полным регрессом симптомов, при этом если афазия сохранялась, то по степени выраженности нарушений существенных различий получено не было. Многими авторами афазия признается неблагоприятным предиктором, который может предопределять плохой клинический ответ на ТЛТ, причем сила «негативного эффекта» может даже опережать общую тяжесть неврологического дефицита по NIHSS [7]. В целом афазия видится «изолированным» симптомом инсульта, зачастую не связанным и не коррелирующим с выраженностью других проявлений. Так, параллельный регресс двигательных и речевых нарушений на фоне ТЛТ отмечен только у пациентов с относительно легкими речевыми нарушениями, в тех же случаях, когда афазия расценивалась как тяжелая, отмечалась четкая диссоциация: при значительном уменьшении выраженности пареза степень афатических нарушений оставалась очень значимой, несмотря на проведенный тромболизис, и в дальнейшем определяла общую степень инвалидизации [8]. Эффективность ТЛТ при относительно «изолированной» ПИА также была наибольшей именно при легкой и умеренной степенях выраженности речевых нарушений, что даже привело к тому, что авторами работы было предложено проводить реперфузию при балле NIHSS

1. Doogan C., Dignam J., Copland D., Leff A. Aphasia Recovery: When, How and Who to Treat? Curr Neurol Neurosci Rep. 2018;18(12):90. Doi: 10.1007/s11910-018-0891-x.

2. Lam J.M., Wodchis W.P. The relationship of 60 disease diagnoses and 15 conditions to preference-based health-related quality of life in Ontario hospital-based long-term care residents. Med Care. 2010;48(4):380–87. Doi: 10.1097/MLR.0b013e3181ca2647.

3. Best W., Greenwood A., Grassly J., Hickin J. Bridging the gap: can impairment-based therapy for anomia have an impact at the psycho-social level? Int J Lang Commun Disord. 2008;43(4):390–407. Doi: 10.1080/13682820701608001.

4. Bakas T., Kroenke K., Plue L.D., et al. Outcomes among family caregivers of aphasic versus nonaphasic stroke survivors. Rehabil Nurs. 2006;31(1):33–42. Doi: 10.1002/j.2048-7940.2006.tb00008.x.

5. Broome L.J., Battle C.E., Lawrence M., et al. Cognitive Outcomes following Thrombolysis in Acute Ischemic Stroke: A Systematic Review. J Stroke Cerebrovasc Dis. 2016;25(12):2868–75. Doi: 10.1016/j.jstrokecerebrovasdis.2016.07.048.

6. Menichelli A., Furlanis G., Sartori A., et al. Thrombolysis’ benefits on early post-stroke language recovery in aphasia patients. J Clin Neurosci. 2019;70:92–5. Doi: 10.1016/j.jocn.2019.08.064.

7. Furlanis G., Ridolfi M., Polverino P., et al. Early Recovery of Aphasia through Thrombolysis: The Significance of Spontaneous Speech. J Stroke Cerebrovasc Dis. 2018;27(7):1937–48. Doi: 10.1016/j.jstrokecerebrovasdis.2018.02.043.

8. Martins I.P., Fonseca J., Morgado J., et al. Language improvement one week after thrombolysis in acute stroke. Acta Neurol Scand. 2017;135(3):339–45. Doi: 10.1111/ane.12604.

9. Denier C., Chassin O., Vandendries C., et al. Thrombolysis in Stroke Patients with Isolated Aphasia. Cerebrovasc Dis. 2016;41(3–4):163–69. Doi: 10.1159/000442303.

10. Saxena S., Hillis A.E. An update on medications and noninvasive brain stimulation to augment language rehabilitation in post-stroke aphasia. Expert Rev Neurother. 2017;17(11):1091–107. Doi: 10.1080/14737175.2017.1373020.

11. Васенина Е.Е., Левин О.С. Фармакотерапия постинсультной афазии. СТПН. 2018. № 2.

12. Knecht S., Breitenstein C., Bushuven S., et al. Levodopa: faster and better word learning in normal humans. Ann Neurol. 2004;56(1):20–6.

13. Ozeren A., Sarica Y., Mavi H., et al. Bromocriptine is ineffective in the treatment of chronic nonfluent aphasia. Acta Neurol Belg. 1995;95(4):235–38.

14. Bragoni M., Altieri M., Di Piero V., et al. Bromocriptine and speech therapy in non-fluent chronic aphasia after stroke. Neurol Sci. 2000;21(1):19–22.

15. Sabe L., Salvarezza F., Garcia Cuerva A., et al. A randomized, doubleblind, placebo-controlled study of bromocriptine in nonfluent aphasia. Neurology. 1995;45(12):2272–74.

16. Ashtary F., Janghorbani M., Chitsaz A., et al. A randomized, doubleblind trial of bromocriptine efficacy in nonfluent aphasia after stroke. Neurology. 2006;66(6):914–16.

17. Zhang X., Shu B., Zhang D., et al. The Efficacy and Safety of Pharmacological Treatments for Post-stroke Aphasia. CNS Neurol Disord Drug Targets. 2018;17(7):509–21. Doi: 10.2174/1871527317666180706143051.

18. Arciniegas D.B., Frey K.L., Anderson C.A., et al. Amantadine for neurobehavioural deficits following delayed post-hypoxic encephalopathy. Brain Inj. 2004;18(12):1309–18.

19. Barrett A.M., Eslinger P.J. Amantadine for adynamic speech: possible benefit for aphasia? Am J Phys Med Rehabil. 2007;86(8):605–12.

20. Seniow J., Litwin M., Litwin T., et al. New approach to the rehabilitation of post-stroke focal cognitive syndrome: effect of levodopa combined with speech and language therapy on functional recovery from aphasia. J Neurol Sci. 2009;283(1–2):214–18.

21. Leemann B., Laganaro M., Chetelat-Mabillard D., et al. Crossover trial of subacute computerized aphasia therapy for anomia with the addition of either levodopa or placebo. Neurorehabil Neural Repair. 2011;25(1):43–7.

22. Das U.K., Uddin M.J., Bhattacharjee M., et al. Motor Outcome of Stroke Patients with Low Dose Levodopa Therapy. Mymensingh Med J. 2019;28(4):762–66.

Читайте также:
Дифференцированное использование методик растормаживания и активизации речевой функции у больных с поражением задне-лобных и премоторных структур мозга

23. Acler M., Manganotti P. Role, indications and controversies of levodopa administration in chronic stroke patients. Eur J Phys Rehabil Med. 2013;49(2):243–49.

24. Breitenstein C., Korsukewitz C., Baumgartner A., et al. L-dopa does not add to the success of high-intensity language training in aphasia. Restor Neurol Neurosci. 2015;33(2):115–20.

25. Sarter M., Hasselmo M.E., Bruno J.P., et al. Unraveling the attentional functions of cortical cholinergic inputs: interactions between signal-driven and cognitive modulation of signal detection. Brain Res Rev. 2005;48(1):98–111.

26. Yoon S.Y., Kim J.K., An Y.S., et al. Effect of donepezil on Wernicke Aphasia after bilateral middle cerebral artery infarction: subtraction analysis of brain F-18 fluorodeoxyglucose positron emission tomographic images. Clin Neuropharmacol. 2015;38(4):147–50.

27. Berthier M.L., Hinojosa J., Martin M.C., et al. Open-label study of donepezil in chronic poststroke aphasia. Neurology. 2003;60 (7):1218–19.

28. Pashek G., Bachman D. Cognitive, linguistic, and motor speech of donepezil hydrochloride in a patient with stroke-related aphasia and apraxia of speech. Brain and Language. 2001;87(1):179–80.

29. Berthier M.L., Green C., Higueras C., et al. A randomized, placebocontrolled study of donepezil in poststroke aphasia. Neurology. 2006;67(9):1687–89.

30. Chen Y., Li Y.S., Wang Z.Y., et al. The efficacy of donepezil for poststroke aphasia: a pilot case control study. Zhonghua Nei Ke Za Zhi. 2010;49(2):115–18.

31. Hong J.M., Shin D.H., Lim T.S., et al. Galantamine administration in chronic post-stroke aphasia. J Neurol Neurosurg Psychiatry. 2012;83(7):675–80.

32. Jacobs D.H., Shuren J., Gold M., et al. Physostigmine pharmacotherapy for anomia. Neurocase. 1996;2(2):83–91.

33. Jitsuki S., Takemoto K., Kawasaki T., et al. Serotonin mediates crossmodal reorganization of cortical circuits. Neuron. 2011;69(4):780–92.

34. Martinowich K., Lu B. Interaction between BDNF and serotonin: role in mood disorders. Neuropsychopharmacology. 2008;33(1):73–83.

35. Kimura M., Robinson R.G., Kosier J.T. Treatment of cognitive impairment after poststroke depression: a double-blind treatment trial. Stroke. 2000;31(7):1482–86.

36. Li W.L., Cai H.H., Wang B., et al. Chronic fluoxetine treatment improves ischemia-induced spatial cognitive deficits through increasing hippocampal neurogenesis after stroke. J Neurosci Res. 2009;87 (1):112–22.

37. Laska A.C., von Arbin M., Kahan T., et al. Long-term antidepressant treatment with moclobemide for aphasia in acute stroke patients: a randomised, double-blind, placebo-controlled study. Cerebrovasc Dis. 2005;19(2):125–32.

38. Martin H.G., Wang Y.T. Blocking the deadly effects of the NMDA receptor in stroke. Cell. 2010;140(2):174–76.

39. Berthier M.L., Green C., Lara J.P., et al. Memantine and constraintinduced aphasia therapy in chronic poststroke aphasia. Ann Neurol. 2009;65(5):577–85.

40. Barbancho M.A., Berthier M.L., Navas-Sánchez P., et al. Bilateral brain reorganization with memantine and constraint-induced aphasia therapy in chronic post-stroke aphasia: An ERP study. Brain and Language. 2015;145–46:1–10.

41. Huber W., Willmes K., Poeck K., et al. Piracetam as an adjuvant to language therapy for aphasia: a randomized double-blind placebocontrolled pilot study. Arch Phys Med Rehabil. 1997;78(3):245–50.

42. Enderby P., Broeckx J., Hospers W., et al. Effect of piracetam on recovery and rehabilitation after stroke: a double-blind, placebocontrolled study. Clin Neuropharmacol. 1994;17(4):320–31.

43. Zhang J., Wei R., Chen Z., Luo B. Piracetam for aphasia in post-stroke patients: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. CNS Drugs 2016;30:575–87.

44. Tsikunov S.G., Belokoskova S.G. Psychophysiological analysis of the influence of vasopressin on speech in patients with post-stroke aphasias. Span J Psychol. 2007;10(1):178–188.

45. Jianu D.C., Muresanu D.F., Bajenaru O., et al. Cerebrolysin adjuvant treatment in Broca’s aphasics following first acute ischemic stroke of the left middle cerebral artery

46. Shishkova V.N., Zotova L.I., Maljukova N.G., et al. An assessment of cerebrolysin effect on BDNF level in patients with post stroke aphasia depending on carbohydrate metabolism disorders Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2015;115(5):57–63. Doi: 10.17116/jnevro20151155157-63.

47. Fridriksson J., Elm J., Stark B.C., et al. BDNF genotype and tDCS interaction in aphasia treatment. Brain Stimul. 2018;11(6):1276–81. Doi: 10.1016/j.brs.2018.08.009.

48. de Boer R.G.A., Spielmann K., Heijenbrok-Kal M.H.,et al. The Role of the BDNF Val66Met Polymorphism in Recovery of Aphasia After Stroke. Neurorehabil Neural Repair. 2017;31(9):851–57. Doi: 10.1177/1545968317723752.

49. Fridriksson J., Elm J., Stark B.C., et al. BDNF genotype and tDCS interaction in aphasia treatment. Brain Stimul. 2018;11(6):1276–81. Doi: 10.1016/j.brs.2018.08.009.

50. Cohen L., Chaaban B., Habert M.O. Transient improvement of aphasia with zolpidem. N Engl J Med. 2004;350(9):949–50.

51. Beversdorf D.Q., Sharma U.K., Phillips N.N., et al. Effect of propranolol on naming in chronic Broca’s aphasia with anomia. Neurocase. 2007;13(4):256–59.

52. Cahana-Amitay D., Albert M.L., Pyun S.B., et al. Language as a stressor in aphasia. Aphasiology. 2011;25(5):593–614.

53. Breitenstein C., Grewe T., Flöel A., et al. Intensive speech and language therapy in patients with chronic aphasia after stroke: a randomised, open-label, blinded-endpoint, controlled trial in a health-care setting

54. Watila M.M., Balarabe S.A. Factors predicting post-stroke aphasia recovery. J Neurol Sci. 2015;352(1–2):12–8. Doi: 10.1016/j.jns.2015.03.020.

55. Varley R., Cowell P.E., Dyson L., et al. Self-Administered Computer Therapy for Apraxia of Speech: Two-Period Randomized Control Trial With Crossover. Stroke. 2016;47(3):822–28. Doi: 10.1161/STROKEAHA.115.011939.

56. Haldin C., Acher A., Kauffmann L., et al. Speech recovery and language plasticity can be facilitated by Sensori-Motor Fusion training in chronic non-fluent aphasia. A case report study. Clin Linguist Phon. 2018;32(7):595–621. Doi: 10.1080/02699206.2017.1402090.

57. Fridriksson J., Rorden C., Elm J., et al. Transcranial Direct Current Stimulation vs Sham Stimulation to Treat Aphasia After Stroke: A Randomized Clinical Trial. JAMA Neurol. 2018;75(12):1470–76. Doi: 10.1001/jamaneurol.2018.2287.

58. Biou E., Cassoudesalle H., Cogné M., et al. Transcranial direct current stimulation in post-stroke aphasia rehabilitation: A systematic review. Ann Phys Rehabil Med. 2019;62(2):104–21. Doi: 10.1016/j.rehab.2019.01.003.

59. Elsner B., Kugler J., Pohl M, Mehrholz J.. Transcranial direct current stimulation (tDCS) for improving aphasia in adults with aphasia after stroke. Cochrane Database Syst Rev. 2019;5(5):CD009760. Published 2019. May 21. Doi:10.1002/14651858.CD009760.pub4.

60. Kapoor A. Repetitive transcranial magnetic stimulation therapy for post-stroke non-fluent aphasia: A critical review. Top Stroke Rehabil. 2017;24(7):547–53. Doi: 10.1080/10749357.2017.1331417.

Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

61. Versace V., Schwenker K., Langthaler P.B., et al. Facilitation of Auditory Comprehension After Theta Burst Stimulation of Wernicke’s Area in Stroke Patients: A Pilot Study. Front Neurol. 2020;10:1319. Published 2020 Jan 8. Doi: 10.3389/fneur.2019.01319.

62. Van Der Meulen I., Van De Sandt-Koenderman M.W., Heijenbrok M.H., et al. Melodic Intonation Therapy in Chronic Aphasia: Evidence from a Pilot Randomized Controlled Trial. Front Hum Neurosci. 2016;10:533. Doi: 10.3389/fnhum.2016.00533.

63. Haro-Martínez A.M., Lubrini G., Madero-Jarabo R.,et al. Melodic intonation therapy in post-stroke nonfluent aphasia: a randomized pilot trial. Clin Rehabil. 2019;33(1):44–53. Doi: 10.1177/0269215518791004.

64. Cortese M.D., Riganello F., Arcuri F., et al. Rehabilitation of aphasia: application of melodic-rhythmic therapy to Italian language. Front Hum Neurosci. 2015;9:520. Doi: 10.3389/fnhum.2015.00520.

65. Tabei K.I., Satoh M., Nakano C., et al. Improved Neural Processing Efficiency in a Chronic Aphasia Patient Following Melodic Intonation Therapy: A Neuropsychological and Functional MRI Study. Front Neurol. 2016;7:148. Doi: 10.3389/fneur.2016.00148.

66. Bitan T., Simic T., Saverino C. et al. Changes in Resting-State Connectivity following Melody-Based Therapy in a Patient with Aphasia. Neural Plast. 2018;2018:1–13. Doi: 10.1155/2018/6214095.

67. Vibrac C., Avias A., François P., et al. Charlie Chaplin and gesture training in severe aphasia: a randomized double-blind single-case experimental design. Ann Phys Rehabil Med. 2020. Doi: 10.1016/j.rehab.2019.12.010.

68. Васенина Е.Е., Левин О.С. Первичные прогрессирующие афазии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(6):3–12.

69. Marshall C.R., Hardy C.J.D., Volkmer A., et al. Primary progressive aphasia: a clinical approach. J Neurol. 2018;265(6):1474–90. Doi: 10.1007/s00415-018-8762-6.

70. Kishi T., Matsunaga S., Iwata N. Memantine for the treatment of frontotemporal dementia: a meta-analysis. Neuropsychiatr Dis Treat. 2015;11:2883–85. Doi: 10.2147/NDT.S94430.

71. Rockenstein E., Ubhi K., Mante M., et al. Neuroprotective effects of Cerebrolysin in triple repeat Tau transgenic model of Pick’s disease and fronto-temporal tauopathies. BMC Neurosci. 2015;16:85. Doi: 10.1186/s12868-015-0218-7.

72. Henry M.L., Hubbard H.I., Grasso S.M., et al. Treatment for Word Retrieval in Semantic and Logopenic Variants of Primary Progressive Aphasia: Immediate and Long-Term Outcomes. J Speech Lang Hear Res. 2019;62(8):2723–49. Doi: 10.1044/2018_JSLHR-L-18-0144.

73. Cadório I., Lousada M., Martins P., Figueiredo D. Generalization and maintenance of treatment gains in primary progressive aphasia (PPA): a systematic review. Intern J Language Communication Disord. 201752(5), 543–60. Doi: https://doi.org/10.1111/1460-6984.12310.

74. Byeon H. Meta-Analysis on the Effects of Transcranial Direct Current Stimulation on Naming of Elderly with Primary Progressive Aphasia. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(3):1095. Doi: 10.3390/ijerph17031095.

75. Cotelli M., Manenti R., Ferrari C., et al. Effectiveness of language training and non-invasive brain stimulation on oral and written naming performance in Primary Progressive Aphasia: A meta-analysis and systematic review. Neurosci Biobehav Rev. 2020;108:498–525. Doi: 10.1016/j.neubiorev.2019.12.003.

76. Васенина Е.Е., Левин О.С. Гетерогенность речевых нарушений при болезни Паркинсона: возможности классификации, диагностики и терапии. Медицинский совет. 2020;(2):55–66.

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • 6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии (продолжение)

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии (продолжение)

Характер нарушения речи при динамической афазии определяет три основные задачи восстановительного обучения.

1. Преодоление дефектов внутренней речи, одной из функций которой является планирование и программирование внешней речи. В этом случае нужно прибегнуть, с одной стороны, к внешнему программированию высказывания, а с другой — заместить оперирование образом слова (Выготский, 1956), протекающим на уровне внутренней речи, нарушенном в данном случае оперированием самими словами, которые могут быть представлены в виде предметных картинок, сюжетных, графических, жестовых изображений и др.

2. Второй задачей является работа над восстановлением способности актуализировать слова-глаголы, способности к предикации речи, опираясь на сохранные формы предикации. А. Р. Лурия писал, что у этих больных предикативность может остаться сохранной в непосредственных поступках и жестах больного, хотя из речи она исчезает. Такие больные вместо того, чтобы попросить предмет, — тянутся к нему и т. д. (Лурия, 1947). Эта сохранная форма предикативности используется при обучении больных.

3. И наконец, третьей задачей является восстановление способности программирования и структурирования высказывания с помощью вынесения вовне, экстериоризации процесса, с опорой на внешние аналоги структуры фразы (фишки, ритмика и др.). Эти задачи решаются в процессе обучения больных, состоящем из нескольких стадий, с помощью методов, адекватных нарушению речи.

Первая стадия обучения. Ее задачей является растормаживание речи, и прежде всего растормаживание способности экфории слов-глаголов, растормаживание произнесения автоматизированных и хорошо упроченных в прошлом опыте больного фраз. В качестве методов, растормаживающих Речь, могут быть и вербальные и невербальные.

1. Заполнение словами пропусков в заданных предложениях.

2. Чтение стихов и выделение из них слов-глаголов, обработка этих слов (произнесение, запись, придумывание новых предложений с этими словами, придумывание к ним синонимов, антонимов и др.). Например:

Зима еще хохочет Й

И на весну ворчит.

а) слово «хохочет» записывается; б) затем вставляется во фразы с пропущенным звеном: (Маленькая девочка весело.. Какой-то человек бежит мне навстречу и громко…).

3. Метод диалога (процедура его применения описана», подразделе «Эфферентная моторная афазия»). ;

4. Работа над интонационной стороной речи. С этой целью больному предлагается воспроизводить заданные интонации, позже — самостоятельно интонировать заданные предложения. Еще позднее можно давать более сложное задание — одно и то же предложение произнести с разной интонацией и с акцентуацией на разных словах. Например; «Я хочу работать. Я хочу работать! Я хочу работать? Я работать? Я хочу работать?»

Читайте также:
Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

5. Метод вербальных ассоциаций (свободных и направленных). ,

6. Метод воспроизведения ритмической структуры фразы: ,

а) сначала больному дается картинка, написанная фраза, и педагог отстукивает ее ритмическую структуру, больной повторяет;

б) позже больной самостоятельно находит нужную ритмику заданных фраз;

в) после этого больному задается ритмический узор фразы, а он должен найти фразу, соответствующую заданной ритмической структуре.

7. Среди невербальных методов растормаживания речи особое место занимают следующие:

а) методы работы над движениями больного: упражнения под музыку, чтение стихов, сочетаемое с ходьбой и музыкой;

б) методы вербализации различных жестов, действий больного;

в) игры в шахматы, шашки и др., сопровождаемые вер- бальными комментариями, т. е. во время игр педагог создает условия для диалога.

Задачей второй стадии обучения является восстановление предикативности речи. Здесь проводится широкая и разносторонняя работа над восстановлением актуализации и употребления глаголов. Центральным методом в этом случае является метод многозначности слова, позволяющий работать над многозначными связями слов-глаголов.

а) работа ведется над тем или другим словом-глаголом; вместе с педагогом и с опорой на картинки к основному слову подбираются все его значения и связи, а также подбирается группа слов, близких по значению (метод синонимов). Например: отрабатывается слово «идет». Больной должен выбрать все картинки, отвечающие этому глаголу, а затем составить «сетку значений» этого слова:

Отрабатываются синонимы к заданному слову и записываются в тетрадь как группа слов, относящихся к заданному по значению:

барахтаться … ит. д.

б) эффективной является работа над разными предикативными связями одного и того же слова (объекта, предмета, явления):

-> идет -> шумит ¦> льет

Собственно, это одно действие, выполняемое дождем, но имеющее разные оттенки. Эти схемы записываются больными. Работа над различными значениями предмета или связями предмета с действиями позволяет перейти к построению предложений, она помогает создать способ их конструирования: «Дождь идет». «Он хлещет… как из ведра». «Дождь неприятно моросит» и т. д. Позже больной составляет «сетки значений» к заданному слову самостоятельно, но с опорой на картинки. Процедура: к заданному слову больной подбирает картинки, затем записывает их, создает «сетку значений» и заканчивает работу конструированием фраз;

в) следующей ступенью этого метода является «прием обогащения сетки значений». Сначала с опорой на картинки, а позже в вербальном плане. Процедура: создается начальная «сетка значений» к заданному слову:

Классификация афазий А.Р.Лурия

Неврологическое отделение для больных с нарушением мозгового кровообращения

Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют способность совершать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть легко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное от-ношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или иначе артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в:

• отсутствии артикулированной речи;

• искаженном воспроизведении поз;

Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

В норме она обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно последовательно организованные ряды — «кинетические двигательные мелодии».

При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляционной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. Таким об-разом, в отличие от афферентной моторной афазии, где артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз

Речевой дефект проявляется главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделены два варианта динамической афазии

Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге. Произносительные трудности незначимы

При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи больных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «телеграфного стиля». Произносительные трудности незначимы.

В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи— понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозначаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими — вербальные и литеральные парафазии.

В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустический дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи больных с этой формой афазии основным симптомом афазии является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространственного гнозиса, а именно способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающими слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавливанию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих больных сохранной.

Читайте также:
Алалия в школе

Знаковая символика как средство коррекции моторной алалии у детей с ТНР

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

В статье изложен материал по проблеме коррекции моторной алалии у детей. В нем изложен алгоритм компенсации моторной алалии через раннее обучение детей чтению.

Бесплатные занятия с логопедом

В статье изложен материал по проблеме коррекции моторной алалии у детей. В нем изложен алгоритм компенсации моторной алалии через раннее обучение детей чтению. Описаны этапы коррекционной работы с данной котегорией детей по обходному пути.

Alalio – от латинского «не говорю». У дошкольников – 1%. У мальчиков в 2 раза чаще. У младших школьников – 0,6%, у старших – 0, 2%.

Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.

Вопросы этиологии и патогенеза алалии раскрыты в работах В.А.Ковшикова, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Б.М.Гриншпун, В.К.Воробьевой, Л.Р.Давидович, Е.Ф.Соботович, Т.Г.Визель.

Причины возникновения моторной алалии:

1.​ Наследственная предрасположенность (неврологическая, психопатологическая, речевая) от 4 до 18% .

2.​ Поздняя беременность (мать за 30, отец — 45-50 лет) 72%

3.​ Патологии беременности (сильный токсикоз, неправильное положение плода, угрожающие выкидыши, попытки прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, соматические заболевания, психотравмы идр) 92,2%.

4.​ Патология родов (затяжные, стремительные, обезвоженные, медицинская стимуляция, наложение щипцов, асфиксия, преждевременные и др).

5.​ Неблагополучный анамнез матери (многочисленные беременности, предшествующие аборты, мертворождения и т.п).

6.​ Частые заболевания ребенка в ранний период развития – как предрасполагающий фактор.

7.​ Мозговые заболевания и травмы до 3 лет.

8.​ Социально – психологические предрасполагающие факторы (ограничение контактов, дефицит общения, неправильное речевое воспитание, конфликты и т.п)

В результате в мозге возникает поражение речедвигательного центра Брока и его проводящих путей. Действие неблагоприятных факторов при моторной алалии от внутриутробного периода развития до 3 лет (доречевой период).

Диагностика моторной алалии

  • Могут говорить, но не умеют
  • Достаточная сохранность моторного уровня артикуляторного механизма
  • Преимущественные фонематические нарушения
  • Многие звуки имеют одновременно как неправильное, так и правильное произношение
  • Преобладают замены
  • Искажения преимущественно сложных по артикуляции звуков – поздно формирующихся в онтогенезе
  • Непостоянные и разнообразные замены, пропуски, искажения и простых и сложных по артикуляции звуков

Полезные для артикуляции признаки для моторных алаликов отбираются не из акустических, а из графических образов звуков речи и слов (чтение), то есть путем подключения здоровой затылочной коры.

Так как детский мозг характеризуется высокой пластичностью, моторную алалию необходимо компенсировать по обходному пути.

Алгоритм компенсации

Таким образом, при моторной алалии – обходной путь в обращении к букве как к аналогу звука или графическому образу слова (чтение). Поскольку правая зрительная доля у ребенка от 2 до 5 лет активнее левой, ему показывают не отдельные звуки, а целые слова подкладывают под картинки. Ребенок воспринимает их как рисунок. Буквы актуализируются только на этапе звукоподражания. Необходимо постоянное озвучивание логопедом сложенных из букв слов. Благодаря этому формируется ассоциативная связь слова и предмета, изображенного на картинке. Активизируются разные отделы мозга. Это способствует установлению связей между ними. Картинки стимулируют затылочные доли, осмысление – лобные, графические образы – теменно – затылочные, слуховые – височные. Возникает графически – артикуляционные ассоциации. Артикуляционные движения переходят на нормальную слухоречевую основу. Целесообразно учить писать и читать раньше, чем говорить.

Коррекционная работа по устранению моторной алалии

Коррекционная работа с ребёнком имеющим моторную алалию, должна начинаться в 3-4 года. Это обусловлено тем, что в раннем возрасте последствия поражения ЦНС легче компенсируются, и с тем , что работа с данным нарушением речи будет занимать не 2-3 месяца, а несколько лет.

Освоение ребёнком с алалией русского языка сравнимо с освоением нами иностранного языка. Это связано с тем, что что у малыша быстро теряется с трудом найденный артикуляционный уклад. Поэтому для запоминания одного слова такому ребёнку необходимо его многократное повторение (более 120 раз).

Общие принципы работы:

  • системности,
  • комплексности,
  • обходного пути,
  • деятельностный,
  • от простого к сложному,
  • опора на сохранные анализаторы,
  • повторяемость программного материала,
  • создание ситуации успеха,
  • индивидуального подхода.

Средства компенсации:

  • раннее обучение чтению и письму,
  • опора на комплекс полимодальных ощущений (тактильно – вибрационные и осязательно – чувствительные ощущения, зрительные, слуховые, вкусовые)

Этапы работы над развитием речи.

1 этап

Практически неговорящие дети.

Цель – формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение.

Например, виды упражнений:

– показ по инструкции картинок;

– отбор предметов с ориентацией на грамматическую форму слов в процессе дидактических игр и инсценировок (игры сказки с речевым сопровождением педагога, выполнением действий детьми);

-заканчивание начатых предложений путем показа картинки (в небе летит, в небе летят);

2 этап

Цель — Работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи; научить детей объединять слова в словосочетания и простые предложения.

Например, виды упражнений:

– Определение количества слов в ряду существительных, глаголов, прилагательных. Ряд называет педагог, повторяют дети, после чего определяют количество слов в нем.

– Определение количества слов в предложениях, состоящих из существительного и глагола, при этом дети сами конструируют предложения.

3 этап

Дети овладевают словарем обиходных слов, простым двусоставным предложением и его грамматическим оформлением.

Цель – закрепить усвоенные на первых этапах знания и отработанный лексический, грамматический материал, усложняя формы деятельности с ребенком. Формируется осознанное выделение языковых элементов. Дети фактически овладевают грамотой и выделенные слоги, звуки соотносятся с графическими обозначениями в процессе чтения.

– Определение общего слога в словах. Используются слова с однотипными суффиксами, приставками, окончаниями.

– Соотнесение слов с их графической (слоговой) схемой.

– Графические диктанты слов. Дети записывают услышанные слова в виде одной черты, под ней прерывистыми линиями изображают количество слогов.

4 этап

Цель — Закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения.

Весь лексический и грамматический материал, отработанный на занятиях развития речи и произношения, повторяется в процессе чтения.

Читайте также:
Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.

1.​ Чтение слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. Подбираются слова определенных смысловых категорий (фрукты, овощи, мебель и т.д), либо ассоциативные группы слов (зима, снег, коньки и т.п), либо слова одной грамматической категории (глаголы).

2.​ Чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав слов и выкладывание из этих слогов слов по соответствующим картинкам.

3.​ Чтение слов и их дифференциация по слоговому составу (прочесть и назвать слова, которые состоят из 1, 2, 3 слогов).

4.​ Чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком.

5.​ Чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями (например, прочитать и найти слова, обозначающие что растет, плавает и т.п).

6.​ Чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти.

7.​ Чтение слов с пропущенными буквами и слогами и дополнение их сначала с опорой на соответствующие картинки, затем без.

8.​ Чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с разлчным грамматическим оформлением слов, соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого используются все знакомые лексемы и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на ранних этапах. Например, предлагается прочитать группы предложений и найти соответствующие картинки.

9.​ Прочтение предложение и дополнение соответствующим слогом или буквой определенных слов (устно, затем из разрезной азбуки) с опорой на картинку.

10.​ Чтение несложного текста и показ соответствующих предметов на картинке.

11.​ Чтение текста и ответы на вопросы, выделение в первом, втором и третьем предложении, пересказ текста.

12.​ Чтение текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка предложений.

Следуя правилу « читать раньше, чем говорить», мы даём ребёнку своеобразную опору для более уверенного произношения. Причём в отличие от глобального чтения, мы учим детей слушать и различать звуки в произнесённом и прочитанном слове.

Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов. Ребёнок соотносит печатное слово с предметной картинкой; Он упражняется в подборе слов на заданный звук и слог.

Таким образом, ребёнок параллельно учится читать, говорить, запоминать, дифференцировать звуки, буквы, слова. Осмысленно читая слова и предложения ребёнок обогащает свою речевую практику.

Именно развитие фонематического восприятия становится одним из главных направлений в работе по формированию речи детей с моторной алалией. Чем раньше ребёнок начнёт прислушиваться к звукам речи, тем раньше он будет их различать, а значит, правильно произносить в словах, соблюдая должную последовательность.

Моторная алалия у детей — признаки и лечение

Время чтения – 17 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Читайте также:
Особенности артикуляции у детей со стертой дизартрией

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: