Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
методическая разработка

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем.

В последние годы наблюдается нарастание частоты перинатальных поражений нервной системы, в результате чего значительно увеличилось количество детей, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, в том числе речевого развития. В результате возрастает количество детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений.

Углубленная разработка основного содержания и методов ран­него воздействия на первых этапах становления вербальной ком­муникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии. Именно с ним связывают ближайшие перспективы совершенствования системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве.

Л. С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Принцип природосообразности призывает не только «идти за ребенком», а учитывать при обучении его возможности. Выготский пошел дальше, развивая этот же принцип. Задача зоны ближайшего развития — дать ребенку то, что он «берет» сам. Следуя логике Льва Семеновича, родители и учителя должны не слепо следовать за ребенком, а изучать его познавательные возможности и на их основе повышать сложность развивающих задач.

Все вышеизложенное являлось принципиальным в разработке рекомендаций. Рекомендации состоят из четырех разделов:

– Психомоторное развитие ребенка первого года жизни.

– Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

– Игры, упражнения, занимательные занятия с ребенком по возрастам.

· развитие общей моторики – массаж;

· рекомендуемые игрушки, игры;

· стихи, потешки, песенки для прослушивания и заучивания

– Речевой материал для родителей (стихи, песенки, потешки, колыбельные и пр).

Рекомендации реализуются на уровне города в Женской консультации и Детской поликлиники в рамках работы школ «Будущая мама» и «Молодые родители» соответственно, а также доступны всем заинтересованным педагогам. 2011-2012 учебный год – год апробации данных материалов.

Целью настоящего проекта является обратить внимание на столь важную составляющую нервно-психического развития ребенка как речь, становление которой происходит в течение первых лет жизни, но при этом определяет ее качество во все дальнейшие возрастные периоды.

Данные методические рекомендации представляют практический интерес для родителей, а также логопедов, дефектологов и психологов, работающих с детьми раннего возраста.

Скачать:

Вложение Размер
sbornik_razvitie_rebenka_ot_0_do_goda..doc 446.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Асбестовского городского округа.

Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

“РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ НОЛЯ до ГОДА’’

Автор и составитель:

учитель-логопед выс. кв. кат.,

заместитель председателя ПМПК

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

Уже в первый период – период новорожденности (0 – 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 – 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

Во втором периоде (1 – 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

В третьем периоде (3 – 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.

К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.

На следующем этапе развития (6 – 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9 – 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.

К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 – 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.

Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес – рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.

При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.

Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.

Физиологические нормы раннего психомоторного развития:

– голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;

– сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;

– стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;

– ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.

Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

Практический материал (авторская методическая разработка) для проведения занятий по стимуляции речевой активности с детьми первого года жизни.

Стимулирование певучего гуления и появления отдельных слогов лепета

Для игры понадобится кукла. Покажите ребенку куклу и скажите: «Это Ляля». (Продемонстрируйте, как кукла «ходит»). Скажите: «Покачаем Лялю», — качая куклу, напевайте сначала знакомый напев с закрытым ртом: «М-М-М…». Затем напевайте туже музыкальную фразу гласными: «А-А-А…»; «О-О-О…»; «У-У-У..»; «Э-Э-Э…».

Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а,а-а-».

На звук (у) укачивайте бычка:

На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
«У-у,у-у,у-у».

На звук (о) укачивайте мишку:

Мишка-Мишенька, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«О-о, о-о, о-о».

На звук (и) укладывайте мышку:

Захотела Мышка спать
И полезла на кровать:
«И-и,и-и,и-и».

Покажите малышу игрушечную машину. Потрогайте колеса, покажите, как они вертятся. Скажите: «Это машина. Машина гудит: «У-У-У…». Как она гудит? У-У-У — гудит машина». Сами отвечайте на свой вопрос до тех пор, пока не получите ответа от малыша. Посадите в машину куколку, прочтите рифиовку:

Машина наша едет,
Колеса стучат,
В машине детки едут,
В окошки глядят.
Игра «Птичка».

Для игры понадобится игрушечная птичка. Спрятав птичку за ширму, говорите:

Кто там в домике сидит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Кто там в домике пищит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
(Продемонстрируйте птичку из-за ширмы)
Там птичка сидит,
ПИ-ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ.
Там птичка пищит:
ПИ-ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ.

Показывая погремушку и демонстрируя при этом, что можно делать с ней, а также во время обучения ползанию, побуждайте малыша дотянуться до погремушки.

ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,
Вот какая красота!
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,
Дотянись-ка до меня!

Покажите малышу мяч (резиновый, примерно 15 см в диаметре), скажите: «это мяч». Постучите о мяч ладонью, произнося в такт движениям: «ДА-ДА-ДА-ДА…». Постучите ладошкой малыша по мячу, произнося за него:

ДА-ДА-ДА-ДА
ДО-ДО-ДО-ДО
ДУ-ДУ-ДУ-ДУ…

Показывая мяч и играя с ним, произносите следующую рифмовку:

Мячик (имя ребенка) покажу
И ладошкой постучу:
ДУ-ДУ-ДУ!
Пам-пам, поскакал!
Оп-па — и упал – бам!

Развитие умения понимать движения и повторять их под потешки

Посадите малыша к себе лицом, или положите к себе на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.

Игра «Прилетели гули…»

Обхватите ручки ребенка и помашите его ручками, как крыльями:

Прилетели гули,
Гули-голубочки.

Положите ручки на его головку:

Сели на головку,
На головку детке.

Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:

Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!

А затем вновь прочитайте потешку, демонстрируя действия малышу. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять действия, слушая слова стишка.

Пальчиком малыша тычут ему в ладошку и поют:

Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
– А куда-куда-куда!
А подай ее сюда!
А подай ее сюда!

В дальнейшем приучают малыша подражать действиям взрослого и выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Сорока-сорока».

Развитие умения находить игрушку и предметы при их перемещении

Играйте на полу. Понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка-
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?

Спрячте под платок куклу на глазах ребенка, спросите:»Где куколка — ля-ля?» Каждый раз, когда малыш доползет до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Выполнение простых поручений

«Найди, принеси, отдай…»

Если малыш еще не ходит, играйте за столом, а если он хорошо ползает или уже ходит, игру проводят на полу.

Понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малйша игрушки. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужную игрушку. Когда малыш ее найдет, попросите его принести и отдать игрушку вам, потом, например, няне (называя персонал по имени).

Развитие понимания различных действий с сюжетными игрушками

«С куколкой попляшем»

Сядьте на пол лицом к лицу с малышом. Возьмите куклу за ручки и попляшите с ней, приподнимая и опуская ее, напевая песенку:

С куклой нашей
Деточка (имя ребенка) попляшет.
Хлопнем все в ладошки,
Пусть попляшут ножки!

Передайте игрушку малышу, попросив его поплясать с ней. Когда малыш начнет плясать с куклой, вы хлопайте в ладоши и пойте эту песенку.

Кроме куклы и другие игрушки могут «плясать» с малышом. Через 3-4 игры меняйте игрушки, чтобы малыш научился переносить это игровое действие на другие игрушки.

Развитие умения находить игрушки, одинаковые по названию и назначению

Вам будут нужны различные куклы — мягконабивные, пластмассовые, резиновые, целлулоидные — большие и маленькие, с волосиками и куклы-голыши, игрушечный грузовик. Разложите этих кукол на полу вместе с другими игрушками. Привезите грузовик, попросив малыша принести всех куколок, посадить их в машину и покатать.

Стимулирование произнесения первых облегченных слов

Стучите вместе с малышом в бубен, стучите по мисочке, по полу, ложкой по ложке, приговаривая:»Тук-тук, тук-тук!» Постукивая по разным поверхностям и произнося слова «тук-тук», малыш начнет повторять за вами облегченные слова.

Посадите малыша за стол. Понадобятся две или три игрушки, с которыми малыш постоянно играет и знает их. Доставайте по очереди игрушки, называя их полным словом и лепетным. Поставьте все игрушки перед малышом и попросите его дать одну из них. Скажите малышу: «Дай, дай!» Спрячьте эту игрушку за спину, сказав: «Попроси — дай, дай». Покажите ее и вновь спрячьте, побуждая ребенка самого попросить игрушку.

Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области

Методические рекомендации для воспитателей дома ребёнка по организации работы с детьми первого года жизни

Гётте Мария Николаевна.

Учитель-дефектолог высшей категории.

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребёнка».

Педагогический стаж – 19 лет.

Дом ребенка это особое учреждение, где воспитываются дети, с самого раннего возраста лишенные попечения родителей. Очень важно, чтобы эти малыши выросли, не испытывая, по возможности, недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия.

Наш Дом ребенка специализированный, к нам поступают дети с различной степенью поражения центральной нервной системы, врожденными пороками развития, а потому необходимо тесное сотрудничество педагогического и медицинского персонала для достижения сколько-нибудь значимых результатов

Так, с момента поступления ребенка в наше учреждение, проводится его комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и разрабатывается индивидуальная развивающая программа. Возраст, поступающих детей различен: это дети и первых недель жизни, и те, кому год, два, три года, поскольку у нас живут дети от 0 до 4х лет. Оценка актуального уровня нервно-психического развития проводится на основании исследований, результаты которых представленных в таблице (Приложение 1.doc )

Чем же обусловлено столь раннее начало специализированной дефектологической помощи?

Известно, что развитие мозга ребенка начинается ещё в утробе матери. В течение всей беременности за 1 минуту рождается 250 тыс. нейронов и к моменту рождения их насчитывается до 100 млрд. Но эти клетки мозга абсолютно не связаны между собой. По образному выражению одного из исследователей это выглядит так, будто каждый из 6 млрд. жителей Земли имеет по 20 телефонов, но ни один из них не подключен к сети, т.е. абсолютно бесполезен, так же, как и нейроны новорожденного.

И лишь после рождения, и то не сами по себе, начинают формироваться связи, отвечающие за дальнейшее развитие ребенка.

Исследования влияния среды на развитие мозга начались с опытов на животных. Так, если в сензитивный период для развития зрительного восприятия котят поместить в т.н. вертикальную среду (в помещение, где имеются лишь вертикальные полоски на стенах), то по окончании сензитивного периода котята, оказавшись в обычной среде, не видят горизонтальные предметы, т.е. если палка стоит, то котенок может её обойти, а если лежит – натыкается. Это происходит потому, что в коре г.м. не образовались связи, реагирующие на горизонтальные предметы. Т.е., сигнал, поступивший через глаза – мозгом не распознается.

В дальнейшем, было доказано, что среда, богатая различными стимулами, продлевает сензитивный период.

За первые 3 года жизни ребенка создается более 3 млн. километров нейронных связей! А к трем годам жизни физический рост размеров и плотности головного мозга в основном завершается. Системы мозга, направляющие дальнейшее развитие ребенка, уже сформированы.

После этого начинается процесс т.н. «прополки» нервных связей. Избавляясь от редко используемых, мозг освобождает место для более нужных связей, которые будут работать намного быстрее и эффективнее.

Т.О., с точки зрения нейрофизиологического развития головного мозга первые годы жизни значительно отличаются по своей важности и интенсивности от всех остальных периодов в жизни человека. То, что ребенок не получит в этот период, будет очень трудно, а порой и невозможно восполнить в последствии.

Этим и обусловлено максимально раннее начало нашей работы, направленной на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны с поражением ЦНС, а с другой – с влиянием депривационных факторов риска.

Первичное обследование основывается на комплексном изучении ребёнка: анализе истории развития, диагностике нервно-психического развития и наблюдении за поведенческими реакциями. В ходе данного обследования особое значение имеет налаживание эмоционального контакта с ребёнком, выявление уровня общения ребёнка со взрослым. Совместно с неврологом оценивается рефлекторная деятельность, состояние мышечного тонуса, физические особенности и аномалии развития.

На основании данных этого обследования составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка, в которую ежемесячно вносятся дополнения и изменения в соответствии с развитием ребенка, овладением им определенными умениями.

Работа на первом году жизни ведётся по следующим основным направлениям:

1. Развитие эмоций и общения.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие предпосылок активной речи.

4. Развитие предпосылок понимания речи.

5. Развитие мелкой моторики и игровых действий с предметами.

6. Развитие общих движений.

7. Формирование навыков самообслуживания.

Организация работы по перечисленным направлениям нашла отражение в методических рекомендациях и подборке игр по работе с детьми первого года жизни (Приложение 2). Следует помнить, что вся работа ведётся исходя из того уровня развития, на котором находится ребёнок, а не его календарного возраста.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что деятельность учителей-дефектологов осуществляется в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом: совместно с врачами (неврологом, педиатром, психиатром, отоларингологом), проводятся осмотры, консультативные обсуждения, планирование коррекционно-педагогической работы.

Физиомедсестрой, массажистом, инструктором по ЛФК проводятся процедуры, предваряющие и сопровождающие нашу коррекционно-развивающую работу.

Обсуждение уровня и особенностей развития детей на психолого-медико-педагогических консилиумах проводится совместно с врачами и групповыми воспитателями.

Согласно многолетним исследованиям, раннее выявление отклонений, в первые месяцы жизни и организация адекватной развивающей и коррекционной работы, позволяют достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии. Это же подтверждается и практикой нашего Дома ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Используемая литература.

1.Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: книга для родителей – М.: Просвещение, 2008. – 129 с.
2.Боресьон Б., Бриттен С., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Пакеринг К. Ранние отношения и развитие ребёнка. – СПб.: Питер, 2009. – 160с.
3.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от рождения до 1 года. – М.: АРКТИ, 2006.-112с.
4.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
5.Развитие и воспитание детей раннего возраста/ Под ред.В.А.Доскина, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
6.Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка.//Дефектология. – 1997.№1. – с.62-67.
7.Савельева Е.А. Солнышко на ладошке. Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 80с.

Внимание! Настоящее пособие является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей

В книге представлена система развивающих занятий по ознакомлению детей от рождения до трех лет со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр. Дается описание специально разработанных развивающих игр и игрушек. Книга будет полезна воспитателям, психологам, родителям, а также преподавателям и студентам педагогических вузов.

Оглавление

  • От автора
  • Педагогические условия умственного воспитания детей раннего возраста
  • Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста
  • Методические приемы обучения действиям с предметами

Из серии: Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Методические приемы обучения действиям с предметами

Занятия с детьми раннего возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Суть обучения маленьких детей заключается в том, что у них отсутствуют не только мотив учебной деятельности, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для нее (усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания). И все же ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью.

Чем же объясняется высокая обучаемость ребенка раннего детства?

Во-первых, интенсивно и качественно развивается ориентировочная сфера. Это проявляется в избирательности реагирования на предмет или явление — выделения фактора значимости новой информации, в умении держать в поле зрения поставленную задачу. В 1 год 3 месяца ребенок уже может решать несложные практические задания, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев выполняет дидактические упражнения с ориентировкой на одно свойство, а после 1 года 6 месяцев (при условии регулярных занятий) — с ориентировкой на два свойства.

Во-вторых, меняется характер психической активности ребенка. Уже в конце первого года у него возникает тенденция к целенаправленности действий, которая на протяжении второго и третьего годов укрепляется, развивается и начинает проявляться как закономерность.

В-третьих, у детей в процессе социализации появляется стремление к мотивированному действию. Уже в 6 месяцев ребенку необходим «деловой» контакт со взрослым по поводу совместной предметной деятельности, направленной на определенный результат. Отчетливо мотивированное действие проявляется с того момента, когда ребенок начинает самостоятельно использовать предмет по назначению (ложкой ест, расческой расчесывает волосы и т. д.).

И наконец, в-четвертых, у ребенка развивается способность к активному подражанию. Это один из путей его развития вообще. В общении со взрослыми он повторяет их действия и поступки. По мере взросления ребенка внешнее усвоение новых форм поведения все больше обогащается пониманием их смысла.

Специфика обучения в ранний период жизни проявляется и в том, что оно происходит при непосредственном участии взрослых не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Одновременно с этим появляется так называемое активное подражание: ребенок может действовать с подобными предметами в аналогичной ситуации. Этот более совершенный вид переноса своими истоками уходит к первым годам жизни ребенка.

В процессе обучения подражание как взрослому, так и сверстникам является одним из эффективных способов овладения действиями с предметами. Особое значение приобретает мотивация действий, связанных с выполнением заданий «на глазах у сверстников».

В раннем возрасте она претерпевает определенные изменения: на втором году жизни существенное значение для ребенка все-таки имеет оценка взрослого. Но в этот же период начинает формироваться и отношение к оценкам сверстников; изменение соотношения мнений в пользу сверстников особенно ярко проявляется к концу третьего года жизни.

У детей, посещающих дошкольные учреждения, постепенно формируется особое отношение к воспитателю. Его просьбы, поручения, инструкции выполняются беспрекословно. Это объясняется тем, что взрослые, принимающие участие в повседневной жизни детей, в развитии всех видов их деятельности, в удовлетворении познавательных потребностей, начинают играть в их жизни ведущую роль. У ребенка появляется установочная реакция на их действия, желание подражать им. Словесное руководство действиями детей до полутора лет еще не достигает должного результата. Этот прием эффективен начиная со второй половины второго года жизни, и применение его расширяется на третьем году. Следовательно, в ранние годы наиболее простая инструкция для ребенка — выполнение действий по подражанию.

Какова же роль взрослого в организации занятий? Общение с ребенком на занятиях носит целенаправленный характер, устанавливается в соответствии с требованиями. При этом решаются задачи воспитания у детей активности, посильной самостоятельности.

Реализуя программные задачи, взрослый исходит из того, что для ребенка имеют значение не только видимый результат его действий с предметами, но и сам процесс их выполнения, во время которого он осуществляет поэтапную ориентировочную деятельность, поиск информации о предмете, его свойствах.

Однако все элементы активной ориентировочной деятельности у ребенка формируются при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребенка, побуждая его к действиям, посильной самостоятельности в достижении результата.

Помня, что дети в процессе выполнения задания переживают, огорчаются из-за неудач, взрослый подбирает материал, доступный им по содержанию и практическому выполнению с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей (эмоциональность, утомляемость и т. п.); использует игровые методы и приемы, ориентируя каждого ребенка на положительный результат. Иными словами, взрослый выбирает эмоционально-положительную форму обучения даже тогда, когда у малыша что-то не получается.

Рассмотрим методы и приемы обучения маленьких детей на занятиях.

Как говорилось выше, в педагогике раннего возраста основные методы обучения — игровые. В работе с детьми первого и второго года жизни рекомендуются наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Учитывая, что ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию, взрослый на каждом этапе поясняет действия.

На первом этапе внимание направлено на внешнюю (процессуальную) сторону действия, поэтому пояснения лаконичны. На втором этапе ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; возникают совместные действия ребенка с воспитателем при направляющем педагогическом руководстве последнего; пояснения становятся обстоятельнее и совпадают по времени с действиями самого ребенка. На третьем этапе малыш действует почти самостоятельно, пояснения становятся более развернутыми. На четвертом этапе дети действуют самостоятельно. Педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что тот делает, побуждая его вступить в речевое общение, откликнуться на слова взрослого. Если ребенок не усваивает материал, этапы повторяются.

На всех этапах воспитатель раскрывает направленность действий, ход их выполнения, объясняет поэтапные результаты, в первых трех случаях дает поэтапную оценку выполнения задания, а на четвертом (завершающем) этапе дает оценку конечному результату.

Структурно занятие состоит из нескольких однотипных частей (циклов).

В процессе поэтапного освоения действительности у ребенка складывается мотивация. Мотивы каждого этапа неравнозначны. Так, на первом этапе мотивы действий у ребенка практически отсутствуют, на втором и третьем — формируются, а на четвертом — уже ясны ребенку, так как налицо готовый продукт действия: например, пирамидка, полностью собранная из колец, шаров или кубиков, одноцветная или разноцветная башенка и т. п. Ребенок начинает понимать ход выполнения задания, его цель и может осуществить перенос способа действия в аналогичную ситуацию. Это первый тип занятий. Цель его — развивать у детей активное подражание действиям взрослого (например, занятие «Нанизывание втулок на стержень» для детей 1 года — 1 года 6 месяцев).

В отличие от первого типа занятий, на которых воспитатель показывает действия и их результат, второй тип связан с поиском и прогнозированием результата самим ребенком. Структурно занятие второго типа может состоять из нескольких взаимосвязанных частей, отвечающих определенным этапам поисковой деятельности. На этих занятиях воспитатель не показывает конечное действие и его результат, а поэтапно подводит ребенка к самостоятельному целенаправленному решению практической задачи. Малыш как бы делает собственные маленькие открытия. Результат и оценку действия он воспринимает также поэтапно в процессе постепенного перехода от решения одной практической задачи к другой. Однако эта оценка в ходе выполнения задания носит вероятностный характер. Например, при проведении занятия «Раскладывание разноцветных колпачков (конусов)» воспитатель поочередно каждому ребенку предлагает снять колпачок, передавая по кругу игрушку, состоящую из восьми предметов-вкладышей (красного, зеленого, синего и желтого цвета). Снимая верхний колпачок, дети не знают, что находится под следующим, но после первых действий начинают предполагать, что под каждым колпачком есть другой.

Третий тип занятий может состоять из элементов первых двух типов; носит смешанный характер и организуется в работе с детьми первых лет жизни: например сбор различных пирамидок из объемных геометрических фигур (шары, кубы, цилиндры и т. п.). Материал, лежащий перед ребенком, хорошо ему виден; задача заключается в выборе определенных предметов для составления пирамидки заданного цвета или формы. О конечном результате ребенок не знает. Он поэтапно выполняет задание: вначале выбирает необходимые детали из группы предметов, а затем под руководством взрослого выполняет соответствующую конструкцию. Этот тип занятия особенно эффективен тогда, когда у детей уже имеются определенные знания о предметах, с которыми они играют; и эти знания необходимо повторить, но в новом варианте.

Соблюдение дидактических принципов при проведении занятий дает взрослому возможность сделать процесс обучения маленьких детей управляемым, т. е. направлять их действия соответственно программным задачам.

Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Он имеет место на всех этапах занятия. Особенно его надо учитывать при проведении занятий второго типа, когда возникают поисковые ситуации с вероятностным прогнозированием результата самим ребенком. Воспитатель выполняет только то, что ребенок не может сделать самостоятельно. Это становится обязательным правилом на повторных занятиях, когда ситуация в целом ребенку понятна и имеются лишь небольшие изменения хода занятий.

Принцип познавательной выразительности в общении с ребенком достигается особым эмоциональным поведением взрослого. Эмоциональность вообще является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий. Вместе с тем ребенок не просто отзывчив на эмоциональное поведение взрослых. Он проявляет эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагирует на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются, поэтому для малышей они выполняют информативную роль. Следовательно, эмоциональность взрослого можно рассматривать не только как способ поддержания ориентировочной активности детей, но и как возможность удовлетворения их познавательной потребности, возникающей в процессе освоения нового, поиска решений практической задачи в незнакомой ситуации, как регулятор их поведения на том этапе, когда дети еще не воспринимают обстоятельных объяснений взрослого.

При проведении занятий с детьми раннего возраста важен принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с малышами взрослый использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. п.), создавая с их помощью развернутую картину действий и их результата. Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и потому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала, использование которого всецело зависит от хода развертывающейся поисковой деятельности ребенка, его поведения.

Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Принцип цикличности также обусловлен этапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушка, картинка и т. п.), а при повторных показах (в 3 — 4 раз). Это особенно характерно для детей первого и начала второго года жизни. На третьем году у ребенка постепенно формируется способность сразу включиться в «рабочую» ситуацию, осуществлять действие на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов постановки задачи.

У детей до двух лет этого можно достичь лишь под влиянием воспитательных воздействий, при умелом руководстве со стороны взрослого, соблюдении целенаправленности действий с предметами. Взрослый неоднократно обращает внимание ребенка на объект действия, усиливая интерес к нему. Для этого он разбивает занятие на 3–4 однотипные и взаимосвязанные части, т. е. циклы. Для детей первого и начала второго года жизни рекомендуются занятия, состоящие из одинаковых циклов, так как их увлекает сам процесс выполнения задания, в ходе которого отрабатывается ручное умение. Эти достижения нужны ребенку, чтобы в ближайшем будущем перейти к занятиям, насыщенным более сложным смысловым содержанием, в которых процесс действий приобретает второстепенное значение. Для детей старше 1 года 6 месяцев принцип цикличности следует осуществлять за счет повторения однотипных частей занятия, обогащающих ребенка дополнительной информацией.

Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это способствует формированию умения самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не следует повторять более 2–3 раз. На каждом повторном занятии полезно частично усложнять программный материал.

Обнаружение новых признаков в знакомом значительно повышает интерес к занятиям, а главное — учит анализировать, сравнивать, выделять основное, опираться на имеющийся опыт, делать первые обобщения.

Обучая детей действиям с предметами и дидактическими игрушками, воспитатель соответствующим образом организует педагогический процесс и осуществляет руководство им. Рассмотрим приемы его работы в ходе выполнения детьми заданий.

1. В первой части занятия взрослый показывает, как надо делать, а ребенок повторяет его движения. Это т. н. зеркальные действия. Во второй части ребенок активно подражает ему, т. е. повторяет действия 2–3 раза. Затем он старается сам действовать с предметом, а педагог помогает ему. В следующей части занятия взрослый показывает дальнейший ход выполнения задания, ребенок внимательно следит за ним. Так повторяется 2–3 раза.

Методическая разработка открытого занятия детей первого года обучения (5-6лет) “Первые шаги”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр дополнительного

образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива»

Методическая разработка открытого занятия

детей первого года обучения (5-6 лет)

«Первые шаги»

(на материале «Народного коллектива» хореографического ансамбля «Радость»)

Шубина Виктория Витальевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной к атегории

Пояснительная записка

Плохой учитель излагает,

А Великий вдохновляет.

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам по ритмике, хореографии организовать открытые итоговые занятия таким образом, чтобы ЗУН, полученные в течение года, воспроизводились детьми легко и непринужденно, создавая радостную атмосферу занятия для них самих и родителей.

Методическая работа освещает проблему формирования у детей, начинающих заниматься хореографией, положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям, расставляет приоритеты для педагогов в работе с детьми данного года обучения и раскрывает вопросы:

  • формирования базовых ЗУН необходимых для дальнейшего развития и роста учащихся;
  • создания условий для развития и реализации творческих способностей детей;
  • формирования устойчивого интереса к занятиям.

Цель данной методической разработки – формирование у учащихся, начинающих заниматься хореографией, положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям в коллективе.

Актуальность

Обычно детей данного возраста на занятия хореографией приводят родители, обусловленные желанием творческого и физического развития собственного ребенка, его оздоровления, профилактики осанки и т.д. Сам ребенок, при этом, мало осознает всю пользу и эффективность занятий. Сложность работы с детьми данного возраста заключается в том, что посещаемость ребенка напрямую зависит от степени заинтересованности родителей.

Педагогическая задача : создать такие условия, при которых у самого ребенка возникало бы интерес и желание заниматься в коллективе.

Для этого были расставлены приоритеты в обучении, развитии и воспитании детей, которые отвечают интересам и потребностям всех участников образовательного процесса. Такими направлениями являются:

  • Формирование музыкально-ритмических навыков исполнения движений (развитие координации движений, чувства ритма и музыкальности исполнения и т.д.);
  • Формирование навыков пространственного мышления (ориентирования в пространстве танцевального зала, направления движения по залу, построения и перестроения в простые рисунки и т.д.)
  • Укрепление мышечного аппарата и развитие опорно-двигательной системы.
  • Формирование навыков художественного (образного) исполнения движений ( выявление опыта детей, включение их в игровую деятельность, активный поиск знаний и общение).

Для каждого направления разработаны комплексы упражнений и видов деятельности, которые представляют собой самостоятельные модули, которые могут следовать друг за другом как этапы занятия, а могут сочетаться или чередоваться:

  • Модуль «Музыкально-ритмического развитие и формирование навыков пространственного мышления» включает в себя: разминку, ритмический комплекс на середине зала, движения по диагонали.
  • Модуль «Укрепление мышечного аппарата и развитие опорно-двигательной системы» включает в себя: комплекс прыжков и гимнастику.
  • Модуль « Формирование навыков художественного (образного) исполнения движений » включает в себя: музыкальные игры с элементами импровизации и театрализации, творческие задания, этюды-образы.

Модуль «Музыкально-ритмическое развитие и формирование навыков пространственного мышления»

Музыкально-ритмическое развитие детей имеет огромное значение в системе хореографического образования учащихся. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры. Также предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие навыков пространственного мышления (ориентации) и «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей.

Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более четко выполнять движения.

Значительное число упражнений помогает воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свобод­ное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары, строиться в линию и колонну, соблюдая интервалы), отражая в них характер и форму музыкального произведения.

Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков при условии многократного повторения заданий. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний.

При выполнении заданий педагог должен приучать детей:

  • правильно занять исходное положение;
  • соблюдать координацию движений рук и ног;
  • следить за осанкой;
  • добиваться не простого усвоения какого-либо движения, а качественного, выразительного его исполнения.

Свобода, естественность – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

1.Разминка по кругу – разогрев всех групп мышц. Сюда включены следующие элементы:

  • танцевальные шаги (с носка, на полупальцах, пятках, чередование шагов на носках и пятках, с высоким подниманием колен, с захлестом согнутых ног);
  • упражнения на развитие подвижности стопы;
  • бег (с подниманием колен вперед, назад, на полупальцах, сценический бег);
  • приседания «мячики»;
  • перегибы корпуса;
  • образная пластика рук;
  • подскоки;
  • галопы.

2.Ритмическая разминка на середине зала (перестроение в колонны)- развитие чувства ритма, координации движений:

  • releve- работа ног и стоп;
  • port de bra- работа над пластикой рук.
  • ритмические хлопки в ладоши;
  • танцевальные комбинации на развитие координации движений.

Выполняя разминку, педагог предлагает детям ответить на вопросы. В данном случае возможны различные варианты ответов: устный ответ или показ движения. Дети отвечают по желанию.

3.Танцевальная диагональ – ходы, комбинации на развитие танцевальности и координации движений (с акцентом правой и левой ноги). Умение ориентироваться в пространстве:

  • различные виды бега;
  • боковой галоп с хлопками над головой;
  • галоп с разворотом на разный счет (на 8,4,2);
  • «веселые» подскоки;
  • «лодочка»-работа в парах;
  • подскоки в парах (синхронное исполнение движения).

4. Пространственное мышление:

  • самостоятельно находить свобод­ное место в зале;
  • перестраиваться в круг, несколько кругов;
  • становиться в пары и друг за другом, в шеренги, колонны;
  • самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций.

Модуль «Укрепление мышечного аппарата и развитие опорно-двигательной системы»

Данный этап занятия нацелен на формирование основных навыков таких движений как прыжки. Учащиеся:

  • знакомятся с основными правилами исполнения прыжков;
  • правильным положением ног, стопы, корпуса, рук во время движений;
  • вырабатывается сила ног, подтянутость корпуса, координация в руках.

Исполнение комплекса носит силовой характер и требует определенных волевых усилий со стороны исполнителей. Для того чтобы снять напряжение и страх перед физическими нагрузками, а как следствие – нежелание выполнять движение, каждый прыжок является частью какого-либо художественного (хореографического) образа: к нему подобран музыкальный материал, движения и координация характерная для образа. Таким образом, исполняя комбинацию, учащиеся имеют возможность чередовать силовые и танцевальные движения с координацией в руках и корпусе, т.е «взять дыхание» – момент когда ребенок может передохнуть и приготовиться к следующей нагрузке.

Перед тем как выполнять комплекс прыжков учащиеся (в режиме беглого опроса) отвечают на следующие вопросы педагога:

1.Как правильно выполнять прыжок (правило прыжков)?

Ответ: перед тем как выполнить прыжок необходимо присесть, затем прыгнуть и снова присесть.

2.Из какой позиции выполняется каждый прыжок?

Ответ: 1 позиция, либо 6 позиции в ногах (в зависимости от названия прыжка):

3.На что необходимо обратить внимание во время исполнения прыжка?

Ответ: соблюдать позицию в ногах, положение рук; затягивать колени, стопы.

Далее по желанию учащихся (при этом необходимо поднять руку) озвучивается порядок и название прыжков.

Порядок выполнения прыжков:

  • Трамплинный прыжок (по 6 позиции);
  • «Рыбка» (по 6 позиции);
  • «Лягушка» (по 1 позиции);
  • «Звездочка» (по 6 позиции);
  • Поджатый прыжок (по 6 позиции).

В зависимости от подготовленности группы 1-го года обучения и способностей детей комплекс может усложняться такими прыжками как «пингвин», «ножницы», «лыжи», «курочка» и т.д

В момент исполнения прыжков подряд можно использовать такой прием как соревновательность (например: кто прыгнет выше, кто сильнее затянет ноги).

У детей данного возраста еще не окрепший организм и основной задачей упражнений на полу является укрепление мышечного и опорно-двигательного аппарата. Учащиеся знакомятся со своим организмом: строением ног (бедро, колени, щиколотка, стопа), расположением поясницы и т.д. Осваивают основные понятия: «затянутая» и «сокращенная» стопа.

Упражнения на полу закрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают силу ног, гибкость позвоночника, учат расслабляться и держать напряжение в мышцах, подготавливают учащихся к растяжке.

1.Упражнения на выработку силы ног и стопы:

  • «тучки и солнышко»;
  • «резинка».

2.Упражнения на укрепление мышц спины:

  • «ученик»;
  • «уголок»;
  • «самолет».

3.Упражнения на развитие гибкости позвоночника и суставов:

  • «лягушка»;
  • «кошечка»;
  • «ракушка»;
  • «лотос».

4.Элементы растяжки:

  • «паучок»;
  • «идем в гости»;
  • «через мост».

5.Упражнения на снятие эмоционального и физического напряжения:

  • «божьи коровки»;
  • «я на солнышке лежу».

Возможно выполнение усложненных элементов гимнастики, таких, как подготовка к «стойке на лопатках», «мостик» и т.д.

Занятия, проводимые в форме сказки, «вдыхают» жизнь в партерную гимнастику. Например, партерный комплекс «У лукоморья» – это гимнастические упражнения с элементами театрализации, направленные на развитие гибкости, эластичности мышц.

Во время исполнения упражнений педагогу необходимо следить за тем, чтобы:

  • учащиеся не переутомлялись и имели определенный запас сил для выполнения силовых упражнений;
  • исполнение определенных движений носило безопасный характер (по возможности комментировать порядок действий, оказывать помощь учащимся);
  • поддерживать, подбадривать детей в их желании показать родителям те знания, которые они получили на занятиях в течение учебного года.

Модуль «Формирование навыков художественного (образного)

исполнения движений»

В основе художественного (образного) преподавания лежат основные принципы художественной педагогики (Маслова Л.П.):

  • целостность;
  • образность;
  • интонационность.

Такие игры способствуют возникновению «творческого начала» в детях, проявлению авторства, индивидуальности. В процессе игры создаются благоприятные условия для самовыражения, предпосылки для формирования своего стиля, манеры исполнения танцевальной лексики, учащиеся ощущают свою значимость.

Дети учатся не только слушать, но и слышать интонационность музыкального произведения, создавать свой художественный (хореографический) образ, подбирать наиболее подходящие выразительные средства (движения, характер исполнения, эмоциональную подачу образа).

Музыкальные игры .

Закрепляют навыки музыкально-ритмического исполнения движений, развивают воображение, фантазию, учат согласовывать свои слова действия с образными движениями, с удовольствием выполняют комбинации, в которые включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.

  • «Лявониха»;
  • «Карусель»;
  • «На носок»;
  • «Зайчики, белочки…»,
  • «Шла коза по лесу…».

Элементы театрализации .

Использование приемов театрализации в работе способствует развитию у учащихся эмоционально-образной выразительности, учат их управлять мимикой лица, подбирать выражение лица, которое наиболее подходит к созданию какого-либо конкретного образа

Эффективны как отдельные упражнения для мышц лица, так и комплексные задания: создать настроение, изобразить персонажа, передать эмоциональное состояние т.д. В таких заданиях важно не только движение, но и жест, поза, выражение лица.

  • «Маски»;
  • «Стоп кадр».

Этюды – образы.

Этюды-образы – это своеобразные хореографические миниатюры, в которых все движения подчинены определенному художественному (хореографическому) образу, либо сюжету, исполняя которые, учащиеся «вживаются» в определенный образ, состояние и учатся удерживать его от начала до конца музыки (музыкального фрагмента).

  • «Фиксики»;
  • «Магазин кукол»;
  • «Жар-птица»;
  • «Часики».

Импровизация

Не все дети способны раскрепоститься и начать двигаться под музыку придумывая движения, поэтому важно настроить их, объяснить какая перед ними стоит задача.

Импровизация может быть свободной или преследовать какую-либо цель. Яркое, эмоциональное слово педагога побуждает мысль, направляет в определенное русло детскую фантазию. Иногда используется метод показа, уточняющего отдельные детали. К показу привлекаются и учащиеся, нашедшие наиболее интересные и убедительные движение для воплощения образа. Коллективное творчество сплачивает детей, доставляет им большую радость.

Метод контраста предполагает переход из одного темпа (состояния, настроения) в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда музыка исполняется с некоторым ускорением или замедлением. Поначалу учащимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов.

Импровизируя, учащиеся фантазируют, придумывают себе музыкальный образ, самостоятельно определяют характер движений. Педагог обращает внимание на то, чтобы все движения были органически связаны с музыкой, т.е. соответствовали ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

Как правило, творческие задания заканчиваются обсуждением (рефлексией). Педагог, совместно с учащимися, выявляет наиболее удачные работы, рассуждают о причинах неудачи и путях ее исправления.

Схема технологической карты открытого занятия «Первые шаги»

I. Общие сведения.

  • группа 1-го года обучения (5-6 лет).
  • место проведения: танцевальный зал по адресу К.Маркса, 62
  • характеристика оборудования учебного занятия: ноутбук, музыкальные колонки, танцевальный реквизит.

II. Тема занятия.

Целостность и образность в подаче учебного материала итогового занятия для родителей учащихся 1-го года обучения.

III . Тип занятия. Комбинированный.

I V. Цель занятия.

Создать праздничную и радостную атмосферу итогового занятия путем применения разнообразных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.

Обучающий аспект:

  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
  • способствовать формированию красивой осанки, выразительности исполнения любых движений.

Развивающий аспект . Содействовать развитию:

  • координационных способностей (точность воспроизведения, ориентировочно-пространственные представления, подвижность опорно-двигательного аппарата);
  • музыкальных способностей (чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку);
  • творческих способностей (умение двигаться в соответствии с музыкальными образами, воображения, танцевальной памяти).

Воспитательный аспект:

  • создать условия для развития умения работать в коллективе;
  • воспитывать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

V. Методы обучения.

  • Наглядно-слуховой – исполнение музыки.
  • Наглядно-зрительный – совместное исполнение движений.
  • Словесный метод – объяснение, пояснение, напоминание, поощрение.
  • Практический метод – повторение музыкально-ритмических движений.
  • Игровой метод – подбирается такая игра, которая отвечает задачам и содержанию занятия (занятие выстраивается в музыкально-игровой, эмоционально-образной форме).
  • Импровизационный метод – позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. А также дает возможность детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

VI. Ожидаемые результаты.

  • знать терминологию танцевальных движений;
  • уметь выстраивать рисунок в соответствии с терминологией;
  • освоят азбуку танцевальных движений: (выполнять простейшие движения: притопы, поскоки, выставление ноги на носок и пятку, уметь двигаться галопом, скакать с ноги на ногу, выполнять “пружинку”и т.д);
  • уметь работать в парах, ориентироваться в пространстве;
  • иметь навыки выразительного исполнения танцевально-игровых образов;
  • уметь создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно.

Метапредметные :

  • знать правила поведения на занятиях и в игровом творческом процессе;
  • уметь удивляться, задавать вопросы.
  • уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками (быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия с детьми и педагогом).

VII . Структура занятия (этапы занятия) .

Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

Рубрики

  • Занятия с детьми
  • Консультации для воспитателей ДОУ
  • Сценарии мероприятий
  • Работа с родителями
  • Физ. развитие
  • Методические разработки
  • Документация ДОУ
  • Тематические статьи
  • Проектная деятельность в детском саду
  • Планирование образовательного процесса в ДОУ
  • Мастер-классы
  • Методическая работа в ДОУ
  • Дополнительное образование
  • Исследовательская деятельность
  • Развивающие игры для детей
  • Предметно-развивающая среда
  • Образовательные программы ДОУ
  • Логопеду
  • Детское творчество
  • Бланки
  • Своими руками
  • Подвижные игры
  • Презентации
  • Родителям
  • Сказки, рассказы
  • Авторские стихи
  • Видео
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «За сокровищами»

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «За сокровищами» Цели. Формирование элементарных математических представлений путем овладения приемами сравнения и обобщения. Стимуляция.

Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей «Уникуб»

Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей «Уникуб» Актуальность дидактического пособия Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия.

Нестандартные дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры…

Нестандартные дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра является ценным средством воспитания.

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Методическая копилка в детском саду (ДОУ)

Методический кабинет старшего воспитателя детского сада

Старшему воспитателю ДОО – Методическая литература для воспитателей, представленная в разделе, включает различные пособия и сборники, программы, рекомендации для легкого взаимодействия с детьми, материалы для подготовки творческих и развивающих занятий, конспекты тематических уроков. Также методические пособия направлены на систематический и объективный контроль знаний и государственные нормативы дошкольного образования

Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по ПБП на дороге для детей старшего дошкольного возраста

Педсоветы в детском саду

Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования – Книга доступна в электронном варианте! Пособие содержит разработки педагогических советов по актуальным темам, затрагивающим различные стороны образовательного процесса в ДОО в условиях внедрения ФГОС: развитие способных и одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья, социальное партнерство, взаимодействие детского сада и семьи.

Педагогические советы в ДОО, Планирование на учебный год – Программа для установки через Интернет! Пособие содержит материалы, раскрывающие современные тенденции в решении теоретических и практических вопросов организации педагогического совета как коллегиального органа управления и формы методической работы в ДОО.

Сценарий проведения педсовета в форме деловой игры «Педагогическое мастерство педагога»

Сценарий проведения педсовета в форме устного журнала «Права детей»

Семинары в детском саду

Семинар “Дидактические игры”: 1 стр., 2 стр.

Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»

Семинар-практикум для воспитателей детских садов «Учимся проводить диагностику»

«Игры, которые лечат» выступление на семинаре-практикуме для педагогов

Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваемся играя»

Семинар-практикум №2 для родителей детей старшей группы по теме «Что нужно делать, чтобы человек был здоров?»

Передовой педагогический опыт в детском саду. Готовые образовательные проекты в ДОУ

На пути к творчеству (из опыта работы воспитателя)

Практический материал для организации тематической недели в детском саду для детей старшей и подготовительной групп «Этот день мы приближали как могли…» (.doc)

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит»

Стимулирование игрового интереса как условие и фактор развития дошкольника (презентация)

Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка «Лабиринт знаний»

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

«Карапузики в искусстве» Первые шаги в пластилинографию детей раннего возраста

Проект на тему «Осень в рисунке» (творческий)

Краткосрочный проект в ДОУ «Любимые стихи»

Обучение детей 6-7 лет правилам безопасного поведения на дороге «Дорожная азбука»

Газета прогимназии «Сказка» №12 «Планета детства»

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов»

Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)

Опыт работы по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности!

Проект по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Речевой ручеек»

Паспорт проекта «Мой родной город» средней группы

Проект-программа по изучению истории родного города «Мой родной город – Лениногорск»

Творческий проект с группой детей «Мини-музей Колобка»

Статья «Ребенок и книга» из опыта работы детского сада

Педагогический информационно-оздоровительный проект «Маршрут выходного дня»

Программа краткосрочной образовательной практики «Умелая иголочка»

Паспорта проектов для детей средней группы «Наши добрые сказки»; «Эти разные мячи»

Проект по ФИЗО «Веселая физкультура» для детей старшей группы

Информационная карта проекта в 1 младшей группе «Заинька-зайка»

Информационная карта проекта в средней группе «Я здоровым быть хочу»

Арт-проект для родителей и детей средней группы по теме «Наше семейное гнёздышко»

Информационная карта проекта во 2-ой младшей группе «Здоровье и я»

Проект в детском саду в подготовительной группе «Ступеньки к школе»

Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с родным городом – Пермь»

Опыт работы по использованию слайдовых викторин в ОП ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Проект по Правилам дорожного движения в детском саду «Дети и дорога»

Педагогический проект по ПДД в ДОУ «Безопасная дорога»

Содержание работы по реализации проекта «Семейный детский сад»

Проект в детском саду на тему «Разноцветная неделя»

«Дотянуться рукой до вулкана», как детский сад № 47 дополняет реальность для малышей

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух – невидимка, который нужен всем»

Краткосрочные образовательные практики технической направленности в ДОУ

Краткосрочная образовательная практика технической направленности в ДОУ «Весёлый маятник»

Технологическая карта КОП ТН Оригами рыбки из квадрата бумаги с элементами аппликации «Рыбки в аквариуме»

Краткосрочная образовательная практика в ДОУ «Шляпка»

Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Электролампа»

Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Божья коровка»

КОП «Веселые игры» для развития навыков общения

КОП технической направленности «Конструктор Funny Bricks» для детей 5-7 лет

КОП технической направленности «Аэроворонка» для детей 5-7 лет

Страницы: «««предыдущая | следующая»»»

Читайте также:
Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: