Предметно-развивающая среда логопедической группы

Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. “Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности” (Н.В.Нищева).

В нашем детском саду группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи функционирует с сентября 2009 года. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Логопедическая группа представляет собой “сказочную страну”, в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.

Центральным персонажем стал позаимствованный в пособии “Учим ребёнка говорить и читать” С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц весёлый инопланетный житель Юпик. Он “прилетел” к детям в начале учебного года и оказался в удивительной “стране красивой и правильной речи”. Вместе с Юпиком дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения. Юпик учит детей “говорить” пальчиками – вместе с ним дети выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. Руки Юпика выполнены из трикотажных перчаток. Разучивая новую пальчиковую гимнастику, воспитатель надевает перчатки и показывает детям упражнения. Знакомую игру могут показывать сами дети.

В теремке “Звукарике” живёт Кот – Говорун, который всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять сложные артикуляционные упражнения (мягкая кукла с языком – варежкой). Он – хозяин речевого уголка. Здесь дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются. Кот придумывает для детей новые увлекательные игры со звуками и словами: бродилки-лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др. В игре дети осваивают произношение “трудных” звуков.

На этапе автоматизации звуков удобно использовать зонтики – их интересно покрутить, назвать разместившиеся на них фигурки, составить о них предложение, подуть на “капельки”, отработать предложные конструкции. Сами зонтики – упаковка от конфет, фигурки подобрали педагоги и родители.

На полочке “5+5” в речевом уголке у Кота – Говоруна разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками творческих педагогов. Здесь и “цветные бусинки”, и “весёлые резиночки”, “улитка”, “черепашка”, “длинные верёвочки”, и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры – “ёжики” – су-джок и экспандеры. Выкладывание нитки в спирально закрученном панцире черепашки и раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение. Вместо ниточки можно предложить детям прокатить по лабиринту бусинку – такие упражнения тоже увлекательны и полезны для детей. Любима детьми игра “Золушка”, в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Увлекает малышей пособие “Накорми поросёнка” – в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны и поросёнок доволен! Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн: возьмите тазик или широкое ведёрко и наполните его горохом, фасолью и т.д. В бассейне “прячутся” игрушки, ответы на загадки, картинки – всё, что захочет педагог. Если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторики можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения.

Читайте также:
Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. (А.Л.Сиротюк). Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку “Дуй, ветерок”. Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: “Телевизор”, “Кот – Обжора”, “Бабочки”, “Цветные кружочки”. Очень любят дети пускать кораблики в тазике с водой, играть в “Футбол”, выдувать “морозные картинки” из трубочки. В вечернее время дети организуют оркестр – каждый пузырёк звучит по-разному.

Все дети любят киндер-сюрпризы и приносят в детский сад игрушки, найденные внутри шоколадных яиц. Оказалось, что и эти игрушки можно использовать с пользой: отрабатывать слоговую структуру слова и совершенствовать счётные навыки: один голубенький бегемотик, два голубеньких бегемотика, три голубеньких бегемотика:, десять голубеньких бегемотиков. В группе собралась целая коллекция таких игрушек. Дети с удовольствием рассказывают об игрушках, которые они принесли, сочиняют весёлые и поучительные истории, строят города и жилища для своих персонажей.

Учебный центр оборудован магнитной доской, разрезной азбукой и “Чудо деревом”, на котором живёт умный Филин. Умный Филин приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на наборном полотне выложить из букв слово или предложение, распределить по вагончикам слова.

Поупражняться в составлении слов можно прямо на мягком диванчике – там разместились яркие подушки с “рассыпанными” словами. Кто составит самое длинное слово, получает значок.

Запомнить зрительный образ букв помогает “сенсорная азбука”, которую с любовью смастерили воспитатели. На буквы, вырезанные из линолеума наклеены различные материалы – крупы, бумага разной фактуры, фольга, ткани, мех, флористические жучки и т.д.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Высшая степень фонематического слуха и восприятия – звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. У детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. Поэтому педагоги ищут новые дидактические пособия, способные повысить интерес к занятиям и облегчить понимание детьми нового материала. Для определении наличия и местоположения звука в слове на стене расположилась “Цветочная поляна”. На лепестках “речецветиков” дети размещают картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Постепенно цветочная поляна накапливает словарик-звукарик. Цвет буквы на лепестке обозначает акустические характеристики звуков: гласный – красный, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный. Сложность изучения звуков обусловлена некоторой абстрактностью материала. Восприятие звука возможно только пока он звучит, а значит кратковременно. Человечки “звуковички”, изготовленные из контейнеров от киндер-сюрпризов, помогают “материализовать” звуки. В игре с самодельными куколками у детей “включаются” все анализаторы – тактильный, слуховой, зрительный, двигательный. Звуковички различаются цветом (в зависимости от обозначаемого звука), головки изготовлены из разных материалов: если звук твёрдый – головка из твёрдого шарика от пирамидки, если звук мягкий – головка из ниток, мягкая на ощупь. Звонкий звуковичёк звенит – внутри него спрятаны металлические гайки. Звуковички должны отыскать свою комнатку в домике – слове, выстроиться в порядке расположения звуков.

В центре художественно – эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра – от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол “би-ба-бо”. С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией, удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи – интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности – рисования, лепки, аппликации. Главный персонаж центра меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, при изучении лексического блока “Дом. Комнаты Мебель. Посуда” хозяевами уголка становятся 3 медведя. Вспоминая знакомую сказку, дети описывают комнату каждого героя, мебель, посуду в комнатах, рисуют её, изображают повадки животных. Это помогает актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка.

Читайте также:
Звук и буква Й - конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

В условиях крайнего севера восприятие природных объектов детьми ограничено. Кратковременность межсезонья, отсутствие ярких природных явлений (цветение деревьев, прилёт птиц :) крайне обедняет детские впечатления. Знакомить со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Это отражается на речи детей. Восполнить недостаток позволяет организованный в групповой комнате природный уголок. Здесь размещаются комнатные растения, аквариум, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, “портрет месяца”. Дети усваивают времена года, сезонные изменения в природе.

Длительный период тёмной полярной ночи ослабляет здоровье детей, отрицательно влияет на зрение дошкольников. Как известно, моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего – учебной (А.Л.Сиротюк). И.М.Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия (А.Л.Сиротюк). Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе нарисованы схемы зрительно-двигательных траекторий. По “дорожкам” бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, “помочь” сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается “рисовать” глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

Большой ковёр позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

«Организация развивающей пространственно-предметной среды в логопедической группе»

Содержимое публикации

Доклад с презентацией на тему:

«Организация развивающей пространственно-предметной среды в логопедической группе»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с документом «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищева должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно –пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только в организованной, но и в свободной деятельности. Стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели.

Обстановка должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребёнка, способствовать его эмоциональному благополучию. Следует учитывать, что дети скорее и легче запоминают яркое, интересное и необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Космос’

Организуя предметно-пространственную среду помещения, необходимо руководствоваться следующими принципами:

– доступности: расположение материала для совместных игр на нижних открытых полках, материала и документации на верхних и закрытых полках.

-системности: весь материал систематизируется по разделам; каждому разделу отводится отдельная полка;

– здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом для индивидуальной работы; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующие по высоте ножки; стены окрашены в тёплый спокойный цвет; мебель, ковёр на полу также светлых. пастельных тонов; для игр на полу имеются дополнительные подушечки;

-вариативности:наглядно-методический материал и пособия многовариативны (в зависимости от возраста детей, задач обучения), могут вноситься или убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, кармашков и др.

По оснащению и применению помещение группы должно быть разделено на центры:

-индивидуальной работы: находится в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева. На стене зеркало размером 100 на 70 см, закрыва-ющееся жалюзи или шторка с дополнительной подсветкой;

-фронтально-подгрупповых занятий: здесь расположены настенная магнитная доска, мольберт, столы и стулья, наборное полотно для букв азбуки и др.;

-сенсомоторный: находится в доступном для детей месте (на нижней полке шкафа и столике).Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания: мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, прищепки, бусы, пуговицы разного размера и цвета, вертушки, раскраски, настольно-печатные игры;

-хранения наглядно-дидактических пособий и документации: находится на закрытых полках шкафов. Весь материал систематизирован по разделам, имеется достаточное количество специальной литературы;

Предметно-пространственная среда групповой комнаты должна быть создана в соответствии с СанПин и ФГОС, направлена на зону ближайшего развития. Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребёнка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.

Развивающая предметная среда- это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды.

Принципдистанции позиции при взаимодействии.

Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «с глазу на глаз», т.е. обстановка в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого: использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности.

Это возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться с помощью:

-больших модульных наборов;

-центров песка и воды;

Принцип стабильности-динамичности.

Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями с помощью:

-ёмкостей для хранения игрушек;

-мягких плоскостей, подиумов для отдыха;

-игрового спортивного оборудования;

-игровых столов сложной конфигурации;

Принцип комплексного и гибкого зонирования.

Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип не-дооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип.

Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру.

Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей.

Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с учётом психологического возраста, и ориентирован на зону «ближайшего развития».

Слайд №14, №15, № 16.

Игровые и тематические зоны или центры :

-строительно –конструктивных игр;

-театральный, изобразительного искусства;

-речи и грамотности;

-экспериментирования и исследований;

(охватывают все сферы интересов ребёнка: место отдыха, место уединения)

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей не-обходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

Читайте также:
Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

дидактического и демонстрационного материала;

– материала для продуктивной деятельности;

-атрибутики для творческой деятельности;

-спортивного инвентаря и оборудования.

Таким образом, всё пространство помещения должно быть распределено на центры, которые доступны дошкольникам. Развивающая среда формируется в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.

1.Коррекционно-развивающаяя работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа, планирование. Авт.-сост. Л.Е. Кыласова., В.В. Докутович.- Волгоград, Учитель, 2014 г.

2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет . Авт. Сост. Н.В.Нищева, Детство Пресс, 2016 г.

3.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Н.В.Нищева.-Санкт-Петербург, 2014 г.

Как оформить логопедический уголок в детском саду

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

    обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

  • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
  • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
  • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста
Группа Задачи
Первая младшая Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшая Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
Средняя Активизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительная Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
  2. Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе).
  3. Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.

Все лексические темы календарно-тематического плана представлены в логопедическом уголке картинками

Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Предметно-развивающая среда логопедической группы

Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание. 20 июля 2011 года вышел приказ № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

И нам хочется рассказать о том, как организована предметно-развивающая среда в нашей разновозрастной логопедической группе №5 Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 141 ОАО РЖД».

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс и об этом не стоит забывать.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предметное содержание среды, его пространственная организация составляют основу любой групповой комнаты и обеспечивают высокую степень вариативности.

Назначение среды зависит от специфики воспитательно-образовательного процесса.

По мнению учёных, социокультурное окружение и его предметная среда – мощный фактор детского развития. Такие педагоги, как С.Л. Новосёлова, О.В. Цаплина, определяли предметно-развивающую среду как средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии речевой деятельности.

Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания, обучения и предметно-развивающая среда помещений.

И мы уверены, что развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе.

Поэтому в нашей группе нет места строгому стилю: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.

Логопедическая работа в ДОУ включает в себя несколько направлений:

  • диагностика и коррекция дефектов речи у детей;
  • предупреждение вторичных нарушений речи;
  • коррекция и развитие психических функций, связанных с речью, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта воспитательно-образовательной работы — важнейшие задачи детского сада.

Поэтому структура предметно-развивающей среды группы определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы группы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможности:

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
  • организации, как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
  • созданию комфортности и безопасности: создание максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера, шторы, игрушки и т.д.)
  • обеспечение богатствами сенсомоторных впечатлений.

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

– учебный блок заменяется, на блоки: образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

– увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;

– изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

Поэтому для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности, мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д.

Для обеспечения индивидуальной детской деятельности. Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка.

Для функциональности предметно-развивающей среды используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности.

Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально-познавательную деятельность у ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования.

Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются положительные стороны каждого ребёнка.

В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы:

  • Доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках.
  • Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы.
  • Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
  • Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.
  • Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа), наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
  • Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности.
  • Вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
  • Эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
  • Полифункциональности: предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна.

Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно-развивающей среде и при тесной взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, и единстве требований, предъявляемых к воспитанникам.

Задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты.

Игра «Прятки с указанием пути».

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах группы с учётом предполагаемого местоположения ребёнка (впереди, сзади, слева, справа). Дети должны выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, нашедший ребёнок говорит, что и где нашёл [Я пошёл направо и нашёл куклу на полке.]

Дидактическая игра «Поймай и скажи».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его взрослому и называет какое-либо действие этого животного.

Например: кошка (что делает?) мяукает. Корова …

Игра «Найди недостающую деталь».

Дети садятся за столы. Перед ними набор карточек с изображёнными на них предметами.

Воспитатель: Помощь здесь нужна, ребята. Посмотрите все сюда.

Тут чего-то не хватает,

Тут деталька вот нужна. Помогите, помогите и

Деталь скорей верните.

Ребята играют в предложенную игру.

Таким образом, предметно-развивающая среда нашей логопедической группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7 летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

1. Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД»,
город Пермь

2. Бурцева Елена Аркадьевна
воспитатель,
НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД»,
город Пермь

Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

Автор: учитель-логопед Трашенкова Л.В.

Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

– развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.

Можно выделить следующие зоны:

  •  Зона коррекции звукопроизношения;
  •  Рабочая зона учителя-логопеда;
  •  Учебно-образовательная зона;
  •  Зона игрового сопровождения;
  •  Зона развития мелкой моторики;
  •  Зона хранения дидактического и методического материала;
  •  Консультативно-информационная зона.

1. Зона коррекции звукопроизношения.

Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой), тренажёрами для кончика языка, массажёром для языка « Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями, игрушками и тренажёрами для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, одноразовыми стерильными салфетками, одноразовыми перчатками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.

2. Учебно-образовательная зона

Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

3. Зона наглядно – методического сопровождения

Данная зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека речевого материала по автоматизации звуков, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека) В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: СD-диски с записью логоритмических упражнений и пятиминуток; «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.

4. Зона игрового сопровождения

Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки,игры на автоматзацию звуков и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.)

5. Зона развития мелкой моторики

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)

6. Консультативно-информационная зона

представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы.

Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).

7. Рабочая зона учителя-логопед

Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.

В логопедический кабинет приобретена современная компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии «ВиЭль». Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.

Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.

Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.

“Презентация игр по автоматизации звука Л и Ль в словах и предложениях”

В электронной презентации представлены игры по автоматизации звуков Л и Ль в словах и предложениях, которые можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях по закреплению нарушенных в речи звуков. Игры подходят для дошкольников старшего возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и общее недоразвитие речи.

Просмотр содержимого документа
«”Презентация игр по автоматизации звука Л и Ль в словах и предложениях” »

Игры по автоматизации звуков [Л] и [Л’] в словах и предложениях

Автор: Учитель – логопед

Гильфанутдинова Э.Р.

1. « День Рождения Ослика» ( договаривание слов )

У был День рождения!

В небе светило

Он ждал гостей под большой

С букетом цветов и с подарком к нему спешил

С бочонком мёда к нему летела

С белой ромашкой торопился

Орешек несла в подарок

А белый подарил красивый веночек.

Когда все гости собрались, стал их угощать:

И всем было очень…

Вопросы к тексту:

  • У кого был День рождения?
  • Что светило в небе?
  • Где ждал гостей Ослик?
  • Кто к нему спешил в гости?
  • Какого цвета был Лягушонок?
  • Кто подарил Ослику бочонок мёда?
  • Кто подарил ему ромашку?
  • Какого цвета была ромашка?
  • Кто подарил Ослику орешек?
  • Какой лебедь подарил веночек?
  • Чем угощал Ослик своих гостей? (Обращайте внимание на единственное и множественное число существительных)

2. «Кого не стало?»

Назови кто нарисован на картинках

  • Кого не стало?

(Верблюда)

3. «Электроприборы»

Мама Славе говорила, что нельзя трогать электроприборы. Но Слава не знает Какие предметы нельзя трогать. Помоги ему:

  • Назови все картинки.
  • Назови электроприборы.

4. «Что лишнее?»

В каком слове нет звука [Л] (бананы)

– В каком слове нет звука [Л’] (заяц)

5. «Тихо – громко»

(Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Л’];

топни ногами, если услышишь звук [Л] )

МАЛЬЧИК

САМОЛЁТ

КРОКОДИЛ ВЕРТОЛЁТ КОРАБЛИК ПЧЕЛА СЛОН ЛЕВ

6. «Подбери слово к признакам и назови всё вместе»

КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ …(ЛУК)

СЛАДКИЙ, КРУГЛЫЙ …(АПЕЛЬСИН) ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ …(БАКЛАЖАН) ЖЁЛТЫЙ, КИСЛЫЙ …(ЛИМОН) КРУГЛОЕ, ЗЕЛЁНОЕ, СЛАДКОЕ …(ЯБЛОКО)

7. «Чистоговорки»

ЛА –ЛА – ЛА – Вот летит пчела

ЛУ – ЛУ – ЛУ – Я не боюсь пчелу

ЛО – ЛО – ЛО – У лодки есть весло

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – Длинноухие ослы

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – Паруса у корабля

ЛЁТ – ЛЁТ – ЛЁТ – Улетает самолёт

ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – Вот бежит олень

ЛОН – ЛОН – ЛОН – С колесом играет слон

8. «Учим стихи»

Мальчик кораблики в лужах пускал.

Смело по лужам мальчишка шагал.

Но туфли промокли и он заболел,

А он прогуляться ещё бы хотел!

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «ль» у дошкольников «Люба в летнем лесу»

Презентация к уроку

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное положение органов артикуляционного аппарата, необходимое для произнесения звука ЛЬ
  • автоматизировать звук ЛЬ в словах и предложениях

Развивающие:

  • развивать фонематический слух
  • развивать слуховое и зрительное внимание
  • развивать воображение
  • развивать мелкую моторику

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к природе
  • воспитывать навык самоконтроля

Оборудование: компьютер или ноутбук для демонстрации презентации; зеркало.

1. Оргмомент.

Логопед здоровается с ребенком. Просит вспомнить, какие звуки ребенок уже научился произносить правильно.

2. Постановка цели.

Логопед сообщает, что приготовил сюрприз.

На занятии мы познакомимся с девочкой и отправимся с ней гулять.

Ребенку предлагается угадать, как зовут девочку, если первый звук ее имени ЛЬ. Выслушав варианты ответа, логопед начинает презентацию.

3. Основная часть.

Логопед читает название презентации, обращает внимание ребенка на фоновую фотографию леса и спрашивает:

– Как ты думаешь, почему на картинке фотография леса? Какое показано время года? (Потому что будем гулять по лесу. Лето.)

Логопед читает: Знакомься: это Люба. Любе 5 лет. Люба любит лето!

Любе нашей в летний день
Делать кучу дел не лень.
Для начала, по порядку,
Люба делает зарядку.

Логопед:

– Подумай, какую зарядку может сделать Люба? (Утреннюю гимнастику, зарядку для глаз, артикуляционную гимнастику). Давай и мы с тобой сделаем зарядку для язычка. (Слайд 3)

В соответствии с методикой ребенок и логопед выполняют упражнения “Маляр”, “Индюк”, “Парус” (соответственно слайды 4, 5 и 6).

Логопед читает:

Люба села, кашу съела,
Сладкий попила чаек,
Причесалась, нарядилась
И пошла гулять в лесок.

Логопед читает:

Люба кушает конфетку,
Видит птиц на тонкой ветке.
Птички клювы открывают,
Птички песни распевают.

Упражнение “Поймай звук”.

Логопед просит ребенка внимательно послушать “птичьи трели” и хлопнуть в ладоши, если услышит звук ЛЬ.

ЛЯ ре ЛЮ ЛИ ра ло ЛЁ

ПЛИ фла блы БЛЮ кре ФЛЕ

Логопед читает:

В лес зашел – не торопись,
По сторонкам оглядись.
Высоко иль низко?
Далеко ли, близко?

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру “Далеко ли, близко?” Нужно внимательно рассмотреть картинку, найти названные предметы и четко сказать, далеко они или близко. При этом звук ЛЬ нужно произносить правильно.

Земляника … (бЛизко). Волк … (даЛеко). Мухоморы … (даЛеко). Гнездо с яйцами … (бЛизко). И т.д.

Логопед читает:

Люба по лесу идет,
Люба песенки поет.
Ля-лю-ля, ля-лю-ля –
Повтори-ка, как поет. (Ребенок воспроизводит слоговую последовательность.)
Ле-лю-ли, ле-лю-ли –
Повтори-ка, как поет. (Ребенок воспроизводит слоговую последовательность.)
Пля-плё-плю, пля-плё-плю –
Повтори-ка, как поет. (Ребенок воспроизводит слоговую последовательность.)

Логопед читает:

Красота вокруг какая!
Просто глаз не оторвать!
Я хочу быть как художник –
Буду лето рисовать!

Игра “Летняя палитра”

Логопед предлагает ребенку рассмотреть цветовую палитру, правильно назвать цвет краски. Спрашивает, какого цвета летом больше всего, какой цвет преобладает в природе? Правильно, зеленый. Ребенку предлагается придумать предметы, для которых художнику понадобится краска зеленого цвета. (После каждого правильного ответа ребенка по щелчку появляется зеленый кружок, чтобы можно было зрительно фиксировать, как много слов придумал дошкольник.)

Логопед хвалит ребенка и предлагает немного отдохнуть.

Динамическая пауза “Мы делили апельсин”. Стихотворение сопровождается активными движениями кистей рук, которые демонстрирует логопед. Они же отражаются на слайдах. Если данная физкультминутка проводится не впервые, то можно использовать только подсказки в презентации (без показа логопедом) или вовсе пропустить эти слайды.

Логопед читает:

Люба села на минутку,
Сразу вспомнила Мишутку.
– Что-то долго я гуляла
И по Мише заскучала.
Стало грустно мне гулять,
Прогулка надоела мне.
Лучше буду вспоминать,
Что мы вместе делали.

Упражнение “Вспоминалки”.

По просьбе логопеда ребенок составляет предложения по картинкам, используя глаголы во множественном числе, в прошедшем времени. Если ребенок затрудняется, логопед ставит вопрос: Что делаЛи Люба и Лютик?

При этом ребенок и логопед следят за правильностью произнесения звука “ЛЬ” в словах.

Люба и Лютик катаЛись на качеЛях.
Люба и Лютик гуЛяЛи по дорожке.
У Любы шЛяпка с аЛенькой Ленточкой.
Люба и Лютик танцеваЛи баЛет, как маЛенькие Лебеди.
Люба и Лютик помогаЛи маме.
Они повесиЛи беЛьё на веревку.

Логопед читает:

Хочет Любочка домой –
Нет нигде тропинки!
На листочке перед ней
Крошечка-улитка.
– Я скажу тебе загадки
Кто ответы к ним найдет,
Дам тому цветок волшебный,
Что до дома доведет.

Логопед читает загадки. По мере отгадывания и правильного произнесения слов-отгадок у цветка (по щелчку) появляются лепестки.

На дереве этом сидят обезьяны,
Срывают, едят и бросают бананы. (ПаЛьма.)

Он почти как апельсин:
С толстой кожей, сочный.
Недостаток лишь один –
Кислый очень-очень. (Лимон.)

Зонтик буду я держать,
И стараться их считать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Что же падает опять? (КапЛи.)

В лесу расту я маленькой,
Душистою и аленькой,
Но меньше, чем клубника…
Так кто я? …(ЗемЛяника.) (Г.Ступников.)

На одной странице птичка,
На другой странице дом.
Красками, карандашами
Разрисую весь … (аЛЬбом).

Через поле и лесок
К нам примчался голосок.
Он пришел по проводам.
Слышно ЗДЕСЬ – сказали ТАМ. (ТеЛефон.)

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин –
Независимый … (ПавЛин.) (В.Стручков.)

Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится?
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведет ее пилот.
Что же это? … (Самолет.)

Подведение итога.

Тот цветок, дружочек мой,
Девочку привел домой!
…Мы по лесу походили,
Любу нашу проводили,
Много ей мы помогали,
В игры с нею поиграли.
Вот и сказочке конец.
Ты, дружочек, молодец!

Логопед просит ребенка вспомнить, что делали на занятии, спрашивает, что особенно понравилось, хвалит за хорошую работу, активность и старание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: