Презентация «Использование сурдо-логопедического тренажера Дельфа-130 в коррекционной работе с детьми»
В презентации «Использование сурдо-логопедического тренажера «Дельфа-130″ в коррекционной работе с детьми» освещаются основные моменты работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием современных компьютерных технологий.
Сурдо-логопедический тренажер «Дельфа-130»
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.
Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ:
- возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач
- разнообразие в подаче учебного материала,
- постоянный контроль над действиями обучаемого,
- регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.
Применение компьютерных технологий позволяет:
- использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
- задействовать визуальный и аудиальный канал восприятия информации пациентами;
- оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
- интенсифицировать процесс коррекции;
- увеличить долю самостоятельной деятельности детей.
В 1987 — 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи.
В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой компьютерной программы. Производитель: ОТОФОН, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.
Изначально программа создавалась для работы с пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом с первичной и вторичной речевой патологией.
Тренажер «Дельфа-130» состоит из преобразователя речевого сигнала, микрофона и компьютерных программ, работающих практически с любым компьютером.
Программа «Дельфа-130» позволяет решать разнообразные логопедические задачи:
- коррекция речевого дыхания и голоса;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- внесение игровых моментов в коррекционный процесс;
- работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- осуществляется коррекции восприятия, внимания, памяти.
Основополагающий принцип действия тренажера «Дельфа — 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений.
Упражнения «Бабочка», «Сказочный замок» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз .
Упражнение «Задуй свечки» предназначено для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного устойчивого выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.
«Колобок», «Бегемотик» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.
«Скатерть-самобранка» поможет отработать слитное произношение слогов и слов .
Упражнения «Елочка» и «Репка», помимо формирования правильного речевого дыхания, закрепляет навык экономного выдыхания воздуха во время речи.
«Вертолет» предназначен для отработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назального оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.
«Паровоз». Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков.
«Космический стрелок» поможет сформировать звуковую реакцию, о есть умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а также автоматизировать навык голосообразования (включения голоса).
Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.
Применение компьютерного тренажера “Дэльфа–130” в коррекционной работе логопеда
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль над действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.
Как показала практика, использование компьютерных технологий на занятиях позволяет добиться наибольшего эффекта при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения. Основополагающий принцип действия тренажера «Дэльфа 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова для современной логопедии, однако, компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Конспект индивидуального логопедического занятия 1.
ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.
Образовательные:
- Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
- Формировать звуковой анализ слова.
Развивающие:
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.
Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа-130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря, ручья.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед. Артем, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?
II. Постановка цели
Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.
III. Артикуляционная гимнастика
«Окошечко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком»,
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
«Чашечка»
Ш – чтоб звук красивым вышел,
шире язычок и выше.
Ребенок делает язычок «Чашечкой», подняв бока языка.
К верхним мы прижмем зубам,
чтобы ветерок бежал.
Ребенок выполняет
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.
«Фокус»
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Логопед. Артем, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и длительно подуть.
IV. Развитие речевого дыхания
Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.
V. Изолированное произношение звука [Ш]
Логопед. В наше путешествие мы отправимся на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон. Произносим звук [Ш] громко и долго, так, чтобы облачко долетело до птички.
Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.
VI. Характеристика звука [Ш]
Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Артем, какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
Артем. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.
Логопед. Молодец, Артем!
VII. Физкультминутка
Логопед. А сейчас я предлагаю сделать небольшую разминку. Ну как, ты согласен?
«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»
Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Артем, нас кто-то встречает. Кто это?
Артем. Это бегемот!
VIII. Автоматизация звука [Ш] в слогах. Речевая разминка
Бегемот приветствует нас на своем языке. Давай и мы поговорим так, как разговаривает бегемотик. Если ты будешь произносить слоги правильно, то бегемотик будет широко открывать свой рот. Послушай, как я скажу, и повтори так же:
Логопед. Молодец, Артем!
Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.
IX. Автоматизация звука [Ш] в словах. Игра «Собери цветок»
Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?
Артем. У этого цветка нет лепестков…
Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.
Ребенок собирает цветок Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Артем, назови их.
Ребенок называет (ребенок определяет место звука в слове)
Логопед. Молодец, Артем! Ты правильно и красиво произнес звук [Ш]!
X. Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.
Логопед. Артем, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.
Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог
Логопед. Артем, что же у нас получилось? Назови картинки.
Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)
Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)
Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)
Произнеси еще раз эти звуки по порядку.
Логопед. ШОН – да это же имя мальчика!
Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.
XI. Выкладывание схемы слова «ШОН»
Звуковой анализ слова «ШОН»
Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Ш] синюю фишку?
Артем. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [О] красную фишку?
Артем. Потому что, звук [О] – гласный.
Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Н] синюю фишку?
Артем. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Артем, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?
Артем. Один гласный, два согласных. Всего три звука.
XII. Итог
Логопед. Артем, ты молодец, помог Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой.
Логопед. Тебе понравилось наше путешествие?
А что тебе больше всего понравилось больше всего?
Конспект индивидуального логопедического занятия 2
ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.
Образовательные:
- Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
- Формировать звуковой анализ слова.
Развивающие:
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.
Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа – 130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед. Ариша, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?
II. Постановка цели
Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.
III. Артикуляционная гимнастика
- «Улыбка»
- «Окошечко»
- «Чашечка»
- «Вкусное варенье»
- «Фокус»
- «Не разбей чашечку»
Логопед. Ариша, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и долго подуть.
IV. Развитие речевого дыхания
Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.
V. Изолированное произношение звука [Ш]
Логопед. Путешествовать мы будем на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон.
Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.
VI. Характеристика звука [Ш]
Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
Ариша. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.
Логопед. Молодец, Ариша!
VII. Физкультминутка.
«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»
Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Ариша, нас кто-то встречает. Кто это?
Ариша. Это бегемот!
VIII. Автоматизация звука [Ш] в слогах. Речевая разминка
Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.
IX. Автоматизация звука [Ш] в словах. Игра «Собери цветок»
Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?
Ариша. У этого цветка нет лепестков…
Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.
Ребенок собирает цветок
Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Ариша, назови их.
Логопед. Молодец, Ариша! Ты правильно и красиво произнесла звук [Ш]!
X. Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.
Логопед. Ариша, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.
Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог
Логопед. Ариша, что же у нас получилось? Назови картинки.
Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)
Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)
Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)
Произнеси еще раз эти звуки по порядку.
Логопед. Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.
XI. Выкладывание схемы слова «ШОН»
Звуковой анализ слова «ШОН»
Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Ш] синюю фишку?
Ариша. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [О] красную фишку?
Ариша. Потому что, звук [О] – гласный.
Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Н] синюю фишку?
Ариша. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Ариша, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?
Ариша. Один гласный, два согласных. Всего три звука.
XII. Итог
Логопед. Ариша, ты молодец, помогла Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой. Что тебе больше всего понравилось?
Использование сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко Екатерина Владимировна
Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130». В статье раскрываются некоторые особенности произношения детей с нарушениями слуха. Проведённые автором исследования показывают, что применение компьютерной программы «Дэльфа-130» позволяет осуществлять коррекционную работу в более сжатые сроки.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевченко Екатерина Владимировна
Текст научной работы на тему «Использование сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха»
4. Петленко, В. П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко- СПб., 1998 – 124 с.
5. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие /’ Под общ. Ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Харитонов, В. И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева, С. А. Лигачина// Теория и практика физической культуры.: научно-теоретический журнал. – 2002. – №1.
7. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. / В. А. Ясвин -М.: Сентябрь, 2000. – 128 с.
УДК371. 64/.69: 376
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУРДО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЁРА «ДЭЛЬФА-130» КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА*
Важнейшей задачей коррекционного обучения детей с недостатками слуха остается проблема формирования их устной речи, без которой невозможны контакты с окружающим, «слышащим» миром. Чем меньшими остатками слуха располагает ребенок, тем меньше у него возможностей для восприятия информации о фонетических элементах речи, в связи с чем возрастает роль сохранных анализаторов, которые обеспечивают получение дополнительной информации, расширяющей границы возможностей восприятия глухими детьми элементов звучащей речи, как чужой, так и собственной [2].
К основным задачам работы сурдопедагога в области формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха относятся:
– формирование правильного звукопроизношения;
– формирование правильного голосообразования и стабильного голосоведения;
– формирование у ребёнка умения говорить слитно, в нормальном темпе, голосом нормальной громкости;
– формирование правильного речевого дыхания [4].
Влияние снижения слуха у ребёнка сказывается не сразу. Родившийся глухим ребёнок кричит так же, как и слышащий. Он гулит и начинает лепе-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 06-06-00431а)
тать. Однако в дальнейшем невозможность слухового восприятия звучащей речи окружающих и собственного звукопроизношения приводит к тому, что лепет у ребёнка постепенно угасает. Отсутствие или глубокое нарушение слухового анализатора лишает глухого ребёнка возможности усвоить такое произношение, которое не отличалось бы от произношения слышащего. Из-за этого речи глухого оказываются свойственными более или менее существенные недостатки произношения. Эти недостатки касаются голоса, звуков и их сочетаний, словесного и фразового ударения, особенностей мелодической стороны речи. Речь неслышащих детей часто характеризуется при обследовании как монотонная, невыразительная, не окрашенная интонационно. Естественно, что все эти недостатки отрицательно влияют на общую внятность речи. У глухих детей есть особенности, отличающие их фонетическую сторону речи: сравнительно более медленный темп, не вполне точное произношение звуков и сочетаний, ошибки в ударении. Более всего страдает внятность речи глухих. Это происходит из-за недостатков произношения звуков и их сочетаний [6].
К началу дошкольного обучения произносительные навыки детей могут быть разными в зависимости от величины остаточного слуха и индивидуальных особенностей ребенка. Если коррекционная работа не проводилась с раннего детства, то у глухих и у большинства детей со значительной тугоухостью голосовые реакции носят непроизвольный характер (плач, крик, отдельные звуки), некоторые дети произносят различные звукосочетания, не соотнося их с каким-либо значением, эти звуки могут использоваться детьми для привлечения внимания взрослого. У некоторых слабослышащих малышей в устной речи могут отмечаться отдельные лепетные слова. Часть детей с наибольшими остатками слуха владеют и определенным количеством коротких фраз типа: Мама, дай; Папа, ди (иди). Слова при этом воспроизводятся, как правило, усеченно и приближенно, в отдельных случаях точно. Звуковой состав речи ограничен, звуки произносятся не точно. Подавляющее большинство детей к началу обучения не понимают обращенную к ним речь, они пытаются выразить свои просьбы и сообщения с помощью неот-несенного лепета, естественных жестов и мимики. Поэтому любой ребенок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков. На специальных занятиях проводится работа по вызыванию и автоматизации звуков, с обязательным их закреплением в словах, словосочетаниях и фразах. Одновременно с этим ведется целенаправленное обучение правильному произнесению слова: слитно, в нормальном темпе, с соблюдением звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии [5].
В последние годы появилась возможность компьютерной поддержки процесса формирования произносительной стороны речи (Дэльфа-130, Видимая речь I, II, III).
Изучив возможности сурдо-логопедического тренажера «Дэльфа-130», мы стали использовать его в комплексной работе по коррекции речи глухих детей на базе специализированного ДОУ № 311 для детей с нарушениями слуха г. Новосибирска.
В этой связи мы исследовали особенности произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (речевое дыхание, темп речи, голос, особенности воспроизведения звуков, слогов, слов). В исследовании участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, имеющих диагноз глухота и нейросенсорная тугоухость 3-4 степени.
С целью исследования влияния сурдо-логопедического тренажера «Дэльфа-130» на формирование и коррекцию произносительных навыков детей с нарушениями слуха дошкольники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Численность групп составила по 7 детей.
Формирование правильного речевого дыхания, как уже отмечалось ранее, является одной из основных задач в области формирования и коррекции произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха, так как внятная и слитная речь возможна только при согласованной работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Для исследования речевого дыхания и слитности произношения ребёнку предлагалось проговорить знакомый речевой материал (знакомую фразу), например: «Девочка читает книгу». Цель этого исследования – выяснить, какое количество слогов ребёнок сможет произнести на 1 выдохе. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у глухих детей закреплять умение воспроизводить фразу слитно, на одном выдохе, сохраняя правильное воспроизведение входящих в нее слов.
С целью определения силы голоса и умения произвольно изменять громкость голоса детям сначала предлагалось произнести слоги громко или тихо (ПАПАПА или папапа), а затем слоги с различной силой звучания, например: «ПА-па-па, па-ПА-па, па-па-ПА».
Анализ результатов проверки произносительных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха показал необходимость применения новых компьютерных технологий (сурдо-логопеди-ческого тренажёра Дэльфа-130) в качестве одного из дополнительных средств для формирования и коррекции произношения. В обучающем этапе исследования приняло участие 7 дошкольников из экспериментальной группы. С детьми контрольной группы проводились занятия по традиционным методикам. Продолжительность занятий с использованием сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» в коррекционном процессе составила 3 месяца. Исходя из полученных диагностических /данных в структуру коррекционных занятий были включены упражне-
ния, направленные на развитие различных произносительных навыков. При этом продолжительность и структура занятий с использованием сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» была такой же, как и на традиционных занятиях. Таким образом, в экспериментальном изучении были изменены лишь средства воздействия, а все остальные параметры (цели, задачи, содержание и типы упражнений) оставались теми же.
Индивидуальные занятия с использованием сурдологопедического тренажёра «Дэльфа-130» включали упражнения, направленные на:
– Выработку устойчивого длительного, равномерно речевого выдоха (упражнения: задуй свечи, чашка чая);
– Развитие слитности произношения, автоматизацию поставленных звуков в слогах, словах, фразах (упражнения: бабочка, сказочный замок, стрелок, картинка из кубиков, скатерть-самобранка);
-Развитие интенсивности голоса, умения произвольно изменять громкость голоса (упражнения: колобок, бегемотик);
– Формирование длительности звучания, закрепление навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи (упражнения: ёлочка, репка);
– Отработку правильного произношения гласных [А, О, У, И] и согласных [С, Ш, X, Ф] звуков (упражнения: вертолёт, подводная лодка, фонтан, пароход) [3].
Для изучения динамики состояния произносительной стороны речи был осуществлён контрольный срез. Сравнивались результаты, полученные в экспериментальной группе (7 детей), где в качестве дополнительного средства обучения применялся сурдо-логопедический тренажёр «Дэльфа-130» и в контрольной группе (7 детей), обучающейся в этот период по традиционным методикам.
Содержание констатирующего и контрольного этапов исследования было идентичным.
Полученные результаты обрабатывались статистически с помощью и – критерия Манна-Уитни.
Результаты и их обсуждение
При контрольном обследовании речевого дыхания и слитности произношения было выявлено, что в процессе проведённой коррекционной работы с применением компьютерной программы «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произносительных навыков у детей с нарушениями слуха в экспериментальной группе и систематических занятий в контрольной группе показатели выросли, причём в большей степени в экспериментальной группе, чем в контрольной (рисунок).
При контрольном обследовании силы голоса и умения произвольно изменять громкость голоса было выяснено, что из 7 детей в контрольной
з Контрольный этап
Л Констатирующий этап □Контрольный этап
Изменение средних значений показателей речевого дыхания и слитности произношения Примечание *-р Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Использование логопедического тренажера «Дельфа» и образовательной системы «Мультикид» на коррекционно-развивающих занятиях учителя – дефектолога
Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. На занятиях при обучении с логотренажером Дельфа, часто занятие строится на основе пояснения и показа детям, даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло.
Содержимое разработки
Использование логопедического тренажера «Дельфа» и образовательной системы «Мультикид» на коррекционно-развивающих занятиях учителя – дефектолога.
Подготовила: учитель – дефектолог Дюсенова Г. Ж.
КГУ «КППК г.Риддера» УО ВКО
Во многих странах Европы и СНГ, включая Казахстан, решение проблем обучения детей с ОВЗ нашло отражение в создании комплекса программ для детей с нарушением зрения, слуха, умственной и моторно-двигательной деятельности. Сейчас компьютер и компьютерные программы являются средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение не только детей и людей с ограниченными возможностями. Теперь специальные (коррекционные) организации образования пользуются разнообразными видами компьютерных проектов. По этой причине кабинет психолого – педагогической коррекции города Риддера, с 2015 года в своей работе используют информационные и коммуникационные технологии «Дельфа 142.1» и образовательную систему «Мультикид», с целю адаптации и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.
В ногу со временем последнее время на занятиях учитель-дефектолог широко использует логопедический тренажер Дельфа 142.1
Перед тем как рассказать об этом тренажере, следует остановится на том как создавалась – это программа. В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер “Дэльфа-141” (методическое руководство – зам. директора Пушкинской специальной (коррекционной) школы VIII вида Московской области А.Ю.Исаков, координатор – А.Б. Меньков, программисты А.К. Левин и А.М. Плахова). Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. Начиная с 1998 г., разработка продуктов для дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов передана по договору на предприятие “Дэльфа М”. Здесь под руководством А.Б. Менькова и А.Ф. Попова программа “Дэльфа-141” (серийно выпускалась под названием “Фонема”) была расширена и дополнена. Многие ее принципы нашли свое логическое продолжение в программе Логопедического тренажера “Дэльфа-142” (1999-2000).
Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. На занятиях при обучении с логотренажером Дельфа, часто занятие строится на основе пояснения и показа детям, даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи. С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы:
– коррекция речевого дыхания;
– коррекция силы голоса;
– работа над устранением назального оттенка голоса;
– коррекция произношения гласных и согласных звуков;
– отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
– отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
– работа над звукобуквенным составом слова;
– работа над слоговой структурой слова;
– формирование обобщенного лексического значения слова;
– коррекция лексико-грамматической стороны речи;
– работа над морфологическим значением слова;
– формирование и развитие навыка чтения;
– расширение словарного запаса;
– работа над построением плана речевого высказывания;
– развитие связной монологической речи и т.д. Тренажер позволяет:
– внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
– многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
– использовать различный стимульный материал -картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
– работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
– одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Тренажер Дельфа используется как один из эффективных инструментов и приемов работы на занятиях логопедов и дефектологов в условиях КППК г.Риддера. Занятия, которые проводятся с использованием тренажера тщательно спланированы. На определенном этапе коррекционной работы доля времени, приходится на работу с компьютером, она может увеличиваться или уменьшаться. Сначала при знакомстве с новым материалом, когда львиная доля времени отводится на объяснение и на формирование операциональной основы навыка, тренажер может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно, упражнениям с компьютером отводится все больше времени, вплоть до полномасштабного занятия (15-20 минут). В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажер может быть использован как элемент разминки, способ включения ребенка в задание или для активизации и повторения изученного материала.
Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора. Каждый из них должен использоваться в соответствии с этапом отработки определенного умения, степенью автоматизации этого умения, целями и задачами проводимого занятия и всей системы коррекционных упражнений в целом. При планировании коррекционного занятия с использованием тренажера учитываю и отражаю следующие компоненты:
• четкая постановка учебных целей и задач;
• способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
• включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ребенка и его психоэмоциональным уровнем развития;
• приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ученика.
Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения и ещё больше активизирует внимание ребёнка.
Логотренажер состоит из нескольких частей:
– Раздел “Звук”
Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки). Включает 19 упражнений, распределенных по типам: “Задуй свечки”, “Чашка чая”, “Бабочка” и “Сказочный замок” предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз;
“Колобок” и “Бегемотик” помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;
“Елочка” и “Репка” – для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе;
“Картинка из кубиков” и “Скатерть-самобранка” – для отработки слитного и ритмичного произнесения слогов, слов и фраз;
“Вертолет” и “Подводная лодка” – для выработки правильного произношения гласных и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назальности в голосе и коррекции высоты голоса;
“Паровоз” и “Фонтан” – для отработки правильного произношения глухих согласных звуков;
“Космический стрелок” и “Индеец” – для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенком голоса;
“Речевая волна” для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании;
“Речевая волна 2” – применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат;
“Спектр” – для отработки правильной артикуляции гласных, щелевых и сонорных согласных.
– Раздел “Буква”
Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, постановка букв в слово. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции.(9 упражнений)
“Собери букву из 2-х частей”, “Собери букву из 4-х частей”, “Собери букву (для отличников)” предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок;
“Найди букву”, “Найди букву (для отличников)” предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии;
“Картинки” – для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем;
“Сортировка слов с пропущенными буквами” и “Конструктор” помогут отработать навык дифференциации парных согласных. Можно выбрать одну из 15 пар звуков, с которыми будет работать ребенок;
“Тим и Том” используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости
– Раздел “Слог”
Нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове. (4 упражнения)
–“Найди слог” для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.
–“Грузовик” позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.
“Волшебный колодец” и “Волшебный колодец (для отличников)” предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.
– Раздел “Слово”
Глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификация слов по разным морфологическим и тематическим признакам. (19 упражнений)
·“Прятки простые”, “Прятки сложные” и “Прятки (для отличников)”. С помощью упражнений данного типа формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки или аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
“Мозаика” и “Мерцающая мозаика” для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.
·“Найди имя существительное”, “Найди имя прилагательное”, “Найди глагол”, “Классификация частей речи”, “Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям”, “Определи число имени существительного”, “Определи род имени существительного”, “Определи число имени прилагательного”, “Определи род имени прилагательного”, “Определи число глагола”, “Определи время глагола”, “Определи род глагола”, “Найди предлог”, “Антонимы”.
Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.
Раздел “Предложение”
Коррекция лексико-грамматической стороны речи. (8 упражнений)
·“Восстанови предложение”, “Составь предложение”, “Вставь пропущенное слово”, “Выбери форму слова”, “Вставь предлог”, “Вставь предлог (для отличников), “Вставь союз”, “Закончи предложение” – предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. Также комплект содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч. Это общие и тематические словари (как, например, “Одежда”, “Пища”, “Школа” и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принципу (“Гласные второго ряда”, “Мягкий знак” и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по развитию с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить уровень развития психических процессов.
И следующая компьютерная программа – это образовательная мультимедийная система «Multikid» (Мультикид) от Edu-Consulting (Эдуконсалтинг)
Образовательный комплекс MULTIKID (Мультикид) для детей школьного возраста
Образовательная система Мультикид – это уникальная креативная интерактивная обучающая система, предназначенная для детей в возрасте 5-11 лет. Интеграция программного обеспечения с интерактивным рабочим столом, специальными ковриками для заданий и дидактическими материалами. Все компоненты системы являются частью инновационного подхода к обучению, когнитивному и технологическому развитию детей.
Система направлена на развитие:
логического и творческого мышления;
абстрактного мышления и понимания причинно-следственных связей;
Логопедический тренажер Дэльфа-142.1 версия 2.2
- Описание
- Комплектация
- Отзывы
- Гарантии
Тренажер используют логопеды и дефектологи ДОУ, специальных (коррекционных) школ, педагоги лечебных учреждений, учителя начальных классов массовых школ, родители детей с речевыми нарушениями.
Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.
В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.
Тренажер Дэльфа-142.1 – это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала.
Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит. В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например с предложениями) предоставляется возможность выбрать время демонстрации.
Дэльфа-142.1 учитывает особенности зрительного восприятия и памяти детей с речевой патологией. В рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания.
Материал, непосредственно составляющий смысл упражнений, выполнен крупно и ярко. Экран разделен на несколько зон. Задание к упражнениям всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет работать ученик, расположено в центральной части экрана, «поле выбора» занимает нижнюю часть экрана. Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения желтого, зеленого, красного и синего цветов. Текстовый материал, выбранный для запоминания, выполнен в этих тонах. Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении.
Особенности Дэльфа-142.1
Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей. Помимо 63 словарей, входящих в комплект тренажера, учитель может создавать собственные словари.
Тренажер создавались с учетом особенностей психологии и зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Текстовое практическое руководство имеет специальный раздел, посвященный психологическим аспектам программы и рекомендациям для ее использования психологами.
Преимущества
- Простота управления тренажером
- Разнообразный стимульный материал
- Игровые приемы обучения
- Учет зоны ближайшего развития
- Оптимальная цветовая гамма
- Уровневый характер заданий
- Неагрессивные персонажи
- Контроль за усвоением материала
- Разнообразные поощрения
- Отсутствие жестких оценок
Программа «Дэльфа-142.1» построена исключительно на основе игровых приемов. Дети могут не замечать, что, выполняя эти веселые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.
Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале.
Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики.
Тренажер «Дэльфа-142.1» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В его программе осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром.
Полный состав упражнений логопедического тренажера «Дэльфа-142.1»
Презентация на тему: “Домашние животные и их детеныши”.
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)
Презентация “Домашние животные и их детеныши” предназначена для индивидуальных и фронтальных занятий по формированию целостной картины мира в младшей группе детского сада.
Цель: Формировать представления детей о домашних животных и их детенышах. Воспитание интереса детей к книгам о животных.
– сказки: «Волк и козлята» (обработка А.Н.Толстого); «Кот, петух и лиса» (обработка М.Боголюбской); «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработка М.Булатова); «Коза-дереза» (обработка Е.Благининой).
– стихи: А.Барто «Бычок», «Козленок», «Про котенка»; В.Берестов «Бычок»,
– рассказы: К.Ушинский «Васька»; В.Сутеев «Три котенка», «Кто сказал «Мяу?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye_i_ih_detenyshi_2.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация на тему: «Домашние животные и их детеныши.»
Цель: Формировать представления детей о домашних животных и их детенышах. Воспитание интереса детей к книгам о животных. Задачи : познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детенышей; развивать умение называть домашних животных и их детенышей; формировать заботливое отношение к домашним животным; развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.
Предварительная работа: Наблюдение за жизнью домашних животных ; Рассматривание игрушек, картинок с изображением домашних животных; Чтение художественных произведений: – сказки : «Волк и козлята» (обработка А.Н.Толстого ); « Кот, петух и лиса» (обработка М.Боголюбской ); « Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработка М.Булатова ); « Коза-дереза» (обработка Е.Благининой ). – стихи : А.Барто «Бычок», «Козленок», «Про котенка »; В.Берестов «Бычок», – рассказы: К.Ушинский «Васька »; В.Сутеев «Три котенка», «Кто сказал «Мяу?» Разгадывание загадок; Дидактические игры.
Ест траву, жуёт, молчит, А потом полдня мычит: Мне погладите бока – Дам парного молока (корова)
Это кто? Бородка, рожки. У неё в копытцах ножки. Даёт великолепное Молочко целебное. (коза)
Мила, добродушна, Нос пятачком, В луже лежит, Торчит хвостик крючком. (свинья)
Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков – Дом хранить от чужаков. (собака)
В нашем доме кто живет? Молоко из миски пьет. По ночам мышей гоняет. Днем на лавке отдыхает. (кошка)
Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись, В одежде шерстяной согрелись. В отаре на лугу пасётся. Как, то животное зовётся? (овца)
Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (кролик)
Быстрее ветра я скачу, ”Цок-цок,” – копытами стучу, Я громко ”иго- го ” кричу, Садись на спину – прокачу! (лошадь)
У него большие уши, Он хозяину послушен. И хотя он невелик, Но везет, как грузовик! (осёл)
«Игра «Найди лишнее животное » Цель игры : создать условия для развития мышления, зрительного внимания у детей, умений классифицировать животных по существенному признаку . Правила игры : Детям предлагается рассмотреть изображенных на картинке животных ; назвать их; объяснить их значение; три из которых классифицируются по одному признаку и найти лишнее . При этом, ребенок должен объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши » Цель игры : Учить детей различать взрослых животных их детёнышей , развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка . Задачи : Расширять представления о домашних животных и их детёнышах , внешнем виде, особенностями их поведения. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие. Материал : Карточки , на которых изображены взрослые животные с детенышами . Ход игры : Детям раздают карточки с изображением домашних животных с детенышами . Детей просят назвать взрослое животное и детенышей . Далее рассматриваем животных , находим сходства и различия . Другой вариант этой игры: на карточках изображены детеныши отдельно от взрослых животных – детям необходимо соотнести взрослое животное с детенышем.
Физкультминутка – это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого . Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий . Основные задачи физкультминутки: 1)снять усталость и напряжение; 2)внести эмоциональный заряд; 3)совершенствовать общую моторику; 4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; 5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Физкультминута «Котята ». Вы со мной знакомы близко . Я приветливая киска. (Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью). Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. (Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков). В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. (Вновь идут по кругу крадучись). Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно .
Дидактическая игра: «Кто что ест?» Цель : формировать представление у детей о том, чем питаются домашние животные . Задачи : – Продолжать знакомить детей с домашними животными и чем они питаются . – Научить ребенка показывать, какая еда соответствует животному . – Создать условие для активизации словаря ребенка. – Развивать умение общаться со взрослыми и отвечать на вопросы – Развивать умение общаться со сверстниками во время игровой деятельности. – Развивать память, внимание, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. – Формировать умение самостоятельно анализировать полученные знания. – Развивать познавательные способности ребенка. – Воспитывать бережное отношение и любовь к домашним животным , усидчивость, желание заботиться о животных . Материал : Вырезанные из картона изображения корма (сено, трава, морковь и др.) приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением животных .
Сегодня мы с вами вспомнили наших любимцев. Давайте вспомним, кто они? (Домашние животные). Послушайте, какое хорошее стихотворение написал про них поэт Роман Сеф : Эти животные дома живут, Домашними их потому и зовут, Мы их укрываем в тепле от мороза, Их кормим и поим, коль надо – стрижем, Их ласково гладим, всегда бережем, Они к нам привязаны, очень послушны И к голосу нашему не равнодушны. Собаки прилежно наш дом стерегут, Все кошки, конечно, при доме живут И нашу еду от мышей стерегут.
Презентация “Домашние животные и их детеныши”
Презентация “Домашние животные и их детеныши”. Стихи про домашних животных, презентацию можно исполовать для онокомления детей первой младшей группы с домашними животными и их детенышами.
Просмотр содержимого документа
«Презентация “Домашние животные и их детеныши”»
МОУ ” Венёвский центр образования №1″
Подготовила: воспитатель Ядыкина Наталья Алекандровна
Четверо котят Дома не сидят, Убежать от мамы Так и норовят.
С. Семенова
Для чего щенкам хвосты? Вне всякого сомнения – Нужны хвосты для красоты. Еще для настроения. Г. Шестакова
Мама – лошадь, папа – конь, Кто же их ребёнок? Рыжий, будто бы огонь, Это жеребёнок.
Ж. Зудрагс
Пасутся на травке корова с теленком, «Покоя мне нет с непоседой-ребенком! День целый он скачет на этом лугу, Как трудно кормить мне его на бегу!»
Е. Малёнкина
– Поросёнок, поросёнок Ты куда спешишь спросонок? – Я бегу на родничок Мыть свой грязный пятачок.
Н. Доброта
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
А. Барто
У ребенка – ягненка
Завитушки-колечки,
Как у папы барана,
Как у мамы овечки.
Потеряла курица Всех цыплят на улице. Куд-куда, куд-куда Собирайтесь все сюда. Пи-пи-пи, пищат цыплята, Нас позвали индюшата. Мы играли в червячка, Слушали концерт сверчка. А теперь бежим домой К маме – курице рябой.
Шею тянет и шипит. Ущипнуть всех норовит. Только ты не очень трусь. Это – наш домашний гусь.
Ути – утеньки – утята! Словно детки-дошколята! Крякнет утка: «Становись! Друг за дружкою держись!» Все построились? Вперёд! Через поле, огород, В пруд спускаются малютки Вслед за мамочкою-уткой! В. Рыбкин