Презентация развитие фонематических процессов
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
в презентации дается понятие о речевом и неречевом слухе, а также об этапах формирования фонематических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razvitie_fonematicheskih_protsessov.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф онематический слух – основа правильной речи. Учитель-логопед МКДОУ «Д/с»№28: Сейидова Е.В.
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой с лух. Речевой с лух. это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. способность человека различать и узнавать звуки речи.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. .
Что такое фонематический слух? (речевой) Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного .
К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова . На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Возрастные нормы развития фонематического слуха.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На пятом – шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо .
Этапы работы по формированию фонематического восприятия. I этап – узнавание неречевых звуков ; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. .
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Цель : учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. Цель : учить детей различать слова, близкие по звуковому составу. 4 этап – дифференциация слогов. Цель : учить детей различать слоги.
. 5 этап – дифференциация фонем. Цель: учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков ). 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Цель: 1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, 2) формирование у детей навыков слогового анализа.
Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопроизношению и по обучению грамоте, но и использоваться родителями в повседневной жизни.
Успехов в ваших начинаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
Одним из обязательных условий “беспроблемного” вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов.
Презентация “Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста”
Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста”.
презентация. Опыт работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы учителя-логопеда Самохиной Натальи Григорьевны МБДОУ Детский сад № 31 «Светлана» г.Смоленск Тема: Развитие фонематических процессов у обучающи.
Презентация “Развитие фонематических процессов у дошкольников”
Данная презентация является приложением консультации для воспитателей “Развитие фонематических процессов у дошкольников”. Презентация содержит основные понятия: что такое фонематический слух.
Презентация “Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями”
От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н.
Интерактивная игра по развитию фонематических процессов
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 101комбинированного вида»
Интерактивная игра по
развитию фонематических процессов
Разработала: Ковязина О.Ю.
г. Новосибирск, 2020 г.
Данная игра направлена на детей 5-6 лет. Она включает в себя несколько игровых упражнений, которые направлены на развитие трех категорий фонематических процессов:
Фонематический анализ и синтез.
Целью данной игры является развитие фонематических процессов.
Развивать фонематический слух;
Развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза;
Развивать фонематические представления.
Игры на развитие фонематического слуха
Воспроизведение слоговых рядов.
Цель: Развитие способности дифференцировать противоположные по звучанию звуки.
Процедура: Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. За каждый правильно произнесенный звуковой ряд, зайчик будет давать тебе морковку.
В СЛУЧАЕ ТОГО, ЕСЛИ АУДИОФАИЛ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ, ТО ВЗРОСЛЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКОВОЙ РЯД.
Воспроизведение слов-паронимов.
Цель: Развитие способности дифференцировать противоположные по звучанию звуки.
Процедура: ВЗРОСЛЫЙ ЧЕТКО НАЗЫВАЕТ ПАРЫ КАРТИНОК, КОТОРЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ НА ЭКРАНЕ. Слушай внимательно и повторяй за мной слова как можно точнее. За каждую правильно произнесенную пару слов, зайчик будет давать тебе морковку.
Игры на развитие фонематического анализа
Выделение гласного звука в начале слова.
Цель: Развитие умения выделять гласный звук в начале слова.
Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой первый звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.
Выделение согласного звука в конце слова.
Цель: Развитие умения выделять согласный звук в конце слова.
Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой последний звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.
Выделение гласного звука в конце слова.
Цель: Развитие умения выделять гласный звук в конце слова.
Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой последний звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.
Выделение согласного звука в начале слова.
Цель: Развитие умения выделять согласный звук в начале слова.
Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой первый звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.
Игры на развитие фонематических представлений
Отбор картинок с заданным звуком.
Цель: Развитие фонематических представлений.
Процедура: Предложить ребенку посмотреть внимательно на картинки и назвать только те, в названии которых есть заданный звук. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.
Игра-сюрприз. Гимнастика для глаз.
Цель: П рофилактика нарушений зрения дошкольников .
Процедура: Предложить ребенку глазами проследить за морковкой. Обозначив, что двигаются только глаза, а голова находится в одном положении.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
- Опубликовать урок
- Опубликовать статью
- Дать объявление
- Подписаться на новости
- Частые вопросы
сервис вебинаров –>
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Презентация на тему Развитие фонематических процессов
Презентация на тему Презентация на тему Развитие фонематических процессов, предмет презентации: Педагогика . Этот материал содержит 19 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
- Главная
- Педагогика
- Развитие фонематических процессов
Слайды и текст этой презентации
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Учитель-логопед Зайцева Н.В.
Учитель- логопед Леонтьева А.А.
Фонематические процессы:
Фонематический слух -это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Фонематическое восприятие -это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Впервые Л.С. Выготский ввел понятия «фонема». Он считал, что « всякая фонема воспринимается как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи».
Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
Способность слышать есть данный звук в слове или нет;
Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
Способность различать близко звучащие, но разные по значению слово.
Позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие».
Он обратил внимание, что для овладения чтением и письмом недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
Умение определять линейную последовательность звуков в слове;
Умение определять позицию звуков в слове по отношению к его началу, середине или концу;
Осознание или подсчет количества звуков в слове.
Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
Выяснение порядка следования фонем в слове;
Установление различительной функции фонем;
Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
На основе данных Р.Е. Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе. 1.Дофонематический (доязыковой) этап.
От рождения до шести месяцев.
Отсутствует дифференциация звуков речи на слух.
Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики).
Понимание речи не развито.
2. Фонематический (языковой) этап. Начальный этап.
От шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются контрастные фонемы.
Активно развивается понимание.
Критика к своей и чужой речи снижена.
Правильное и неправильное произношение не различаются.
Звукопроизносительная сторона речи искажена.
От двух до четырех лет.
На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки.
Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками.
Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны.
Замечет различие между правильным и неправильным произношением.
Звукопроизношение несовершенно.
К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое восприятие и представления сформированы.
Формируется критика к собственной речи.
Ребенок различает на слух все фонемы языка.
Правильно произносится большинство фонем.
К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития.
Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков.
Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
Заключительный этап. К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова. Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых. .
Благодаря раннему развитию фонематического слуха, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении. Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития;
они правильно произносят звуки родного языка.
У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом. От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Если у ребенка отмечаются хотя бы легкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы легче развивать.
Этапы развития фонематического восприятия:
Развитие неречевого слуха
Упражнения:
Распознание звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка, барабан и т.д.);
Распознание звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги и т.д.);
Распознание действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стук, звуки транспорта)
Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Развитие речевого слуха
Упражнения:
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
Различение слов, близких по звуковому составу;
Дифференциация слогов;
Дифференциация фонем.
Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определенную последовательность:
Определение количества слогов в словах разной сложности;
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
Выделение из слога гласного, затем согласного звука;
Выделение первого и последнего звука в слове;
Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или предложения;
Определение места , количества, последовательность звуков в слове;
Творческие задания (придумать слова с заданным звуком).
Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнуть все звуки, и обеднеет для нас мир. Так купайтесь в океане звуков и наслаждайтесь их прелестным разнообразием!
Презентация “Развитие фонематических процессов” для 1 класса
Развитие фонематических процессов
Развитие фонематических процессов
МБОУ «СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова» Учитель-логопед Воробьева Е.В.
Фонематические процессы включают:
Фонематические процессы
включают:
Л.С. Выготский ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ
Л.С. Выготский
ЗАКОН
ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–
закон восприятия
звучащей стороны речи
доказал, что единицей развития детской речи является фонема
Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные…
Фонематический слух включает :
способность слышать есть данный звук в слове или нет;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание…
Фонематическое восприятие
включает:
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Фонематический слух –
тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова
Фонематическое восприятие –
специальные умственные действия
по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры слова
Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове; 2) выделение отдельных звуков; 3) выделение основных качественных характеристик звука (согл
Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) выделение отдельных звуков;
3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»
Фонематическое восприятие Звуковой анализ -Не требует специального обучения -Требует специального обучения –
-Не требует специального обучения
-Требует специального обучения
– Первая ступень к овладению грамотой
– Вторая ступень к овладению грамотой
– Формируется в период от 1 года до 4 лет
– Формируется в более позднем возрасте
– Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно
– Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме
В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи
В 1874 году
Э. Вернике было установлено,
что в коре головного мозга имеется зона
сенсорной речи.
Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год
Эмбриональное развитие
закладывается способность
к восприятию звуков речи
2-4 недели
от момента рождения
ребёнок реагирует
на любые звуки
7-11 месяцев
откликается на слово
1 год
Слово – орудие общения,
ребёнок реагирует
на звуковую оболочку
слова
2 года
пользуется фонематическим
восприятием всех звуков
родного языка
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав…
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,
то есть умение анализировать звуковой состав слова,
является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: • словарным запасом грамматическим строем тормозит развитие связной речи
Нарушение
фонематического восприятия
мешает детям
овладеть в нужной степени:
• словарным запасом
грамматическим строем
тормозит развитие связной
речи
В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможность подобрать слово с определённым количеством…
затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
Этапы развития фонематического восприятия
Этапы развития фонематического восприятия
Развитие неречевого слуха.
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие навыка элементарного
звукового анализа и синтеза.
Развитие неречевого слуха упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов
1. Развитие неречевого слуха
упражнения включают задания на распознание:
звучащих инструментов;
звучащих предметов;
действий предметов.
Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация…
2. Развитие речевого слуха
различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем.
Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация
Фонематический анализ –
умственные действия по анализу
звуковой структуры слова –
разложение его на последовательный
ряд звуков, подсчет их количества,
классификация.
Фонематический синтез –
умственные действия по синтезу
звуковой структуры слова –
слияние отдельных звуков в слоги,
а слоги в слова.
Формирование фонематического анализа и синтеза
Формирование фонематического анализа и синтеза.
Предусматривается
определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных: односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.); двусложные слова со стечением…
г) слова без стечения согласных:
односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.); трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании…
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:
с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек),
на речевое проговаривание
(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога…
Развитие навыка элементарного звукового
анализа и синтеза
определение количества слогов в словах разной сложности;
выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
выделение из слога гласного, затем согласного звука;
выделение первого и последнего звука в слове;
выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
определение места, количества, последовательности звуков в слове;
творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы: выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук; выделение…
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:
выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;
выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:
а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
б) чтобы этот звук находился в середине слова,
в) чтобы этот звук был последним в слове;
Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол );
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;
5) определение второго звука в слове, придумывание с ним слов:
а) если в слове второй звук гласный,
б) если в слове второй звук согласный;
6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);
7 ) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов; придумывание слов из определённого количества звуков: а) оканчивающихся на гласный звук ( луна, окно,…
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;
придумывание слов из определённого количества звуков:
а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры),
б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук: а) которые бы начинались со…
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:
а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);
11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.
Игровые приёмы: Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; пройди столько шагов,…
Игровые приёмы:
Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове;
покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове;
пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла.
пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.);
игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д.)
найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.);
игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма – мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.
Презентация: Развитие фонематических процессов
Предмет нашего разговора – развитие фонематических процессов.
У меня была достаточно трудная задача – рассказать вам о хорошо знакомой и близкой для вас теме. Все вы на своих уроках занимаетесь развитие фонематических процессов.
Чем же вас заинтересовать? Что нового предложить?
Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими сведениями, терминологией, психофизиологическими основами фонематических процессов, поделюсь собственными находками в этой области (пособия, которые употребляю на занятиях, познакомлю с литературой).
I. История изучения.
II. Терминология.
III. Психофизиологические основы фонематических процессов.
IV. Роль фонематических процессов в развитии речи.
V. Проявление нарушений фонематического восприятия при чтении, на письме.
VI. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.
VII. Этапы развития фонематического восприятия.
VIII. Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.
Уточним, что же включают в себя фонематические процессы.
Фонематические процессы включают в себя:
– фонематический слух
– фонематическое восприятие
– фонематические представления
1. История изучения.
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.
Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонем;
3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.
Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
На основе понятия «представления», данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
3. Психофизиологические основы фонематических процессов.
Многие ученые, такие как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, пытались ответить на вопрос, благодаря каким отделам центральной нервной системы, благодаря каким механизмам её функционирования, осуществляется процесс восприятие речи, в частности фонем. Эти ученые также устанавливали и развитие соответствующих структур мозга на разных возрастных этапах. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов.
Фонематические процессы осуществляются за счет сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Согласно взглядам большинства эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху.
Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, еще не достаточно сформированы. Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400г.
Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.
Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка
По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой — с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин)
Дальнейшее развитие фонематических функций происходит за счет усложнения структуры мозга, за счет увеличения количества отростков нервных клеток и образования множества связей между ними.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).
4. Роль фонематических процессов в развитии речи
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.
Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
5. Проявления нарушения фонематического восприятия в устной речи, при чтении, на письме:
При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется
• в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
• неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
• трудности слияния звуков в слоги и слова;
• взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)
• побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
• искажение слоговой структуры слов;
• слишком медленный темп чтения;
• нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся:
• замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
• пропуски гласных;
• пропуски согласных в их стечении;
• слияние слов на письме;
• раздельное написание частей одного слова;
• пропуски, перестановки слогов;
• орфографические ошибки.
Вывод: если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.
Вывод: таким образом, необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!
6. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях
На моих занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь обучающегося). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
7. Этапы развития фонематического восприятия
Предлагаю вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Как же привлечь родителей? Это для нас наиболее сложный вопрос.
Для родителей будущих первоклассников подготовила небольшую памятку, пользуясь которой любой родитель сможет определить, развит ли у его ребёнка фонематический слух, и, если возникли проблемы, то какие упражнения помогут.
8. Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков
Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полноценных звукоразличений сможет применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.
Артикуляционная гимнастика – это простое, но эффективное средство совершенствования силы, точности и координации речевых движений. Артикуляционная гимнастика может быть включена в уроки (5-7 мин. ежедневно), рекомендована учителем для ежедневного выполнения дома. В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение органов речи, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. В перспективе это позволяет анализировать и сравнивать артикуляционные позы сходных звуков, находить в них общие черты и различия.
Применение моделей артикуляции звуков может сделать процесс обучения как наглядным, так и познавательным.
Для создания моделей артикуляции звуков разработаны специальные символы.
Модели артикуляции гласных звуков учитывают:
– участие или неучастие губ;
– вибрацию голосовых складок;
– свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.
Модели артикуляции согласных звуков учитывают:
– наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
– способ артикуляции;
– место артикуляции;
– наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу.
Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляции в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука. Модели легко узнаваемы, это даёт возможность легко их запомнить. Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.
Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи.
Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи.
Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников.
Скачать Презентацию Развитие фонематических процессов
Гуцан Анжела Яковлевна,
учитель-логопед МОУ СОШ №19,
г. Вышний Волочёк, Тверская область
Речевая карта для логопункта ДОУ.
методическая разработка по логопедии по теме
Речевая карта для детей 5-7 лет, посещающих дошкольный логопункт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_dlya_logopunkta.docx | 47.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта (5-7 лет)
(для логопункта ДОУ)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
Дата зачисления на логопункт___________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________________________
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_____________________________________________________
Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания)______________
Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)___________________________
Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет_____________________________________________
Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) __________________________________
Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)
Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)
Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение
Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения
(нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга),
перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания
между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)
Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы,
высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое
Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,
субмукозная щель, раздвоенное
Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий,
массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка
Объективные данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) __________________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) _______________________________________________________
Состояние зрения (окулист) ____________________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)___________________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)_____________________________________________________
Общее развитие ребёнка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы,
не соответствует возрасту.
Воспроизведение слоговых рядов
Воспроизведение слов – паронимов
Выделение звука в начале слова
Выделение последнего звука в слове
Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности
Подобрать слово на заданный звук
Отобрать картинки с заданным звуком
Слоговая структура слова
Произношение слов сложного слогового состава
Водопроводчик чинит водопровод.
Птенчик весело щебечет.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Велосипедист едет по тротуару.
Милиционер регулирует движение.
Грамматический строй речи
Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч.
Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)
Книги (много чего?)
Согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных
Образование прилагательных от существительных
лопата из железа –
Образование глаголов движения с помощью приставок
Назвать по восприятию
Сколько тебе лет?
С кем ты живёшь?
Кто работает в твоей семье? А кто учится?
Есть ли у тебя брат (сестра)?
Помогаешь ли ты взрослым дома?
С кем ты дружишь в детском саду?
Какая у тебя любимая сказка? О чём она?
Чем ты больше всего любишь заниматься?
Рассказ по сюжетной картинке
Рассказ по серии сюжетных картинок
Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1 .
В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.
Критерии для определения уровня выполнения задания.
Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.
Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.
Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.
Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.
Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме ( Приложение 2 ). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Речевая карта
(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт – второй год обучения)
1. Фамилия, имя. Возраст
2. Домашний адрес.
3. Дата зачисления.
4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.
5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).
Первые слова ____________________________________________________________________
Фразовая речь ___________________________________________________________________
9. Общее звучание речи.
Темп |
Голос |
Разборчивость |
Дыхание |
10. Обследование артикуляционного аппарата.
Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).
Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)
Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,
Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)
Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)
11. Состояние общей моторики.
Координированность движений – ___________________________________________________
Мелкая моторика – ______________________________________________________________
Предпочитает работать правой / левой рукой.
______________ ______________ _____________ ______________
13. Фонематический слух.
Та-да-та | уточка-удочка |
Па-ба-па | бочка-почка |
КА-га-ка | коза- коса |
Па-ба-па | бочка-почка |
КА-га-ка | коза-коса |
СА-ша-са | ложки-рожки |
14. Произношение слов сложного слогового состава
Велосипед | аквариум |
Строительство | регулировщик |
Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.
Экскурсовод проводит экскурсию.
15. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
Облако | танк |
Иголки | коза |
Аист | санки |
б) выделение последнего звука в слове.
Пила | кот |
Грибы | жук |
Очки | автобус |
в) определение последовательности звуков в слове.
Мак | сок |
Сумка | корова |
16. Состояние словаря.
а) показ и называние частей предметов:
чайник донышко | стул сиденье |
носик | спинка |
крышка | ножки |
машина кабина | части тела локти |
кузов | туловище |
колеса | брови |
б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж
воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук
а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-
б) подбор антонимов:
широкий- | холодный- |
веселый- | сухой- |
прямой- | мелкий- |
длинный- | толстый- |
Глагольный словарь:
а) что делают?
Повар- | Маляр- |
Врач- | Продавец- |
б) кто как голос подает?
Кошка- | Лошадь- |
Собака- | Лягушка- |
Воробей- | Гусь- |
Мышь- |
17. Грамматический строй речи.
а) образование множественного числа существительных:
дом- | пчела- |
стул- | ухо- |
ведро- | утенок- |
воробей- | лоб- |
б) образование уменьшительно – ласкательной формы:
елка- | гриб- |
ложка- | ухо- |
лоб- | соловей- |
в) согласование прилагательных с существительными:
красный мяч | синий шар |
красная машина | синяя шапка |
красное полотенце | синее небо |
г) образование прилагательных от существительных:
шкаф из дерева- | машина из железа- |
шапка из шерсти- | чашка из фарфора- |
сок из апельсина- | магазин, в котором продаются книги- |
сумка из кожи- | ручка из пластмассы- |
д) образование притяжательных прилагательных:
чей хвост? | у белки | у лошади |
у медведя | у волка | |
чья голова? | у лошади | у кошки |
е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)
стул- | ухо- |
нога- | ручка- |
шкаф- | окно- |
ж) употребление предлогов:
В | НА | ПОД | НАД | С |
ИЗ | ЧЕРЕЗ | ИЗ-ПОД | ИЗ-ЗА |
18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».
19. Чтение:
Буквы – знает, не знает.
Читает – по буквам, по слогам, словами.