Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Портал педагога

Автор: Кайдалова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №12
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: “Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ”
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий при

работе с детьми с ОВЗ

учереждение детский сад

Автор: Кайдалова Тамара

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из

главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к

здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию

культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При

воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по

сохранению и укреплению здоровья детей. В ДОУ уделяется большое

внимание оптимальному использованию интеллектуального,

творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость

комплексного подхода к организации здоровьесберегающего

пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ОВЗ не

вызывает ни у кого сомнения.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и

сохранению здоровья своих воспитанников педагоги нашей группы

целенаправленно работают над созданием благоприятного

здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы,

адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.

Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное,

развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной

системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов,

направленное на достижение целей здоровьесбережения и

здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,

соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в

том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор

определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя

педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и

итоговые результаты собственной профессионально-педагогической

деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и

четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора

содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования

совокупности средств в определенной логике с организацией

промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая

педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система,

воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических

мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного,

эмоционального, интеллектуального, личностного и физического

Основные составляющие этой системы:

. Организация рационального двигательного режима воспитанников.

. Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная

помощь в коррекции возникающих отклонений.

. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с

учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а

также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в

образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с

При использовании здоровьесберегающих технологий в

образовательном процессе необходимо соблюдать следующие

– принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

– соответствие содержания и организации образовательной

деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с

учетом сопутствующих заболеваний.

Важно отметить, что эффективность достижения целей

здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков,

инструкторов по фическому воспитанию ,педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с

детьми с ОВЗ в нашей группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

– насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и

устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

– нормализация и улучшение психоэмоционального состояния

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-

развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-

В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным,

усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время

гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время

проведения организованной образовательной деятельности

способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется

мышление и повышается умственная работоспособность.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в

процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики

повышается эмоциональный тонус, который является результатом

мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается

напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание,

дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска

всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим

стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики

нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно

(упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).

Развитие мелкой моторики.

-повышение работоспособности коры головного мозга;

-развитие активной речи ребенка.

1) Пальчиковая гимнастика.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья

часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает

проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев

рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой

гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого

аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых

сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была

подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого

развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной

сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики

пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит

почву для последующего формирования речи. (игры и упражнения с

перчатками и т. д.)

Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха,

Игры с пособиями.

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное

время, а также и в НОД.

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу

человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные

на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от

многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не

знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный

Читайте также:
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром

исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по

ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, «тропа здоровья» и т.д.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных

точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных

приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие

валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно

воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

Массаж проводится до появления теплового эффекта.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры

еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная,

требующая систематичности, большого терпения, единства требований

со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным,

интересным, увлекательным.Обширное умывание (руки до локтя,

воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное

расслабляющее и закаливающее мероприятие.

Релаксация – специальный метод – направлен на снятие мышечного и

нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя,

расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным

расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после

сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной

(расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой

путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно

соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в

различные виды активности.

Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и

эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает

постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж

всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной

чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж,

оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения

гиперкинезов, т.е. игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для

психоэмоционального развития ребенка.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это

дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое

руками с помощью специального оборудования: массажные мячики,

грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры,

массажеры с горохом, фасолью.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом,

основателем аналитической терапии. Быть может, естественная

потребность человека «возиться» с песком и сама его структура

подсказали великому Юнгу эту идею. (Постройки из песка,

пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой).

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития

речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных

движений речевых органов, необходимых для правильного

произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой

нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует

рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой

Осуществляется в процессе НОД.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление

речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в

сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с

двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой

моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А.

Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений

для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование

движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику,

настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров

ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский);

развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость,

распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В.

Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные

отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А.

Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А., Ю.А. Флоренская). Проводится как

Психогимнастика (мимика и пантомимика).

В непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно

связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций

способствует развитию у ребенка не только мимической, но и

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических

технологий повышает результативность воспитательно-

образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей

ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление

здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к

каждому ребенку.Использование вышеперечисленных

здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-

развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее

разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Аннотация: При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В настоящее время многие педагоги в своей работе с детьми с ОВЗ применяют элементы «Су-Джок» терапии в системе здоровьесберегающих технологий. Разнообразные игры с шариком и кольцами «Су-джок» помогают решить многие задачи в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из главных задач развития страны. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. не навреди!
  2. принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
  3. соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением речи.

Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В настоящее время многие педагоги в своей работе с детьми с ОВЗ применяют элементы «Су-Джок» терапии в системе здоровьесберегающих технологий. Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют:

  1. нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
  2. активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
  3. стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  4. повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;
  5. развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
Читайте также:
Весна идёт — весне дорогу' - конспект

Традиционно в работе педагоги использует приемы «Су – Джок» терапии с целью общего укрепления организма, в качестве массажа, для развития моторики при проведение физминуток, а также в режимных моментах. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки стимулируют пальчики детей.

Я в своей коррекционно-развивающей работе использую » Су-Джок» терапию в различных заданиях для развития речи ребенка, воздействия на речевые области в коре головного мозга, коррекции звукопроизношения (автоматизации звука), развития лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации. Звуковой анализ и синтез слогов и слов — один из этапов логопедической работы с детьми. У детей, имеющих речевые дефекты, звуковой анализ и синтез слогов и слов вызывает наибольшие трудности.

Разнообразные игры с шариком и кольцами «Су-джок» помогают решить многие задачи в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Звуковой анализ слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Слоговой анализ слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Использование «Су – Джок» для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета:

по инструкции ребенок собирает желто-зеленый шарик, красно-синий шарик, красно-желтый шарик и т.д.

Использование «Су-джок» при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Использование «Су-Джок» в обучении элементам грамоты.

Ребенок прокатывает шарик по написанной букве. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, ладони (взрослым, ребенком, совместными действиями).

Использование «Су-Джок» на этапе автоматизации звуков .

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец, при этом проговаривая автоматизируемый звук.

Итак, использование массажного чудо-шарика с эластичными кольцами облегчает усвоение сложного материала.

Они развивают у детей память, воображение, служат дополнительной опорой при автоматизации звуков, развивают фонематический слух и моторику ребенка, помогают формировать навыки звукового анализа и синтеза, а также ориентировке детей в пространстве и навыков употребления предлогов.

Захарова Людмила Владимировна,
учитель-логопед

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми с ОВЗ

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В нашем МБДОУ уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением зрения.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Основные составляющие этой системы:

    Организация рационального двигательного режима воспитанников. Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений. .Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
    Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе я соблюдаю следующие принципы:

– принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

– соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.

Читайте также:
Звук и буква К - конспект занятия

Виды здоровьесберегающих технологий, используемые в работе с

детьми с ОВЗ в группе.

    Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

– насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

– нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).

В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос), элементы дыхания по методу Стрельниковой («Ладошки», «Погончики», «Насос»)

Пройдя обучение на курсах Александра Сметанкина, в индивидуальной работе с детьми использую его инновационную методику «БОС – здоровье. Учимся и оздоравлмваемся.»

Упражнения провожу в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физкультурных минутках.

Использую в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Осуществляю её в процессе НОД и в утреннее время.

    Психогимнастика (мимика и пантомимика).

В непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики. В группе имеется настольно-печатные игры «В мире эмоций», которые я активно использую во время НОД.

    Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Использую с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

    Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение. Использую подвижные и спортивные игры средней степени подвижности во время утренней гимнастики перед завтраком.

    Гимнастика пробуждения провожу после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Провожу ежедневно (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).

    Развитие мелкой моторики.

Задачи: повышение работоспособности коры головного мозга; развитие активной речи ребенка. Использование мною на занятиях мелких кукол, деревянных фигурок, специального пальчикового театра вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно, а так же способствует развитию мелкой моторики.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с ОВЗ вместе с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи (игры и упражнения с перчатками и т. д.) В своей работе я активно использую логоритмику. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (, ); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. В группе имеется целый ряд комплексов логоритмики, которые я использую во время утренней гимнастики, на занятиях.

    Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли,

пробок, игры с прищепками). Чтобы данный вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным, предлагаю озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми приёмами.

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и в НОД. Планирую индивидуальную работу с детьми с ОВЗ на две недели по рекомендации учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

Метод терапии Су-Джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Использую данный метод на занятиях по математике, лепке, рисование, в индивидуальной работе.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта.

    Упражнения для глаз

проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока

В работе использую элементы здоровьесберегающей технологии (“технология раскрепощенного развития”).

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Схемы зрительных траекторий использую для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения провожу в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базирую на зрительно-поисковых стимулах. На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую – либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху – вниз. Использую и метку на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Практикую укладывание на дневной сон под музыку для релаксации.

Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажёры, массажёры с горохом, фасолью.

Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. (Постройки из песка, пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой). В группе есть специальный стол для игр с песком.

    Формирование культурно-гигиенических навыков и закаливание

Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Стараюсь сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

В группе регулярно провожу обширное умывание холодной водой (руки до локтя, воротниковая зона и лицо),что является частью КГН, эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие. Также практикую полоскание горла холодной водой после каждого приёма пищи, приём замороженных ягод (клюква, брусника, рябина), растирание рук снегом перед заходом в группу после прогулки

Для продуктивной работы с детьми с ОВЗ в группе создала картотеку
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду», где разработаны комплексы речевых, дыхательных, бодрящих и других гимнастик на весь учебный год для всех возрастных групп. Подобрана целая серия видеогимнастик по временам года, к тематическим неделям. Коррекционно-развивающая среда группы регулярно обновляется и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Технологии валеологического просвещения родителей:

    папки-передвижки беседы личный пример педагога (бассейн, лыжи) нетрадиционные формы работы с родителями (создание рукописных книг) практические показы (практикумы) и другие формы работы.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагога и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Автор: Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КДОУ ВО Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, педагогов, работающих в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
– познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
– формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью и здоровью воспитанников;
– воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Место проведение: физкультурный зал.
Оборудование: гимнастические палки по количеству детей, аудиозаписи.
В проведении мастер-класса участвовало 5 воспитанников моей группы, глухие и слабослышащие дошкольники 4-5 лет.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, побуждать использовать полученные знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
– улучшение памяти, внимания, мышления;
– повышение способности к произвольному контролю;
– повышается работоспособность, уверенность в себе, самостоятельность;
– стимулируются двигательные функции;
– снижает утомляемость, усталость, аппатия;
– улучшаются пространственные представления;
– развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
– стимулируется речевая функция;
– улучшается соматическое состояние.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
– медико – профилактические;
– физкультурно – оздоровительные;
– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
– технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
– валеологическое просвещение родителей;
– здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.
Принципы здоровьесбережения.
– «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
– Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
– Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
– Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
– организацию деятельности детей в игровой форме;
– организацию культуротворчества дошкольников;
– построение педагогического процесса в образе модели культуры;
– снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Читайте также:
Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

3. Игра «Детки». Эмоциональная тактильная игра.
Игры которые снимают психологические барьеры в отношении с педагогом, помогают наладить положительный эмоциональный контакт. В игру включается сам взрослый. Помогает преодолеть робость и застенчивость. Игры создают дополнительную возможность более тесного общения воспитателя с детьми.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем, берутся за руки и произносят слова: «Все детки бегите, бегите быстрей!». Дети бегут к противоположной стороне зала. Воспитатель зовёт детей к себе, давая задания бежать, имитируя движения (как птицы летите, как рыбы плывите…). Дети бегут к воспитателю и собираются все в круг.
Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как птицы летите, летите ко мне!

Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как рыбки плавите, плывите ко мне!

Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как зайки скачите, скачите ко мне!

Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как кошки бегите, бегите ко мне!

Дети вместе с воспитателем садится в круг. Воспитатель произносит слова:
Умыли котята глаза и носы,
И щёчки, и лобики, даже усы,
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
По очереди каждый ребёнок гладит по голове своего соседа слева и говорит ему на ушко «Мяу!».

Наши пальцы рисовали Так-так-так
Наши пальчики читали Так-так-так.
Наши пальчики работали так-так-так
Наши пальчики играли? Нет-нет-нет
Наши пальчики устали Ой-ой-ой.

5.Пальчиковая гимнастика «Котенок-шалун».
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.

Дыхательное упражнение «Петух».
Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.
Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательное упражнение «В лесу».
Представим, что мы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произносим “ау”.
Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.
7. Игровое упражнение «Поплыли» (аудиозапись)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья – Это лодочка моя.
Паруса подниму
И морем поплыву.
А по бурным волнам
Пляшут рыбки тут и там.
Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение
8. Расслабление.
Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Игра “Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза)
Дети стоят в кругу. Выполняются упражнения на расслабление:
– поднять руки вверх, опустить вниз расслабив руки;
– подняться на носки, поднять руки вверх, постепенно расслабляем сначала кисти рук, потом руки, шею, туловище, ноги, ложимся на ковёр и закрываем глаза. Лежать неподвижно, ноги, руки в свободном положении.

Дети встают, проходят по залу, прощаются со взрослыми и уходят.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
10 золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдай режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ Учителя – логопеда и учителя – дефектолога» – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемСофья Острожская

Похожие презентации

Презентация на тему: ” «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ Учителя – логопеда и учителя – дефектолога»” — Транскрипт:

1 «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ Учителя – логопеда и учителя – дефектолога»

2 «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

3 Особенности физического развития детей -нарушение дыхания и голосообразования; – нарушения общей и мелкой моторики; – расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; – повышенная утомляемость; – заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; – нарушение темпо ритмической организации движений.

4 Особенности психического развития детей – нарушения оптико – пространственного праксиса; – неустойчивость внимания; – расстройство памяти (особенно слуховой); – несформированность мышления; – задержка развития воображения.

Читайте также:
Мониторинг речевого развития детей с ОНР

5 Здоровьесберегающие технологии Дыхательная гимнастика Су – Джок терапия Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики пальцев рук Массаж и самомассаж Психогимнастика Релаксация

6 Дыхательная гимнастика Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведтся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

7 Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем. Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка. « Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный). Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

8 Развитие общей моторики Чем выше двигательная активность ребѐнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определѐнными движениями даѐт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

9 «Колобок» Замесила бабушка ни булку, ни оладушки, (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево- вправо.) Доставала из печи (Руки вверх, в стороны, вниз.) Ни пирог, ни калачи, (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.) Как поставила на стол, (Приседания.) Он от бабушки ушел. (Прыжки.) Кто же бегает без ног? (Хлопки в ладоши.) Это желтый колобок! «Гуси серые» Гуси серые летели, (Взмахи руками в стороны.) На лужайку тихо сели, (Приседания.) Походили, поклевали, (Ходьба, наклоны.) Потом быстро побежали. (Бег и ходьба.)

10 Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями

11 Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. «Утюжок» «Добывание огня» «Горка» «Подъёмный кран» Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой – Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять – Нам пора и отдыхать!

12 Су –Джок терапия Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребѐнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

14 Массаж и самомассаж При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); массаж язычной мускулатуры

15 Релаксация Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приѐмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

16 Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты. 2. Нахмуриться (сердитесь) расслабить брови. 3. Расширить глаза (страх, ужас) расслабить веки (лень, хочется подремать). 4. Расширить ноздри (вдыхаем запах; выдыхаем страстно) расслабление. 5. Зажмуриться (ужас, конец света) расслабить веки (ложная тревога). 6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться. 7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться. 8. Оскалить зубы расслабить щеки и рот. 9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) расслабление.

17 Психогимнастика Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Большое значение в обучении всех детей придается использованию наглядных средств обучения, в том числе технических интерактивных. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) технические средства являются важнейшими в обеспечении коррекции или компенсации нарушенных у них функций.

Цель работы: изучение эффективности использования технических средств в современном образовательном процессе детей с ОВЗ.

В процессе работы были использованы теоретические и эмпирические методы изучения классических и современных литературных источников, наблюдения за применением технических средств в процессе обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.

Сбережение здоровья детей является одной из значимых государственных задач. Обеспечение ее решения имеет междисциплинарный характер систем здравоохранения, социального обеспечения и образования на всех этапах развития ребенка. Каждая из систем решает эту задачу в соответствии с возложенными на неё обязанностями. Нас интересует система образования, которая решает вопросы обучения и воспитания детей в течение долгих лет их развития и становления как будущего поколения, ответственного за сохранение и процветание самого государства. Как показывает практика, сбережение здоровья детей в образовательных учреждениях, дошкольных и школьных, нарушается из-за межведомственных барьеров систем, обеспечивающих ее решение.

Читайте также:
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Вопросу преодоления несогласованности систем в процессе решения образовательных задач подрастающего поколения 22 ноября 2018 г. было посвящено заседание Министерства просвещения России совместно с представителями министерств социальной защиты, здравоохранения и других заинтересованных служб по вопросам преодоления межведомственных барьеров, касающихся организации профориентационной работы в сфере обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Вопросы несогласованности систем в решении вопросов обеспечения здоровья детей в условиях образовательных организаций ставились в выступлениях.

Прежде всего это связано с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Закон), в котором на законодательном уровне было провозглашено обязательным получение общего образования и детьми с ОВЗ. На практике это привело к тому, что получение образования детьми в условиях лечения или социального обеспечения получило сбой за счет отказа этих учреждений, возможно, не всех, от обучения детей. В то же время в нашей стране, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.), общее образование получали все дети, вне зависимости от системы их пребывания – здравоохранения, социальной защиты или образования. Главным был вопрос о состоянии детей, необходимой им помощи, лечения, социализации или образования, возможные уровни которого закреплены Законом [1]. В каждом отдельном случае следует рассматривать, почему ребенок, особенно часто с тяжелыми психическими заболеваниями, направляется в образовательное учреждение, не получает обучение в соответствующем учреждении. Еще одной причиной может служить желание родителей обучать ребенка в учреждении по собственному усмотрению, не считаясь с его возможностями. Все родители знают свои права, но не знают своих обязанностей подготовить детей к обучению, которые точно прописаны в Законе [1].

В настоящее время актуальность преодоления межведомственных барьеров в плане обеспечения здоровья детей не вызывает сомнения. Обучение проблемных детей по состоянию их здоровья в образовательных организациях, прежде всего, нарушает их право получения соответствующего лечения или ухода, которого образовательная организация предоставить не может. Кроме того, нарушаются права преподавателей и других воспитанников или учеников. Внимание педагогов оказывается сосредоточенным не на процессе обучения детей, а на проблемном ребенке, иногда и не на одном.

Что касается общих вопросов нарушений здоровьесбережения, например, в школах, то их можно рассматривать с точки зрения использования современных технических средств, прежде всего, информационных без изучения влияния этих средств на здоровье детей. Так происходит, когда полностью заменяется обычная классная доска на интерактивную, а данных о влиянии постоянной работы с ней в классе на зрение детей нет. Возможно, имеют место и другие нарушения, но нас интересуют имеющиеся нарушения в отношении воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Использование технических средств обучения (ТСО) для специального (коррекционного) образования рассматривается в документе «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности» (ГОСТ Р 51079-2006) [2]. В нем делаются ссылки на нормативные документы, регламентирующие различные аспекты применения ТСО и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в плане правового аспекта (лицензирование, сертификация), гигиенических требований по охране здоровья учащихся и преподавателей, требования к оснащенности образовательных организаций специальными средствами защиты, главным образом использовании их под медицинским контролем.

Одним из вопросов, требующих специального рассмотрения, следует считать различение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «дети-инвалиды». По медицинским показаниям дети-инвалиды с соматическими заболеваниями не относятся к детям с ОВЗ. А вот среди детей с ОВЗ детей-инвалидов небольшой процент (точных статистических данных не имеем). К ним относятся дети с физическими, сенсорными (слуха и зрения) и двигательными нарушениями развития, и дети умеренной, тяжелой и глубокой степени умственной отсталости. Самый большой состав детей с ОВЗ составляют дети с речевой патологией, с задержкой психического развития, определяемые как ЗПР, и умственной отсталостью легкой степени, которые не являются инвалидами и не имеют государственной поддержки в виде пенсионного обеспечения. Задача образовательных организаций направлена на получение всеми детьми с ОВЗ, в том числе и не имеющими инвалидности, качественного образования [3]. Важно понимание, что дети с ОВЗ, не имеющие инвалидности, также без создания специальных, коррекционно-значимых условий, в том числе здоровьесберегающих технологий, в процессе обучения не могут быть подготовленными к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, то есть быть интегрированными в современный социум [4].

Для обеспечения соответствующих современным требованиям условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, положительным следует принять требование обеспечения их обучения и воспитания специалистами дефектологического профиля [5]. К ним относятся сурдопедагоги, тифлопедагоги, учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги по обучению детей других категорий. Психологическое сопровождение учебного процесса осуществляется педагогами-психологами – сурдопсихологами, тифлопсихологами, олигофренопсихологами и другими. Всегда специальное педагогическое образование по каждой категории детей с ОВЗ студенты получали за 5 лет обучения, в настоящее время за 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Обеспечение специального коррекционного обучения детей с ОВЗ специалистами дефектологического профиля является одним из условий качественного их обучения и воспитания. Рассмотрим, как на практике решаются вопросы здоровьесбережения каждой из групп детей с ОВЗ в разных условиях их воспитания и обучения в образовательных организациях.

Дети с ОВЗ, инвалиды по состоянию слуха, зрения, нарушений функций опорно-двигательного аппарата, не имеющие задержки психического развития или умственной отсталости, а также дети, не имеющие инвалидность, но с речевой патологией и ЗПР в процессе воспитания и обучения в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях получают тот же уровень дошкольного, начального основного и даже среднего образования, как их сверстники из массовой школы. Учащиеся с легкой степенью умственной отсталости, не имеющие статуса инвалидности, получают образование за 9–12 лет обучения, не сопоставимое с уровнем начального общего образования. В то же время им доступна разработанная и принятая трудовая подготовка, позволяющая выпускникам быть трудоспособными и востребованными по несложным трудовым специальностям, что позволяет успешной интеграции их в современный социум [6].

Читайте также:
Логопедическая работа с детьми-билингвистами в условиях логопункта

Здоровьесбережение детей с ОВЗ обеспечивается созданными в этих учреждениях педагогическими условиями, в то время как условия медицинского сопровождения не всегда соответствуют потребностям охраны здоровья детей с ОВЗ [7]. Педагогические условия сбережения здоровья детей с ОВЗ в системе дифференцированного обучения в коррекционных общеобразовательных учреждениях определяются наличием и грамотным использованием наглядных, в том числе и технических средств. Немаловажное значение придается подбору эффективных методов и приемов обучения, учебных и методических пособий, как, например, для детей с умственной отсталостью [8], но специфических для каждой категории, при необходимости пролонгирования времени их получения.

Рассмотрим примеры применения некоторых специфических технических средств для разных категорий детей с ОВЗ, корригирующих или компенсирующих имеющиеся у них нарушения развития в процессе обучения. В арсенале педагогов-дефектологов используются известные отечественные и зарубежные технические средства. Сурдопедагоги успешно применяют программу «Видимая речь» – Speech Viewer (IBM, США), являющуюся признанным лидером в области специального программного обеспечения, компьютерные программы «Игры для Тигры» (Россия), «Визуальный тренажер произношения» (Республика Беларусь) и другие.

В качестве специальных технических средств для логопедической работы используются зонды, аппаратура контроля произношения и его улучшения, слухоречевые аппараты, тренажеры. Например, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой многосторонний аппаратно-программный комплекс для коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Для коррекции заикания наиболее известны технические средства Auto-DAF-CAF-софт (США – Россия), Dr. Fluency (Израиль), ПО «БризМейкер» (Россия), аппарат «Монолог» (Россия), компьютерная программа «Демосфен» (Россия).

В тифлопедагогике признанными являются традиционные тифлотехнические приборы Брайля для обучения письму и чтению рельефно-точечным шрифтом, письменные принадлежности для плоского письма слепых и слабовидящих, грифели, шестиклавишные пишущие машинки, колодки, шеститочечная азбука, линейка, рельефные карты и схемы, инструменты тифлографики (рельефной графики): готовальня с набором чертежных инструментов для получения рельефных чертежей и рисунков, прибор «школьник» для рельефного рисования на специальной пленке, планшеты для получения лицевого рельефа, модели математических фигур, физических объектов и приборов для обучения слепых, измерительные инструменты и приборы для слепых, технические средства для ориентировки слепых.

Трудно перечислить средства коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений функций опорно-двигательного аппарата, что обусловлено не только характером, но и наличием видов нарушений. К ним относятся врожденная или приобретенная, вследствие заболевания или травмы, патология опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, повреждения позвоночника, конечностей и др.), или заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит, миопатия [9]. Все виды нарушения характеризуется ведущим двигательным дефектом в плане недоразвития, нарушения или утраты двигательной функции. В каждом отдельном случае применяются специфические технические средства, такие как специальная доска для позвоночника, которая используется на уроке или в процессе выполнения детьми домашней работы, различные приспособления для нижних или верхних конечностей, колясок как средств, заменяющих отсутствующие двигательные функции.

Что касается детей с умственной отсталостью, то в настоящее время незащищенными в социальном плане оказались дети с легкой ее степенью. Они не имеют инвалидности и без специально организованного процесса их подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности не могут быть способными конкурировать на современном рынке труда без государственной поддержки. В качестве специфических технических средств обучения детей с легкой степенью умственной отсталости принята необходимость использования для подготовки их по соответствующему виду труда в трудовых мастерских, например, токарных, столярных или слесарных станков, швейных машинок, даже производственного класса, доильных аппаратов, тепличного, садового или другого сельскохозяйственного оборудования. Обязательным при этом является обеспечение в процессе работы здоровья детей. Значимость профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников разработана, экспериментально апробирована и внедрена в современную систему обучения этой категории детей с ОВЗ Г.М. Дульневым. До сих пор она принята не только в России, но и во многих зарубежных странах, как ближнего, так и дальнего зарубежья (Чехия, Словакия, Испания, Казахстан, Узбекистан и др.), признана в Японии. В то же время рекомендуемые в настоящее время учебные планы и программы без должного согласования со специалистами фактически не просто игнорировали, но и по многим показателям ликвидировали все выдающиеся достижения олигофренопедагогики как науки, истоки которых восходят к классическим исследованиям зарубежной и отечественной науки и практики. Они ориентированы на 12 лет обучения детей вместо 9 лет. Заменены учебные предметы, до этого разработанные и апробированные. Не совсем понятно, кому это было нужно и почему в разработке и внедрении их участвует организация или специалисты, никогда не занимающиеся вопросами обучения и воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, для которых и создавались эти школы. Все это привело к тому, что дети с легкой степенью умственной отсталости стали задерживаться в массовой школе, а коррекционные школы для умственно отсталых детей во многом профилироваться в школы для детей умеренной и даже тяжелой степени.

Как видим, все специфические технические средства для детей с ОВЗ используются для коррекции нарушенных или компенсации отсутствующих у них функций и, прежде всего, обеспечивают их физическое здоровье, но и не только. Немаловажное значение имеет в специально организованном педагогическом процессе сохранение психического здоровья детей, воспитание их личностного развития, способности быть интегрированными в современный социум [10]. В условиях интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ всех вместе с разной патологией развития или в среде нормально развивающихся сверстников, вне зависимости от разных подходов к решению проблемы, не способствует сохранению их не только физического, но и психического здоровья, что может принести большой вред. Зачем повторять ошибки прошлого, которые были преодолены отечественной дефектологической школой?

Читайте также:
Дидактические игры в коррекционной педагогике

В настоящее время условия медицинского сопровождения в образовательных организациях для детей с ОВЗ не всегда соответствуют потребностям охраны их здоровья, особенно связанным с использованием специфических для разных категорий детей средств. Прежде всего это относится к применению современных технических средств общего пользования без обязательного медицинского обоснования. К ним можно отнести также некоторые рекомендации по использованию физических упражнений, например повороты головы, вращения глаз для снятия их усталости во время физкультурных пауз, что может быть для некоторых детей с ОВЗ не совсем безопасно. То же самое касается использования интерактивной доски и, возможно, других средств или, тем более, тренингов. Считаем, необходимо иметь рекомендации использования современных технических средств для детей с ОВЗ с медицинским их обоснованием для каждой конкретной категории.

Образцом преодоления межведомственных барьеров, пока, правда, в экспериментальном режиме, для детей с нарушениями речи (ОНР 3-ей степени) и первичной глазной патологии (косоглазие и миопия) может рассматриваться применение сенсорного интерактивного панно с элементами обратной связи (ОС), аппаратов цветоимпульсивной терапии (ЦИТ) в совместной работе психолога, дефектолога, офтальмолога [11].

Основные результаты рассматриваемой проблемы представлены для реализации в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) преподавателей, работающих в общих и коррекционных образовательных учреждениях по дефектологическим специальностям.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Автор: Пожарская Инна Анатольевна

Организация: Филиал МАДОУ №16 — ДС №6 «Серебряное копытце»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Серов

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно – развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального ‘здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: сохранить здоровье детей;создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В своей педагогической практике мне все чаще приходится работать с разными детьми, имеющими задержку в развитии, тяжелые речевые нарушения, неврозы. Увеличивается количество детей с тяжелой адаптацией к новой обстановке и новому коллективу.Позвольте мне поделиться своим опытом работы с данной категорией детей. В своей деятельности я использую различные элементы здоровьесберегающих технологий. Они доступны, безопасны и просты.Вот некоторые из них:

Массаж специальным шариком . Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проекцируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.

Рисование пальчиками способствует развитию мелкой моторики руки, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, подготовка к будущему письму, сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» — результат захватывающего процесса рисования ребенка со взрослым (воспитателем, мамой, папой, бабушкой, дедушкой).

Ароматерапия нормализует здоровье и душевное равновесие, не производя седативного эффекта. Она помогает достичь гармонии и спокойствия, воздействует на настроение и чувства. Очень важным положительным качеством ароматерапии является то, что эфирные составляющие запахов быстро проникают через слои кожи и поступают в кровь, тем самым заметно воздействуя на здоровье. При беспокойстве, депрессии, нервной возбудимости ароматерапия намного безопаснее, чем транквилизаторы и стимуляторы.

Поделки из крупы великолепно влияют на развитие мелкой моторики рук ребенка (а все мы знаем, насколько это важно и для развития речи, и для письма), кроме того, поделки из семян и круп развивают фантазию, творческое мышление, чувство прекрасного.

Читайте также:
Дидактические игры в коррекционной педагогике

Разнообразные светильники и лампы в затемненной комнате переливаются, привлекают внимание и успокаивают, способствуют зрительной стимуляции.

“Сухой дождь” – шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств. В работе с тревожными детьми “сухой дождь” можно использовать следующим образом:

«Убежище». Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча прячется за лентами сухого дождя. «Дождь превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».«Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы). Ребёнок находится под лентами дождя. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п.

В играх используются бельевые прищепки разного цвета и размера. Прищепки «превращаются» в различных животных птиц, помогая развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.

Безусловно, главная цель использования прищепок в играх – это развитие тонких движений пальцев рук. Чтобы использованный вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

Наша мамочка устала, всю одежду постирала.Милой маме помогу, все прищепки соберу.Затем показываем, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на по­верхность стола). При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка.В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

Хитрая плутовка, рыжая головка, ротик открывает, зайчиков пугает.

Игры с пуговицами просты и разнообразны, не требуют особых навыков, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Особенно полезны пуговицы для тренировки мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую влияет на развитие речи и мышления.

Кроме того, перебирая разномастные пуговки, ребенок получает представления о размере, форме, цвете – ведь все пуговицы такие разные и интересные.

Массаж стоп воздействует на рефлекторные точки стопы, стимулируя и балансируя общее состояние внутренних органов и организма в целом. Снимает нервный стресс, усталость, психоэмоциональное возбуждение, успокаивает и приводит нервную систему в порядок, улучшает обмен веществ и укрепляет защитные силы организма. А так же является профилактикой плоскостопия у детей.

Благодаря использованию разных по фактуре материалов (пуговицы, губки, грубые шнуры, наполнители и др.) ходьба по массажному коврику помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия.

Рисование манкой.

В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов. К тому же рисование манкой оказывает положительное влияние на мелкую моторику. Ребенок может собирать манную крупу в кулачок, пересыпать ее из одной емкости в другую, водить по ней пальцами, либо ладошкой и многое другое.

Игры с крупой и «сухой бассейн»

Такие игры развивают мелкую моторику кисти и позволяют не только занять ребёнка на довольно продолжительное время, но и будут полезны для него.Для тренировок с крупой подойдут мелкий рис, гречка, манная крупа, пшено, горох.

Здоровьесберегающие технологии является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития ребенка. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний воспитанников через индивидуальный и дифференцированный подход.

Все вышеперечисленные игры направлены на:

  • развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • коррекцию психоэмоционального состояния;
  • развитие коммуникативной сферы;
  • развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы;
  • развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,восприятия, воображения.

Общий эффект от данных игр и упражнений для детей заключается в снятии мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессии, страхов. При этом плавно активизируется мозговая деятельность, что благожелательно сказывается на интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка.Простые и доступные игры могут быть не только увлекательными, но и полезными.

  1. Афанасьева Т.И. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011. – 72 с.
  2. Гаравская Д. Картины из зерен. Красивые вещи своими руками. – М.: Контэнт», 2010. – 47 с.
  3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ООО «Линка-пресс», 2000, – 294 с.
  4. Пак ЧжэВу. Су Джок для всех. – М.: Су Джок академия, 1998. – 103 с. зрительным контролем, подготовка к будущему письму, сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» — результат захватывающего процесса рисования ребенка со взрослым (воспитателем, мамой, папой, бабушкой, дедушкой).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: