Пресноводные рыбы – конспект

Конспект урока биологии 8 класс: Речные рыбы (окунь, щука)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями речной рыбы на примере окуня и щуки.

Задачи:

Образовательные: формировать знания учащихся об особенностях внешнего строения речной рыбы, образа их жизни; учить отличать речного окуня и щуку от других рыб;

Коррекционные: развивать умение работать в малых группах, внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, карточки, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)
– В какой среде обитают рыбы? (В воде, речке, озере, море)

– Из каких частей состоит тело рыбы? (Голова,туловище, хвост)
С помощью чего рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и плавательного пузыря)
– Чем снаружи покрыто тело рыбы? (Чешуей)

3. Проверка знаний с использованием разноуровневых заданий.

А) Индивидуальный опрос (для учащихся 1, 2 группы)

– На доске перепутаны таблички с названиями внутренних органов.Исправь ошибки.

– Написать стадии развития рыбы.

Б) Фронтальный опрос (для учащихся 3, 4 группы)

– Где происходит размножение рыб?

– Как называются органы размножения рыб?

– Что собой представляет икринка?

– Чем личинка отличается от малька?

4. Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя с демонстрацией презентации, беседа с учащимися.

– Всех рыб можно условно разделить на две группы: пресноводные или речные рыбы и морские рыбы. (Слайд 2)
– Как вы думаете, почему рыбы называются пресноводными? (Они живут в пресной воде)

Каких речных рыб вы знаете? (Сом, карась, ерш, сазан) (Слайд 3, 4)
– Сегодня на уроке мы будем изучать пресноводную рыбу, а именно речную рыбу на примере окуня и щуки. Мы узнаем, как они питаются, будем их сравнивать и находить отличительные особенности. (Слайд 5)

– Люди издавна селились вблизи воды, так как без нее нет жизни. Если посмотреть на карту России, то мы увидим, что города и другие сельские поселения расположены вблизи рек.

– По территории района протекают 8 рек: Ея, Куго-Ея, Кавалерка, Мокрая Чубурка, Средняя Чубурка, Чубурка, Россошь, Эльбузд. Ея – самая длинная из степных рек, вторая по длине река Краснодарского края. В этих реках обитает много видов пресноводной рыбы.

Речные рыбы – это рыбы, вся жизнь которых проходит в пресных водоёмах: реках, озёрах, ручьях. (Слайд 6)

– Сегодня мы будем добывать знания, работая в группах. Прежде чем вы получите задание, давайте хорошо рассмотрим окуня и щуку. (Слайд 7- 10)

– Почему речного окуня и щуку относят к рыбам?- Какие части теларазличают у речного окуня и щуки?

Б) Работа в малых группах. (Слайд 11)

Задание 1 группе: Прочитать в тексте учебника о речном окуне, ответить на вопросы и заполнить таблицу. (Приложение 1)

Задание 2 группе: Прочитать в тексте учебника о щуке, ответить на вопросы и заполнить таблицу.

1. Где обитают окунь и щука?

2. Какая форма тела у этих рыб?

3. Какая у них окраска тела?

4. Чем питаются окунь и щука?

5. Где они выметывают икру?

6. Как щука и окунь охотятся на добычу?

Вопросы для сравнения Речной окунь Щука
1. Где обитает? В водоемах с чистой водой В озерах и прудах со стоячей водой
2. Какая форма тела? Сжатое с боков (обтекаемое) Продолговатое, мускулистое
3. Какая окраска тела? Зеленовато-желтое Серовато-зеленое
4. Чем питается? Мелкими рыбешками Рыбами, лягушками, утками
5. Где выметывает икру? На водные растения На мелководье
6. Как охотится на добычу? Подкарауливает в зарослях водных растений Подкарауливает в зарослях водных растений

Проверяем выполнение задания. (Слайд 12)

Задание для 1 и 2 группы: Сравнить речного окуня и щуку по плану1. Чем похожа щука на речного окуня:а) по окраске тела;б) какие особенности говорят о том, что обе рыбы – хищные?2. Чем отличается щука от речного окуня:а) по месту обитания;б) по форме тела.

5. Физминутка.

6. Закрепление нового материала с использованием разноуровневых заданий.

– О каких рыбах мы говорили на этом уроке? (3, 4 группа)– Отгадайте загадки:

1) У нее во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала. (Щука)

2) Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука)

3) Он живёт в озёрах, реках,

Жадный и зубатый,

Ловится он человеком

Для ушицы, на жарёху.

Вкусным он бывает.

Вот малькам от него плохо,

– Ловит и глотает. (Окунь)
4. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех. (Окуней)

– На какие две группы можно разделить рыб? (1, 2 группа)– Выйти к доске и разбить карточки с изображением рыб на две группы.

– Выйти к доске и из букв составить названия, изученных рыб.

Задание: Дополни текст. (Слайд 13)

Рыбы – постоянные обитатели различных…

Читайте также:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

К речным рыбам относятся – …

Где живет речной окунь? …

Как речной окунь и щука охотятся за добычей? …

7. Домашнее задание.

Стр. 54-56читать, отвечать на вопросы, пересказ (для учащихся 1, 2 группы)

Стр. 54-56выборочное чтение, рисунок рыб (для учащихся 3, 4 группы)

8. Подведение итогов. Объявление оценок. Рефлексия.

– Что же вы узнали сегодня на уроке?

– Довольны ли вы результатами?

– Что понравилось в работе?

– Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Конспект занятия «Пресноводные рыбы» в старшей группе

Наталья Лучина
Конспект занятия «Пресноводные рыбы» в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

по лексической теме «Рыбы пресных водоемов»

Цель: развитие речи на материале лексической темы «Рыбы пресных водоемов»

– закрепить представления детей о пресноводных рыбах (внешнем виде, строении, образе жизни, месте обитания);

– активизировать активный и пассивный словарь детей по лексической теме, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

-упражнять отвечать на вопросы полными предложениями и употреблять в речи предлоги; продолжать учить согласовывать слова в предложении.

Коррекционно – развивающие задачи:

– развивать общую, мелкую моторики;

– развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологическую грамотность у детей;

– воспитывать у детей желание и умение слушать друг друга, умение работать сообща;

– воспитывать у детей чувство ответственности; доброжелательность.

Оборудование: презентация «Пресноводные рыбы»; иллюстрация «Строение рыб», набор карточек с изображением пресноводных рыб, разрезные картинки,два таза: таз с рыбками-игрушками, таз с водой, стаканчики, .

Ход НОД:

«Круг приветствия»

Воспитатель: Ребята, вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет.

Воспитатель: Сегодня мы с Вами будем говорить о пресноводных рыбах. Давайте посмотрим презентацию о среде обитания пресноводных рыб, а потом поиграем. (Презентация «Пресноводные рыбы»).

Воспитатель: Все рыбы разные, но у них общее строение. Что общего имеют все рыбки?

Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.

Воспитатель: А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Для того чтобы дышать.

Воспитатель:“У родителей и деток вся одежда из монеток”. Что это?

Воспитатель: Да, тело рыб покрыто чешуёй, а для чего нужна чешуя рыбам?

Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.

Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.

Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)

Колюч, да не еж, кто же это? (ерш)

-На дне, зарывшись в ил и грязь,

От щуки прячется … (карась)

Есть в лесу колючий ёж,

А в реке – колючий … (ерш)

Игра «Собери и назови обитателя воды».

Воспитатель: предлагаю вам разрезные картинки рыб (карась, сом, щука, окунь). Давайте попробуем их собрать, а потом назвать, что получилось. (Дети по подгруппам собирают картинки и называют рыб).

Воспитатель: Каких рыб называют пресноводными?

Дети: Рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах, называются пресноводные.

Воспитатель: мы поиграем в игру «Четвертый лишний (по признаку: кто где живет)». Когда я буду называть лишнее слово, вам нужно похлопать в ладоши.

Сом, щука, меченосец, судак.

Окунь, лещ, ерш, гуппи.

Пескарь, петушок, карась, щука

Воспитатель: А почему вы хлопали? Какие названия рыб были лишние? Почему?

Дети: Меченосец, гуппи, петушок, потому что это- аквариумные рыбки.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Воспитатель: Сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Прячут руки быстро за спину)

ДИ «Подбери рифму».

Воспитатель: А теперь игра «Подбери словечко»

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как

Дети: рыбы

Воспитатель: Я б хвостом махала гибким и резвилась словно

Воспитатель: Вот с крючка срывает крошки очень мелкая

Воспитатель: Выплывает, корм ища, пребольшая

Воспитатель:Эх сорвался мой улов, Рассердился

Воспитатель: Рыба не клюет никак, видно, я плохой

Воспитатель: От обиды чуть не плачет, но сидит весь день

Читайте также:
Словесные игры как средство развития словаря признаков

Воспитатель:Рыбаку ужасно жалко, что не удалась

Игра «Экологи»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие экологи?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Экологи – это специалисты, которые заботятся о нашем общем доме Земля, помогают улучшать природу (окружающую среду). Давайте и мы с вами попробуем быть экологами и спасём рыбок. Представим, что таз – это озеро с рыбой. В озере пересохла вода и рыбкам нечем дышать, нужно принести воды (из другого таза) и заполнить ею таз-озеро. При этом нужно воду носить осторожно, чтобы её не пролить (поставить два таза: один пустой с игрушечными рыбками, другой таз с водой и рядом стаканчики для детей).

Под фоновую музыку дети выполняют задание.

Игра «Разложи по памяти»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем еще в одну игру. Предлагаю вам картинки с изображением рыб, а вы запомните последовательность. Потом я все картинки перемешаю, а вы попробуете восстановить, как было.

Воспитатель: Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Подойдем мы к ней, разбудим.

И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

Воспитатель: Молодцы! Какие вы ловкие.

Итог занятия:

О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Если вам занятие понравилось, выбирайте картинку с золотой рыбкой,

и картинку с ершом, если было неинтересно и скучно.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. И в подарок вам набор для коллективной аппликации «Рыбьи чешуйки».

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Рыбы» в средне-старшей группе Цель: учить детей рисовать рыбу передавая ее строение; закреплять навыки работы с гуашью и кисточкой; закреплять знания детей о рыбах;.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.

Конспект НОД “Пресноводные рыбы”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Пресноводные рыбы»

Воспитатель первой квалификационной

категории Думова В. Ф.

Непосредственно образовательная деятельность

по познавательно-речевому развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Пресноводные рыбы»

Группа:подготовительная

Форма проведения: путешествие на пресноводный водоём пруд.

Цель:закрепить знания детей о пресноводных рыбах.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-конкретизировать представления детей об условиях жизни пресноводных рыб;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-развивать способность замечать характерные особенности пресноводных рыб;

-экспериментальным путём обосновать, почему рыбы не тонут и как можно «оживить» рыбу.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

-продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку сообща выполнять задания.

Образовательная область «Речевое развитие»:

-совершенствовать умение образовывать однокоренные слова;

-совершенствовать умение составлять рассказы о предметах необходимых для рыбалки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности рыб.

Образовательная область «Физическое развитие»:

-формировать умение сохранять правильную осанку.

Форма организации: групповая.

Предварительная работа:

-беседа с рассматриванием энциклопедии;

-просмотр познавательного мультфильма “Чевостик “Кто живёт в реке”, “Лунтик и его друзья “Что в пруду”;

-чтение художественной литературы: Е. Станив сказка “О рыбке”, С. Баруздин “Почему рыбы молчат”, И. Токмакова “Где спит рыбка”, А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, И. Ф. Правдин “Рассказ о жизни рыб”;

-интерактивный плакат “Обитатели пруда”;

-сюжетно-ролевая игра: «На рыбалке».

Демонстрационный материал: интерактивный плакат “Жизнь пресноводного водоёма», интерактивная игра «Засели пруд», интерактивный плакат «Обитатели пруда».

Раздаточный материал: карточки для игры «Подводный транспорт»: батискаф, костюм аквалангиста, костюм водолаза, колокол, подводная лодка. Картинки с изображением рыб к игре «Чего не хватает»; таз с водой, контур рыбки из плотной бумаги, пипетка с маслом; воздушный шарик, трубочка для коктейля, пластилин. Картинки с изображением водорослей, моллюсков, черви, насекомые для игры «Накорми рыбу». Карточки с изображением икры рыб, мальки, взрослая рыба к игре «Алгоритм развития рыб». Картинка, в центре которой изображена рыба, а вокруг неё картинки лодка, удочка, сачок, крючок, леска, панама, сапоги, кузовок, шкаф, телевизор, грабли.

Средства ТСО: мультимедийное оборудование.

Методические указания

Педагог читает пословицы “На то и щука в реке, чтоб карась не дремал”, Где пруд, там и лягушка”, “Кто реку переплыл, тому пруд не страшен”.

Интерактивная технология: “Интервью”

Воспитатель выступает в роли корреспондента, берёт интервью у детей:

“Кто знает, где водятся рыбы?” (Вариант ответа детей: в воде).

“Чем покрыто тело рыбы?” (Вариант ответа детей: чешуёй).

“Чем дышат рыбы?” (Вариант ответа детей: жабрами).

“Что рыбы делают в воде?” (Варианты ответов детей: рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.).

“Какие рыбы?” (Варианты ответов детей: пресноводные, скользкие, большие, маленькие, пугливые и т. д.).

Читайте также:
Дидактические игры в коррекции звукопроизношения

Молодцы, как много вы уже знаете о рыбах! А хотите узнать больше? (Вариант ответа детей: да).

А для того чтобы получить много информации нам необходимо отправится в подводный мир пруда.

Дидактическая игра «Подводный транспорт»

Детям предложено выбрать транспорт, на котором мы сможем путешествовать по пруду: батискаф, костюм аквалангиста, костюм водолаза, колокол и подводная лодка.

Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие?

Обобщение: можно отправиться на батискафе, так как в него все поместятся.

Транспорт выбран, тогда в путь! Занимайте места в нашем “батискафе”. Поплыли.

Водоросли, галька, глина и песок.

Для рыбёшек разных милый уголок.

Интерактивный плакат: “Жизнь пресноводного водоёма”.

Воспитатель предлагает найти информацию про водоросли с помощью интерактивного плаката.

Интерактивный плакат «Жизнь пресноводного водоёма»

Вопрос: Какие водоросли есть в нашем пруду? (Варианты ответов: в нашем пруду есть ламинария, ряска, элодея, саргассум).

Продолжаем своё путешествие. Отгадав загадки, вы сможете узнать, как зовут рыб, которые водятся в пруду.

Зубастая, а не лает. (Щука)

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Ярко-красный плавничок. (Краснопёрка)

С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это (Лещ)

Молодцы, вы загадки отгадали, значит, вы сможете без труда заселить их в пруд.

Дидактическая игра «Засели пруд»

Дети выбирают из предложенных картинок, те картинки рыб, которые живут в пруду. Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (Вариант ответа: пресноводные.)

Существует, очень много рыб, но всех их объединяет что-то общее, а что мы сейчас узнаем.

Дидактическая игра «Чего не хватает»

Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально. Дорисовывает на листе с изображением рыб недостающие части их тела.

Вопрос: Какие недостающие части тела вы дорисовали? (Варианты ответов детей: “туловище”, “спинной плавник”, “грудной плавник” (сбоку), “брюшной плавник” (нижний), “хвостовой плавник” (сзади).

Ребята вы справились с заданием, нашли все недостающие части тела. А знаете ли вы:

– Где у рыбы нос? (Вариант ответа детей: на голове, возле рта).

– Чем рыбы дышат? (Вариант ответа детей: жабрами).

– Где у рыбы ухо? (Вариант ответа детей: у рыбы нет ушей).

– Слышит ли рыба? (Вариант ответа детей: рыба не слышит).

– Почему рыбы спят с открытыми глазами? (Варианты ответов детей: рыбы не спят, глаза у рыбы не закрываются).

Проверим правильность ответов с помощью

интерактивного плаката «Засели пруд»

– Орган обоняния у рыб находится на голове. Это два мешочка, которые расположены на специальных углублениях на черепе. С их помощью рыба чувствует запахи.

– Дыхание рыб в воде осуществляется главным образом при помощи жабр.

– Боковая линия у них является своеобразным ухом.

– Слышит. Восприятие звука связано у многих рыб с плавательным пузырем.

А теперь мы с вами попробуем оживить рыбу, и посмотрим как она плавает.

Опыт «Живая рыбка»

Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие, которое соединено с хвостом узким каналом. Положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона её вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю масла предварительно набрав его в пипетку или трубочку от коктейля. Масло вытечет прямо в отверстие.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечёт по каналу. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка.

Вопрос: Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад?

(Вариант ответа детей: рыбка поплывёт вперёд, так как масло её толкает).

Рыбки наши плавают, а знаете ли вы, почему рыбы не тонут? (Вариант ответа детей: потому что у них есть плавники и хвост).

Опыт «Почему рыбы не тонут?»

Сдутый шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.

Вывод: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. У рыб есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.

Ребята, а откуда берутся рыбы? (Вариант ответа детей: рыбы берутся из икринок).

Дидактическая игра «Алгоритм развития рыбы»

Детям предлагаются карточки, с помощью которых необходимо составить алгоритм развития рыбы.

Вывод: Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.

Речевая игра “Одна семейка”

Как можно назвать маленькую рыбку? (Вариант ответа детей: рыбка)

Как ещё? (Вариант ответа детей: рыбёшка)

Как называют человека, который ловит рыбу? (Вариант ответа детей: рыбак)

А ещё как? (Вариант ответа детей: рыболов)

Что делает рыбак? (Вариант ответа детей: рыбачит)

Куда ходит рыбак? (Вариант ответа детей: на рыбалку)

Какой суп варят из рыбы? (Вариант ответа детей: рыбный)

как можно назвать большую рыбу? (Вариант ответа детей: рыбина)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Чей хвост у рыбы? (Вариант ответа детей: рыбий).

Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Мы справились с заданием.

Дидактическая игра «Накорми рыбу»

Чтобы поиграть в эту игру детям предлагается самостоятельно добыть информацию с помощью интерактивного плаката «Обитатели пруда» для правильного подбора корма пресноводным рыбам.

Из предложенных картинок дети выбирают тот корм, которым питается пресноводная рыба.

Обобщение: рыбы питаются водорослями, моллюсками, червями, насекомыми.

Все вы знаете, что наш пруд называют жемчужиной города. Как вы думаете зачем многие люди приезжают на пруд (Вариант ответов детей: отдыхать, загорать, купаться, рыбачить). Конечно, любят наш пруд и рыбаки.

А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности.

Упражнение «Прятки»

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами те предметы, которые необходимы для рыбалки. Расскажите, как рыболов использует эти предметы для рыбалки.

Обобщение: рассказ детей как рыболов использует эти предметы для рыбалки.

На этом наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Ожидаемый результат образовательной деятельности:

Что нового интересного вы узнали о рыбах? (Варианты ответов детей: мы узнали, что в пруду, живут пресноводные рыбы. Узнали строение рыб, как они питаются и размножаются).

Как вы думаете, наше путешествие было познавательным?

Что было самым интересным?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Пресноводные рыбы – конспект

Осетр – ценная промысловая пресноводная рыба. Длина тела – до 3 м; вес до 200 кг. Некоторые из видов осетров занесены в Красную книгу.

Продольные ряды костяных щитков придают осетру своеобразие. Осетры держатся преимущественно у дна, питаются рыбой, моллюсками, червями и т.п.

Нереститься осетры начинают в возрасте 12-15 лет. Икру откладывают на участках рек с каменистым дном и быстрым течением. Живут осетры долго – до 60 лет.

ОКУНЬ

Окунь – широко распространенная пресноводная рыба. Водится практически во всех водоемах, в местах с тихим течением, сильно заросших водяными растениями. Обычно окуни держатся небольшими стайками. Окунь очень прожорливый хищник и поедает в огромных количествах мелких рыбок, рыбью икру, насекомых, червей, головастиков, рачков. Нерестится окунь с конца февраля до конца мая.

СОМ

Сом – крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба. Длина тела до 5 м, вес до 300 кг. Обитает в реках и озерах европейской части России и Западной Европы. Сом – одна из самых оседлых рыб. Он десятки лет, до глубокой старости, почти круглый год живет в одной и той же яме, выходя из нее изредка на поиск пищи. Сом – хищник, питается крупной рыбой, иногда водоплавающей птицей.

Весной сом временно покидает родную яму и подымается вверх по реке, где и нерестится. Размножаться сом начинает в возрасте 5 лет. Икру мечет в прибрежной зоне среди водных растений. Самка откладывает икру в гнездо, которое самец охраняет.

КАРАСЬ

Карась – пресноводная рыба с высоким телом, немного сжатым с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. В зависимости от вида рыбы чешуя имеет металлический отлив: желтоватый до бронзового у золотого карася и серебристый у серебряного.

Золотой карась может достигать длины тела более 50 см и массы свыше 3 кг, серебряный карась помельче – длина может быть 40 см и масса до 2 кг.

Нерестится карась весной, икру откладывает на водную растительность. В местах с суровым климатом караси впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживает полное промерзание водоема до дна.

Питаются караси растениями, мелкими животными организмами. Обитают исключительно в болотистых озерах и реках.

Из серебряного карася в Китае искусственно вывели декоративную разновидность – золотую рыбку, которую сейчас многие содержат в домашних аквариумах.

ЩУКА

Щука – пресноводная хищная рыба. Размеры тела щуки могут достигать 1,8 м в длину и до 47 кг веса. Продолжительность жизни щуки может доходить до 30 лет. Тело рыбы имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Окраска серо-зеленая в крапинку.

Щуки – чрезвычайно прожорливые хищники. Питаются они в основном рыбой – плотвой, окунями, красноперками. Помимо этого, щуки едят лягушек, крупных насекомых, их добычей могут стать и мелкие мыши или кроты, упавшие в воду. Охотится и на мелких водоплавающих птиц и их птенцов. Обычно щука держится в прибрежной зоне среди зарослей водной растительности, где подкарауливает добычу.

НАЛИМ

Налим – пресноводная рыба, распространенная в реках Европы, Сибири, Северной Америки. Налим может иметь размер от 30 сантиметров до 1,5 метров. Вес может достигать 30 кг. Окрас – желтовато-серый, в крапинку, но иногда, в зависимости от воды может быть И темно-серым в крапинку. Тело покрыто толстым слоем густой слизи. В реках налим обычно придерживается глубоких плесов, выходя ночью из укрытий, чтобы поохотиться на отмелях за рыбьей мелочью. В озерах и водохранилищах его следует искать под крутыми обрывистыми берегами, особенно там, где растут деревья, корни которых выходят под водой.

Читайте также:
Приёмы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Взрослый налим – прожорливый хищник. Его лакомая пища – пескари, небольшие плотвички и ерши. Поедает он также червей, лягушат, раков.

Налим ведет себя более активно в холодной воде. Нерестится зимой в январе – феврале.

ФОРЕЛЬ

Форель – ценная пресноводная рыба. Чаще всего форель водится в небольших и быстрых речках с кристально чистой водой, множеством препятствий, неприступными, заболоченными или обрывистыми берегами. Небольшие горные речки обеспечивают наилучшие условия для ее обитания, так как в них большое количество мелкой рыбы, личинок насекомых и других водных организмов, служащих кормом для форели.

Обычно форель весит 300-500 г, изредка встречаются особи весом 1 -2 кг. Форель большую часть жизни проводит оседло. Небольшие перемещения совершает в поисках хорошего места для нереста, поднимаясь вверх по течению. Нерест продолжается с октября по февраль, при температуре воды 1-6 градусов.

ЁРШ

Ёрш – это пресноводная рыба, обитающая вблизи дна в озерах, запрудах, предпочитает песчаное дно или гравий. Длина взрослой рыбы составляет приблизительно 10 см. Ерш очень прожорлив, питается, главным образом, мелкими придонными организмами, личинками насекомых, иногда мелкой рыбой и некоторыми растениями.

Ёрш очень неприхотливая рыба, хорошо чувствует себя даже в солоноватых водоемах. Ёрши довольно «неуживчивые» рыбы, агрессивно защищающие свою территорию, с которой они прогоняют не только других ершей, но и «конкурентов» других видов. В этом ершам помогают острые колючки на плавниках.

КРАСНОПЕРКА

Красноперка – пресноводная рыба, обитает в озёрах и реках. Длина тела может достигать 35 – 51 см, а максимально известный вес – более 2 кг. Тело слегка уплощено по бокам и покрыто сравнительно крупной чешуей. Название эта рыба получила благодаря яркой окраске плавников.

Эта рыба питается побегами водорослей, слизняками, мальками, а также икрой других рыб. Чаще всего красноперка встречается на участках с теплой и медленно текущей водой, с тихими излучинами и протоками, с мягким, умеренно илистым дном. Любит заросшие места. Держится у берегов, а летом – в средних слоях воды. Нерестится красноперка при температуре 16 -18 °С на самых мелководных участках, часто заросших травой.

УГОРЬ

Угорь – хищная пресноводная рыба. Обладает длинным извивающимся телом с буро-зеленоватой спиной, с желтизной на боках и брюшке. Водится во многих водоёмах европейской части России. Угри могут достигать двухметровой длины и веса до 4 кг.

Угорь способен по мокрой от дождя или росы траве переползать по суше из одного водоёма в другой. Предпочитает тиховодье, однако встречается и на быстром течении. Держится поближе ко дну, где есть укрытия: норы, валуны, коряжины, густые заросли травы. Охотится угорь ночью на прибрежном мелководье. Питается личинками насекомых, моллюсками, лягушками, мелкой рыбой.

КАРП

Карп – пресноводная рыба, одомашненный вид сазана. Живет в реках, водохранилищах, ставках, озёрах, где заселяет тихие, стоячие или медленно текущие воды с твёрдым глинистым, слегка заиленным дном. Держится карп стайками, взрослые особи живут по отдельности.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей. Его рацион разнообразят моллюски, рачки, черви, личинки насекомых. Карп питается почти без перерыва, его называют «всеядным водяным», и приравнивают к свинье по неприхотливости в выборе пищи, быстрому росту и жирению.

Карп теплолюбивая рыба, ведет себя активно при температуре воды не ниже 14 °С. Нерестится карп при температуре воды 18 – 20 °С. На нерест рыба собирается в мелких, поросших водорослями местах.

Карп может жить до 50 лет и больше. Вес среднего карпа – около 9 кг, но он может достигать и 35 кг.

Карпа вывели из сазана еще в 10ОО г. до н.э. в Китае, оттуда он попал в Японию. Кроме обычного и зеркального карпа, которых используют в пищу, люди вывели еще много декоративных пород, например, разноцветные карпы кои.

ПЛОТВА

Плотва – одна из самых распространенных пресноводных рыб. Внешне она слегка похожа на красноперку, но не так ярко окрашена. Тело плотвы обильно покрыто слизью. Плотва избегает холодной и очень быстрой воды и предпочитает тихую и теплую, с песчаным, не слишком илистым дном. Кормится плотва, главным образом, растительной пищей, но может питаться и различными мелкими животными организмами.

В средней полосе России плотва нерестится в конце апреля – начале мая.

САЗАН

Сазан – пресноводная рыба, ближайший родственник карпа. Сазаны могут достигать до метра в длину и веса свыше 20 кг. Живет сазан долго – до 30 – 35 лет, но рост прекращается в 7 – 8 лет.

У сазана интересный режим питания. Весной он, в основном, питается молодыми побегами камыша, рогоза, кубышки и других водных растений, охотно поедает икру рано нерестящихся рыб и лягушек. Летом рацион сазана меняется – листья водных растений он теперь ест очень мало, а основу питания составляют водные насекомые, черви, мелкие улитки, раки, мелкие пиявки и т. д. Охотно также поедает моллюсков: мелких перловиц – катушек, прудовиков. Осенью сазан полностью отказывается от растений, и переходит на мелких водных насекомых.

Читайте также:
Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В возрасте 2-5 лет сазан начинает нереститься. Размножается он с апреля по июль при температуре воды 18 – 20 °С.

ЛЕЩ

Лещ – распространен практически повсеместно на территории европейской части России и населяет большинство рек, прудов, озер и водохранилищ.

Лещ очень интересная рыба. В водоеме лещи живут семьями, где самая крупная рыба выступает в роли вожака стаи. Плавают такие семьи треугольником, похожим на клин летящих птиц. Почувствовав опасность, стайка нарушает строй и сбивается в кучку, только вожак приподнимается повыше и осматривается. Если опасность миновала, то стая выстраивается в привычный строй и продолжает свое неспешное шествие.

Нерестится лещ при температуре воды от +13 °С до +15 °С. Лещи вырастают очень быстро, часто к десяти годам достигая в весе семи-восьми килограммов и в длину семидесяти сантиметров.

ГОЛАВЛЬ

Голавль – пресноводная рыба. Достигает в длину 80 см, вес до 8 кг. Массивная голова чуть-чуть приплюснута сверху, лоб широкий, покрыта крупной чешуей. Предпочитает участки с быстрым и умеренным течением. Любит держаться на отмелях с песчаным, каменистым или просто неровным дном, часто встречается и в омутах на границе быстрого иобратного течений, в устьях быстрых рек. Излюбленными местами голавля являются участки с нависшими кустами и крутоярами.

Питается голавль самой разной пищей, его можно отнести к разряду всеядных рыб. Пищей ему служат насекомые, черви, моллюски, раки, лягушки, икра и молодь рыб, а также все, что попадает в воду с нашего стола: даже плоды вишни и черемухи, упавшие в воду, он подбирает. Голавль – весьма прожорливый хищник, он не только поедает в большом количестве пескарей и уклеек, но и хватает все, что очутится в воде, вплоть до мышей.

В возрасте 2-3 лет голавль начинает нереститься. В основном размножение происходит в апреле-июне, когда температура воды достигает 12-17 °С.

ЛИНЬ

Линь – родственник карпа, поэтому их поведение и образ жизни во многом похожи. Линь имеет довольно красивую буро-золотистую окраску. Свое название линь получил за особенную способность линять. Если пойманную рыбу не посадить в садок, а оставить на берегу, то буквально на глазах ее природная окраска изменится и примет вид больших розовых пятен – «полиняет».

Линь предпочитает пресноводные, стоячие, сильно заиленные и заросшие водоемы. Чем больше тростника, кувшинок и водорослей в пруду или озере, тем больше шансов поймать эту красивую и вкусную рыбу.

Линь очень неприхотлив. Он прекрасно чувствует себя в водоемах с плохим качеством воды, прекрасно в них развивается, хорошо переносит даже солоноватую воду, в которой не живут другие пресноводные рыбы.

Линь – малоподвижная рыба, предпочитает держаться ближе к дну водоема, типичный «домосед», живет всегда в одном месте, покидая его только при половодье.

Питается линь личинками насекомых, мелкими моллюсками, червями, растительной пищей – всем тем, что он может добыть на илистом дне. Иногда по ночам лини могут выходить на чистую воду, совсем близко к берегу и такие «вылазки» так же связаны с поиском пищи. Нерестится линь с мая по июль, при температуре воды выше +18 °С.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Рыбка плавает в водице»

Класс: д/с

Характеристика занятия: нетрадиционное.

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое (рисование),
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о рыбах (об особенностях проживания, питания и строения).
  • Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов.

Развивающие:

  • Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать мышление, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций рыб, муляжи.
  • Чтение В.Сутеев «Кот-рыболов»; И.Токмакова «Где спит рыбка»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Д/и Какие рыбы живут в этом водоёме», «Рыбалка».
  • С/р игра «Рыболовы».

Материал:

  • предметные картинки «Рыбы»;
  • прозрачная емкость с водой;
  • кусочек пластилина;
  • пальчиковая игрушка «рыбка» по кол-ву детей;
  • карта Московской области;
  • фломастеры;
  • демонстрационный материал по теме «Рыбы»;
  • удочка с рыбкой;
  • «рыбацкая сеть»;
  • игрушка – кровать;
  • символы «Запрещающие знаки в природе»;
  • листы бумаги с изображением рыбок с заданием «Дорисуй, недостающие детали».

Ход занятия

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

– Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме

Воспитатель: А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

Воспитатель: А кто такие рыбы?

Воспитатель: Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

Воспитатель: Давайте рассмотрим наших рыбок:

Читайте также:
Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

Какая форма тела? (овальная)

На что похоже? (на листик, торпеду, на пирожок).

– Тело обтекаемое, сжато с боков, заостренно спереди, сужается ближе к хвосту. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Чем покрыто тело рыбки? (чешуёй)

3. Экспериментирование по теме «РЫБЫ»

Воспитатель: Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению»: вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, вот она и поднялась поближе к воздуху.

4. Гимнастика для глаз

Как вы думаете, видят ли рыбки и чем?

Давайте немного поиграем.

Гимнастика для глаз

(на указательном пальце надета игрушка «рыбка»)

Рыбка влево поплыла,
Рыбка вправо поплыла.
Рыбка поплыла вперёд,
А потом наоборот.
Быстро, быстро закружилась
И за камнем большим скрылась.

5. Знакомство с картой Московской области

Воспитатель: Где живут рыбки? (в воде).

В каких водоёмах они живут?

(в реке, озере, море, в пруду, в аквариумах).

  • В реке – речные.
  • В море – морские.
  • В аквариумах – аквариумные.

Если они живут в воде, то чем они дышат? (жабрами)

Что помогает рыбкам при плавании? (плавники, хвост).

Чем питаются? (водорослями, другими рыбками).

– Предлагаю подойти к карте и вспомнить какая река протекает рядом с нашим селом?

Дети: Река Северка.

Воспитатель: Посмотрите, сейчас моя ладонь превратиться в рыбку и поплывет она по реке Северка.

– А вы, хотите вместе со мной поплыть?

Но прежде, чем поплывём.

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно).

(на ладони нарисовано фломастером: нос, глаз и жаберная крышка)

6. Физминутка

– Раз, два, три – повернись и в рыбку превратись!

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно)

Воспитатель: (артикуляционное упражнение) Давайте попробуем открыть и закрыть рот, как рыбка

Воспитатель: Вся группа – это река Северка.

Мы будем двигаться спиной и двигать расслабленными пальцами (хвостиками).

– Раз, два, три – вот вы и опять превратились в детей.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, на них вы видите изображение рыб, живущих в реке.

– Кто знает их название? (лещ, судак, щука и. т. д.)

– Чем отличаются рыбы друг от друга? (размером, окраской, формой, повадками).

7. Динамическая пауза

– Интересно, а спит ли рыбка ночью?

Вы хотите узнать?

Динамическая пауза

(воспитатель произносит слова и подводит детей к кровати, где спит «рыбка»)

Ночью темень,
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка
Что ты спишь!
Подойдём к ней и разбудим
И посмотрим, что же будет!

(воспитатель поднимает удочку с привязанной к ней рыбкой над головами детей; дети подпрыгивая достают её).

8. Игра «Подбери похожее словечко» (к слову «рыба»)

(рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий).

Воспитатель: Верно. Зверей ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель:Чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

9. Релаксация «Рыбаки»

– Вьются чайки на просторе

– Рыбаки выходят в море.

Воспитатель: (раскладывает карточки с изображением рыбок на ковре)

– Опускают в море сети

(дети садятся на ковёр)

– Ловят рыбу в сети.

Дети: дети берут карточки и называют рыбку и место её обитания.

Воспитатель: Вода –это дом для рыбки. А в доме всегда должно быть чисто!

И вода в реке должна быть чистой.

10. Ситуативный разговор

Семья отдыхала у реки:

Папа наловил много рыбы и оставил её на берегу;

Мама нарвала целую охапку цветов и большую её часть выбросила;

Сынок Паша выловил из воды много улиток и разбил их камнем;

Правильно ли поступили эти люди?

Почему этого делать нельзя?

Знакомы ли они с правилами поведения в природе?

Правила поведения в природе:

  • Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы).
  • Не разбрасывать мусор.
  • Не обижать жителей воды и лесов.
  • Не сливать нечистоты и отходы в водоёмы.

11. Сюрпризный момент

«Подарки не простые – с секретом».

Воспитатель вносит ведёрко, а там картинки с недорисованными изображениями рыб.

Надо дорисовать недостающие детали.

Дети: дорисовывают недостающие детали.

Воспитатель: Молодцы! Справились!

12. Итог занятия

Воспитатель: Принесите ко мне, свои рыбки мы ими полюбуемся и подарим их котику.

  • Что мы с вами делали на занятии?
  • Что дорисовали?
  • Какие правила нужно соблюдать в природе?
  • Что мы подарили котику?
  • Вам понравилось занятие?

– Вы, ребята, молодцы, теперь пойдем играть.

Конспект НОД “ОВОЩИ”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект НОД по познавательному развитию (Экологическое воспитание) “ОВОЩИ”

Читайте также:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: Дифференциация звуков С-З

Скачать:

Вложение Размер
ovoshchi.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

  1. расширять представление об овощах, особенностях сбора и хранения;
  2. развивать связную речь, сравнительное мышление, двигательную активность;
  3. воспитывать уважение к труду человека на огороде, отношение к овощам, как к копилке витаминов.

Карточки с изображением овощей, муляжи овощей.

Введение в занятие :

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

(Дети встают в круг, повторяют движения за педагогом)

Дети в огород идут, (маршируют)

А там овощи растут, (поднимают руки вверх )

Дети спинки наклоняют, (наклоняются)

Овощи все собирают (изображают сбор овощей )

Вырос у нас чесночок, (загибают пальчики при названии каждого овоща)

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка,

Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание пальцев на обеих руках)

Ими друзей угощали.

Воспитатель: – А теперь мы можем присесть на стульчики. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня с вами побеседуем? (Об овощах).

– Зачем нужны овощи? (Разные ответы детей: полезные, вкусные, в овощах есть витамины)

– Правильно. Сейчас мы узнаем, где какие витамины прячутся.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

– Так где же прячется витамин «А». (В моркови)

– Чтобы не болело сердце или желудок нам поможет витамин «В». Мы вместе назовем овощи, в которых находится витамин «В». – Редис, помидор, свекла.

– Еще один витамин, который поможет нам сохранить здоровье – витамин «С».

Не болеем больше гриппом

Не боимся сквозняка

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока.

– Есть ещё овощи, где много витамина «С». Смотрите на карточку и называйте. ( – Лук, свекла, перец красный).

– Где растут овощи? (- На огороде). А как называется место, куда высаживают овощи? (- Грядка).

Загадки от Бабушки-загадушки (игрушка Бибабо)

– Здравствуйте, ребятки! Отгадайте-ка загадки

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(Солнце)

Я нужен зеленым лугам.

Я нужен и полям.

Всё во круг я поливаю,

Когда меня долго ждут. (Дождь)

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт. (- Земля.) при затруднении задаётся вопрос, куда мы сеем зерно

– Где растут овощи? Как называется на огороде место, куда высаживают овощи? (Грядка)

– Как выращивают овощи? (Ответы детей)

– Послушайте одну историю которую расскажет Бабушка-загадушка.

Жил один садовод

Он развел огород,

Подготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

И высаживать стал по порядку.

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от холодной погоды.

Лишь терпенье и труд

Нам плоды принесут.

– Что делал садовод? (дети рассказывают)

– Молодцы, правильно подметили, садоводу помогли терпенье и труд.

Словесная игра «Что растет на грядке?»

– Угадайте-ка ребятки, что растет у нас на грядке?

– Зелёный огуречик ( «да»)

– Весёлый человечек («нет»)

– Вы готовы отвечать на следующие вопросы? (Да). Какие инструменты нужны для работы в огороде? Дети получая карточку с изображением инструмента и имитируют действия с этим инструментом, а остальные угадывают.

– Овощи, это растение. У него есть корень, стебель, листья, цветы, плод. Все ли эти части нужны для пищи человеку? (Ответы детей). Есть овощи со съедобными корешками – корнеплодами, а есть овощи вырастающие на кусте над землёй

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Произнося слова, воспитатель раскладывает по кругу на стульчики муляжи овощей.

Как – то вечером на грядке

Репка, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг

Рассчитались четко тут же

Раз, два, три, четыре, пять

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну, а я иду искать.

– Овощи лежат по кругу. Сейчас начнет звучать музыка, вы пойдёте мимо стульчиков с овощами, как только она закончится, вы останавливаетесь возле одного из стульев с овощем. Если овощ корнеплод мы приседаем, если овощ растет на кусте, то остаёмся стоять, и поднимаем руки вверх. Готовы? Тогда начинаем.

Звучит музыка, дети идут по кругу, после остановки музыки каждый ребёнок изображает свой овощ, т.е. или приседает, или поднимает руки вверх. Игра повторяется.

– Молодцы! Вы не ошибались. Теперь каждый принесёт свой овощ мне в корзинку.

– Вот какой у нас урожай. А где же хранят овощи вы мне ответите полным предложением. Я буду называть тех, кто отвечает. Назовите овощ, и где его хранить.

– Из чего вырастает растение? (Из семян).

– А кто сеет семена на огороде? А в лесу или на лугу? (Люди сеют в огороде, ветер сеет в лесу).

– Кто вскапывает землю в огороде? Чем? (Люди, лопатами, инструментами)

– А в лесу кто рыхлит и перекапывает?(Животные, крот, червяк).

– Что согревает землю? (Солнце). А как люди помогают огородным растениям согреться? (Укрывают пленкой, делают теплицы).

– Кто же землю поливает? (Люди поливают огород лейкой. Идет дождь.

– Ребята, огородным растениям кроме солнца, воды нужно ещё от человека что-то необходимое. Что то? Какие люди должны быть, если они ухаживают за растениями? (Терпеливые и трудолюбивые). А ещё крепкими и здоровыми. Что для здоровья нам могут дать овощи. (Витамины)

– Давайте в конце нашего занятия угостимся овощами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме.

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно.

Конспект НОД ” Азбука безопасности” .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме.

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу.

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План – конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка” и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра.

1. Конспект занятия по окружающему миру (11.01.2021) 2. Конспект занятия по математике (13.01.2021) 3. Конспект по развитию речи (15.01.2021) 4. Конспект по рисованию (19.01.2021)

1. оркужающий мир Тема : Зимние виды спорта. 2. математика Считарики-Смешарики. тема : счёт от 1 до 53. развитие речи беседа с кукольным театром по сказке Рукавичка.4. рисование тема : Зимн.

Игровое занятие «Овощи» для детей 3-го года жизни

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Познакомить детей с овощами.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы.
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один-много», «большой-маленький».
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Оборудование:

Муляжи овощей. Чудесный мешочек.
Игрушка «козел», «зайцы».
Картонные силуэты моркови, огурцов, помидоров, банок.
Лопатки, леечки, грабли, посуда кукольная: кастрюли, тарелки, ложки, ножи.
Аудиозапись: песня «Веселый огород», «Урожай».
Горох, пластилин зеленого цвета, соленое тесто.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой.
Заготовленные рисунки «Подрастай, морковка», карандаши коричневого цвета.

Ход занятия:

Приветствие

– Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

– Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

Игра «Покорми зайчат»

– Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.

Дидактическая игра «Что съел зайка?»

– Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

Игра с пуговицами «Овощи в банке»

– Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Рисование «Салат»

– Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.

Дидактическая игра «Посади огород»

В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.

– Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.

Рисование «Подрастай, морковка»

На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.

Упражнение «Выросла морковка»

(Проводится вместе с родителями).

Сначала посадили в землю маленькое зернышко.
(Дети садятся на корточки)

Солнышко капусту согревало, дождик поливал и морковка стала подрастать.
(Дети медленно встают на ножки)

Выросли у морковки зеленые листочки.
(Поднять руки вверх)

Пора срывать морковку.
(Родители обнимают детей и берут на руки — срывают морковку с грядки)

Пальчиковая игра «Овощи»

У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

Дидактическое упражнение «Один-много»

На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.

– У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.

Словарная работа «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много. перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.

Аппликация «Консервируем овощи»

– Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.

Динамическая пауза «Огородники»

Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два –
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)

Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два –
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два –
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два –
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два –
Вот как собирали
(наклоны)

Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два –
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)

Упражнение «Поварята»

– А теперь вы будете поварятами, возьмете ножи и нарежете фрукты на кусочки. Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).
– На сколько частей вы разрезали свой овощ? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Рисование пальчиковыми красками «Огород козла Мефодия»

– Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.

Упражнение «Переложи горох»

– Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.

Лепка «Гороховый стручок»

Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.

Показ настольного театра «Козел Мефодий»

– Кто там бродит в огороде?
– Это я, козел Мефодий.
– По каким таким делам?
– Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
– Почему ж капусту вдруг,
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
– Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста – хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный –
Лист капустный!

Словарная работа «Большой и маленький»

Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночек.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.

Музыкально-ритмическое упражнение «Урожай»

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: