Презентация: Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте

«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Роль фонематических процесов в обучении грамоте

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_konsultatsiya.ppt 1.96 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа». Учитель-логопед Токмакова О.Н.

“Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.” К.Д.Ушинский

Виды ошибок при чтении и письме

Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Цель консультации: Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучении грамоте. Познакомить с играми по формированию навыка звукового анализа.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

Звуковой анализ – расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Синтез –

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте ( методика Ткаченко Т.А.)

Зрительные символы гласных звуков а у и о ы можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука

Зрительные символы согласных звуков т к г х б с Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ. м п в ф н д

Таким образом , при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом

Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Игра «Рассели картинки в дома»

Игра «Найди место картинке»

Игра «Звуковая дорожка»

Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков» пила батон сумка диван зима насос сила куртка газон

Игра «Подбери слово к схеме»

Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.

С П А С И Б О ! Желаем успехов !

Литература: 1.Н.М. Миронова «РАЗВИВАЕМФОНЕМАТИЧЕСКОЕВОСПРИЯТИЕ у детей старшей логопедической группы» 2. Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза» 3. Т.А. Ткаченко «Звуки и знаки. Труднопроизносимые согласные» 4.Т.А Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ре­бенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексич.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ с использованием интерактивной доски «Сказочное путешествие»

В занятии отражаена взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда и родителей с использованием интерактивной доски.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПОДГОТОВКУ К ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ, В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ПЕСКОТЕРАПИЯ) (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Дифференциация звуков [п, п* – б, б*].

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те.

«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте»

В буклете собраны варианты игр с символами.

«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.

роль фонематических процессов в подготовке к обучению граммоте.

«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.

Роль фонематических процесов в подготовке к обучению грвммоте.

L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЗахар Тюпин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.” — Транскрипт:

2 L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа». Учителя-логопеды: Ковылина С.А. Елизарова О.С

3 ” Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.” К. Д. Ушинский

4 Виды ошибок при чтении и письме

5 Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

6 Цель консультации: Выяснить, что такое фонематических слух, фонематическое восприятие Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучении грамоте. Познакомить с играми по формированию навыка звукового анализа.

7 Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

8 Звуковой анализ – расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Синтез –

9 Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте ( методика Ткаченко Т.А.)

10 Использование специальных символов: обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком) усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы); улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа.

11 Зрительные символы гласных звуков можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука

12 Зрительные символы согласных звуков Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

14 Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом

15 Варианты игр с символами: Игра «Громко-тихо», «Протяжно- отрывисто», «Далеко-близко» Игра «Послушай и выбери символ» или «Звуковой светофор»

16 Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

17 Игра «Поймай шпиона»

18 Игра «Подбери символ»

20 Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

21 Игра «Рассели картинки в дома»

22 Игра «Найди место картинке»

23 Игра «Звуковая дорожка»

24 Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков» пила батон сумка диван зима насос сила куртка газон

25 Игра «Пишем символами»

26 Игра «Подбери слово к схеме»

27 Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.

28 Задания для воспитателей 1. Изготовить символы звуков для работы с детьми во время логочаса 2.Систематизировать, обновить игровой материал по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

30 Литература: 1.Н.М. Миронова «РАЗВИВАЕМФОНЕМАТИЧЕСКОЕВОСПРИЯТИЕ у детей старшей логопедической группы» 2. Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза» 3. Т.А. Ткаченко «Звуки и знаки. Труднопроизносимые согласные» 4.Т.А Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»

Презентация на тему: «Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей. Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением. Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

это способность слышать человеческую речь. это способность слышать человеческую речь. это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов). Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Включает в себя понятие звуковой культуры речи Включает в себя понятие звуковой культуры речи Является частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой культуре речи

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов разделять слова на звуки объединять отдельные звуки в слоги и слова обозначать звук буквой сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

Правильно-неправильно Правильно-неправильно Так бывает или нет? Самый внимательный. Разложи картинки Рифмы

Слоговые цепочки Слоговые цепочки Нажми на слог Назови лишний слог Попугайчики Одинаковые или разные

Молоточки. Молоточки. Поймай звук Паровозик. Маяк

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. – это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки. Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению». Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Чем раньше начата Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет»

Казанцева Любовь Александровна
Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет»

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В]-[В’], [ Б]-[П ],[З]-[Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком.

В силу того, что описанный выше дефект «не бросается в глаза», а, следовательно и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).

Данная система специальных игр и упражнений построена таким образом, что развитие фонематических процессов начинается уже с младшей группы и ведется до тех пор, пока ребенок не уйдет в школу.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-po-teme-razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-doshkolnikov_rl7oo.ppt | 2616 Кб

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников Слайд 1 «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» Цель: познакомить педагогов с этапами.

Дидактическая игра для формирования фонематических процессов «Слоговое домино» Дидактическая игра «Слоговое домино» Цель: 1. Формирование навыка слогового анализа. 2. Развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности,.

Презентация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка.

Презентация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Работа в подготовительной группе Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Работа в подготовительной группе. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Презентация «Ознакомление родителей с результатами обследования психических процессов у дошкольников» Мы живем в таком ритме, что не можем уделить достаточно времени своим родным, любимым. Помимо этого, очень много информации, которая сваливается.

План самообразования на пять лет «Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников» Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.

Презентация «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Добрый день!С новым Годом! Я отправляю вам презентацию на тему”Развитие познавательных процессов у дошкольников”.Я надеюсь,что эта презентация.

Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Костюгова Наталья Владимировна 1СЛАЙД: В наши дни, проблема сохранения.

Презентация на тему Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников

Презентация на тему Презентация на тему Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников из раздела Русский язык. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Русский язык
  • Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников

Слайды и текст этой презентации

«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Учителя-логопеды МБДОУ №141
Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей.
Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением.
Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников
пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

“Ясный выговор
слова, чтобы каждый
из звуков был слышен,
и чуткое ухо
в различении этих
звуков
– вот главные основания
обучения грамоте.“
К.Д.Ушинский

Нарушение
фонематического восприятия
мешает детям овладеть в нужной степени:

обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом.

пониманием речи окружающих

Виды ошибок при чтении и письме

Л.С. Выготский выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии

ЗАКОН
ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–
закон восприятия
звучащей стороны речи

доказал, что единицей развития детской речи является фонема

это способность слышать человеческую речь.

это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов).

Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Включает в себя понятие звуковой культуры речи

Является частью звуковой культуры речи

Не имеет отношение к звуковой культуре речи

Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов
разделять слова на звуки
объединять отдельные звуки в слоги и слова
обозначать звук буквой
сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

(Найдите лишний вариант)

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

расчленение слова на составные
элементы (звуки, фонемы), установление их
количества и последовательности

сочетания звуковых элементов в единое целое.

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам.
В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку.
С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
К концу первого года жизни при
нормальном развитии фонематического
слуха малыш различает часто
произносимые слова.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Только обладая навыками
анализа и синтеза, ребенок
сможет успешно освоить
чтение и письмо.

Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия

1 этап – узнавание неречевых звуков.
2 этап – различение высоты, силы, тембра
голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
3 этап – различение слов, близких по звуковом
составу.
4 этап – дифференциация слогов.
5 этап – дифференциация фонем.
6 этап – развитие навыков элементарного
звукового анализа и синтеза.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

упражнения включают задания на распознание:
звучащих инструментов;
звучащих предметов;
действий предметов.

«Слухачи»
«Угадай на чем играю»
«Угадай, что звучало?»
«Солнце или дождик?»
«Где позвонили?»
«Шумящие коробочки»
«Быстро – медленно»
«Тихо – громко»

« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Кто кричит?».
«Далеко или близко».

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Правильно-неправильно
Так бывает или нет?
Самый внимательный.
Разложи картинки
Рифмы

4 этап – дифференциация слогов.

Слоговые цепочки
Нажми на слог
Назови лишний слог
Попугайчики
Одинаковые или разные

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве.
Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки.
Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению».
Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
-определение количества слогов в словах разной сложности;
– анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;
– выделение начальных ударных гласных зв. из слов.
– выделение начальных безударных гласных из слов.
– выделение конечных согласных из слов.
– анализ и синтез закрытых, открытых слогов.
– выделение начальных согласных из слов.
– определение места любого заданного звука в слове.
– полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука)
– творческие задания.

Чем раньше начата
работа по развитию
фонематического
слуха, тем успешней
будет идти общее речевое
развитие ребёнка,
тем грамотнее
он будет писать
и читать.

Развивая фонематический слух,

вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и
письма.

Работа “самообразование “подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе””. Автор: Праздницина Ксения Анатольевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной группе »

Воспитатель: Праздницина К.А

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком – то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин , Л.И. Божович , Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек , Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке , скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

– по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2021 – 2022 учебный год

Изучение методической литературы по теме самообразования (автор, название, год издания, издательство)

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.

Картотека « Артикуля ционная гимнастика»

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

Подбор материала по формированию графических умений.

Консультация для родителей «Как подготовить руку к письму?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет . ООО «ТЦ –Сфера»2014г

Использование пальчиковых игр.

Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г

Знакомство с обводками и штриховками.

Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа».

Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

Обновление обводок, штриховок.

Консультация для родителей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте».

Беседа «Определение гласных звуков»

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Обновление наглядного материала на звуки.

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

Изготовление дидактических игр.

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

Досуг «В стране звуков».

Консультация для родителей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте». Оформление памятки для родителей «Страна букв».

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 6 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Отчет о проделанной работе.

Итоговое родительское собрание.

1Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет . ООО «ТЦ –Сфера»2014г

4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей группе . Воронеж 2010г

5. Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

7. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Обучение дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием грамоте с применением презентаций

Презентация к уроку

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

В последние годы неуклонно растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Кроме того у данной категории детей отмечается бедность словаря, незначительная задержка в формировании грамматического строя речи, отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными. Также проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Как показывает практический опыт логопедической работы, обучение старших дошкольников грамоте на логопункте проходит более успешно, с применением компьютера и мультимедийных технологий. Так как применение цвета, графики, звука, позволяют моделировать различные ситуации, развивая при этом познавательные и речевые способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому.

Инновационные компьютерные технологии активизируют учебную деятельность детей, их эмоциональное состояние и в целом, способствуют развитию психических процессов (вниманию, памяти, мышлению…). И это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, с другой – в условиях Крайнего Севера в период «биологической тьмы» у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Предлагаю рассмотреть некоторые конкретные этапы специально организованной деятельности по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте с использованием презентаций в программе PowerPoint .

Презентации помогают привлекать внимание детей уже на организационном этапе, цель которого, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Учебную деятельность обычно начинаю с прочтения телеграммы, загадки, прогулки, путешествия, которые проецируются на экране. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

При характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам, проецирую схему изучаемого звука, которая несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслеобразов. С помощью презентации находим с детьми образное сравнение звука; рассматриваем профиль звука на схеме; уточняем артикуляцию – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука, акустические признаки звуков (гласные или согласные, твёрдые или мягкие, глухие или звонкие) и обозначаем цветовыми символами.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Решая задачи по произношению изучаемых звуков в словах и словосочетаниях, придерживаюсь принципа подбора речевого (определяется темой и сюжетом) и наглядного материала (определяется поставленной задачей). В своей работе по обогащению словаря детей и развитию фонематических представлений, наглядный материал демонстрирую после называния слов детьми. Используемые при этом анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас.

Звуковой анализ и синтез — это сложная мыслительная работа, в процессе которой обязательно проецирую картинку. Вначале задание выполняем вместе с детьми, на экране выводится слайд, представляющий собой саму картинку и звуковые окошки, по ходу действий компьютер закрашивает свои окошки, дети выполняют задание на карточках. В дальнейшем, после самостоятельного выполнения задания детьми проверяем, правильно ли сделал задание компьютер. Дети просто сверяют свою работу, изображением на слайде. Это вызывает наибольший интерес у детей.

Знакомя дошкольников с буквой, связываю фонетический образ звука с графическим образом, демонстрирую букву на проекционном экране. Для более прочного и образного запоминания буквы использую приём, в котором элементы буквы находятся в фигурках, наложенных друг на друга. Кроме того, дети «рисуют» буквы пальчиком в воздухе, выкладывают из счётных палочек.

Задания на чтение буквы, слогов и слов с изучаемой буквой провожу с использованием слайдов и разрезной азбукой, где у детей формируется осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Также предлагаю составлять слова из букв в определенной последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, и слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла. Результаты проводимой работы с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику в подготовке к обучению грамоте детей.

Практика показала, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации , которые несут в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Конспект специально организованной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «В гости к трём медведям»

Цель: знакомство со звуками [М], [М’] и буквой М.

Программное содержание:

  • Закреплять навыки различения и четкого произношения звуков [М], [М’] в слогах, словах, фразах;
  • познакомить с образом буквы М
  • развивать фонематический восприятие и навыки звукового анализа;
  • развивать память, внимание, мышление,
  • упражнять в подборе местоимений;
  • работать над преобразованием деформированной фразы;
  • воспитывать доброжелательное отношение, взаимопомощь друг к другу и героям сказки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения персонажей и предметов к сказке «Три медведя» (Маша, медведи, Мишутка; малина, мёд, мак, мишка, машина, мяч, пирамидка, самолёт, матрёшка, гном); мяч, символы звуков, карточки со звуковыми окошками, счётные палочки, графическое изображение буквы М, индивидуальные зеркала, цветные карандаши.

Ход деятельности

Слайд 2.1. Организационный момент.

Был такой однажды случай:
Дом стоял в лесу дремучем.
В дом хозяева зашли – безобразие нашли.
На трех стульях кто сидел?
Кто похлебку всю доел?
Кто помчался без оглядки
Из Мишуткиной кроватки?
Кто шмыгнул в окно, как ветер,
В старой сказке … («Три медведя»)

Кто герои этой сказки? (Маша. Медведи.)

Слайд 3. Сегодня мы побываем с Машей в гостях у трех медведей и будем изучать звуки м, м’.

2. Характеристика звуков м, м’ по артикуляционным и акустическим признакам.

М-маша. Какой первый звук вы услышали в этом слове? (Звук м.) Возьмите зеркала. Чем мы произносим звук М? (Губами.) Какое животное произносит звук М-М-М.

Слайд 4.Посмотрите на свои губы, они чуть-чуть сердятся, когда произносят звук м. Язык находится внизу. Воздушная струя выходит через нос. Какой это звук, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? (согласный, твёрдый) Каким символом будем его обозначать? (Синим квадратиком).

М-медведи. Какой первый звук вы услышали в этом слове? (Звук м’.) Губы чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук м’, Как звучит звук м’? (Мягко, нежно.) Этот звук . (согласный, мягкий.)

3. Развитие фонематических представлений

Слайд 5. Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. В их названии есть звуки м, м’. Что любят медведи? (Мёд, малину.)

Какие игрушки может подарить Маша Мишутке? (Машинку, матрешку, гармонь, мозаику, пирамидку, мяч, самолёт, гнома)

Слайд 6.4.Определение позиции звуков М, М’, в словах

Возьмите карточки (Рисунок 1.), определите позицию звуков М, М’ и закрасьте звуковые окошки


Рисунок 1.

Теперь проверим правильно ли мы выполнили задание.

Слайд 7.Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощение у них попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой машинка? Эти моя игрушки?» Научим Мишутку правильно использовать слова. (Надо говорить «моя красивый машинка», «мои новые игрушки».) Дети исправляют вопросы Мишутки.

О чем еще можно сказать — «мой», «моя», «мои»?

Читайте также:
Использование проектной технологии в логопедической работе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: