Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Галина Трунина
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Трудности усвоения программы школьного обучения в большинстве случаев возникают из-за нарушения у детей чтения и письма.

Нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. В основе этих нарушений лежит несформированность некоторых психических функций, в частности зрительно-пространственных.

Причиной возникновения оптической дисграфии являются трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Оптическая дисграфия проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии.

При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв.

При вербальной дисграфии изолированные буквы ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и замены букв.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:

– на школьной успеваемости детей;

– увеличивают сроки овладения школьной программой;

– вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Если учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.

Важно своевременно выявить нарушения зрительно-пространственных функций, потому что гораздо важнее говорить о способах профилактики данных нарушений у дошкольников, чем о путях преодоления её у школьников.

Учитывая то, что у дошкольников с ОНР имеется качественное своеобразие и более низкий по сравнению со сверстниками с правильной речью уровень сформированности тех неречевых психических функций, которые являются предпосылками возникновения оптической дисграфии, основная цель моей работы – разработка системы мероприятий по предупреждению оптических нарушений в группе для детей с ОНР.

Профилактическуюработу я провожу в следующих направлениях:

а) Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

г) развитие зрительно-моторных координаций.

д) развитие зрительного анализа и синтеза.

е) автоматизация зрительных представлений графических образов букв;

ж) дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

з) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.

Подготовительный этап – работа с картинками (со старшей логопедической группой).

Основной этап – работа с буквами (с подготовительной логопедической группой).

Задания и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии включаются в подгрупповые и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по формированию правильного звукопроизношения.

В работе по развитию зрительного восприятия и узнавания используются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам.

2. Назвать недорисованные предметы.

3. Назвать перечеркнутые изображения.

4. Определить, что неправильно нарисовал художник.

5. Распределить предметы по величине.

6. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

7. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Предлагаю детям

«лужайки»разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего,а также картинки с изображениями предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты. Даю задание положить картинку на свою лужайку.

8. Игра «Геометрическое лото».

У детей большие карты.На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов.

Показать нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч; огурец, яйцо, дыня; платок, скатерть.

10. Нахождение одинаковых фигур среди других.

11. Дорисовывание незаконченных контуров круга, треугольника.

12. Дорисовывание симметричных изображений.

13. Составление разрезных картинок.

14. Дополнение рисунка. Детям предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика – солнце, слева от домика – забор, справа внизу нарисовать

озеро, справа от забора – цветы.

15. Конструирование фигур из палочек.

Особое внимание уделяется развитию зрительной памяти.

1. Запомнить буквы, фигуры или цифры (3 – 5, а затем выбрать их среди других (8 – 10).

2. Разложить буквы, фигуры или цифры в первоначальной последовательности.

3. Игра «Чего не стало?» На столе раскладываются 5 – 6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем одну убираю. Дети отгадывают, какой игрушки не стало.

4. Игра «Что изменилось?». Дети запоминают последовательность предъявляемых картинок и определяют, что изменилось.

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза.

Коррекционная работа проводится по следующему плану:

1) дифференциация правых и левых частей тела;

2) ориентировка в окружающем пространстве;

3) уточнение понимания и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциацию правых и левых частей тела мы начинаем с выделения ведущей правой руки.

Рекомендую следующие виды заданий:

1) Показать, какой рукой надо писать, рисовать, здороваться.

Затем предлагаю сказать, как называется эта рука. В случае затруднений сама даю ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее даю задание поднять правую руку и назвать ее.

2) Показать левую руку, назвать ее.

3) Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу правой, левой рукой.После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: ног, глаз, ушей.

В заключение детям предлагаю более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо;

Показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.Эта работа проводится в следующей последовательности:

1) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.

Сначала я даю задание определить пространственное расположение предметов,находящихся сбоку от ребенка:

Читайте также:
Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией

«Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» и т. д.

Предлагаю выполнить действие, например, положить книгу справа или слева от себя.

Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.

Далее пространственные отношения закрепляю в речи.

Предлагаю ответить на такой, например,вопрос: «Где находится шкаф (окно, дверь?» При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.

1)Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами и их изображениями.

– Сначала уточняю расположение двух предметов. Затем предлагаю взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки.

Далее задаю вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

В дальнейшем детям предлагаю следующие задания:

• Положить карандаш слева от книги;

• Сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева и т. д.

Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходим к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

1. Нарисовать круг, справа от него крестик, слева от крестика поставить точку.

2. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг.

3. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.

4. Игра «Паучок».

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «Паучок» – точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета ведется только от центра.Дается сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паучок». В данном примере это – правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 – 3 до 8 – 10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу.

На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх – низ, право – лево,а также дети запоминают названия квадратов:

1 – центральный квадрат;

2 – правый центральный квадрат;

3 – левый центральный квадрат;

4 – верхний центральный квадрат и т. д.

5. Диктанты для рисования орнаментов и букв. Например,поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 – вниз, 1 – вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

Если ошибок нет, то получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно – пространственного восприятия.

Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук (это различные физкультминутки, комплексы пальчиковых упражнений). Физкультминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз, в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют еще одну цель – снятие умственного и психофизического напряжения дошкольников, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.

Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия.

В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптическибукв предлагаются следующие задания:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

2. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

3. Определить букву в неправильном положении.

4. Обвести контурные изображения букв.

5. Дописать букву.

6. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).

7. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.

8. Конструирование печатных букв из элементов.

а) добавляя элементы (например, из буквы Р сделать В);

б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы Ж – К);

в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, или из Т – Г).

-найти букву в ряду сходных;

-сложить из палочек букву (сначала по образцу, затем по памяти)

-срисовать букву по предложенному образцу;

-реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы;

– показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально;

-определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом;

– определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов,различно расположенных в пространстве:

Р –Ь П – Н П – И И – Н Г – Т

– найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаемся к игре «Буквы рассыпались»

-дописать недостающие элементы букв;

-предъявление букв разного шрифта: печатная; прописная; строчная; стилизованная;

-нахождение буквы в геометрических фигурах.

-определение букв, которые можно выложить из двух (Т, Г, Х, и из трех (И, А, П, Н, С, К) палочек.

При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению зрительных образов букв.Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом:

О – обруч, З – змея, П – перекладина, Ж – жук.

Используются стихи и загадки о буквах.

Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров, письмо буквы в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв, определение буквы, «написанной» на спине, на ладони. Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник).

Читайте также:
Значение биоэнергопластики при формировании звукопроизношения у детей с ОНР

Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.

Для предупреждения ошибок чтения и письма очень хорошо проводить работу с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Дети с интересом читают слова, в которых видна только верхняя или нижняя половина букв.

Работа по предупреждению оптической дисграфии дает хорошие результаты. Большинство детей, пришедших в логопедическую группу с общим недоразвитием речи и закончивших обучение в ней, по моим наблюдениям в дальнейшем успешно учатся в общеобразовательных школах.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из.

Профилактика табакокурения у дошкольников. Сказка «Хрустальный дворец» В молодости по радио я услышала эту сказку,которая мне очень понравилась,.Позднее,на курсах,в НИРО,нас нацелили на развитие у детей доминанты-никогда.

КЦП «Оздоровление и профилактика аллергических заболеваний дошкольников» Принята на заседании педсовета МБДОУ д/с № 80 Утверждено: от «26» августа 2015 года, протокол №1 Зав. МБДОУ д/с № 80 «Солнечный».

Материал на стенд «Профилактика дисграфии» Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста Одной из актуальных проблем отечественной практической.

Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников» Педагогическая гостиная: «Профилактика экранной зависимости у дошкольников». Цель: – проинформировать родителей о существовании проблем,.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР как одно из средств профилактики дисграфии» Участники: дети подготовительной логопедической группы. Срок реализации плана работы: 1 квартал. Обоснование необходимости проводимых мероприятий:.

Практикум «Профилактика проблем дошкольников в сфере взаимоотношений» Среди детей, у которых, как показывают обследования, отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, отмечаются определенные.

Профилактика плоскостопия у дошкольников. Плоскостопие у детей дошкольного возраста очень распространенно. Многие считают, что это не влияет на общее здоровье ребенка. На самом же.

Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в младших классах, которое.

Предупреждение дисграфии у дошкольников Тема выступления: «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста». Актуальность профилактики дисграфии и дислексии.

Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями начального школьного обучения.

Актуальность данной темы обусловлена научно подтвержденными сведениями о том, что с каждым годом в школе увеличивается количество детей с нарушением письма – дисграфия. Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку.

Что такое дисграфия? Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Одним из видов дисграфии является оптическая.

Основная причина оптико-пространственной дисграфии – это неустойчивость зрительных впечатлений и представлений, что затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте.

Данную предпосылку важно устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки».

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

А это отрицательно сказывается

  • на школьной успеваемости
  • увеличиваются сроки овладения школьной программой
  • вызывает негативное отношение детей к процессу обучения.

В исследованиях Л.Г.Парамоновой отмечается, что предпосылки оптической дисграфии имеют 45,8% дошкольников. Это:

  • нарушения восприятия предметов;
  • недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • трудности концентрации и переключения зрительного внимания;
  • трудности целостности и избирательности зрительного восприятия;
  • нарушения зрительной памяти.

Таким образом, работа по устранению дисграфии начинается не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения грамоте.

Основная цель работы – система коррекционной работы по предупреждению оптических нарушений в группе для детей с ОНР.

Основные задачи:

  • формирование зрительного гнозиса (восприятия);
  • выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания;
  • расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • автоматизация зрительных представлений графических образов букв;
  • дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

Коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР ведётся в течение 2 -х лет: в старшей и подготовительной логопедических группах и делится на 2 этапа:

  • подготовительный этап (в старшей логопедической группе);
  • основной этап (работа с буквами в подготовительной логопедической группе)

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.

I этап.

На подготовительном этапе формируем умения, которые способствуют оптически грамотному письму:

  • развитие зрительного внимания, умение адекватно воспринимать величину, форму предметов, зрительное целостное восприятие;
  • развитие зрительной памяти;
  • формирование способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве.

Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов, их муляжей или же цветных изображений.

Детям предлагаем следующие задания по развитию внимания и способности к переключению зрительного восприятия:

  • назвать, что изображено на картине;
  • выделить из множества картинок заданные по определённой теме. При их рассмотрении дети выделяют существенные характерные признаки. Используем игры на классификацию предметов – из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.); Игра «4 лишний»;
  • выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур «Найди такую же фигуру»;
  • соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда;
  • соотнести черно-белые изображения предметов с цветными;
  • узнать предмет по контурному изображению;
  • соотнести предметы с их чёрными силуэтами;
  • найти различия в двух предметных картинках. В игре «Что перепутал художник?» развивается не только зрительное восприятие, но и мышление;
  • узнать зашумлённые предметы;
  • найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным;
  • найти одинаковые предметы;
  • назвать недорисованные изображения предметов;
  • в игре «Разрезные картинки» вначале предлагаем складывать предмет из 4-6 частей прямой и сложной конфигурации, а в конце уже из 8-12.
Читайте также:
Логопедическое обследование при ринолалии

Если работа с цветными изображениями не вызвала трудностей у детей, можно переходить к контурным (игра «Раскрась гриб»). Постепенно начинаем использовать схематичные изображения, графические знаки и символы. В последнюю очередь используем материалы с наложенным изображением и зашумлением. Используем задания на соотнесение цветного изображения предмета с контурным или силуэтным («Чья тень»). На данном этапе постоянно даём задания на сравнение предметов.

Развивать зрительной памяти

Особое внимание на подготовительном этапе уделяем развитию зрительной памяти. Целенаправленную работу над усовершенствованием зрительной функции ребенка лучше всего начинать с расширения объема и уточнения зрительной памяти, воспитания у него зрительного внимания, представлений о форме и величине предметов. При сравнении предметов по форме, цвету и величине необходимо использовать самые разнообразные предметы окружающей действительности. Необходимо постепенно увеличивать число воспринимаемых предметов. Что касается формы предметов, то здесь также не следует ограничиваться только геометрическими фигурами. Очень важно, чтобы ребенок научился узнавать эти формы в окружающих его предметах. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не получит возможность свободно сравнивать предметы по всем признакам и не научится пользоваться соответствующими словами для обозначения этих признаков.

Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала даём ребёнку выполнить задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращаем, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец.

Детям предлагаем следующие задания.

  • Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти «Что изменилось?»;
  • Запомнить ряд предметов, «Чего не стало?» увидеть, чего не стало и объяснить;
  • Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги;
  • Восстановить пары картинок;
  • Сравнить 2 картинки и найти отличия;
  • Запомнить расположение палочек в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (в хаотичном порядке, или в виде геометрических фигур).

Развитие пространственных представлений:

  • Формирование способности ориентироваться в собственном теле
  • В окружающем пространстве

В понятие пространственных представлений входит понимание пространственных отношений между ними. А это значит, что ребенок должен иметь правильные представления о расположении предметов в пространстве по отношению, как к самому себе, так и друг к другу и уметь обозначать эти отношения при помощи соответствующих слов. Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего, четко и доступно (на реальных предметах и картинках) объясняем ребенку смысловое значение основных предлогов. Далее переходим к использованию игровых упражнений на закрепление.

Задания и упражнения:

  • Назвать и показать верхние, нижние части тела на кукле, на рисунке, назвать, что выше, что ниже;
  • Показать и назвать действия, которые можно совершить верхними частями тела, нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами), выполнять движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы), выполнять движения только в направлении назад(ходьба, прыжки, откидывания головы);
  • Назвать и показать правые и левые части тела, выполнять движения только в направлении направо, налево, дотронуться правой рукой до левого уха, левой рукой до правой коленки;
  • Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, сзади, спереди;
  • Назвать и показать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко;
  • Нарисовать или расположить на листе бумаги геометрические фигуры по заданию логопеда, по образцу;
  • Предложить закончить строчку по образцу (БУСЫ);
  • Отрабатывать правильность употребления предлогов: ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ПОСЛЕ, ОКОЛО, РЯДОМ, НА, ПОД, НАД, В.;
  • Отрабатывать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

II этап

На данном этапе в подготовительной группе учим детей с ОНР распознавать графемы.

Узнавание букв в усложненных условиях – задача гораздо более сложная, поэтому работу надо начинать с узнавания предметов в усложненных условиях. К узнаванию любого предмета в плоскостном, а нередко еще и черно-белом изображении, ребенок подходит постепенно. Так сначала ребенку предлагаем узнать на картинках реальные предметы, затем – контурные рисунки, и, наконец, пунктирные их изображения и изображения предметов с недостающими деталями. К другим приемам усложнения узнавания относится так называемое “зашумление” изображений.

Если ребенок уже знаком с печатными буквами, то полезно поупражнять его в выполнении упражнений, связанных с узнаванием букв в усложненных условиях. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагаем: ощупать, вырезать, слепить их из пластилина, обвести по контуру, написать в воздухе, определять сходство и различать оптически сходные буквы, конструировать буквы из элементов (В.А.Ковшиков). Особого внимания требуют те случаи, когда ребенок проявляет склонность к “зеркальному” написанию букв.

  • предлагаем задания, где ребёнок учится находить букву среди ряда других букв;
  • узнать, назвать и напечатать букву, перечёркнутую дополнительными линиями;
  • определить буквы, расположенные неправильно;
  • обвести контуры букв, добавить недостающий элемент;
  • реконструировать буквы (превращение из одной в другую);
  • определить буквы на ощупь – игра «Умные ручки»;
  • письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;
  • узнай, какую букву пальцем написали на ладошке, на спине;
  • узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона);
  • конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…;
Читайте также:
Тест для восстановления речи при афазиях

Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.

  • выделить буквы, наложенные друг на друга;
  • восстановить слова из букв;
  • вставить в слово пропущенную букву;
  • восстановить слова, используя заданные слоги.

Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми с использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно – моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР навыки оптически грамотного письма.

Литература

  1. Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – ж. «Дошкольная педагогика», №2, 2006.
  2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., Союз, 2001.
  3. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.Биробиджана. – Биробиджан, ОблИУУ, 2009.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., Владос, 1997.

Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи ведётся в течение 2-х лет: в старшей и подготовительной к школе группах.

Основная причина оптико-пространственной дисграфии — это неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Неустойчивость зрительных впечатлений и представлений затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте, что и приводит к оптико-пространственной дисграфии.

Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки», о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой.

Закрепление в памяти ребёнка неправильных образов букв приводит к возникновению ошибок на письме в начальной школе.

Вот примерные виды этих ошибок:

Коррекционная работа по профилактике оптико-пространственной дисграфии делится на 2 этапа:

  1. Подготовительный этап (в старшей группе).
  2. Основной этап (работа с буквами в подготовительной группе).

I этап.

На 1-ом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:

  • Развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, их зрительное восприятие становится целостным и избирательным.
  • Развивается зрительная память.
  • Формируются способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.

1. Развитие концентрации внимания и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются такие задания:

  • назвать, что изображено на картине.
  • выделить из множества картинок заданные по определённой теме.
  • выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
  • соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда.
  • соотнести чёрно-белые изображения предметов с цветными.
  • узнать предмет по контурному изображению.
  • соотнести предметы с их чёрными силуэтами.
  • найти различия в двух предметных картинках.
  • узнать предметы, наложенные друг на друга.
  • узнать зашумлённые предметы.
  • найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
  • найти одинаковые предметы, объекты.
  • назвать недорисованные изображения предметов.
  • определить, что неправильно нарисовал художник.
  • найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
  • найти спрятанные в рисунках предметы.
  • найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
  • синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, паззлы, « заплатки»)
  • угадать предметы по отдельным деталям.
  • «лабиринты»

2. Развитие зрительной памяти.

Детям можно предложить следующие задания:

  • запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
  • запомнить ряд предметов.
  • запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
  • восстановить пары картинок.
  • восстановить первоначальные варианты картинок.
  • сравнить 2 картинки и найти их отличия.
  • запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (в хаотичном порядке или в виде геометрических фигур).

3. Развитие пространственных представлений:

Формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

Вот примеры заданий.

  • назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке.
  • назвать, что выше, что ниже.
  • показать и назвать действие, которые можно совершать верхними частями тела.
  • показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами).
  • выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы).
  • выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывания головы)
  • назвать и показать правые и левые части тела.
  • выполнить движения только в направлении направо.
  • выполнить движения только в направлении налево.
  • предложить ребёнку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
  • назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, спереди, сзади.
  • назвать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко.
  • выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад.
  • попросить ребёнка нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: -в правом верхнем углу квадрат, в верхнем левом углу овал и т.п.
  • предложить ребёнку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
  • предложить ребёнку закончить строчку по образцу (ребёнок выполняет задание на листе в крупную клетку)
  • пространственные слуховые диктанты.
  • отработать правильность употребления предлогов: перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в.
  • отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

II этап.

На 2 этапе дети учатся распознавать графемы (буквенный гнозис).

Задания на узнавание букв:

  • найти букву среди ряда других букв.
  • назвать или напечатать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
  • определить буквы, расположенные неправильно.
  • обвести контуры букв, добавить недостающий элемент.
  • выделить буквы, наложенные друг на друга.
  • восстановить слова из букв.
  • вставить в слово пропущенную букву.
  • восстановить слова, используя заданные слоги.

Итак, поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми с использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно-моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успешное обучение в школе.

Читайте также:
Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

Османова Лала Нусрадовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с №1655 г. Москвы

Логопедическая работа по предупреждению оптической дисграфии

Проблеме предупреждения нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Анализ литературы показал, что изучением предупреждения дисграфии занимались многие ученые: Е. М. Гопиченко, Г. И. Жаренкова, А. А. Леонтьев, Р. А. Лурия, А. К. Маркова, К. Н. Монахов, Л. К. Назарова, В. Морган, Н. А. Никашина, Е. Ф. Соботович, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева и др. В области коррекции письменной речи у младших школьников работали И. Н. Садовникова, Е. С. Большакова, А. В. Ястребова. М. А. Поваляева, Н. А. Корнев.

Возможность предупреждения дисграфии вполне реальна, потому что все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. Оптическая дисграфия может появиться у детей, если есть несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Она проявляется в смешениях, заменах сходных графически рукописных и печатных букв. Все это сопровождается расстройствами различных видов памяти, внимания и эмоционально-волевой сферы. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых букв.

С целью изучения логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии нами была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 г. Курганинска Краснодарского края с сентября 2014 г. по май 2015 г. Испытуемыми являлись 12 детей с ОНР 3 уровня подготовительной группы. Из них четыре ребенка составили экспериментальную группу (ЭГ-1), а четверо детей, с которыми работал логопед ДОУ по традиционной системе составили группу (ЭГ-2), остальные 4 дошкольника, не имеющие речевые расстройства составили контрольную группу (КГ).

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре-октябре 2014г.

Для реализации поставленной цели нами были подобраны методики для выявления предпосылок оптической дисграфии. Данные методики направлены на выявление нарушений пространственного восприятия, сформированности зрительного восприятия и на предпочтение латерализации. В их число вошли:

  1. Методика на исследование сформированности зрительно-пространственных представлений включала в себя следующие задания:

Ребенок должен выполнить инструкции:

а) Показать на картинке, где карандаш лежит на книге, где под книгой, а где в книге;

б) Предложить ему самому положить карандаш на книгу, под книгу и в книгу;

в) Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги.

Затруднения в выполнении заданий могут свидетельствовать о недостаточной развитости у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающихся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу.

  1. Методика, направленная на выявление способности ориентироваться в сторонах пространства, включала в себя следующие задания:

а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом.

б) Сложить два карандаша (счетные палочки) в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами (счетными палочками), а затем так же сложить букву «И». Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Эти задания позволяют выявить правильность ориентировки ребёнка в сторонах пространства.

  1. Методика на определение целостности восприятия пространства (синтезирование отдельных частей в целый предмет), включала задания:

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие картинки. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

Обследование каждого дошкольника проводилось индивидуально, в доброжелательной обстановке, начиная с установления контакта при помощи беседы, содержание которой определялось эмоциональным состоянием ребенка, наличием у него мотивации, готовностью включиться в работу. Все обследование занимало не более 20 минут, задания постепенно усложнялись.

Для каждой серии заданий был подобран наглядный материал. В ходе обследования использовались игровые приемы, стимулирующие деятельность детей. Инструкции к выполнению заданий были разбиты на 2-3 коротких предложения, объем каждого из которых не превышал 5-6 слов.

При затруднениях ребенку оказывалась дозированная помощь (от повторения инструкции и дополнительной стимуляции до введения элементов обучения). Это позволяло выявить зоны не только актуального, но и ближайшего развития ребенка. Вместе с тем оказание помощи не предполагало прямых подсказок детям и исправления их ошибок в ходе обследования.

При выполнении детьми заданий были получены следующие результаты: предпосылки дисграфии были выявлены у 8 детей экспериментальных групп (ЭГ-1, ЭГ-2), у 4 дошкольников предпосылки не обнаружились (КГ). У двоих детей (Вероники и Миланы) из группы ЭГ-1 выявился средний уровень успешности выполнения заданий, а двое других детей (Александр и Денис) – низкий уровень. Похожая ситуация наблюдалась у детей из ЭГ-2 , где также двое детей – Богдан и Дмитрий показали средний уровень успешности выполнения заданий, а двое других детей – Алексей и Виктория – низкий уровень.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили у них следующие предпосылки оптической дисграфии:

  1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений;
  2. Затруднение дифференциации левой и правой сторон пространства;
  3. Неумение синтезировать отдельные части в целый предмет;
  4. Нарушения координации движений и тонкой моторики рук.

Формирующий эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 г. Курганинска Краснодарского края с октября 2014 г по апрель 2015 г.

Читайте также:
Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР

Цель формирующего эксперимента – провести коррекционную работу по устранению предпосылок оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

– разработать комплекс дидактических упражнений, направленный на предупреждение оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ;

– организовать и провести экспериментальное обучение;

– провести контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность предложенных коррекционных мероприятий.

За основу взяты положения и методики коррекционной работы Р. И. Лалаевой, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, И. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнева, Е.В.Мазановой и др.

Коррекционная работа состояла из 3 этапов, каждый отличается задачами, содержанием, объёмом усваиваемого материала. Содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливало детей к прохождению нового, более сложного материала.

1 этап – подготовительный – формирование умений и навыков, необходимых для предупреждения дисграфии на элементарном уровне. На данном этапе мы развивали зрительное восприятие предметов, учили объяснять взаимное расположение предметов в пространстве. Для этого поясняли и показывали значение предлогов на, над, под, в, с, из-под, между, через, из-за и т.д.

2 этап – основной – продолжение работы по предупреждению дисграфии только на более высоком уровне. На данном этапе мы обучали детей определять стороны пространства от себя. В начале отрабатывали с детьми «схему тела», т.е. они должны были запомнить, где правая рука, где левая рука и все, что справа, слева, сверху, снизу. Закрепляли эти понятия в речи детей. После ознакомления со «схемой тела» мы перешли к зарисовыванию на листе бумаги по указанию логопеда: методики на развитие зрительно-моторной координации.

3 этап – заключительный – совершенствование логопедической работы по предупреждению дисграфии и ее закрепление.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
  2. Формирование пространственного восприятия и представлений:
  3. Развитие зрительно-моторных координации.

Для каждого этапа разработаны серии дидактических упражнений.

Программа формирующего эксперимента строилась с учетом общедидактических принципов (сознательность и активность в обучении, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуальный подход и др.) и специальных коррекционных принципов (системность, комплексность, учет причин, механизмов и структуры речевого дефекта, дифференцированный подход и др.), которые определяют: развитие и коррекцию у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (развитие зрительного и буквенного гнозиса), формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительно-моторных координации.

Вся коррекционная работа проводилась с детьми дошкольного возраста с ОНР в условиях подготовительной группы на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 г. Курганинска Краснодарского края, выделенной на основе предварительного исследования состояния готовности детей к овладению письмом.

В ходе работы нами был апробирован комплекс дидактических методик и упражнений, направленный на предупреждение оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ, реализованы все этапы обучения, после чего проведен контрольный эксперимент.

Контрольный эксперимент проводился в мае 2015г.

Цель контрольного эксперимента – оценка эффективности разработанного комплекса дидактических упражнений.

В контрольном эксперименте участвовали 8 детей подготовительной группы: ЭГ-1 – дети, которые прошли обучение в формирующем эксперименте, и дети ЭГ-2, не принимавшие участие в формирующем эксперименте.

При проведении контрольного эксперимента применялись методики констатирующего эксперимента.

В констатирующем эксперименте 50 % детей имели низкий уровень успешности выполнения заданий направленных на выявление предпосылок оптической дисграфии, 50 % детей – средний уровень. Теперь, в контрольном эксперименте те дети, которые были на среднем уровне поднялись на высокий – 50 % детей (Александр Ч. и Денис Ч.), а дети с низкого уровня поднялись на средний – 50 % детей (Вероника Т. и Милана Т.).

Таким образом, результаты проведенного логопедического исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии сформированности зрительно-пространственных представлений; дифференциации сторон пространства; синтезировании отдельных частей в целый предмет; нарушении координации движений и тонкой моторики рук.

Большинство детей теперь имеют высокий и средний уровень сформированности зрительно-пространственных представлений; дифференциации левой и правой сторон пространства; синтезировании отдельных частей в целый предмет; нарушении координации движений и тонкой моторики рук, в то время как у дошкольников ЭГ-2 не выявлено столь значительной положительной динамики, несмотря на то, что с ними проводилась традиционная логопедическая работа.

Правильная организация работы по предупреждению оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ, тесное взаимодействие педагогов, качественная дифференциальная диагностика позволили осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем объясняется высокая эффективность работы и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка, в чем мы и убедились, сопоставив результаты первоначальной диагностики, до начала экспериментального обучения, и контрольной, после реализации системы логопедической работы.

1. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими от¬клонения в развитии. Тетрадь № 5.-М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: «Дом печати — ВЯТКА», 2004. – 72 с.

2. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012. — 88 с.

3. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей (сборник методических рекомендаций). – СПб. – М., САГА-ФОРУМ, 2012

К вопросам профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

Быченкова Светлана Георгиевна – студент-магистрант кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: Как показывает статистика, у более чем половины учащихся вторых классов и более, чем у трети школьников среднего звена выявлена дисграфия. Высокая распространенность такого нарушения среди школьников связана с тем, что еще в дошкольных учреждениях большинство детей имеют нарушение или недоразвитие речи, и поступают в первый класс не преодолев их. Тем самым, начинать работу по предупреждению нарушений письменной речи, которая является залогом успешного школьного обучения, необходимо еще в дошкольном возрасте.

Читайте также:
Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии

Ключевые слова: Дисграфия, предпосылки, исследование, профилактика, речевые нарушения.

Как известно, для того, чтобы грамотно и эффективно вести работу по коррекции речевого дефекта, чтобы правильно понять его, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их вторичность и первичность, уметь определить ,какие компоненты речевой и не речевой системы они затрагивают.

Коррекция дисграфии наиболее успешна на ранних статьях ее выявления, а наиболее эффективная мера, позволяющая предупредить появление дисграфий – это профилактика. Для того, чтобы выбрать наиболее рациональные пути предотвращения данного нарушения , необходимо выявить степень сформированности речевых и неречевых предпосылок у дошкольников и разработать программы направленные на их формирование .

Разные ученые в разное время высказывали свои взгляды на предпосылки дисграфии с точки зрения разных наук (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, А. Н. Корнев, Л.Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и ряд других)

Дети с общим недоразвитием речи относятся к особой категории, т. к. у них изначально недостаточно развиты предпосылки обучения письму. У детей с ОНР нарушено звукопроизношение и существует трудность выбора фонем, что в дальнейшем возможно повлечет появление артикуляторно- акустической дисграфии. Нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие, что повлечет за собой развитие аккустической дисграфии. Недоразвитие зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза является предпосылкой к оптической дисграфии. [2]

Несмотря на изученность данной проблемы и большое количество проведенных исследований, представляющих различные методики коррекции, у дошкольников с ОНР выявляются значительные специфические ошибки на письме, которые носят стойкий характер. В логопедической литературе системные данные о специфике предрасположенности детей с ОНР к различным видам дисграфии и методах ее профилактики на настоящий момент носят фрагментарный характер [3]

Поэтому нами было организовано экспериментальное исследование, целью которого являлось выявление предпосылок к дисграфии у дошкольников с ОНР. Нами было обследовано 15 дошкольников с логопедическим заключением – ОНР (III уровня) речевого развития. Средний возраст испытуемых составил 5–6 лет.

При разработке схемы обследования детей мы ориентировались на принятую в настоящее время классификацию дисграфии с учетом лежащего в основе каждого ее вида «слабого звена».[1] В связи с этим изучалась сформированность элементарных видов фонематического анализа и синтеза слов; фонематическое восприятие; лексико-грамматический строй речи; зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез.

Для исследования предпосылок к дисграфии у дошкольников 5-6 летнего возраста с ОНР были использованы отдельные пункты методик: «Методика выявления трудностей зрительного восприятия» М.М. Безруких, «Исследование языкового анализа и синтеза» Лалаевой Р. И., «Диагностика фонематического восприятия» Дьяковой Н. И., «Методика изучения лексики» Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой , «Исследование грамматического строя речи» Фотековой Т. А.

По результатам исследования компонентов речевой системы, перечисленных выше, группа показала средние и низкие результаты, так как у детей с общим недоразвитием речи нарушены все стороны речи в большей или меньшей степени. Диагностика фонематических процессов показала у 13% группы детей низкий уровень их развития, у 26% – средний уровень и 61% группы показали результат ниже среднего. Это означает, что у детей нарушено звукопроизношение, нарушены фонематические представления, воспроизведение рядов слогов и слов, диффернециация звуков в произношении слов, слоговая структура слова, звуковой анализ и синтез, а также восприятие и воспроизведение ритмов. Исследование слогового анализа и синтеза показали, что у 30 % уровень выше среднего и у 70% детей средний уровень. Данные высокие показатели объясняются систематической работой воспитателей, так как развитие данного компонента входит в НОД по подготовке к обучению грамоте. Обследование грамматического строя речи показало, что у 35% – уровень ниже среднего, у 65%- средний уровень. При исследовании лексики средний уровень показали 45% и ниже среднего-55%.

Наибольший интерес вызывало исследование неречевой системы, так как в дошкольных учреждениях особое внимание направлено на развитие речи как воспитателями в течение НОД и режимных моментах, так и логопедом на индивидуальных и групповых занятиях, в то время как неречевым компонентам не отводится достаточно времени и внимания.

Обследование сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза старших дошкольников с ОНР показало, что с первым заданием на проведение прямых линий с учетом инструкции полностью справились 7, 4 % детей. Они без труда проводили линии в заданном направлении, не выходя за границы. Частично справились с заданием 49,1 % испытуемых. Они путали направление изображения линий. Не справились с заданием, оставшиеся 43,5 %. Дети не сразу понимали суть задания, его выполнение вызвало определенные трудности.

Со вторым заданием на нахождение на рисунке фигуры, представленной в образце, и ее обведении полностью справились 18, 6 %. Они без труда смогли показать картинки, обозначение которых было задано. Частично справились с заданием 52,3 %, которые смогли найти образец со второй попытки. Не справились с заданием, оставшиеся 29,1%.

С третьим заданием на нахождение среди множества фигур заданные полностью справился 6,6 % детей. Они без труда смогли найти среди множества фигур, изображенных на рисунке, заданные ,посчитать и обвести их. Частично справились с заданием 53 % – недостаточно точно выполняли пробы, при поиске и соотнесении фигур с образцом дети часто ошибались, однако исправляли ошибки самостоятельно. Не справились с заданием оставшиеся 40, 4 %.

С четвертым заданием на нахождение среди серий фигур фигуры из образца полностью справились 16, 9 %. У детей на высоком уровне развито зрительное восприятие. Частично справились с заданием 53, 3 %. Эти дети недостаточно точно выполняли пробы, наблюдались незначительные недочеты при нахождении фигур. Дети часто ошибались, однако исправляли ошибки самостоятельно. Не справились с заданием оставшиеся 29,8 %. Большинство предложенных проб были выполнены неверно или со значительными отклонениями от образца, поиск заданной фигуры был затруднен, навыки соотнесения также плохо развиты.

Читайте также:
Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Данные этого этапа исследования показали, что не речевые предпосылки сформированы в меньшей степени, чем речевые.

На основании проведенного исследования нами были выделены три уровня сформированности предпосылок к дисграфии у дошкольников с ОНР: высокий уровень риска – многочисленные ошибки, при предъявлении помощи ошибки не исправляются, значительные предпосылки к определенному типу дисграфии; средний уровень риска – наличие единичных ошибок, при медленном повторении задания допущенные ошибки исправляются, существует наличие предпосылки к определенному типу дисграфии; низкий уровень риска – норма, все задания выполняются без ошибок, предпосылки к определенному типу дисграфии отсутствует. Результаты эксперимента представлены в таблице.

Таблица 1. Распределение дошкольников с общим недоразвитием речи по сформированности предпосылок к дисграфии.

Уровень развитиясформированности предпосылок к дисграфии

Дислексия у детей: симптомы и лечение, коррекция и прогнозы

Время чтения – 11 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Наверняка вы встречались с детьми, испытывающими сложности с чтением или произношением звуков, букв, слов. В раннем детском возрасте о проблеме говорить рано, но есть определенные сигналы, которые должны настораживать. Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить о дислексии. Предлагаем разобраться в вопросе детальнее.

Дислексия: что это такое

Так называют нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети.

Формы дислексии

Есть разные типы патологии, отличающиеся по симптомам и особенностям нарушений:

  • мнестическая. Ребенок испытывает сложности с пониманием букв — не может связать звук с его графическим изображением;
  • аграмматическая. Изменение падежных окончаний, чисел существительных, согласований, глагольных окончаний. Часто встречается у ребят с системным недоразвитием речи;
  • фонематическая. Связана с недоразвитостью функции звукопроизношения При произношении путаются парные фонемы, например, Б-П, С-Ш. Иногда встречается перестановка букв и частей слов при письме и чтении;
  • оптическая. Связана с трудностями в усвоении и различении визуально схожих букв, например, С-О, В-Р, П-Н;
  • семантическая. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и целых текстов, восприятие лексических единиц отдельно, а не во взаимосвязи друг с другом и в результате — «механическое» чтение. Техника при этом может не страдать;
  • тактильная. Бывает только у слепых и выражается в проблемах с пониманием букв в таблице Брайля.

Признаки дислексии

Проявления патологии весьма разнообразны. В общем виде симптомы дислексии следующие:

  1. Изменение порядка букв, слогов, чисел при составлении слов и чтении;
  2. Трудности с освоением алфавита, таблицы умножения, написанием текстов;
  3. Неправильный захват письменного инструмента (ручка, карандаш);
  4. Слабые показатели концентрации, плохая память;
  5. Путаница «лево-право»;
  6. Проблемы с общением и выстраиванием взаимоотношений.

Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим классификацию симптомов дислексии в зависимости от возраста.

Дети дошкольного возраста

Характерны речевое отставание, затруднения в освоении слов и их произношении, а также базовых навыков письма, ухудшенная словесная память. Наблюдается путаница в расположении букв и слов.

Младшие школьники

Ребятам затруднительно распознавать слова, наблюдается замена слов схожими по смыслу и звучанию. Частое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируются нарушенная координация движений, медленное освоение навыков, проблемы с запоминанием фактов.

Средний школьный возраст

Ребята очень медленно читают либо вообще отказываются от выполнения устных и письменных заданий. У дислексиков часто неразборчивый почерк, проблемы с памятью, им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.

Признаки дислексии у старших школьников

Навык письма сформирован плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им трудно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Возникают проблемы с сочинениями и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптируются к изменениям.

В более взрослом возрасте дислексия проявляется медленным или ошибочным чтением, невнимательностью, рассеянностью, трудностями с самоорганизацией и самообучением.

Причины дислексии

Основной фактор — нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Определим ключевые причины дислексии:

  1. Повреждение головного мозга в перинатальном периоде. Возможные провокаторы: анемия, порок сердца, инфекции матери, асфиксия, затяжные роды, алкогольная и лекарственная интоксикация, преждевременная отслойка плаценты, фетоплацентарная недостаточность;
  2. Нарушение баланса между полушариями мозга, чаще — в пользу сильного преобладания правого;
  3. Социальные факторы: запущенность или, наоборот, непомерные обучающие нагрузки, изоляция от ровесников, неблагополучное семейное окружение;
  4. Генетическая предрасположенность;
  5. Проблемы со зрением;
  6. Черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга;
  7. ДЦП.

Чтобы достоверно определить природу детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.

Диагностика и коррекция детской дислексии

Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.

По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

Упражнения при дислексии

Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:

  1. «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
  2. «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
  3. «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
  4. «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
  5. «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
  6. «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
  7. «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
  8. «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.
Читайте также:
Особенности артикуляции у детей со стертой дизартрией

Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.

Меры профилактики

Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.

Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.

Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.

Прогноз на выздоровление

При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая. Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать.

Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_disgrafii.docx 23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактики оптической дисграфии и дислексии

у детей дошкольного возраста с ОНР

В последнее время нарушения чтения и письма получили большую распространенность среди младших школьников, поэтому проблема профилактики дислексии и дисграфии становится все более актуальной.

Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия , которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Каковы же основные проявления оптической дисграфии? Как правило, у таких учащихся очень замедлен темп письма, они с трудом вспоминают как пишется каждая буква, долго ее «выводят», путаются и в итоге не успевают выполнить задание со всем классом. Так же они испытывают трудности в определении правых и левых частей предметов, объектов, плохо ориентируются на листе бумаги, «зеркалят» – особенно часто зеркальное письмо встречается у левшей и при раннем обучение письму (в 5-6 лет).

Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточная сформированность зрительной памяти.

Для глобального решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах профилактики данной патологии у дошкольников с недоразвитием речи, чем о путях преодоления её у школьников. Это объясняется тем, что дисграфию, как и любое другое речевое нарушение, легче предупредить, чем устранить.

Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:

1) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных (Н — П — И, Ь – Р. );

2) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В. ).

Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребенка.

Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);

3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);

4) пространственных представлений.

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений.

В своей работе мы эффективно применяем занимательные игры и упражнения с пальчиковыми буквами, разработанные Е.Н. Рыжанковой.

Пальчиковая буква – зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук. Данные игры и упражнения тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:

– внимания, памяти, мышления;

– зрительно-пространственного восприятия и представления;

Упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Чтобы вызвать больший интерес ребенка к выполнению задания и процессу чтения, при ознакомлении детей , мы используем стихи В.А. Ракитиной, посвященные каждой букве пальчиковой азбуки.

Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

1. Выучите с ребенком название пальцев рук.

2. Внимательно рассмотрите рисунок (образ буквы, составленный из пальцев).

3. Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построении буквы.

4. Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.

5. Прочитайте ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию.

6. Предложите ребенку построить букву по стихотворному описанию самостоятельно.

7. Проверьте правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.

8. Предложите ребенку построить свой вариант буквы.

9. Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».

10. Попросите ребенка составить предложения с построенным словом – это способствует усвоению его лексического значения.

• Ребенок должен строить букву перед собой.

• Познакомьте ребенка с правилами зеркала.

Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90°.

Пальчиковая азбука (фрагменты)

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Ставим под углом.

Ровно ляжет в нем.

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом.

Построй по стихотворению.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Остальные под углом

Над кольцом объединим.

Построй по инструкции:

Большой и указательный пальцы образуют нижнее «кольцо». Кончик нижнего пальца соединяется с серединой указательного, образуя второе «кольцо». Остальные пальцы согнуты, располагаются за средним.

Построй по стихотворению

Большой и указательный

В кольцо соединим,

А над указательным

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх.

Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.

Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Встали, словно уши зайца.

Левый средний чуть

Пальца правого коснулся.

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.

Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки.

Построй по стихотворению

Указательный и средний

Вверх направим палочкой.

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних.

Построй по стихотворению

Под углом соединяют.

Остальные не мешают,

Их большие прижимают.

• Узнай пальчиковые буквы.

• Построй из пальцев слово.

• Проговори звуковой ряд при построении слова.

• Составь с этим словом предложение.

• Прочитай слово, построенное из пальцев.

• Определи, какая буква в нем последняя.

• Построй из пальцев прочитанное слово.

• Проговори звуковой ряд при построении слова.

• Составь с построенным словом предложение.

Какая буква пропала?

• Прочитай слово, построенное из пальцев.

• Определи, какой буквы в нем не хватает.

• Построй из пальцев прочитанное слово.

• Проговори звуковой ряд при построении слова.

• Составь с построенным словом предложение.

Рыжанкова Е.Н., В.А.Ракитина/ Пальцы развиваем, буквы составляем.

ООО ТЦ «Сфера», 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих .

Статья на тему: “Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе”

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы.

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в.

“Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста”.

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста”.Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии.

Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.

В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте.

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Рассматриваются основные виды дисграфии и направлени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: