Презентация (Упражнения для профилактики акустической дисграфии – Звуки С-Ш)

Презентация «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в играх»

Светлана Семенова
Презентация «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в играх»

Дифференциация звуков [С] — [Ш] в играх

Слайд 5: Уточнение артикуляции звуков, введение условных обозначений звуков (с- «песенка ветра», язык опущен вниз, воздушная струя холодная; ш – «песенка змейки», язык поднят вверх, воздушная струя теплая)

Слайд 6,7: Пройти звуковую дорожку по стрелкам, произнося звуки/слоги в соответствии с условными обозначениями.

Слайд 8: Произнести в соответствии с направлением стрелок звуки/слоги столько раз, сколько обозначено под стрелками.

Слайды 9,10 : Выбрать и назвать слова со звуком ш – подарки для змейки, с — подарки для ветерка

Слайды 11,12: а) «Буква «С», она ходит в гости к своим друзьям, словам, в которых есть буква “С”. Я буду говорить, куда идет буква “С” ,а ты внимательно следи. Если буква пришла к другу, поздоровайся, назови это слово, если буква “С” пришла к слову, в котором буква “Ш” хлопни в ладоши, буква поймет, что там не ее друг. Начнем? Буква «С» пошла налево. вверх. направо. и т. д». Аналогично играем с буквой «Ш».

б) «В центре поля буква «Ш», она ходит в гости к своим друзьям, словам, в которых есть звук «Ш». Давай составим ей маршрут, план, как ей повидать своих друзей и не попасть к словам чужим, со звуком “С». Куда надо букве пойти сначала налево, направо, вверх или вниз?» Аналогично играем с буквой «Ш».

Прикреплённые файлы:
s-sh-prezentacija-mo-2_5of6s.ppt | 10016,5 Кб

Презентация «Дифференциация звуков [C], [З], [Ц]» для детей подготовительной группы Содержание Конспекта:1. Оргмомент. Дети стоят в линию. Логопед: каждый должен назвать слова длинные слова со звуком С в начале. Каждый слог.

Дифференциация звуков [c]-[ш] Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков [c]-[ш] в слогах, словах, во фразах, чисто говорках Задачи: Расширение.

Презентация «Дифференциация звуков [c]-[ш]» Часть №2 Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков [c]-[ш] в слогах, словах, во фразах, чисто говорках Задачи: Расширение.

Консультация «Дифференциация звуков [Р], [Р`], [Л], [Л`]» Дифференциация звуков [р, р`, л, л`]. Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-либо признакам. Ребенок научился произносить.

Дифференциация звуков [С] — [Ш] Произносить слоги: Ша – са шо – со шу – су Са – ша со – шо су – шу Яш – яс ош – ос уш – ус Аш – ас ис – иш ыш – ыс Ос – ош ус – уш еш.

Дифференциация звуков [С]-[З] Произносить слоги: За – са зо – со зу – су Зя – ся зё – сё зи – си Зва – сва зво – сво зву – сву Зви – сви зве – све зла – сла Злу –.

Дифференциация звуков [Щ] — [С] Произносить слоги: Ща – ся щу – сю щи – си Ся – ща сю – щу си – щи Ащ – ась ощ – ось ящ – ясь Ющ – юсь ищ – ись ещ – есь Ась – ащ ось –.

Дифференциация звуков [Щ] — [Ш] Произносить слоги: Ща – ша шу – щу щи – ши ше – ще Ша – ща щу – шу ши – щи ще – ше Ащ – аш ющ – юш еш – ещ Аш – ащ юш – ющ ещ – еш Произносить.

Читайте также:
Методическая разработка по автоматизации звуков

Дифференциация звуков [В] и [Ф] Дифференциация звуков Ф-В Карточки 1. Записать только те слова, в которых пропущена буква Ф:. онтан,. отинок, А. рика, А. ерика, ту.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик» Задачи:.

Презентация “Дисграфия. Методы коррекции”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Причины возникновения нарушений письма

Влияние негативных факторов в раннем детстве

учащиеся начальных классов

учащиеся среднего звена

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией. Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само».

Неправильное произношение звуков

На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая

Недостаточность слуховых дифференцировок

На почве нарушения языкового анализа и синтеза

Нарушение языкового анализа и синтеза

Недоразвитие грам. строя речи

Несформирован-ность зрительно- пространственных функций

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Задание на развитие восприятия величины предметов.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Развитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Распознавания букв со схожим графическим выражением. Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа.

  • Акустическая дисграфия. 1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные). 2. Найди по звуку слово. 3. Назови слово, которое отличается от остальных. УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА –ТАЧКА. 4. Игры с мячом.
  • “Я знаю пять слов”.
  • «Любопытный».
  • «Будь внимательным».

Коррекционная работа.

  • Акустическая дисграфия. 5. Игры со словами.
  • Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .
  • Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а,
  • Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)
  • Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
  • Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
  • Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, .
  • Расшифруй слова и назови одним словом.
  • а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
  • б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

Коррекционная работа.

  • Акустическая дисграфия. 5. Игры со словами.
  • “Путаница”. 1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги. 2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. 3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов 4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы Час перед рассветом Переход под землей Повязка на руке Камни под водой Шаг без шума Совет без пользы
Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 2. Поиграй с волшебными суффиксами – ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие РУКА НОГА ДОМ
  • СТОЛ УСЫ НОС

Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 3. Запиши предложения, используя предлоги К – ОТ

Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО. Лампу, стола, со, убрали. Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на. 5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.

Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания. 6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов. Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 8. Почему их так назвали? Образец: Пчеловод разводит (кого) . . Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод; 9. Закончить предложения, используя слова, данные в скобках. Стол изготовлен из . . Стакан сделан из . . Сапоги сшиты из . . Коньки сделаны из . . Носки связаны из . . Шубка сшита из . . Слова для справок: шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь. 10. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба—– ; поля картофеля – —–; зверь леса – —–; цветок поля – —— .

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Коррекционная работа.

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1.Подружи слова. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши. Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. 2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши. Б_лк_. Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. 3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа. Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа 4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши). Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.

Коррекционная работа.

  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. 5.Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова.
  • А1Г3 – Г2А4Д3 –
  • Д1Б2 – Б3Д2 –
  • Г4Д4 – Б4А2 –

Коррекционная работа. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза Филворд. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали) Дидактическая игра «Улитка». Чего нельзя делать? НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ. НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКлавдия Богданова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ.” — Транскрипт:

1 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Автор-составитель: Учитель-логопед ГОУ ЦПМСС Курортного района СПб Мелешко Т. М. Санкт-Петербург уч.г.

2 Обоснованность продукта Акустическая дисграфия занимает второе место по распространенности среди младших школьников. Ошибки, обусловленные нарушением слухо-произносительной дифференциации акустически близких звуков, в той или иной степени, практически всегда представлены и в смешанной форме дисграфии.

3 Современный подход к изучению дисграфии Дисграфия – стойкое специфическое нарушение письменной речи.

Читайте также:
Дикие животные - конспект интегрированной НОД

4 Современный подход к изучению дисграфии дисграфия перестаёт быть самостоятельной речевой патологией, а является одним из проявлений более сложного и глубокого нарушения, связанного с несформированностью психических функций ребёнка, его психологической неготовностью к школе, общей неуспешностью школьного обучения дисграфия у современных школьников всё сложнее поддаётся коррекции, требует длительного времени и комплексного подхода. В тяжёлых случаях акустические ошибки, входящие в состав сложной формы дисграфии требуют длительной коррекции до 2-х лет

5 Результаты эффективности продукта по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе Традиционная работа по коррекции акустической дисграфии Широко представлены материалы, направленные на дифференциацию акустически близких звуков Как получить стойкую положительную динамику и повысить эффективность коррекционной работы? Постепенное, поэтапное формирование фонематических образов звуков с опорой на сохранные анализаторы, соотнесение их с соответствующими буквами, закрепление на письме с последующей дифференциацией Проблемы в работе Учителя-логопеды сталкиваются с отсутствием речевого материала для работы на подготовительных к дифференциации этапах

6 Цель внедрения продукта Коррекция акустической дисграфии и профилактика появления грамматических ошибок и перерастания дисграфии в дизорфографию

8 Представленный продукт содержит систему коррекционной работы по формированию фонематических образов глухих и звонких согласных звуков и включает в себя: 1. Методические рекомендации. 2. Дидактический материал : комплекс письменных упражнений, позволяющих сформировать у учащихся чёткий фонематический образ звука, соотнести его с буквой и постепенно закрепить на специально подобранном материале. Дидактический материал, представленный в данной работе, содержит упражнения направленные на закрепление согласных «п» и «б», «т» и «д» и представляет собой первую и вторую часть продукта. Данные звуки вошли в первую часть не случайно, именно они чаще всего взаимозаменяются на письме и требуют более длительной коррекции.

9 Этапы коррекционной работы: 1 этап Формирование фонематического восприятия звука. 2 этап. Соотнесение звука и буквы. 3 этап. Закрепление звуко – буквы на письме.

10 Эффективность применения продукта.

11 Внедрение продукта в деятельность ОУ Пособие предназначено для учителей-логопедов. Данный материал может применяться на любом логопункте у младших школьников, имеющих ошибки на смешение глухих и звонких согласных. Речевой материал содержит задания различной степени сложности и может использоваться для занятий с учащимися 2-3 классов, количество заданий необходимых учащимся определяет учитель-логопед, в зависимости от выраженности и тяжести нарушения. Основную часть данной работы представляет дидактический материал, состоящий из упражнений, которые учащиеся могут выполнять под руководством учителя-логопеда или самостоятельно. Карточки можно использовать для домашних заданий и занятий с родителями.

13 Спасибо за внимание! звоните, пишите, приезжайте , Санкт-Петербург, г.Сестрорецк, Приморское ш, д. 280, тел ,

Конкурсная презентация “Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии”

«Профилактика дисграфии у дошкольников, артикуляторно- акустическая дисграфия».

Слайд 1
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Слайд 2
Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением письма существует тесная взаимосвязь. Дети с недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в массовую школу с недоразвитием речи, испытывает большие трудности в овладении письмом. Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении.

Читайте также:
Логопедический праздник по итогам учебного года для учащихся 1-4 классов

Слайд 3
Дисграфия (от греч.: “dys” – отрицание и “grapho” – писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Слайд 4
Выделяются следующие виды дисграфий:
– артикуляторно-акустическая дисграфия
– дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
– дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
– аграмматическая дисграфия
– оптическая дисграфия

Слайд 5
Артикуляторно-акустическая дисграфия — дисграфия, в основе, которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.
Слайд 6
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах одних букв другими, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи.
– Замены одних букв другими (особенно часто обозначающие звонкие и глухие звуки, свистящие и шипящие, р – л, мягкие и твердые).
– Пропуски букв (особенно часто пропускаются гласные буквы).
Кроме этих ошибок в письме детей с несформированным произношением встречаются нередко перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов.
Слайд 7 Вот характерные образцы письма детей с недостатками произношения. Письмо по слуху Диктуемый текст На ступи весна. Так снек. Наступила весна. Тает снег. Текут луци. Прилери писы. Текут ручьи. Прилетели птицы. Скоо будут поснезики. Скоро будут подснежники.

Как можно видеть из примеров, в письме учащихся отмечаются замены букв, показывающие на недостаточное различение определенных звуков («луци» – ручьи), и различные виды нарушения структуры слова(пропуски букв, не дописывание), указывают на слабое усвоение звукового анализа.
Слайд 8
Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Преодоление недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно.
Слайд 9
Основные направления логопедической работы: 1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). 2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. 5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.
Слайд 10
И возникают следующие задачи:
а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;
б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;
в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;
г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно, пользоваться соответствующими буквами;
е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Читайте также:
Сценарий логопедического досуга (Путешествие в город Красивой речи)

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.
Слайд 11
После постановки и автоматизации звуков проводятся упражнения по дифференциации звуков.
– Дифференциация звуков на слух
(хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «С»; подпрыгни на месте, если услышишь слог со звуком «Ш»; подними руку, если услышишь слово со звуком «С»; топни, если услышишь слово со звуком «Ш» и т.д.)
Слайд 12
– Дифференциация звуков в слогах
Игры «Слоговая лесенка» «Запомни и повтори» (са – ша, со – шо) «Цепочка слогов» ( произношение слоговых рядов в прямом и обратном порядке са-ша-са) «Скажи наоборот» ( говорим слог со звуком «ш», а ребенок подобный со звуком «с») «Тихо – громко» ( слоги со звуком «с» произнеси громко, а слоги со звуком «ш» – тихо) «Придумай слова со слогами» (ша, са, шо, со, шу, су, ши, сы).
Слайд 13
– Дифференциация звуков в словах
Игры «Повтори слова парами» (шила – сила, шут – суд) «Назови сначала слова со звуком «С» потом со звуком «Ш» (предлагаем ребенку предметные картинки)
«Умный паровозик» (определение места звука в слове начало-середина-конец)
Слайд 14 -15
«В мире звуков» (определение места звука в слове начало-середина-конец) «Узор из звуков» (выделяем первый звук в словах и составляем узор)
Слайд 16
«Речецветик» (выбери картинки со звуком «С», выбери картинки со звуком «Ш»)
Слайд 17 «Умный паровозик» (раздели на слоги, распредели картинки по вагончикам) «Третий лишний» ( послушай слова, раздели на слоги и назови лишнее Саша-шест-сушки, смешной-пушистый-послушный) «Чем отличаются слова» (сутки-шутки, миска-мишка,каска-кашка) «Замени первый звук в слове» (пушки -… сушки, кошки-..сошки, Паша- …Саша) «Добавь первый звук»( шить- …сшить, пешка-…спешка, ушки-..сушки)
Слайд 18
«Зашифрованные слова» (выкладывание слова по первым звукам – картинками)
Слайд 19 Звуковой анализ слов и т.д.

Слайд 20
– Дифференциация звуков в предложениях
Игры «Повтори предложения» (Мой сынишка – большой хвастунишка.) «Составь предложения по опорным словам» (Саша, путешествие. Сынишка,сушки.)
«Найди лишнее слово в предложении» (Ксюша высушила карандаши мокрые варежки.)
«Составление предложений» (по сюжетной картине)
Слайд 21
«Четвертый лишний» (составление предложений по картинкам, выделение лишнего предложения рисует – пишет) «Закончи предложения» и др.
– Дифференциация звуков в чистоговорках
Игры «Повтори чистоговорки» (Шок-сок-шок – Саша выучи стишок) «Так бывает или нет?» (Са-ша-са – шубу шьет себе лиса)
– Дифференциация звуков в связной речи
Пересказ текста, составление рассказа по картине , разучивание стихотворения с движением На лесной опушке (присесть на корточки)
Потерял я сушки . (хлопать ладонями по полу)
Ко мне Слава подошел, (шаги на месте)
Сушки все мои нашел. (вытянуть руки вперед ладонями вверх)
Слайд 22
– Игры и упражнения с буквами
Составление слогов, слов из букв. Игры «Составь слова из слогов», «Спрятанные слова»,
«Слово в слове» (солнышко – сон, сок, слон, косы, осы, шок, нос,локоны) и т.д.
Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно писать и читать их.
Слайд 23
Таким образом, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте когда начинается развитие речи у ребенка. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Читайте также:
Домашние и дикие животные - план-конспект фронтального занятия

Презентация на тему: “Коррекционная работа по устранению дисграфии”

Коррекция письменной речи учащихся коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: “Коррекционная работа по устранению дисграфии”»

Коррекционная работа по устранению дисграфии

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

связанная с нарушениями языкового анализа и синтеза

Они имеют проблемы языкового анализа и синтеза

на различных уровнях:

– нарушение границ предложения, пропуски букв, нарушение звукослоговой структуры;

– лексико-грамматические нарушения: бедный словарь, аграмматизмы; – смешение по акустическому принципу (ж – ш, з – c…); – букв по оптическому принципу (б-д, к – н, о – а, и – у, т – п, и-ш, с-х).

недоразвитие познавательной деятельности ,

нарушение устной речи, несформированность языковых обобщений, нарушение деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов

Нарушения письменной речи у обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер, они с большим трудом устраняются

Поэтапная логопедическая помощь

  • коррекция произносительной стороны речи
  • формирование фонематических процессов
  • развитие лексико-грамматического строя речи
  • формирование связного высказывания
  • обогащение словарного запаса
  • закрепление словообразовательных моделей

слухового внимания и памяти

при целенаправленном коррекционно- логопедическом воздействии

но не исчезает совсем.

зрительного внимания, восприятия и памяти

Принцип правописания

Особенности ошибок

Многочисленные, повторяющиеся и сохраняются длительное время

связаны с несформированностью высших психических функций

характеризуются нарушением фонетического принципа письма

наблюдаются у детей школьного возраста

Группы ошибок

Искаженное написание букв

Замены рукописных букв

Искажения звукобуквенной структуры слова

Искажения структуры предложения

Аграмматизмы на письме

Принципы логопедического воздействия

поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи

Этапы устранения речевых недостатков

Устранение пробелов в различении звуковой стороны речи (развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), закрепление зрительного образа буквы, сопоставление ее со звуком. Дифференциация звуков в устной и письменной речи.

Уточнение имеющегося запаса слов, дальнейшее обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

формирование и развитие связной речи.

Развитие связной речи, а также уделяется внимание формированию умений и навыков написания деловых бумаг.

Упражнение «Слоговое лото». Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанные на листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева (одинаковой формы).

Читайте также:
Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике

Рекомендации

Развивать правильное звукопроизношение

Развивать фонематический слух

Развивать зрительный и слуховой анализ и синтез

Профилактика акустической дисграфии у дошкольников

Павлова Татьяна Геннадиевна

Вторая квалификационная категория

Педагогический стаж 10 лет

МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Северное сияние»

Сургутского района, п. Нижнесортымский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей “Северное сияние” п. Нижнесортымский Сургутского района ХМАО-Югра Тюменской области

При недостаточном фонематическом слухе и фонематическом восприятии процесс становления устной речи, как следствии процесс письма, затруднены. Таким образом, механизм возникновения акустических дисграфий обуславливается недостатками фонематического слуха и восприятия.

Нарушение речевого слуха отрицательно влияют на такие процессы, как понимание устной речи, использование экспрессивной речи, как следствие формирование речи.

Суть артикуляторно-акустичекой формы состоит в том, что ребенок имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме, иными словами, пишет так как произносит.

Акустическая форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам.

При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

На письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:

-звонкие –глухие (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш) смотредь вместо смотреть;

свистящие- шипящие (С-Ш, З-Ж, и т.д.) сутка вместо шутка;

ротовые соноры (Р-Л) палаход вместо пароход;

-аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-С) ташка вместо чашка;

-также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».

Нарушение фонематического слуха ведет- к нарушениям фонематического восприятия, отсюда- страдают фонемы близкие по акустическим признакам и в результате- дефекты звукопроизношения близкие по акустическим значениям (свистящим и шипящим), близкие по артикуляторным значениям (звонким- глухим, твердым- мягким) и все это ведет к нарушениям письма.

Цель коррекционной работы: развитие фонематического слуха и восприятия.

На занятиях с дошкольниками я провожу следующую работу по развитию фонематического слуха и восприятия.

1) Учу различать речевые и не речевые звуки, используя игры на развитие слухового внимания:

– «Шумящие коробочки» (разнообразное содержание коробочек: скрепки, соль, горох и т.д.);

– «Кто как кричит?» (включаем магнитофон и узнаем голоса животных);

– «Кто тебя позвал?» (узнай по голосу);

– «Угадай по звуку» (определение предмета по характеру звука: ложечка в стакане, бубенчик, шуршащая бумага);

2) Упражнение на различение речевых звуков «Поймай звук (А)» (называем ряд гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (А).

3) Знакомство с терминами: «Звук», «Буква», «Слово» правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по разному, слова могут быть длинными и короткими. Объясняю, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

При знакомстве со звуками я использую наглядный материал: «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Объясняю, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.

Для обозначения гласных звуков используем красную фишку.

При произнесении согласных звуков нам мешают губы, язык и зубы.

Воздух может проходить из носа т.е. носовые звуки или рта т.е. ротовые звуки (на схеме воздух обозначается стрелочкой).

Читайте также:
Игры для развития фонематического восприятия

Он бывает холодным (обозначаем снежинкой) и горячим (обозначаем солнышком).

Также согласный звук может быть звонким (колокольчик) и глухим

(перечеркнутый колокольчик). Это мы можем определить закрывая ладонями уши или прикладывая тыльную сторону ладони к гортани.

Определяем твердость и мягкость звука т.е. разница в положении средней части языка (твердые звуки- это орешек, мягкие звуки- подушечка).

Твердые согласные обозначаем синей фишкой, мягкие согласные зеленой фишкой. Этот наглядный материал подходит для подгрупповой работы.

Для индивидуальной работы я использую «Разрезные схемы».

Таким образом ребенок видит разницу звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости и я объясняю, что и буквы обозначаются по разному, знакомлю с образами букв, подкрепляю зрительным анализатором. Буквы прописываем, вырезаем, лепим, дописываем недостающий элемент буквы.

Учу ребенка, как правильно произносится звук и буква, например звук (Б), а буква «БЭ».

4) Самостоятельно произносим слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

5) Учу различать на слух гласные и согласные звуки на уровне звуков, слогов, слов. Для этого использую дидактическую игру «Звукоцветик».

Отрывая лепесток определенного цвета, ребенок называет соответствующий звук;

6) Самостоятельно выделяем слова с заданным звуком (отобрать картинки со звуком (С);

7) Учу звуковому анализу и синтезу слов Дид. игра «Звуковое лото»;

8) Определение места звука в слове Дид. игра «Паровозик»

Дид.игра «Звуковой домик»

Если звук в начале слова кладем картинку в первый вагончик, если в середине, то в средний, если в конце, то в последний вагончик в игре «Звуковой домик» играем по такому же принципу.

9) Анализ несложных слов по схеме и модели Дид. пособие «Подбери слово к схеме».

Дана схема, ребенок подбирает из ряда картинок подходящую картинку к данной схеме.

Таким образом, используя представленные задания, пособия на логопедических занятиях, я решаю очень важную задачу- профилактику акустической дисграфии у дошкольников. Надеюсь, данный опыт будет полезен учителям и воспитателям.

Список литературы:

Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку у дошкольников». – М.: Просвещение, 1997.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки/ Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. – СПб.: Издательство Лань, 1999 – (Учебники для вузов. Специальная литература)

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.

Гербова В.В., «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Просвещение, 1984.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1985.

Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/ под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.

Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М.: Аквариум, 1995.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для учащихся дошк. пед. уч-щ/ Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.

Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1976.

Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Просвещение, 1994.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1972.

Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.

Читайте также:
Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002321

Штрих код (№ квитанции) 62502670051691 Дата отправки 22 января 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.

Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более токая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

При несформированности фонематических процессов возникают стойкие специфические ошибки:

замены, смешения букв;

-по акустико-артикуляционному сходству;

-парных по звонкости – глухости;

-свистящих и шипящих согласных;

-мягких и твердых согласных;

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется в ошибках:

-пропуски букв, слогов;

-недописывание букв, слогов;

-наращивание слов лишними буквами;

-перестановка букв, слогов.

Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы:

-Узнавание неречевых звуков;

-Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса;

-Различение слов, близких по звуковому сходству;

-Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Навыки звукового анализа даются в детском саду, но есть дети, которые не получили таких знаний. С ними работа начинается со знакомства со звуком и буквой, с остальными школьниками продолжается углубленный анализ более сложных слов. С первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, даются упражнения по узнаванию гласных в ряду других гласных, в ряду слогов и слов. Далее дети упражняются в определении гласного в середине слова: выделить звук [ы] в словах д ы м, нёс, б ы л, с ы р, соль, мел, м ы ть, б ы к, п ы ль. Важным моментом является вычленение гласного звука на слух в любой позиции.

Читайте также:
Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

Дальнейшая работа над звуковым анализом слов проводится с согласными звуками:

-узнавание согласного звука в начале слова;

-в середине слова (эти задания вызывают наибольшие затруднения у учащихся)

Дети дописывают недостающую букву; диктуют слова без последнего согласного (логопед легким стуком карандаша обозначает отсутствующий звук),

образуют новые слова, заменяя первый (или второй) согласный каким-либо другим согласным (кот вот; шары, дары, пары), из первых звуков названий картинок составляют слова.

Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи, а именно: сравнить сходство звуков по артикуляции, разграничить акустическое смешение парных звонких и глухих согласных, дать понятие мягкого и твердого согласного, выработать фонематическое представление о гласных и согласных звуках, научить выделять гласный и согласный звук в любой позиции. Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменных диктантов, придумывания предложений с заданным словом, подбором слов с нужным звуком, дописыванием недостающих букв, рассматриванием слога и слова, как составляющих звуковых единиц.

Различение согласных по твердости – мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного, но в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать гласные буквы а-я, о-е, э-е, у-ю, ы-и. Логопед подбирает различные упражнения. Например при дифференциации гласных у – ю:

1) Спиши слова. Вместо точек вставь пропущенную букву у или ю. Подчеркни мягкие и твёрдые согласные.

гр…здь т…бик г…сеница

2) Внимательно прочитай предложения . Найди допущенные ошибки. Запиши предложения правильно.

К чаю подали ватрушки с изумом. Луди борются за мир. Ученик полючил пятёрку.

Дюня ударилась ногой о камень и ощютила сильнюю боль. У этой каструли очень удобные рючки. Мужчина взялся за двернюю рючку.

Для контроля проводятся слуховые и графические диктанты, тесты.

Второй способ обозначения мягкости согласных на письме – посредством мягкогознака. Рассматриваются две позиции мягкого знака в слове: в конце и в середине слова. Большое значение придается смыслоразличительной роли мягкого знака на примере паронимов. Детям предлагается отгадатьметаграммы:

В школе мною пишут дети на доске,

Мягкий знак добавь – и я уже в реке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: