Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе
методическая разработка по логопедии на тему

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_multimediynyh_prezentaciy_v_logopedicheskoy_rabote.docx 15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  2. компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  3. это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
  4. компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  1. Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  2. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  3. Усиливает воздействие выступления

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Например: отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки «Отгадай по первому звуку», речевые игры «Сравни слова», «Назови слово правильно», и т.п. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями.

Заключительная часть занятия может стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер.

На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений).

Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

В медиатеке логопеда могут быть собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных презентаций в логопедической работе

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ “Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда”

Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучаю­щая книжка с реалистичными картинками, озвучен.

Консультация для воспитателей по теме “Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей”

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, .

Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях

Что такое мультимедийная презентация? Как и с какой целью можно использовать презентацию на логопедическом занятии.

Использование электронных презентаций в логопедической работе

использование электронных презентаций в логопедической работе.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого разви­тия. Одно из актуальных направлений внедрения информа­ционных технологий в работу .

Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Нет смысла отрицать необходимость
компьютеров, она от этого не исчезнет.

Информационные технологии стремительно входят во все сферы жизни, не остались в стороне и дошкольные учреждения. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике.

В данный момент в логопедической работе недостаточно использование пособий на бумажном носителе. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и презентации.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.
2. Развитие познавательной активности ребёнка.
3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.
4. Повышение мотивационной составляющей.
5. Формирование учебной деятельности.
6. Доступность изложения материала.
7. Наглядность и красочность подачи материала.

Презентации – это авторские медиапродукты, которые могут создаваться по всем разделам коррекционной работы, например (презентации прилагаются):

1. «Поём гласные» — работа над развитием дыхания и голоса. В данной работе идёт отработка высоты голоса при произношении гласных, продолжительности и плавности выдоха, а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук, привязанной к повторению изученных букв.

2. «Домашние животные» — работа по развитию мелкой мускулатуры рук. Упражнения сопровождаются стихотворными текстами небольшого объёма, т.е. идёт работа над автоматизацией звукопроизношения в текстах. Повторение по лексической теме «Домашние животные».

3. «Осень. Дождь» — работа по лексической теме «Осень», расширение, уточнение словаря по теме за счёт использования эпитетов к существительным, составление предложений, показ красоты осеннего пейзажа.

4. «Работа с текстом» — автоматизация звуков Р, РЬ, составление рассказа с опорой на серию предметных картинок.

Использование презентаций даёт возможность с одной стороны индивидуализировать работу с ребёнком, с другой ввести его в коллективную деятельность. Сейчас в массовых детских садах всё чаще встречаются дети с тяжёлой речевой патологией (особенно в небольших населённых пунктах, где нет специализированных детских садов), но, тем не менее, отсутствие речи в среднем дошкольном возрасте или ТНР не носят массового характера. В этом случае вводим в индивидуальную НОД собственные компьютерные разработки, рассчитанные на исправление патологии конкретного ребёнка.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения.

Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа).

Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка.

Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой в детском саду следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10:

– 6.9. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости (указаны нормативы к правильности использования проекционного экрана);

– 12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Строгое соблюдение данных правил дают возможность безопасного использования компьютерной техники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Где может использоваться презентационный материал:

– на непосредственно образовательной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная):
– в ходе проведения артикуляционной гимнастики в утренний отрезок времени;
– при проведении кружковой работы, проводимой учителем – логопедом.

Если вы ещё не заинтересовались данными приёмами работы, попробуйте и вы увидите результат раньше, чем планировали. Вы увидите интерес в глазах малышей и то рвение, с которым они примутся за работу. Не забывайте, что кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

Лутова Елена Юрьевна,
учитель — логопед,
МКДОУ Детский сад №4,
г. Туринск, Свердловская обл.

Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладлена Харлашкина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна.” — Транскрипт:

1 Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна Ура! Я научусь правильно И красиво говорить!

2 Актуальность Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Как отмечают многие авторы (Н. Ф. Тарловская, 3. А. Репина,. Л. С. Новоселова, Г. П. Петку и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей.

3 Компьютерные технологии и дети Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Ведь ребенок мечтает действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам.

4 О речи старших дошкольников Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования, 3. А. Репиной, Л. Р. Лизуновой посвященные проблеме изучения развития речи детей показывают, что: зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной; у дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков; ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при обучении в школе.

5 Стремление к новому Работая на логопункте, в детском саду, решила изучить вопрос об интеграции компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы с детьми логопатами. Изучила специальную литературу и опыт коллег, опубликованный в профессиональных журналах по данному вопросу.

6 Целью применения компьютерных технологий в ДОУ является расширение возможностей способствующих развитию речи, повышению качества подготовки детей к обучению в школе, содействию освоения детьми элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

7 Ведущей задачей предстоящей работы было определение объема и содержания коррекционного воздействия с помощью компьютерных технологий, интегрируемых в систему общей стандартной коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями (наличием определенных знаний, умений, зоны ближайшего развития) и потребностями в восстановлении и развитии функций речевой деятельности каждого ребенка.

8 Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно: Исправление неправильного звукопроизношения Просодика Связная речь Лексико – грамматический строй речи Мелкая моторика

9 Для себя сделала вывод, что, основным мотивом участия ребенка в обучающих компьютерных играх должен быть, прежде всего, интерес, удовольствие и радость, т.е. получение положительных эмоций.

10 Работа по использованию компьютерных технологий, игр и программ строилась комплексно и поэтапно. I – этап подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы. II – этап включал в себя овладение способом управления программой. III – этап – это достижение результата ребенка за компьютером. Занятия условно делила на 3 части 1 часть – шло погружение ребенка в сюжет занятия; 2 часть – основная. 3 часть – заключительная, релаксационная. Которая необходима для снятия зрительного напряжения (проводилась гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений Продолжительность каждой части занятия: 1 этап – 5-7 минут, 2 этап – 10 минут, 3 этап минуты.

11 Формы работы Компьютерные технологии использую на: фронтальных; подгрупповых; индивидуальных занятиях, (фрагментарно), в сочетании с традиционными методами соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических норм. Образовательная деятельность построена на игровых методах и приемах. Использую компьютер и в диагностических целях, что позволяет детям в интересной, доступной форме показать знания, решить поставленные педагогом задачи.

12 Работа с родителями Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации служит стимуляцией активности родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Так, с этой целью проводились : беседы, консультации, рекомендации по использованию развивающих игр и программ, разучиванию, проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию компьютерных игр в речевом развитии детей дома. И что самое главное родители стали приобретать для детей игры обучающего характера.

13 О компьютерных играх и программах Наличие компьютера в кабинете логопеда позволяет использовать в работе с детьми разные специализированные коррекционные программы, обучающие и развивающие игры, например:

14 Программа «Игры для Тигры». Эта программа имеет несколько уровней сложности. Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по Стране Звуков и Слов, знакомятся с домиком Веселого Язычка, выполняют разные задания и учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты. Особенности программы: Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития. Игровая форма обучения. Интерактивность. Дифференцированный подход к обучению. Объективность.

15 Компьютерная развивающая игра «Веселая Азбука» Компьютерная развивающая игра «Веселая Азбука» – обучающая игра для самых маленьких, в которой папа Заяц подарил Зайчонку первую книгу – Веселую Азбуку, но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Помогая выполнять Зайчонку интересные задания, ребенок знакомится со звуками и буквами, учится определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учится читать.

16 Игра «Домовёнок БУ в мире слов» Вместе с домовенком малыш: – выучит скороговорки и пословицы; – узнает значение фразеологизмов; – подберет однокоренные слова; – вспомнит фразы этикета; – научится составлять кроссворды; – познакомится с правилами словообразования; – поиграет в рифмы; – познакомится с понятиями синоним и антоним.

17 Учебно-образовательный комплекс игр «Баба-Яга учится читать». Включает в себя игры, которые позволяют: развивать слуховое внимание, чувство рифмы; совершенствовать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; запоминать правильное графическое написание каждой буквы; разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии (в том числе и оптической) и дислексии.

18 Игра «Гарфилд. Учим буквы и слова» Особенности игры: программа специально разработана для детей дошкольного возраста 15 веселых развивающих заданий дает понятие об алфавите, структуре слова знакомит с основами фонетического звучания слов великолепная мультипликационная графика озвучена профессиональными актерами Дети познакомятся с алфавитом, научатся узнавать звучание букв в словах, ассоциировать названия предметов с их письменным вариантом. Кроме того, в непринужденной игровой форме развиваются память и концентрация, логическое мышление, и сообразительность.

19 Кроме выше перечисленных возможностей компьютерные технологии позволяют: готовить свои учебные игровые программы в форме презентации, каждый слайд которой может использоваться как отдельное учебно- коррекционное пособие на фронтальных и индивидуальных занятиях. проецировать на монитор различные необходимые логопеду для коррекционной работы картинки, иллюстрации, фотографии; готовить к занятиям карточки с наглядным материалом;

20 Для себя сделала выводы Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним; компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; это отличное средство поддержания задач обучения, т.к. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения; компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

21 Высокий – нетВысокий – 63% Средний – 59%Средний – 25% Низкий – 41%Низкий – 12% Сравнительный анализ мониторинга речевых знаний и умений детей

22 В заключение… Из всего выше изложенного делаю вывод, что использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха ребёнка. Но необходимо помнить, что, компьютер это не волшебная палочка которая за один час игры перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Островок правильной речи

Сайт учителя-логопеда МАДОУ МО г. Нягань

“Детский сад № 10 “ДУБРАВУШКА”

Старостиной Татьяны Васильевны

  • Информация логопеда


    • О себе
      • История создаия сайта
      • Контакты
    • Документация
    • Кабинет логопеда
      • Ресурсы и дидактическое оснащение
    • Образовательная деятельность
    • Инструментарий учителя-логопеда
      • Экспресс диагностики
    • ЛОГОРИТМИКА
    • Проектная деятельность
    • Самообразование
    • Методическая копилка
      • Мастер классы
      • Консультации для педагогов
      • Конспекты занятий
      • Авторы современных логопедических технологий и их пособия
    • Портфолио
      • Мои достижения
      • Участия в вебинарах
        • Вебинары полтала “Мерсибо”
      • Благодарсвенные письма за подготовку детей
    • Достижения воспитанников
    • Достижения ДОУ при взаимодействии с коллегами
    • Результаты профессиональной деятельности
    • Игротека для всех
    • Полезные ссылки

    САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью

    повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.

    – повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

    – организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели;

    – разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя – логопеда;

    – оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;

    – организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;

    – транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;

    – разработать методические материалы для педагогов, родителей.

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    • Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

    • Участие в профессиональных конкурсах;

    • Участие в вебинарах.

    В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

    • Выступление на собраниях

    • Участие в творческих конкурсах детей

    • Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

    РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

    При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

    Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

    Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

    В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

    Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

    За первый год была проведена следующая работа:

    · проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

    · разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

    · разработан план работы по реализации проекта;

    · определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

    · разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

    · составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

    · проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

    · проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

    В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символов в работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

    Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

    1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

    2 блок – игры на определение направления звучания.

    3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

    4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

    5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

    6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

    7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

    Основными методами развития слухового восприятия стали:

    · Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

    · Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

    · Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

    Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

    В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

    Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями

    Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

    Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

    Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля.

    Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” было указано: “Особое внимание быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья”. В связи с этим возможность комплектации компьютера с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными остями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

    Из собственного опыта хочется отметить, что использование информационных технологий на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда.

    Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

    На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

    На логопедических занятиях я активно использую презентации-игры. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

    Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

    Авторские презентации можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

    Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

    Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

    Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

    Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

    Мною были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи: “В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “Поиски пиратских сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Имя существительное”, “Исправь ошибки”, серия “Учим азбуку”, “Весенняя прогулка” др.

    Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

    Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

    Хочется отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. А сочетание на одном занятии информационных технологий с элементами психогимнастики, сказкотерапией, пескотерапией, водотерапией значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

    Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимуществом компьютерных средств обучения является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

    На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, хромотерапии, элементы психогимнастики. При составлении таких презентаций необходимо учитывать то, что все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии игры.

    Песочная терапия – одна из форм сказкотерапии. Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир, параллельно расширяется словарный запас ребенка.

    Использование приемов музыкотерапии на вводном, заключительном этапе занятия способствует максимально комфортному “погружению” в рабочую ситуацию и “выходу” из нее. Эффективно проведение динамических пауз и зрительной гимнастики под музыку. (Музыка должна соответствовать сказочному сюжету.)

    Таким образом, применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

    В качестве примера представляю конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе.

    Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Игра – путешествие “Поиски пиратских сокровищ”. Грамматическая тема: Имя существительное.

    Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

    Образовательные: Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме. Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста. Учить определять род имен существительных.

    Коррекционные: Развивать зрительно-пространственное восприятие, представление. Развивать зрительный гнозис и мнезис. Развивать фонематический анализ и синтез. Активизировать словарь по лексической теме занятия: “Поиски пиратских сокровищ”. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать навык самоконтроля.

    Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

    Воспитывать вежливое отношение к товарищу. Прививать любовь к путешествиям.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация “Поиски пиратских сокровищ”, контейнеры для индивидуальной работы с песком, таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово “знания”, светильник “Пламя”, массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты).

    Содержание занятия

    I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)

    1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

    Логопед дает указание учащимся:

    – Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей.

    2.Сообщение логопедической темы. (Слайд 2)

    – Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 3)

    – Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.

    – Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? Тогда в путь. (Слайд 3)

    – Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Первое задание.

    3.Уточнение связи звука и буквы. (Слайд 4-5)

    – Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.

    – Дайте характеристику звуку |п , |. Какая строчная буква обозначает этот звук?

    – Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук?

    – Какие буквы сегодня будем различать? Запишите тему урока.

    А). Зрительный гнозис букв. (Слайд 6-7)

    • Сравнение букв п – т по начертанию.

    Из каких элементов состоит каждая буква? Какие элементы одинаковые?

    Каким элементом отличаются?

    • Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
    • Написание букв на песке. Игра “Кто самый внимательный?”
    • Обвести буквы по контуру. “Корабль на волнах”.
    • Условное обозначение букв.

    – Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.

    II. Основная часть. (Слайд 8-9)

    1) Дифференциация букв п-т на уровне слова.

    – Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия.

    Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?

    – Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.

    3) Динамическая пауза. (Слайд 10)

    (Может выполняться на массажных ковриках под музыку.)

    Игра “Море волнуется”.

    Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу

    (“Морская фигура на месте замри!”) ребята должны максимально точно показать фигуры морских обитателей: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.

    4) Зрительная гимнастика под музыку. (Слайд 11)

    – Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты. Якорь на том канате, на котором нет узла.

    5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. (Слайд 12-13)

    – После такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.

    – Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета. (Бутылка)

    – В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.

    Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.

    (Дифференцированное по сложности задание)

    А) Составить предложение, распутав паутинку.
    Б) Составить предложение по координатам слов
    В) Составить предложение по подсказке-цвету
    Г) Составить предложение по подсказке-рисунку.

    – Подчеркните в предложениях главные члены*.

    – Вы получаете третью часть карты.

    6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. (Слайд 14-15)

    – Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку.

    – Вы догадались, в каком порядке следуют предложения?

    – У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.

    А) Пиратский корабль на остров плывет.
    Б) На острове старая пальма растет.
    В) Под пальмой письмо пират написал.
    Г) Пират попугай то письмо передал.

    – Попугай передает нам письмо Старого пирата. Пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.

    Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр.

    Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.

    – Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.

    7) Развитие высших психических функций.

    Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник “Пламя” (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.

    – Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – “Морской бой”. Сыграем. (Графический диктант)

    – Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? Наш сундук первый. А в нем монеты. Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? (Слайд 16-18)

    III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

    Организованное окончание урока.

    – Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата.

    ИКТ в работе логопеда

    В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.

    Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.

    В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

    Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

    Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

    Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

    Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

    • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
    • Активизация познавательной деятельности детей.
    • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
    • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
    • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
    • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

    В чем преимущества использования ИКТ?

    Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

    Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

    Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

    Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

    Какие требования есть при использовании ИКТ

    Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

    Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

    • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
    • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
    • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

    Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

    Основные направления деятельности при использовании ИКТ

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

    Работа с детьми предполагает:

    • Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.), использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.
    • Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
    • Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

    Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

    Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

    В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

    • сохранение необходимой информации;
    • построение графиков и диаграмм;
    • оформление документации и стендовой информации;
    • с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
    • полноценный обмен информации с коллегами;
    • участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.

    Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.

    Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

    Лилия Хизбуллина
    Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

    Проблема изучения особенностей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста является актуальной. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Исследованиями моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами занимались: Архипова Е. Ф., О. В. Правдина, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Р. И. Мартынова.

    В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

    Таким образом, следует рассмотреть определение «речь».

    Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы.

    М. М Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.

    У дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами наиболее ярко проявляется недостаточность общей моторики при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. [55]

    Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. [8]

    Также у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Это выражается в: паретичности, спастичности, гиперкинезах, апраксии, девиации, гиперселивации.

    Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

    Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. [9]

    Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

    Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

    Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

    Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. [10]

    Исследование неврологического статуса детей со стёртой дизартрией выявляет определённые отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно односторонне, гемисиндрома.

    Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская)

    В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъёме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воздуха. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Существенно при минимальных дизартрических расстройствах страдает голос. [29]

    Также у рассматриваемой категории детей отмечается нарушение нервно-психических функций (внимания, памяти, мышления, задержка темпа психического развития наиболее типична для стёртой дизартрии).[32]

    Лопатина (1986) представила три группы детей со стёртой дизартрией.

    Критериями дифференциации служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Общим для всех является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков.

    Первая группа – нарушение звукопроизношения (искажения и отсутствия звука). Качество и объём активного и пассивного словаря соответствует возрастной норме. Если рассматривать первую группу детей со стёртой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации (Р. Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).

    Вторая группа – нарушение звукопроизношения носит характер множественных замен. Активный и пассивный словари отстают от возрастной нормы. Возникают сложности при согласовании имён существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. По психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной эти дети относятся к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).

    Третья группа – экспрессивная речь у этой группы детей сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Отмечаются множественные замены, искажения, отсутствия звуков. Активный и пассивный словари значительно отстают от возрастных нормативов. Дети пугливы, избегают трудностей.

    Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. У них отмечается нарушения сна, аппетита. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

    Таким образом, моторная сфера детей с минимальными дизартрическими расстройствами имеет характерные особенности, проявляющиеся замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Все двигательные патологические симптомы при данном речевом нарушении проявляются в нерезко выраженной форме. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями. У детей изучаемой категории недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений. Также у них выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном, отделе периферического речевого аппарата.

    1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст] /Е. Ф. Архипова. – М. ,2006. с. 8-55

    2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. —М. : АСТ: Астрель, с. 7-32

    Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

    Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

    Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

    Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка “Психологические особенности детей старшего возраста” К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

    Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

    Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

    Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

    Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

    Читайте также:
    Звук и буква Ц - конспект
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: