Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

«Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения

Рекомендации из личного опыта к учителям-логопедам, которые в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся улучшить базу чтения и навыки грамотного письма у учащихся.

Методическая разработка: «Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения»

Если у ребенка в процессе обучения не потерян интерес к чтению, важно интонировать речь, чтобы ребенок читал выразительно, делая паузы между предложениями.

Опыт работы показывает, что чтение и письмо настолько взаимосвязаны, что если страдает чтение — это обязательно отразится на письме.

Если ребенок читает монотонно, не выделяя голосом важные по смыслу слова, неправильно ставит ударение — на письме он будет писать по два, три слова слитно, так как не чувствует границу слов, искажая слова. Даже если это не диктант, а списывание, так как ребенок пишет под свою мысленную диктовку, а при списывании буквы срисовывает. Чаще всего в таком чтении нет пауз между предложениями. На письме ребёнок тоже не будет чувствовать границу’ предложения (без точек, всё со строчной буквы).

Ещё проблема чтения — побуквенное чтение, тогда и побуквенно диктует себе на письме — слово искажается до неузнаваемости. Дети должны правильно диктовать себе, учитель даёт образец. Это будет профилактика дисграфии.

Сейчас наблюдается почти у каждого второго ребёнка неврологический статус — это последствия перинатальной или постнатальной патологии (патология беременности, родовые травмы, заболевания в первые три года жизни).

Как это проявляется? Ребёнок медлителен, общая моторика слаборазвита, мелкая моторика страдает заметно: дрожащий почерк, писчий спазм, (буквы большие, корявые, выходят за строчки, с трудом делает соединение букв, крепко сжимает ручку, быстро утомляется).

Мы обязательно должны учитывать, кто перед нами, в этом и есть суть дифференцированного индивидуального подхода. Когда родители или педагоги подгоняют таких детей: «Быстрее читай или пиши», — может возникнуть рецидив, т.е. ребёнок станет читать или писать ещё хуже. Может появиться тремор век, подёргивание крыльями носа, пошмыгивания, т.е. проявления невротического характера.

Возвратимся к тому, как помочь детям и стимулировать интерес к чтению, что нужно сделать, чтобы речь была интонирована и была осмысленность прочитанного?

С этой целью используются тренировочные задания, которые и прилагаются.

Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, наших детей. А последствия известны всем.

Нынешняя система обучения чтению, основанная на насилии (плохо читаешь — читай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А не желающих читать все больше и больше.

Эту проблему может решить только система, основанная на реализации законов развития психик, на стимулировании интересов к процессу чтения.

Ребенок не читает потому, что:

  1. Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
  2. Его заставляют читать.
  3. Его чтение оценивают отметкой.
  4. Он беспомощен перед этой проблемой.
  5. Его учат читать.

Книга Валерия Эдигея «Учись читать малыш» направлена на решение важной проблемы повышение скорости и усовершенствование техники чтения путём развития мышления ребенка

Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный учебник источником творческого вдохновения ученика родителей и педагога.

Анаграммы классифицированы по частям речи: (слова-признаки, слова-действия, слова-предметы), адаптированы для начальной школы, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.

Эти задания легко вписываются в структуру урока снимая напряжение и усталость детей.

ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ

Однако здесь не только нужно прочитать слово, но и исключить лишнее. Например тигр, лев, слон — животные, а туфли обувь.

Эти задания для определения и развития умственных способностей человека (логика, обобщение, развитие словарного запаса).

В книге есть рассказы-анаграммы для 1 — 3 классов.

Скажу из опыта работы, большинство учащихся увлекаются процессом расшифровки, им нравится чувствовать себя победителем, тем самым, повышая скорость чтения обычного текста Ребёнок, которому легко читать, обязательно будет читать, и читать без принуждения

Для начинающих читать есть книга Эдигея с таким же названием.

Когда приходят на консультацию домашние, не читающие дети, первое, что я предлагаю родителям это выучить название букв, называя их как звуки, не путать графическое изображение их. Затем выделить из общего количества букв гласные Научится различать гласные звуки и согласные, понять момент образования слогов. Тут на помощь приходит фантазия, например: «Жили себе буквы», жили не тужили, но одиноко им стало, захотелось им друзей иметь.

Пришла к букве «В» буква «А», она тоже захотела дружить, что получиться, когда они рядом, когда дружат? (ВА). Захотелось слогам пользу людям приносить, и из слогов сложились слова. (Ваня, вата).

Детям интересно, они вершители судеб букв, они им могут помочь, и всё это воспринимается на полном серьёзе. Они сами переворачивают страницы: «Давайте дальше будем буквам помогать».

Дома вывешивается таблица слогов, написанная яркими фломастерами. Далее даются упражнения на слияние слогов, развивая синтез и слуховое восприятие, потом эти задания будут письменно.

1. Развиваем синтез и слуховое восприятие.

Читайте также:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Развиваем синтез и слуховое восприятие.

Прослушать и отхлопать ритмический рисунок. При диктовке слов записать ритмический рисунок
Составить слова из слогов.

КА-МАС, ПА-ШЛЯ, ШОК-МЕ, РЫ-ША, ЛО-МЫ, ЛАП ША, ЧИ-КЛЮ, ЛА-КУК, КА-БА-БУШ.

Составить слова, добавив начальный слог.

(НО)… СОК, (ГРИ)… БЫ, (БЕЛ)… КА

6. Из задания №5 выбери слова соответствующие этим схемам.

7. Измените слова так, чтобы получилось 2, затем 3 слога. Запиши по схеме, выделив гласные.

Рекомендации по улучшению техники чтения.

Чтение человека занимает важное место. Современный читатель в условие господство телевидение кино не потерял интерес книгам.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по улучшению техники чтения.»

Рекомендации по улучшению техники чтения.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
Основы методики чтения заложены в трудах К.Д. Ушинского. Он стремился соединить с чтением сообщение детям разнообразных элементарных знаний и ввёл в свои книги «Родное слово» много статей общеобразовательного содержания.
Методической системе Ушинского был чужд какой-либо шаблон, схематичность. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями.
Многообразные задачи уроков чтения наиболее успешно решались комплексно в системе предмета «Русский язык», который всегда считался главным, центральным предметом в начальной школе. Вопросы образования, воспитания и развития в этом предмете решались на основе взаимосвязи трёх сторон этого учебного предмета: развития речи, усвоения грамматики и правописания, изучения произведений народной словесности и литературы.
Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное овладение сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе.
Через слово Ушинский вводил ребёнка в область духовной жизни народа. Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей естественно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той – же среды – отечественного языка.
Методическая система Ушинского разрабатывалась и совершенствовалась его последователями: В.И. Водовозовым, В.Я. Стоюниным, Н.Ф. Букановым. В.П. Вахтеровым, Д.И. Тихомировым.
Тихомиров дал конкретные указания к разбору прочитанных статей, изложил методику работы над выработкой навыка сознательного чтения. Придавая большое значение развитию логического мышления, он описал последовательность работы над предложениями, частями произведений и над выяснением его идеи, разработал приёмы составления плана, впервые высказал мысль об обобщающих уроках.
В.Л. Стоюнин считал недопустимым, что ученика беспрестанно останавливают и требуют от него объяснения каждой фразы по известным вопросам. Целью чтения он считал создание «полного образа», что возможно только при целостном восприятии содержания через выразительное чтение.
Обобщение и систематизация методов занятий по чтению даётся в статьях В.Г. Горецкого, который уделяет много внимания вопросам дифференцированного подхода к урокам в зависимости от содержания и жанровых особенностей произведения. М.И. Оморокова в ряде пособий и статей успешно разработала научные основы и конкретные приёмы обогащения словаря и развития навыков связной речи учащихся на уроках чтения, а также принципы организации уроков чтения.
Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» тчтение.
В последние годы уроки чтения претерпевают значительные изменения в связи с тем, что появились вариативные программы и учебники. Учителя получили возможность создавать свои варианты программ и учебников с учётом особенностей детей своего класса.
Из опыта работы учителя.
Как я работаю над техникой чтения?
Во-первых, в тексте тщательно отбираю слова, которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включаю их в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значения слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. С каким трудом берут на вооружение для нас, кажется, очень простые слова, к примеру, « пахать», «боронить», ведь кроме дороги от дома к школе и обратно, да разных поездок куда-то, многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Если чтение заменять другими уроками и задавать на дом читать самостоятельно, то ни техники хорошей при чтении, ни скорректированной устной и письменной речи не будет. Поэтому красной нитью в обучении должна проходить коррекция устной, а потом и письменной речи. И это должно идти с 1 по 11 классы.
Как отрабатывается техника чтения в первом классе?
Мы с учениками читаем всегда хором, как бы пропевая, т. е. сливая слоги. Читаем по нескольку раз страничку букваря. Сначала читаем очень медленно, где-то 3-4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но всё равно медленно, а после ещё быстрее.
Если каждый день на уроке заниматься по 25 минут только чтением , то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.
После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. К столу учителя я детей не вызываю. Когда они читают вслух, я всё время хожу около парт и смотрю, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняюсь и прислушиваюсь к чтению нужного мне ученика.
Работаю не только над правильностью и темпом чтения, но и стараюсь отрабатывать эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость. И сижу с детьми над одним предложением порой 1 мин., 3 мин., пока не добьюсь нужной интонации. Никогда ничем не заменяю внеклассное чтение. Много читаю детям сама.
Диктанты я тоже читаю выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, – читаем все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.
Итог о работе над техникой чтения:
) в детях надо пробуждать любовь к чтению;
) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;
) первый раз читать тексты должен только учитель: он передаёт текст грамотно, эмоционально;
) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 мин, включая фонетические зарядки в 1 классе;
) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;
) в 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом;
) домашние задания по чтению должны быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;
) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Акимушкина), причём предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов, составлять задачи по математике ит.д.;
) нельзя заменять чтение уроками математики, русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам;
) на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;
) начиная со второго полугодия 1 класса, урок я начинаю со свободного чтения, дети берут книги из классной библиотеки и читают;
) каждый месяц я провожу своеобразный предпрактикум с родителями. За парту садятся мама и её ребёнок. Я объясняю, как дети должны читать по букварю;
) во 2 и 3 классах я прошу, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день;
) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми требует больших затрат времени;
) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;
) чаще надо проводить выборочное чтение;
) даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колоннами, рядами, парами, по одному;
) в 3 кл. опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом;
) начиная с 1 кл., провожу выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему;
) даже в 3 кл. на уроке чтения лежат книги, прочитанные в 1 и 2 кл. Проходим, например, тему «Осень» – читаем произведения по книгам 1 и 2 кл., а потом читаем по учебнику 3 кл.;
Делится своими находками, которые помогли ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
Она говорит, что механизм чтения вслух сложный. В этом процессе принимают участие мышление, речь, восприятие фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы :уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова, развитость антиципации. Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость рече-двигательного аппарата и его возможности. Поэтому урок чтения начинает с подготовки речевого аппарата ребёнка. Во время разминки включает упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, развитие голосового аппарата, темпа речи. При этом уделяется большое внимание работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
+ Чтение шёпотом и медленно.
+Чтение тихо и умеренно.
+Чтение громко и уверенно.
Использует игры на звукоподражание, игру «Курочка с цыплятами», игру «Дупло».
Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами.
Работая над текстом на уроках чтения, использует следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счётом слов.
Наряду с основными упражнениями использует и другие: упражнение «финиш», чтение с речевыми помехами, чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами.
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использует следующие приёмы: чтение за диктором, чтение в парах, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, ежедневные минутки чтения, самозамер скорости чтения.
Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, скорость, выразительность чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребёнка самостоятельно формулировать задания.
Очевидно, что овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.
Решая проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе, каждый учитель стремится к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.

Читайте также:
Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

Придерживаясь этой работы, придя в 4 четверти в 4 класс, я смогла достичь положительных результатов. Чтение стало осознанным, выразительным, увеличился темп чтения. Дети стали лучше пересказывать тексты, улучшилась техника речи. Сочинения стали более плодотворными, красочными. В сравнении с 3ей четвертью, техника чтения увеличилась на 20 процентов.

Учитель начальных классов: Кондратович Т.В.

КГУ,,Средняя школа №14 имени Дм.Карбышева,, города Рудного.

10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Читайте также:
Правильная речь - ступень к успешному обучению в школе

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Читайте также:
Звук и буква С - конспект для детей с ФФНР

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Подробнее об анализаторе техники чтения для 1-4 классов >>>

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах

Введение

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влечет за собой переосмысление давно сложившейся системы работы начальной школы. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Чтение – один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания.

Не каждому ребенку легко дается такая наука, как чтение. Многим приходится испытывать серьезные трудности в овладении навыками чтения. Почему сегодня так много детей, которые «не любят читать»? Дети действительно не любят делать то, что требует особого напряжения, что сложно выполнить, и то, что у них получается плохо. Такая работа не приносит удовлетворения ребёнку, а ситуация неудачи подкрепляется недовольством взрослых. На всем этапе обучения чтению и педагогам, и родителям необходимо запастись терпением. Важно понимать, что даже если ребенок научится бегло читать, он может продолжать негативно воспринимать это занятие. В его памяти остаются неприятные воспоминания из прошлого, которые убивают всякое желание читать. Все дети разные, у каждого ребенка свой темперамент, быстрота реакции, свойства памяти. Всё это нельзя не учитывать.

Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению; владеющего способами работы с читаемым текстом или детской книгой. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл», – говорил К.Д.Ушинский.

Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста. Существуют различные взгляды на развитие технической стороны чтения. Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного беглого чтения. Дети должны уметь читать вдумчиво и быстро, иначе в старших классах желание учиться пропадет совсем, они просто не будут успевать прочитать тот объем текстовой информации, который необходим. В настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток беспокоит учителей и родителей, т.к. существенно затрудняет понимание детьми текстов (задач, художественных произведений и др.), а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом.

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения? Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Способы решения медленного чтения

Одна из проблем медленного чтения в начальной школе – это чтение текста с регрессиями, когда глаза совершают движение назад. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Возвращаясь к прочитанному, ребенок сразу же забывает (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Чтобы избежать возвращения к прочитанному, рекомендуется пользоваться «шторкой». «Шторкой» может служить небольшая открытка, визитка, вырезанный из плотной бумаги прямоугольник (4см х10 см).

Упражнение 1. «Горизонтальная шторка».

Держим «шторку» в левой руке. Читаем текст, а «шторка» движется по строке слева направо. Когда ребёнок будет читать более уверенно, можно попросить его двигать «шторку» чуть быстрее, слегка опережая привычную скорость чтения.

Упражнение 2. «Вертикальная шторка».

Для этого упражнения нужно взять любой текст с вертикальными колонками. Читаем текст, «шторка» движется по колонке сверху вниз.

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости. Используя эту технику, педагогам приходится сталкиваться с тем, что некоторые дети не читают, а только открывают рот. Наряду с этой техникой, можно предложить использовать бинарное чтение.

Читайте также:
Составление рассказа Новогодний праздник - конспект логопедического занятия и презентация

Упражнение 3. «Бинарное чтение».

Два ученика, находящиеся рядом, спокойно читают один и тот же текст. Происходит «сонастройка» друг с другом – читаем вместе, стараясь синхронизировать скорость чтения.

Неплохие результаты в повышении скорости чтения дает применение упражнения «Буксир».

Упражнение 4. «Буксир».

  • Читая текст, учитель постепенно увеличивает скорость чтения. Учащиеся также читают вслух, настраиваясь на скорость.
  • Учитель читает вслух, а ученики – про себя. Затем учитель прекращает читать. Учащиеся должны показать в тексте то слово, на котором остановился учитель.

Упражнение 5. «Ловушка» (работа со знакомым текстом).

Учитель читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся услышать замену (хлопнуть в ладоши).

Упражнение 6. «Чтение по кругу».

Дети читают короткий текст – каждый произносит 1 слово друг за другом.

Для увеличения скорости чтения необходимо расширять поле зрения при помощи специальных упражнений. Для этого можно использовать таблицы Шульте, «пирамидки», «елочки». С таблицами Шульте можно работать на уроках математики. Дети 1 и 2 классов «отстукивают» карандашом порядок чисел, стараясь сделать это как можно быстрее. Задания могут быть разными: «отстучать» по порядку, «отстучать» в обратном порядке, найти число, которое больше 5 на 2 и т.д.

Упражнение 7. «Очередь».

Сначала текст читает учитель. Затем этот же текст читает ученик, либо этот текст повторяет весь класс (спокойным голосом).
В этом упражнении важно имитировать интонацию, скорость, особенности произношения слов, паузы. Данное упражнение является своего рода репетицией, переходом к более плотному обучению выразительности чтения.

Формирование навыков выразительного чтения

В настоящее время выразительному чтению уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания, различные рекомендации, предназначенные учителям. Формирование полноценного навыка чтения у младших школьников невозможна без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность чтения.

Выразительное чтение – важное средство воспитания и обучения детей. Есть несколько упражнений, с помощью которых можно добиться неплохих результатов при обучении детей выразительному чтению.

Упражнение 1. «Эхо».

  • Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.
  • Учитель читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, учащиеся повторяют эти строки с той же интонацией.

Упражнение 2. «Озвучиваем кино».

  • Выбираем образ (какое-либо животное, старушка, дворник, малыш и т.д.). Подражая этому образу озвучиваем текст (читаем текст голосом выбранного образа).
  • Чтение-настроение: читаем текст с определенным настроением (радостно, грустно, уверенно, осторожно и т.п.).

Упражнение 3. «Дикторское чтение».

Текст делится на части. Каждая часть закрепляется за определенным «диктором». Учащиеся самостоятельно готовятся к тому, чтобы показать образец выразительного чтения – поработать с артикуляцией, с интонацией, с громкостью и уверенностью. Это упражнение хорошо развивает коммуникативные навыки, если объединить детей в команды, предлагая каждой команде свой текст. Предложить каждой команде выбрать своего диктора и совместно подготовить «диктора» для выступления.

Развитие внимания и памяти. Игры с текстом.

Роль внимания при чтении исключительно велика. Можно научить детей быстро читать, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли этот навык принесет пользу. Скорость чтения, развитие внимания и тренировка памяти – эти процессы тесно взаимосвязаны. Один не может исключать другой, каждый дополняет другой: качество запоминания зависит от восприятия, а восприятие находится в зависимости от того, насколько развито внимание. Есть ряд упражнений, которые могут помочь в развитии этих процессов.

Упражнение 1. «Прятки».

Заранее выбирается признак, по которому нужно отыскать слов в тексте.

  • Все слова, которые начинаются на букву «К»
  • Все слова, состоящие из двух слогов
  • Все слова, которые имеют ударение на последнем слоге и т.д.

Упражнение 2. «Фотоаппарат».

«Фотографируем» страницу текста глазами:

  • Глаза закрыты
  • Открыли любую страницу
  • «Сфотографировали» страницу
  • Закрыть глаза и представить, как выглядит «сфотографированную» страницу – проявляем негатив.

Упражнение 3. «Свой рассказ».

Придумать интересный и смешной рассказ со словами: ключ, кошка, мороженое, цветок, барабан, суслик, очки.
Можно объединить детей в команды. Каждой команде предложить свой набор слов. Победителем будет являться та команда, чей рассказ будет самым смешным.

Упражнение 4. «Все в порядке!»

Работа с карточками – составление предложений. Восстанавливаем правильный порядок слов в предложении.

Из общей стопки каждый учащийся берет по 1 карточке, как только порядок слов восстановлен, взять следующую карточку (на первых занятиях можно записывать, если это необходимо).

Упражнение 5. «Образ».

Наш мозг устроен таким образом, что картинки он воспринимает гораздо быстрее, чем текст. Поэтому нужно учить детей визуализировать описываемые предметы и явления.

Пример. На доске написать слово «роза». Совместно с детьми описать ее. Затем, предложить детям закрыть глаза и представить себе этот цветок.

Упражнение 6. «Цепочка слов».

Читайте также:
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов

Написать на доске любых 10 слов. Например: рыба, небо, трава, мальчик, дом, зеркало, радость, машина, бабочка, цветы. Медленно прочитать их. Затем дать 1 минуту на то, чтобы дети запомнили эти слова (слова спрятать). После этого попросить записать то, что запомнили. Обычно дети запоминают не более 4-5 слов.

После этого рассказать, что слова очень легко запомнить, если их «связать» в цепочку (Рыба смотрела на небо. На берегу зеленела трава. По траве бежал мальчик к дому, чтобы посмотреть в зеркало. Мальчик испытал радость, когда увидел машину. На машине нарисованы бабочка и цветы). Цепочка может быть любой, не обязательно составлять связный рассказ. Но опыт показывает, что связный рассказ запоминается детьми лучше. Когда цепочка будет связана, предложить детям еще раз записать эти слова по памяти.

Упражнение 7. Активизация мышления.

Упражнения для понимания текста.

Как было сказано выше, чтение должно быть вдумчивым. В начальной школе нужно учить детей продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.

Упражнение 1.

Важно при работе с текстом соблюдать определенный алгоритм:

  • Определение содержания текста, исходя из иллюстрации, если таковая есть.
  • Озаглавить текст.
  • Определить основную тему текста, его главную мысль.
  • Деление текста на логические части и составление плана текста.

Упражнение 2.

Восстановление текста в его логической последовательности:

Заранее подготовить специальные тексты. Разрезать текст на несколько частей. Сложить части в конверт. Ученик должен восстановить последовательность текста.

Упражнение 3.

Вставь пропущенное слово.

Подготовить тексты, где пропущено одно или несколько слов (оставить место для того, чтобы можно было вписать слово).

Задание: вставь подходящие по смыслу слова.

Упражнение 4.

Прочитайте предложение, записанное задом наперед.

.осенью лес русский Красив

Упражнение 4.

  • 1 вариант: фантазируем, изменяя содержание какого-то хорошо знакомого текста – заменяем одно условие, один признак (например, время года, герой, место действия и т.д.)
  • 2 вариант: фантазируем, придумывая окончание рассказа. Используем заготовки – 2-3 предложения (начало рассказа). Каждый составляет свой рассказ.

Список, используемых приемов можно продолжать бесконечно. В данной статье отражены те приемы, о которых мы не так часто слышим. Чтение является сложным актом. Прежде, чем заставлять ребенка больше читать, нужно обязательно выяснить исходные причины трудностей. Выяснив причину, можно браться за подбор тех приемов и методов, которые смогут помочь ребенку. Обучая детей чтению, необходимо в равной степени уделять внимание упражнениям, улучшающим технику чтения, и способствующим пониманию прочитанного. Все должно быть направлено на то, чтобы воспитать грамотного читателя.

Главное – необходимо добиваться оптимальной деятельности каждого ребенка, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, поддерживая их усилия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению млад. Школьников.
  • Граник, Г.Г., Соболева, О.В. Путешествие в страну Книги – М., 2011.
  • Васильева, М.С., Оморокова, М.И., Светловская, Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – К., Педагогика, 2011.
  • Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем В.А. Левин. – М., 2009.
  • Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения – М., 2011.
  • Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 2009.
  • Оморокова, М.И., Рапопорт, И.А., Постоловский, И.З. Преодоление трудностей – М., 2010.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.

Методические указания и рекомендации «Рекомендации учителям для развития навыка чтения на уроках литературного чтения»

Рекомендации учителям

для развития полноценного навыка чтения через деятельностный подход на уроках литературного чтения .

Профессионально работайте с целями.

Ясно понимайте для чего учащиеся выполняют то или иное задание.

Продумывайте цели всех уровней : цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока – общие, т.е. цели всего урока, оперативные – его частей/эпизодов, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого/желательного результата.

Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глу­бокого планирования, дифференциации и индивидуализа­ции. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального вре­мени.

Больше внимания уделяйте формированию и развитию у детей общеучебных «надпред­метных» умений . Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя со­временные педа­гогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляци­онное, гром­ким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся , используйте технологии эйдотехники .

Обеспечьте более глубокую работу с текстами, особенно художественными. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный). Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные во­про­сы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы .

Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями. Много работать над развитием речи уча­щихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.

Созда­вайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала , другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индиви­дуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотом .

Чётко структурируйте/делите учебный материал на основ­ные/обязательные понятия, углублён­ный их вариант и дополнительные све­дения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интел­лектуаль­ный «фон»/среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сооб­щения дополнитель­ных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.

Освойте методику и технику использования в ходе уроков/занятий музы­кальных произведений , осо­бенно классической музыки.

Программируйте динамику урока (как в прямом, так и в перенос­ном смысле) и управляйте ею. Обеспе­чьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении» . Проводите в ходе урока несколько динамических пауз с конкрет­ными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).

Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий . Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде , а также совместно с родителями . Объясняйте родителям необходимость этого .

Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей учащихся и пр. Учитесь работать в составе пе­даго­гических «дуэтов» и команд.

Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми .

Использовать в работе разнообразные типы уроков литературного чтения, в том числе и нетрадиционные.

Формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др.

Для формирования полноценного навыка чтения использовать элементы критического мышления.

Использовать эффективные резервы обучения полноценному навыку чтения тренажеры.

Как улучшить свой опыт чтения

Было ли с вами такое, что после прочтения хорошей книги, через какое-то время она напрочь вылетала из головы? Конечно, предприняв усилия, вы могли вспомнить суть и некоторые мысли из нее, однако она не оставила заметный след в вашей памяти (чего бы очень хотелось и что казалось неизбежным во время прочтения). Что делать, чтобы избежать этого? Нужно улучшать свой опыт чтения.

Это значит, что недостаточно просто взять и прочесть книгу от корки до корки. Нужно подходить к этому процессу взвешенно: работать над книгой до и после ее прочтения. Очень важно отслеживать то, что вы читаете — анализировать, делать выводы, узнавать новую, дополнительную информацию. Все это в сумме дает прекрасные результаты и позволяет лучше запомнить книгу. Вот несколько советов о том, как улучшить свой опыт чтения.

Заведите журнал книг

Самый простой способ отслеживания того, что вы читаете — завести журнал прочитанных книг.

Каждый раз, когда вы читаете книгу, записывайте следующие данные:

  • Название книги и автор.
  • Дата публикации.
  • Длина.
  • Жанр.
  • День, когда вы начали читать книгу.
  • День, когда вы ее закончили.

Добавьте систему оценки

В дополнение к информации, приведенной выше, вы можете добавить систему рейтинга, чтобы отслеживать, насколько книга вам понравилась или не понравилась. Можете оценивать книги по шкале от 1 до 5 (или от 1 до 100).

Если хотите сделать еще один шаг, оцените книгу по разным элементам. Вот некоторые примеры:

  • Оцените развитие персонажей
  • Оцените качество текста
  • Оцените темп
  • Оцените качество письма
  • Оцените сюжет
  • Оцените удовольствие, которое вы получили от прочтения

Добавьте дополнительную информацию

Наряду с основной информацией вы можете добавить дополнительные данные о каждой прочитанной вами книге, например:

  • Почему вы решили прочесть книгу?
  • Где вы были, когда читали ее?
  • Хотели бы прочесть больше книг того же автора? Если да, то какие?
  • Книга вдохновила вас узнать больше о конкретной теме?
  • Вы знаете кого-либо, кто любит эту книгу?
  • Какова национальность автора?
  • На каком языке написана книга?
  • Получила ли она какие-то награды?

Резюмируйте книгу

Другой вариант — написать резюме каждой прочитанной книги. Когда вы закончите читать книгу, закройте ее и запишите, что помните. Вы можете включить описание сюжета, что-то о персонажах и фоне происходящего (так называемый сеттинг), а также записать свое мнение о книге. Попробуйте дать себе лимит слов, например, 400 или 750 слов.

Заведите журнал цитат из книг

Всякий раз, когда вы находите крайне интересную фразу или абзац в книге, которую читаете, добавьте ее в свой журнал цитат из книг. Пожалуй, делать это лучше всего в электронном виде: через какое-то время вы сможете сортировать все цитаты по определенным категориям.

Читайте также:
Развиваем пальчики – улучшаем речь

Попробуйте себя в литературной критике

Используйте блокнот не только для того, чтобы следить за тем, что вы читали, но и заострить свои навыки литературной критики, написав углубленные обзоры книг. Зачем это нужно? Затем, чтобы лучше понимать и ценить книги, которые читаете.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Каков сюжет?
  • Как главный герой эволюционирует во время истории?
  • Что такого уникального в главном персонаже?
  • В чем его главный недостаток?
  • Каковы проблемы, с которыми сталкивается главный герой?
  • Есть ли антагонист?
  • Каковы второстепенные персонажи? Помните, что они необязательно являются живыми существами.
  • Насколько актуальна окружающая обстановка? Как она влияет на тему или настроения в книге? Определяет ли обстановка эмоциональное состояние персонажей?
  • Каков главный конфликт в истории? Как он развивается? Каков кульминационный момент? Как разрешается конфликт?
  • Какой точки зрения придерживается автор?
  • Какая главная тема? Есть ли другие темы?
  • Использует ли автор символизм?
  • Использует ли автор аллегории и метафоры?

Проведите исследование по книге и автору

В большинстве случаев жизненный опыт автора оказывает важное влияние на его работу. Поэтому, в то время как вы отслеживаете и анализируете книгу, которую прочитали, неплохо провести исследование автора.

Ведите список книг, которые хотите прочесть

На последних страницах вашего книжного журнала или записной книжки сохраните список книг, которые вы хотите прочитать. Каждый раз, когда вы слышите об интересной книге, добавьте ее в свой список. Теперь вы больше не будете блуждать по просторам Сети, задаваясь вопросом: «Что же читать дальше?».

Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие звукового восприятия дошкольников

Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие звукового восприятия дошкольников

Дидактические игры играют огромную роль в развитии фонематического восприятия у детей-дошкольников, развивают умение вслушиваться в слово и понимать его, дифференцировать отдельные звуки, выделять звуки схожие по звучанию и по произношению. Также дети ближе узнают русский язык, словоформы. Постепенно расширяют свой словарный запас. Дети учатся видеть слова в схемах, то есть обозначать определенные звуки определенными символами, что способствует их подготовки к чтению и письму в школе.

В системе игр и приемов по развитию звукового восприятия выделяют два основных этапа:

  1. Подготовительный этап (включает в себя развитие умения у детей дифференцировать звуки по способу восприятия, темпу, ритму, силе звучания, тембру, интонации, высоте, и развитие фонематического внимания);
  2. Основной этап (включает в себя развитие умения у детей дифференцировать слова, близкие по звучанию, слоги, звуки, звуковые символы).

Оба этапа последовательно, выполняя свои функции для определенного возраста, направляют ребенка к достижению цели: развития правильной речи.

I. Подготовительный этап

Целью является формирование основы для дальнейшего развития фонематического слуха. Здесь важную роль играет использование картинок, игрушек и их действий.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звуков.

Оборудование: емкости (пустая и наполненная водой), емкости с сыпучими крупами, фольга, ложки (металлические и деревянные) и ширма.

Описание игры: взрослый демонстрирует предметы, дает им название и произносит их звучание. Он производит все звуки за ширмой (льет воду из одного стакана в другой, сыпет крупу и др.). Дети по звукам определяют, какие звуки они слышат. Эта игра может играть роль организационного момента.

Игра «Найди пару»

Целью игры является формирование слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки.

Оборудование: шесть маленьких одинаковых емкостей с разным наполнением (2 с горохом, 2 с гречкой, 2 с манкой).

Описание игры: логопед сначала с ребенком вместе играет с коробочками, звенит и сортирует из на три группы по звучанию. Далее предлагает ребенку сделать сортировку самостоятельно.

Игра «Поставь по порядку»

Целью игры является развитие памяти, слухового внимания, умения различать звуки.

Оборудование: ширма, несколько музыкальных инструментов, их изображения.

Описание игры: логопед начинает игру на музыкальных инструментах на глазах у ребенка, и просит выбрать картинку с изображением того или иного инструмента. Постепенно логопед усложняет правила игры: ребенку предлагается расположить картинки в ряд поочередно после каждого прослушанного звука. Если ребенок справляется, можно предложить более сложную игру: ребенок будет выкладывать картинки после прослушивания всех звуков.

Игра «Встречайте гостей»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звукоподражаний.

Оборудование: несколько шапочек с ушками различных животных.

Описание игры: выбираются несколько ребят и одеваются им на голову шапочки. Это гости, которые пришли к детям. За ширмой они издают поочередно соответствующие этим животным звуки. Остальные дети отгадывают животное. «Отгаданный» ребенок выходит. Когда собираются все гости, они танцуют как умеют. Далее выбираются другие гости.

Игра «Угадай, кто идёт»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звуков по темпу (скорости) произношения.

Читайте также:
НОД по формированию звукового анализа и синтеза для детей средней группы с ОНР

Оборудование: изображения воробья и цапли, бубен.

Описание игры: логопед демонстрирует изображения и рассказывает о том, что воробей прыгает очень быстро, а цапля передвигается большими медленными шагами . Далее он стучит в бубен медленно, и дети ходят важно, будто они цапли. При быстром постукивании в бубен, дети прыгают как воробьи.

Игра «Тихо — громко!»

Целью игры является развитие слухового восприятия, дифференциации звуков по силе произношения.

Оборудование: различные музыкальные инструменты.

Взрослый играет на музыкальном инструменте сначала тихо, потом громко.

Дети бегают, если услышат, что инструмент звучит громко. И идут спокойно при тихом звучании.

Игра «Найди игрушку»

Целью игры является формирование слухового внимания, дифференциации звуков по силе произношения.

Оборудование: маленькая игрушка.

Описание игры: вначале один ребёнок из комнаты выходит, а другой прячет в комнате игрушку. Далее ребенок возвращается и ищет игрушку. Другие дети помогают ему: при приближении к игрушке они начинают громко хлопать в ладоши, при удалении от нее — тише.

Игра «Угадай, чей голос?»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации звуков по тембру.

Описание игры: начинается игра так: один ребёнок поворачивается к другим детям спиной. Логопед дотрагивается рукой до какого-нибудь ребенка в толпе. Последний называет имя ведущего. Ребенок определяет зовущего по голосу.

Игра «Бум»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации голосов по силе.

Оборудование: игрушки или изображения двух гномов (маленького и большого).

Описание игры: взрослый приносит гномов и знакомит их с детьми. Большой поет песню «Бум-Бум-Бум» громко, а маленький – тихо. Далее взрослый прячет гномов за ширмой и поет их песни. детям предлагается определить, чья это песенка.

Игра «Узнай по интонации»

Целью игры является формирование речевого слуха и дифференциации по интонации.

Оборудование: игрушка врача или его изображение, схемы эмоций (усталый – «ух», грустный – «ох», веселый – «ах»), ширма.

Описание игры: взрослый приносит куклу врача и знакомит детей с ним.

Потом предлагает помочь определить состояние больного по его эмоциям. Он за ширмой произносит междометия с соответствующей интонацией, а дети определяют состояние больного.

Игра «Малыши»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации голоса по высоте.

Оборудование: куклы (мальчик и девочка), ширма.

Описание игры: взрослый демонстрирует кукол и проговаривает:

Наш малыш кричит с утра:
«Уа – уа – уа !»-
Вот и все его слова.

Взрослый рассказывает детям, что мальчики кричат более низким голосом, а девочки высоким. Далее он убирает кукол за ширму и начинает произносить звуки как мальчик и как девочка вперемешку. Детям предлагается определить, кто кричит мальчик или девочка.

Игра «Будь внимателен»

Целью игры является формирование речевого внимания.

Описание игры: взрослый играет с игрушкой и озвучивает свои действия.

Иногда специально его действия не совпадают со сказанным. Детям предлагается заметить и исправить эти ошибки.

II. Основной этап работы

Основной целью является развитие правильного звукового восприятия.

Игра «Запомни слова»

Целью игры является формирование звукового восприятия, дифференциации слов, схожих по звучанию.

Оборудование: картинки с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию (мак, рак, дым, дом, ком, сок, кот,).

Описание игры: сначала взрослый называет схожие по звучанию слова, например «кот», «ком», «сок». Ребенку предлагается выставить соответствующие картинки.

Игра «Эхо»

Целью игры является формирование фонематического восприятия, дифференциации слогов, схожих по звуковому составу.

Оборудование: только ширма.

Описание игры: логопед рассказывает ребенку про эхо и предлагает повторять с той же громкостью то, что он скажет, как эхо. Логопед, стоя за ширмой, произносит: «уа», «ау», «ои», «ио», «иу», «уи» . Ребенку предлагается повторить.

Игра «Повтори за мной»

Целью игры является формирование звукового восприятия, дифференциации слогов с парными согласными.

Оборудование: игрушка медведь.

Описание игры: вначале логопед приводит медвежонка в комнату и знакомит с детьми, рассказывает о том, что он не знает нашего языка, приехал он из сказочной страны. Далее он предлагает научить его говорить, повторяя слоги по-бо, па-па-па, пу-бу, ба-ба-ба, па-ба.

Игра «Угадай, кто это»

Целью игры является формирование фонематического восприятия.

Оборудование: игрушки медведи (большой и маленький), ширма.

Ход: к ребенку приходят гости. Медведица приветствует малыша «Ы-ы-ы», а медвежонок «И-и-и». Потом взрослый уходит с игрушками за ширму и произносит звуки, а ребенок определяет, кто говорит медведица или медвежонок.

Игра «Охотники»

Целью игры является формирование звукового восприятия.

Описание игры: вазрослый предлагает дошкольникам стать охотниками, но только ловить они будут не зверя, а звук. Дети садятся, кладут голову на колени, закрывают глаза и сидят очень тихо. Если они услышать нужный звук, они садятся ровно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: