Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития

Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми.

В театрально-игровой деятельности происходит и интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно. Так, А.Н. Грабаров отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.

Я считаю, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, культуре поведения, счету. Поэтому у нас в детском саду широко используются постановка, инсценировка рассказов, песен, сказок, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика, жест и др.

Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Здесь дети – артисты. Познакомившись со сценарием и распределив все роли, они показывают спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействовать друг с другом.

Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность. Особенно большие возможности в решении этих задач дает теневой театр, когда дети действуют за ширмой.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые краски и звучание.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствуют:

  1. тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, воспитателей) и родителей;
  2. организация предметно-развивающей среды – различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски, грим, декорации и пр.);
  3. сценарии, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, фонотека (шумы и пр.);
  4. природный, бросовый материал и пр. для изготовления костюмов, декораций.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Ежегодно у нас в городе проводится фестиваль детского творчества «Музы и дети», одной из номинаций которого является «Театр». Предлагаю сценарий сказки, представленной на городском фестивале в 2009 году.

«Умка ищет друга». Ю. Яковлев

  1. Рассказчик.
  2. Мама – большая медведица.
  3. Умка – маленький медвежонок.
  4. Мальчик.
  5. Олени (2 мальчика,2 девочки).
  6. Елочка.
  7. Северное сияние (4 мальчика).
  8. Теневой театр: рыба-солнце, льдины, волны, акула, люди, костер, медвежонок Умка, Большая медведица, олени, птицы, тюлени.
  1. ширма для теневого театра, на ней экран теневого театра, торосы, волны, перед ширмой прорубь;
  2. на стене: созвездие Большой и Малой медведицы (электрогирлянда);
  3. на полу: берлога, сугробы, снег;
  4. на стене: северное сияние, луна Рисунок 1

Перед берлогой сидит мама – Большая медведица с медвежонком: слышны звуки метели, моря Рисунок 2

Рассказчик: На далеком-далеком Севере, в краю лютых метелей и трескучих морозов, среди снегов и льдин жил маленький медвежонок Умка. И была у медвежонка мама – большая медведица. Северные ночи долгие и холодные, многое нужно знать и уметь, чтобы не замерзнуть в такую ночь.

Медведица: Ты знаешь, как построить хорошую берлогу? Я научу тебя (показывает). Нужно вырыть когтями ямку и улечься в нее поудобнее, снег засыплет тебя. И когда над тобой вырастет сугроб, начинай ворочаться, потом встань, выгни спину и у тебя будет берлога теплая, как наша.

Умка: А я не задохнусь?

Медведица: Нет, от теплого дыхания в снегу появится отдушина.

Умка: Это хорошо (вздыхая).

Медведица: А теперь пора спать, Умка.

(Умка ложится в берлогу).

Умка: Расскажи про рыбу (просит).

Медведица: В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная рыба-солнце. Она большая и круглая, и плавает только прямо, и не может увернуться от зубов акул, поэтому она и печальная.

(Звуки моря, теневой театр – море, льдины, рыба-солнце.)

Рассказчик: Слушал Умка и представлял: как огромная черная акула проглатывает печальную рыбу-солнце.

(Теневой театр – акула проглатывает рыбу-солнце.)

Умка: А наше солнце тоже съела акула?

Медведица: Солнце – не рыба, оно плавает наверху.

Умка: А-а, в верхнем море, да?

Медведица: Спи. Когда проснешься, будет солнце (поет колыбельную).

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.

Рассказчик: Окончилась долгая северная ночь. Выглянуло солнышко (на заднике сцены поднимается солнце). Выбрались медведица и Умка из берлоги.

Медведица и Умка: Хорошо вокруг.

Рассказчик: Вдруг они увидели костры, а рядом ходили какие-то существа.

(Теневой театр – костер, люди.)

Умка: Что это?

Медведица: Это люди.

Умка: А кто такие люди?

Медведица: Люди – это такие медведи, которые всегда ходят на задних лапах и могут снять с себя шкуру.

Умка: И я хочу! И я хочу! (Весело подпрыгивает.)

Медведица: От них пахнет дымом. Пойди лучше поймай рыбу (уходит).

(Слышны звуки моря.)

Умка: (подходит к полынье) Здесь нет рыбы.

Медведица: (кричит из-за ширмы) Оглянись закрой лапой нос.

Умка: Зачем? (удивленно)

Медведица: (из-за ширмы) Он тебя выдает. Ты весь белый, а нос черный.

(Умка сидит у проруби ловит рыбу.)

Рассказчик: В это время скакал на оленях маленький мальчик.

Читайте также:
Летний образовательный проект 'Цветочная азбука'

Рассказчик: (в конце танца) Быстро бежали олени, не удержался мальчик и брык! – прямо в снег головой!

Умка: (принюхивается).

Мальчик: Ты чего это? Чего ты меня нюхаешь?

Умка: Мама говорила, что ты пахнешь дымом. А ты пахнешь молоком. И хвоста у тебя нет. Может вырастет?

Мальчик: Эх-хе, вот глупый! Эй! (подбрасывает шапку)

Умка: Странно, у тебя две головы, а у меня одна.

Мальчик: Это не голова, это шапка. Голова – вот!

Умка: А почему у тебя на носу не растут волосы?

Мальчик: Вот этого я не знаю.

Умка: И когтей у тебя нет (уходят вдвоем).

Рассказчик: Так и подружились мальчик с медвежонком. И вот в один из дней снова повстречались друзья.

(Мальчик и Умка выходят с разных сторон ширмы.)

Мальчик: А, это ты! Здорово!

Умка: Может, пойдем к морю?

Мальчик: Пойдем.

(Подходят к ширме.)

Умка: Ныряй, поплаваем! (Уходит за ширму.)

(Теневой театр – Умка ныряет в море.)

Мальчик: Да ты что, вода холодная! (Стоит перед ширмой.)

Умка: Жарко! (Ныряет.)

Мальчик: Ой! Я уж думал, что ты утонул.

Умка: (вышел из-за ширмы) Медведи не тонут.

Медведица: Умка! Умка!

Умка: Ой, мама идет, как бы не попало.

Мальчик: А что делать-то?

Умка: Ложись в снег и закрой лапой нос.

(Мальчик прячется за ширму.)

Медведица: Дымом пахнет (смотрит по сторонам, принюхивается).

Умка: Вон – рыба!

Медведица: Где рыба?

Умка: Вон! Дальше!

Рассказчик: Оглянулся Умка, а мальчика и след простыл, одна только шапка осталась.

Умка: Где же ты? Куда же ты ушел? Где ты? Я все равно тебя найду! (надевает шапку и уходит).

(Из-за ширмы выходят Медведица и Умка, звуки моря.)

Рассказчик: Вернулся Умка к маме, и отправились они к синему морю. Плывут по морю льдины, а на них – медведи, олени, птицы. (Показ теневого театра).

Умка: А двуногие медведи плавают на льдине?

Медведица: Плавают, только самые смелые.

Умка: Надо скорее собираться в путь.

Медведица: Ну что же, поплывем.

Умка: А акула меня не съест?

Медведица: Ты же не печальная рыба-солнце, ты – белый медведь. Вперед, Умка! (идут за ширму, показ теневого театра).

Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи, белые медведи
Светят дальним кораблям.

Рассказчик: А где-то на другом краю Севера стоял и смотрел в звездное небо маленький мальчик. И, казалось ему, что там, высоко-высоко, бегут по небу медведица с медвежонком.

(Загорается созвездие Большой медведицы и Малой, выходит мальчик, смотрит вдаль и уходит.)

Умка: (выходя из-за ширмы вместе с мамой) Вы не встречали моего товарища, который ходит на двух ногах, и может снять с себя шкуру? Он – мальчик. Я ищу его, ищу, а мне попадаются одни тюлени и ни одного мальчика.

(Показ теневого театра – тюлени.)

Медведица: Умка! Не отставай!

Умка: Что там за красный, синий и зеленый мох?

(Над ширмой появляется северное сияние.)

Медведица: Это не мох, это северное сияние.

Умка: А с чем его едят?

Медведица: Его не едят, им любуются.

Танец «Северное сияние».

Умка: Не хочу любоваться! Хочу есть! Поймай мне рыбу.

Медведица: Где же я тебе поймаю? Кругом же льды.

Умка: Мама! Горит что-то!

Медведица: Где горит?

Умка: Вон там! (Выходит елка.)

Медведица: Это елка.

Умка: А с чем ее едят?

Медведица: Ее не едят, ею любуются. Это большая зеленая сосулька, которую люди украшают игрушками, шарами.

Умка: (убегая к елке) Хочу большую зеленую сосульку!

Медведица: Стой! Там люди!

Умка: Ура! Значит там мой товарищ!

(Умка убегает, медведица уходит за ширму; выходят Умка с елочкой, Умка любуется ею и поет песню, а елочка танцует.)

Снег скрипит под жесткими ступнями
И хватает вьюга за бочок,
Елочка сигналит мне огнями,
Новогодний маячок.
Что за чудо – чудо елка – маячок.
Кто зажег мне елочку такую
Не иначе как хороший друг
Не боюсь я стужу ледяную,
Огоньки горят вокруг,
Что за чудо, чудо – огоньки вокруг.

Мальчик: (выбегает) Ой, это ты!

Умка: Как здорово! Я так долго тебя искал! (Обнимаются.)

Медведица: Умка! Умка! (Выходит.)

Умка: Мама, я нашел своего товарища.

Рассказчик: Разные есть друзья на Земле, и от слова «друг» мир становится светлей.

(Все артисты выходят на поклон.)

В мире много сказок,
В мире много сказок,
К нам они приходят во сны.
Сказки – это чудо, лучшее на свете,
Их любить мы все должны.

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 1423 раза

Библиографическое описание:

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников / Е. Б. Дьяконова, А. В. Касьянова, Т. Ю. Марченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2778/ (дата обращения: 18.01.2022).

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка. В ней формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие и способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников.

Читайте также:
Программно-методическое пособие по коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов с речевой патологией

В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В театрально — игровой деятельности у детей расширяется игровой опыт, развивается связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

– игры, направленные на выражение основных эмоций, на развитие воображения, памяти и внимания.

Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основаны на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии, а личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Можно выделить следующие специфические принципы театрализованной деятельности:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальнейшей цели.
  2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
  3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
  4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

– театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

– детского и взрослого искусств;

– театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

– ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

– специально организованной и самостоятельной деятельности.

  1. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

– ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

– побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

– самостоятельный поиск решения творческих задач.

Театрально-игровая деятельность способствует развитию:

– психофизических способностей (мимики, пантомимики);

– психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

– речи (монолог, диалог);

– творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

– разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

– амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

– изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная игра способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и умению общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Такие игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Ребенок, в своей жизни совершает любые действия естественно и оправданно. Он не задумывается над тем, как например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Маленькие спектакли (этюды) развивают умение общаться с людьми в различных ситуациях. Этюды — это своеобразная школа, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения. Этюды и упражнения, используемые в театральной деятельности разнообразны:

– этюды, направленные на развитие внимания, фантазии;

– этюды, направленные на развитие мимической моторики, на выражение основных эмоций;

– этюды, направленные, на развитие памяти;

– упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

– упражнения на развитие выразительноймимики;

– отдельные упражнения по этике во время драматизации.

Разыгрывая этюды по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

У ребенка с задержкой речевого развития наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.

Речевые игры и упражнения, используемые в тетрализованных постановках, направленны на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

– дыхательные и артикуляционные;

– дикционные и интонационные;

– творческие (со словом).

Поскольку у дошкольников еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, заниматься с ними специальной профессиональной подготовкой невозможно. Необходимо объяснять детям, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Читайте также:
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме Игрушки

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного героя, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. В дальнейшем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

  1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001
  4. Сизова О. Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Похожие статьи

Игровые этюды как средство формирования. | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра, голосовой аппарат, коммуникативная сфера. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития речи.

К воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся постепенно: сначала

Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006. Чистякова М. И. «Психогимнастика» — М.: Просвещение, 1990.

Театральная деятельность как средство развития творческих.

Все это может дать театрализованная деятельность. Театральное творческое объединение имеет свои принципы, свой алгоритм работы.

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через.

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.

Театрализованные игры как средство активизации речевой.

игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, речь, ролевая игра, роль. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка. В процессе данной деятельности, дети при помощи взрослого.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение.

Театрализованная игра как эффективное средство социальной.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение.

Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников

наталья п
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников

Нарушения речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ёе основные функции:

– катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

-регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Читайте также:
Презентация-тренажёр для логопеда: Деление слов на слоги

Театрализованная деятельность детей дошкольноговозраста включает в себя следующие разделы:

-игры в кукольный театр;

-игры-представления (спектакли).

Как утверждал Л. С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Принципы театрализованной деятельности

Принципы театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.

– принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

– принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

– принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

– принцип интегративности,характеризующийся связью:

театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др., с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

• детского и взрослого искусств;

театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

• ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

• специально организованной и самостоятельной деятельности.

– принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков,а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

• ориентировка ребенка в новой для него театрализованной де-ятельности, где доминирует обучение, внесение элементов твор-чества;

• побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и твор-чество имеют равноправное значение;

• самостоятельный поиск решения творческих задач.

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

– искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

– под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский).

Очень важен в арт-терапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизи-ческих ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность,которая предполагает:

• снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

• раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

• развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

• включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Содержание театрализованной деятельности

Театрализованная деятельностьспособствует развитию:

• психофизических способностей (мимики, пантомимики);

• психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

• речи (монолог, диалог);

• творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельностьпомогает формированию следующих умений и навыков детей:

• разыгрывание стихов, скалок, рассказов, мини-сценок;

• владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

• амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терми-нологии);

• изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральные игры

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую вооб-ражаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Упражнения и этюды

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами — предлагаемыми обстоятельствами).

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, По-здравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Читайте также:
Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

У некоторых детей наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.

Режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский отмечал, что не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний. Жесты — важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и на-циональных особенностей. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.

Жест — это самоцель — он лишь показывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Он оправдан, только когда вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.

Речевые игры и упражнения

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом,данные упражнения делятся на три вида:

• дыхательные и артикуляционные;

• дикционные и интонационные;

• творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому,чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и вы-разительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь ак-тивизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Работа над спектаклем

Создание спектакля с дошкольниками — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чув-ства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим по-тенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

• социализации, поскольку приобщает новое поколение к об-щечеловеческому и этническому опыту;

• креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации — становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции — экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психоте-рапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеряют на себя различные модели социального поведения.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.

Читайте также:
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Театрализованная деятельность дошкольников «Театрализованная деятельность дошкольников» «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста Первая младшая группа. План: 1. Вступительное слово; 2. Задачи – поставленные перед детьми; 3. Процесс запоминания; 4. Перед собой поставила.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Как говорил К. Д.

Театрализованная деятельность у дошкольников, как способ познания себя и окружающего мира. Театр – это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. Через ход и правила игры театральных постановок, этюдов ребенок знакомится.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы) В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях.

Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизни ребенка. Такие нарушения речевого развития детей, как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Наряду с нарушениями устной речи у данной группы детей несформированные или недостаточно развитые различные психические процессы могут серьезно затруднить коррекционный процесс в целом, а затем вызвать сложности усвоения школьной программы.

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованности в контакте и неумению ориентироваться в ситуации общения.

В настоящий момент весьма актуальна разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Однако при некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

В последние годы возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на детей с нормативным психическим развитием, а так же детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения. В настоящий момент имеются все основания рассматривать искусство в качестве уникального источника развития коммуникативной адаптации ребенка к социальной среде.

Известно, что основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веры в собственные силы. Я считаю, что театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных внутренних мотивов, которые обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперед. Театрализация логопедического процесса привлекательна также и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет проявить инициативу, способствует выработке чувства взаимопомощи и коллективных умений.

Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Целью использования театральной деятельности на логопедических занятиях является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:
– развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
– развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
– развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Я считаю, что театрально-игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

Исследования по логопедической ритмике, проведенные Г.А. Волковой, убедительно показали, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но и художественно-речевую деятельность. Именно поэтому я считаю, что театрализованная деятельность позволяет мне решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

В своей работе я использую следующие виды театральной деятельности:

– музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

– художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха, творческие игры);

– театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, элементы сказкотерапии и арт-терапии).

Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты и т.д. Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики. Опыт показывает, что формирование мимики у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности. Очень интересно обыгрывать с детьми литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего, например, произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над «Путаницей», когда «утки замяукали», а «кошечки захрюкали». Они должны, по крайней мере, нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук «Муху-цокотуху в уголок поволок».

Читайте также:
Проблема формирования операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня

В работе по развитию художественно-речевой деятельности я использую игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Данные упражнения составляют три группы: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; а так же творческие (со словом). Сюда также включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Театрально-игровую деятельность использую на всех этапах коррекционной работы с детьми для активизации интереса и создания мотивации. Кроме того активно ввожу элементы театрализации на стадии автоматизации и дифференциации звуков. Известно, что основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Поэтому в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка и совершенствуется звуковая культура речи.

Общение с театром оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, что естественно повышает эффективность коррекционной работы. Разнообразные игровые ситуации, созданные с учетом конкретных коррекционных задач, побуждают ребенка к свободному речевому общению, которое становится более интенсивным и продуктивным. Таким образом, предоставляется богатая возможность для осуществления целенаправленной коррекции.

Театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений речевой и коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации и формированию основ образного мышления на этапе подготовки к процессу обучения в школе.

Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
Адаптация
Автор: Аверкиева Наталья
19.06.2015 16:22

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет, с нашей точки зрения одно — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интерес их однообразен. Как разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как научить их общаться в этом мире? Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.

Однако именно игра помогает изменить, отношение к окружающим и к самому себе, а взятие на себя роли раскрывает в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, воспитателям, в частности, через театрализованную деятельность, оказывать позитивное влияние на детей, давая им реальную возможность адаптироваться в детском коллективе.

Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядит слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети порой не могут разрешить самостоятельно.

Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применение театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей, в своеобразной символической форме, выделив основные ее функции:

  • катарсистическую (очищение, освобождение, от негативных состояний)
  • регулятивную (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
  • коммуникативно-рефликсивную (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения).

Театральные игры, как один их методов преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, включаются следую-щие разделы: этюды и упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направленые на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, игры в кукольный театр, иг-ры представления, народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые.

Большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа. В любом упражнении и игре рекомендуется, кроме того, выделять

и фиксировать трехчастную структуру. Это поможет детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало — середина — конец. На языке драматургии это: завязка — кульминация — развязка.

Наиболее значимыми для преодоления коммуникативной дезадаптации в детском коллективе считаются игры и упражнения на сценическое оправдание, так как они позволяют объяснить, оправдать любую свою позу или действия нафантазированными причинами — предлагаемыми обстоятельствами.

Темы для таких маленьких спектаклей близки и понятны детям (Ссора. Обида. Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях, развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость. Гнев. Грусть. Удивление. Страх). Такого рода упражнения являются эффективным средством социализации дошкольника. Уже на первом этапе у детей развивается чувство партнерства. Освоив способы позитивного взаимодействия, они становятся активнее в общении, разговорчивее, постепенно взаимоотношения между детьми строятся на основе доверия, взаимопонимания.

Театральные игры служат важнейшим средством для развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, так как в основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях находить адекватные способы воздействия.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные игры и русские народные сказки, так как они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Игры в музыкальном сопровождении «Каравай», «Яблонька» «Галка», «Заинька»; игры народного календаря; весенние игры; святочные игры; колядки; виды весенних хороводов «змейка», «улитка»; игры народов мира например, музыкальные французские игры-песни «Сорву я розу», «Мы сажали капусту» и др. приобщают детей к игровой копилке традиционной народной культуры, развитию интереса к изучению народных традиций. В свою очередь с социально-педагогической точки зрения сказки выполняют развивающую терапевтическую функцию, поскольку имеют психотерапевтический эффект,

Первым помощником в преодолении коммуникативной дезадаптации ребенка, в период освоения им норм и правил поведения, а так же взаимоотношения в кругу взрослых и детей, могут стать персонажи кукольного театра (куклотерапия). Дети с удовольствием берут их в руки и от их лица рассказывают о своих мыслях, чувствах с помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания, а порой и агрессию. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Занятия по предмету «Театральные игры» строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения
  • театральные игры в разных формах, где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, строить взаимоотношения на основе сотрудничества к взаимной договоренности, ощущая общую ответственность за судьбу детского коллектива
  • эмоциональное заключение, которое обеспечивает успешность театрализованной деятельности.

Плодотворная работа с детьми вовлекла и родителей в этот волшебный мир сказок и перевоплощений. Они по-новому взглянули на своего ребенка, его возможности и таланты, общение с ним. Активное участие в выставках «Умелые руки не знают скуки», конкурсе «Театр куклы», постановке спектаклей «Гуси-лебеди», «Как |победили Кощея и спасли Красоту», показало, что родители творчески с интересом подходят к данной деятельности.

Такой подход подводит к творческому сотрудничеству, устраняется отчужденность, решаются многие педагогические проблемы, связанные с общением и взаимодействием между родителем, педагогом и ребенком.

Проведенная работа дала возможность проследить тенденцию роста навыков общения ребенка со сверстниками, взрослыми:

  • дети научились социальной компетентности, связывающей с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций способов общения и поведения
  • сформировались знания об эмоциональном мире человека
  • у детей развились организаторские умения и навыки, они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать
  • речь детей стала связной, выразительной, эмоциональной, расширился их словарный запас
  • совершенствовались формы, виды и средства общения, сложились и осознанные непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, что помогло им адаптироваться в коллективе сверстников.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ЛИВНЫ Музыкальный руководитель: Аверкиева Н.И

Методическая разработка “Театрализованная деятельность, как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у обучающихся”

Театрализованная деятельность

как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников СКО школы-интерната VIII вида

с нарушениями речевого развития

Автор: Романова Любовь Сергеевна

учитель-логопед СКО школы-интерната VIII вида

Миасского городского округа.

Функции и принципы театрализованной деятельности

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности

Содержание театрализованной деятельности

Примерные игры и упражнения

Структура занятий «Актёрская мастерская»

План театрализованной деятельности в СКО школе-интернате VIII вида учителя логопеда Романовой Л.С.

1 Введение

Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, СНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребёнка, реализуются её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

2. Функции и принципы театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной методической форме.

Её основные функции:

катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Принципы театрализованной деятельности.

Принципы стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребёнка. Имеет место ситуация выбора, незавершённый образ, его неожиданность и проблемность.

Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать.

Принцип интегративности, характеризующийся связью:

Театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным).

Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

Ориентировка ребёнка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

Побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

Самостоятельный поиск решения творческих задач.

3. Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

Искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребёнка;

Под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л.С. Выготский).

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

Снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

Раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

Развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

Преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

Включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперёд.

4. Содержание театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность способствует развитию:

Психофизических способностей (мимики, пантомимики);

Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

Речи (монолог, диалог);

Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

Разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок.

Программа имеет 4 направления:

«Театральная игра»

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

«Ритмопластика»

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

«Работа над спектаклем»

Включает знакомство с пьесой, её содержанием, даёт представление о необходимости выполнять определённые упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идёт работа над этюдами для репетиций и спектаклей.

«Семейные речевые праздники-конкурсы»

Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.

5. Примерные игры и упражнения

Театральная игра

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплочённости.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребёнок – «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в чёткой последовательности.

«Я положил в мешок…»

Цель: развить произвольную слуховую память.

Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок…» (называет любой предмет). Следующий ребёнок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становиться всё больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Один ребёнок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следуют за ним, стараясь в точности повторить всё, что он делает.

Цель: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолёт, автобус и т.д.

«Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.

Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперёк. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.

Ритмопластика

Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

Дети «превращаются в мороженное»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

«Новая кукла»

Каждый ребёнок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружиться, играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»).

«В Стране цветов»

В Стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее и радостное настроение (П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

Работа над спектаклем.

Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовывать индивидуальные возможности каждого ребёнка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.

В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Семейные речевые праздники-конкурсы.

Цели: повысить интерес родителей в СКО школе-интернате VIII вида; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

Структура занятий «Актёрская мастерская»

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым, затем детьми):

– упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;

– на развитие техники речи;

– театральные упражнения и этюды.

Правила поведения

говорить негромко (не кричать);

ходить спокойно (не бегать);

помнить, для чего мы находимся в зале (не отвлекаться на спортивные снаряды);

смело показывать свои способности (не стесняться);

заботиться друг о друге (не обижать);

помогать друг другу (не смеяться);

внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

План театрализованной деятельности в СКО школе-интернате VIII вида на II полугодие 2007-2008 уч. года

учителя логопеда Романовой Л.С.

Занятие «Актёрская мастерская»

Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей, словесно-логическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой, умение передавать в музыкально-пластичеких образах настроение и характер музыкального произведения. Знакомить и развивать умение передавать различными средствами эмоции восторга, обиды, гнева, ужаса.

Ритуал приветствия (по договорённости с детьми):

«Стульчики», «Передай позу», «Дружные звери», «Воробьи-вороны».

«Послушный ветерок», «Скороговорки по кругу», «Мяч эмоций», «Чудо-лесенка».

«Ёжик», «Как живёшь?», «Черепашьи бега», «Бабушка Маланья», «В музее». Под музыку: «Дорога к дому», «Утро», «В стране цветов».

«Превращение комнаты». Работа с моделями эмоций. Создание этюдов по схемам: «Обида-грусть», «Удивление-радость», «Обида-гнев-грусть», «Радость-удивление-восторг», их обыгрывание.

Семейный фольклёрный праздник «Маслёнка»

Повысить интерес родителей к логопедической работе в СКО школе-интернате VIII вида. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

«Гимнастика для язычка».

Работа над спектаклем «Репка»

Подвести детей к пониманию значения коррекции речи. Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребёнка. Развивать психические процессы детей, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Совершенствовать способность передавать образ героя различными актёрскими средствами.

Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции (эпизоды, картины).

Праздник красивой речи

Повысить интерес родителей к логопедической работе в СКО школе-интернате VIII вида. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией, действовать согласованно.

Импровизированное обыгрывание сказки.

8. Рекомендации.

Данная программа составлена для учащихся начальных классов. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.

Актёр театра должен уметь чётко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонационно, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи).

Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматической правильной речи в ненавязчивой форме.

Занятия по данной программе строятся с учётом следующих принципов:

Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определённом порядке, системе.

Доступности – характер и объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи.

Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встречи с артистами, наблюдение в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем).

9. Список использованной литературы

Алянский Ю.Л. «Азбука театра». М., 1998г.

Артёмова Л.В. «Театральные игры дошкольников». М., 1993г.

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М., 1991г.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.

Чистякова М.А. «Психогимнастика». М., 1990г.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

Презентация “Логопедическое занятие дифференциация предлогов и приставок” (2 класс) по педагогике – проект, доклад

Презентацию на тему “Логопедическое занятие дифференциация предлогов и приставок” (2 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

Логопедическое занятие дифференциация предлогов и приставок

Подбери необходимые предлоги. Где нельзя вставить предлог?

лото мяч скрипке гитаре пластинка футбол

ОБРАЗЕЦ: играет на баяне

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга им нельзя.

Мальчик рисует ___ альбоме. Девочка пишет ___ доске. Дети спрятались ___ дождя. Река протекает ___ домом. Машина ехала ___ дороге. Мама подошла ___ сыну.

Отправь посылки по назначению. Запиши предложения в тетрадь.

Шаловливые мышата утащили из предложений все предлоги.

Охотник спрятался __ дерево Лида идёт __ братом. Картофель убрали __ подвал. Малыши бегают __ площадке.шшш Внучка гостила __ бабушки на даче.

Возьми в корзинке нужные грибы и ягоды.

Образец: забрался в гору.

– приставки – предлоги _цепился _скатерть __брести __города __ехали –село __цепился __рукав __ехал __горы __ехал __гаража

зацепился за скатерть добрести до города въехали в село вцепился в рукав съехал с горы выехал из гаража

Зарядка для глаз

Преврати словосочетания с приставкой в словосочетания с предлогом.

ОБРАЗЕЦ: нарукавная повязка – повязка на рукав настенные часы – предрассветный час – подводные жители – настольная лампа –

настенные часы – часы на стене предрассветный час – час перед рассветом подводные жители – жители под водой настольная лампа – лампа на столе

Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.

ОБРАЗЕЦ: повязка на рукаве –нарукавная повязка переход под землёй – камни под водой – календарь на столе – годы после войны – плата за работу –

переход под землёй – подземный переход камни под водой – подводные камни календарь на столе –настольный календарь годы после войны – послевоенные годы плата за работу – заработная плата

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: