Предпосылки успешного обучения в школе

Готовность ребёнка к обучению в школе и условия успешного обучения.

Наталья Казанцева
Готовность ребёнка к обучению в школе и условия успешного обучения.

Готовность к школе – одна из самых волнующих тем дошкольного образования. И не зря. Потому что, от того, как сложится школьная жизнь у ребенка, во многом зависит его будущее.

В соответствии с сегодняшними требованиями общества, главным фактором успешного развития страны является человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности, а так же участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий.

По результатам многочисленных исследований, дошкольный возраст представляет собой сенситивный период, для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей, которые создают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Поэтому в перечне мероприятий перспективной программы действий по реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015гг., в разделе «Повышение качества дошкольного образования», одним из пунктов является: Организация в детских садах предшкольной подготовки.

За последнее десятилетие произошли существенные изменения в сфере дошкольного образования. Вместе с тем качество подготовки выпускника дошкольного учреждения к школе трансформируется в такой результат дошкольного образования, как компетентность в различных областях жизнедеятельности будущего школьника, и не только учебной или познавательной, но и устойчивую мотивацию к обучению. Поэтому очень важно в дошкольном учреждении создать такие условия, в которых будут формироваться ключевые для сегодняшнего общества качества как креативность и способность к поиску знаний.

Готовность ребёнка к школе складывается из многих составляющих: это и функциональная готовность ребёнка к школьному обучению (состояние соматического здоровья ребёнка, состояние сенсорных систем); мотивационная готовность (потребность ребёнка занять взрослую позицию в системе общественных отношений и познавательная потребность); интеллектуальная готовность (определённый набор компетенций в образовательных областях, сформированность высших психических функций); личностная готовность (умение взаимодействовать со сверстниками и учителем, работать в группе, понимание новых правил; эмоционально-волевая готовность к школе – умение ставить и достигать цели, преодолевая препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих целях).

Так же важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те компетенции, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие – это отнюдь не синонимы!

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится – на старых запасах долго не проедешь. Поэтому акцент в своей работе я делаю не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

В данный момент, я воспитатель в подготовительной к школе группе. Свою работу по подготовке ребят к школе веду совместно с родителями, психологом нашего учреждения, врачами и педагогами дополнительного образования. Таким образом, создаются условия для дальнейшего успешного обучения ребёнка.

Работа ведётся и при непосредственной образовательной деятельности, широко используется образовательная деятельность семьи и большое значение уделяется созданию условий для самостоятельной образовательной деятельности детей в группе, с использованием мобильной развивающей среды.

Одной из самой важной составляющей готовности ребёнка к школе, как уже говорилось выше, это забота о здоровье ребёнка. Здоровьесбережение сейчас является значимой проблемой, так как в России фиксируется неуклонный рост заболеваемости детей. В связи с этим родителям, помимо отведённого времени на прогулки в детском саду, рекомендуется проводить с ребёнком больше времени на свежем воздухе, используя активные виды спорта, такие как катание на роликах, велосипеде, прогулки по парку. Приветствуется посещение различных спортивных секций. Спортивные секции посещают 80% детей в группе.

Ведётся работа по развитию волевых качеств ребёнка, так как важно научить любое начатое дело доводить до конца.

К сожалению, с появлением компьютеров, а так же в связи с высокой занятостью родителей, ими позабыт или используется крайне редко такой важный способ развития психических процессов ребёнка – как чтение книги. В связи с этим я предлагаю родителям каждую неделю список произведений, с которыми будет целесообразно познакомить ребёнка.

Полезна продуктивная деятельность, которая заставляет работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Широко используется как в непосредственной, так и в самостоятельной образовательной деятельности детей. При этом используется природный материал, солёное тесто, глина. Так же используется такая техника – как бумагопластика. К изготовлению многих работ привлекаются родители. Организуются выставки работ с награждением участников.

Важно научиться поощрять любознательность ребенка. У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами – к обучению. И пресловутое детское любопытство – тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка – один из лучших и эффективных “инструментов” его обучения. Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов – значит подавлять “пытливость его ума”, а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

В процессе подготовки к школе детей группы используется включение дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможных играх, что существенно продвигает к пробуждению и закреплению у ребёнка интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.

Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов – причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни. Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, – это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР

В своей работе использую такие игры, которые пробуждают познавательную активность.

1. Пуговицы

Играют двое. Перед каждым играющим одинаковый набор пуговиц и игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Игра тем сложнее, чем больше используется пуговиц и чем больше клеток в квадрате.

Игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из четырех или шести клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает листиком бумаги свое игровое поле, а второй должен выбрать из своего набора нужные пуговицы и расставить их точно так же на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое поле и проверяется правильность решения задачи, после чего игроки меняются ролями и игра продолжается. Количество пуговиц и клеток на поле последовательно увеличивается.

Чтобы облегчить ребенку решение этой достаточно сложной для него задачи, можно сначала проговаривать вместе с ним расположение пуговиц на клетках: «Красная большая – в левом нижнем углу, черная маленькая – в центре, желтая – сверху, в середине». Такое проговаривание поможет ребенку сосредоточиться на задаче и решить ее.

2. Что изменилось?

На столе ставят несколько предметов или небольших игрушек. Ребенку предлагают запомнить, что находится на столе, затем его просят отвернуться или закрыть глаза и убирают один из предметов. После этого предлагают отгадать, какой именно предмет исчез.

Другим вариантом той же игры является отгадывание изменений в расположении предметов. Ребенку предлагается запомнить, что и в каком порядке находится на столе, а затем взрослый меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось.

Если эта игра слишком трудна, можно так же, как и в предыдущей, использовать совместное проговаривание.

3. Поезд

Для этой игры потребуется 10 разных картинок одинакового размера. Каждая картинка – вагончик. Взрослый и ребенок берут по пять картинок и, выкладывая их по очереди, начинают строить поезд.

Как известно, у каждого поезда вагоны скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Вагончики-картинки тоже должны быть скреплены какой-то логической связью. Например, ложку можно скрепить с тарелкой, потому что и ложка, и тарелка-посуда. После тарелки можно положить вазу для цветов, потому что они сделаны из одинакового материала, а потом положить поливальную машину, потому что и в вазу, и в машину набирают воду и т. д. Главное, чтобы ребенок объяснил свое «скрепление». Когда поезд будет готов, проверьте вместе, как скреплены вагоны.

Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки и их порядок. Эта игра хорошо развивает логическое мышление.

Ценность игр:

Во-первых, такие игры вызывают интерес детей к решению умственных задач, делают умственную работу увлекательной, что создает познавательную мотивацию к учению.

Во-вторых, они развивают познавательные способности ребенка: сосредоточенность на задаче, умение мобилизоваться, быть внимательным. Очевидно, что такая умственная и познавательная готовность совершенно необходима для обучения в школе.

В-третьих, такие игры учат ребенка правильно оценивать свои возможности. Признать свои ошибки и промахи, увидеть свое неумение очень трудно для дошкольника, но без этого никакое обучение невозможно. В игре все это достигается естественно и без психологических травм. Ведь умение проигрывать, как и стремление выигрывать, – главное условие игры, и его надо воспитывать.

В-четвертых, эти игры учат ребенка владеть собой, развивают произвольность поведения.

Осознанное отношение ребят к школе создаётся с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. В работе использую рассказы о своих любимых учителях, чтение художественной литературы о школьной жизни, просматривая фильмов о школе. Активизирую как сознание ребёнка, так и его чувства. Так же мной используются экскурсии в школу, встречи с учителями, которые помогаю создавать у ребёнка положительную установку на учёбу в школе.

Ребёнка может привлечь к школе: форма, портфель и другие внешние аксессуары школьной жизни; желание сменить обстановку или то, что школе учится друг. Важнее, чтобы ребёнка привлекала школа своей главной деятельностью – учением, чтобы он захотел, например, писать читать, считать, или он пожелал учиться, чтобы быть, как папа. Быть школьником – это уже осознаваемая ребёнком ступень вверх, взрослости, да и учёба в школе воспринимается ребёнком как ответственное дело. Поэтому очень важно поддержать ребёнка в этом нелёгком деле и быть ему опорой.

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в подготовке детей к школе Одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном образовании является проблема подготовки детей к школе. В связи с перестройкой.

Статьи

Иевлева О. А., учитель-дефектолог ППМС-Центра Василеостровского района

Развитие научно-технического прогресса, постоянно меняющийся мир и вызовы времени предъявляют высокие требования к современной молодежи. Высокий уровень образованности и умение решать нестандартные задачи – насущная необходимость сегодняшнего дня. Отдавая ребенка в школу, родители ждут, что он будет хорошо учиться, так как понимают, успешность обучения напрямую связана с будущим. Начальная школа – это тот фундамент, который позволяет приобрести самые важные навыки: способность приобретать и усваивать знания и уметь их использовать, а также развивает способность мыслить, настойчивость, прививает социальные навыки. В дальнейшем желание учиться зависит от того, насколько ребенок был успешен в начальной школе, так как неудачи, плохие отметки, насмешки товарищей могут отбить всякое желание. Если человеку три раза сказать, что он, «дурак», он поверит, если у человека что-то не получается, вряд ли он будет это делать с удовольствием. Так и с ребенком, двойки, упреки учителей, родителей могут полностью разрушить мотивацию учиться и направить интересы ребенка в другую, далекую от учебы сторону, обрекая его на аутсайдерство. А настоящее время требует от человека много знаний, умений, навыков. Век высоких технологий беспощаден к недоучкам. Будьте терпимы к своим детям, не спешите навешивать на них ярлыки неудачников. Учите их с самого нежного возраста любознательности, самоуважению, лидерским качествам. Каждый ребенок жаждет, чтобы им гордились, любили. А еще очень важно, чтобы дети доверяли вам. Будьте с ними на равных и они найдут в вас старшего друга и мудрого советчика. Итак, мы хотим, чтобы наши дети были успешны.

Читайте также:
Пиктограммы для детей с ОНР

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять от чего зависит успешность ребенка в школе. И что ребенок должен уметь к семи годам. Все предшествующие годы от рождения и до семи лет, развивая его физически, эмоционально, интеллектуально, нравственно, эстетически, мы готовили его к школе, к серьезному, повседневному труду. Семилетний ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, планировать свое время, важнейшим достижением для этого возраста – способность к предвидению. Ребенок уже умеет думать, делать выводы, понимать смысл пословиц. К семи годам ребенок умеет решать простые арифметические задачи. Его речь достаточно развита, он умеет выражать свои мысли, умеет не только выучить стихотворение, и понять, прочувствовать его. Иными словами, ребенок в этом возрасте серьезен, внушает доверие. Он самостоятелен и активен, умеет наблюдать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы. И все это означает – он умеет думать, точнее мыслить. И большая беда, если все потребности ребенка сводятся лишь к поиску развлечений, забав, и диктуются эгоистическими порывами.

Многолетние наблюдения за учащимися вывели некоторую закономерность. Дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, заряженность на успех, у которых есть потребность в познании нового, которые без труда запоминают новую информацию, у которых нет трудностей в письме, достаточно высокий уровень работоспособности, способность к самостоятельному принятию решений и интерес в получении этой новой информации, как правило, с удовольствием идут в школу, с легкостью учатся, не доставляя хлопот учителям и родителям.

Безусловно, многое зависит от учителя. Обучение в начальной школе должно быть ярким и интересным. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его уважают, что он независимо ни от чего – самодостаточная ценность. Поэтому необходимо серьезно подойти к выбору учебного заведения и первого учителя. Поскольку первый опыт школьной жизни окажется весьма значимым для вашего ребенка. И если он был удачным, ребенок полюбил первую учительницу, она для него станет авторитетом, он и дальше пойдет с удовольствием в школу, и, естественно такой ребенок будет более успешным, чем тот, кому не повезло с первым учителем. Это может и не зависеть от личности учителя, просто учитель оказался с сильным психотипом, а ребенок со слабым, или в классе дети подобрались с холерическим темпераментом, а ваш ребенок сангвиник, со слабым психотипом.

Учитель обязан учитывать индивидуальные особенности своих учеников и соответственно дифференцированно распределять учебную нагрузку и задания. Так как у каждого своя скорость мышления, способность к запоминанию, объем восприятия, но… родители должны понимать, что ребенок не только уникален, но и индивидуален, у него свои особенности и склонности. И это необходимо учитывать во время подбора образовательной программы.

Итак, роль родителей, безусловно, гораздо важнее, так как подготовка к школе начинается задолго до школы. Можно сказать с самого рождения. Ведь будет ребенок хорошо учиться или нет, зависит от многих факторов. От рождения до семи лет идет самое интенсивное развитие. Ребенок как губка, впитывает все новое, и чем больше ему дать в этот период, тем больше он впитает в себя. Чтобы четче представить роль родителей в подготовке ребенка к школе, можно рассмотреть следующую схему:

Мотивация Физическое развитие Речь Память Внимание

Мотивация: Ребенок должен понимать для чего он должен учиться, зачем ему необходимы те или иные знания. Например: знания английского языка, бесполезно ребенку твердить, что это необходимо ему в будущем, покажите, как он может использовать их сейчас. Пройдите по улицам, почитайте вывески, возьмите любую инструкцию. И будет понятно, что знания языка нужны сегодня и сейчас. А если еще и организовать группу детей, подключить соревновательный момент и проводить вечера на английском языке, все это убедит вашего ребенка, что данные знания нужны ему сейчас. Здесь же можно отметить и позитивное отношение к школе, сформированную позицию школьника, желание добиться успеха, потребность в самоутверждении и лидерстве.

Физическое развитие: Существует такое понятие, как физическая готовность к школе. Прежде всего, это мышечная масса, костная система, зрение, слух, соматическое здоровье, двигательная активность, развитие вестибулярного аппарата, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Физическое здоровье ребенка закладывается до рождения и в процессе дальнейшего развития. Здоровый режим, питание, занятия спортом, закаливание…Ребенок к семи годам должен уметь прыгать в длину на метр, в высоту- до 50 см. Он ловко бегает, может пробежать без остановки до 60 метров и способен заниматься физическими упражнениями без отдыха до 30 минут.

Речь: Культура речи. Умение логично излагать свои мысли, настроение, желания. Ребенок должен в своей речи использовать все части речи, правильно их согласовывать, употреблять синонимы, уметь пересказать прочитанное, активный словарь ребенка должен включать в себя не менее четырех-пяти тысяч слов. Понимание пословиц, поговорок, умение разгадывать загадки. Здесь же можно сказать об уровне осведомленности: умения назвать свой адрес, знание цветов, дней недели, месяцев,…

Память: Способность сохранять и воспроизводить информацию. Память – это сложный психический процесс. Существуют временные рамки памяти, т.е. два вида памяти. Кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в нашем сознании. Эта память связана со сложными мыслительными процессами. И информация способна сохраняться всю сознательную жизнь. Помимо временных рамок памяти, существует и память, завязанная на способ восприятия. Зрительная, вербальная, тактильная, мышечная, обонятельная. О памяти можно сказать следующее, если ею пользуемся, тренируем, то она как мышца будет активна и сильна. Многие родители жалуются, что у ребенка плохая память, но вместо сетований необходимо понять причину. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает поесть, так как без этого не прожить, вознаграждение в данном случае очевидно. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия (Осенний калейдоскоп)

Можно представить механизм памяти:

Потребность – Мотивация – Внимание – Концентрация

Таким образом, можно предположить, что пытаясь заинтересовать ребенка в игровой форме к запоминанию той или иной информации, поощряя его при этом, мы сможем улучшить его память. Существуют мнемотехники, их достаточно много. Логические закономерности, последовательные ассоциации, фонетические ассоциации. И, самое древнее и надежное средство – учите стихи, это улучшит память, словарный запас…

Можно предложить игры с игрушками, убирая или переставляя, ребенка просим восстановить, как было, работа с картинками, ребенок внимательно смотрит, а затем отвечает на вопросы, С цветными карточками, показываем семь цветных карточек, а потом одну убираем. Таким образом, чем больше мы активируем потребность ребенка к запоминанию, тем лучше его память.

Внимание – это центральное звено в цепи обучения и необходимая предпосылка для запоминания. Невозможно хорошо учиться, если внимание неустойчивое и спонтанное. Мысли перебегают с одного предмета на другой. Можно вспомнить детский рассказ

« Федина задача». Но если внимание устойчивое и контролируемое, это еще один фактор успешности обучения нашего ребенка. Ребенок неусидчив, невнимателен, не может усидеть на одном месте, не способен дослушать до конца книжку. Что делать? Прежде всего, тренировать волевую сферу. Приучать к деятельности, которая требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости. Это пазлы, мозаики, разрезные картинки, кубики, различные поделки. Займитесь вместе с ребенком, устройте соревнование, похвалите его. Учите наблюдательности, сравнивайте, анализируйте. Посмотрели детский фильм, попытайтесь вспомнить, во что были одеты герои, их имена. Поиграйте с ребенком в крестики-нулики, в морской бой, эрудит. Все это позволит улучшить внимание. А еще придумайте своему ребенку ежедневное задание, которое он будет обязан выполнять ежедневно, независимо ни от чего. И поощряйте его за успешное выполнение. Если ваш ребенок обучен ухаживать за собой, мыслить, гордиться своими успехами, у него есть желание узнавать новое, ему нравится быть лучшим, у него сформировано устойчивое внимание, память, а главное, что вы его по-настоящему любите и гордитесь. Он обязательно будет успешен.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что дети, родители которых задумались о школе в год-два, будут с радостью ходить в школу, будут получать хорошие отметки и вырастут достойными и успешными людьми. Любить ребенка – это не только материальные блага для него, но прежде всего это возможность дать ему реализоваться и стать успешным. Существует восточная притча: « Дуб каждый год роняет на землю тысячу желудей. Сколько из них вырастет настоящих могучих дубов? Сто, двести, один, а может и ни одного». Слишком от многих факторов это зависит, так и наши дети. Стоит заметить еще одну важную особенность, связанную с настоящим временем, наш век – информационный. Поток информации захлестывает нас – это и телевидение, и интернет.

Дети с раннего возраста просматривают различные передачи по ТВ, пользуются услугами интернета. Как к этому отнестись? Запретить или позволить? Если позволить, то есть вероятность, что поток информации захлестнет еще не вполне зрелую личность, ребенок не способен критически оценивать что хорошо, а что плохо, а если запретить, то вспомним народную мудрость: « Запретный плод сладок». Как быть? Существуют великолепные развивающие программы как по ТВ, так и компьютерные развивающие игры. И если серьезно подойти к этой проблеме, то не лишая ребенка возможности пользоваться этими источниками, можно достичь желаемых результатов. Подобрать интересные игры, фильмы и вместе посмотреть, обсудить. Здесь же хочется обратить внимание на засилье рекламы, которая весьма агрессивна и навязывает модель потребителя, которому без особых усилий может быть доступно все.

Необходимо развивать у ребенка критичность к данному фактору. Да, мы действительно живем уже в другом обществе, обществе потребления, где многие ценности претерпели значительные изменения, но, тем не менее, общечеловеческие ценности: любовь, дружба, умение мыслить, желание созидать – остались, они не подвержены коррозии. И ребенок должен понимать, что только умение трудиться, самостоятельно мыслить, умение анализировать любые жизненные ситуации и достигать поставленных целей приведет его к успеху.

Быть субъектом, а не объектом – вот, та цель, к которой надо стремиться, воспитывая вашего ребенка. Таким образом, в ребенке необходимо развивать умение анализировать, а не принимать все на веру. Пусть малыш спорит, отстаивает свое мнение. Учится принимать самостоятельные решения. Пусть придет к нам и попросит помощи, если в чем-то сомневается. А мы не отмахнемся, а поможем разобраться и деликатно подтолкнем к правильному решению. Очень печальная действительность нашего времени: дети перестали играть в коллективные игры, а они очень важны в формировании личности, так – как во время игры дети примеряют на себя социальные роли, учатся решать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию, учатся лидерским установкам. Очень хотелось бы, чтобы телевизор, компьютер не подменяли собой все, о чем было сказано, а дополняли наше с вами стремление создать благоприятные условия для развития ребенка, который стремится к знаниям, умеет их использовать. Если мы вовремя поймем, что только от нас с вами зависит, станут ли наши дети достойны себя, значит, мы достойны называться родителями. Если человек стремится к знаниям, к прекрасному – у него есть цель, он не отступает перед трудностями, значит, мы с вами достигли самого важного, сумели посадить дерево познания, построить дом и вырастить ребенка, который смог стать успешным и которым мы можем гордиться.

Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Г.П.

Статья предназначена для работы учителей начальных классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится о необходимых условиях обучения ребенка в начальной школе, о важности роли первого учителя и родителей в обучении и развитии ребенка.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Г.П.

Текст научной работы на тему «Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе»

Таким образом, работа на уроках должна стимулировать учащихся к генерированию задач, требующие их творческого решения.

Читайте также:
Звук (3) - конспект логопедического занятия

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1977.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. – М., 1989. – 218 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей педагогики / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982. -504 с.

4. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнат-ко. – М.: ИП РАН, 1994.

5. Дружинин В.Н. Психология способностей. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 539 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 78 с.

8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. – 208 с.

9. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991.

10. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М., 1997. – 158 с.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей начальных классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится о необходимых условиях обучения ребенка в начальной школе, о важности роли первого учителя и родителей в обучении и развитии ребенка.

Ключевые слова успешность, мотивация, физическое развитие, речь, память, внимание.

* Учитель начальных классов.

Развитие научно-технического прогресса, постоянно меняющийся мир и вызовы времени предъявляют высокие требования к современной молодежи. Высокий уровень образованности и умение решать нестандартные задачи – насущная необходимость сегодняшнего дня. Отдавая ребенка в школу, родители ждут, что он будет хорошо учиться, так как понимают, успешность обучения напрямую связана с будущим. Начальная школа – это тот фундамент, который позволяет приобрести самые важные навыки: способность приобретать и усваивать знания и уметь их использовать, а также развивает способность мыслить, настойчивость, прививает социальные навыки. В дальнейшем желание учиться зависит от того, насколько ребенок был успешен в начальной школе, так как неудачи, плохие отметки, насмешки товарищей могут отбить всякое желание. Если человеку три раза сказать, что он, «дурак», он поверит, если у человека что-то не получается, вряд ли он будет это делать с удовольствием. Так и с ребенком, двойки, упреки учителей, родителей могут полностью разрушить мотивацию учиться и направить интересы ребенка в другую, далекую от учебы сторону, обрекая его на аутсайдерство. А настоящее время требует от человека много знаний, умений, навыков. Век высоких технологий беспощаден к недоучкам. Будьте терпимы к своим детям, не спешите навешивать на них ярлыки неудачников. Учите их с самого нежного возраста любознательности, самоуважению, лидерским качествам. Каждый ребенок жаждет, чтобы им гордились, любили. А еще очень важно, чтобы дети доверяли вам. Будьте с ними на равных и они найдут в вас старшего друга и мудрого советчика. Итак, мы хотим, чтобы наши дети были успешны. Что же делать?

Многолетние наблюдения за учащимися вывели некоторую закономерность. Дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, заряженность на успех, у которых есть потребность в познании нового, которые без труда запоминают новую информацию, у которых нет трудностей в письме, достаточно высокий уровень работоспособности, способность к самостоятельному принятию решений и интерес в получении этой новой информации, как правило, с удовольствием идут в школу, с легкостью учатся, не доставляя хлопот учителям и родителям.

Безусловно, многое зависит от учителя. Обучение в начальной школе должно быть ярким и интересным. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его уважают, что он независимо ни от чего – самодостаточная ценность. Поэтому необходимо серьезно подойти к выбору учебного заведения и первого учителя. Поскольку первый опыт школьной жизни окажется весьма значимым для вашего ребенка. И если он был удачным, ребенок полюбил первую учительницу, она для него станет авторитетом, он и дальше пойдет с удовольствием в школу, и, естественно такой ребенок будет более успешным, чем тот, кому не повезло с первым учителем. Это может и не зависеть от личности учителя, просто учитель оказался с сильным психоти-

пом, а ребенок со слабым, или в классе дети подобрались с холерическим темпераментом, а ваш ребенок сангвиник, со слабым психотипом.

Учитель обязан учитывать индивидуальные особенности своих учеников и соответственно дифференцированно распределять учебную нагрузку и задания. Так как у каждого своя скорость мышления, способность к запоминанию, объем восприятия, но . родители должны понимать, что ребенок не только уникален, но и индивидуален, у него свои особенности и склонности. И это необходимо учитывать во время подбора образовательной программы.

Итак, роль родителей, безусловно, гораздо важнее, так как подготовка к школе начинается задолго до школы. Можно сказать с самого рождения. Ведь будет ребенок хорошо учиться или нет, зависит от многих факторов. От рождения до семи лет идет самое интенсивное развитие. Ребенок как губка, впитывает все новое, и чем больше ему дать в этот период, тем больше он впитает в себя. Успешность ребенка это:

Мотивация: Ребенок должен понимать для чего он должен учиться, зачем ему необходимы те или иные знания. Например: знания английского языка, бесполезно ребенку твердить, что это необходимо ему в будущем, покажите, как он может использовать их сейчас. Пройдите по улицам, почитайте вывески, возьмите любую инструкцию. И будет понятно, что знания языка нужны сегодня и сейчас. А если еще и организовать группу детей, подключить соревновательный момент и проводить вечера на английском языке, все это убедит вашего ребенка, что данные знания нужны ему сейчас. Здесь же можно отметить и позитивное отношение к школе, сформированную позицию школьника, желание добиться успеха, потребность в самоутверждении и лидерстве.

Физическое развитие: Существует такое понятие, как физическая готовность к школе. Прежде всего, это мышечная масса, костная система, зрение, слух, соматическое здоровье, двигательная активность, развитие вестибулярного аппарата, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Физическое здоровье ребенка закладывается до рождения и в процессе дальнейшего развития. Здоровый режим, питание, занятия спортом, закаливание. Ребенок к семи годам должен уметь прыгать в длину на метр, в высоту – до 50 см. Он ловко бегает, может пробежать без остановки до 60 метров и способен заниматься физическими упражнениями без отдыха до 30 минут.

Читайте также:
Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями

Речь: Культура речи. Умение логично излагать свои мысли, настроение, желания. Ребенок должен в своей речи использовать все части речи, правильно их согласовывать, употреблять синонимы, уметь пересказать прочитанное, активный словарь ребенка должен включать в себя не менее четы-рех-пяти тысяч слов. Понимание пословиц, поговорок, умение разгадывать загадки. Здесь же можно сказать об уровне осведомленности: умения назвать свой адрес, знание цветов, дней недели, месяцев.

Память: Способность сохранять и воспроизводить информацию. Память – это сложный психический процесс. Существуют временные рамки памяти, т.е. два вида памяти. Кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в нашем сознании. Эта память связана со сложными мыслительными процессами. И информация способна сохраняться всю сознательную жизнь. Помимо временных рамок памяти, существует и память, завязанная на способ восприятия. Зрительная, вербальная, тактильная, мышечная, обонятельная. О памяти можно сказать следующее, если ею пользуемся, тренируем, то она как мышца будет активна и сильна. Многие родители жалуются, что у ребенка плохая память, но вместо сетований необходимо понять причину. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает поесть, так как без этого не прожить, вознаграждение в данном случае очевидно. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить.

Таким образом, можно предположить, что пытаясь заинтересовать ребенка в игровой форме к запоминанию той или иной информации, поощряя его при этом, мы сможем улучшить его память. Существуют мнемотехники, их достаточно много. Логические закономерности, последовательные ассоциации, фонетические ассоциации. И, самое древнее и надежное средство -учите стихи, это улучшит память, словарный запас.

Можно предложить игры с игрушками, убирая или переставляя, ребенка просим восстановить, как было, работа с картинками, ребенок внимательно смотрит, а затем отвечает на вопросы, С цветными карточками, показываем семь цветных карточек, а потом одну убираем.

Внимание – это центральное звено в цепи обучения и необходимая предпосылка для запоминания. Невозможно хорошо учиться, если внимание неустойчивое и спонтанное. Мысли перебегают с одного предмета на другой. Можно вспомнить детский рассказ «Федина задача». Но если внимание устойчивое и контролируемое, это еще один фактор успешности обучения нашего ребенка. Ребенок неусидчив, невнимателен, не может усидеть на одном месте, не способен дослушать до конца книжку. Что делать? Прежде всего, тренировать волевую сферу. Приучать к деятельности, которая требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости. Это пазлы, мозаики, разрезные картинки, кубики, различные поделки. Займитесь вместе с ребенком, устройте соревнование, похвалите его. Учите наблюдательности, сравнивайте, анализируйте. Посмотрели детский фильм, попытайтесь вспомнить, во что были одеты герои, их имена. Поиграйте с ребенком в крестики-нулики, в морской бой, эрудит. Все это позволит улучшить внимание. А еще придумайте своему ребенку ежедневное задание, которое он будет обя-

зан выполнять ежедневно, независимо ни от чего. И поощряйте его за успешное выполнение. Если ваш ребенок обучен ухаживать за собой, мыслить, гордиться своими успехами, у него есть желание узнавать новое, ему нравится быть лучшим, у него сформировано устойчивое внимание, память, а главное, что вы его по-настоящему любите и гордитесь. Он обязательно будет успешен.

Стоит заметить еще одну важную особенность, связанную с настоящим временем, наш век – информационный. Поток информации захлестывает нас – это и телевидение, и интернет.

Дети с раннего возраста просматривают различные передачи по ТВ, пользуются услугами интернета. Как к этому отнестись? Запретить или позволить? Если позволить, то есть вероятность, что поток информации захлестнет еще не вполне зрелую личность, ребенок не способен критически оценивать что хорошо, а что плохо, а если запретить, то вспомним народную мудрость: « Запретный плод сладок». Как быть? Существуют великолепные развивающие программы как по ТВ, так и компьютерные развивающие игры. И если серьезно подойти к этой проблеме, то не лишая ребенка возможности пользоваться этими источниками, можно достичь желаемых результатов. Подобрать интересные игры, фильмы и вместе посмотреть, обсудить.

Необходимо развивать у ребенка критичность к данному фактору. Да, мы действительно живем уже в другом обществе, обществе потребления, где многие ценности претерпели значительные изменения, но, тем не менее, общечеловеческие ценности: любовь, дружба, умение мыслить, желание созидать – остались, они не подвержены коррозии. И ребенок должен понимать, что только умение трудиться, самостоятельно мыслить, умение анализировать любые жизненные ситуации и достигать поставленных целей приведет его к успеху.

Таким образом, в ребенке необходимо развивать умение анализировать, а не принимать все на веру. Пусть малыш спорит, отстаивает свое мнение. Учится принимать самостоятельные решения. Пусть придет к нам и попросит помощи, если в чем-то сомневается. А мы не отмахнемся, а поможем разобраться и деликатно подтолкнем к правильному решению. Очень печальная действительность нашего времени: дети перестали играть в коллективные игры, а они очень важны в формировании личности, так – как во время игры дети примеряют на себя социальные роли, учатся решать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию, учатся лидерским установкам. Очень хотелось бы, чтобы телевизор, компьютер не подменяли собой все, о чем было сказано, а дополняли наше с вами стремление создать благоприятные условия для развития ребенка, который стремится к знаниям, умеет их использовать. Если человек стремится к знаниям, к прекрасному -у него есть цель, он не отступает перед трудностями, значит, мы с вами дос-

тигли самого важного, сумели посадить дерево познания, построить дом и вырастить ребенка, который смог стать успешным и которым мы можем гордиться.

Читайте также:
Кольца Луллия в логопедии

1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. – Ярославль. «Академия развития», 2000.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: «Аст-Пресс», 2000.

3. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. -Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Зайцева В. 7 лет – не только начало школьной жизни. – М.: «Первое сентября», 2008.

СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЁННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Ключевые слова: одаренность, способности, специальные способности, проективная работа с одаренными, категории одаренности, самоценность личности.

Одаренные дети – какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Впрочем, это справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Содержимое публикации

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Балбашова Е.И.

МДОУ «Детский сад №16» (Саранск)

В настоящее время очень большое внимание уделяется формированию предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Доказано, что у детей, которые не готовы к систематическому обучению, период адаптации к школе проходит труднее и дольше. Значительно чаще возникают различные трудности обучения, среди них намного больше неуспевающих.

Наиболее широко понятие «элементы учебной деятельности» представлено в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их последователей. Учебная деятельность определяется в них как главный основной тип деятельности у младших дошкольников, как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью действий предметного и познавательного характера. В ходе этих действий ребята овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них способов решения конкретно-практических задач.

Целью учебной деятельности является познание детьми окружающего. Они овладевают системой знаний, навыков и умений, компетенций. В этом процессе также формируются способности и черты характера ребенка. Научный смысл формирования учебной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать, либо процесс развития способности, либо становление научно-теоретического мышления, либо обучение творчеству. Формирование учебной деятельности – прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, проблема развития личности как ее субъекта.

Учебная деятельность это не только усвоение знаний, умений, навыков. Ребенок может получать их и вне этой деятельности, например в игре, труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Исследования педагогов доказывают, что развитие учебной деятельности возможно в первую очередь на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Вот почему важной предпосылкой к учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий. Такие способы позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи отношения.

К одним из важнейших элементов учебной деятельности относятся обобщенные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Среди предпосылок к учебной деятельности выделяются противоположные по сути умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

При решении практических задач сознание детей в старшем дошкольном возрасте переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, они осознают путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание помогает им повысить успешность формирования у них новых познавательных действий и вместе с этим новых, более сложных знаний.

В дальнейшем необходимо учить детей использовать усвоенный способ в новых условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Этого можно достигнуть в ходе решения ряда похожих, но не однотипных задач, приводящих ребенка к определенному обобщению, возникновению случаев для переноса найденных способов действий в новые, измененные условия, становлению соответствующих навыков.

Важная предпосылка развития учебной деятельности – умение контролировать способ выполнения своих действий и оценивать их. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается основного компонента. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовка к учебной деятельности лучше всего начинать именно с формирования названных умений.

К предпосылкам к учебной деятельности относятся также сформированность личностного (мотивационного) компонента. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него следующих мотивов:

– отношение к учению как к важному общественно значимому делу;

-стремление к приобретению знаний;

– интереса к определенным учебным предметам.

Условиями возникновения этих мотивов служат, во-первых, формирующиеся к концу дошкольного детства общие желания детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника, а во-вторых – развитие любознательности, умственной активности, которая проявляется в живом интересе к окружающему, стремление узнать новое.

Проводившиеся много раз опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя это желание они обосновывают по-разному. Одна часть дошкольников в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, а другая ссылается на внешний аксессуар – обладание портфелем, звонки, перемены, общение с учителем и другое.

Но это не означает, что такие дети мотивационно к школе не готовы. Решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего развития более глубокой, собственно учебной мотивации.

Учебная мотивация – система, включающая:

– познавательные потребности, цели, интересы, стремление, идеалы;

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Зимние забавы и развлечения детей

– мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае – учебную. Она позволяет развивающейся личности определить и направление и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Мотивация может выступать и в качестве значимой многофакторной основы, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждом временном интервале.

Следующее условие успешности учения заключается в развитии произвольности, управляемости поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, например, организованно вести себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями очень нужно для целенаправленного наблюдения за явлениями, сохранение сосредоточенного внимания особенно тогда, когда материал не интересен для ребенка, для запоминания предлагаемых учителем или содержавшихся в учебнике сведений с применением соответствующих приемов, для последовательного обдумывания хода решения задач и тому подобное.

Таким образом, успешность обучения в школе зависит от целого ряда факторов. Важнейшая составляющая успешной учебной деятельности – умение понимать суть учебной задачи и решать ее. Отличительной чертой учебных задач от практических является то, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений, решение конкретных практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам можно выделить как основную характеристику полноценной учебной деятельности.

Отмечено, что не любая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая, которая содержит в себе учебную проблему. По этой причине формирование элементов учебной деятельности, обеспечение готовности детей к школьному обучению требуют от педагога владения технологиями проблемного обучения.

1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе.- М.: Наука,2005 – 128с.

2. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 112 c.

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.

4.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.- М.: Педагогика, 1988. – 135 с.

Психологическая готовность к школе ребенка

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

( Венгер Л. А.)

Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности

Составляющие психологической готовности

Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).

Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками

Интеллектуальная готовность

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что – то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

Как развивать:

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно – следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Личностно – социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Мотивационная готовность

Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Как развить:

Формируйте положительное отношение :

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.

Эмоционально – волевая готовность

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Сформировать эти качества можно только через игру .

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему !

Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.

И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что ” школа плохая “, ” учитель злой ” и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

Читайте также:
Конспект занятия по теме Рыбы

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

Саморегуляция – основа готовности к школе !

Психологически не готовый к школе ребенок

Проявляет мало инициативы

Не может включиться в общий режим работы класса

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Работоспособность ребенка во время занятий

Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.

Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.

Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что – то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Квест-игра «Путешествие в Сказочную страну»

Аннотация: Целью педагогического мероприятия является развитие мелкой моторики рук, как одно из средств развития речи у детей в группе компенсирующей направленности.

Квест-игра «Путешествие в Сказочную страну»

Цель: развитие мелкой моторики рук, как одно из средств развития речи у детей в группе компенсирующей направленности.

– упражнять в счете до 5;

– закреплять умение согласовывать существительное с числительным;

– закреплять знания детей о цвете и форме;

– упражнять детей в умении конструировать по схеме;

– упражнять детей в умении выкладывать картинку по силуэту;

– упражнять в подлезании

– активизировать и обогатить словарный запас.

Коррекционно — развивающие задачи:

– развивать общую и мелкую моторику, речь, память, мышление, активность, внимание, координацию, самостоятельность суждений, зрительное внимание.

– доставить детям радость и удовольствие от игр, развивающей направленности;

– воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, желание прийти на помощь;

– развивать читательский интерес;

– формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

– подбор музыкального материала;

– чтение сказок, слушание аудиозаписей со сказками, отгадывание загадок про героев сказок, пение песен из сказок;

– разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход мероприятия:

Дети с воспитателем входят в группу, становятся в круг.

Все вместе произносят:

– Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Звучит звук СМС

– Ребята, нам пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим.

Смотрят видеописьмо с помехами.

– «Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень хочу с Вами встретиться и приглашаю Вас к себе в гости».

– От кого же это письмо? Ребята, Вы что-нибудь поняли?

– День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас!

– Ребята, Вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (ответ детей)

– А путешествовать нам поможет эта карта с волшебным навигатором.

– Вы будете путешествовать по станциям, где вас встретят сказочные герои, они для вас приготовили задания. Я думаю, что вы хорошо справитесь со всеми заданиями, и тогда мы узнаем, кто же нам написал письмо. Путешествие начинается!

– Первым навигатором будет управлять… (имя ребёнка)

– Посмотрите, нас кто-то встречает.

На ширме появляется Лиса (музыка)

– Я лучшая певица,

Плясать я мастерица,

Сильна я в музыке, как львица

И с детками люблю повеселиться.

Вы узнали, кто же я? (Ответы детей)

Вы попали на станцию «Подаркино».

– На этой станции каждый из вас должен сделать мне подарок.

Я очень люблю разные украшения.

– Ребята, из этих разноцветных шнурков и бусин мы сделаем для лисы украшения. На каждом шнурке должно быть 5 бусин.

Воспитатель вместе с детьми делают бусы, и отдают их лисе (музыка)

– Уважаемая, Лиса! Примите от ребят эти разноцветные красивые бусы.

– Ух, ты, как красиво.

– Отлично справились с заданием!

– Вот и вам подарок от меня (подаёт 1 пазл)

– А зачем нам это?

– Теперь навигатором будет управлять … (имя ребёнка)

Звучит музыка Шапокляк

– Всем привет! Девочки — вертелочки, мальчишки-кочерыжки! Я – весёлая старушка, старушка Шапоклюшка. Ко мне в гости пришли, на станцию «Рисовалкино»? Я приготовила для Вас очень трудное задание. Вам нужно оживить мои картинки.

– Ребята, оживить эти картинки нам помогут цветные кнопочки, палочки, дуги, колечки.

Дети выкладывают картинки с помощью разного материала (музыка)

– Ну, и молодцы, какие красивые, разноцветные картинки получились!

– А от меня Вам тоже подарок.

(Отдаёт воспитателю 1 пазл)

– Берите, берите! В хозяйстве всё пригодится.

– И снова в путь, управлять навигатором будет… (имя ребёнка)

Читайте также:
Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

– Посмотрите, нам дорогу преградило синее-синее море.

А в море высокая ходит волна.

Как же нам через него перебраться? Я думаю, нам поможет этот корабль. Проходите аккуратно в корабль, не спешите. Садитесь, наш корабль отправляется.

Сидя в корабле, воспитатель и дети выполняют

логоритмическое упражнение «А рыбы в море плавают вот так!»

– Ну вот, мы с Вами и перебрались через синее море. Выходите из корабля.

– Следующим навигатором будет управлять … (имя ребёнка).

– Здесь нас кто-то встречает.

Слышится хрюканье поросёнка.

– К нам пожаловали гости!

Здравствуйте, мои друзья!

Поросёнок – это я!

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!

– Вы прибыли на станцию «Постройкино)

– Могли бы Вы построить сказочный город для поросят? Его мы будем строить по схемам, которые лежат перед Вами на столах.

Дети строят город на столе по схемам (музыка)

– Посмотри, Поросенок, мы выполнили твою просьбу.

– Молодцы, справились с заданием! Какие прочные и красивые получились дома. Теперь нам не страшен серый волк! Спасибо, ребята, а за это Вам подарок.

Поросёнок подаёт воспитателю пазл

– И на этой станции мы справились с заданием. Пора отправляться дальше.

– Теперь управлять навигатором будет управлять… (имя ребёнка)

Звучит музыка из программы «Жить здорово»,

на ширме появляется Доктор Айболит

– Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (ответы детей). Вы прибыли на станцию «Неболейкино».

Так вот — я тот самый Айболит, что всех излечит, исцелит. Только сегодня я не могу никого полечить, т.к. мой чемоданчик упал, и все таблетки и витаминки рассыпались в песок. Что мне делать?

– Не переживай, Доктор Айболит. Ребята тебе помогут их найти и собрать.

– Подойдите дети к столу, здесь в песке находятся таблетки и витамины. Аккуратно, не спеша, пальцами нащупайте их и разложите их в баночки по форме.

Дети в песке ищут «витаминки», раскладывают их в баночки по форме (звучит восточная музыка)

– Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. За это я Вам дарю волшебную картинку.

– Ребята, Вам нравиться путешествовать, ну тогда продолжим путь. Теперь навигатором будет управлять … (имя ребёнка).

За ширмой слышна песенка Козы, потом она появляется на ширме

-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?

Вы попали на станцию «Исправляйкино»

– Купила своим козлятам — шалунишкам волшебный куб, а они не знают как с ним и играть и только всё испортили. Помогите исправить.

(Дети выполняют задания на бизикубе)

– Спасибо, ребята! Теперь я смогу научить своих козлят играть с этим кубом. Вот Вам от меня подарочек.

– Ребята, но вот на карте и закончились все станции, а мы так и не узнали, кто нас приглашал в гости. И что же нам делать с этими подарками?

Дети складывают из пазл картинку

Звучит музыка, на ширме появляется Кот учёный

– Я Кот учёный. Это я пригласил Вас к себе в гости. Надеюсь, Ваше путешествие было интересным.

– Были ли у Вас какие – то трудности?

– А что понравилось больше всего?

– И Вы мне очень понравились. Вы такие умные, находчивые, дружные. А дружба делает настоящие чудеса. Хочу подарить Вам книгу с волшебными добрыми сказками. Читайте её и вспоминайте меня.

Звучит музыка, кот уходит.

– Ребята, пора нам возвращаться в детский сад. А вернёмся мы по этому сказочному тоннелю.

– Вот мы и вернулись обратно!

Ведущий: Какое у всех ребят настроение хорошее, весёлое.

Это всё потому, что мы побывали в гостях у сказочных героев, которые учат добру! И украшают нашу жизнь!

Авторы:
1) Воспитатель Репкина Елена Николаевна
2) Воспитатель Юдинцева Марианна Геннадиевна

Квест-игра в старшей группе «Путешествие в тридевятое царство»

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 29.09.2019

Статья просмотрена: 4177 раз

Библиографическое описание:

Бабина, Е. В. Квест-игра в старшей группе «Путешествие в тридевятое царство» / Е. В. Бабина, О. В. Харченко, Л. Н. Цаплюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4362/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель создать у детей доброе, позитивное настроение в процессе сказочного путешествия.

Задачи:

Образовательные:

– упражнять в ориентировке по карте-схеме, определять направление маршрута.

– в игровой форме уточнять и закреплять знания детей о русских народных сказках, их содержании, характерных особенностях персонажей.

Развивающие:

– развивать познавательную активность, любознательность, мышление, внимание, интерес к народному творчеству; способствовать развитию речи.

Воспитательные:

– воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Оборудование:

Пёрышко, яблонька с заданиями, воздушный шар с письмом; карта, разрезанная на 5 частей, кисти и краски, следы зверей нарисованные на полу, «Русские народные сказки», угощение (пирожки).

Сказочно-спортивные эстафеты: 2 яблока, тарелка; обручи, мячи, кегли, дуги.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Игры — инсценировки по русским народным сказкам.

  1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

  1. Основная часть:

Поиск карты, выполнение задания.

  1. Заключительная часть:

Ход:

Воспитатель: Сегодня мне принесли телеграмму, никак не пойму, кто её прислал. «Нужна помощь. Пропали волшебные предметы. Ждём в тридевятом царстве». (Вовлечение детей в диалог, рассуждения)

Звонок Бабы Яги на телефон, громкая связь: «Здравствуйте девчонки и мальчишки! Это я, Баба Яга, спрятала волшебные предметы. Место, где я их спрятала, можно найти по карте. Карту я разделила на 5 частей. Чтобы получить части карты и сложить ее, вам нужно пройти очень трудные сказочные задания. Вам их не выполнить!»

Воспитатель: Давайте выполним задания и вернём героям сказок их вещи. Вы готовы отправиться в тридевятое царство? Вместе дружно скажем волшебные слова:

В сказку нам попасть легко.

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и повернись

В тридевятом царстве окажись.

Остановка 1: «Пёрышко по кругу»

Воспитатель: — Баба Яга оставила пёрышко. Из какой сказки оно?

Кто пёрышко в руки возьмёт,

Русскую народную сказку скорей назовёт!

Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок назвали! Вот и первая часть карты. (На карте изображена яблоня). — Ребята, что нам подсказывает карта? (Наш путь лежит к яблоньке).Аяблочки — то на яблоне непростые, на каждом задание.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Профессия повар

Остановка 2: «Вопросики из сказки»

В какой сказке печка помогла спрятаться девочке и брату? (Гуси-лебеди).

Что говорила Маша медведю, когда он садился на пенёк?

Какими словами учила лиса волка ловить рыбу на хвост?

Какие волшебные слова произносил Емеля, чтобы всё делалось само?

Из каких материалов построены дома у трёх поросят?

Какой кашей кормила лиса журавля?

Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились! Вот вторая часть карты. Что на ней нарисовано? (Воздушный шарик) (Воздушный шарик привязан к дереву, на нём конверт с заданием)

Остановка 3: «Угадай, из какой сказки послание».

«Нечаянно разбила золотое яичко» (мышка из сказки «Курочка-ряба»)

«Не могу вытащить голову из кувшина» (лиса из сказки «Лиса и кувшин»)

«Избушка растаяла, ищу новое жильё» (лиса из сказки«Заюшкина избушка»)

«Несёт меня лиса, за тёмные леса» (кот из сказки «Кот, петух, лиса»)

«Очень жарко, превращаюсь в облачко» (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Воспитатель: — Молодцы! Вот и третья часть карты. Давайте соединим части карты и узнаем, куда нам идти дальше. (Идём по следам зверей)

Остановка 4 «Сказочное караоке»

«Спой песню колобка».

«Что пела коза своим козлятам?»

— Вот четвёртая часть карты. Куда нам идти дальше? (Нарисован дремучий лес)

Остановка 5: «Сказочная эстафета»

Воспитатель: В сказках героям приходится преодолевать препятствия. Попробуйте и вы пройти сказочные испытания!

«Наливное яблочко» (перенеси яблоко на тарелочке)

«Царевна-лягушка» (полоса препятствий)

— Вот и последняя часть карты. (Нарисована кисточка).

— Ребята, Баба Яга заколдовала последнюю часть карты. Оставила только кисточки и краски. Что нам делать? (Рассуждения детей) Правильно, раскрасим часть карты красками.

Баба Яга: Молодцы ребята, со всеми заданиями вы справились! За смелость, за старание, ловкость, отдаю вам сундучок. (Находят сундучок с волшебными предметами).

—Давайте вернём их в сказки?

Стрела («Царевна — лягушка»).

Скалочка («Лисичка со скалочкой»)

Гусли («Петушок — золотой гребешок»).

Перо («Сивка — бурка»)

Бобовое зёрнышко («Петушок и бобовое зёрнышко»)

Кувшин («Лиса и кувшин»)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Жители страны сказок благодарят вас за помощь и дарят в подарок книгу «Русские народные сказки» и лесное угощение. Чтобы вернуться в детский сад, скажем волшебные слова:

«Глаза закрой и повернись,

В детском саду окажись».

Воспитатель: Мы снова в детском саду. Вам понравилось в тридевятом царстве? Что больше всего запомнилось? Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми сказочными заданиями?

  1. Лакоценина Т. П. Волшебный мир знаний. Выпуск 1 и 2. Сказочный алфавит. — Ростов н/Д: Учитель, 2005.
  2. Русские народные сказки. — М.: Изд-во Эксмо, 2004..
  3. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.: Педагогика, 1989.
  4. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4–7 лет. Творческий центр «Сфера», 2007.

Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего.

Ведущий: Ребята, а вот и карта, на которой изображён цветик — семицветик. На каждом лепестке изображена цифра, как вы думаете, зачем? (Ответы детей). — Правильно, цифра, означает в какой, последовательности мы должны найти каждый лепесток и затем в этом же.

Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями

Дальше карта приводит нас к Хранительнице сказок. Хранительница сказок: Здравствуйте, ребята! Долгий путь вы прошли!

Подходим к дереву, а на нем висят листочки с иллюстрациями сказок. Ребята должны отгадать какая сказка изображена на той или иной иллюстрации.

Методическая разработка театрализованно-игровой программы.

Скачать Часть 5 (pdf). Библиографическое описание: Гладырева Е. А. Методическая разработка театрализованно-игровой программы

Сюжет сценария написан по мотивам мультфильма «Вовка в тридевятом Царстве» (1965 года выпуска)

Вы использовали последнюю подсказку!

Конспект занятия «Формирование элементарных математических.

Основная часть: Воспитатель: (5слайд) Вот мы и очутились в 1 сказке.

Воспитатель: Что бы помочь героям этой сказки нужно выполнить следующее задание!

Воспитатель: Ребята нужно помочь героям этой сказки отремонтировать мост.

Методическая разработка организованной образовательной.

Основная часть. Воспитатель: Вот мы с вами оказались и на поляне в сказке. Вы готовы к приключениям? Для этого нужно хорошо себя вести и быть очень внимательными Согласны?

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в наш детский сад. Закончилось наше приключение.

Викторина «Путешествие по зимним сказкам» для детей средней.

Мы оказались в царстве зимних сказок.

Задание: команда Снеговичков разместит около своей рукавички только героев сказки «Рукавичка», а команда Снежинок поставит зверей по порядку: кто первый поселился в рукавичке, кто второй, кто третий и т. д.

Логопедический квест «В поисках сокровищ» | Статья в журнале.

За каждое задание — кусочек карты. Все кусочки спрятаны. О том, как и где их отыскать, указано в подсказках.

Ребята, нам придётся искать остальные кусочки карты. Давайте посмотрим, что изображено на этой части карты (слайд № 2).

Конспект организованной образовательной деятельности по.

Воспитатель: Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне встаньте по свободнее.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, по какой сказке мы сегодня путешествовали? Кому мы помогли? Легко ли вам было выполнять задания?

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Назови сказку». Цель: Закрепление знаний детей сказок А. С. Пушкина. Оборудование: Зонтик. Ход игры: Ведущий станции называет начало названия сказки, накрывает ребенка зонтиком и просит продолжить название. Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А. С.

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатель . Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Воспитатель . «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван — царевич, и была

Воспитатель . У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: