Применение игровых технологий в работе логопеда

Игровые технологии в работе учителя-логопеда Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмайлова Елена Сергеевна, Шишкова Светлана Александровна

Правильно подобранные и организованные игровые технологии в работе учителя-логопеда колоссально помогают достичь положительного результата в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмайлова Елена Сергеевна, Шишкова Светлана Александровна

PLAYING TECHNOLOGIES IN-PROCESS TEACHER-THERAPIST

Correctly chosen and organized playing technologies in an educational process of a teacher-therapist hugely help to attain a positive result in correction-developing work with the children of preschool age with seriously damaged speech

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в работе учителя-логопеда»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Исмайлова Елена Сергеевна.

Россия, г. Курск, МБДОУ детский сад № 15, учитель-логопед, palagina.lena2011 @yandex.ru

Шишкова Светлана Александровна.

Россия, г. Курск, МБДОУ детский сад № 15, учитель-логопед, palagina.lena2011 @yandex.ru

Аннотация. Правильно подобранные и организованные игровые технологии в работе учителя-логопеда колоссально помогают достичь положительного результата в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Ключевые слова: игровые технологии, дети дошкольного возраста, коррекционно-развивающая работа, предметно-развивающая среда.

PLAYING TECHNOLOGIES IN-PROCESS TEACHER-THERAPIST

Ismaylova Helen Sergey.

Russia, Kursk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment is the «Child’s garden of the combined kindergarten № 15», speech teacher-therapist,

Shishkova Svetlana Alexander.

Russia, Kursk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment is the «Child’s garden of the combined kindergarten № 15», speech teacher-therapist.

Abstract. Correctly chosen and organized playing technologies in an educational process of a teacher-therapist hugely help to attain a positive result in correction-developing work with the children of preschool age with seriously damaged speech.

Keywords: playing technologies, children of preschool age, correction-developing work, subject-developing environment.

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации [1]. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. И задача логопеда не только скорректировать имеющееся у ребенка нарушение речи, но и заинтересовать его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе становления красивого и правильного произноения.

Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова в своей работе обращают внимание на высказывание Е.И. Селиверстова об игре не только как о ведущем виде деятельности ребенка дошкольного возраста, но и как одной из важных и характерных закономерностей детского развития [3]. Это говорит о том, что для

дошкольников с речевыми нарушениями игровые приемы являются фундаментом речевого и познавательного развития. Т.А. Куликова, ссылаясь на исследования известных ученых В.А. Горбачевой, А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконина подтверждает факт более быстрых и прочных новых качеств развития у ребенка в процессе игры, нежели при использовании только дидактических методов воспитания [2].

Сегодня «игровые технологии» прочно вошли в дошкольное образовательное пространство. По мнению Г.К. Селевко, понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые объединены общим содержанием, сюжетом, персонажем. Особенности выбора игровой технологии связаны и обусловлены использованием строго игровой мотивацией, в отличие от учебной, в которой основное направление -это выполнение учебной деятельности, решение учебных задач.

Целью использования игровых технологий в логопедической практике является повышение у детей с речевыми нарушениями мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно-развивающей работы. Как следствие задачи коррекционно-развивающего процесса обусловлены на решение заинтересованности детей, развития любознательности, интереса, а главное помощь сформировать самоконтроль и саморегуляцию.

А для этого, чтобы занятия проходили не скучно, а представляли интересную игру, была организована специальная предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Погружение ребенка в мир сказочной увлекательной игры осуществляется прямо с его порога кабинета, где под сенью дуба, вместе с Ученым котом, гораздо веселее и интереснее выполнять задания учителя-логопеда. Многократные повторения одного и того же материала уже не являются такими утомительными. Ведь в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. С помощью магнитной доски, стилизованной под избушку на курьих ножках, ребенку преподносится необходимый речевой материал, заинтересовав его, что помогает вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.

На логопедических занятиях используются следующие игровые технологии логопедической направленности:

– на развитие артикуляционного аппарата;

– на выработку плавной направленной воздушной струи;

– на автоматизацию изолированного звука; совершенствование слоговой структуры слов;

– на закрепление звука в словах и предложениях;

– на дифференциацию звука в словах и предложениях;

– на совершенствования связной речи.

Опишем более подробно некоторые их них. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении логопедической работы по

автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь длительная и кропотливая работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Учителя-логопеды практики неоднократно сталкиваются и знают, как не просто детей заставить делать артикуляционные упражнения, которые даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его, снизить нагрузку, используются следующие приемы:

– демонстрация правильного выполнения упражнения с помощью игрушки Лягушки-говорушки;

– рассказывание сказки о Веселом Язычке;

– практическая деятельность с карточками артикуляционных упражнений на определенный звук;

– выполнение артикуляционной гимнастики с опорой на кубики, на сторонах которых изображения предметов-символов.

Мы обратили внимание, что включение игровых технологий на занятиях для автоматизации изолированного звука с использованием тематических игрушек, элементов костюмирования, сюрпризных моментов создавали мотивацию, повышали у детей познавательную активность, внимание, усидчивость. Так, например, ушки тигра позволяли ребенку почувствовать себя хищником и лучше рычать, а усики пчелки – жужжать, самолетик -произносить лллл, извилистая змея – лучше шипеть. Для этой же цели служит и многофункциональная магнитная игра «Речевой калейдоскоп». Ребенок помогает добраться персонажу до дома по «дорожкам», при этом автоматизируя определенный звук: комарик – зззз, поезд – чччч и т. д.

Читайте также:
Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

По преодолению нарушений в развитии слоговой структуры, активизации словаря помогают игрушки из киндер-сюрприза в играх в «Магазин», «День рождение у Буратино», «Что какого цвета», «Собери букет».

По каждому направлению работы с детьми подобраны специальные дидактические игры для решения узкой целенаправленной коррекционной задачи: закрепление звука в слогах, словах, предложениях. Среди самых любимых детьми игр можно выделить следующие: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек», которые направлены и решают задачи развития психологической базы речи.

В заключении еще раз хочется отметить, что игра – главное средство воздействия на ребенка, ведущая часть в общей системе воспитания дошкольника. Проводимая с коррекционной целью, игра всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, только в этом случае коррекционное воздействие будет осуществлено намного эффективнее и успешнее.

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. Москва: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2002. – 232 с.

3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. Москва: Просвещение, 2009. – 160 с.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5):

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6):

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7):

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7):

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9):

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

Читайте также:
Паспорт кабинета логопедии

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11): «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12): игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры,игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13): «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое – неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14): «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15): «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16): «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17): «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18): «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использоватьтакже следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Сведения об авторах: учитель-логопед; Митяшина Юлия Владимировна, учитель-логопед.

Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №582, (г. Екатеринбург).

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы обосновывается использованием игровых развивающих логопедических пособий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материалы статьи могут быть полезными для учителей-логопедов, учителей – дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп, родителей.

«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Детей утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации звука.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Использование игровых технологий при обучении дошкольников происходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства,

– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.

Предмет исследования: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.

Цель: формирование положительной мотивации к обучению у детей в системе логопедической работы средствами игровых технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.

Читайте также:
Дополнительная образовательная программа 'Звукомир'

Свобода движения свойство, присущее всему живому, одно из главных условий жизни. Именно в движении ребенок совершает поразительные успехи, завоевывая новое пространство и расширяя поле своей деятельности.

Когда во время занятия мы фиксируем ребенка на стуле, то полагаем, что таким образом мы сможем передать ему намного больше знаний. Но, если ребенку на занятии неинтересно, следует поменять стратегию. Ведь обучаясь в движении дети более осознанно выполняют упражнения и им легче формулировать ответ на поставленный вопрос.

Игровая технология «Веселая артикуляционная гимнастика»

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики необходимое условие для коррекции нарушений речевого развития. Часто этот процесс становиться утомительным, рутинным. Использование технологии «Веселая артикуляционная гимнастика» вовлекает детей в игру, при этом решает свою непосредственную задачу: улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата, увеличение объема и силы движений, а также выработке точности и дифференцированности артикуляционных поз.

Самый интересный и эффективный дидактический материал- логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Это может быть муляж языка, который дети могут потрогать, придать ему нужную артикуляционную позу, а затем самостоятельно повторить. Также возможно использование специальных кукол для артикуляционной гимнастики. Педагог рассказывает детям артикуляционную сказку, подкрепляя ее действиями куклой. Дети увлекаются игрой, но при этом логопед решает свои непосредственные задачи.

Данный метод прост и доступен в использовании.

Игровая технология «Напольные дидактические игры» позволяет решать следующие задачи:

– учитывать индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями и продуктивно организовать работу по автоматизации звуков и развитию грамматического и лексического строя речи; темпо-ритмической стороны речи, фонематического слуха;

– развивать активность и самостоятельность детей;

– снять мышечное напряжение и быструю утомляемость детей;

– запоминать новую информацию, ориентироваться в необычных ситуациях.

Варианты речевых упражнений:

– четко и правильно назвать слово с автоматизируемым звуком;

– определить место автоматизируемого звука в слове;

– сливать звук с гласными, образовывать прямые и обратные слоги;

– согласовывать существительное с местоимением и числительным;

– образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного;

– склонение имени существительного по падежам в единственном и множественном числе.

Разработанные нами напольные логопедические пособия «Грамотей-ка» и «Шагаю – звуки закрепляю» представляют собой игровые поля размером 2,0*3,0 метра, выполненные из полиэтиленового материала. На полях изображены символы-задания. В комплекте прилагаются предметные картинки, названия которых содержат автоматизируемый звук.

Напольное развивающее логопедическое пособие «Грамотей-ка»

При выполнении различных вариантов заданий, с одной стороны, удовлетворяется потребность ребенка в движении, а с другой – игра носит обучающий характер и выполняет те же функции, что традиционные настольные дидактические игры.

Напольное пособие «Грамотей-ка» (см. рис. 1.) направлено на формирование и закрепления навыка словоизменения, упражняет ребенка в подборе окончаний имен существительных при склонении по падежам.

Напольное развивающее логопедическое пособие «Шагаю – звуки закрепляю»

Напольное пособие «Шагаю – звуки закрепляю» (см. рис. 2.) решает задачу автоматизации звука в слове, формирования умения определять место звука в слове, закрепляет механизм слияния звуков в слоги, а также включает упражнения на формирование некоторых грамматических категорий (уменьшительная форма имен существительных, согласование окончаний имен существительных и числительных).

Использование напольных развивающих пособий на подгрупповых логопедических занятиях

Пособия могут быть использованы как учителями-логопедами в ходе логопедического коррекционного занятия (индивидуального или подгруппового), так и воспитателями, для закрепления полученных умений у воспитанников, занимающихся с учителем-логопедом (см. рис. 3.)

Работа с напольными развивающими пособиями является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данных пособиях, дети имеют возможность двигаться, тем самым снимается мышечное напряжение и утомляемость. Дети лишены нагрузки на глаза, которая присутствует при работе с дидактическими настольными играми, тем самым решается проблема профилактики нарушений зрения.

Нейрологопедические игры

В последние годы все специалисты отмечают, что не только дети с нарушениями в развитии, но и так называемые нормотипичные дети, имеют особенности в поведении. Им свойствена общая моторная неловкость, неустойчивое настроение, дети жалуются на то, что всё время «устают»;
отмечается снижение работоспособности, двигательная заторможенность; у детей отмечаются трудности в формирования пространственных представлений; сложности с трудностями овладением письма и чтения.

Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.

Как нельзя лучше для решения этих задач подходят нейрологопедические игры и упражнения. Эти игры универсальны: с одной стороны, они могу использоваться для решения речевых проблем воспитанников; с другой стороны, помогают в преодолении сопутствующих нарушений у детей и таким образ способствуют:

– развитию моторной сферы (статическая организация движений, динамический праксис);

– развитию слухомоторной координации;

– развитию слухового восприятия, внимания, памяти;

– координации речи с движением и др.

Эти игры многоцелевые, но наполненные необходимым речевым материалом, в зависимости от решаемых логопедом задач, условно можно

разделить на несколько групп.

1. Игры на развитие моторной сферы ребенка и координацию речи

с движением («Мы кузнечики», «Совушка», «Палочка-выручалочка»).

1.1. Игры на развитие кистевого праксиса с одновременным проговариванием рифмованного текста, координацию речи и движения («Сорока-белобока», «Ладушки-ладошки»).

1.3. Игры и упражнения с использованием нейродорожек и нейролабиринтов. Допускаются различные варианты игр: напечатанные или выложенные педагогом из текстурных материалов на столе, либо на полу

(«Волшебные ладошки», «Нейроладошки», «Следопыт», «Обведи-ка» и

1.4. Кинезиологические игры («Ухо-нос», «Лезгинка», «Замок»).

2. Игры на развитие тактильного восприятия (стереогноза): «Волшебный мешочек», «Сенсорный куб», «Почтовый ящик», «Волшебный

сундучок», различные виды сухих бассейнов, и пр.

3. Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти:

«Угадай предмет по описанию», «Узнай предмет по контуру», «Трафареты», «Зоркий глаз», «Лото», «Домино», «Что изменилось?», «Парочки»,

«Нажимай – запоминай», «Повторяй-ка» и др.

4. Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти: «Повтори ритм по образцу», «Угадай мелодию», «Что звучит?», «Чей голосок?», «Где звенит колокольчик?», «Длинный – короткий (звук)», «Высокий – низкий (звук)», различные шумовые коробочки.

5. Игры на развитие мышления: «Кручу-верчу», «Доббль», «Круги

Луллия», «Аналогии», «Четвертый лишний», игры-классификации и пр.

6. Представленные игры и упражнения многофункциональны и могут использоваться и на этапе диагностики, и на этапе коррекционной

Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

работы с детьми.

Заключение : в процессе использования игровых технологий, нами было отмечено, что дети проявили живой интерес к выполнению заданий. Задания их не переутомляли, в игре удовлетворялись основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности. Повысилась мотивация детей к обучению и тем самым эффективность коррекционной работы.

1. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе / О. Н. Лиманская // Серия «Библиотека логопеда». – Москва: Сфера. – 2019. – 128 с.

15 марта – 23 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия / Уральский

2. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе / О. Н. Лиманская // Серия «Библиотека логопеда». – Москва: Сфера. – 2019. – 128 с.

3. Шуленко, Е. Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету / Е. Е. Шуленко. – Москва: Мозаика-Синтез. – 2001.

4. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными

возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции,

государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный

Игровые технологии в логопедической работе
статья по логопедии по теме

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
игровые педагогические технологии в логопедической работе 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________

143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая

Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
  • познавательные, воспитательные, развивающие
  • репродуктивные, продуктивные, творческие
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

  • различают игры с предметами и без предметов
  • настольно-печатные
  • комнатные
  • уличные, на местности
  • компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.)
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.)
  • воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.)
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • -воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • -в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • -успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

  • Развитие мелкой моторики мышц кистей
  • Развитие координационных способностей
  • Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений
  • Формирование фонетического слуха
  • Развитие устной речи
  • Формирование четкости артикуляции
  • Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

  • поощрения;
  • беседы;
  • рассказы;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • создание проблемной ситуации;
  • демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
  • встречи со сказочными героями;
  • использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

В систему коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаются игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Специфическими методами и приемами добиваются правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Для работы с детьми ОВЗ (ТНР) используются игры, вызывающие ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Основа игровой технологии

Основа игровой технологии составляет общение меду педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Это важно, так как:

  • воспитанники активизируются;
  • повышается интерес к познанию;
  • происходит подъем эмоционального фона;
  • создаются предпосылки развития творчества;
  • занятия максимально сконцентрированы благодаря четко обозначенным условиям игры;
  • педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала).

Проблемные ситуации во время игры

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры.

Согласно Н.В. Ивановой, нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями.

Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Чтобы научиться преодолевать такие трудные моменты, дошкольник должен обладать хорошо развитой познавательной активностью. Если дети не способны проявить инициативность в этом вопросе, то они не научатся находить решения проблемных ситуаций. В таком случае педагог будет вынужден облегчать поставленные задачи и находить выход из возникших ситуаций вместе с детьми.

Чтобы создать проблемную ситуацию, воспитатель изменяет игровой материал и усложняет его. Также ситуация может быть обозначена словесно во время общения с дошкольниками. Воспитатель старается вызвать у ребят эмоциональную вовлеченность, желание самостоятельно найти решение проблемы.

Но бывают случаи, которые описывает А.Б. Теплова. Педагоги не осознают, насколько просты и естественны те проблемные ситуации, которые они предлагают для решения детям. Поэтому они считают, что дети уже научились мыслить самостоятельно. Важно все время анализировать игровые ситуации, и обращать внимание на применение этого подхода на всех возрастных этапах развития личности.

Нужно учитывать, что разные проблемные ситуации оказывают разное влияние на инициативу дошкольников.

Некоторые ситуации побуждают детей применять в игре новые знания о мироустройстве. Другие ситуации побуждают решать возникающие задачи более трудными методами. Также бывают проблемные ситуации, которые помогают развивать способность к целеполаганию и планированию для достижения поставленных целей. Еще один вид проблемных ситуаций – это те, что формируют самостоятельность в подготовке и трансформации игровых условий.

Таким образом, необходимо постоянно усложнять проблемные ситуации. В этом случае игра не перестает быть интересной, и дети с радостью принимают в ней участие. Важно следить за тем, чтобы проблемные ситуации были достаточно сложными и интересными, чтобы дети были побуждены максимально проявить свою инициативность и самостоятельность.

Согласно П.В. Смирновой, важно создать такую проблемную ситуацию, которая бы ставила перед детьми интересные для них игровые задачи, такие, какие они способны решить самостоятельно.

Идея игрового пространства

Центральной идеей пространства является воплощение в жизнь выше обговорённую модель игрового образовательного пространства, которое создаст перспективу для самовыражения и самопознания каждого ребенка дошкольного возраста и улучшит систему образования до современных тенденций, что, действительно, необходимо.

Безусловно, данная форма образования повысит среди детей интерес к обучению, а также обеспечит ускоренное развитие базовых навыков, необходимых на дальнейших жизненных этапах. Все свои потребности ребенок может реализовать в процессе игры, это еще раз доказывает эффективность этой методики.

Поэтому, данный процесс, действительно, направлен на повышение качества знаний среди детей, усилению стремления и понимания важности обучения. Игровой процесс обеспечивает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности каждому ребенку индивидуально.

Для детей дошкольного возраста это наиболее подходящая форма обучения, ведь все здесь построено не на теоретических знаниях, а на практике, что делает обучение для ребенка более интересным и необычным, также это ребенку некую самостоятельность и свободу выбора.

Как организуется игровое развивающее пространство

Игровое обучающее пространство необходимо направить на так называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами (предметами и другими структурами), а это в свою очередь и заполнит все необходимое обучающее, игровое и другие пространства ребенка, конечно, согласно требованиями этой Программы.

Работа нацелена на создание уникального образовательного пространства для детей дошкольного возраста. Оно прежде всего обеспечит игровую форму обучения, необходимую на данном этапе развития.

Все это, безусловно, рассматривается как совокупность психолого-педагогических, образовательных, экологических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных и других мер, которые, в свою очередь, обеспечат ребенку уютную, познавательную и комфортабельную среду, физическое и психическое благополучие и здоровье.

Квесты в дошкольном возрасте

Квест – это игровая деятельность, которая объединяет разные виды активности. Они позволяют ненавязчиво реализовывать задачи федерального стандарта образования.

Главное, дошкольники принимают участие в такой игре с большим удовольствием и легкостью. Им интересно выполнять разные задания. Дети становятся очень активными, участвуют в поисковой и познавательной деятельности.

Квест обычно принимает форму командной игры. Это занятие формирует много полезных качеств. Дети становятся более сообразительными, развивается их нестандартное мышление, что позволяет быть более креативными. Также квесты положительно влияют на эрудицию ребенка и его выносливость.

Идея любого квеста простая. Дети разделяются на команды. Каждая команда, перемещаясь по разным точкам, выполняет те или иные задания. И в этих заданиях кроется самая изюминка. Ведь задания должны быть очень оригинальными и интересными, они не должны требовать специальных знаний или навыков и быть доступными для каждого игрока.

Статьи

Козырева Диана Зауриевна

1. Что такое игровая технология?

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию,

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
• делает ребёнка более активным;
• повышает познавательный интерес;
• развивает память, мышление и внимание;
• способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:
• развивает логическое и критическое мышление;
• формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
• воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
• поощряет проявление инициативы;
• способствует физическому развитию.

2. Что такое ИКТ-технология?
Одна из задач логопедической работы с детьми с ТНР – поиск новых, более эффективных способов передачи знаний.
Вариантом ее решения может быть использование средств ИКТ как способа усиления наглядности и повышения осознанности воспринимаемого материала.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих
принципов:
-Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
-Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному
-Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
– Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
– Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному
– Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения.
В связи с этим, нами был создан блок мультимедийных игр по формированию звукопроизношения (автоматизации и дифференциации поставленных звуков).
На логопедических занятиях мы используем самостоятельно-разработанный инструментарий: составленные с помощью программы Power Point игры, игровые упражнения и презентации. Данные мультимедийные технологии используются с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Используя в коррекционно-развивающей работе инновационно -коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии здоровья дошкольников.
Существуют временные ограничения использования ИКТ-технологий.
Для 6-летнего ребёнка, если он абсолютно здоров (1 гр.зд.) максимальный предел работы за компьютером 15 мин.
Для детей 5 лет и для 6-летних детей с отклонениями в состоянии здоровья время работы за компьютером 5-10 мин. (2 раза в неделю).
Длительность работы зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В своей работе мы применяем сочетание настольно-печатных игр с использованием электронных ресурсов.
3. Дидактические настольно-печатные игры и их значение в автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР. Примеры авторских игр.
Большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические настольно-печатные игры.
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
По некоторым направлениям логопедической работы мы подобрали игры, которые используем на занятиях. О некоторых из них расскажем подробнее.
Большое внимание уделяем разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.
Дидактическая игра «Помоги белочке Шуше собрать шишки».
Цель: автоматизация звука «Ш».
Инструкция: «Белочка Шуша очень любит играть с шишками. Помоги ей собрать как можно больше шишек». Ты возьмешь шишку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [Ш]– шишка достанется белке, если нет – то шишка останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук).

Дидактическая игра «Сны медвежонка Жени»
Цель: автоматизация звука «Ж».
Инструкция: «Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко – сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Ж]».

Дидактическая игра «Сорока Сара наряжается..»
Цель: автоматизация звука «Р».
Инструкция: «Сорока Сара очень любит наряжаться. А сегодня она идёт в гости. Помоги Саре собрать из бусинок красивые бусы. Бери бусинку и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Р]».

Дидактическая игра «Слон Соломон»
Цель: автоматизация звука «С».
Инструкция: «Слон Соломон очень любит купаться. Бери капельку и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [С]».

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
4. Примеры авторских игр-презентаций в программе Power Point.
Название игры: «Лягушка прыгает по кочкам»
Цель игры: автоматизация звука «Л» в прямых открытых слогах.
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Ход игры, инструкция: «Лягушка перепрыгивает с кочки на кочку, повторяй и называй слоги» (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ).

Название игры: «Мишка на льдине»
Цель игры: автоматизация звука «Ш» в прямых открытых слогах.
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Ход игры, инструкция: «Мишка плавает на льдинах, повторяй и называй слоги» (ША, ШО, ШУ, ШИ).

Название игры: «Бабочка летает над цветочной полянкой»
Цель игры: автоматизация звука «Ч» в обратных слогах.
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Ход игры, инструкция: «Бабочка порхает над цветочками, повторяй и называй слоги» (АЧ, ОЧ, ИЧ, УЧ, ЕЧ).

Название игры: «Мечты Лунтика»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель 1: автоматизация звука «Л» в позиции «начало слова».
Цель 2: отработка слов со звуком «Л» в падежном падеже.
Ход игры:
1 инструкция: «Лунтик мечтает о подарках. Назови их» (Слова: лопата, лом, луна, ласты, лук, луноход, лукошко, лампа, ластик).
2 инструкция: Повтори и закончи предложение: «Лунтик мечтает о…»

Название игры: «Сны пчёлки Жужи»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель 1: автоматизация звука «Ж» в позиции «середина слова».
Цель 2: отработка слов со звуком «Ж» в винительном падеже.
Ход игры и инструкция 1: «Пчёлка Жужа спит и видит сны, назови, что ей приснилось» (Слова: ножи, художник, пиджак, медвежонок, ежевика, джип).
Ход игры и инструкция 2: «Повтори и закончи предложение: «Пчёлке Жуже снятся…»

Название игры: «Что привёз самосвал?»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель 1: автоматизация звука «Л» в позиции «конец слова».
Цель 2: отработка слов со звуком «Л» в винительном падеже.
Ход игры и инструкция 1: «Самосвал привёз игрушки. Назови, что привёз самосвал» (Слова: котёл, бокал, самосвал, козёл, дятел, стол, осёл, металл).
Ход игры и инструкция 2: «Повтори и закончи предложение: « Самосвал привёз…»

Название игры: «Подарки для Юры и Володи»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель: дифференциация звуков «Р» – «Л» в позиции «середина слова».
Ход игры и инструкция: «У друзей, Юры и Володи, день рождения в один день. Какие подарки подарили мальчикам? Назови картинки».
«Юре подарили подарки со звуком «Р», а Володе подарки со звуком «Л».
(Слова: пирамида, пароход, барабан, палатка, мыло, колобок, пила).

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Содержимое публикации

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

обес­печение психологического комфорта на занятиях;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

формирование личности ребёнка в целом;

повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– просодические компоненты речи;

– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

– лексико-грамматические средства языка;

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

знакомство детей с компьютерными программами;

преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

компьютерные логопедические тренажёры;

приключенческие квесты и обучающие игры;

книги, учебники и энциклопедии;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

Программа должна иметь указание на возраст ребенка

Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

Программа должна быть на русском языке

Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

Чередование разных компьютерных игр.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

ИКТ для логопеда:

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

Развивать фонематические процессы

Развивать мелкую моторику

Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

Использование современного компьютерного оборудования

2. Интерактивные доски

4. Логотренажер Комфорт Лого

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

Формирование зрительно-пространственных отношений.

Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Разделы деятельности учителя-логопеда

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: