Презентация (Технология организации логопедического обследования в ДОУ)

Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛев Алеев

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии.” — Транскрипт:

1 Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии

2 Этапы обследования Ориентировочный. Диагностический. Аналитический. Прогностический. Информирование родителей.

3 Ориентировочный этап Задачи: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных о индивидуально- типологических особенностях ребенка.

4 Ориентировочный этап Виды деятельности: – Изучение медицинской и педагогической документации; – Изучение работ ребенка; – Беседа с родителями.

5 Ориентировочный этап: выявляемые данные Этиология Наследование Внутриутробное развитие Родовой период Раннее детство

6 Ориентировочный этап: выявляемые данные Проблемы в обучении Проблемы взаимоотношений Проблемы адаптации Проблемы в поведении

7 Ориентировочный этап: выявляемые данные

8 Ориентировочный этап Выводы: Наличие органического или функционального нарушения; Направления обследования; Уровень предъявляемого речевого материала; Набор методик и тестов; Способ предъявления материала; Дозирование нагрузки; Способы установления контакта.

9 Диагностический этап Задачи: Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Определить характер несформированности языковых средств; Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо); Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

10 Диагностический этап Виды деятельности: – Педагогический эксперимент; – Беседа с ребенком; – Наблюдение за ребенком; – Игра.

11 Диагностический этап Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; От общего к частному; От сложного к простому; От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным; От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).

12 Диагностический этап: технология обследования речи дошкольников Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построения текста Специфика использования языковых средств Общая характеристика речи Направления углубленного исследования при наличии показаний Лексический запас Грамматический строй Звукопроизн ошение Слоговая структура Обследование фонематического восприятия Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

13 Диагностический этап: технология обследования речи школьников Обследование процесса письма Обследование процесса чтения Обследование устной речи по показаниям Обследование психических процессов, оптико- пространственных представлений и графо- моторных навыков по показаниям Текстов ая компетенция Словарн ый запас Граммат ический строй Фонема тическо е восприятие и звуко- буквенный анализ Слогова я структур а слова Звукопроизношение Строение и функции артикуляционного аппарата

14 Диагностический этап: обследование связной речи Виды связной речи: Диалогическая Монологическая (обследуется после 4,5 лет)

15 Диагностический этап: обследование диалогической речи Проводится в процессе беседы Оценивается:Контактность Адекватностьповедения Инициатива Богатство и адекватность использования вербальных средств Богатство и адекватность использования невербальных средств

16 Диагностический этап: обследование монологической речи Виды работы: Составление описательного и /или повествовательного текста; Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы); Сокращение (компрессия) текста; Соотнесения текста и картинки или объекта. Виды помощи: Наличие наглядных опор; Стимуляция активности; Наводящие вопросы; Организующая помощь.

17 Диагностический этап: обследование монологической речи Оценивается Темп Особенностиголосоведения Паралингвистические средства Звуковая сторона речи Словарный запас Грамматическое оформление Качества текста

18 Параметры анализа связного высказывания Качества текста Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания); Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить); Степень развернутости (примерное количество предложений); Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью); Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями; Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

Читайте также:
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

19 Параметры анализа связного высказывания Грамматическое оформление Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу); Развернутость предложения (длина в среднем); Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).

20 Параметры анализа связного высказывания Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой, соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.

21 Параметры анализа связного высказывания Звуковая сторона речи Звукопроизношение сформировано (не сформировано); Состояние слоговой структуры слова (с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.

22 Параметры анализа связного высказывания Паралингвистические средства Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации; Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Особенности голосоведения Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей); Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная); Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе. Темп: Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.

23 Диагностический этап: обследование словарного запаса Цели и задачи обследования Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифференцированном значении, несформированность переносного значения и др.); Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).

24 Диагностический этап: обследование словарного запаса Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).

25 Диагностический этап: обследование грамматического строя Цели и задачи: Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.); Выяснить уровень обучаемости системных грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).

26 Диагностический этап: обследование грамматического строя Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде). Действия

27 Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи: Цели и задачи обследования: Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении алгоритмических структур и их характер; Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.

28 Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( отраженное и сопряженное проговаривание) Игровая деятельность, свободная беседа.

Читайте также:
Многофункциональное логопедическое пособие 'Волшебное дерево'

29 Диагностический этап: обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата: Цели и задачи обследования: Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

30 Аналитический этап Цели и задачи интерпретация полученных данных; Заполнение речевой карты; Формулировка заключения

31 Аналитический этап Форма патологии Недостатки строения артикуляционного аппарата Нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата Недостатки двигательных функций мимических мышц Дислалия функциональная Нет Дислалия механическая Да, кроме расщелин и расщеплений Нет Ринолалия открытая Да, наличие расщелин и расщеплений, дефекты строения мягкого неба Нет, кроме изолированного пареза мягкого неба Нет Дизартрия НетДа, разнообразные нарушения, могут быть выражены в различной степени тяжести Да Алалия моторная НетДа, преимущественно в виде оральной апраксии Нет

32 Аналитический этап Форма патологии Дефекты звукопроизно -шения Несформиро- ванность фонематичес- кого восприятия Лексико- грамматичес- кое недоразвитие Недостатки связной речи Недостатки ритмико- мелодической стороны речи и/или тембра Дислалия функциональ- ная Всегда Может быть Нет Дислалия механическая Всегда Может быть Нет Ринолалия открытая Всегда Может быть Часто Дизартрия Всегда Может быть Всегда Алалия моторная В самостоя- тельной речи Всегда

33 Аналитический этап Только для первичной формы речевой патологии Форма патологии Дефекты звукопроизношения Несформированность фонематического восприятия Лексико- грамматическое недоразвитие Недостатки связной речи Фонетическое недоразвитие Всегда Нет Фонетико- фонематическое недоразвитие Всегда Нет Фонематическое недоразвитие Нет Всегда Нет Общее недоразвитие речи Всегда

34 Прогностический этап Цели и задачи Определить прогноз дальнейшего развития ребенка; Выяснить основные направления коррекционной работы с ним; Решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

35 Аналитический этап Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы); Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе; Занятия со специалистами в домашних условиях; Занятия с родителями при консультативной поддержке специалистов; Занятия с длительным отрывом от родителей (стационарное лечение, санатории, группы круглосуточного пребывания, интернаты и т.п.).

36 Информирование родителей Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна быть построена с учетом родительского чувства любви к ребенку; Беседа должна быть построена в конструктивном направлении: надо отвечать на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват»; Логопед должен деликатно сообщить родителям всю информацию, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была, подкрепляя свои слова примерами из обследования; Необходимо попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время; Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями; В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.

«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_obsledovaniya.pptx 433.46 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста» Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ «Подснежник » Шарабаева Н.Н.

Цель логопедического обследования : определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи : 1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; 2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения; 3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Грибова О. Е . выделяет 5 этапов логопедического обследования. 1 этап. Ориентировочный. 2 этап. Диагностический. 3 этап. Аналитический. 4 этап. Прогностический. 5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1 этап. Ориентировочный этап; 2 этап. Дифференцировочный этап; 3 этап. Основной; 4 этап. Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает Грибова О. Е .

I этап. Ориентировочный. Задачи первого этапа : • сбор анамнестических данных; • выяснение запроса родителей; • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности: – изучение медицинской и педагогической документации; – изучение работ ребенка; – беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся : – медицинская карта ребёнка; – Выписки специалистов; Заключения специалистов. К педагогической документации относятся : – Педагогическая характеристика; – Логопедическая характеристика; – Психологическая характеристика

Изучение работ ребёнка . К данному виду документации относятся: – Рисунки; – Творческие поделки. Беседа с родителями . – Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребёнка. – Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом); – Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический. Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: – какие языковые средства сформированы к моменту обследования; – какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; – характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть : – в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании ); – какие факторы влияют на проявления речевого дефекта Методы логопедического обследования: * педагогический эксперимент; * беседа с ребенком; * наблюдение за ребенком; * игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть: • от возраста ребенка; • от уровня развития речи; • от уровня психического развития ребенка; • от уровня обученности ребенка.

Принципы и подходы. 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода . 2 . Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. 3 . Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. 4 . От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. 5 . Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц.

Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста Обследование диагностической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построение текста Специфика использования языковых средств

Направление углубленного исследования при наличии показаний Обследование фонематического восприятия Грамматический строй Лексический запас Слоговая структура Звукопроизношение Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

III этап. Аналитический. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы. В речевой карте, как правило, представлены разделы: – Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования; – Анамнестические данные; – Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; – Раздел, посвященный характеристике речи; – Логопедическое заключение.

IV этап. Прогностический. На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка , основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы . Формы реализации индивидуальных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальному плану; Групповые занятия по определенной коррекционной программе; Подгрупповые занятия; Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ; Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

V этап. Информационный. Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка . Требования к информированию родителей : – Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии; – Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку; – Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы логопедического обследования предлагаемые нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой

I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком). II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, строения артикуляционного аппарата, дыхательной функции, голосовой функции, просодической стороны речи, фонематического восприятия, понимания слов, понимания предложений, понимания грамматических форм, лексического запаса, грамматического строя языка, навыков построения предложения, грамматических изменений слов в предложении, грамматического оформления на морфологическом уровне, связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Презентация «Логопедическая диагностика речи детей 4-х лет»

Наталья Полежаева
Презентация «Логопедическая диагностика речи детей 4-х лет»

В презентации представлен материал для диагностики речи детей четырех лет. Задания и картинки подобраны в соответствии с возрастом детей. Задания сопровождаются рисунками.Наглядный материал выстроен в последовательности: 1. Общее развитие ребенка; 2. Звукопроизношение; 3. Фонематическое восприятие; 4. Слоговая структура речи; 5. Словарь (активный и пассивный); 6. Грамматический строй речи; 7. Связная речь.

В каждой речевой области несколько заданий. В “Общем развитии ребенка” первым этапом является разговорно-описательная беседа, проведя которую у специалиста уже складывается представление о речи ребенка. Далее определяется ведущая рука. Это для того чтобы создать более комфортную среду для дальнейшей диагностики. Также на этом этапе представлены задания на выявления уровня познавательной области ребенка (цвет, форма, времена года и их последовательность, части суток, ориентировка в пространстве). Подробнее ознакомится с содержанием можно при просмотре презентации.

Прикреплённые файлы:
diagnostika-rechi-detei-4-goda_h3uc8.pptx | 6581,5 Кб

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Презентация на тему «Зима» к конспекту по развитию речи в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему “Зима”. Её я подготовила и использовала, как приложение к занятию по развитию.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Презентация “Технология организации логопедического обследования” по педагогике – проект, доклад

Презентацию на тему “Технология организации логопедического обследования” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Медицина. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Технология организации логопедического обследования

Автор: учитель- логопед МОУ Сосновская СОШ №2 Локтева Инна Владимировна

Этапы логопедического обследования

I этап. Ориентировочный. II этап. Диагностический III этап. Аналитический. IV этап. Прогностический. V этап. Информирование родителей.

Этапы Логопедического обследования

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение медицинской и педагогической документации

К медицинской документации относятся:

К педагогической документации относятся:

Медицинская карта ребенка;

Характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним;

Изучение работ ребенка

К данному виду документации относятся:

рисунки школьные тетради дневник

Беседа с родителями

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб; Заполнение анкеты непосредственно родителями (матерью или отцом); Рекомендации для родителей.

При взаимодействии логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случаи будет зависеть:

От возраста ребенка; От уровня развития речи; От уровня психического развития ребенка; От уровня обученности ребенка.

Общие принципы и подходы определяющие последовательность проведения обследования.

1. Принцип индивидуального и индивидуального подхода. 2. От общего к частному. 3. От сложного к простому. 4. От продуктивных видов речевой деятельности- к рецептивным. 5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

Задачей аналетического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:

Паспортная часть; Анамнестические данные; Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; Раздел, посвященный общей характеристике речи; Специальное место для записи логопедического заключения.

IV. Прогностический этап

Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями. Занятия в условиях интеграции в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.

V. Информирование родителей.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии ребенка.

1. Беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии. 2. Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку. 3. Беседа должна быть построена в конструктивном направлении.

Презентация на тему Технология логопедического обследования

Презентация на тему Презентация на тему Технология логопедического обследования из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 37 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Технология логопедического обследования

Слайды и текст этой презентации

Технология логопедического обследования

Дифференциальная диагностика форм речевой патологии

Сбор анамнестических данных;
Выяснение запроса родителей;
Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Изучение медицинской и педагогической документации;
Изучение работ ребенка;
Беседа с родителями.

Ориентировочный этап: выявляемые данные

Ориентировочный этап: выявляемые данные

Ориентировочный этап: выявляемые данные

Выводы:
Наличие органического или функционального нарушения;
Направления обследования;
Уровень предъявляемого речевого материала;
Набор методик и тестов;
Способ предъявления материала;
Дозирование нагрузки;
Способы установления контакта.

Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
Определить характер несформированности языковых средств;
Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо);
Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Педагогический эксперимент;
Беседа с ребенком;
Наблюдение за ребенком;
Игра.

Принципы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
От общего к частному;
От сложного к простому;
От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным;
От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).

Диагностический этап: технология обследования речи дошкольников

Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков
Особенности коммуникативного поведения
Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств

Обследование монологической связной речи
Специфика построения текста
Специфика использования языковых средств
Общая характеристика речи

Направления углубленного исследования при наличии показаний

Обследование фонематического восприятия

Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

Диагностический этап: технология обследования речи школьников

Обследование процесса письма

Обследование процесса чтения

Обследование устной речи по показаниям

Обследование психических процессов, оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков по показаниям

Фонематическое восприятие и звуко-буквенный анализ

Слоговая структура слова

Строение и функции артикуляционного аппарата

Диагностический этап: обследование связной речи

Виды связной речи:

Монологическая (обследуется после 4,5 лет)

Диагностический этап: обследование диалогической речи

Проводится в процессе беседы

Диагностический этап: обследование монологической речи

Виды работы:
Составление описательного и /или повествовательного текста;
Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы);
Сокращение (компрессия) текста;
Соотнесения текста и картинки или объекта.

Наличие наглядных опор;
Стимуляция активности;
Наводящие вопросы;
Организующая помощь.

Диагностический этап: обследование монологической речи

Параметры анализа связного высказывания

Качества текста
Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания);
Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить);
Степень развернутости (примерное количество предложений);
Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями;
Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

Параметры анализа связного высказывания

Грамматическое оформление
Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу);
Развернутость предложения (длина в среднем);
Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).

Параметры анализа связного высказывания

Словарный запас
соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой,
соотношение активного и пассивного словаря;
трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу;
представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.

Параметры анализа связного высказывания

Звуковая сторона речи

Звукопроизношение сформировано (не сформировано);

Состояние слоговой структуры слова
(с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.

Параметры анализа связного высказывания

Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации;
Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом.

Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей);
Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная);
Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.

Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.

Диагностический этап: обследование словарного запаса

Цели и задачи обследования

Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц);
Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифферинцированном значении, несформированность переносного значения и др.);
Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).

Диагностический этап: обследование словарного запаса

Материал для обследования:

Предметные и сюжетные картинки

Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).

Диагностический этап: обследование грамматического строя

Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций);
Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.);
Выяснить уровень обучаемости системным грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).

Диагностический этап: обследование грамматического строя

Материал для обследования:

Предметные и сюжетные картинки

Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).

Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи:

Цели и задачи обследования:

Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления;
Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер;
Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.

Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи:

Материал для обследования:

Предметные и сюжетные картинки

Вербальный материал (отраженное и сопряженное проговаривание)

Игровая деятельность, свободная беседа.

Диагностический этап: обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата:

Цели и задачи обследования:

Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения;
Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.);
Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

Интерпретация полученных данных.
Заполнение речевой карты.
Формулировка заключения.

Презентация на тему: Технология логопедического обследования

Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии

Ориентировочный. Диагностический. Аналитический. Прогностический. Информирование родителей.

Задачи: Задачи: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности: Изучение медицинской и педагогической документации; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями.

Выводы: Выводы: Наличие органического или функционального нарушения; Направления обследования; Уровень предъявляемого речевого материала; Набор методик и тестов; Способ предъявления материала; Дозирование нагрузки; Способы установления контакта.

Задачи: Задачи: Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Определить характер несформированности языковых средств; Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо); Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Виды деятельности: Виды деятельности: Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.

Принципы: Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; От общего к частному; От сложного к простому; От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным; От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).

Виды связной речи: Виды связной речи: Диалогическая Монологическая (обследуется после 4,5 лет)

Проводится в процессе беседы Проводится в процессе беседы Оценивается:

Виды работы: Виды работы: Составление описательного и /или повествовательного текста; Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы); Сокращение (компрессия) текста; Соотнесения текста и картинки или объекта.

Качества текста Качества текста Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания); Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить); Степень развернутости (примерное количество предложений); Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью); Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями; Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

Грамматическое оформление Грамматическое оформление Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу); Развернутость предложения (длина в среднем); Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).

Словарный запас Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой, соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.

Звуковая сторона речи Звуковая сторона речи Звукопроизношение сформировано (не сформировано); Состояние слоговой структуры слова (с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.

Паралингвистические средства Паралингвистические средства Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации; Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Особенности голосоведения Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей); Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная); Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе. Темп: Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.

Цели и задачи обследования Цели и задачи обследования Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифферинцированном значении, несформированность переносного значения и др.); Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).

Материал для обследования: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).

Цели и задачи: Цели и задачи: Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.); Выяснить уровень обучаемости системных грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).

Материал для обследования: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде). Действия

Цели и задачи обследования: Цели и задачи обследования: Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер; Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.

Материал для обследования: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (отраженное и сопряженное проговаривание) Игровая деятельность, свободная беседа.

Цели и задачи обследования: Цели и задачи обследования: Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

Цели и задачи Цели и задачи интерпретация полученных данных; Заполнение речевой карты; Формулировка заключения

Только для первичной формы речевой патологии Только для первичной формы речевой патологии

Цели и задачи Цели и задачи Определить прогноз дальнейшего развития ребенка; Выяснить основные направления коррекционной работы с ним; Решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы); Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе; Занятия со специалистами в домашних условиях; Занятия с родителями при консультативной поддержке специалистов; Занятия с длительным отрывом от родителей (стационарное лечение, санатории, группы круглосуточного пребывания, интернаты и т.п.).

Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна быть построена с учетом родительского чувства любви к ребенку; Беседа должна быть построена в конструктивном направлении: надо отвечать на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват»; Логопед должен деликатно сообщить родителям всю информацию, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была, подкрепляя свои слова примерами из обследования; Необходимо попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время; Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями; В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.

Презентация-тренажер. Слоговой анализ и синтез
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Интерактивная презентация-тренажер по теме «Слоговой анализ и синтез». Создана по методу Анимированная сорбонка с удалением в PowerPoint. 1-4 класс.

Будет полезна логопедам и учителям русского языка для развития у учащихся навыков слогового анализа и синтеза.

Содержит следующие задания:

1) Выделить первый слог из названий картинок.

2) Выделить последний слог из названий картинок.

3) Выделить ударный слог из названий картинок.

4) Составить из полученных слогов предложения.

Можно добавить: запоминание выделенных слогов и составленных предложений (карточки закрываются при повторном нажатии), правила оформления предложений на письме.

Скачать:

Вложение Размер
trenazher_slogi.pptx 2.13 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слоговой анализ и синтез Анимированная сорбонка с удалением в PowerPoint Горбунова А. А. учитель-логопед гимназия №642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга 1-4 класс УМК любой

лимон ЛИ заяц ЗА Выдели первый слог енот Е лапа ЛА пилот ПИ 1 2 3 4 5 роза РО гиря ГИ Составь из них предложение Лиза ела пироги. 6 7 8

парта ТА змея Я сова ВА цари РИ юла ЛА 1 2 3 4 5 Выдели последний слог плащи ЩИ 6 Составь из них предложение Тая варила щи. 7

НА ЛУ Выдели ударный слог ГУ КО НИ 1 2 3 4 5 Составь из них предложение На лугу кони . 6

Источники Автор технологического приема сорбонка с удалением в PowerPoint Г.О. Аствацатуров http://didaktor.ru/kak-sdelat-sorbonku-bolee-interaktivnoj/ Работа выполнена в рамках мастер-класса на Современном учительском портале https://easyen.ru/load/admin/master_klass_mk/mk_2_animirovannaja_sorbonka_s_udaleniem/563-1-0-63547 Лексический материал заимствован из пособия Дроздовой В. А. «Логопедическая тетрадь» – СПб, 2104

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Слоговой анализ и синтез слов”, учитель-логопед Бакулина В.Л.

На логопедическом занятии в первом классе учащимся даётся понятие о слоге, вырабатываются умения делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Занятие проводится в форме прогулки в лес.

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки “Репка” Тема: «Слоговой анализ и синтез» 

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки “Репка” Тема: «Слоговой анализ и синтез» Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной.

Презентация-игра “Слоговой анализ и синтез слов. Домашние птицы”

Данная презентация предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети в игровой форме определяют количество слогов.

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при.

Учебно – методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко – слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю – логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 – 4 видов дисграфии сразу. Реб.

Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки”Кто чем поёт”

Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса Средней общеобразовательной школы.

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: