Практикум для родителей по обучению грамоте

Семинар-практикум для родителей “Подготовка к обучению грамоте”.

Содержимое публикации

МБОУ Средняя школа №16

«Детский сад №21»

р.п. Первомайский

Родительское собрание в форме

семинара-практикума

в подготовительной к школе группе

«Подготовка к обучению грамоте»

Подготовили: Учитель-логопед Нечеснюк Н.В.

Воспитатель Улитина Е.Н.

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте».

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;

Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком;

Сформировать практические умения родителей по курсу «Обучение грамоте».

Предварительная работа :

Анкетирование «Подготовка к обучению грамоте детей в детском саду» для родителей воспитанников подготовительной к школе группы;

Подготовка памяток «Обучение грамоте дошкольников»» для родителей воспитанников;

Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Оборудование: Мультимедийная установка. Презентация «Звуки, буквы». Раздаточный материал: предметные картинки «Каркающие слова», «Животные со звуком Р», сигнальные фонарики (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), таблицы и мелкие игрушки для игры «Мой. Моя. Моё», корзина, карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Участники семинара – практикума: родители воспитанников подготовительной группы детского сада, учитель-логопед, воспитатель.

Приоритетная образовательная область : речевое развитие

Структура родительского собрания:

Выступление учителя – логопеда.

Практическая игровая деятельность родителей.

Награждение команд, раздача памяток «Обучение грамоте дошкольников».

Учитель-логопед – Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Итак, «Скоро в школу !» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя : «Как помочь ребенку в подготовке к школе ?»

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы : «Речевую готовность ребенка к школе » , а в частности «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». О необходимости обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду вы указывали в своих анкетах.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Входит Шапокляк и поет строки «По утрам не ждет меня работа. Я давно на пенсии сижу. Очень мне прославиться охота, ну а как – ума не приложу». После этого здоровается с участниками собрания.

Шапокляк – Здравствуйте. Вас очень много и я хочу с вами познакомиться. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Имена» (каждый участник по очереди называет свое имя)

Шапокляк – Вот мы и познакомились. А теперь другаяигра – «Алфавит». За одну минуту постарайтесь построиться друг за другом в алфавитном порядке по первой букве ваших имен (родители выстраиваются в линию в алфавитном порядке).

Учитель-логопед – Молодцы. А теперь на 1-3 рассчитайсь! Вот у нас и готовы три команды. Предлагаю участникам занять места за столами под номерами, соответствующими номеру вашей команды.

Учитель-логопед – Перед тем как отправиться в путешествие по стране звуков и слов, предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях.

Учитель-логопед проводит показ презентации «Звуки и буквы».

Учитель-логопед – Теорию повторили, команды готовы к работе, настало время познакомиться с жюри, которое будет оценивать выполнение заданий (представление жюри)

«Сигнальщики»

«Что за звук»(учитель-логопед называет звук (М, А, О, П, Т’, Й, Ш, Ц… ), а родители поднимают соответствующий фонарик красного, синего или зеленого цвета)

«М или М’» (учитель-логопед вызывает по одному представителю команды и предлагает узнать, какой звук спрятался в слове и поднять соответствующий фонарик синего или зеленого цвета. Слова для игры: мама, медведь, пума, мина, смородина, мармелад, молоко, семья, мука, форма, тумба, карамель, семена)

Учитель-логопед – А теперь внимание на экран. На экране для каждой команды появятся картинки. Назовите их и из первых букв каждого слова составьте новое слово, а потом с помощью фишек трех цветов (синий, красный, зеленый) каждый член команды выложит на столе схему полученного слова, а наше уважаемое жюри и Шапокляк проверят правильность выполнения задания

Читайте также:
Положение о родительском клубе

«Составь слово по первым звукам» (составляются слова ЛИСА, ЛОСИ, КАБАН)

Учитель-логопед – А кто из вас самый внимательный? Что объединяет все представленные слова-картинки? (это лесные (дикие) животные)

А вот знаете ли вы животных (и домашних, и диких), в названии которых есть очень трудный для многих детей звук Р? Сейчас вы вспомните и по очереди будете называть таких животных.

«Животные со звуком Р» (родители называют животных со звуком Р, а Шапокляк и логопед раздают картинки с изображениями названных животных)

«Послушай. Запомни. Повтори» (учитель-логопед приглашает по одному участнику из каждой команды. Учитель-логопед читает стих об одном из животных со звуком Р, а участник должен повторить услышанное стихотворение)

Кенгуру

Лишь в Австралии зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот,

Что же надо там кроту?

Почернее черноту!

Физминутка «Если нравится тебе»

Шапокляк – Какие молодцы! А я вот вспомнила еще одно животное со звуком Р – ворона.

Учитель-логопед – Ну что же ты, Шапокляк, это же не животное, а птица!

Ну ладно, если уж мы заговорили про ворону, то скажи ты нам, пожалуйста, а какую песню поет ворона?

Шапокляк – КААААР!

Учитель-логопед – Давайте вспомним и назовем слова, в которых прячется песенка вороны «кар».

Шапокляк – Я знаю, я знаю, КАРандаш (показывает карандаш )

«Каркающие слова» (участники команд по очереди называют слова с частичкой КАР, а жюри подсчитывает количество названных слов. Слова для игры: карта, карты, картон, карман, картошка, карамель, Каркуша, Карабас, Кар-Карыч, карп, карась, картина, карточки, карма, карета, макароны, Карина, Карен, Кармен, каравай, караван, карпачо, кардон, кардан, Карадаг…)

Шапокляк – Молодцы! Пока вы здесь каркали, я вспомнила еще одно живое существо со звуком Р – ЧЕБУРАШКА – мой друг.

Учитель-логопед – Какое красивое слово! И главное – длинное, состоящее из множества букв (на экране появляется слово ЧЕБУРАШКА)

Сейчас наши команды возьмут листочки и ручки и за одну минуту придумают как можно больше слов, используя буквы из этого слова. Мы будем соблюдать правила: каждая буква используется один раз (А – два раза), придумываются только существительные в единственном числе, Е может использоваться и как Ё.

«Чебурашка»(слова для игры: рука, ручка, каша, бурка, чек, чашка, чаша, шар, рак, шуба, бар, раб, круча, брак, бак, рубашка, краб, река, речка, бур, куча, рубка, шкура, чуб ,чека, чарка. )

Учитель-логопед – Молодцы! Шапокляк, а ведь и у тебя, и у Чебурашки есть еще один друг – крокодил.

Шапокляк – Да, моя крокодил Гена – моя хороший друг! Оно очень добрая.

Учитель-логопед – Стоп, стоп, Шапокляк. Твоя крокодил Гена?

Шапокляк – Да!

Учитель-логопед – Давайте поможем Шапокляк разобраться в понятиях мой, моя, моё.

«Мой. Моя. Моё»

«Отбери нужные предметы» (предметы для игры: зеркало, яблоко, полотенце, мыло, печенье, перо ,письмо, блюдо, пшено, дерево; перчатка, шапка, машинка, груша, рыба, тетрадь, расческа, ложка, банка, сумка; шарф, платок, карандаш, ключ, гриб, шампунь, тигр, танк, телефон, крем)

Учитель-логопед

Вот огромная корзина,

Доверху она забита.

Вы корзину разберите

И по маленьким корзинкам вещи разложите

Налетай! Не зевай!

Мой, моя, моё – определяй!

(по 2 участника из каждой команды выполняют предложенное задание)

А вы за столами тоже не зевайте

И табличку «Мой, моя, мое» рисунками заполняйте

Учитель-логопед – Ну со всеми заданиями вы замечательно справляетесь! Но у меня для вас есть коварное задание.

«Расставь ударения в словах» (на экране появляются слова: агент, мельком, гусеница, мусоропровод, торты, комбайнер, столяр, красивее, газопровод, звонит, щавель, алфавит, километр, свекла, банты, тефтели, жалюзи, каталог, творог, обеспечение, сироты, камбала, договор, дремота, загнутый, ходатайство. Команды по очереди называют правильное ударение в предложенном слове.)

Шапокляк – Ударения-то вы расставили, а пословицы вы знаете?

К предложенным пословицам разных народов вам нужно будет подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская : «Торопливым людям, не хватает мудрости» . (Поспешишь – людей насмешишь)

2. Украинская : «И живи до старости, и учись до старости» (Век живи – век учись)

3. Киргизская : «Потихоньку далеко пойдешь. А пляской устанешь» . (Тише едешь- дальше будешь) .

Читайте также:
Посуда - конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

4. Малайская : «Кончил шить – оборвал нить» . (Сделал дело- гуляй смело) .

5. Киргизская : «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» . (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.)

6. Таджикская : «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда» . (Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)

7. Каракалпакская : «Если кривы дерева, то от них и тень крива» . (Яблоко от яблони недалеко падает.)

8. Казахская : «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного.» (Не давши слова- крепись, а давши держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)

9. Удмурдская : «слово не стрела, а сердце пронзает» . (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)

«Блиц опрос» (каждая команда вытягивает листочек с вопросом и быстро отвечает на него.)

Вопросы :

1. Чем отличается звук от буквы.

2. Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц)

3. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й) .

4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ) .

5. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е) .

6. Сколько букв в слове «деньги» ?

7. Сколько звуков в слове «пульт» .

8. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко) .

9. Назовите слово из 5 слогов.

10. Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов)

11. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о» ).

12. Из чего состоят слоги? (слоги состоят из звуков)

13. Что общего то общего у дня и ночи? ( «Ь» на конце.)

14. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

15. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

Учитель-логопед – Наше путешествие по стране звуков и слов подошло к концу. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Я желаю тебе», а жюри тем временем подведет итоги.

Жюри озвучивает итоге конкурсов и награждает участников. Учитель-логопед раздает каждому родителю памятку по теме собрания.

Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Валентина Романенок
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам обучения будущих школьников.

Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;

уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);

закрепить навык звукового анализа слова;

воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа: Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, плоскостные корзинки- карманы красного, желтого и зеленого цветов, карточки с картинками. Выставка методической литературы.

Участники семинара – практикума: воспитатель, родители.

Ход семинара – практикума.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ,

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Упражнение «История имени ребенка»

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка, охарактеризовать его по первой букве имени с помощью прилагательного и добавить ласковое обращение к ребенку. Например: Мирослава – миролюбивая, солнышко мое.

Воспитатель: Приближается к концу наш учебный год и осталось не так много времени до поступления ваших детей в первый класс. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте.

– что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

– формы речи – (устная и письменная)

– из чего состоит наша речь? – (из предложений)

– что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

– из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

– из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

– какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

– чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Читайте также:
Индивидуальный образовательный маршрут

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

Воспитатель: Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

Воспитатель: Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий» родители стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли – синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Родители, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

Воспитатель: Звук может стоять в начале, середине и конце слова.

Игра «Разноцветные корзинки»

Воспитатель помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук находится в начале, в желтую – те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую – те картинки, в названиях которых звук находится в конце. Картинки: кот, морковь, мишка, утка, фиалка, рак, хек, хомяк.

Воспитатель: Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» – 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?

Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.

Воспитатель: Игра «Новое слово»

Воспитатель: Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)

На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

Воспитатель: Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Родителям предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Педагог предлагает родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» – «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» – «не владею…»

Я предлагаю Вам вместе с детьми смастерить книжку, в которой придумаете разные задания для детей.

Для этого Вам надо:

– выбрать любой звук (букву);

– выбрать картинки с заданным звуком;

– приклеить на странички и придумать задание;

– оформить титульный лист.

Думаю, что вам было интересно. Всем желаю успехов![/b]

Читайте также:
Звук и буква У - занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Семинар-практикум для родителей «Русский фольклор — источник взаимопонимания родителей и детей» «Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей» Актуальность: Представление о том, что для воспитания нужны специальные.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для родителей на тему: «Путешествие в экологию» Семинар — практикум «Путешествие в экологию» (Слайд 1) Цель: (Слайд.

Семинар-практикум для родителей «Обучение детей грамоте» Подготовила воспитатель Кайтан И. М. Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: 1. Расширить.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем играя» МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок.

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Цель — обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР. Задачи: -заинтересовать родителей речью собственного.

Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой» Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей, мотивация к улучшению детско – родительских отношений. Задачи: 1. Помочь родителям.

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?» Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие» Разработала и провела: учитель-логопед Л. В. Овчинникова.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум для родителей ДОУ. Обучение дошкольников грамоте

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Логопед: Давайте немножко поиграем, а называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом…)
Логопед: Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что: 1. Звуки отличаются от букв? Что такое звук?
Родители: Звук – это то, что мы слышим, произносим.
Логопед: Что такое буква?
Родители: Буква это то, что мы видим и пишем.
Логопед: Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) мы предлагаем использовать следующие задания:
-написать букву в воздухе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
– выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста;
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Место звука в слове
Логопед: Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый. Уважаемые родители, определите место звука А в словах: аист, мак, роза. Теперь, определите место звука М в словах: лимон, машина, сом. (родители определяют место звука в слове с помощью звуковых дорожек).
Звуко-буквенный анализ слова

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).
Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога.Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)
Работы со схемой слова:
МАЛИНА

• определяем количество звуков в слове;
• называем звуки по – порядку;
• определяем количество слогов.
• произносим 1-й слог МА-
• какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• произносим 2 слог? ЛИ
• какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
• какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
• произносим 3 слог НА
• какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по – порядку;
• сколько согласных звуков;
• назвать первый звук, последний, третий;
• сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов).
Деление слов на слоги.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.
Сколько в слове гласных столько и слогов.
Анализ предложения.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Анализ предложения.
Кошка сидит.
Серая кошка сидит.
Серая кошка сидит дома.

Читайте также:
Артикуляторно-акустическая дисграфия

Логопед: Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Практикум для родителей подготовительной логопедической группы “Обучение грамоте – нет ничего сложного”

План работы:

1. Содержание занятий по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

2. Практическая часть: усвоение приемов звукобуквенного анализа слогов и слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

Фланелеграф, схемы звуков для фланелеграфа и для индивидуальной работы (красные, синие, зеленые треугольники и прямоугольники); звуковые линейки для индивидуальной работы; последовательность картинок (круг, облако, шапка, круг, апельсин); доска, мел.

1. В подготовительной к школе логопедической группе занятия по обучению грамоте начинаются с декабря месяца в форме фронтальных занятий (см. программу Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения”. – Москва: изд-во “Альфа”, 1993 г.)

Каково же содержание и особенности этих занятий? Следует отметить, что обучение грамоте происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. На занятиях дети овладевают понятиями “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”. Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки. Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа “СОК”, затем многосложных слов типа “КАПУСТА”. В разрезных азбуках дети выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают.

К концу учебного года дети должны уметь следующее:

– составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;

– уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;

– определять количество слов в предложении и их порядок;

– знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);

– знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).

2. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со схемами звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.

Пример простого предложения: Птица сидит на ветке.

Схема предложения будет такой:

Количество полосок обозначает количество слов в предложении.

Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак предмета и пр.

Слова состоят из слогов.

Читайте также:
Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово “ВЕТКА” обозначает часть дерева, а слоги “ВЕТ” или “КА” сами по себе не имеют смысла. Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов.

В работе по определению слоговой структуры слов мы используем схемы.

Например, слово “ПТИЦА” имеет такую схему:

Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий “ЗВУК” и “БУКВА”. Здесь родители проговаривают правило вместе с логопедом:

Проговаривая правило, показываем на уши и рот, на глаза и ладони соответственно словам.

Звуки бывают гласные (произносятся голосом, напевно) и согласные (произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро). Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий. Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не “МЭ” или “РЭ”, а “М и “Р”). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Причем “Ч”, “Щ”, “Й” – всегда мягкие, а “Ж”, “Ш”, “Ц” – всегда твердые.

Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом. С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках.

Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, с одной стороны расчерченную на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая с этой стороной, дети определяют позицию звука в составе слова. Нерасчерченная сторона предназначена для выкладывания схем слогов, слов.

Работа родителей по выделению первых звуков из слов, представленных в последовательности картинок:

Слово “КОШКА” записывается на доске, производится анализ слова родителями:

– сколько гласных в слове, какие;

– сколько слогов в слове (прохлопывание слова);

– сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки), какие;

– сколько согласных звуков, есть ли мягкие согласные;

– какая буква стоит первой, последней, между “О” и “К” и т.д.

Теперь родители выкладывают схему слова на звуковых линейках. Нужно знать, что слоги-слияния (согласный + гласный звуки) выкладываются треугольниками, а отдельные звуки прямоугольниками. Работа по выкладыванию схемы слова проводится по образцу на фланелеграфе.

Таким образом, родители осваивают некоторые приемы работы с детьми на занятиях по обучению грамоте. Знания, полученные детьми на этих занятиях, закрепляются на занятиях по письму, которые проводят воспитатели.

В III периоде обучения (апрель, май, июнь) работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слова, более сложные по структуре. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.

Итак, занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в логопедической группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Кроме того, обучение грамоте носит общеразвивающий характер: развивает мышление детей, способствует развитию работоспособности и нравтвенно-волевых качеств.

Литература по обучению грамоте:

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. – М.: Просвещение, 1982.

Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 1996.

Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-пресс, 1998.

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Увлекательное обучение грамоте»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей, расширение знаний родителей об обучении грамоте.

– сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;

– научить родителей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;

– расширить представление родителей об играх, которые существуют с буквами.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень приятно видеть вас. Мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Предлагаю вам немного поиграть, расслабиться и настроится на рабочий лад. Прошу вас встать в круг. Теперь ваша задача – меняться местами в тех случаях, когда вам подходит тот или иной признак, который я назову. Например, поменяйтесь местами те, кто любит своего ребенка. Поменяйтесь местами те, у кого есть дочки, у кого сыночки. Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать. Поменяйтесь местами те, кто читает детям книги перед сном. Поменяйтесь местами те, кто готов продолжать работу.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия: Предметы туалета

Отлично! Я вижу, вы все готовы. Тогда начнем. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Грамота – это овладение умениями чтения и письма, изложения своих мыслей в письменной форме, понимания при чтении не только значения отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успех не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно организовать дома с детьми соответствующие игры и упражнения.

Сейчас я хочу вам предложить проиграть разные игры и упражнения на запоминание букв, в которые вы сможете играть дома со своими детьми.

Итак, первое задание «Выложи букву». Перед вами на столах есть раздаточный материал (счётные палочки, верёвочки, семена). Предлагаю вам выложить первую букву вашего имени с помощью этих предметов.

Следующее задание «Угадай на ощупь». Я подхожу к вам с мешочком, в котором находятся буквы. Ваша задача – определить на ощупь букву, которая досталась вам.

Третье задание «Обведи букву». Перед вами – контуры букв, которые вы должны обвести с помощью маркера.

Задание «Вырежи букву». Теперь предлагаю вам вырезать букву, которую вы обвели по контуру, ножницами.

Следующее задание «Вылепи букву». С помощью пластилина прошу вас слепить первую букву имени вашего ребенка.

Задание «Какую букву я написала?». Прошу вас разделиться на пары. Один из вас поворачивается спиной к своему напарнику. Первый, в свою очередь, рисует пальцем по спине любую загаданную букву. Затем меняетесь местами. Ваша задача, догадаться, какую букву загадал ваш напарник.

Заключительное задание «Цвет и текст». Прошу обратить внимание на экран. Перед вами слова. Ваша задача – назвать цвет слов по порядку.

С целью подведения итогов нашего мероприятия предлагаю вам выполнить ритуал. У каждого из вас есть лист бумаги. Ваша задача – обвести свою ладонь и вырезать ее по контуру. А затем написать на ней небольшой отзыв о проведенном мастер-классе, а так же рекомендации и пожелания для будущих встреч. Свои ладони мы скрепим в виде лучиков солнца как символ нашей группы. А я буду иметь возможность по вашим запросам спланировать свою дальнейшую деятельность в данном направлении.

Для того, чтобы вы могли и дома провести с детьми увлекательную работу по обучению грамоте, предлагаю взять с собой буклет “Обучаемся грамоте вместе”.

Методическая разработка cеминара-практикума для родителей по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

Автор: Доржиева Арюна Бальчиндоржиевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ

Методическая разработка cеминара-практикума для родителей по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

МУ Комитет по образованию Администрация г. Улан-Удэ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Улан-Удэ «Детский сад №112 «Сибирячок» комбинированного вида

Методическая разработка cеминара-практикума для родителей по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

Разработала: учитель-логопед Доржиева А.Б.

Пояснительная записка

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Важной социальной задачей, стояще перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

Для повышения уровня речевого развития детей и вовлечения родителей в педагогический процесс я, как учитель-логопед, в своей работе использую такую нетрадиционную форму взаимодействия с родителями, как семинар- практикум.

Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара- практикума для родителей, чьи дети посещают логопедическую подготовительную к школе группу, по теме «Звуко — буквенный разбор слов». Особенных условий для проведения этого семинара- практикума не требуется. Во время семинара родители сидят за столами на местах своих детей.

Цель: уточнение представлений родителей о звуко-буквенном составе слов. Обучение звуко-буквенному разбору слов.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить знания о звуках, буквах, слогах, словах.
  2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).
  3. Тренировать навык дифференциации согласных (твердый — мягкий, звонкий — глухой)
  4. Научить выполнять звуко-буквенный разбор слова.

Форма: семинар-практикум.

Время проведения: 40 минут.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Грамота – это овладение умением читать и писать. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребѐнок будет введѐн в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу (это способность различать особенности и порядок звуков);
  • знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.

Логопед: Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних рекомендаций по обучению грамоте, особенно это касается работы с звуко-буквенным разбором слов. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем мы применим эти знания в практических упражнениях. В результате вы вспомните, чему учили вас в школе, и увидите, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

Все, что мы говорим, читаем, пишем — речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение?

Родители : Предложение – это слова связанные между собой по смыслу.

Логопед: Предложение состоит из слов. А из чего состоят слова?

Родители: Слова состоят из слогов.

Логопед : А из чего состоят слоги?

Родители: Слоги состоят из звуков.

Логопед : Какими бывают звуки?

Родители : Звуки бывают гласные и согласные.

Логопед: Правильно. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом. Вспомните и назовите гласные звуки

Родители: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Логопед: Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].

Читайте также:
Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем

Глухие звуки — К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители, ориентируясь по звуковым домикам)

Звонкие звуки — Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители, ориентируясь по звуковым домикам)

Согласные звуки, которые могут быть твѐрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ,

ХЬ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелѐным. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц ( называют родители, ориентируясь по звуковым домикам

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ ( называют родители, ориентируясь по звуковым домикам).

Логопед: Давайте немножко поиграем, я называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом…)

Логопед: Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать, что звуки отличаются от букв. Что такое звук?

Родители: Звук — это то, что мы слышим, произносим. (Родители называют правило, ориентируясь по схеме подсказке)

Логопед: Что такое буква?

Родители: Буква это то, что мы видим и пишем. (Родители называют правило, ориентируясь по схеме подсказке).

Логопед: Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Логопед: Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый. Уважаемые родители, определите место звука А в словах: аист, мак, роза. Теперь, определите место звука М в словах: лимон, машина, сом. (Родители определяют место звука в слове с помощью звуковых дорожек).

Звуко-буквенный анализ слова

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова — это полоска, слоги — короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работы со схемой слова:

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по — порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? ЛИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Ль) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по — порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается. Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя звуковые квадраты, полоски-слоги). Деление слов на слоги. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Логопед: Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Я в свою очередь надеюсь, что у вас не будет никаких трудностей и вы сможете при необходимости помочь

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида

своему ребенку. Спасибо за внимание и сотрудничество!

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока русского языка по теме ” Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания” и презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 121.37 КБ
презентация к уроку 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Людиново Калужской области

Конспект урока по русскому языку по теме:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Учитель начальных классов,

Мандалак Ирина Леонидовна

Тема : Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Цель: совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных.

1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

2.Развивать познавательные и творческие способности учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.

3. Воспитывать любовь к русскому языку, эстетическое восприятие природы.

Учебно –методическое обеспечение: карточки с заданиями, презентация к уроку.

Материальное обеспечение : изображение Весны, компьютер, mp 3 записи, мультимедиапроектор.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Развитие умений. Обобщение и систематизация изученного.

6. Домашнее задание

Прозвенел звонок весёлый!

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

(Звучит музыкальная композиция «Весна» Антонио Вивальди.)

Учитель: Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает?

Дети: Весну. (Слайд 2)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы правы, это весна. Венецианский композитор Антонио Вивальди написал эту музыкальную композицию и назвал «Весна». И сегодня красавица Весна приглашает вас на весенний урок! Создадим весеннее настроение, улыбнёмся друг другу!

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Учитель: На доске вы видите элемент «весенний ручеёк». Он бежит, звенит, переливается. Пропишите.

А это плывут по небу весенние облака.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Учитель: Прочитайте эту строку. Что вы заметили?

Дети: Это окончания имён прилагательных.

Учитель: На какие группы можно разбить данные окончания?

Дети : ая-, яя- – окончания имен прилагательных женского рода;

ой-, ый-, ий- – окончания имен прилагательных мужского рода;

ое-, ее- – окончания имён прилагательных среднего рода;

ые-, ие- – окончания имён прилагательных множественного числа.

Учитель: Обратите внимание на нижнее и верхнее соединения букв. Спишите.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

Дети: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Учитель: Кто сможет определить цель нашего урока?

Дети: Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного. (Слайд 3)

Учитель: Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?

Дети: Необходимо составить план действий на уроке.

Учитель: Составим план урока.

Дети называют свои варианты плана действий на уроке. На экране появляется план. ( Слайд 4)

1.Вспомнить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

2.Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных.

3.Подвести итог урока.

Учитель: Первый этап . Вспомнить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Работать будете в парах.

Возьмите карточку №1 . Прочитайте задание. Какова цель данной работы?

Дети: Мы должны восстановить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Написать соответствующее окончание в прилагательном.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Выделить окончание в слове-вопросе.

Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

Работа проверяется . На экране появляется алгоритм. (Слайд 5) Дети проговаривают хором:

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

3. Выделить окончание в слове-вопросе.

4. Написать соответствующее окончание в прилагательном.

Учитель: Второй этап . Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных. На этом этапе мы будем выполнять тренировочные упражнения, проверять, оценивать свою работу, а отметки вы будете заносить в листы самооценки.

Лист самооценки ФИ______________________________

Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами.

Умение писать слова с орфограммой – буквой безударного гласного в окончаниях имен прил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: