Предельная наполняемость групп на школьном логопункте

Школьный логопункт
материал на тему

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. №2

Скачать:

Вложение Размер
shkolnyy_logopunkt.docx 56.31 КБ

Предварительный просмотр:

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. №2

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

– своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

– с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

– с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

к письму Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. № 2

Список обучающихся, имеющих нарушенияв развитии устной и письменной речи

учителя-логопеды высшей категории.

 С какой целью открываются логопункты в общеобразовательных школах?

“Логопункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

– своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся”.

/Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.

 Что является основной задачей логопеда общеобразовательной школы?

Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы – это предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи.

Именно поэтому, основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-х классов (детям 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

/см. кн.: Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ. – М.: АРКТИ, 1999/.

 На какое количество классов открывается логопункт в образовательном учреждении?

В соответствии с Письмом МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” логопункт создаётся в ОУ при наличии 5-10 классов I ступениначального образования.

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

 Какова предельная наполняемость школьного логопункта?

Предельная наполняемость логопедического пункта в общеобразовательном учреждении – не более 25 человек на 1 ставку.

В том случае, если учитель-логопед работает с детьми, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида в специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР, то предельная наполняемость – 15-20 человек.

Увеличение предельной наполняемости логопедического пункта неизбежно повлечёт за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования.

 В какие сроки осуществляется зачисление обучающихся в логопункт и комплектование групп?

Согласно Письму МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” отбор детей с нарушениями речи и комплектование групп осуществляется в сроки с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая (то есть в эти дни занятия с детьми не проводятся). При необходимости учитель-логопед может проводить перераспределение детей по группам и зачисление в логопункт вновь прибывших обучающихся в ОУ в течение года.

 Когда осуществляется выпуск обучающихся из логопедического пункта?

Выпуск обучающихся из логопункта осуществляется в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи /см. Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.

 Как определить сроки обучения ребёнка на логопункте?

Продолжительность коррекционного обучения детей зависит от тяжести нарушения речевого развития.

Так, дети с фонетическим недоразвитием речи зачисляются на логопункт сроком от 1 до 3-х месяцев (при нарушении 1-2 звуков) или до 6 месяцев (при нарушении 1-2 групп звуков).

Дети с фонетико-фонематическим /фонематическим/ недоразвитием речи и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются на логопункте 1,5-2 года.

Дети шестилетнего возраста с ОНР, дети с недостаточной сформированностью средств языка (при ЗПР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются 2 года.

 “По какой программе работает учитель-логопед в общеобразовательной школе?”

Специально разработанной программы обучения детей с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательной школе нет.

Организация, основное содержание и приёмы формирования необходимых предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения в школе, а также методы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи изложены в Письме МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”, в методическом пособии А.В.Ястребовой “Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ” (Москва, 1999г.).

РПМПК Калининского РУО и Методическим объединением учителей-логопедов МОУ района разработаны перспективные планы работы с обучающимися в 1-х, 2–4-х классах общеобразовательной школы.

 “Можно ли брать детей на логопедические занятия с уроков?”

Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) /см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.

Занятия с остальными обучающимися на логопункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ. Обучающихся в С(К)К VII вида можно приглашать в часы коррекционных занятий (предусмотренных учебным планом) по согласованию с учителем: с одной частью детей учитель проводит индивидуальные и коррекционные занятия, с другой частью – логопед проводит логопедические занятия.

 Кто несёт ответственность за обязательное посещение занятий логопеда?

Ответственность за обязательное посещение обучающимимся занятий на логопункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель образовательного учреждения.

Если обучающийся систематически пропускает занятия, логопеду следует организовать работу с семьёй, согласовывая свои действия с другими педагогами школы (учителями, психологом, социальным педагогом).

 В чьи обязанности входит контроль и руководство деятельностью школьного логопункта?

Обязанности по руководству и контролю за организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (УВР) /см. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.1989г. №17-154-6 “О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР”/.

Заместитель директора по УВР, имеющий специальное дефектологическое образование, вправе осуществлять также и методический контроль и руководство работой школьного логопедического пункта.

По заявке образовательного учреждения специалисты РПМПК проводят патронаж школьного логопункта по выявленной проблеме.

 Может ли директор школы временно перевести учителя-логопеда на другую работу?

Руководствоваться необходимо ст. 74 Трудового кодекса РФ: “В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведён на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

С письменного согласия работник может быть переведён на работу, требующую более низкой квалификации”.

 Как производится оплата труда учителя-логопеда логопункта ОУ?

Оплата труда учителя-логопеда производится из расчёта 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на оформление документации.

Производится оплата за работу по проверке тетрадей обучающихся на логопедическом пункте.

/см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.

Согласно пункту 6.1.14. “Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений” (Приложение к письму МО РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001г. № 20-58-196/20-5/7) учителям-логопедам логопедических пунктов повышение ставки заработной платы (должностного оклада) производится на 20%.

Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих кроме отклонений в развитии речи другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

/см. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г. №20-58-07ИН20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”/.

 Какое количество этилового спирта должно выделяться логопеду для обработки рук и инструмента?

В соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения РСФСР от 05.01.1977г. №8-12/25 учителю-логопеду логопункта общеобразовательной школы выделяется 25 граммов этилового спирта на 1 ребёнка в год (10 учебных месяцев), то есть 2,5 грамма на каждого обучающегося в месяц.

–>Современный детский сад –>

Каталог статей

Фрагмент дистанционного блиц-семинара 12 октября 2016 года к.п.н., профессора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. Блиц-семинар прошел в рамках работы научно-методического объединения “Современный детский сад: психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ” кафедры дошкольной дефектологии Института детства. Электронный адрес: https://www.facebook.com/events/221024438316734/

Про контингент

Семенова Светлана Викторовна 16:06

Подскажите пожалуйста документ, регламентирующий количество воспитанников в кабинете коррекции речи или такой формы работы вообще не существует?

Фадеева Татьяна Юрьевна 16:16

какой документ определяет количество детей на дошкольном логопункте?

Серебрякова Светлана Николаевна 16:42

в каком документе прописано , что в течении месяца логопед занимается с 15 детьми, у нас заставляют брать 25 человек

Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 ” Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” Министерства образования РФ: “Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек”.

РАЗЪЯСНЕНИЯ Департамента образования г. Москвы по организации работы учителя-логопеда в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (Инструктивное письмо № 2-34-20 от 11.08.2005): “Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек”

Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г): “Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года”.

Людмила Редикульцева 16:46

На какое основание ссылаться, чтобы руководству показать норму зачисления 15 детей на логопункте. В данное время зачисляют 25 и почти все ОНР 4 уровня. Очень не просто. Да ещё и всех детей сада обследовать, направлять на ПМПК , готовить документы. и в это же время параллельно ты должен умудриться вести занятия с 25 детьми

Нормой является 25 детей в год. Они могут быть зачислены в течение года (основание такой неодновременной записи есть в следующем документе: Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 ” Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” Министерства образования РФ. “Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года”).

Однако если в регионе есть более поздние документы на уровне приказов, а не инструктивных писем, то можно ориентироваться на них. В частности,

Приказ Департамента Образования г.Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» указывает, что в месяц логопед занимается с 15 обучающимися. Остальные – до 25 человек – могут зачисляться на логопункт в течение года.

Лидия Агафонцева 16:12

Скажите пожалуйста! Может ли более 25 человек превышать на логопункте?

К сожалению, практика показывает, что может: предельная наполняемость должна быть установлена в “Положении о логопункте”, утвержденным локальным актом организации на основе соответствующих федеральных и региональных документов. Однако на данный момент они чаще всего носят не распорядительный, а рекомендательный характер (представлены в виде инструктивных писем, а не приказов). Соответственно, рекомендуемая норма в 25 человек иногда применяется не к учебному году, а к семестру (полугодию) в тексте такого “Положения. “. В итоге будете работать с 50 обучающимися в год.

Фадеева Татьяна Юрьевна 16:15

из 25 детей сколько должно быть с ОНР?

Нет таких правоустанавливающих документов. Есть расчеты, опирающиеся на ОКВЭД и Ведомственный перечень образовательных услуг при формировании государственного задания и финансового плана на год. Если ориентироваться на них, то дети с ОНР просчитываются по услуге 138 (индивидуальная работа) и 139 (групповая работа) по 18 и 36 часов на человека в год. Соответственно, при равном соотношении групповой и индивидуальной нагрузки, достаточно 14 человек для перекрытия ставки в 720 часов в год.

Татьяна Рыбаченко 16:17

Сколько детей должно быть на ставку логопеда на группе? и на логопункте д.с?

Все зависит от норматива подушевого финансирования на одного нормально развивающегося ребенка в год и от того, какие коэффициенты используются регионом для увеличения оплаты дето-часа или ученико-часа при работе с ребенком с ТНР (для работе в компенсирующей группе) или низкой речевой и языковой нормой, ФФН и ФФНР (для работы на логопункте). В Московском регионе получается, что для логопеда компенсирующей группы достаточно 14 человек, логопункта – 17 человек.

Примерно этот же норматив закреплен в Приказе Департамента образования города Москвы «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний ГОУ, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» от 01.03.2011 №166, в котором говорится, что “должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи” (.п.16).

Корниенко Елена Валерьевна 16:19

На школьном логопункте предельная наполняемость 25 человек. А что делать с остальными учащимися?

Ставить в резерв, активизируя его во время болезни и непосещений занятий со стороны зачисленных детей, и частично расформировывая подгруппы в следующем полугодии, выпуская с логопункта детей с хорошей динамикой речевого и языкового развития.

Что делать с теми, до кого такая очередь не доходит, – решать ППК организации: на основании результатов вашего обследования и ходатайства ППК руководитель учреждения принимает решение о выделении дополнительной ставки учителя-логопеда (в такой очереди должно быть не менее 25 обучающихся).

Логинова Надежда Александровна 16:23

Здравствуйте! В общеобразовательной школе есть классы 7 вида (с 1-го по 9й), введены 1,5-ставки логопеда для работы в классах коррекции. Сколько человек должно быть набрано? Какие документы регламентируют количество учащихся с ЗПР в общеобр. школе?

По этому поводу действующим документом является ПИСЬМО Министерства образования от 20 июня 2002 года N 29/2194-6 “О Рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида”. Это то, что связано с работой в условиях классов коррекции. Однако действующей нормы по количеству обучающихся в нем не зафиксировано.

Если такие классы функционируют при общеобразовательной школе и дети находятся в условиях частичной или полной интеграции, то такая норма появляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями), “32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: . учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья”.

При наличии 9 классов на них предполагается 54 часа мониторинга нарушений устной и письменной речи. В неделю по 3 часа – на консультационную работу в соответствии с нагрузкой в 1,5 ставки (30 часов), значит за 36 недель уйдет 108 часов. Из 1080 часов на 1,5 ставки в год (36 недель) на перечисленное уйдет 162 часа и останется 918 часов.

Далее просчитываем групповую и индивидуальную работу. Нормативы расчета одинаковые для ЗПР и ТНР – 18 часов на индивидуальные и по 36 часов на групповые формы работы. То есть по 54 часа на одного ребенка. Получается 17 обучающихся в семестр или в год, в зависимости от вашего Положения (в нем должен быть прописан при этом норматив в 12 детей на 1 ставку, в соответствии с вышеупомянутым документом).

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Логинова Надежда Александровна 17:16

В ПОЛОЖЕНИИ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. МОСКВЫ Утвержденным приказом Московского департамента образования Правительства Москвы от 29.05.95 г. 217 указано количество 15-20 учащихся на ставку логопеда. Есть ли другие положения? Можно ли работать, исходя из данного положения?

Документ ссылается на Типовое положение, которое отменено, и на региональную программу “Столичное образование”, которая в то время функционировала. Поэтому не советовала бы им пользоваться.

Ориентируйтесь на Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями) и на Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный N 22637) и от 25 декабря 2013 г. N 72 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный N 31751).

Ирина Креховецкая 16:38

SOS. работаю в ДОУ на логопункте, дети с диагнозами ФФНР стертая диз. 7 чел. остальные ОНР с 4 по 1 уровень речевого развития из них 4 ЗПР. Как добиться “порядочной” комплектации. Сложных детей просто не куда отправлять, все коррекционные группы переполнены.

7 детей с ФФНР идут по нормативу индивидуальной работы, в соответствии с Ведомственным перечнем образовательным услуг. Например, по Москве – по 9 часов на ребенка в год. Это 63 часа.

4 ЗПР и оставшиеся 14 ОНР финансируются одинаково: по 54 часа на ребенка. Выходит – 972 часа.

Итого у вас 1035 часов, то есть почти 1,5 ставки. Перебор в 315 часов. Это часы – накладки индивидуальных форм работы на подгрупповые. Значит, нужно вводить совместно-индивидуальные занятия в парах и тройках по сходству нарушений звукопроизношения (вводя их для “лишних” по нагрузке 6 человек в месяц и меняя контингент детей каждые 2 месяца) и организовать 3 подгруппы по 9 человек.

Виталий Додонов 16:50

Лариса Додонова. Не будет ли нарушением прав ребенка занятия на логопункте с ОНР? Ведь не все условия выполняются. И воспитатели не занимаются и логопеду на занятия отдают неохотно.

Все зависит от конкретных условий реализации индивидуального образовательного маршрута и запросов родителей. Нужно работать, в первую очередь, с ними.

Наталья Викторовна, в логопункт ДОУ зачислены 25 детей (9 детей – ОНР III уровня (ТНР). Дизартрия и 16 – ФФНР. Дизартрия. Вот и получатся 25 детей ежемесячно.

Не могу сказать, что это единственный вариант организации вашей работы в данных условиях. Вы можете гибко менять состав подгрупп в течение полугодия и года. С кем-то – заниматься в первую очередь, с кем-то – во вторую и третью. Потом делать перестановки и менять приоритеты.

Бабушкина Татьяна Григорьевна 16:54

Я работаю с детьми 1-7 классов в коррекционной школе 8 вида. В данный момент при нагрузке 21 час у меня 52 ребёнка. Только в 1классе – 12 детей, которым рекомендована логопедическая помощь, в 4 классе 11детей со сложной структурой дефекта, почти все безречевые (с-м Дауна, аутисты, алалики) А у меня ещё 6 классов. Как работать?

Я не могу сделать просчет рабочей нагрузки, так как данные неполные. Однако даже из того, что вы изложили, видно, что это нелегкий труд. Для безречевых детей, обучающихся со сложной структурой дефекта нужно требовать выделение на каждые 6 человек ставки тьютора (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями)). Этот человек будет обеспечивать индивидуальную поддержку ребенка в совместно-индивидуальных формах работы с обучающимися. Кроме того, стоит задуматься о том, чтобы подключать к своей работе других специалистов: учителей музыки, рисования и т.д., – вводя практику бинарных уроков (внакладку с их уроками) и организуя с ними разные формы внеклассной работы и обучая приемам совершенствования и закрепления речевых и языковых навыков.

Предельная наполняемость групп на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах

Перечень отчетной документации студента логопедической практики на школьном логопункте.

1. Дневник педагогической практики:

v Индивидуальный план с отметкой о его выполнении.

v Речевые карты (не менее 2).

v Планы коррекционной работы: индивидуальная коррекционная программа логопедической работы с двумя детьми, перспективный план занятий на основной этап логопедической практики в школе.

v Отчет об оказании помощи общеобразовательному учреждению (изготовление пособий, игрушек, атрибутов к играм, оформление помещения и др.)

v Отчет о прохождении практики (анализ профессионального становления, реализация задач

v педпрактики, самооценка выполнения различных видов деятельности).

v Характеристика студента-практика, с подробным анализом деловых, организаторских данных, уровень методической подготовки и владения практическими навыками коррекции речи, указывается, какой вклад внес студент в пропаганду дефектологических знаний, в создание предметно-развивающей и коррекционной среды. Характеристику составляет руководитель практики. Подписи руководителя учреждения и руководителя практики заверяются круглой печатью учреждения; прописью указывается оценка.

2. Конспекты 2 зачетных логопедических занятий по коррекции различных видам нарушений письменной речи (с приложением дидактического материала). Конспекты зачетных видов деятельности должны быть заверены групповым руководителем (без утверждения конспекта студент к зачетному занятию не допускается).

Форма аттестации

По итогам производственной логопедической практики студент получает дифференцированный зачет.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

а) предельная наполняемость речевых групп

Предельная наполняемость групп на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах

Группы обучающихся Предельная наполняемость (человек)
с общим недоразвитием речи до 4
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи до 5
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речи до 6
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи до 4
с недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи до 5
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи до 6
Заикающиеся до 4
с недостатками произношения отдельных звуков до 7

Минимальная наполняемость группы 3 человека.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общие недоразвития речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общими недоразвитием речи, – не менее 3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи, – не менее 2-3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический дефект – не менее 1- 2 раз в неделю;

• с заикающимися обучающимися – не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня, дефекты речи, обусловленные нарушением подвижности и строения органов речевого аппарата.

Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перерывы по 10-15 минут. Этовремя логопед может использовать для проверки письменных работ, учета и анализа ошибок и для другой работы по своему усмотрению. Логопедические занятия проводятся после уроков. Учеников, посещающих группы продленного дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатели групп, также как и учитель начальных классов не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду. Расписание должно находиться в каждой группе продленного дня. Оно составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников 1-х классов занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же время. Занятия с группами учащихся 2-х, 3-х, 4-х классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий назальный оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).

Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи.

Основной причиной, по которой младшие школьники обращаются на логопункт при общеобразовательной школе, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).

Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения.

Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.

Одной из задач является диагностика сложных пограничных на­рушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).

В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда – определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, обусловленные основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднений в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи).

Предельная наполняемость групп на школьном логопункте

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

1. Общие положения

1.1. Логопедический пункт школы создается в общеобразовательном учреждении в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273, Уставом МБОУ СШ № 14, письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Инструктивно-методическим письмом о работе учителя – логопеда при образовательной школе (Бессонова Т. П. 2008г.).

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта, создаваемого в МБОУ СОШ № 14 в установленном порядке для детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии.

2. Задачи логопедического пункта.

2.1. Логопедический пункт школы организуется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:

  • диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
  • распространение знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

3. Порядок комплектования групп и организация деятельности логопедического пункта.

3.1. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования.

3.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся МБОУ СШ № 14, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

3.3. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, и заключения территориальной ПМПК.

3.4. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

3.5. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года, по мере освобождения мест. По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

3.6. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнале движения. На каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту по форме. Приложение № 1 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года № 2.

3.7. Предельная наполняемость логопедического пункта образовательного учреждения – не более 25 человек.

3.8.Учитель-логопед формирует группы детей для занятий. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.

3.9. Групповые занятия проводятся:

– с обучающими, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;

-с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного – двух раз в неделю;

-с заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.

Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению 1.

3.10. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

3.11. Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

3.12. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

3.13. Продолжительность группового занятия составляет 40-45 минут, продолжительность индивидуального занятия 15 – 20 минут.

3.14. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время, с учётом режима работы общеобразовательного учреждения.

3.15. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) с согласия родителей (законных представителей).

3.16. Ответственность за посещение занятий в логопедическом пункте несут учитель – логопед, классный руководитель, родители (законные представители).

3.17. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.18. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем – логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования, получения консультативной помощи врачами – специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

3.19. Информация о результатах обследования, заключения логопедов дошкольных учреждений из медицинских карт, иная информация, связанная с обследованием, лечением детей у специалистов, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Обязанности и права учителя – логопеда.

4.1. Учителем – логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».

4.2. Учитель – логопед

  • несёт ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп;
  • проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленную первичным речевым нарушением;
  • ведёт основную документацию:

– журнал по движению обучающихся, зачисленных и выпущенных из логопедического пункта;

– список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

– журнал учёта посещаемости логопедических занятий обучающимися;

– годовой план работы логопедического пункта с учётом всех направлений работы (коррекционно-диагностического, санитарно-просветительского, методического);

– паспорт логопедического кабинета;

– перспективное планирование работы с обучающимися;

– заполняет речевые карты на каждого обучающегося в логопедическом пункте;

– составляет расписание групповых и индивидуальных занятий для обучающихся, зачисленных в логопункт, заверенное директором школы;

– осуществляет систематическую проверку тетрадей для коррекционных логопедических занятий, тетрадей по развитию речи, контрольные диктанты.

  • осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку), оказывает консультативную помощь учителям образовательного учреждения в определении причин неуспеваемости или трудностей обучения, даёт рекомендации по их преодолению;
  • ведёт свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению трудностей обучения или неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;
  • поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
  • участвует в работе методических объединений и учителей – логопедов;
  • систематически повышает свою квалификацию;
  • представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте.

5. Руководство и контроль работы логопедического пункта.

5.1. Непосредственное руководство и контроль работы учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР.

5.2. На директора школы возлагается ответственность за обеспечение логопункта необходимым оборудованием, соответствие его санитарно-гигиеническим нормам и ремонт помещения.

Логомаг

Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

Положение о логопедических группах → Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ

Положение о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города _____ № _____ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью

1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

– общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

– фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

– фонетическое недоразвитие (ФН);

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один – два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

– недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

– деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

– грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

– нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

– задержку психического развития;

– фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

– заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

– с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи – не менее трех раз в неделю;

– с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

– в старшей группе – 20-25 минут;

– в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедическим пунктом

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая ДОУ:

– обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

– подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

– обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

– обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

– обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

– комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;

– проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

– готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

– осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

– представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

– поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

– информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;

– ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

– участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

– повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

– журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

– перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

– журнал учета детей, зачисленных на логопункт;

– индивидуальные тетради для занятий с детьми;

– отчет логопеда за год.

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.

5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.

5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:

ДОКУМЕНТЫ ПМПК

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК

Данная карта заводится на каждого ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК. При повторном обращении на комиссию Карта обязательно предоставляется вместе с остальными документами (в соответствии с Приказом Министерства образования Свердловской области). При её отсутствии в проведении диагностики будет отказано.

Данный вариант Карты доработан педагогами-психологами образовательных учреждений с целью удобства её заполнения. Образовательные учреждения могут воспользоваться предложенными способами работы с Картой либо дополнить её своими.

При отсутствии в образовательном учреждении таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог, соответствующие страницы Карты и те пункты, которые он может отследить, заполняет учитель, основываясь на педагогическом наблюдении за ребёнком в процессе учебной деятельности.

Карта учёта динамики развития ребёнка

карта доработанный вариант.pdf

Adobe Acrobat Document 634.5 KB

Как заполнять “Индивидуальную карту учёта динамики развития. ” – памятка для педагогов

Как было сказано выше, “Карта учёта динамики развития” – документ обязательный.

Для чего он нужен? Кто должен его заполнять? Как это сделать правильно и с наименьшими временными и энергетическими затратами (особенно если в образовательной организации отсутствуют такие специалисты, как психолог, логопед и т.д.)? В памятке вы найдёте ответы на все эти (и другие) вопросы.

Памятка по заполнению Карты

памятка по заполнению Карты.docx.pdf

Adobe Acrobat Document 141.4 KB

Памятка по подготовке к обследованию на ПМПК

Уважаемые педагоги и родители!
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с Памяткой перед началом работы! В ней вы найдёте пошаговый алгоритм подготовки документов ребёнка к ПМПК, а также подробные разъяснения по их заполнению.

Список документов на ПМПК

Обращаем ваше внимание, что перед поездкой на ПМПК необходимо ещё раз по списку проверить наличие всех документов, так как отсутствие некоторых из них может быть основанием для отказа в обследовании ребёнка.

Необходимо обратить внимание на список документов для повторного обследования участников ГИА.

Заявления от родителей на ПМПК

В зависимости от того, кто является законным представителем детей, заполняется соответствующий бланк заявления (от родителей, от опекуна, от государственного опекуна).

Каждый родитель ставит подпись в заявлении своей рука (подпись “за
другой” не допускается!).

Объяснительная от родителей на ПМПК

В случае отсутствия у ребёнка одного из родителей (умер, развелись, неполная семья и др.) существующий родитель оформляет объяснительную.

Медицинская выписка на ПМПК

Медицинская выписка заполняется участковым педиатром (в поликлинике) на основании амбулаторной карты. К выписке прикладываются справки специалистов (невролога, психиатра, окулиста, отоларинголога, хирурга). Данные документы действительны в течение 6 месяцев.

Педагогическое представление (характеристика) на ПМПК

В конце характеристики указывается дата её составления. Данный документ обязательно подписывается классным руководителем и руководителем образовательного учреждения, заверяется печатью. Желательно ознакомить с характеристикой и родителей, в этом случае они также ставят свою подпись.

Чтобы вы могли правильно и легко написать характеристику на ребёнка для ПМПК, мы подготовили для вас статью. Читать статью

Логопедическое представление (характеристика)

Логопедическое представление или характеристика воспитанника, обучающегося, выданная учителем-логопедом ( для тех, кто посещал занятия учителя-логопеда).

Согласие на обработку персональных данных

Обработка персональных данных осуществляется исключительно в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов; возможности в реализации конституционных прав на образование ребенка.

Читайте также:
Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: