Презентация: Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению

Презентация “Речевая готовность к школе”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Когда говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовате- льность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слоговая структура слова Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Сформированность грамматического строя речи: Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными). Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  • составлять рассказ по картинке
  • составлять рассказ по серии картин
  • отвечать на вопросы по тексту При пересказе (рассказе) обращается внимание
  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота и точность использования слов),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.). Психические процессы Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом. Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду

Читайте также:
Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Презентация: “Речевая готовность ребенка к школе”
презентация к уроку по логопедии на тему

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.ppt 2.26 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: учитель – логопед: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – логопед МАОУ СОШ № 2, Г. Покачи

« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.» С.Л. Рубинштейн

Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: определенная степень зрелости различных структур головного мозга; координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций; формирование потребностей в общении.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Речевая готовность – один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Сформированность звуковой стороны речи. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. различать звуки на слух и в произношении ; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове; называть слова с заданным звуком; определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов; слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука; уметь составлять слова из звуков и т .д.

Словарный запас В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия). Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты). Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Знать детёнышей животных и т.д. Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе; согласовывать имена существительные с именами прилагательными; правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные; умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д. умение работать с предложением; правильно строить простые предложения; видеть связь слов в предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением.

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; составлять рассказ по сюжетной картинке; составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращается внимание на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ); на лексику (полнота и точность использования слов); на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).; на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Статистика речевых нарушений у первоклассников в 2014 году

Факторы риска неуспеваемости в школе: неспособность понять инструкцию; не умение организовать свою работу; низкий уровень развития памяти; бедный запас слов; неумение грамотно строить предложение; нарушение звукопроизношения; низкий уровень координации движений пальцев; не умение различать фигуры.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами; больше общаться с ребёнком, чаще читать .

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к учителю – логопеду.

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”. Л.А. Венгер.

Презентация «Речевая готовность ребёнка к школе»

ЕЛЕНА ГУГУШКИНА
Презентация «Речевая готовность ребёнка к школе»

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Слайд 1. Наиболее значимым для ребёнка7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: слайд 2

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Слайд 3. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

Слайд 4. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 5. Умение выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слайд 6. Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 7. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Слайд 8. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 9. К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе)обращается внимание: на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль, на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ, на лексику (полнота и точность использования слов, на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 10. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении; уметь слушать и понимать речь; строить общение с учетом ситуации; легко входить в контакт с детьми и взрослыми; ясно и последовательно выражать свои мысли ; пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 11. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи.Игры способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика; игры с прищепками; ниткография ; использование шариков су- джок и иппликатора Кузнецова; обведение и штриховка предметов; шнуровка; нанизывание бусинок; аппликации; лепка; плетение; вырезание ножницами.

Слайд 12. Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Презентация на тему: Логопедическая готовность к школе

Логопедическая готовность к школе Корытко Наталья Викторовна учитель-логопед высшей категорииМОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа»

Готовность к школе – Когда говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков.Умение различать звуки речи на слух.Владение элементарными навыками. звукового анализа.Словарный запас.Сформированность грамматического строя речи Связную речь.Речевую коммуникацию. Мелкую моторику рук.

Звукопроизношение: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение элементарными навыками звукового анализа: умение выделять начальный гласный звук из слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога гласный – согласный типа «ап»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;определять количество и последовательность звуков в словеназывать слова на заданный звук.Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика рук Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Развивать навыки самообслуживания.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать.Не сравнивать своего ребенка с другими детьми Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он«вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.

(Слайд 1) Тема: Речевая готовность ребенка к обучению в школе (ход презентации).

    Степан Алисов 4 лет назад Просмотров:

1 Родительское собрание в старшей и подготовительной к школе (логопедической) группе МБДОУ 5 (Слайд 1) Тема: Речевая готовность ребенка к обучению в школе (ход презентации). Слайд 2. Речевая готовность является одной из составляющих интеллектуальной готовности ребенка к школе, которая, в свою очередь, часть общей готовности ребенка к обучению. Для успешной учебы ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него уже в дошкольном возрасте Слайд 3. Предпосылки успешного овладения письмом, чтением и даже иностранными языками. 1. Фонематическое восприятие 2. Звуковой анализ слов 3. Звукопроизношение 4. Словарный запас 5. Грамматический строй 6. Связная речь Остановимся подробнее на каждой из них. Слайд 4. Фонематическое восприятие Фонематический слух – умение слышать и выделять речевой звук из речевого потока. Не менее важным является слуховое внимание умение слышать и различать неречевые звуки, звуки окружающего мира. Слуховое внимание является основой для развития фонематического слуха. Дифференциация звуков умение различать на слух близкие по произношению звуки. Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков: звонких – глухих (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж); мягких твердых (б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п- пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь); свистящих шипящих (с-ш, з-ж, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, с-т, т-ц, щ-ть, ч-ть);

2 сонорных согласных (л-р, ль-рь) и й. К таким ошибкам в речи детей надо относится серьезно, т. к. в последствии ребенок просто продублирует их на письме. Фонематические представления умение придумать слово на заданный звук или подобрать картинку на заданный звук. Слайд 5. Звуковой анализ слов. Выделение ударного начального гласного Выделение звука из слова Определение первого звука в слове Определение последнего звука в слове Определение последовательности звуков в слове Определение количества звуков в слове Составление слова из последовательно данных звуков. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому первоклассник должен обладать данными умениями. В школе для этой цели специально отведен добукварный период. Однако период этот очень короткий, а анализ и синтез это достаточно сложные мыслительные операции. Слайд 6. Звукопроизношение В три года правильное произношение простых по своей артикуляции звуков речи и с, с, з, з, ц К четырем пяти годам правильное произношение более сложных звуков ш, ж, ч, щ К пяти-шести годам правильное произношение звуков л, л р, р. Если у ребенка наблюдается искаженное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков или отсутствие звуков, то необходимо обратиться к

3 логопеду еще в дошкольном периоде, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка как в начальной школе, так и в старших классах. Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают неправильного произношения у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, а многие родители замечают, но нередко относятся к этому спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или это с возрастом «само пройдет». Слайд 7. Словарный запас Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем он больше, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию. Так что мы с вами в ответе, и прежде всего вы, за богатство и разнообразие словаря вашего ребенка. Слова предметы, слова – признаки, слова действия ( слов) Обобщения Синонимы (с 6 лет) Антонимы (с 6 лет) Слайд 8. Грамматический строй Словоизменение умение изменять слова по числам, родам, падежа. Правильно пользоваться склонением, временем глаголов на практическом уровне, т.е. без знания терминов. Иными словами – согласовывать слова в предложении. В период овладения грамматическими системами языка в речи ребенка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы. До определенного возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребенок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребенка в 6-7 лет должно вызывать тревогу. Словообразование умение образовывать новые слова от заданных.

4 Примеры словообразования: Дерево деревянный, яблоко яблочное, лиса лисий, мяу- мяукает, сам ходит самоход и т. д. Слайд 9. Связная речь Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое. Под связной речью принято понимать развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми. Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам Составление рассказа по сюжетной картинке Составление рассказа – описания Составление рассказа по серии сюжетных картин Пересказ текста. Остановлюсь на некоторых моментах поподробнее. Картинка 1. Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нем даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображенные на картинке предметы и явления, не связывая их между собой. Картинка 2. Рассказ- описание. Картинка 3. Рассказ по серии сюжетных картин. Слайд 10. Вывод

5 Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко накладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению

(Cлайд № 1. Тема выступления). Презентация

(Cлайд № 2. Определение – речевая готовность)

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)

Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

В дошкольных образовательных учреждениях третьего вида, где отсутствует специалист-логопед, главная роль в выявлении речевых нарушений и развитии речи детей отводится воспитателю. Выполнение образовательной программы – всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовки его к школьному обучению ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные методики для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка. (В приложении преведены примеры методических пособий речевой диагностики.) Наилучших результатов по развитию речи детей возможно достичь тогда, когда педагоги:

  • хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
  • знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
  • умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

– Состояние словарного запаса.

– Сформированность грамматического строя речи.

– Правильность произношения звуков.

– Умение различать звуки речи на слух.

– Владение связной речью.

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

В соответствии с методическими рекомендациями обследования речевой готовности к школе проводится в два этапа: начало года сентябрь-октябрь и конец года март.

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

Соблюдение условия обследования Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.

  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
  • (Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)

    При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

    Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

    Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

    Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

    В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течении определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

    В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

    Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

    Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

    (Подробнее советы по организации обследования детей можно найти в методическом пособии для воспитателей дошкольных образовательных учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

    (Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической работы с детьми раннего возраста)

    В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

    Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)

    Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаются анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

    В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

    (Cлайд № 11. Анализ собранных материалов… )

    Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

    (Cлайд № 12. Спасибо за внимание )

  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1998.
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1998.
  • Бородич А.М., Методика развития речи детей. – М., 1981.
  • Бельтюков В.И., О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми./Дефектология. 1983 №2/.
  • Бельтюков В.И., Пути исследования механизма речи. /Дефектология 1984 №3./
  • Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./
  • Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982.
  • Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо.
  • Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб.: Детская речь. Под ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/
  • Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе “ Радуга”/ – М., 2002.
  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие.
  • Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • гризлик Т.И. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2004.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург. – 2001.
  • Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991.
  • Запорожец А.В. Психология. М., 1959.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.
  • Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок учится говорить.- С.-Петербург.,1998.
  • Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.
  • Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983
  • Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей… / Системные нарушения речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /
  • Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.
  • Программа “Из детства в отрочество”./ Под редакцией Дороновой Т.Н./ – М., 2002
  • Программа “ Детство”./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ – С.-Петербург, 1999.
  • Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998
  • Радуга. Программа и методическое руководство. / Под редакцией Дороновой Т.Н./ – М., 1997. п.гр.,ст.гр, 1994 – ср.гр., 199 – мл.гр.
  • Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.
  • Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.
  • Стребелева Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.
  • Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
  • Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С-Петербург. 1999.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
  • Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.
  • Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.
  • Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  • Презентация – Методики диагностики готовности детей к школьному обучению

    Текст этой презентации

    Методики диагностики готовности к школьному обучению.
    Выполнила:.

    Психологическая готовность к обучению
    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Выделяют 3 аспекта школьной зрелости:
    Интеллектуальная Эмоциональная Социальная

    Интеллектуальная зрелость:
    концентрация внимания; аналитическое мышление; логическое запоминание и др.

    Эмоциональная зрелость:
    уменьшение импульсивных реакции

    Социальная зрелость:
    потребность в общении со сверстниками; способность исполнять роль ученика;

    Гуткина Нина Иосифовна
    Разработала методику по определению психологической готовности детей к школьному обучению

    Методика «Домик»
    Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

    По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
    1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) что говорит и о чем спрашивает во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

    Ошибками считаются:
    а) отсутствие какой-либо детали рисунка; б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка; в) неправильно изображенный элемент рисунка; г) неверное изображение деталей в пространстве рисунка; д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления; е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; ж) залезание линий одна за другую.

    Методика «Да и нет»
    1. Ф.И., возраст 2. Ты хочешь идти в школу? 3. Ты любишь слушать сказки? 4. Ты любишь смотреть мультфильмы? 5. Тебе нравится гулять в лесу? 6. Ты любишь играть в игрушки? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь играть во дворе с ребятами? 9. Тебе нравится болеть? 10. Ты любишь смотреть телевизор?

    Методика «Сапожки»
    В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем).

    Методика «Последовательность событий»
    В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению.

    Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
    1) не смог установить последовательность картинок и отказался от рассказа; 2) установив последовательность картинок, отказался от рассказа; 3) по выложенной им самим последовательности картинок составил рассказ, не отражающий сути изображенного события; в этом случае версия рассказа не привязана к картинкам; 4) выложенная испытуемым последовательность картинок не соответствует рассказу 5) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, без связи с остальными — в результате рассказ не получается; 6) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

    «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия
    Примеры набора слов: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

    «Эталоны» О.М. Дьяченко

    – грибок, чашка, месяц, шляпа – коляска, стул, сапоги, кресло – морковь, пирамидка, листок, ёлка – лампа, матрёшка, груша, снеговик

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: