Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5):

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6):

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7):

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7):

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9):

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11): «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12): игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры,игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13): «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое – неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Читайте также:
Обучение рассказыванию - конспект логопедического занятия

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14): «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15): «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16): «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17): «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18): «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использоватьтакже следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Игровые технологии в логопедической работе
статья по логопедии по теме

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
игровые педагогические технологии в логопедической работе 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________

143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая

Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:

Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Тема: Путешествие в страну «Звукляндию»

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.

1. Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа, мяч, магнитная доска, картинки, с изображением разных предметов, настольная игра «Ходилка», интерактивные игры «Мерсибо».

Ход мастер-класса

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО.»

“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В. А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Своевременная и действенная логокоррекционная работа должна предупреждать трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий).

Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основными функциями дидактических игр являются:

  • формирование устойчивого интереса к учению;
  • формирование психических новообразований;
  • формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • формирование собственно учебной деятельности;
  • а также навыков самоконтроля и самооценки.

Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях собственные игры и наработки, а также с недавнего времени являюсь активным пользователем ИПП «Мерсибо», который позволил мне использовать в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. База интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

Сегодня я научу вас, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи. Итак…

Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Звукляндии. По сигналу колокольчика мы превращаемся с вами в детей!

Одевайте бантики или кепочки. (показываю на стол с атрибутами)

А поедем мы на автобусе. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация автобуса) и повторяем движения за мной!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим».

(1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

1 — покачиваемся на месте
2 — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 — «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 — пожимаем плечами.
5 — выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 — качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 — «крутим руль» и бибикаем.
8 — подпрыгиваем на месте.

Приехали. Остановка «Словечкино», выходите.

И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.)

Вставайте в полукруг.

Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку. Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» — «арбуз» и так далее).

Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в автобус, едем дальше.

Музыкальное задание: Е. Железнова «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.

Приехали. Остановка «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

1 стол: слон — стол — сумка — карандаш

2 стол: книга — кошка — портфель — компас

3 стол: обруч — тетрадь — ослик — облако

4 стол: утка — улитка — ухо — собака

5 стол: лук — лиса — рак – ландыш

На доску помещается изображения отгаданных слов.

Какие вы молодцы!

И еще одна настольная игра «Ходилка» (на закрепление правильного произношения звуков, игровые задачи: развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила).

Играют 4 человека, остальные – группа поддержки.

Материал лежит на небольшом столике (подаю к ним на стол): игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит неправильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

Задание: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен придумать слово с автоматизируемым звуком.

За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Мы немножечко устали и нам нужно отдохнуть.

Выходите сюда ко мне и мы с вами разомнемся.

Аист над землей летает,
Аист ветки собирает
Аист собирает ветки, 1
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый, 2
Аист вьет гнездо на крыше…
Тише, тише, тише, тише. 3

1. И.п. – руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.

2. И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.

3. И.П. – приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.

Едем дальше. Автобус ждет.

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.

Сейчас поиграем в электронные игры (база интерактивных игр «Мерсибо»)

Присаживайтесь на стульчики. (обращаю внимание на интерактивную доску)

Игра «Меткий стрелок». (В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова.) вы должны выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого стрелок называет картинки, а вы выбираете, в какую из них надо целиться. (Дети выходят по очереди и с помощью электронного маркера выбирают правильный ответ)

И еще одна игра

«Находчивая буква». (Игра на определение места согласного звука в слове.) Я выбираю букву в настройках и начинаем игру. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце? (Ребенок называет слово, анализирует и выбирает правильную схему.)

Наше путешествие по стране Звукляндия подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет

– Вам понравилось путешествие?

По сигналу колокольчика превращаемся обратно в педагогов.

(звон колокольчика). Снимайте бантики и кепочки.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

Все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков.

Значение словесных игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, т. к. их использование даёт более быстрое формирование правильного звукопроизношения. Игра облегчает осознание процесса овладения звуками, дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе — вот главная задача логопеда.

Преимуществом словесных игр является и то, что они не требуют специального материала, определённых условий, а нуждается лишь в знании логопедом самой игры. Логопед может сам варьировать словесный материал игры в зависимости от поставленной дидактической задачи, а при необходимости, может ввести варианты игры с усложнением. Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих, что так же крайне важно в процессе работы над поставленным звуком.

Хотелось бы сказать несколько слов о настольных играх на примере лабиринтов/ходилок: они не просто инновационные, а также и универсальны. Играя в эти лабиринты можно не только автоматизировать корригируемые звуки, но и используя одни и те же игровые поля: проводить дифференциацию звуков, учить (изучать) буквы, выполнять артикуляционную гимнастику, работать над лексическим строем речи (словарная работа), проводить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Детские, развивающие интерактивные игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок, в которые мы привыкли играть, когда сами были детьми.

Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

Все игры, и словесные, и настольные, и интерактивные, должны присутствовать в работе учителя — логопеда!

В заключении я предлагаю написать синквейн и выиграть приз!

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;

2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;

3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;

5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.

Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.

1 строка: существительное

Интересная, словесная, настольная, интерактивная

3 строка: что делает?

Обучает, развивает, помогает

4 строка: что вы думаете о теме?

Актуальное направление работы (используется в детском саду)

5 строка: новое слово

Спасибо, приз Ваш! (беру поднос) Это волшебное угощение.

Если отведаете эти конфеты, то у вас сразу появится желание применять игровые технологии в работе с детьми.

А съев волшебное печенье, вы будете на «отлично» знать методику организации различных игр.

Напиток поможет вам справиться с любыми поставленными задачами и добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей.

Спасибо! А эти электронные игры, разработанные мной будут напоминать вам о нашей встречи (раздаю диски с играми).

Кондрашова Виолетта Витальевна,
учитель-логопед

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

В чем особенности логопедической работы с детьми

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
  • познавательные, воспитательные, развивающие
  • репродуктивные, продуктивные, творческие
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

  • различают игры с предметами и без предметов
  • настольно-печатные
  • комнатные
  • уличные, на местности
  • компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.)
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.)
  • воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.)
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • -воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • -в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • -успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

  • Развитие мелкой моторики мышц кистей
  • Развитие координационных способностей
  • Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений
  • Формирование фонетического слуха
  • Развитие устной речи
  • Формирование четкости артикуляции
  • Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

  • поощрения;
  • беседы;
  • рассказы;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • создание проблемной ситуации;
  • демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
  • встречи со сказочными героями;
  • использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

В систему коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаются игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Специфическими методами и приемами добиваются правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Для работы с детьми ОВЗ (ТНР) используются игры, вызывающие ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Основа игровой технологии

Основа игровой технологии составляет общение меду педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Это важно, так как:

  • воспитанники активизируются;
  • повышается интерес к познанию;
  • происходит подъем эмоционального фона;
  • создаются предпосылки развития творчества;
  • занятия максимально сконцентрированы благодаря четко обозначенным условиям игры;
  • педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала).

Проблемные ситуации во время игры

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры.

Согласно Н.В. Ивановой, нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями.

Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Чтобы научиться преодолевать такие трудные моменты, дошкольник должен обладать хорошо развитой познавательной активностью. Если дети не способны проявить инициативность в этом вопросе, то они не научатся находить решения проблемных ситуаций. В таком случае педагог будет вынужден облегчать поставленные задачи и находить выход из возникших ситуаций вместе с детьми.

Чтобы создать проблемную ситуацию, воспитатель изменяет игровой материал и усложняет его. Также ситуация может быть обозначена словесно во время общения с дошкольниками. Воспитатель старается вызвать у ребят эмоциональную вовлеченность, желание самостоятельно найти решение проблемы.

Но бывают случаи, которые описывает А.Б. Теплова. Педагоги не осознают, насколько просты и естественны те проблемные ситуации, которые они предлагают для решения детям. Поэтому они считают, что дети уже научились мыслить самостоятельно. Важно все время анализировать игровые ситуации, и обращать внимание на применение этого подхода на всех возрастных этапах развития личности.

Нужно учитывать, что разные проблемные ситуации оказывают разное влияние на инициативу дошкольников.

Некоторые ситуации побуждают детей применять в игре новые знания о мироустройстве. Другие ситуации побуждают решать возникающие задачи более трудными методами. Также бывают проблемные ситуации, которые помогают развивать способность к целеполаганию и планированию для достижения поставленных целей. Еще один вид проблемных ситуаций – это те, что формируют самостоятельность в подготовке и трансформации игровых условий.

Таким образом, необходимо постоянно усложнять проблемные ситуации. В этом случае игра не перестает быть интересной, и дети с радостью принимают в ней участие. Важно следить за тем, чтобы проблемные ситуации были достаточно сложными и интересными, чтобы дети были побуждены максимально проявить свою инициативность и самостоятельность.

Согласно П.В. Смирновой, важно создать такую проблемную ситуацию, которая бы ставила перед детьми интересные для них игровые задачи, такие, какие они способны решить самостоятельно.

Идея игрового пространства

Центральной идеей пространства является воплощение в жизнь выше обговорённую модель игрового образовательного пространства, которое создаст перспективу для самовыражения и самопознания каждого ребенка дошкольного возраста и улучшит систему образования до современных тенденций, что, действительно, необходимо.

Безусловно, данная форма образования повысит среди детей интерес к обучению, а также обеспечит ускоренное развитие базовых навыков, необходимых на дальнейших жизненных этапах. Все свои потребности ребенок может реализовать в процессе игры, это еще раз доказывает эффективность этой методики.

Поэтому, данный процесс, действительно, направлен на повышение качества знаний среди детей, усилению стремления и понимания важности обучения. Игровой процесс обеспечивает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности каждому ребенку индивидуально.

Для детей дошкольного возраста это наиболее подходящая форма обучения, ведь все здесь построено не на теоретических знаниях, а на практике, что делает обучение для ребенка более интересным и необычным, также это ребенку некую самостоятельность и свободу выбора.

Как организуется игровое развивающее пространство

Игровое обучающее пространство необходимо направить на так называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами (предметами и другими структурами), а это в свою очередь и заполнит все необходимое обучающее, игровое и другие пространства ребенка, конечно, согласно требованиями этой Программы.

Работа нацелена на создание уникального образовательного пространства для детей дошкольного возраста. Оно прежде всего обеспечит игровую форму обучения, необходимую на данном этапе развития.

Все это, безусловно, рассматривается как совокупность психолого-педагогических, образовательных, экологических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных и других мер, которые, в свою очередь, обеспечат ребенку уютную, познавательную и комфортабельную среду, физическое и психическое благополучие и здоровье.

Квесты в дошкольном возрасте

Квест – это игровая деятельность, которая объединяет разные виды активности. Они позволяют ненавязчиво реализовывать задачи федерального стандарта образования.

Главное, дошкольники принимают участие в такой игре с большим удовольствием и легкостью. Им интересно выполнять разные задания. Дети становятся очень активными, участвуют в поисковой и познавательной деятельности.

Квест обычно принимает форму командной игры. Это занятие формирует много полезных качеств. Дети становятся более сообразительными, развивается их нестандартное мышление, что позволяет быть более креативными. Также квесты положительно влияют на эрудицию ребенка и его выносливость.

Идея любого квеста простая. Дети разделяются на команды. Каждая команда, перемещаясь по разным точкам, выполняет те или иные задания. И в этих заданиях кроется самая изюминка. Ведь задания должны быть очень оригинальными и интересными, они не должны требовать специальных знаний или навыков и быть доступными для каждого игрока.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Сведения об авторах: учитель-логопед; Митяшина Юлия Владимировна, учитель-логопед.

Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №582, (г. Екатеринбург).

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы обосновывается использованием игровых развивающих логопедических пособий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материалы статьи могут быть полезными для учителей-логопедов, учителей – дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп, родителей.

«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Детей утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации звука.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Использование игровых технологий при обучении дошкольников происходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства,

– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.

Предмет исследования: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.

Цель: формирование положительной мотивации к обучению у детей в системе логопедической работы средствами игровых технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.

Свобода движения свойство, присущее всему живому, одно из главных условий жизни. Именно в движении ребенок совершает поразительные успехи, завоевывая новое пространство и расширяя поле своей деятельности.

Когда во время занятия мы фиксируем ребенка на стуле, то полагаем, что таким образом мы сможем передать ему намного больше знаний. Но, если ребенку на занятии неинтересно, следует поменять стратегию. Ведь обучаясь в движении дети более осознанно выполняют упражнения и им легче формулировать ответ на поставленный вопрос.

Игровая технология «Веселая артикуляционная гимнастика»

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики необходимое условие для коррекции нарушений речевого развития. Часто этот процесс становиться утомительным, рутинным. Использование технологии «Веселая артикуляционная гимнастика» вовлекает детей в игру, при этом решает свою непосредственную задачу: улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата, увеличение объема и силы движений, а также выработке точности и дифференцированности артикуляционных поз.

Самый интересный и эффективный дидактический материал- логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Это может быть муляж языка, который дети могут потрогать, придать ему нужную артикуляционную позу, а затем самостоятельно повторить. Также возможно использование специальных кукол для артикуляционной гимнастики. Педагог рассказывает детям артикуляционную сказку, подкрепляя ее действиями куклой. Дети увлекаются игрой, но при этом логопед решает свои непосредственные задачи.

Данный метод прост и доступен в использовании.

Игровая технология «Напольные дидактические игры» позволяет решать следующие задачи:

– учитывать индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями и продуктивно организовать работу по автоматизации звуков и развитию грамматического и лексического строя речи; темпо-ритмической стороны речи, фонематического слуха;

– развивать активность и самостоятельность детей;

– снять мышечное напряжение и быструю утомляемость детей;

– запоминать новую информацию, ориентироваться в необычных ситуациях.

Варианты речевых упражнений:

– четко и правильно назвать слово с автоматизируемым звуком;

– определить место автоматизируемого звука в слове;

– сливать звук с гласными, образовывать прямые и обратные слоги;

– согласовывать существительное с местоимением и числительным;

– образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного;

– склонение имени существительного по падежам в единственном и множественном числе.

Разработанные нами напольные логопедические пособия «Грамотей-ка» и «Шагаю – звуки закрепляю» представляют собой игровые поля размером 2,0*3,0 метра, выполненные из полиэтиленового материала. На полях изображены символы-задания. В комплекте прилагаются предметные картинки, названия которых содержат автоматизируемый звук.

Напольное развивающее логопедическое пособие «Грамотей-ка»

При выполнении различных вариантов заданий, с одной стороны, удовлетворяется потребность ребенка в движении, а с другой – игра носит обучающий характер и выполняет те же функции, что традиционные настольные дидактические игры.

Напольное пособие «Грамотей-ка» (см. рис. 1.) направлено на формирование и закрепления навыка словоизменения, упражняет ребенка в подборе окончаний имен существительных при склонении по падежам.

Напольное развивающее логопедическое пособие «Шагаю – звуки закрепляю»

Напольное пособие «Шагаю – звуки закрепляю» (см. рис. 2.) решает задачу автоматизации звука в слове, формирования умения определять место звука в слове, закрепляет механизм слияния звуков в слоги, а также включает упражнения на формирование некоторых грамматических категорий (уменьшительная форма имен существительных, согласование окончаний имен существительных и числительных).

Использование напольных развивающих пособий на подгрупповых логопедических занятиях

Пособия могут быть использованы как учителями-логопедами в ходе логопедического коррекционного занятия (индивидуального или подгруппового), так и воспитателями, для закрепления полученных умений у воспитанников, занимающихся с учителем-логопедом (см. рис. 3.)

Работа с напольными развивающими пособиями является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данных пособиях, дети имеют возможность двигаться, тем самым снимается мышечное напряжение и утомляемость. Дети лишены нагрузки на глаза, которая присутствует при работе с дидактическими настольными играми, тем самым решается проблема профилактики нарушений зрения.

Нейрологопедические игры

В последние годы все специалисты отмечают, что не только дети с нарушениями в развитии, но и так называемые нормотипичные дети, имеют особенности в поведении. Им свойствена общая моторная неловкость, неустойчивое настроение, дети жалуются на то, что всё время «устают»;
отмечается снижение работоспособности, двигательная заторможенность; у детей отмечаются трудности в формирования пространственных представлений; сложности с трудностями овладением письма и чтения.

Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.

Как нельзя лучше для решения этих задач подходят нейрологопедические игры и упражнения. Эти игры универсальны: с одной стороны, они могу использоваться для решения речевых проблем воспитанников; с другой стороны, помогают в преодолении сопутствующих нарушений у детей и таким образ способствуют:

– развитию моторной сферы (статическая организация движений, динамический праксис);

– развитию слухомоторной координации;

– развитию слухового восприятия, внимания, памяти;

– координации речи с движением и др.

Эти игры многоцелевые, но наполненные необходимым речевым материалом, в зависимости от решаемых логопедом задач, условно можно

разделить на несколько групп.

1. Игры на развитие моторной сферы ребенка и координацию речи

с движением («Мы кузнечики», «Совушка», «Палочка-выручалочка»).

1.1. Игры на развитие кистевого праксиса с одновременным проговариванием рифмованного текста, координацию речи и движения («Сорока-белобока», «Ладушки-ладошки»).

1.3. Игры и упражнения с использованием нейродорожек и нейролабиринтов. Допускаются различные варианты игр: напечатанные или выложенные педагогом из текстурных материалов на столе, либо на полу

(«Волшебные ладошки», «Нейроладошки», «Следопыт», «Обведи-ка» и

1.4. Кинезиологические игры («Ухо-нос», «Лезгинка», «Замок»).

2. Игры на развитие тактильного восприятия (стереогноза): «Волшебный мешочек», «Сенсорный куб», «Почтовый ящик», «Волшебный

сундучок», различные виды сухих бассейнов, и пр.

3. Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти:

«Угадай предмет по описанию», «Узнай предмет по контуру», «Трафареты», «Зоркий глаз», «Лото», «Домино», «Что изменилось?», «Парочки»,

«Нажимай – запоминай», «Повторяй-ка» и др.

4. Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти: «Повтори ритм по образцу», «Угадай мелодию», «Что звучит?», «Чей голосок?», «Где звенит колокольчик?», «Длинный – короткий (звук)», «Высокий – низкий (звук)», различные шумовые коробочки.

5. Игры на развитие мышления: «Кручу-верчу», «Доббль», «Круги

Луллия», «Аналогии», «Четвертый лишний», игры-классификации и пр.

6. Представленные игры и упражнения многофункциональны и могут использоваться и на этапе диагностики, и на этапе коррекционной

работы с детьми.

Заключение : в процессе использования игровых технологий, нами было отмечено, что дети проявили живой интерес к выполнению заданий. Задания их не переутомляли, в игре удовлетворялись основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности. Повысилась мотивация детей к обучению и тем самым эффективность коррекционной работы.

1. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе / О. Н. Лиманская // Серия «Библиотека логопеда». – Москва: Сфера. – 2019. – 128 с.

15 марта – 23 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия / Уральский

2. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе / О. Н. Лиманская // Серия «Библиотека логопеда». – Москва: Сфера. – 2019. – 128 с.

3. Шуленко, Е. Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету / Е. Е. Шуленко. – Москва: Мозаика-Синтез. – 2001.

4. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными

возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции,

государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный

Приемы коррекционной работы при нарушении чтения
методическая разработка по теме

Данный материал дает пошаговые конкретные рекомендации при предотвращении дисклексии у младших школьников, имеющих отклонение в речевом развитии

Скачать:

Вложение Размер
priemy_korrektsionnoy_raboty_pri_narusheniyah_chteniya_bobrikova_i.a.ppsx 758.34 КБ
priemy_korrektsionnoy_raboty.docx 28.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения Подготовила Бобрикова Инна Алексеевна

Приём – особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия, комплекс действий

Чтение включает в себя: Технические навыки Процесс понимая смысла читаемого

Направления Развитие фонематической стороны речи Формирование навыков звуко – слогового анализа и синтеза слов Совершенствование лексико – грамматического строя речи Формирование понимания прочитанного Автоматизация навыка слогослияния

Общепринятые приемы обследования всех сторон речи А.Н. Корнев «Тест оперативных единиц чтения»

Разделы коррекционной работы Дифференциация гласных и согласных звуков Работа со слоговыми таблицами Чтение слов Работа с текстом

Дифференциация гласных и согласных звуков Образование слога закрепление понятия « гласные и согласные звуки и буквы » – их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы

1. Таблица 2. Стихотворная форма: а) Если гласный говорят – Нет во рту у нас преград. А если согласный сказать надо Во рту возникает преграда . б) Кто тайну звуков знает, Тот любое слово напишет И прочитает.

Соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве 1. ат от ут ыт ят ёт ют ит 2. та то ту тэ тя тё тю те Работа со слоговыми таблицами

Слоги со стечением согласных рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры Работа со слоговыми таблицами

На занятии в случайном порядке называются слоги таблицы и детям предлагается отыскать соответствующий слог и прочитать его . При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы , так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком . Работа со слоговыми таблицами

мы от до сю ик ну ве ах уф ёш ро ба лё га зя эс согласный – гласный пот сыр кав лый дол жив рук чан вон тёс зил шин риж дей под так согласный – гласный – согласный согласный – согласный – гласный / гласный – согласный бра ичер арс для сту пре чту евн кча шки явн вре гти язг трю овт Приемы работы со слоговыми таблицами по книге А.Н. Корнева

Иное использование таблиц Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова , состоящие из слогов , входящие в таблицу В процессе работы логопед по очереди называет слова , а учащиеся отыскивают слоги в таблице , из которых состоит это слово Можно предложить детям маркировку слова определённым цветом

буквы слоны курица магазин морозы собака сапоги вилка крысы саночки круги дворы брюки ландышы бук ка дво сло ма ба ки мо лан ги ноч ца сы зин со вил ку кры ри са ды вы кру брю ги ны ры зи са ка зы ки по га ро ши

Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова; дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.; дети читают хором.

Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.) ŸПрочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой -а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя. ŸПрочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом -ар, читать вслух не надо. ŸНайди в списке слово, произнесённое взрослым. ŸНайди в списке слово, изображённое на картинке. Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Работа с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием, например: Гора, горка, горушка, гористый, пригорок Горе, горько, горевать, горюшко, горемычный, пригорюнился Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Работа с текстом упражнение « Горки » – чтение словосочетаний и предложений , составленных из букв разной высоты . Детям предлагается прочитать вторую половинку слова , а затем всё слово полностью . Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком , его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов . После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного . Ребёнок снова прочитывает обязательно от начала до конца , ища при этом ответ на поставленный вопрос .

Работа с текстом

Предварительный просмотр:

Приемы коррекционной работы при нарушении чтения

Бобрикова Инна Алексеевна

учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск

№1 Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

В своем выступлении, посвященном приемам коррекционной работы при нарушенях чтения я собрала и обобщила то, что, надеюсь, будет полезным тем или иным образом для каждого из нас, то, что было результативным в моей практике.

№2 Выбрав тему, я задумалась над тем, что лежит в основе понятия «прием». Прием это особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия или комплекс действий следующий в определенном порядке.

№3 Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. Поэтому правильно подобранные приемы могут гарантировать хороший результат.

№4 Мы знаем, что коррекционная работа по исправлению нарушений чтения проводится на логопедических занятиях в нескольких направлениях:

1.Развитие фонематической стороны речи.

2.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3.Автоматизация навыка слогслияния.

4.Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

5.Формирование понимания прочитанного.

Важно понять, на каком этапе владения чтением находится каждый ребенок, т.к. на каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

№5 Немаловажную роль в правильной организации и проведении коррекционной работы играет грамотная и своевременная диагностика. Наряду с общепринятыми приёмами обследования всех сторон речи можно использовать, к примеру, методику предложенную А.Н.Корневым и его «Тест оперативных единиц чтения», то есть того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении и узнать насколько навык чтения автоматизирован.

Определив, на каком этапе находится большинство учеников группы, мы составляем программу коррекционного воздействия.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогслияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. Поэтому для того чтобы более предметно рассмотреть этот вопрос, давайте выделим несколько разделов :

№6 1.Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.Работа со слоговыми таблицами.

4.Работа с текстом.

1.Дифференциация гласных и согласных звуков.

Включает в себя в первую очередь образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребёнок по результату обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие «гласные и согласные звуки и буквы» так как их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы. №8 Для этого мы используем общепринятую таблицу для разделения на гласные и согласные звуки, а так же лучшего запоминания детьми можно использовать стихотворную форму

Если гласный говорят –

Нет во рту у нас преград.

А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.

Это необходимо для уточнения представлений учащихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у них формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв., то есть образовании слога.

Кто тайну звуков знает,

Тот любое слово напишет

2. Работа со слоговыми таблицами .

Зачастую мы сталкиваемся с тем, что ребенок при изучении определенной буквы путает ее с другой. Если это гласные, то гласные первого и второго ряда, если согласные, то очень часто парные и слияние слогов получается неверным. В таких случаях полезно применять задание типа «соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве, ставя изучаемую букву в разные позиции, сопровождая словесной инструкцией например: ат от ут ыт – ят ёт ют «Читай плавно, определи последний звук в каждом слоге»; та то ту и т.д. тя тё тю – «Прочитай слоги. Где согласные звучат твердо? а где мягко? Что повлияло на смягчение согласных? Распредели слоги в два столбика»

№10 Большую трудность у ребенка вызывают слоги со стечением согласных, поэтому изучая новую букву, используя слоговые таблицы, нужно ставить ее в разные позиции идя от простых к сложным с раннее изученными буквами. Например, Р: рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры. Сопровождая инструкцией: читай слоги в строчках четко, размеренно, без остановок.

По мере большего изучения количества букв и развития навыка чтения инструкцию меняем: читай слоги четко, быстро, без ошибок. тат тот тут, тят тёт тют Э ти и другие приемы в системе даны в книге Узоровой и Нефедовой «Быстрое обучение чтению»

№11 Работу со слоговыми таблицами когда большинство букв изучено можно организовать по-другому. Приёмы работы с ними подробно описаны в книге А.Н.Корнева «Нарушение чтения и письма»

На занятии логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком.

№12 Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесённые взрослым или учеником. Причём слоги перечисляют с определённым интервалом (2-3 секунды) после окончания игры проверяются результаты, кто из детей нашёл слоги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: