Презентация – Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи

Презентация «Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи»

Разнообразный поток информации — это общение. Оно является условием развития центрального речевого аппарата. А отражение действительности в сознании происходит через органы чувств (сенсорную сферу).

Формы познания: мышление, запоминание, воображение и др. строятся на основе образов восприятия, а закрепление образов предметов происходит через слово.

Схема строения речевого аппарата и его описание.

1 — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ — головной мозг; (лобные извилины левого полушария – центр Брока – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи, височные извилины – центр Вернике – являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения и происходит восприятие речи; для понимания речи имеет значение теменная доля КГМ, а затылочная доля является зрительной областью; подкорковые ядра ведают темпом, ритмом и выразительностью речи;

2 — ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ носовая полость; твердое нёбо; ротовая полость; губы; резцы;кончик языка; спинка языка; корень языка; глотка; гортань; трахея; бронхи; легкие; диафрагма; мягкое нёбо.

Алгоритм речевого высказывания.

Для того, чтобы звучала речь, необходимо поступление нервных импульсов от центрального речевого аппарата к органам переферического — прямая связь. А в ответ должно осуществляться поступление кинестетических ощущений, идущих к ЦРА (центральному речевому аппарату) и слуховой контроль — это обратная связь. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку в момент произнесения, а кинестетические ощущения позволяют предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Таким образом мы видим, что без развития таких составляющих сенсорной сферы как слух и тактильные ощущения, невозможна не только коррекция нарушенного произношения, но и сам акт речевого высказывания.

Сенсорная стимуляция способствует развитию и совершенствованию функций речи коммуникативной — как основы вербального развития обобщающей — как средства мышления регулирующей — которая дает возможность подчинять действия речевой инструкции.

Сенсорная стимуляция — это освоение богатств ощущений слуховых (слуховое внимание и восприятие), зрительных (зрительное внимание и восприятие), тактильно-двигательных, вкусовых, обонятельных (составляющих кинетическую и кинестетическую сферу), помогающих узнать свойства предметов и явлений на основе которых и формируются понятие о них.

В возрасте от 0 до 3 лет Речевое развитие происходит на базе сенсорного опыта детей: таких действий с предметами как ощупывание их, рассматривание, вызывание звуковых реакций, манипулирование предметами разной формы и величины, вынимание и вкладывание, нанизывание, проталкивание, прослеживание, слушание речи и мелодий.

«Петушок у нас в гостях» Осматривание и ощупывание петушка в сопровождении комментариев с называнием его частей тела, чтения стихотворения, и вызывания звуковой реакции игрушки (ку-ка-ре-ку!).

«Покормим петушков» Манипулирование предметами и игрушками различной величины, соотнесение по величине в сопровождении объяснений и комментариев логопеда.

«Разложим шарики» Ощупывание, проталкивание, соотнесение по цвету в сопровождении объяснений и комментариев логопеда.

По результатам обобщения опыта работы и на основе анализа ряда программ по работе с детьми в раннем возрасте, мною составлено для комплексной программы «Малышок». «Руководство по формированию навыков общения у детей раннего возраста «Росточки» адаптированное для реабилитационных центров». В нем освещен раздел работы с детьми в возрасте от 0 до 2-х лет.

В возрасте от 3-х до 5 лет уточняется и расширяется словарный запас при работе с предметным и иллюстративным материалом.

«Внимательно смотри на меня и слушай …» — такую инструкцию мы постоянно даем детям на занятии, задействуя зрительные и слуховые ощущения сенсорной сферы. Развитие тактильных (кинестетических) ощущений происходит при работе над мелкой моторикой, в ходе включения в занятие упражнений, сочетающих речь и движение, в ходе артикуляционных упражнений и логопедического массажа Развитие связной речи в этом возрасте стимулирует слушание комментариев, объяснений взрослого, а ознакомление с качествами и свойствами предметов позволяет расширить фразу.

«Песенка гласных». Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослого на слух.

Зондовый логопедический массаж. Использование механической энергии, передаваемой органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания для улучшения кинестетических ощущений, кинетической основы движений органов артикуляции.

«Волшебный мешочек». Развитие тактильной чувствительности, умения обозначать качества предметов, рассказывать о них, закрепление умения обобщать.

В возрасте от 5-ти до 7 лет лексическая работа предполагает обогащение словаря прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями, которыми мы обозначаем качества, местоположение и др. понятия, характеризующие ощущения сенсорной сферы. Грамматическая работа предполагает умение оперировать этими понятиями при словоизменении, словообразовании, согласовании существительных с вышеназванными частями речи. Составление описательных рассказов на занятиях по развитию связной речи (например по схемам Ткаченко) предполагает конечный результат, если сенсорные эталоны хорошо закреплены.

Схема описания и сравнения игрушек.

Схема описания и сравнения овощей, фруктов.

Читайте также:
Презентация (Технология организации логопедического обследования в ДОУ)

Схема описания и сравнения одежды.

«Какой, какая, какие?». Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе Упражнение в соотнесении по цвету Упражнение в умении объединять предметы по общему признаку Учить слушать инструкции и комментарии взрослого.

«Цветочная поляна». Это упражнение включено в индивидуальное комплексное занятие Упражнение в соотнесении по цвету Упражнение в сравнении по величине Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Вы увидели лишь некоторые игры и упражнения, которые можно включить в занятие как коррекционный компонент. Подобрать их можно в методической литературе: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» О.С Ушакова «Придумай слово» Н.А. Лукина, И.И. Никкинен «Научи меня слышать» Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» И. Лопухина «Речь, ритм, движение» и других изданиях, а так же при использовании развивающих тетрадей и журналов.

Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорное воспитание.

Иващенко Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Индивидуальная работа с детьми по сенсорному развитию
презентация к уроку по логопедии по теме

Разнообразный поток информации – это общение.

Скачать:

Вложение Размер
sensornoerazvitie.pptx 1.79 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

И ндивидуальн ая работ а с детьми по сенсорному развитию Логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида №35 «Аленушка» г. Ершова» Белоус Ирина Валентиновна

Разнообразный поток информации – это общение . Оно является условием развития центрального речевого аппарата, а отражение действительности в сознании происходит через органы чувств (сенсорную сферу).

Внедрение элементов сенсорного воспитания в логопедическую работу связано прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули к идее проведения индивидуальных логопедических занятий с использованием сенсорного уголка . Уже первые занятия показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит материал по сенсорному развитию. Это уголок, где всё звучит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Сенсорный уголок Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорном уголке.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке, в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести перед “Волшебным” зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед “Волшебным” зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчёние, удивление). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантонимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.

Как показывает опыт, у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, были перенесены в сенсорный уголок, в «сухой бассейн» . Например, такие упражнения как «Медвежонок в берлоге», «Заячьи бега», «Слонёнок», «Медуза» и т.д Имея разнообразные наполнители, применение бассейна принимает многофункциональность. Например, игры: «Определи крупу»(макароны) с закрытыми глазами; «Найди букву» (игрушку), «Город одного звука»,»Мой клад», «Буква потерялась» и т.д.

Тепловые таблички Цели: – развивать температурные ощущения; – знакомить с некоторыми физическими свойствами различных материалов; – подбирать таблички, которые на ощупь кажутся одинаково тёплыми. Оборудование: 4 пары табличек, изготовленных из разного материала – дерево, искусственная кожа, замша, металл. Таблички лежат в ящике, каждая пара в своём отделении, и имеют одинаковую форму и размер, но отличаются по теплопроводности.

Сказка «Живые звуки» Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: «а» – радостный и веселый, «у» – угрюмый, задумчивый, «о» – очень любил всему удивляться, «и» – игривый, улыбчивый, «э» – медлительный, рассудительный, «ы» – самый серьезный и хмурый .

«Песенка гласных» Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослого на слух.

Играем пальчиками-развиваем речь

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Существенным фактором в планировании и методике проведения индивидуальных занятий по сенсорному развитию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении ребёнок не может воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Вы увидели лишь некоторые игры и упражнения, которые можно включить в занятие как коррекционный компонент. Подобрать их можно в методической литературе: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» О.С Ушакова «Придумай слово» Н.А. Лукина, И.И. Никкинен «Научи меня слышать» Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» И. Лопухина «Речь, ритм, движение» Н.В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори

Выводы Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала на индивидуальных занятиях имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным: – учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным; – многообразие материалов позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию; – каждое занятие с использованием сенсорного уголка вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность. Считаю, что использование оборудования сенсорного уголка, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов. Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорное воспитание.

ПРЕЗЕНТАЦИЮ СОСТАВИЛА Белоус Ирина Валентиновна, логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Алёнушка» г. Ершова»

Презентация «Использование игрового наглядного материала в развитии речи детей с ОВЗ»

«Использование игрового наглядного материала в развитии речи детей с ОВЗ» Учитель-логопед: Кузнецова А.Б. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» г.Саянск, Иркутской области

Цель: расширение диапазона профессионального общения; предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи: 1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевой компетенции детей старшего дошкольного возраста. 2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе работы, воспитывать интерес к педагогическому поиску. План проведения: 1. Теоретическая часть: Обобщение педагогического опыта по теме. 2. Практическая часть: Совместная работа с педагогами. 3. Рефлексия опыта: Подведение итогов.

Космический полет к другим галактикам Помните, как бы звезды ни были далеки от нас, их сила помогает нам стать выше, сильнее, быстрее в завершении нашего путешествия.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представле­ний, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. Л. Сухомлинский Как же используются игры в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста ? Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов и приемов, эффективность которых очевидна. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать педагогу в работе с детьми с ОВЗ в детском саду

Игры с использованием наглядности. Актуальность данной темы заключается в раскрытии эффективности использования наглядности на дошкольном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта. В коррекционно-развивающей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, необходимо опираться на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Итак, при подборе наглядных пособий, дидактических игр учитываем следующее: Наглядность должна опираться на программный материал; Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь; Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям; Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс; Эти пособия должны быть внешне привлекательными. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал единство слова и наглядности основой обучения.

Структура работы по речевому развитию детей (9 компонентов): 1 компонент нашей структуры – Развитие артикуляционной моторики. 2 компонент нашей структуры – Развитие правильного речевого дыхания 3 компонент нашей структуры – Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова 4 компонент нашей структуры – Подготовка к обучению грамоте и формирование звукового анализа и синтеза слогов и слов 5 компонент нашей структуры – Фонематическое восприятие 6 компонент нашей структуры – Работа над общей и мелкой моторикой 7 компонент нашей структуры – Развитие словаря. 8 компонент нашей структуры – Формирование граммати́ческого строя речи. 9 компонент нашей структуры – Развитие связной речи.

1 компонент нашей структуры – Развитие артикуляционной моторики. 1 звездочка – целенаправленная педагогическая деятельность в игровой форме, обеспечивающая развитие артикуляционной моторики для подготовки правильного звукопроизношения

Схемы для формирования правильного артикуляционного уклада При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Автоматизация изолированного звука Звуковые дорожки

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков Такой прием помогает в ненавязчивой форме повторять многократно слова с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, потому что дети увлечены сюжетом игры – помогают кому-то из героев, кого-то спасают, идут в гости или, наоборот, выступают гостеприимными хозяевами.

2 компонент нашей структуры – Развитие правильного речевого дыхания 2 звездочка – Игры направленные на развитие правильного речевого дыхания

Игры для формирования направленной воздушной струи, речевого дыхания

Игры для формирования направленной воздушной струи, речевого дыхания Игра: «Остуди горячий чай» Игра: «Накорми фрукты» Игры: «Лети, бабочка! Лети стрекозка!», «Подуй в дудочку!»

Игры для формирования направленной воздушной струи, речевого дыхания

3 компонент нашей структуры – Воспроизведение звукослоговой структуры слова 3 звездочка – Игры направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Игра «Пирамида» Игра «Логокуб»

4 компонент нашей структуры – подготовка к обучению грамоте и формирование звукового анализа и синтеза слогов и слов 4 звездочка – подготовка к обучению грамоте и формирование звукового анализа и синтеза слогов и слов – это еще один из этапов логопедической работы

Звуковые символы – Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

Звуковой анализ и синтез

Пример использования наглядного материала. При изучении темы «Мебель» выставляются несколько картинок с изображением предметов мебели и две звуковые схемы слов, отличающихся только гласными звуками. Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова (стол, стул). стол стул

5 компонент нашей структуры – Фонематическое восприятие 5 звездочка – Игры направленные на развитие фонематического восприятия

Звуковые линейки: Служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Могут быть разнообразны и даже соответствовать лексической теме: голова— начало слова, туловище — середина, хвост — конец слова.

Назови первый звук в слове. Назови последний звук в слове.

3 компонент нашей структуры – Работа над мелкой моторикой 3 звездочка – Игры направленные на развитие мелкой моторики

Игра «Тактильный мешочек» Игра «Песочная полянка» Игра «Змейка» Игра «Найди пару»

Панно «Мой дворик» Панно «Африка» Выкладывание букв из фасоли, пуговиц, фишек Пластилинография

7 компонент нашей структуры – Развитие словаря. 7 звездочка – Игры и упражнения для развития словаря детей

Игра «Обобщающие слова»

Игра «У кого какая мама?» Игра «Назови части предмета»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Собери портфель»

Игра «Кто что делает?»

8 компонент нашей структуры – Формирование граммати́ческого строя речи. 8 звездочка – Игры и упражнения для развития лексико-грамматической правильности речи.

Игра «Рассели по домикам»

Игра «Чей хвост?» Игра «Чьи ушки?»

Игра «Чей, чья чьё, чьи?»

Игра «Кто где живет?»

Игра «Какой компот, суп?»

НАЗОВИ ЛАСКОВО Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Шуба теплая – шубка тепленькая Лиса хитрая – лисичка хитренькая Заяц белый – зайчик беленький Сапоги чистые – сапожки чистенькие Ветка короткая – веточка коротенькая Шишка длинная – шишечка длинненькая Ворона черная – вороненок черненький Снег белый – снежок беленький. ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает. Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) – дедушкин, Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин. КТО ГДЕ ЖИВЁТ? Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного. Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … . ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые. Шляпа (какая?) – черная, большая… Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) – белая, праздничная…. Шуба (какая?) – меховая, теплая…

9 компонент нашей структуры – Развитие связной речи. 9 звездочка – Игры и упражнения для развития связной речи.

Опорные схемы для составления описательных рассказов

Беседы по сюжетным картинкам

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал. Вывод: Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.

Метод Эдварда де Боно «7 шляп мышления». Этот метод используется для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный вопрос, и человек который, надевает шляпу определенного цвета, говорит свое мнение: Человек с белой шляпой – Что я сегодня узнала нового? Человек с красной шляпой – Что для меня было интересно? Человек с черной шляпой – Что я возьму для своей работы? Человек с зеленой шляпой – Я поняла, что… Человек с синей шляпой – Что меня удивило? Человек с желтой шляпой – Теперь я могу… Человек с прозрачной шляпой – пожелания Рефлексия

Бернард Шоу: «Если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Успехов вам и творчества.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Ольга Сикстель
Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Здравствуйте. Представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений»

В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Требования сенсорного воспитания в 2-3 года

• Понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

• Ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

• Умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

• Способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

• Узнавать геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник» находить похожие на них предметы.

Средства сенсорного развития: дидактические игры и упражнения, игровая деятельность, конструирование, изобразительная деятельность.

Остановимся более подробно на дидактических играх и упражнениях.Наряду с покупными игрушками: «Вкладыши», «Пирамидки»,

«Разноцветные стаканчики», «Занимательный шар»

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

И многми другими

Хотелось рассказать о пособиях, сделанных своими руками. Пособие «Тучка» и «Солнышко».Задачи данного пособия: развитие мелкой моторики рук,

закрепление двух основных цветов, знакомство с природными явлениями.

Многофункциональная игрушка «Слоник». Эта игрушка частично является аналогом игры «Чудесный мешочек». Почему частично, потому что я ее усовершенствовала. Помимо работающего хобота и внутренней части игрушки, функциональными стали еще и бока со спинкой. Как же с ним играть? Предлагаю следующие игры: «Найди такой же» (кладем внутрь одинаковые игрушки, ребенок достает одну, а затем на ощупь старается найти такую же, «Угадай, что это» (ребенок просовывает руку внутрь, ощупывает игрушку и старается отгадать, что это, «Достань, что назову» (внутрь слоника помещаются геометрические фигуры и формы, ребенок на ощупь должен найти тот предмет, который назвали). Эти игры направлены на сенсорное развитие. Играя, мы развиваем память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, тактильные ощущения.

На одном боку моего слоника прикреплены цветные кнопки, на которые одеваются разноцветные резиночки. Развивается мелкая моторика рук, закрепляется знание цветов.

Другой бок-это магнитная доска. Прикрепите на нее любую сюжетную картинку – «составь рассказ по картинке», несколько предметных – «найди лишнее» и т. д.

На спинке – доска для рисования, со счетами.

Не забыли и про заднюю часть. Здесь прикреплены съёмные полосы различные по фактуре – развиваем тактильные ощущения.

Развивающая игрушка «Веселый щенок»

формирование положительных эмоций, воспитание эстетического восприятия, развитие речи, развитие первичных понятий об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений.

-развитие тактильных ощущений, движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики;

-закрепление представлений о цвете и величине, форме;

-классификация предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина);

-развитие навыка счета;

-развитие речи и активизация словаря;

-доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

развивающая игрушка изготовлена из фанеры, ДВП, ткани,

замков-молний, шнурка, пуговиц, пластмассовых колесиков.

При создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать своими руками. Развивающая игрушка «Веселый щенок» используется в игровой деятельности детей; в воспитании дружеского отношения к своим сверстникам, желания играть вместе. Развивающая игрушка помогает развивать восприятие детей (цвет, величина, форма, мелкую моторику, память, внимание, связную речь, эмоциональный мир детей. Таким образом, «Веселый щенок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Многофункциональное методическое пособие «Разноцветный кубик»

повышать интерес детей к получению знаний об окружающем мире;

развитие умственных способностей, связной речи воспитанников;

развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, тактильных ощущений;

формирование пространственных отношений, умения различать цвет, некоторые геометрические фигуры, эмоции.

Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры, игрушки, развивающие пособия для детей. И согласитесь, современных детей сложно чем-то удивить. Но я постаралась, и знаете – удивила. Немного моей фантазии, креатива и золотых рук мамы моего воспитанника и у нас получилось замечательное пособие «Разноцветный кубик».

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Сам куб представляет собой пять рабочих сторон.

Каждая сторона направлена на развитие той или иной познавательной функции и имеет свой цвет.

1 сторона – зеленая: «Совушки».Описание игры: положите красные шарики (кубики, бусины и т. д.) в карман совушки с желтыми крыльями; с желтым клювом; той, которая расположена ниже и т. д.

2 сторона –желтая: «Заплети косички».Описание игры: заплети косички грустной девочке; веселой и т. д.

3 сторона –зеленая: «Волшебные мешочки».Описание игры: определи предмет на ощупь.

4 сторона –красная: «Необыкновенное яйцо».Описание игры: расставь цветочки так, чтобы первым был голубой; чтобы первым и последним были белые цветы и т. д. ; завяжи бантик из голубой ленточки; заплети косичку.

5 сторона –синяя: «Веселый мишка».Описание игры: продень шнурок в колечки разными способами.

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Увлекательные многофункциональные игрушки «Веселый огород» – капуста и гусенички. «Капусту» мы сшили – материал хб. Наполнили холлофайбером, пришили замки, молнии, шнуровку на листочки.

Цель этой игрушки развивать память, моторику рук, глазомер.

Гусенички – обвязали яйцо от киндер-сюрприза, наполнили разными крупами, пришили по бокам липучки – можно соединять, убирать, делать длиннее и короче. Также можно использовать как сенсорное развитие, цвет, моторику рук, шумовое ощущение, слух; больше, меньше прикрепление липучек, пристегивание шнуровок. Дети играют с удовольствием.

Презентация – Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи

Автор: Зопуньян Елена Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №2

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Цель: ориентировка слепого дошкольника в окружающем микро- и макропространстве с использованием сохранных анализаторов (слух, тактильное осязание)

Задачи:

Образовательные:

      • Совершенствовать навык ориентировки в пространстве опираясь на звуковой сигнал (колокольчик).
      • Дать возможность применить на практике полученные знания (о форме, величине, материале), умение сравнивать предметы.
      • Закрепить умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе) с помощью тактильного осязания.

Коррекционно-развивающая:

      • Развитие тактильного осязания, крупной и мелкой моторики, речевого слуха.

Воспитательная:

      • Воспитание самооценки, инициативности, самостоятельности.

Материалы и оборудование:

Кукла Петрушка, колокольчик, корзина, мячи, кубики разных размеров из разных материалов (резиновые, тканевые, деревянные, пластмассовые), геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, ромб, треугольник), фланелеграф (настольный), космический песок, формы для песка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дефектолог: Аня, к нам пришел гость, чтобы узнать кто это, тебе надо отгадать загадку:

С колокольчиком в руке

В ярко красном колпаке

Он – веселая игрушка

Аня: – Петрушка!

Дефектолог: Аня, Петрушка принес колокольчик и предлагает поиграть с колокольчиком.

Игра «Где звенит колокольчик ?»

Дефектолог: Аня, мы с Петрушкой будем звонить в колокольчик, а ты слушай и говори, где он звенит (справа -слева, вверху-внизу, впереди-сзади).

Дефектолог: Аня, Петрушка принес нам еще что-то, обследуй этот предмет и назови что это?

Аня: Это плетеная корзинка, она сделана из прутиков, у нее есть ручка, чтобы держать корзинку.

Упражнение «Что в корзинке ?»

Ребенок достает из корзины мячи и называет их форму, материал из которого они сделаны, складывает в пластмассовую корзину.

Дефектолог: Аня, эти мячи чем-то похожи?

Аня : у них одинаковая форма — они круглые.

Дефектолог: А чем они отличаются ?

Аня: Они сделаны из разных материалов и разной величины. Аня достает мяч, называет его форму, величину, из чего он сделан. Сравнивает мячи.

Также обследует кубики. Достает кубик, называет его размер (большой или маленький), форму ( квадратный), материал из которого он сделан.

Дефектолог: Аня, а сравни, пожалуйста, этот кубик (тканевый) и этот мяч (тканевый), чем они похожи и чем отличаются?

Аня: И кубик и мяч сделаны из ткани, но форма у них разная. Мяч круглый, а кубик квадратный.

Дефектолог: Аня, а Петрушка предлагает нам еще одну игру.

Упражнение на фланелеграфе.

Дефектолог: Петрушка принес фланелеграф и геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник, овал). Разложи геометрические фигуры по углам, Расскажи, в каком углу расположен круг, в каком ромб и т. д.?

Аня: Круг расположен в левом нижнем углу и т. д. Называет расположение всех фигур.

Дефектолог: Аня, ты справилась с этим заданием, давай подвигаемся!

Физминутка.

Шаг на месте, раз, два, раз, два!

Выше руки поднимаем, а потом их опускаем раз, два!

Раз и два подпрыгнуть нужно,

скачем выше, скачем дружно раз, два, раз, два!

Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем

(ходьба на месте) раз, два, раз, два!

От души мы подтянулись, раз, два, раз, два,

( подтягивания — руки вверх и вниз)

И на место вновь вернулись! ( Садимся на место).

Дефектолог: Аня, Петрушка принес космический песок, а что с ним делать не знает, научи его.

Аня выполняет из песка различные поделки: печенье, пирожки.

Дефектолог: Анечка, Петрушка наблюдал как ты играла, выполняла упражнения, как ты думаешь, ему есть за что тебя похвалить?

Аня перечисляет.

Дефектолог: Аня, а мне понравилось как ты отвечала на вопросы, справилась со всеми упражнениями, была внимательной, ты меня порадовала! Спасибо!

Список используемой литературы:

  1. Прогаммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду/ под ред. Л.И. Плаксиной, М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  2. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Авт. Л.А. Дружинина, Челябинск : Издательство «АЛИМ», 2008.
  3. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением с зрения. Л.А. Дружинина, М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – Детский сад № 169”

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка очень важна.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

— восприятие речи взрослых;

— наблюдение за языком;

— вовлеченность в активную речевую среду;

— диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

— обеспечение богатства сенсорных представлений;

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

— обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС(речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

— развитие словаря ребёнка

— работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

— развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

— воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)

— подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

— развитие мелкой моторики и графомоторной функции

— знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

  1. 1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. Схемы на дыхание.

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

  1. 3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

  1. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »
  2. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

  1. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др. Схемы для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобщающих слов, например «транспорт» — лото;

на дифференциацию, например — одежда летняя, зимняя и при — лото, домино; увеличивается количество игр на многозначные слова; игры типа «Нарисуй слово» (на понимание многозначности).

Схема качеств предметов «Отгадай, что это?».

Лото — «Один, одна, одно»; Карточки для игры «А что у Вас?» (у меня высокий дом, а у меня маленькая избушка).

Игры на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже — «Чего не хватает?» (носков, чулок); Д/упр. «Дорисуй дорожку» (например на дорожке нарисована капля воды, а дальше – чайник, в котором вода кипит. Нужно дорисовать, что еще можно делать с водой).

Лото «Мы гуляем» (что можно делать в лесу, на реке, в парке аттракционов и подбор картинок с глаголами.)

Лото с наименованиями посуды, детенышей животных и птиц — «Один — много».

Картинки с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5груш).

Картинки с изображением синонимов.

Игры на образование профессий от разных частей речи — «Знаешь ли ты профессии?»; на подбор однокоренных слов — «Логические линейки» с картинками, изображающими эти слова. «Слова наоборот»; «Свойство предметов» ; «Кто и что?» (живое-неживое); «Мир вокруг нас»(игра на употребление предлогов).

  1. 7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; Мнемотаблицы. Коллажи- «Найди кто спрятался», «Какая сказка потерялась?».

Наборы цветных геометрических фигур для моделирования рассказов и сказок.

Упражнения типа — дорисуй сказку, вставь пропущенные слова в рассказ или сказку. Серии сюжетных картинок на разные темы (времена года, игры детей, профессии взрослых, картинки- забавы и пр.).

Серии заданий:- «Обгоревший свиток». Размытое письмо» — дополнить сложные предложения;

Схемы составления рассказов разного типа, сказок, загадок.

«Отгадай животное»; « Отгадай мебель», «Отгадай сказку»,

«Забавные истории»; «Что перепутал художник?»; «Витражи сказок»; «Составь рассказ по картине», «Разложи по порядку и составь рассказ».

Альбомы со схемами: загадок, стихов, рассказов.

«Пословицы и поговорки», «Что к чему и почему», «Где я это видел?».

Картотеки: упражнения дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастики; скороговорок; чистоговорок; потешки, стихи.

  1. 8. Развитие мелкой моторики

Нитгография, скань. Мнемодощечки (до 15-20 видов).

Рисование мылом, рисование мыльными пузырями, рисование солью, расчесывание, рисование поролоном.

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

  1. Речевое общение. Проблемные ситуации на моделирование культуры речевого поведения (карточки: говорю быстро- медленно, громко-тихо, ласково-грубо и др.). Карточки со смоделированными ситуациями общения.

Фотоальбомы (моя семья, мои друзья, мои любимые животные, мы отдыхаем и пр.) для обсуждения.

Знаки — примирения, восхищения, дружбы и пр. Колпачок именинника Центр общения в группе (камин, зелень, освещение, кресла и пр.)

Схемы и модели правил культуры речевого общения в группе.

Заключение

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Уважаемые коллеги! Условиями успешного проведения занятий по развитию речи будут создание особой творческой атмосферы, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности.

Желаем творческих успехов!

Тема: Звук [З]. Конспект логопедического занятия. Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад “Сказка” город Кумертау Республика БашкортостанКонспект логопедического занятия в старшей группе. Цель: знакомство детей со звуком [з]. Задачи: у.

КОНСПЕКТ занятия для детей старшей группыВид занятия: Формирование связной речи. Тип занятия: Составление описательного рассказа с опорой на модель в виде плана-схемы. Тема занятия. День рождения бурого медведя. Программное содержание: Цель: Научить строить описательный рассказ о бурых медведях с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы. Задачи: 1.ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ: – Развивать пс.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Как птицы и звери готовятся к зиме».Автор: Любичева Елена Константиновна, воспитатель МБДОУ кв д/с №6 г. Усолье-Сибирское Иркутской области. Описание материала: предлагаю вам конспект итогового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Как птицы и звери готовятся к зиме». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Цель: Создать условия для развития речи детей через орга.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «В лес за грибами и ягодами». Сценарий образовательной деятельности «Здравствуй лес, чудесный лес». Автор: Царёва Любовь Михайловна Место работы: г. Томск МБОУ ДОД ДДТ «Планета» Описание: Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. Цель: Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Задачи: Расширить представл.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [С] изолированно, в слогах и словахЦели: Коррекционно-образовательные: •закрепление произношения звука [С] изолированно, в слогах и словах; •учить употреблять существительные в родительном падеже единственного числа. Коррекционно -развивающие: развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания; •развитие мелкой моторики рук; •развитие мимики лица. Коррекционно-воспитательные: четкое и правильное произношени.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», г. Губкина, Белгородской области. Конспект занятия рекомендован учителям-логопедам детских садов. Конспект занятия в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук Э»Цель: ознакомление детей с новым гласным звуком Э. Задачи: 1. Учить выделять звук Э среди других гласных звуков. Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ рядов ЭО, АЭ. Закрепить понятие.

Конспект индивидуальной НОД для детей 5-6 лет на тему “Автоматизация звука С”Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», города Губкин, Белгородской области. На занятиях по постановке звуков, их автоматизации и дифференциации очень трудно удержать внимание и работоспособность ребенка на протяжении всего занятия. Упражнения артикуляционной гимнастики отличаются монотонностью, цикличностью и не вызывают у детей большого интер.

Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области. Данный материал рекомендую воспитателям дошкольных учреждений.Обучение детей творческому рассказыванию Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обуча.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области. Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на тему «Звук Н»Цель: Ознакомление детей с новым согласным звуком Н. Задачи: 1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО. 2. Совершенствовать умение обр.

Конспект занятия по развитию речи “По дороге к Азбуке” в старшей группе детского сада.Тема: “Страна Азбука”. Автор: Галиулина Надежда Валерьевна; воспитатель,Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №156-I» г.Саратов. Описание материала: предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы детского сада. Данное занятие будет интересно воспитателям старших групп для подведения итогов по проверке и закреплению знаний. .

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психологаТема занятия. Путешествие в волшебную Страну ЗвуковАвтор: Кушнарева Ирина Алексеевна – педагог-психолог МБДОУ №60 “Ягодка” с.Кулешовка Ростовской области. Описание материала: Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога для старших дошкольников, которое направлено на закрепление артикуляторных навыков, развитие психических процессов и мелкой моторики, снижение психоэмо.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Вербальные и невербальные формы общения»Автор: Зайцева Мария Александровна Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Ржев Тверской области Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Описание материала. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме “Вербальные и н.

Конспект НОД по автоматизации звука [л] в слогах, словах и предложениях, дифференциации звуков [л] – [л’] по теме: «Путешествие в страну Любознаек»Автор: Поветкина Надежда Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Теремок», г. Новоалтайск Алтайский край Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста посещающих логопедическую группу или логопункт. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспит.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-семантических компонентов речи в старшей логопедической группе на тему: “Путешествие в зимний лес”.Описание материала: Предлагаю Вам конспект фронтального занятия по формированию лексико-семантических компонентов речи в старшей логопедической группе на тему: “Путешествие в зимний лес”. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада. Цели: – тренинг речевого общения на основе лексической темы “Дикие животные”.

Открытое занятие для родителей и педагогов ДОУ. Старшая логопедическая группа. Тема занятия: «Автоматизация звука «С»Возраст: дети 5-6 лет, старшая логопедическая группа. Предмет, тема занятия: логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука «С». Образовательная область: коммуникативная. Этап обучения: автоматизация звука. Цель: закрепить произношение звука, умение различать в слогах., словах. Задачи. Коррекционно- образовательные: совершенствование навыков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: