Презентация Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв

Фавзана Аюпова
«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.

1. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко, без призвуков «ы», «э», демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква. Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы:

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» – замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы “Г” я не боюсь,

Буква “Г” не злой,а добрый гусь!

3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву. Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги.

5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы: обведение трафарета буквы;

вырезание буквы ножницами;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры:

– Пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

Изобрази букву пальцами;

– определение буквы, написанной на спине,ладони: «Какую букву я написала;

– узнавание букв, написанных разными шрифтами;

– нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.

Данная работа в “Мастерской буквдает свои положительные результаты: дети хорошо запоминают буквы и не путают их.

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007

Дидактическая игра по ознакомлению с буквами В группе с детьми мы начали изучать буквы. Конечно неотъемлемой частью данной темы идет работа на написание букв. Ребята часто путают поворот.

Моя вязанная азбука При обучении детей важную роль играет развивающая среда и предметы, игрушки, наглядные пособия, с помощью которых дети познают окружающее.

Презентация на тему: «Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы»

Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены задания и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.

Содержание презентации:

При обучении детей письму в школе могут возникнуть специфические логопедические ошибки, которые выражаются в зеркальном написании букв. В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности:

Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для решения этих задач предлагаются следующие игры и упражнения.

В центре сетки находится фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Например, даётся команда: вверх – вправо. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где она остановилась. В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2 – 3 до 8 – 10. Для усложнения игры ребёнку предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе ребёнок с закрытыми глазами определяет путь фишки и отвечает, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия «верх», «низ», «право», «лево», а также дети запоминают названия квадратов:

1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 — левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат;
5 – нижний центральный квадрат;
6 – правый верхний квадрат;
7 – правый нижний квадрат;
8 – левый верхний квадрат;
9 — левый нижний квадрат.

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

Диктанты для рисования орнаментов и букв.

Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 клеток — вниз — , 1- вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Г», которую дети штрихуют. Подобным образом дети могут написать под диктовку любую букву.

Найти недостающие элементы буквы.

Какая буква «сломалась»?

Нахождение букв в геометрических фигурах.

Например, в приведённом квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У,И,М,П и т.д. Параллельно можно выложить контур буквы из палочек.

Предъявление букв разного шрифта.

Печатные, прописные, строчные, стилизованные.

Демонстрация букв в разном положении.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.

Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

Определение букв, которые можно выложить из 2,3,4 палочек.

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

На что похожа буква?
А – антенна, стремянка;
У – уши, сучок, вешалка.

Определение буквы (геометрической фигуры), «написанной» пальцем на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Ощупывание объёмных букв закрытыми глазами.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так ложные (зеркальные) буквы.

Cоставитель:
Зезюлина Светлана Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ № 26 ДС «Жемчужинка»
города Смоленска

Практический материал: «Игры, направленные на закрепление графического образа букв»

Подготовила учитель – логопед

И.П. Петенкова

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует множество разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина или соленого теста, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных шнурков и цветной проволоки, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Для этих целей полезно использовать тактильные карточки, на которых буквы выполнены из различных материалов: круп ( фасоль, горох, греча), текстильные материалы ( бархат, драп, шелк), бросовый материал ( полипропиленовые трубки небольшого диаметра, колпачки, крышки, поролоновые губки и т.д ).

Полезно использовать приём «дермолексия», когда педагог или родитель на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ – Ц? и т. д.)

На развитие памяти и внимания возможно использовать игры с буквами: «Какой буквы не стало» , «Что изменилось?» «Найди такую же», «Подружи две буквы» и т.д.

Игра «Волшебный мешочек» – где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память особенно интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Также можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Сложи фигуру из семи палочек

• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь,У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.

Найди и закрась буквы

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные:

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

«Стёртые буквы» (гласные)

Узнай и назови буквы

«Пунктирные буквы» (согласные)

Узнай и назови буквы

«Зашумленные буквы»

« Найди правильно написанные буквы»

Читайте также:
Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

«Стилизованные буквы»

Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребенка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался

«Узнай буквы по зеркальному изображению»

Узнай букву в картинке

Найди заданные буквы, раскрась. Смотри, что получилось.

Раскрась все буквы С синим цветом, все буквы У – желтым.

Презентация “Игра с буквами” как элемент системы подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте

Презентация к уроку

Понятие “грамота” определяется как умение читать и писать. На уроках грамоты дети овладевают навыками сознательного и правильного письма и чтения, знакомятся с некоторыми сведениями по грамматике и правописанию, это имеет существенное значение в деле подготовки учащихся к практической деятельности в жизни и вместе с тем создает предпосылки для овладения основами наук.

Существует большое количество педагогической и психологической литературы, в которой дано научное обоснование и разностороннее освещение различных вопросов по методам обучения и формированию первоначальных навыков чтения и письма у детей.

Обучение грамоте осуществляется аналитико–синтетическим методом, носит развивающий и воспитывающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

Дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, образовывать слоги из звуков, слова из слогов, предложения из слов. Учащиеся овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Параллельно дети учатся применять знания и умения, полученные на уроке обучения грамоте, в процессе коллективного чтения детских книг.

Одновременно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей.

Ребенок овладевает письменной речью, в отличие от устной, только в условиях целенаправленного обучения. Механизмы письменной речи формируются в процессе обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, она требует от ребенка определенной степени зрелости многих психических функций.

В состав процесса письма входит целый ряд специальных операций. Первой из них, как отмечает А.Р.Лурия, является анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Второй этап процесса письма заключается в переводе выделенных фонем или их комплексов в зрительную графическую схему – графемы. Это производится с учетом пространственного расположения их элементов. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая затем должна быть написана. Обычно этот процесс не вызывает особых трудностей. На последнем, третьем, этапе происходит перевод подлежащих написанию зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений. То есть графемы переводятся в кинемы.

В период обучения грамоте ребенок также овладевает чтением. Как и письмо, чтение является сложным психофизиологическим процессом. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На основе этого происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание.

Т.Г. Егоров выделяет ряд ступеней в процессе формирования навыка чтения. Первой ступенью является овладение звуко-буквенными обозначениями. В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, соотносящиеся с их звуковым значением.

Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память.

Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Но единицей зрительного восприятия на этом этапе является буква.

Второй ступенью является ступень слогового чтения. Способ чтения является аналитическим, отсутствует целостное восприятие.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

Третья ступень – становление целостных приемов восприятия. Эта ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения.

Четвертая ступень – ступень синтетического чтения. Она характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической ее сторон, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

Еще в трудах К. Д. Ушинского были заложены основы методики обучения грамоте, где уделялось большое внимание подготовке к письму. Им были созданы книги для начальной и повышенной начальной школы “Родное слово” и “Детский мир”. Начальным этапом обучения грамоте было приучение глаза и руки ребенка к письму элементов букв. Предлагались специальные прописи, “образцы для первоначальной рисовки”, упражнения по развитию зрительно-пространственных представлений (введение понятий верх – низ, право – лево, ниже – выше и др.), упражнения по ориентации на листе бумаги, на грифельной доске.

В педагогической системе Марии Монтессори большое внимание уделялось развитию речи детей, подготовке их к усвоению чтения и письма. Монтессори был составлен специальный дидактический материал, позволяющий детям легко овладевать техникой письма. Например, упражнения с шершавыми буквами: “Шершавые буквы”, Узнай букву”. “Шершавые слова”. А также “Письмо на манке”, Домино из букв”, “Предложение, слова, буква” и др.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, особое внимание уделяется подготовке к чтению и письму, так эти дети находятся в группе риска по возникновению дисграфии и дислексии. Особенно важным это становится при коррекции общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи, при нормальном слухе и интеллекте.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, небольшой запас слов, аграмматизмы, нарушения произношения и фонемообразования.

Дети третьего уровня речевого развития в условиях массовой школы обычно овладевают элементарными навыками письма и чтения. Но при этом они допускают значительное количество специфических ошибок, которые обусловлены отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. То есть у них наблюдается дислексия и дисграфия.

У дошкольников 5 – 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, отмечается следующее:

  • недостаточно развита координация движений;
  • плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
  • недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
  • недостаточно развито чувство ритма;
  • некоординированная деятельность руки и глаза;
  • плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;
  • недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);
  • низкие параметры произвольного внимания (переключение, концентрация);
  • недостаточно развита зрительная память;
  • плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;
  • недостаточно развиты графические способности.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.

Авторы предлагают разнообразные виды упражнений по профилактике нарушений чтения и письма.

Например, А.Н. Корнев предлагает систему формирования функционального базиса навыков чтения и письма, в которой выделяются следующие разделы: 1) развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; 2) развитие зрительно – пространственного восприятия и наглядно–образного мышления; 3)формирование изобразительно–графических способностей; 4) развитие сукцессивных способностей ребенка; 5) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Р.И.Лалаева описывает систему работы по профилактике и коррекции дислексии. Работа проводится в нескольких направлениях. Вот некоторые из них:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе буквенного (назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить предметные изображения, наложенные друг на друга; найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10; разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности; игра “Чего не стало?”; игра “Что изменилось?”).
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза (определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг; сконструировать буквы из предъявленных элементов; показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом; определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве).
  4. Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв (найти букву среди ряда других букв, сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; на фоне контурных изображений предметов найти “спрятавшиеся” буквы; конструирование и реконструирование печатных букв из элементов).
Читайте также:
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

На логопедических занятиях я уделяю особое внимание подготовке детей к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи. В моем арсенале множество игр, пособий, методик, описанных в логопедической литературе. Кроме того, я начала использовать новые педагогические технологии, в том числе и компьютерные.

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Детям интересно все, что связано с компьютерами, таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедическом занятии. Растет самооценка детей (поощрение за правильные ответы, возможность самому проверить правильность ответа). Появляется возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Также необходимо отметить, что логопед затрачивает значительно меньше времени на подготовку к занятию. И на занятии экономится время благодаря быстрой смене материала на экране.

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие речевых функций детей согласно целям игры, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Для подготовки дошкольников 5 – 6 лет, имеющих нарушения речи, к обучению грамоте и профилактике дисграфии и дислексии мной был создан ряд компьютерных игр по нескольким направлениям. Для этих целей я использовала программу создания презентаций MS PowerPoint. Она представляется очень удобной, так как на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, схемы. Широко используется настройка анимации и действия. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение.

Особенно удобно мне использовать презентации при коррекции оптических нарушений, так как такие занятия требуют большого объема наглядного материала, который чаще всего приходится делать вручную. Игры в форме презентаций также позволяют решить дополнительную задачу – развивать зрительное внимание и память. Материал, представленный на экране является более привлекательным для детей, создает дополнительную мотивацию для активного участия детей в коррекционном процессе.

Игры-презентации я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Они являются частью традиционного занятия, время использования компьютера соответствует гигиеническим требованиям (непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут; после занятия проводится гимнастика для глаз).

Для подготовки к чтению и письму, для развития буквенного гнозиса, формирования пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза я предлагаю детям специальные игры с буквами:

– “Жучок-буквоед”: на слайде изображена буква, некоторые элементы которой стерты. Ребенок называет букву, нажимает на клавишу – рядом появляется целая буква.

– “Буква за окошком”: на слайде нарисовано окошко, сквозь которое видна только часть буквы. Ребенок опознает букву (или буквы – один и тот же элемент, который виден сквозь окошко, может принадлежать нескольким буквам), нажимает на клавишу – около окошка появляется правильный ответ.

– “Найди гномика” (зеркально написанные буквы): на слайде две зеркально изображенные буквы. Детям предлагается найти гномика – он спрятался под буквой, которая написана неправильно. Ребенок нажимает на “неправильную” букву – под ней появляется гномик. Если ответ неверный, можно вернуться на первоначальный слайд и попробовать еще раз.

– “Прочитай по половинке”: на слайде написано слово, верхняя или нижняя половина букв которого отсутствует. Детям предлагается прочитать слово. Если возникают трудности – нажатие на клавишу – и рядом появляется картинка. При повторном нажатии слово можно увидеть полностью.

– “Помоги Незнайке”: на слайде изображены буквы, наложенные друг на друга. Детям надо назвать, какие буквы они видят. Нажав на клавишу мышки можно проверить ответ.

– “Узнай букву”: на слайде расположена картинка, в которой художник спрятал букву. Например, буква “И” “вписана” в забор, буква “Д” в домик, буква “Г” – подъемный кран и т.д. Ребенок должен увидеть букву и назвать ее. Чтобы проверить правильность ответа, надо нажать на клавишу мышки – рядом с картинкой появится нужная буква.

– “Игры с буквами”: с этой игре предлагается несколько вариантов. Например, прочитать слово, выбрав только правильно написанные буквы. Или прочитать слово, когда видно только половину букв (нижнюю или верхнюю).

Читайте также:
Конспект образовательной деятельности: Звук (К) в гостях у мебели

– “Веселые человечки”: на слайде картинка со схематично нарисованным человечком, который изображает какую-то букву. Дети должны угадать букву. При желании ребенок может изобразить букву так же, как человечек на картинке. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Какая буква спряталась?”: предлагается узнать зашумленные буквы. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Узнай букву по элементам”: на слайде изображены элементы буквы, ребенок должен угадать букву. При нажатии на клавишу элементы соединяются.

– “Найди все буквы “А”: детям предлагается найти все буквы “А”, среди букв, написанных разными шрифтами, стилизованных букв и посчитать их. При нажатии на клавишу все буквы, кроме “А” исчезают.

– “Буквы рассыпались”: дети должны назвать буквы, различно расположенные в пространстве. Можно, например, попросить ребенка посчитать, сколько на слайде букв “Б”. При нажатии на клавишу все остальные буквы исчезают.

– “Найди целую букву”: в этой игре надо найти целую букву среди недописанных, нажать на нее. Если ответ верный, на экране появляется Знайка, если неверный – Незнайка.

Частично этот материал представлен в презентации “Игры с буквами” (“Жучок – буквоед”, “Найди гномика”, “Помоги Незнайке”, “Буква за окошком”, “Узнай букву”, “Какая буква спряталась?”, “Прочитай слово”).

Таким образом, современные компьютерные технологии открывают новые возможности использования традиционных логопедических методик. Использование игр, созданных с помощью презентаций, может разнообразить логопедической занятие, привлечь интерес детей, расширить возможности работы с наглядным материалом, а также помогает педагогу в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.
  2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
  3. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,1998.
  5. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт.Т.II/Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997.
  6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
  8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.
  9. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2011
  10. Упражнения с Монтессори – материалом. – Рига-Москва, 1996.
  11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1968.

Презентация “Формирование буквенного гнозиса”

При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация “Формирование буквенного гнозиса”»

Тема: «Формирование буквенного гнозиса»

Учитель-логопед: Храмцова М.Г.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

  • восприятие общей формы буквы;
  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии и дислексии

«Учим буквы в стихах»

Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.

Читайте также:
Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

Длинные палочки крепко дружили,

Их две короткие соединили.

Мы эту букву всегда узнаём,

«Мама» – писать с этой буквы начнём.

Буквы в картинках

Игра «Сложи букву»

  • Выложить букву из спичек, счётных палочек, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.
  • «Нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка.
  • Слепить букву из пластилина, солёного теста.
  • Сделать букву из проволоки.
  • Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».

Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.

Игра «Нарисуй букву»

В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.

Игра «Буквенный след»

Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.

Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Найди букву»

Игра «Найди буквы»

Игра «Разрезные буквы»

Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:

– части одной буквы; – части одной буквы + одну часть от другой буквы; – части 2-3 букв одновременно.

Необходимо дорисовать недостающие половинки.

В древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их.

Игра «Коврики»

Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.

Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговицы?

Игра «Найди такую же»

Необходимо найти в ряду букв такую же, как слева, и подчеркнуть.

Игра «Продолжи ряд»

Игра «Полубуковка»

Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.

Игра «Фокусы с буквами»

Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при обучение грамоте.

Игра «Узор из букв»

Цель: профилактика

пространственных ошибок

в написании букв, развитие

пространственного и

образного мышления.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Ребёнка просят узнать букву «в окошке»

(по её фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент “в окошке”.

Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

Игра «От какой буквы деталь?»

Необходимо найти в узоре две спрятавшиеся буквы.

Игра «Исправь буквы»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие это были буквы? Назови их и исправь.

Игра «Превращение буквы»

Нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.

Игра «Какая буква написана правильно?»

Игра «Правильно – неправильно»

Игра «Найди и закрась буквы»

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

Найди и закрась буквы, которые есть

в словах кот, дым .

Игра «Разгляди буквы»

Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.

Нахождение «спрятавшихся букв»

Нужно определить, сколько и каких букв «спряталось»

в каждой из фигур.

Игра «Неправильная буква»

Исправь одну букву и прочти слово.

Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок.

Игра «Фотограф»

Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.

Игра «Волшебные точки»

Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?

Игра «Найди отличия»

Игра «Пляшущие буковки»

Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.

Игра «Верни букву на место»

Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

Игра «Распутай слово»

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове уменьшаются

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове увеличиваются

Необходимо прочитать слова, соединив буквы одинакового цвета и размера.

Игра «Найди слова»

Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.

Игра «Отражения»

Найди неправильные отражения и составь из них слово.

Игра «Найди животных»

Найди буквы среди цифр и прочитай слова.

Игра «Большие и маленькие»

Необходимо составить из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

Читайте также:
Задания логопеда по теме (Осень)

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Назови буквы»

Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.

Соедини получившиеся слова с картинками.

Игра «Напиши и прочитай»

Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О,

Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С,

Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О,

В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

Игра «Безгласные» кроссворды

Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные.

У каждого кроссворда — свой гласный.

Игра «Безгласные» кроссворды

Напиши в центре букву О, справа — М, слева — Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Игра « Распутай слоги»

Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать слова, которые получились.

Игра «Кодовый замок»

В каждой цифре замка закодирован слог.

Какие слова получатся, если выбрать разные коды?

Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемrubschool11.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой.” — Транскрипт:

1 Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой

2 Пальчиковая буква зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук.

3 Данные игры и упражнения направлены на: развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения; зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки; фонематического анализа и синтеза; закрепление знаний букв русского алфавита; профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4 Данные игры и упражнения можно использовать на этапе обучения чтению и письму на уровне буквы, слога, слова.

5 Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М.Кольцова пришла к заключению, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Таким образом, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

6 Методические рекомендации Дети строят буквы перед собой, но каждому ребенку объясняется: чтобы показать букву другому человеку, надо отвести ее на 90 градусов: влево, если элементы буквы направлены вправо (Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ь, Ю, Ы, Ц, Щ, Ъ); вправо, если элементы буквы направлены влево (З, У, Ч, Э, Я); в любую сторону, если нет направленности (А, Д, Ж, И, Й, Н, Л, О, М, П, Т, Ф, Х, Ш).

24 Игры на этапе обучения чтению и письму на уровне буквы Предварительная работа: -Упражнения на различение правой и левой рук: подними правую (левую) руку; положи правую ладонь на левый кулак и пр. -Закрепление названий пальцев рук: пошевели указательным пальцем правой руки; подними вверх и соедини указательный, средний и безымянный пальцы левой руки; покажи, какой палец на правой руке находится справа от указательного и пр. -Познакомить со строением человеческого тела: противоположное расположение правых и левых рук у людей, стоящих друг напротив друга.

25 Найди пару Цели: закреплять названия букв русского и пальчикового алфавитов, развивать зрительное внимание и память. Игровой материал: карточки с изображением букв пальчикового и русского алфавитов Раздаются карточки с изображением пальчиковых букв поровну. Затем показывается буква русского алфавита. Дети должны найти соответствующую пальчиковую букву и соединить карточки с изображением букв. Если ребенок не узнал букву, карточка откладывается. Выигрывает тот, кто первым соединит пары.

27 Какой буквы не стало? Цели: развивать зрительное внимание и память; закреплять названия букв русского и пальчикового алфавитов; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: карточки с изображением букв пальчикового и русского алфавитов Выставляются 4-5 букв русского алфавита. Дети закрывают глаза. Взрослый убирает одну букву. Нужно отгадать, какой буквы не стало. Показать ее с помощью пальцев рук.

28 Кто больше? Цели: развивать мелкую моторику, конструктивный праксис, воображение; зрительный анализ, синтез; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: карточки с буквами русского алфавита Взрослый показывает карточку с изображением буквы русского алфавита. Игроки строят эту букву с помощью пальцев рук разными способами. Выигрывает тот, кто предложит большее количество вариантов.

Читайте также:
Логопедическая игра 'Бусы для ёлочки'

29 Прятки Цели: развивать зрительный анализ и синтез; мелкую моторику. Игровой материал: карточки с зашумленными буквами Взрослый показывает карточки и предлагает узнать, какая буква спряталась. Необходимо показать эту букву с помощью пальцев рук.

31 Распутай буквы Цели: развивать зрительное внимание, анализ, синтез; мелкую моторику; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: карточки с наложенными друг на друга буквами Взрослый показывает карточку, просит назвать и показать с помощью рук буквы, которые «запутались».

33 Упражнения на этапе обучения чтению и письму на уровне слога

34 Напиши слог Цель: развивать фонематический, звукобуквенный анализ и синтез; мелкую моторику; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: слоги (ля, бы, гу, зе, ко, юн, ру, ос, ут, иш, бро, пла, гло, тра) Взрослый читает слоги, просит показать их с помощью пальцев рук.

35 Допиши слог Цели: те же. Игровой материал: карточки с буквами (а, к, в, ф, н, л, щ, п, у, д, т, о, з) Взрослый показывает карточку с буквой, просит составить слог, добавив букву. Слог показать с помощью пальцев рук.

36 Игры и упражнения на этапе обучения чтению и письму на уровне слова

37 Покажи букву Цели: развивать мелкую моторику и конструктивный праксис; звукобуквенный анализ и синтез; совершенствовать навыки чтения; проводить профилактику оптической дисграфии, дислексии и дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза Показать с помощью пальцев рук: -буквы, с которых начинаются слова: аист, осень, улица, игра, хлеб, крот, бумага, сахар; -гласную в словах: мак, бок, лук, лист, куст, бык, сон, сыр, волк, март, слон, бак, суп, пар, гусь, круг; -последнюю букву в словах: ус, сок, коза, тигр, шкаф, бусы, грач, мост, танец, филин.

38 Какой буквой отличаются слова? Цели: те же Показать с помощью пальцев рук букву, которой отличаются слова: муха – уха, гроза – роза, косы – осы, шутка – утка, экран – кран, точки – очки, волк – вол, парк – пар, шарф – шар.

39 Путаница Цели: развивать мелкую моторику; фонематический, звукобуквенный анализ и синтез; проводить профилактику оптической дисграфии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Игровой материал: карточки со словами, написанными пальчиковыми буквами Взрослый показывает карточки, на которых было написано слово, но пальчиковые буквы перепутались. Детям предлагают переставить буквы так, чтобы получилось слово. Затем построить его при помощи пальцев.

43 Загадочная картинка Цели: развивать зрительное внимание, фонематический анализ, синтез; мелкую моторику. Игровой материал: картинка Взрослый показывает картинку, просит внимательно рассмотреть ее, найти спрятавшиеся буквы, составить из них слова. Выигрывает тот, кто составит как можно больше слов и покажет их с помощью пальцев рук.

44 Ж, У, К, Ф, Н, Р, Г, О, Л, Ь, П, Х, З, А, Ы. (жук, зал, роза, фазан, бык …)

45 Пальчиковые ребусы (буквы русского алфавита представлены пальчиковыми буквами) Цели: развивать фонематический анализ и синтез; проводить профилактику оптической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Игровой материал: карточки с ребусами

50 Занимательные игры Цели: развивать зрительно- пространственное восприятие, внимание, память; совершенствовать навыки чтения. Игровой материал: карточки со словами, написанные пальчиковыми буквами Нужно узнать пальчиковые буквы, показанные взрослым, и правильно прочитать слова.

54 Живое слово Цели: развивать зрительно- пространственное восприятие, навыки анализа и синтеза, мелкую моторику, конструктивный праксис; совершенствовать навыки чтения. Игровой материал: слова Выбираются дети по количеству букв в слове. Предварительно договорившись, они показывают свою пальчиковую букву. Другие участники «читают» представленное слово.

56 Допиши словечко Цели: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, конструктивный праксис; активизировать словарный запас. Игровой материал: карточки с недописанной пальчиковой буквой в слове Нужно определить, какую букву дописать, чтобы получилось слово. Построить из пальцев рук букву и назвать слово. Составить с данным словом предложение.

58 Какая буква пропала? Цели: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, конструктивный праксис; навыки зрительно-пространственного анализа и синтеза; активизировать словарный запас. Игровой материал: карточки с пропущенными пальчиковыми буквами в словах Нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук. Назвать слово. Составить как можно больше слов, вставляя разные буквы.

Читайте также:
Структура логопедического занятия

60 Разгадай кроссворды Цели: развивать внимание, мышление, мелкую моторику, конструктивный праксис; активизировать словарный запас. Игровой материал: карточки-кроссворды с пропущенными пальчиковыми буквами в клетках Нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук. Прочитать получившиеся слова, затем с помощью пальцев рук составить прочитанные слова и придумать с ними предложения.

Презентация игр-самоделок для развития моторно-графических навыков

1. Игры-шнуровки

Пришей пуговицу

Цель: развитие моторно-зрительной координации, пространственного восприятия, произвольности психических процессов. Выработка усидчивости и внимательности, трудолюбия.

Задания: протолкнуть шнурок в отверстие, шнуруем прямо, по диагонали и т.д. Завязываем шнурок на узел и бантик.

В деревянной пуговице 4 отверстия, шнурок. Даны образцы шнуровки крестиком, квадратом и т.д.

Укрась браслет

После использования скотча осталась основа. Обклеили ее цветным дермантином, сделали по кругу отверстия. Дети делают узор шнурком, украшают свою руку.

Тренажеры

Куски ламината и листы фанеры, обклеенные самоклейкой (20*25 см), оформили аппликацией (цветок, машина, бабочка). Кольцами для шнуровки послужили крышки от пластмассовых бутылок из-под растительного масла и кефира, которые приклеили на основу. В ушко кольца вдевается шнурок.

Сапожок

Вышей узор

2. Собери бусы

Наборы картинок круглой формы, с обратной стороны наклеена часть соломки, в которую вдевается шнурок.

Цель: стимулировать развитие психических функций и деятельность головного мозга через мелкую моторику рук.

— Нанизать бусы с картинками, в названии которых есть определенный звук.

— Нанизать бусы с предметами одного цвета.

— Подбери и собери бусы – символы к рассказу и воспроизведи его с опорой на картинки.

3. Кто быстрее

На листе картона наклеены пуговицы на расстоянии 1,5 см по углам внизу изображения ежика и зайца, вверху домик.

Цель: развивать мелкую моторику; закреплять названия пальцев; навыки в счете.

Ход игры: Дети играют вдвоем. По очереди бросают кубик. По пуговицам шагают указательным и средним пальцем.

4. Кодовый замок

Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику; закреплять названия пальцев и знания о цифрах.

— Назови и покажи цифры в верхнем, нижнем, среднем рядах; в левой колонке и т.д.

— поставь указательный палец на цифру 2: средний на 6 и т.д.

— Раскодируй замок: код состоит из 3-х цифр. Дается инструкция, какой палец на какую цифру ставится. Ребенок одновременно нажимает 3-мя пальцами на цифры.

5. Руки

Это дидактическое пособие выпилено из фанеры.

Цель: Закрепить названия пальцев, знания о счете. Развивать внимание, память.

— При рассказывании пальчиковых игр «5 маленьких братьев», «В гости» воспитатель наглядно демонстрирует расположение пальцев на пособии и руках малыше. Дети называют пальцы, касаются с одноименными.

— На пальцы надеваем фигурки пальчикового театра и реализуем несколько вариантов игры:

1. Посчитай от 1 до 10 и обратно.

2. Расскажи кто, на каком пальце, что изменилось и т.д.

6. Пластилиновое рисование

Цель: развитие кисти руки ребенка, ее мелкой моторики; воспитание усидчивости и умения доводить начатое дело до конца.

Задание: предлагаем детям обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками. После того как дети освоят подобное задание, то предлагаем сделать узор на отдельном листе картона, только глядя на образец.

7. Силуэтное вырезывание

Мы это называем рисованием ножницами. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или мы, воспитатели, очерчиваем в воздухе предмет, остальные отгадывают).

Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требуется скоординированность движений.

Рисование ножницами, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

8. Оригами

Цель: развитие точных движений пальцев рук и памяти, формирование глазомера, пространственного чутья, ощущения самостоятельного достижения успеха.

Задание: складывание корабликов, фигурок зверей и т.д. из бумаги по схеме.

Если ребенок самостоятельно разберется в схеме и сложит фигуру – это замечательно. Но в основном необходимо показывать детям приемы сгибания и складывания бумаги, каждую операцию четко проговаривать, объяснять, как удобнее сделать тот или иной сгиб. Если ребенок все равно испытывает трудности, можно карандашом отметить на его листке места соединения уголков или провести линию, к которой следует сгибать край.

Читайте также:
Игры для развития фонематического восприятия

9. Вправо — влево

Цель: формирование пространственной ориентировки, внутреннего плана действий, навыков мысленного манипулирования объектами.

Для того чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен мысленно представить себя на месте нарисованных человечков – ведь у них «право-лево» противоположно его собственному.

1.раскрасить зеленым цветом все то, что находится у каждого человечка в левой руке, а красным – то, что находится в правой;

2.раскрасить левое ухо собаки коричневым цветом, правое желтым; справа у пальто взрослого нарисовать карман, и т.д.

3. рассказать о пути следования героев (идешь прямо, поворачиваешь направо, идешь до двух березок, затем поворот налево и т.д.), об их ошибках (объясни лисенку, где он сбился с пути).

Следующая серия упражнений требует не только ориентации ребенка в пространстве, но и умения хорошо излагать свои мысли. Например, на картинке №1 нарисована дорога с тремя машинками, которые едут по дороге. На картинке №2 – те же машинки спустя несколько минут.

Задание: рассказать, в каком направлении двигалась каждая из машин.

Перед выполнением таких упражнений желательно проиграть несколько ситуаций с машинками на полу, предварительно сделав на большом листе рисунок дорог, проговаривая весь маршрут следования машинок.

10. Как пройти к домику

Цель: Различать пространственные понятия право – лево, верх – низ. Повторить цифры от 1 до 6. Развивать фонематический слух.

Ход игры: Играющие бросают по очереди кубик с буквами и цифрами. выбирают героя с данной буквы и ведут его к домику (выпавшее число соответствует номеру дома). Ребенок рассказывает свой путь, который начинается с выбранной буквы. Например, у меня буква «К», а цифра «5».Это крокодил живет в доме №5. Он идет прямо, поворачивает налево, идет прямо и т.д. За правильный ответ ребенок получает фишку.

11. Сложи фигуру
(игры со счетными палочками)

Цель: Упражнять детей в выкладывании фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти из счетных палочек. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Учить анализировать и синтезировать упрощенные графические изображения.

12. Определи на ощупь

Для этой дидактической игры необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона.

Цель: Развития руки. Формирование умения проводить анализ графического образа букв через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения.

1. указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

2. пальцами руки ребенок ощупывает букву с закрытыми глазами и называет звук, который она обозначает.

13. Найди отличия

Цель: Учиться выделять группы букв, сходных по написанию. Формировать умение проводить анализ и синтез графического образа буквы.

Ход: Рассмотреть и сравнить изображения букв в парах и определить, чем они отличаются и в чем их сходство.

1) буквы, отличающиеся добавочными элементами:

Ь-Ы; И-Й; Е-Ё; Ц-Щ; В-Р; Ш-Щ; 0-Ю; К-Ж; Ь-Ъ; Л-А; Б-Г; Ф-Р.

2) буквы, отличающиеся пространственным расположением элементов:

14. Буквы выстроились в ряд

Цель: Формировать умение проводить анализ и синтез графического образа букв и закрепить их название.

1. На отдельном листе написаны буквы в произвольном порядке. Изучаемая буква встречается чаще. Лист обклеен скотчем.

Задание: Найти нужную букву и обвести ее фломастером в кружок.

Карточку можно использовать многократно, так как следы от фломастера легко удаляются салфеткой.

2. Из газет и журналов вырезаны название статей и наклеены на картон.

Задание: обвести красным фломастером все буквы А, синим — все буквы Л., и т.д.

15. Какие буквы спрятались в изображении?

Цель: Развитие аналитико-синтетической деятельности у детей. Закрепить название букв.

Ход: Педагог показывает картинку и дает задание найти в изображении три буквы (две буквы), Назвать эти буквы.

16. Пальчиковая азбука

Система изображений 33 букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно-пространственный образ буквы.

Цель: Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, зрительно-пространственное восприятие и конструктивный праксис.

Дети часто предлагают свои комбинации, которые показывают уровень их заинтересованности.

Очень увлекательны занимательные игры с использованием «Пальчиковой азбуки», такие, например, как: «Прочитай», «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала».

Авторы: воспитатели высшей категории коррекционной группы
Гатауллина М.А
Богдан В.И.,
МДОУ ДС КВ №62
Ленинградская область
Всеволожский район
Поселок Колтуши.

Статья размещена в авторской редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: