интернет проект BeginnerSchool.ru
Сайт для детей и их родителей
- Главная
- Русский язык
- Математика
- Статьи
- Подготовка к школе
- Программы обучения
- Начальная школа
- Основные правила
- Проекты
- Детские стихи, рассказы и сказки
- Скачать
- Детям
- Достопримечательности
- Родителям
- Электронный дневник
- Прием в школу
- Видеоуроки
- Игры on-line
- О проекте
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (каки ми ?) вкусны ми .
Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .
Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лих ой , смел ый , велик ий
Средний род : как ое ? -ое , -ее : бел ое , син ее
Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (как ой ?) смел ый . м.р. ИП
Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближн его , весел ого .
Сережа позвал своего любимого щенка → позвал (кого?) щенка РП , щенка (как ого ?) любим ого . м.р. РП
Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красив ому , ближн ему .
Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (как ому ?) красив ому . с.р. ДП
Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорош им , весел ым .
Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромн ым . м.р. ТП
Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о весел ом , о ближн ем .
Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (как ом ?) любим ом . м.р. ПП
Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , – ей . красив ой , старш ей .
Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (как ой ?) весел ой . ж.р. ТП
В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , – ею .
Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания – ую , – юю .
Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечерн юю . ж.р. ВП
Спасибо, что Вы с нами!
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
- Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.
- Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
- Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
- Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
Понравилась статья – поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Проверяем безударные окончания прилагательных по карточкам
- Правила для безударных окончаний прилагательных
- Карточки-таблицы: какую букву писать после основы
- На твердый согласный
- На мягкий и шипяший
- В притяжательных прилагательных на -ий
Зачастую у многих учащихся как средней, так и начальной школы возникает вопрос, как проверить безударные гласные в конце прилагательных. Правописание зависит от рода, падежа и числа проверяемого слова, а также от того, на какой звук заканчивается основа начальной формы: мягкий, твёрдый или шипящий.
Правила для безударных окончаний прилагательных
Для того, чтобы определить окончание с безударной гласной в прилагательном, необходимо следовать общему алгоритму. Последовательность действий:
1 | Таким образом, чтобы выбирать нужные окончания прилагательных при письме, необходимо уметь отыскивать в предложении связанные существительные и правильно задавать вопросы. Второй этап – определение падежа, рода и числа слова. Третий – проверка звуков. Все эти факторы в совокупности способствуют грамотному написанию текстов. | [спелая] груша |
2 | От существительного к прилагательному задать вопрос. | Груша какАЯ? спелая |
3 | Найти окончание вопроса. | -ая |
4 | Следовать правилу: в конце прилагательного – те же буквы, что и в конце вопроса. | Спелая |
Гласная окончания в вопросе | После согласной основы | |
на твердую | на мягкую | |
О | О | Е |
У | У | Ю |
Кроме этого, окончание прилагательного зависит от конечной согласной основы слова и падежа.
Карточки-таблицы: какую букву писать после основы
Существуют общие правила написания безударных окончаний разных имен прилагательных в соответствии с падежами:
На твердый согласный
Безударный гласный в окончании имени прилагательного с основой, заканчивающейся на твёрдый согласный звук:
Падеж | Варианты окончания | |||
М.р. | С.р. | Ж.р. | Мн.ч. | |
Именительный | -ый, -ой старый, молодой |
-ое старое |
-ая молодая |
-ые молодые |
Родительный | -ого старого |
-ой молодой |
-ых старых |
|
Дательный | -ому молодому |
-ой старой |
-ым молодым |
|
Винительный | -ый, -ой-, -ого старый, молодой, старого |
-ое молодое |
-ую молодую |
-ые старые |
Творительный | -ым старым |
-ой, -ою молодой, старою |
-ыми молодыми |
|
Предложный | -ом о молодом |
-ой молодой |
-ых старых |
На мягкий и шипяший
Правописание гласных в окончаниях после шипящих зависит от ударения. Если окончание безударное, то пишется Е, в противном случае – О.
горЯчее | горячО |
горЯчее | чужОй |
Склонения прилагательных с мягкой основой можно представить в таблице:
Падеж | Варианты окончания | |||
М.р. | С.р. | Ж.р. | Мн.ч. | |
Именительный | -ий мягкий |
-ее домашнее |
-яя летняя |
-ие вешние |
Родительный | -его зимнего |
-ей домашней |
-их вешних |
|
Дательный | -ему домашнему |
-ей домашней |
-им домашним |
|
Винительный | -ий домашний |
-ее домашнее |
-юю домашнюю |
-их домашних |
Творительный | -им вешним |
-ею, -ей домашней/ею |
-ими вешними |
|
Предложный | -ем вешнем |
-ей вешней |
-их вешних |
Склонения с основой на шипящий:
Падеж | Варианты окончания | |||
М.р. | С.р. | Ж.р. | Мн.ч. | |
Именительный | -ий рыжий |
-ее, -ое рыжее, большое |
-ая горячая |
-ие большие |
Родительный | -его, -ого рыжего, большого |
-ей, -ой горячей, большой |
-их рыжих |
|
Дательный | -ому, -ему большому, рыжему |
-ей, -ой рыжей, большой |
-им большим |
|
Винительный | -ий, -ее, -его рыжий, рыжее, рыжего |
-ое большое |
-ой, -ую горячую |
-их, -ие жгучих, жгучие |
Творительный | -им рыжим, горячим |
-ою, -ой, -ею, -ей рыжей/ею, большой/ою |
-ими горячими |
|
Предложный | -ем, -ом рыжем, большом |
-ей, -ой рыжей, большой |
-их горячих |
В притяжательных прилагательных на -ий
В притяжательных прилагательных, которые оканчиваются на -ий (птичий), всегда употребляется «ь» перед окончанием. Исключение составляют формы в именительном или винительном (муж. р. мн. ч.) падеже.
Склонение притяжательных прилагательных с суффиксом -ий-:
Падеж | Варианты окончания | |||
М.р. | С.р. | Ж.р. | Мн.ч. | |
Именительный | -ий лисий |
-е лисье, большое |
-я лисья |
-и лисьи |
Родительный | -его лисьего |
-ей лисьей |
-их лисьих |
|
Дательный | -ему лисьему |
-ей лисьей |
-им лисьим |
|
Винительный | -ий, -е лисьий, лисье, |
-ю птичью |
-и, -их лисьи, лисьих |
|
Творительный | -им лисьим |
-ей лисьей |
-ими лисьими |
|
Предложный | -ем о лисьем |
-ей лисьей |
-их лисьих |
Таким образом, чтобы выбирать нужные окончания прилагательных при письме, необходимо уметь отыскивать в предложении связанные существительные и правильно задавать вопросы. Второй этап – определение падежа, рода и числа слова. Третий – проверка звуков. Все эти факторы в совокупности способствуют грамотному написанию текстов.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Основные методы: репродуктивный метод, метод самоконтроля, частично – поисковый метод, аналитико-синтетический метод, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
Задачи:
- Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
- Научить детей проверять безударные окончания прилагательных.
- Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи.
- Воспитывать любовь и интерес к языку.
Исходный уровень знаний и умений учащихся:
- Учащиеся знают:
- Лексическое значение прилагательного, изменение имён прилагательных по родам, числам.
- Зависимость форм имени прилагательного в предложении от форм существительного.
- Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,числе, падеже.
Учащиеся умеют:
- Устанавливать связь слов в предложении, находить существительное, от которого зависит прилагательное, умеют правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием в вопросе.
- Определять падежи имён существительных.
Оборудование:
- Учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык. 4 класс”.
- Сигнальные карточки “Верно – неверно”.
- Карточка-ключ.
- Карточки для практической работы.
- ТСО.
- Сборник упражнений. Т.В.Шклярова. 4 класс.
- Схема-алгоритм.
Основные этапы урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Сообщение домашнего задания и его инструктаж. (1 мин.)
- Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Изучение нового материала. (19 мин.)
4.1.Сообщение темы и задач урока. (2 мин.)
4.2. Минутка чистописания. (2 мин.)
4.3. Словарная работа. (3 мин.)
4.4. Наблюдение за изменением прилагательных мужского и среднего рода по падежам. (12 мин.)
- Первичное закрепление материала. (5 мин.)
- Физкультминутка. (1 мин.)
- Выработка умений и навыков. (8 мин.)
- Выявление результативности усвоения новых знаний. Самостоятельная работа. (5 мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия собственной деятельности. (2 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
2. Сообщение домашнего задания и его инструктаж
Учитель: Начинаем урок русского языка. Открывайте дневникии запишите домашнее задание. Инструктаж к нему получите в ходе урока.
3. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний
Учитель читает запись, написаннуд на доске:
Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова,
А не то бесследно разлетятся!
– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.
(На доске написаны окончания имён прилагательных.)
АЯ, ОГО, ОЕ, ЯЯ, ОМ, ОМУ, ЫЙ, ИЕ, ЫМ, ЕЕ, ИЙ, ОЙ, ЫЕ
– Ребята, как по вашему мнению, что записано на доске?
– Назовите знакомые вам окончания.
– Расскажите всё, что о них знаете?
– Как определить род имён прилагательных?
– Прочитайте окончания, которые остались на доске.
– К какому роду можно отнести эти окончания?
4. Изучение нового материала
Учитель: Попробуем найти ответ на этот вопрос.
1.Сообщение темы и задач урока.
– Просклоняйте прилагательное мужского рода “РЕЗИНОВЫЙ” и прилагательное среднего рода “ЛАСКОВОЕ” вместе с существительными, к которым они относятся.Выделите окончания в прилагательных и вопросах.
– Внимательно посмотрите и назовите, в каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?
– Ребята, определите тему нашего урока.
– Да, сегодня, тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода ”.
– Сформулируйте задачи урока.
Приложение 1
- Познакомимся с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
- Научимся проверять безударные падежные окончания прилагательных.
- Будем развивать речь, верно употребляя прилагательные.
2. Минутка чистописания.
– Запишите красиво в тетрадь окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
Работа по учебнику.
– Ребята, откройте учебники на стр. 126 и найдите таблицу. Приложение 2
– Давайте убедимся в правильности нашего высказывания.
3. Словарная работа.
ЖЕЛТОК, ЧЕРНОТА, ЗОЛОТО, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО, ОВОЩ, ОГУРЕЦ.
– Какой частью речи выражены слова?
– Что такое существительное?
– Кто может ещё сказать, что это за слова?
Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные.
– Какой частью речи выражены слова?
– Найдите среди них и подчеркните слова – синонимы.
– Какие синонимы можно подобрать к этим словам?
4. Наблюдение за изменением прилагательных м.р.и ср.р. по падежам.
(На доске записано предложение.)
АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТ… СПЕЛ… КОЛОСОМ И ЗОЛОТ… СПЕЛ… ЗЕРНОМ.
– Назовите имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны?
– Что вы можете сказать о словосочетаниях ЗОЛОТОЙ КОЛОС и ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО?
– Кто может объяснить смысл этого выражения?
Задание: списать предложение, вставить пропущенные окончания прилагательных. Выделить окончание.
(На обратной стороне доски пишу предложение с вставленными окончаниями прилагательных.)
АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ КОЛОСОМ и ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ ЗЕРНОМ. )
– Проверьте свою запись с доской.
– Просигнальте правильность выполнения упражнения.
– В каком прилагательном написание окончания не вызвало затруднения?
– В каком прилагательном написание окончания вызвало затруднение?
– Просклоняйте прилагательное вместе с существительным по вариантам:
1-й вариант – КОЛОС ЗОЛОТОЙ СПЕЛЫЙ
2-й вариант – ЗЕРНО ЗОЛОТОЕ СПЕЛОЕ
– Сравните окончания прилагательных и окончания в вопросе под ударением и безударные.
– Какой вывод можем сделать?
– Правы ли мы – узнаем, прочитав правило в учебнике на стр.126.
– Кто сможет повторить, как пишется безударное окончание прилагательного?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?
– Ребята, существует памятка, которая будет вашей помощницей на уроках при правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
– Эту памятку нужно запомнить и использовать при выполнении домашнего задания упр.285, стр.126. Приложение 4
5. Первичное закрепление материала
– А теперь вас ждёт серьёзная работа. Вы должны показать хорошо ли поняли новую тему.
– У вас на партах лежат карточки с заданием.
(3-й уровень учащихся получают карточки с заданием.) Приложение 5
– Те, у которых зелёный кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить окончание прилагательных, используя памятку.
(2-й уровень учащихся работают с упр.81, стр.21 “Сборник упражнений”.)
– Те, у которых синий кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить пропущенные буквы. Объяснить свои действия.
(1-й уровень учащихся – работа с текстом.)
– Те, у которых красный кружок в правом углу, вам следующее задание: списать текст, подобрать прилагательные, определить падеж,род.
Выборочная проверка тетрадей.
6. Физкультминутка
7. Выработка умений и навыков
– Сейчас для вас новое задание на карточках. Приложение 7
Задание: распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте пропущенные буквы; выделите окончания прилагательных.
ПЕРЕД БЛЕДНЫМ ЮНОШЕЙ,
О БАГРЯНОМ ЗАКАТЕ,
ОТ БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА,
О ВЕРНОМ ДРУГЕ.
В ДОБРОМ СЕРДЦЕ,
ОТ ВЕТВИСТОГО ДЕРЕВА,
ПЕРЕД КАПУСТНЫМ ПОЛЕМ,
ОТ КИСЛОГО МОЛОКА.
– Оцените свою работу. Выполнил верно – знак «+». Есть ошибки – знак «–».
– Сравните безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?
– Что можете отметить?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?
8. Выявление результативности усвоения новых знаний
– Проверим, как усвоили новый материал. Задание на выбор. Приложение 8
I. Задание: прочитайте три предложения под одной цифрой слева и справа. Составьте из них одно предложение – рассуждение.Укажите род, число, падеж прилагательных 1 предложения.
1.Сегодня тёплый воскресный день. | Значит, завтра будет хорошая погода. Значит, завтра понедельник. | |
2.Лягушки и жабы живут только в пресной воде. | Значит, их нет в солёных морях и озёрах. Значит, они не выходят на сушу. | |
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. | Значит, этот цветок имеет лечебные свойства. Значит, это комнатное растение. |
II. Задание: соедини стрелками части предложений.
1. Сегодня тёплый воскресный день | Поэтому их нет в солёных морях и озёрах. | |
2. Лягушки и жабы живут только в пресной воде. | Значит, этот цветок имеет лечебные свойства. | |
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. | Поэтому завтра понедельник. |
– Проверьте свои работы по карточкам – ключам. Приложение 9
Проверка заданий идёт одновременно.
Задание I – коллективная проверка в виде фронтальной беседы. Дети обосновывают свой выбор.
Задание II – ученики проверяют по карточкам – ключам.
9. Подведение итогов
– Наш урок подходит к концу.
– Давайте ещё раз вспомним, как пишутся безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания?
– Назовите окончания прилагательных м.р. и ср.р. по падежам.
– На уроке вы отлично поработали, справились со всеми заданиями.
Рефлексия собственной деятельности.
– Какие задачи мы поставили в начале урока?
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Склонение – это изменение по падежам. Склоняются все имена: существительные, прилагательные, числительные. Только имена существительные разделяют на три склонения, а у других имён такого деления нет. Нет его и у местоимений, которые тоже склоняются.
Давайте просклоняем словосочетания: зимний день, зимняя погода, зимнее утро.
И.П.(что?) зимнИЙ день, зимнЯЯ погода, зимнЕЕ утро
Р.П.(чего?) зимнЕГО днЯ, зимнЕЙ погодЫ, зимнеГО утрА
В.П.(что?) зимнИЙдень, зимнЮЮ погодУ, зимнЕЕ утрО
Д.П.(чему?) зимнЕМУдню, зимнЕЙ погодЕ, зимнЕМУ утрУ
Т.П.(чем?) зимнИМднём, зимнЕЙ погодОЙ, зимнИМ утрОМ
П.П.(о чём?) о зимнЕМ днЕ, о зимнЕЙ погодЕ, о зимнЕМ утрЕ
Вы заметили, что вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно. В вопросе именительного и винительного падежей мужского рода окончание -ой, а в словах -ый, или-ий: какой? снежный, зимний.
Нет совпадения и тогда, когда в слове перед окончанием идёт не твердый согласный, как в вопросе, а мягкий: какУЮ? –зимнЮЮ; о какОМ? -о зимнЕМ.
В окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода есть ещё орфограммы: на месте звука (В) пишется буква (Г) -ого-его, а на конце-буква О.
Эти орфограммы – непроверяемые, подчёркивать можно не каждую отдельно, а всё окончание (ого)(его).
Правила склонения имен прилагательных
1. Имена прилагательные имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой: с хорошим (к а к и м?) настроением, об интересной (к а к о й?) книге и т. п.
2. Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь : рыбачий, рыбачьего, рыбачьему, рыбачий, рыбачьим, о рыбачьем; рыбачьи, рыбачьих, рыбачьим, рыбачьи, рыбачьими, о рыбачьих.
Примечание 1. Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса –j- (йот), показателем которого в косвенных формах служит разделительный Ь.
Примечание 2. Притяжательные прилагательные на –ий следует отличать от прилагательных на –чий типа лежачий, горючий, у которых в косвенных падежах ь не пишется, так как в них отсутствует суффикс –j-; ср.: лежач-ий, лежач-его, лежач-их, лежач-им и т. п.
3. Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями –ый, -ая, -ое, -ые и т. д.; прилагательные бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями –ий, -яя, -ее, -ие и т. д. Формы междугородний и иногородный, бескрайный являются устаревшими и не рекомендуются в настоящее время к использованию.
4. Прилагательные, оканчивающиеся на –йный, имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на –ен: знойный – зноен, спокойный – спокоен, стройный – строен.
Просклоняем сочетания слов: Трудный дальний путь, трудная дальняя дорога. И.П.(что?) трудный дальнИЙ путь,труднАЯ дальнЯЯ дорогА.
Р.П.(чего? )труднОГО дальнЕГО путИ,труднОЙ дальнЕЙ дорогИ
В.п.(что?) труднЫй дальнИЙ путь, труднУЮ дальнЮЮ дорогУ
Д.п.(чем?) труднЫм дальнИМ путЁм,труднОЙ далнЕЙ дорогОЙ
Т.П.(чем?) труднЫМ дальнИМ путЁМ,труднОЙ дальнЕЙ дорогОЙ
П.П.(о чём?) о труднОМ дальнЕМ пути,о труднОЙ дальнЕй дорогЕ
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
- Индивидуальные занятия
- Доступные цены
- Удобные способы оплаты
- Бесплатный вводный урок
- Гарантированный возврат денег
Правописание окончаний
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных*
время
партия
знание
гений
Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)
1 склонение
(кроме слов на -ия)
-а (м. р. / ж. р.)
страна
папа
земля
дядя
Стена
(проверочное слово)
2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)
Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)
конь
село
поле
Стол
(проверочное слово)
3 склонение
-ь (ж. р.)
мать
мышь
Степь
(проверочное слово)
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).
Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).
Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? – окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель – апрельский
июль – июльский
сентябрь – сентябрьский
Исключение: январь – январский
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.
Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)
Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)
Проверочный глагол:
говорить.
Проверочный глагол:
брать.
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).
Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов – исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).
Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов – исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).
Правописание окончаний имён прилагательных
- Особенности правописания падежных окончаний прилагательных
- Видео
- Склонение имён прилагательных
- Правописание безударных окончаний прилагательных
- Падежные окончания полных прилагательных
Особенности правописания падежных окончаний прилагательных
Правописание окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода, числа, падежа, и в некоторых случаях лексико-грамматического разряда.
Слово какой помогает определить окончание прилагательного наиболее простым способом: достаточно подобрать нужную форму вопроса к падежной форме прилагательного. Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного (для прилагательных с твердой основой в окончаниях будут писаться гласные -ы-, -о-, -у- с мягкой основой и основой на шипящие – -и-, -е, – -ю-).
Примеры: заснеженное (какое?) поле, в большую (какую?) тарелку, над зеленым (каким?) лугом.Важно! В русском языке падежные окончания имеют только полные прилагательные, краткие прилагательные по падежам не изменяются и имеют только четыре окончания – нулевое, -а (-я), -о (-е), -ы (-и). Примеры: светел, зелена, велико, горячи.
Видео
Склонение имён прилагательных
Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.
Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).
Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).
Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).
Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).
Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).
Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).
Правописание безударных окончаний прилагательных
Чаще всего прилагательные имеют безударные гласные в падежных окончаниях. Безударные окончания прилагательных в форме единственного и множественного числа совпадают с ударными окончаниями вопросов:
- (како́го?) гро́мк о го звука
- (како́й?) гро́мк о й песни
- как и́м ? гро́мк и м
- как и́ми ? гро́мк и ми
- о как и́х ? о гро́мк и х и т. д.
Это совпадение поможет в правильном написании безударных окончаний прилагательных. Достаточно задать к прилагательному соответствующий вопрос, с помощью которого можно определить написание безударной гласной в его окончании.
После шипящих согласных основы в окончании прилагательного под ударением пишется буква «о», без ударения — буква «е»:
- чужой — чуж о́го
- хоро́ший — хоро́ш е го
- све́жий — све́ж е го
- то́щий — то́щ е го .
Падежные окончания полных прилагательных
Система окончаний имен прилагательных приведена в таблице с примерами.
Хороший,
Громкий,
Птичий
Хорошая,
Громкая,
Птичья
Хорошее,
Громкое,
Птичье
Хорошие,
Громкие,
Птичьи
Хорошего,
Громкого,
Птичьего
Хорошей,
Громкой,
Птичьей
Хорошего,
Громкого,
Птичьего
Хороших,
Громких,
Птичьих
Хорошему,
Громкому,
Птичьему
Хорошей,
Громкой,
Птичьей
Хорошему,
Громкому,
Птичьему
Хорошим,
Громким,
Птичьим
Хороший/хорошего,
Громкий/громкого,
Птичий/птичьего
Хорошую,
Громкую,
Птичью
Хорошее,
Громкое,
Птичье
Хорошие/хороших
Громкие/громких
Птичьи/птичьих
Хорошим,
Громким,
Птичьим
Хорошей,
Громкой,
Птичьей
Хорошим,
Громким,
Птичьим
Хорошими,
Громкими,
Птичьими
О хорошем,
О громком,
О птичьем
О хорошей,
О громкой,
О птичьей
О хорошем,
О громком,
О птичьем
О хороших,
О громких,
О птичьих
которые читают вместе с этой
Падежи прилагательныхПадежные окончания прилагательныхРод прилагательных
Приложение N 1. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
Варианты программ образования*
максимальное количество обучающихся
Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом – не более 20 обучающихся, при 2 глухих – не более 15 обучающихся
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем – не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших – не более 20 обучающихся
Вариант не предусмотрен
Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом – не более 20 обучающихся, при 2 слепых – не более 15 обучающихся
Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих – не более 20 обучающихся
Вариант не предусмотрен
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса – не более 25 обучающихся.
Вариант не предусмотрен
Вариант не предусмотрен
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА – не более 20 обучающихся, при 2 – не более 15 обучающихся.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса – не более 25 обучающихся
Вариант не предусмотрен
Вариант не предусмотрен
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС – не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС – не более 15 обучающихся
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся
Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся
Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примечание: * варианты программ:
– 1 вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
– 2 вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;
– 3 вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);
– 4 вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
> N 2. Рекомендации к организации режима дня при дневном и круглосуточном пребывании обучающихся в организациях для обучающихся. |
Содержание Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.