Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

Аннотация: В статье раскрывается значение применения современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта. Рассматривается каким образом ИТ позволяют сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития учащихся.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в общей и специальной педагогике.

Понятие «информационные технологии» (ИТ) в сфере образования означает – совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Целью ИТ является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В сфере образования понятие «информационные технологии» наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Современные информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Исследователи (Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, И. А. Никольская и др.) отмечают, что внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе убедительно доказывают широкие возможности, целесообразность и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи, и в целом личности ребенка.

Активное внедрение информационных технологий на сегодняшний день охватывает и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида. Получение детьми с нарушением интеллекта качественного образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, а именно, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

При использовании ИТ важно учитывать особенности состояния здоровья, уровень развития речи, психомоторных и сенсорных процессов ребенка с нарушением интеллекта, умение действовать по инструкции учителя, умственную работоспособность и темп учебной деятельности, взаимодействие со сверстниками и учителем, характер межличностного общения в классе.
Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие многочисленных речевых нарушений, неполноценность языкового развития, недостаточная сформированность метаязыковых навыков, связанных с осознанием единиц речи, нарушенные процессы анализа и синтеза. В связи с этим сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Исходя из этого, мы предполагаем, что преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций. Мы считаем, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Оптимальному решению данной задачи способствует использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта.

Однако в исследованиях учёных указываются противоречия между достижениями в области применения информационных технологий в образовательном процессе, в целом, и наличием практического опыта использования специализированных компьютерных обучающих и развивающих программ для детей с нарушениями речи и интеллекта, в частности. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Таким образом, доказана необходимость использования компьютера в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.
Приоритетным направлением коррекционной работы учителя-логопеда при использовании информационных технологий является выявление и коррекция речевых нарушений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, исправление у них языковых нарушений, формирование коммуникативной деятельности, умения приобретать новые знания в процессе общения с логопедом, товарищами по классу, или чтения текстов.

При использовании специализированных компьютерных обучающих и развивающих программ могут быть созданы наиболее благоприятные условия, наиболее полная мотивационная основа для развития словесной речи (как в устной, так и в письменной форме). При этом решение коррекционных задач с помощью информационных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не существовать изолированно от решения основных коррекционных задач.

Предполагается, что использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться не в логике возможностей компьютерной технологии, а в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.

Читайте также:
Весенние изменения в природе - конспект

Отбор коррекционных задач, решение которых нуждается в компьютерной поддержке, учитель-логопед должен осуществлять, исходя из следующих принципов:

  • отбираются коррекционно-развивающие задачи, решение которых без компьютера чрезвычайно сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
  • возможность достижения более высокой мотивации при работе с компьютером, чем в традиционном обучении;
  • достижение обучающего, коррекционного эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением, сроки;
  • обеспечение за счет применения компьютерной технологии градуированной системы помощи ребенку;
  • введение ребенка в ситуацию свободы выбора форм помощи;
  • ведение ребенка в ситуацию свободы выбора форм и средств деятельности;
  • индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерной технологии;

Использование информационных компьютерных технологий учителем-логопедом в качестве средств обучения не должно повлечь за собой принципиального изменения в соотношении средств коммуникации, используемой в системе коррекционно-развивающего обучения данной категории детей.

Если на логопедических занятиях использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность занятий, безусловно, возрастет. Для демонстрации правильного звучания различных речевых звуков, окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания слуховых, зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим. Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по ознакомлению с окружающей средой: времена года, одежда, обувь, виды транспортных средств, овощи, фрукты. То есть, те темы, которые мы изучаем на занятиях.

Сейчас выпускается большое количество обучающих дисков, которые можно смело использовать в работе. Существующие обучающие программы для детей можно классифицировать следующим образом:

  1. игры для развития памяти, воображения, мышления и др.;
  2. «Говорящая» азбука с хорошей анимацией;
  3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков;
  4. игры-путешествия, «бродилки»;
  5. специализированные компьютерные программы по развитию речи.

Применение специализированных компьютерных программ в процессе коррекции речевых нарушений у школьников с нарушением интеллекта позволяет работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия.

Таким образом, применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи у школьников с нарушением интеллекта позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников.

Бибина Ольга Александровна,
учитель-логопед,
ГБС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»,
Республика Мордовия г. Саранск

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.11.2021 2021-11-14

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Южакова, М. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет / М. А. Южакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85443/ (дата обращения: 18.01.2022).

Ключевые слова : нарушения интеллекта, информационно-компьютерные технологии, ребенок с ограниченными возможностями.

В настоящее время значительный процент из общего числа детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития такого ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир [5].

Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире [1, c. 172].

В настоящее время в научном сообществе существуют определенные противоречия использования информационных технологий в образовательном процессе. На уровне общей науки: между специфичными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями информатизации образовательного пространства в современной России. На частно-научном уровне: между требованиями ФГОС школьного образования к организации образовательного процесса и недостатком системных методических разработок применения ИКТ в образовательном процессе, а также между условиями образовательных учреждений и нормативными требованиями к организации ИКТ. На конкретно-научном уровне: между требованиями к квалификации педагогов и реальной подготовкой специалистов [2, c. 45; 6]. Данные противоречия являются причиной возникновения проблем использования ИКТ в практике школьных образовательных организаций.

В настоящее время возникает необходимость разработки авторских, современных методик работы с данной категорией детей, адаптированных для российских условий в образовательных организациях. Ведь информационные технологии является интерактивным, мультимедийным средством обучения и воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями. Универсальность и современность данного метода позволяет применять информационные технологии в любых учебных заведениях и в различных областях знаний, что способствует формированию познавательного интереса и умственной работе учащихся. Заинтересованность и мотивация являются важнейшими факторами формирования личности ребенка, особенно в случае наличие у него каких-либо особенностей здоровья и развития.

Автором исследования разработана методика работы с учащимися старших классов, имеющими глубокую степень умственной отсталости.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий. Поэтому программа написана в формате обучающей познавательной игры, которая проводится с использованием компьютерных технологий.

Читайте также:
Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Особенности разработанной программы:

  1. Индивидуальное обучение в медленном темпе (1 упражнение — 1 и более уроков).
  2. Обучение с поэтапным проговариванием, запоминанием незнакомых слов, знакомством с понятиями.
  3. Дальнейшая наглядная демонстрация материала, практическая проработка упражнения, выполненного на экране компьютера.
  4. Постепенное сокращение помощи ребенку со стороны педагога.
  5. Постепенное повышение трудности заданий.
  6. Стимулирование познавательного интереса.

По итогам прохождения игры с использованием компьютерных технологий успешно справились с выполнением всех заданий три человека (50 %), не справились или частично справились с заданиями с заданиями — 3 человека (50 %).

Предполагаемые причины неуспешного прохождения задания: отсутствие мотивации обучающихся, нежелание выполнять задания, а также отсутствие технической оснащенности места проживания (нет возможности приобретения и установки компьютерной техники). Отсутствие навыков работы с персональным компьютером у ребенка или родителей также является причиной неуспешного выполнения программы.

В ходе реализации программы были сделаны следующие выводы. Дети с тяжелыми формами умственной отсталости нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, и информационно-компьютерные технологии являются подходящей методикой для включения детей в образовательный процесс, формирования интереса к занятиям и освоения бытовых навыков.

Компьютерные технологии позволяют прорабатывать формирование представлений об окружающем мире в индивидуальном темпе, использовать красочные и наглядные материалы, выбирать уровень сложности задания, а также многократно повторять упражнения, что является несомненным преимуществом и необходимостью при работе с детьми, имеющими особенности развития.

Кроме этого, образование и программа для лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью должны строиться с учетом их образовательных потребностей и возможностей, в свою очередь, ИКТ дают возможность выстраивать индивидуальную работу с необходимым количество повторений, отработки, наличием собственного темпа занятий. Также применение современных информационных технологий в процессе коррекции у школьников с нарушением интеллекта позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников, что позволяет достигать качественного положительного результата.

Таким образом, для формирования у детей, имеющих глубокую степень умственной отсталости, способностей к исследованию окружающего мира, требовалась разработка компьютерной игры, позволяющая в яркой, красочной и познавательной форме подготовить обучающихся к реальным действиям.

Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Ольга Митина
Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования их в своей профессиональной деятельности.

Процесс обучения дошкольника с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у него и педагога много сил. Постепенно у ребенка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Организация обучения таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольника на занятиях, и тогда педагог начинает изыскивать новые приемы, технологии. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить ИКТ, предназначенные для развития речи.

Самым веским доводом в пользу применения компьютера на занятиях вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Однако, используя на своих занятиях компьютер, необходимо помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению воспитателя и ребенка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.

Использование компьютерных заданий с систематизированным, иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяемым материалом, позволяет рационально использовать время занятия.

Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательно форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Применение компьютерных занятий – презентаций интересно большинству детей. Компьютерные презентации способны оживить занятие за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.

На занятиях с использованием компьютера большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамической смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.

Применение компьютерных технологий способствует индивидуализации обучения, обеспечению каждому учащемуся адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, дозированной помощи. Работа с компьютером на занятиях открывает перспективы роста возможностей социальной адаптации детей, их коммуникации.

Правильное использование компьютера приводит к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и воспитателем, ребенок начинает воспринимать его как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. Все это способствует формированию такой формы общения между ребенком и педагогом, которая необходима ему для обучения в школе.

Кроме того, применение ИКТ дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, что значительно повышает эффективность образовательного процесса и позитивно сказывается в дальнейшем на обучении воспитанников в школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том,что:

Использование компьютерных технологий является еще одним эффективным способом формирования правильной речи дошкольников и коррекции ее недостатков.

Читайте также:
Логопедическая квест-игра 'Заколдованный город'

• Последовательное включение ИКТ в образовательный процесс позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать специальное воздействие на преодоление недостатков речи и добиться позитивных результатов.

• ИКТ, наряду с традиционными методами обучения помогают лучше усвоить программный материал, стимулируют приобретение новых знаний; являются хорошим материалом для проведения диагностики, позволяют выявить пробелы в усвоении знаний; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального и речевого развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

• Правильное использование компьютера позволяет осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, приводит к повышению мотивации детей на занятиях с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и педагогом.

Игровая деятельность с применением компьютера очень интересна детям. Систематическое и последовательное использование ИКТ в процессе педагогического взаимодействия с детьми позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и является мощным стимулирующим средством для развития речи и личности ребенка.

«Мяч и ребенок». Использование приема игры с мячом в работе с детьми с недоразвитием речи Каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом очень популярны и встречаются почти у всех народов мира, они распространенные.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Использование интерактивной технологии «Кластер» в работе с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей с общим недоразвитием речи необходимы способы целенаправленного взаимодействия.

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда.

Использование LEGO — технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих различные речевые нарушения, за последнее время резко увеличилось. Это связано с ухудшением.

Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с речевыми нарушениями, которые отвечали бы.

Презентация «Использование шариков Марблс в работе с детьми имеющими нарушения речи» Шарики Марблс Шарики Марблс берут своё начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звёздную пыль,.

Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (Слайд 1) Работая с детьми, по коррекции нарушений в речи я столкнулась со многими проблемами. Особо меня затронула проблема связанная с.

Использование пословиц и поговорок при работе с детьми с нарушением речи В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные.

Использование квест-технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи Мастер – класс для педагогов. Тема: «Использование квест – технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………. 4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Гриханов.docx

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

Факультет специального образования

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

студентки 51 группы

5 курса специальности

Допущена к защите заочной формы

Заведующий кафедрой_________ ___________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол №______ от _______2014 г.

Защищена ___________ 2014 г. кандидат педагогических

с отметкой «______________» наук, доцент

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………………………… ………………4

    1. Компьютерные технологии……………………………………………. .4
    2. Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7

ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14

2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………… ……14

2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………… ………………28

3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27

3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30

3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………… ………………………….34

Актуальность темы исследования. В настоящее время трудно представить жизнь без компьютера, который стремительно завоевывает позиции не только в школьном обучении, но и в повседневной жизни. Использование компьютерных технологий в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью еще не носит систематического характера, но актуальность этой проблемы возрастает с каждым днём.

Читайте также:
Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука (ц) для детей с ОНР 3 ур.

Вопрос применения компьютерных технологий в обучающих и коррекционных целях до сих пор не получил широкой научной и методической разработки, обеспечивающей педагогов специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками реализации информационных технологий. Безусловно, грамотно разработанные программно-методические комплексы, учитывающие особенности развития детей с ограниченными возможностями, при правильном их применении помогли бы на качественно ином уровне решать многие проблемы специального образования.

Вместе с тем, постоянно растет и совершенствуется производство программной продукции, не ориентированной прицельно на коррекционное обучение. Но, как показывает практика, многие из этих программ при наличии творческой и методически грамотной адаптации можно использовать в специальной (коррекционной) школе.

Проблема обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в настоящее время очень актуальна. Нарушения и особенности развития психики у детей данной категории разнообразны, но основными симптомами выраженной степени умственной отсталости является медленный темп развития ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира, которая остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Способность к активному критическому рассматриванию и анализу содержания окружающего мира, учебного материала и т.д. вырабатывается у умственно отсталых детей с большим трудом. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Все это затрудняет формирование у детей данной категории представлений об окружающем мире.

Ребенок, как известно, рождается лишь с небольшим фондом безусловных врожденных рефлексов, у него постепенно формируется глазомер, увеличивается острота зрения, и т. д., иначе говоря, накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У ребенка с нормальным развитием этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей же с нарушением интеллекта ощущение и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Поэтому в процессе обучения таких детей педагогу становится необходимым активно использовать педагогический потенциал специальных коррекционных методов, приёмов и средств обучения.

Компьютерные технологии – современный и эффективный способ обучения и развития, который способствует развитию восприятия и ощущения, познавательной деятельности ребенка, побуждает его к активному пополнению знаний об окружающем мире.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не способен длительное время концентрировать свое внимание на содержание урока. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку тренировать в игровой, привлекательной для него форме, указанные свойства внимания, что позволит ему быть в дальнейшем более усидчивым и сосредоточенным на уроках. Обучающие игровые программы облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии задействуют не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование обучающих игровых программ позволяет формировать у умственно отсталого ребенка навыки коммуникации и самостоятельной деятельности, что является необходимым условием для дальнейшей социальной адаптации.

Объект исследования: процесс использования компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: особенности использования компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
  2. Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
  3. Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.
  4. Систематизация материала коррекционно-развивающих уроков (занятий) с использованием компьютерных технологий.

В качестве основного метода исследования в данной работе применяется анализ научно-методической литературы, а также обобщение научного материала.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Компьютерные технологии

Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» – искусство, мастерство, «логос» – наука, дословно – наука о мастерстве. Педагогов интересуют педагогические технологии – это научно обоснованная совокупность совместных действий учителя с учащимися, точное проектирование и реализация, которые в образовательном процессе гарантированно приводят к результату. Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования

В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема.

Данной проблемой занимались многие ученые и исследователи, которые внесли вклад в теорию и практику интенсивных педагогических технологий, комплексного применения средств обучения в области общего среднего образования (П.Р.Атутов, В.П.Беспалько, В.Г.Болтянский, Г.Г.Дрига, И.А.Дрижун, Л.С.Зазнобина, Т.В.Ильясова, Г.Д.Кириллова, В.С.Леднев, И.И.Мархель, Т.С.Назарова, Ю.О.Овакимян, Е.С.Полат, Л.П.Прессман, Н.А.Пугал, Д.И.Полтарак, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Шахмаев и др.).

Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий (от англ. multi – много и media – среда). Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования.

Компьютерное средство обучения – программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым [8;С.25].

Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения:

-создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, темп учебного процесса;

-более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (в адаптивных системах);

-возможность работать с моделями изучаемых объектов и процессов;

Читайте также:
Логопедическая работа с детьми раннего возраста в деятельности ЦИПР

-возможность взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

-возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, звукозаписей);

-возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

-возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;

-возможность поиска информации и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, поиск по ключевым словам);

-создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, “погружение” в виртуальную реальность.

Отрицательные стороны компьютерного обучения:

-необходимость иметь компьютер и обладать навыками работы на нем;

-сложность восприятия большого объема текстового материала с экрана;

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Как показывает практический опыт, применение информационно-коммуникационных технологий значительно расширяет возможности всестороннего развития ребенка, способствует успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей и, что очень актуально в раннем детстве – учит самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, эффективность работы логопеда. [1]

Наряду с этим применение развивающих игр наличие компьютера позволяет решать следующие коррекционные задачи:

1. Развитие и коррекция психических процессов – памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.

2. Повышение познавательной активности, формирование у детей способности к самоконтролю.

3. Активизация словаря.

4. Закрепление в памяти букв и цифр.

5. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

6. Развитие способностей общения с окружающими с помощью вымышленных героев, фигурирующих в играх. Компьютерные программы охватывают собой несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, закрепление в устной речи правильного использования грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных игр позволяет мне максимально использовать принцип дифференцированного подхода к обучению школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут, делает коррекционное занятие более комфортным и дает возможность согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличивать уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребенка.

Выбор и использование вспомогательных технологий в коммуникативных целях:

Критическое отношение к использованию компьютера высказали 17% опрошенных педагогов. С их точки зрения компьютер способствует развитию непродуктивного мышления, а именно:

использование компьютера в интерактивном режиме приведет к тому, что учащиеся станут, с одной стороны, наделять машину человеческими качествами, а с другой- уподоблять себя компьютеру;

компьютеризация- один из факторов дегуманизации обучения

Скептики в целом приветствуют идею компьютеризации. Призывают относиться к компьютеру вообще и обучающим программам, в частности, как к ординарному ТСО. При этом педагоги из данной группы рассуждали так:

применение компьютера может лишь частично положительно повлиять на процесс обучения, но кардинальных изменений в качество и эффективность коррекционно-речевой работы внести не сможет.

3 «Оптимисты», которых оказалось 53% от всех опрошенных, смотрят на компьютер как на средство, в корне меняющее систему коррекционного обучения. Их лозунг:

Компьютер-средство, открывающее учащимся новые возможности в рефлексии учебно-коррекционной деятельности, в познании самих себя, позволяющее принципиально иначе организовать учебный процесс. [2]

Основные факторы «отбора»мультимедийных программ для их использования в коррекционном обучении

1. ИКТ при коррекции речевых нарушений у детей до 12 лет должны использоваться тольков виде комплексов, включающих:

2. Соответствие большей части языковых или речевых заданий (не менее 2/3 программы) звуковому аналитико-синтетическому методу.

3. Наличие вариативной обратной связи (компьютер реагирует на качество выполнения задания в той или иной форме, например подбадривающих реплик- аудиореакция и подмигиванием персонажа- визуальная реакция).

4. Отсутствие лимита времени на выполнение заданий и возможность многократных повторов учебного действий.

6 . Возможность организации групповой работы – с распределением и выполнением детьми ролевых функций.

7. Предельная четкость и простота графики изображений, составляющих видеоряд программы; однотонность фона.

Устройства, способствующие развитию учебных и коммуникативных навыков

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от его содержания, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

Усвоение нового лексического или грамматического материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.

При проведении дикционных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения с помощью средства самоконтроля: анимированного комплекса артикуляционной гимнастики.

При проверке домашних работ: методика альтернативная, применяемая для самостоятельных работ.

При выполнении заданий творческого характера (написание изложений и сочинений): помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

– компьютерную программу “Игры для Тигры”,

– методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Основные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры”:

– системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития,

– игровая форма обучения,

– полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов,

– дифференцированный подход к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки,

– объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные, создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Читайте также:
Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры”.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

Специализированная логопедическая программа “Солнечный замок” адресована так же прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования. В компьютерной логопедической программе “Солнечный замок” реализованы следующие принципы:

-принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над результатами деятельности ребенка;

-принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха; формирование фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; тонкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, специальной клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; памяти;

-принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа “Солнечный замок” предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно – образовательной программой;

-принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе “Солнечный замок” результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, или звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями (молодец, правильно, попробуй еще) или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).

На занятиях по коррекции звукопроизношения наряду с традиционным дидактическим материалом, мы успешно используем диск «Альбом по автоматизации звуков».

Хочется отметить достоинства:

Простота изложения материала в традиционной для логопедии и фонетической системы русского языка последовательности – свистящие, шипящие, сонорные.

Отсутствие шумовых отвлекающих моментов;

Доступность использования диска специалистами, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях;

Вариативность используемого материала;

Новизна способа подачи информации;

Приятный графический интерфейс, что способствует повышению внимания к занятию и удерживанию концентрации на протяжении всего занятия;

Компактность изложенного материала. [3]

Устройства, предназначенные для повышения коррекционного эффекта деятельности логопеда.

1. ПРОГРАММА-ТРЕНАЖЕР «BreathMaker»(Бриз-мейкер) («творец дыхания, или тот, кто вдохновляет»)- для формирования и отработки навыка плавной беззапиночной речи при заикании.

2. Речевой коммуникатор (тренажер) «ГОУ ТОК» представляет собой компактное устройство со сменными карточками с изображениями и встроенным диктофоном. Производителем (компания «Эттейнмент», США) поставляется серия речевых тренажеров от карманного до настольного форматов. Наименование тренажера можно перевести как «начинаем говорить», произносится и далее упоминается как «ГоуТок».

Речевой тренажер предназначен для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно.

3. Логопедический тренажер «ДЭЛЬФА 142» Компьютерные помощники (логопедические тренажеры) «Дэльфа» применяются в образовании детей с 1992 года. Для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте их используют логопеды и дефектологи ДОУ, специальных (коррекционных) школ, педагоги лечебных учреждений, учителя начальных классов массовых школ, родители детей с речевыми нарушениями:

Формирование связного высказывания. Набор текстов семи уровней сложности: от простого короткого повествовательного текста (1-й уровень) до больших текстов со сложными речевыми конструкциями и скрытым смыслом (6 уровень), а также текстов в научно-популярном стиле (7 уровень)‏

Рассказ по картине.Используются картины русских художников-классиков, различные по жанровым характеристикам и эмоциональному фону. Первичное восприятие картин ответы на вопросы по картине лексическая работа повторное восприятие картины самостоятельный рассказ по картине

4 Кроме того, наиболее творческие логопеды широко используют возможности операционной системы ««Windows». [4]

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта

Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Информационно-компьютерные технологи-это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)-совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены.

Работая учителем-дефектологом с детьми с нарушением интеллекта, планирую и организую свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Как известно, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно- развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы: быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.

Читайте также:
Логопедическое занятие в 1 классе 'Путешествие Буратино по стране звуков'

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности.

Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное мышление, воображение. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у детей дошкольного возраста один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи обучающего материала.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Стараюсь вводить компьютер в коррекционно-образовательный процесс через игру. Организуя коррекционно-образовательный процесс знакомлю детей с компьютером в игровой форме. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребёнка дошкольного возраста компьютера, как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к значительному повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

– позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

– проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения за счет разноуровнего типа заданий;

– ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

– эффективность обеспечивает усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;

– увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность быстрой оценки деятельности;

– открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска;

– компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, а также дети с расстройством психологического развития. При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний у большинства детей наблюдаются сходные проблемы:

– неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих;

– сниженный запас сведений и представлений об окружающем: затруднения познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, отсутствие потребности в познании и общении;

– различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития, дизартрия, алалия);

– нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;

– нарушение мышечного тонуса, движений (невозможность произвольных движений, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации движений;

– низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения;

– повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность, изменчивость настроения, слабость волевых усилий и мотивации.

При осуществлении коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств для достижение максимального результата в развитии. Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом. Для этого как нельзя лучше подходят информационно-компьютерные средства обучения, позволяющие воспринимать информацию на качественно новом уровне. Считаю, что использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушением интеллекта. Так, например, учебный материал подбираю разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Важно методически правильно проводить обучение, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью демонстрируемые слайды и свои действия. Индивидуальное занятие с использованием компьютера, несомненно, всячески облегчает работу учителя-дефектолога. При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

Читайте также:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

В работе с детьми мною были определены следующие направления использования ИКТ, которые знакомят дошкольников с социальным миром, дают элементарные математические представления, развивают речь, и доступны для работы с детьми с нарушением интеллекта-это создание собственных мультимедийных продуктов, презентаций, использование Интернет-ресурсов, использование готовых обучающих программ и компьютерных игр. Для реализации данных направлений использую разнообразное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, планшет, принтер, магнитофон, видео- и фотокамеру.

Мною разработана система коррекционных занятий с детьми с нарушением интеллекта с использованием ИКТ, основанная на возрастных особенностях детей и лексических темах программного содержания специального дошкольного учреждения. Непосредственно образовательная деятельность с использованием просмотра презентаций по лексическим темам позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему мною созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти («Чего не стало? «Что изменилось?»), наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключения, сериация и т.д.). Сюда же включены упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки. Несомненно, систематически соблюдаю элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером в соответствии с требованиями СанПиНа и использую здоровьесберегающие технологии.

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет использовать двуполушарный подход к обучению (когда словесные методы сочетаются со зрительными); задействовать визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты) и аудиальный (звуковые файлы-дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Коррекционно-развивающую работу с использованием ИКТ строю по нескольким направлениям:

– коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей, мелкой моторики рук);

– занятия по социальному развитию;

– занятия по формированию математических представлений;

– занятия по развитию речи (работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков; формирование лексико-грамматических категорий: словообразование, словоизменение; развитие связной речи);

– работа над развитием и коррекции познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

– сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

Известно, что для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного интереса к учению, перед учителем-дефектологом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал предлагаемый детям должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у умственно отсталых дошкольников мотивацию к учебному процессу. Все это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышает качество обучения. Как показывает практика использование компьютера в коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Хочу подробнее остановиться на аспектах этого влияния:

1. Занятия детей на компьютере важны не только для интеллектуального развития, но и для формирования хороших моторных навыков. В любых играх, от самых простых до сложных, дети должны уметь управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости.

2. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети с ОВЗ, в частности дети с умственной отсталостью, обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

3. Компьютерные упражнения и игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Это воспитывает волевые качества, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

4.Занятия на компьютере могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире.

Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы коррекционного обучения является интерактивность, благодаря которой дети с ОВЗ могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:

Читайте также:
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми среднего дошкольного возраста

– у большинства воспитанников повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;

– полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

– у большинства воспитанников прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей.

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Использование средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, учителя-дефектологи, должны идти в ногу со временем, стать для «особого» ребенка проводниками в мир новых технологий.

1. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.

2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.

3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.

4. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.

5. Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.

7. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75), с.86-89.

8. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.

9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, ЗАО «МЦФЭР», 2012, №8, с.4-8, 19-22.

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Содержимое публикации

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

обес­печение психологического комфорта на занятиях;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

формирование личности ребёнка в целом;

повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– просодические компоненты речи;

– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

– лексико-грамматические средства языка;

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация звуков З’-С’

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

знакомство детей с компьютерными программами;

преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

компьютерные логопедические тренажёры;

приключенческие квесты и обучающие игры;

книги, учебники и энциклопедии;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

Программа должна иметь указание на возраст ребенка

Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

Программа должна быть на русском языке

Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

Чередование разных компьютерных игр.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

ИКТ для логопеда:

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

Развивать фонематические процессы

Развивать мелкую моторику

Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

Использование современного компьютерного оборудования

2. Интерактивные доски

4. Логотренажер Комфорт Лого

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

Формирование зрительно-пространственных отношений.

Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Разделы деятельности учителя-логопеда

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: