Познавательно-речевой досуг: Клуб знатоков русского языка

Русский язык Познавательная игра Клуб знатоков русского языка. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛеонид Оленин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Русский язык Познавательная игра Клуб знатоков русского языка.” — Транскрипт:

1 Русский язык Познавательная игра Клуб знатоков русского языка

2 ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! В загадки слова окунись – В загадки слова окунись – И миру мудрецом явись! УДАЧНОЙ ИГРЫ! УДАЧНОЙ ИГРЫ! старт

4 Вопрос 1 Можно ли определить, кто из перечисленных здесь является женщиной? Можно ли определить, кто из перечисленных здесь является женщиной? Приём у Э.Рузвельт Приём у Э.Рузвельт Открытие зоолога У.Ульрих Открытие зоолога У.Ульрих Научные труды химика И.Ноодар Научные труды химика И.Ноодар Рекорд Т.Пресс Рекорд Т.Пресс ОТВЕТ

5 Ответ 1 Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула Ульрих, Ида Ноддар, Тамара Пресс – мужские фамилии склоняются ЗАДАНИЯ

6 Вопрос 2 ОТВЕТ Скажите по- французски «пыль» слово «пыль». Кстати, русские женщины охотно себя ею украшают

7 Ответ 2 ПУДРА ЗАДАНИЯ

8 Вопрос 3 ОТВЕТ В названии какой конфеты чувствуется холод?

9 Ответ 3 ЛЕДЕНЕЦ ЛЕДЕНЕЦ ЗАДАНИЯ

10 Вопрос 4 В дословном переводе В дословном переводе с французского языка название этого лакомства означает «дважды пропечённый». Назовите это лакомство. с французского языка название этого лакомства означает «дважды пропечённый». Назовите это лакомство. ОТВЕТ

11 Ответ 4 БИСКВИТ ЗАДАНИЯ

12 Вопрос 5 Какое греческое слово можно перевести как «порядок», «строй», «красота»? Какое греческое слово можно перевести как «порядок», «строй», «красота»? Подсказка: родственник слова «косметика» ОТВЕТ

13 Ответ 5 КОСМОС КОСМОС ЗАДАНИЯ

14 Вопрос 6 ОТВЕТ В Японии этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на боку воткнутое». Что это за предмет?

15 Ответ 6 МЕЧ ЗАДАНИЯ

16 Вопрос 7 ОТВЕТ На языке коми «сын» – глаз, «лыс» – хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «сынлыс».

17 Ответ 7 ЗАДАНИЯ РЕСНИЦЫ

18 Вопрос 8 По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? ОТВЕТ

19 Ответ 8 ОХЛАМОН ЗАДАНИЯ

20 Вопрос 9 ОТВЕТ С итальянского языка это слово переводится Как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово?

21 Ответ 9 ЗАДАНИЯ БАНКРОТ

22 Вопрос 10 ОТВЕТ Название какого вида транспорта в переводе с греческого столичный означает «столичный»?

23 Ответ 10 ЗАДАНИЯ «Метер» – мать, «полис» – город. Вместе – метрополитен, мать городов, столица.

24 Вопрос 11 ОТВЕТ Название какого вида спорта переводится с норвежского след на склоне как «след на склоне»?

25 Ответ 11 СЛАЛОМ ЗАДАНИЯ

26 Вопрос 12 ОТВЕТ Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное.

27 Ответ 12 ОРАНГУТАНГ ОРАНГУТАНГ ЗАДАНИЯ

28 Вопрос 13 ОТВЕТ Это слово придумал чешский писатель Карел Чапек. В 1920 году он написал пьесу, где впервые употребил это слово. В переводе с чешского оно значит « выполняющий самую тяжёлую работу ». Сейчас это слово известно всем. Назовите его.

29 Ответ 13 ЗАДАНИЯ РОБОТ

30 Вопрос 14 ОТВЕТ Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»?

31 Ответ 14 ЗАДАНИЯ ОДЕКОЛОН О – по-французски вода

32 Вопрос 15 ОТВЕТ Какая известная порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии?

33 Ответ 15 СПАНИЕЛЬ ЗАДАНИЯ

34 Вопрос 16 ОТВЕТ Какая порода собак получила своё название от английского слова «игрушка» и латинского слова «земля»?

35 Ответ 16 Той-терьер ЗАДАНИЯ

36 Вопрос 17 ОТВЕТ Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию?

37 Ответ 17 ЗАДАНИЯ ПРОСТОКВАШУ

38 Вопрос 18 ОТВЕТ Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать «сидящий впереди». Что это за слово?

39 Ответ 18 ЗАДАНИЯ ПРЕЗИДЕНТ

40 Вопрос 19 ОТВЕТ Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое?

41 Ответ 19 ВИТРАЖ ЗАДАНИЯ

42 Вопрос 20 ОТВЕТ По порядку он девятый, а его название с латинского языка переводится как «седьмой». О чём идёт речь?

43 Ответ 20 ЗАДАНИЯ СЕНТЯБРЬ

44 Вопрос 21 ОТВЕТ Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола «не хватать»?

45 Ответ 21 ЗАДАНИЯ ДЕФИЦИТ

46 Вопрос 22 ОТВЕТ Это русское слово в прошлом означало «лицо» и произошло от слов со значением «лоб» и «рот». Что это за слово?

47 Ответ 22 ЗАДАНИЯ Челюсть (чело + уста)

48 Вопрос 23 ОТВЕТ «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»?

49 Ответ 23 ЗАДАНИЯ ОЛЕНЬ

50 Вопрос 24 ОТВЕТ Первоисточник этого слова – греческий, где оно обозначало, как ни странно, « досуг », « праздность ». Звучание практически не изменилось, а вот значение поменялось кардинально. Назовите это слово.

51 Ответ 24 ЗАДАНИЯ ШКОЛА

52 Вопрос 25 ОТВЕТ Эти посетители поликлиник скорей всего не догадываются, что зовутся латинским словом «страдальцы»

Интеллектуальная игра “Знаток русского языка”

Презентация к уроку

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Вообще, что значит – «знать слова»: «Америку открыл», «Язык без костей», «Убивать время» … Откуда пришли к нам в язык эти устойчивые выражения, в которых уже не переставишь, и не заменишь словечко – другое, не исказив смысла.

Читайте также:
Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта

Русский язык богат фразеологизмами, именно они придают ему особый колорит и ту яркую индивидуальность, которая другим языкам не присуща. Так, например, только с одним «рука» имеется более пятидесяти оборотов.

Фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. Они возникли благодаря народной мудрости. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, и многие другие известные писатели. Фразеологизмы, являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Фразеология изучает изречения, которые образно описывают окружающую нас действительность, наши эмоции и чувства. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение; в них образно описываются правила жизни в обществе.

Работая в начальной школе более 20 лет, я поняла, что целью работы учителя заключается не в преподнесении ему знаний, а научении его самостоятельно добывать необходимые знания и использовать их в последующей учебной и не учебной деятельности. Большую роль здесь играет общение детей, их словарный запас, пословицы, поговорки, фразеологизмы, умение правильно строить речевые обороты и правильно их использовать. Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний. Ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Именно в этот период идёт интенсивное освоение богатством родного языка. Словарь учащихся, которые поступают в первый класс, и так очень беден, и говорить о том, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, не приходится.

Но уже на начальном обучении в школе, ребята впервые знакомятся с фразеологизмами: могут услышать в разговоре с близкими людьми, во время просмотров телепередач, встретить их в изучаемых произведениях различных авторов. Ученики не могут самостоятельно понять смысл каждого фразеологизма, так как он не складывается из смыслов входящих в него слов. Не каждый ребёнок сам возьмёт в руки фразеологический словарь и начнёт их изучать. Кроме того, не все родители понимают значение фразеологизмов, да и фразеологический словарь имеется не каждой семье. Я пришла к выводу, что работу над значением, происхождением и правильным использованием фразеологизмов необходимо начинать уже с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Изучив учебники начальных классов по программе «Школа России», можно судить о том, что по данной программе не предусматривается специальных уроков по изучению фразеологических единиц. Если в учебнике и встречаются упражнения, то их очень маленькое количество и знакомство с ними происходит поверхностно, вскользь. Они и не помогут создать полную картину о фразеологизмах, как о богатстве русского языка. В основном эти упражнения встречаются в 4 классе при изучении темы «Глагол».

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Компьютерные технологии помогут привлечь внимание детей к изучению фразеологизмов, поэтому я стараюсь построить свои уроки так, чтобы без уныния и лени ребята выполняли и серьёзные, и шутливые задания.

Работу над изучением фразеологизмов я провожу систематически, начиная с 1-го класса на протяжении всех четырёх лет обучения:

  • при изучении новых словарных слов;
  • на уроках литературного чтения ребята регулярно учатся работать с фразеологическим словарём;
  • на уроках русского языка словарные диктанты и тексты на отработку орфограмм, составляю с использованием фразеологизмов;
  • проводятся внеклассные мероприятия, викторины, брейн-ринги, в которые включаю задания на знание значений и правильное использование фразеологических оборотов в речи;
  • ребята регулярно пишут сочинения, придумывают свои истории с предложенными фразеологизмами;
  • на уроках изо учащиеся иллюстрируют предложенные фразеологизмы.

В качестве примера своей педагогической деятельности по данному направлению, я предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку, проведённый мною во 2 классе.

Данная работа поможет учителям весело и с пользой провести внеклассное мероприятие, разнообразить урок русского языка. В презентации представлен материал по развитию и обогащению словарного запаса учащихся, который непосредственно связан с устойчивыми словосочетаниями. Во время внеклассного мероприятия ученики пополнят свой словарный запас, откроют для себя много нового из истории и происхождения фразеологизмов. Усваивая понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот», анализируя лексическое значение фразеологизмов, учащиеся расширяют свой словарный запас, получают возможность более глубокого овладения языком. Представленный познавательный материал поможет приобщить детей к истокам слова, формирует стремление ребёнка к размышлению, поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Использование наглядности при работе с фразеологизмами помогает в создании условий для развития творческого воображения детей.

Во внеклассном мероприятии используются различные виды заданий:

  • логически-поисковые;
  • на развитие концентрации внимания;
  • ребусы;
  • шифрограммы;
  • задания, связанные с математическими действиями.

Данная работа позволяет решить три аспекта:

  • познавательный (умение искать и находить правильный ответ);
  • развивающий (развитие мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать);
  • воспитывающий (воспитание нравственных межличностных отношений).

Внеклассное мероприятие построено таким образом, что один вид задания сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления, заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить трудный материал, поможет ребятам достичь значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и эти умения смогут применить в учебной деятельности.

Читайте также:
Пособие 'Домик буквы'

Систематическая работа, проводимая в представленной форме, формирует позитивное отношение учащихся к учению, помогают лучше представить и изучить сложный учебный материал, познавательная мотивация увеличивается, оживляется сам учебный процесс, возрастает эмоциональный фон урока.

Цели:

  • создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
  • расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;
  • развивать речь детей, внимание, мышление;
  • воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • картинки с фразеологизмами (на доске),
  • звёздочки (для правильного ответа),
  • медаль «Знаток русского языка» (победителю).

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

II. Задание 1 «Фразеологический зверинец»

(слайд 3)

Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.

2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.

3. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.

4. Упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении.

5. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, чтении коротких слов.

6. Способствовать составлению связных высказываний – рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.

7. Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных слов.

8. Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка.

9. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.

10. Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.

Материалы и оборудование:

Игровое поле, фишки, кубик, карточки с заданиями.

Ход образовательной деятельности.

Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости, меня зовут Буратино. А как вас зовут? (Дети передают мяч по кругу и называют свои имена.)

Ребята, а вы любите играть? У меня есть очень интересная игра для вас, называется она «Знатоки родного языка».

Хотите в нее поиграть?

А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)

А что такое родной язык? (Ответы детей.)

Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.

Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. Согласны или хотите выбрать себе другие названия команд?

(Дети стоят полукругом перед столом с игровым полем.)

А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Перед вами игровое поле с заданиями. Каждая команда по очереди бросает кубик, количество точек на котором и определяет, на сколько клеток передвинуть фишку и какое задание надо выполнить. В конце каждого задания вы будете оценивать себя красными фишками.

Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек.

1. «Теннис» (быстрые ответы)

Вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ команда кладет себе фишку.

– Что видят люди, когда спят? (Сон.)

– У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)

– Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)

– Где растет пшеница? В (поле).

– Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)

– Как называется куча снега? (Сугроб.)

– Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)

– Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)

– У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)

– Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)

Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

– Чем рубят дрова? (Топором.)

– Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

– Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)

– Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)

– Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)

– Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)

2. «Бинокль» (будь внимателен) – (составление предложений из деформированного текста).

Это задание на внимание и сообразительность. Из набора слов вам надо составить предложение (команды по очереди отвечают, за правильный ответ берут фишку).

– Таня и Саша пойти в лес гулять. (Таня и Саша пошли в лес погулять.)

– Рядом, в, плакать, трава, кто-то. (Рядом в траве кто-то плакал.)

– У, белочка, лапка, на, быть, ранка. (У белочки на лапке была ранка.)

– Дети, взять, белочка, домой. (Дети взяли белочку домой.)

– Белочка, они, стали, лечить. (Они стали белочку лечить.)

– Дети, здоровая белочка, отпустить, лес. (Дети отпустили в лес здоровую Белочку.)

3. «Логический поезд» – «Что из чего сделано?»

Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

– Лиса из пластилина – пластилиновая лиса.

– Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

– Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

– Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

– Платье из шелка – шелковое платье.

– Мяч из резины – резиновый мяч.

– Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

– Шуба из меха – меховая шуба.

– Пюре из картофеля – картофельное пюре.

– Сок из земляники – земляничный сок.

– Сумка из кожи – кожаная сумка.

– Стена из камня – каменная стена.

В этом задании вам предлагаются загадки. И вы, в зависимости от содержания, называете сказку или героя.

Чуть женой крота не стала

Вспомни, как она летала

С ласточкой под облака. (Дюймовочка.)

Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется… (Бабою Ягой.)

Летела стрела и попала в болото,

А в болоте поймал ее кто-то.

Она распростилась с зеленою кожей

И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)

Красна девица грустна,

Ей не нравиться весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)

В сказке небо синее,

В сказке птицы странные.

Печенька, спаси меня,

Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди.)

Он с виду кажется простым,

А ведь бывает золотым.

Не зря его Тортилла

На дне пруда хранила. (Золотой ключик.)

5. «Шанс» – шанс выбрать команде любое задание на игровом поле по своему желанию.

6. «Черный кот» – «Расшифруй слово».

Вам дорогу перешел черный кот, его задание сложное. Необходимо расшифровать слово и прочитать его, расположив буквы по порядку.

(За правильный ответ – фишка. Команды выполняют задание за столом.)

7. «Палата мер и весов» – игра «Хорошо» и «Плохо»

Назовите, что «хорошо» и что «плохо» в изображённых предметах. Сначала одна команда будет говорить, что «хорошо» а другая – «плохо».

1. Роза – хорошо, потому что …, плохо – потому что …

2. Мороженое – хорошо, потому что…, плохо – потому что…

3. Солнце – хорошо…, плохо….

4. Дождь – хорошо, плохо…

6. Молоток

За каждое слово команда получает фишку.

8. «Айболит» – физминутка.

9. «Театр» – составление рассказов по сюжетным картинкам от лица героев.

Здесь лежат сюжетные картинки, надо разложить их по порядку. А сейчас рассмотрим, что же здесь изображено.

Работа по первой картине.

– Обратите внимание на первую картинку и скажите, что здесь необыкновенного? (Мышка одета как девочка в сарафан, играет с шариком, как человек…)

– Какая мышка? (Веселая, добрая, маленькая, нарядная, красивая.)

– А что же она делает? (Играет шариком, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар.)

– Мышка подбрасывала шар и говорила. Что же говорила? (Ах! Какой ты красивый, как мне нравится с тобой играть.)

– Мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.

– Опишите кота, какой он? (Хитрый, пушистый, зеленоглазый, злой, голодный.)

– Что думает кот, глядя на мышку?

Работа по второй картине.

– Давайте посмотрим на эту картинку и подумаем, что было дальше? (Котёнок не выдержал и выпрыгнул из кустов.)

-А мышка? Как она себя повела? (Испугалась и бросилась бежать, но натолкнулась на упавший на землю шар.)

Работа по третьей картине.

-Что же произошло дальше? (Мышка вспомнила, что у нее шарик с рисунком и повернула его к коту той стороной, на которой был рисунок.)

– От неожиданности кот остановился, посмотрел на шарик и что он подумал? (Как мышка попала в шарик.)

– Что сделал кот? (Со всей силы хлопнул по шару.)

Работа по четвертой картине.

– Чем же закончилась эта сказочная и загадочная история? (Шар лопнул.)

– Опишите состояние кота? (От неожиданности он испугался, закричал, присел на лапы от испуга и закричал.)

– Что он закричал? (Помогите, спасите, боюсь.)

– А где же мышка? (А мышка убежала к себе в норку.)

– Какая здесь мышка? (Веселая, счастливая, перехитрила кота и осталась жива.)

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и составьте рассказ от лица героев. Одна команда – мышка. Другая команда – кошка. (По окончании времени, отведенного на задание, команды озвучивают свой рассказ.)

Читайте также:
Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

10. «Цепочка слов»

Разложите картинки последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.

У одной команды первая картинка: шар – роза – арбуз – забор.

У другой команды: сок – крот – телевизор – ракета.

За правильный ответ, команда берет себе фишку.

В конце игры подсчитываются фишки.

Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие -то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Белбажская основная школа»

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

«Турнир знатоков русского языка»

(для 5, 6, 7 классов)

Учитель русского языка и литературы

Догадова Галина Викторовна

«Турнир знатоков русского языка»

Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.

повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные знания, умения, навыки;

активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;

способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком;

воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка».

Турнир этот не простой, а рыцарский. А что вы знаете о рыцарях?

(В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя.

Рыцари – это люди, обладающие такими необычайными качествами, как вера, отвага, доблесть и благородство, сострадание к слабым и угнетенным. Рыцари – это благородные воины, умевшие владеть оружием и отвагой, которая могла вселить страх в сердца врагов).

Учитель: Итак, я приветствую всех участников турнира – юных рыцарей, а также юных любителей слова, то есть команды:

«Грамотеи» (5,6 классы) и «Лингвисты» (7 класс).

Вам предстоит бороться за звание знатоков русского языка.

Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.

Как и положено в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учащихся 8 и 9 классов).

Эпиграф: Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком. (С. Данилов)

Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык!

Команда «Грамотеи» Команда «Лингвисты»

Девиз команды: Девиз команды:

Мы отвечаем дружно, И пусть острей кипит борьба,

И здесь сомнений нет: Сильней соревнование:

Сегодня будет дружба Успех решает не судьба,

Владычицей побед. А только наши знания.

Учитель: – Наш турнир будет состоять из семи туров:

– За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.

1-й тур Разминочный (Вопросы задаются командам по очереди)

Как называются звуки, состоящие только из голоса?

Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?

Что ставится перед союзом А?

Как каплю превратить в цаплю ?

Как называется часть слова между корнем и окончанием?

Назовите главные члены предложения.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Сколько гласных звуков в русском языке?

– Это были серьёзные вопросы, а теперь шутливые:

Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

У человека – одно, у вороны – два, у медведя – ни одного. Что это?
(буква «о»)

Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)

Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
(Имя)

2-й тур Орфоэпический

ПОВТОРИМ: Орфоэпия (от греч. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах. Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка.

( Задание на карточках. Первой отвечает та команда, выполнившая это задание быстрее. Жюри собирают и проверяют работы).
Ученик читает стихотворение «Орфоэпия» Ф.Кривина

Не зная орфоэпии во всем великолепии, не ощутишь волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом
Не тo, что нужно ставишь под удар.
Ошибка в ударении граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.

Возил не шифер, а шофёр, не форфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр, но доску, не доску.
И слушал в одиночестве не тоску, а тоску.

Задание: поставьте ударение в словах: алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее

(Игроки проверяют себя по экрану).

3-й тур Лексический

(Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Выигрывает команда, которая быстрее найдёт в толковом словаре лексические значения слов. Оценивается чистая, правильная речь при чтении вслух) .

ПОВТОРИМ: Слово лексика в переводе с греческого «относящийся к слову», изучает словарный состав языка.

Что обозначают данные слова? Укажите их лексические значения:

Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке («поле») соперника за лицевой линией или забить в ворота.

Читайте также:
Всероссийский конкурс журналистских материалов «PRO Образование – 2020”

Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.

Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.

Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.

4-й тур Фразеологический

ПОВТОРИМ : Фразеология (от греч. выражение + учение) – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

– Определите род занятий людей по следующим выражениям:

стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;

войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

стричь под одну гребенку;

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

– А теперь ответьте на шуточные вопросы:

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног)

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)

Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)

Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет).

(Выигрывает команда, набравшая большее количество правильных ответов)

5-й тур – Фонетический (Кто быстрее даст правильный ответ)

ПОВТОРИМ: Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» – звуковой. «Фон» – звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

– Сколько звуков в названии второго месяца весны? (апрель – 5 звуков)

– Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» (ель – 3 звука)

6-й тур – Морфолог ический (Вопросы задаются командам по очереди)

ПОВТОРИМ: Слово морфология образовано от греческого «морфе» – форма и логия – наука, таким образом морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…

– Вспомните пословицы и поговорки по их началу. Определите, какая часть речи повторяется в каждой из них:

Что посеешь,… ; У кого что болит,… ( Ч то посеешь, то и пожнешь; У кого что болит, тот о том и говорит) – местоимение.

Ум хорошо,…; Семь бед,… (Ум хорошо, а два лучше; Семь бед, один ответ) – числительное.

Снявши голову,…; Лёжа на боку,… ( Снявши голову, по волосам не плачут; Лёжа на боку, не заработаешь и понюшки табаку) – деепричастие.

Сам пропадай,…; Нет друга, ищи,… (Сам пропадай , а товарища выручай ; Нет друга, ищи , а нашёл, береги ) – глагол в повелительном наклонении.

Без дела жить,…; Горя бояться,… Мы пахать,… (Без дела жить , только небо коптить ; Горя бояться , счастья не видать ; Мы пахать , а он руками махать ) – неопределённая форма глагола.

7-й тур – Грамматический

(Командам раздаются карточки с текстами. Задание: исправить речевые ошибки, помня правила грамматики и выразительно прочитать текст в исправленном виде)

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.

Учитель: Итак, друзья, пришла пора,

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться,

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать!

Подведение итогов турнира. Награждение победителей.

Клуб знатоков русского языка

Описание разработки

Цель: выявление интеллектуальных способностей, привитие интереса к изучению русского языка, расширение кругозора , развитие мышления, памяти.

Эпиграф «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей» М. Горький.

Слово учителя.

Заседание клуба Знатоков русского языка пройдет под девизом «Грамота – второй язык». А что такое грамота? От греческого –это буква, запись; следовательно , это умение читать и писать. В нашем клубе будут работать две группы знатоков

( представляются группы), а также те, кто любит русский язык. ( болельщики).

Координировать работу будет учитель, а следить за вашими ответами, вести подсчет набранных баллов, а у болельщиков жетонов – жюри.

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя

Задание 1. Вам(знатокам) даны карточки с заданием. Внимательно прочитайте слова, подчеркните в слове часть, отвечающую на вопрос Сколько? Подумайте, какая это часть речи.

Стоянка, подвал, трибуна, одиночество. сестрица, ухитриться, простой, сторожка, вспять, Стокгольм, Севастополь, постоять, столица, тритон, устрица.

Задание болельщикам. Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Вам помогут вопросы. Что из камня? Что изо льда?

Суль – ми – ка – ра – пи –со – да. (пирамида, сосулька)

Задание 2. Устный вопрос знатокам 1 команды. Назовите имена прилагательные женского рода, которые»жалуются» на свой размер.

(низка – я, коротка – я, длинна – я, высока – я, долговяза – я).

Задание 2 команде. Читаю рифмующиеся между собой имена прилагательные, знатокам необходимо назвать произведение, его автора и по возможности восстановить текс.

… одинокий (белеет парус одинокий)

… голубом (в тумане моря голубом)

… далёкой (что ищет он в стране далёкой)

… родном (что кинул он в краю родном)

М. Лермонтов «Парус»

Справка: если не отвечают знатоки, помогают болельщики, за правильные ответы получают жетоны)

Задание 3. »Буква А» – будьте внимательны!

Мы обычные слова – всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всегда одну(только не в начале).

Но сегодня –ну и ну!Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след. Где набраться прыти?

Срочно дайте нам ответ, их восстановите. (карточки у знатоков)

Б Р Б Н , С Т Р Х , Н Г Р , Р С С Д , Т Л С, С Т Р , С Т Р Т ,

(барабан, страх, Ангара, рассада. атлас, астра. старт, алмаз, стакан)

Задание болельщикам. «Счётная машина»

Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.

С сожалению, она недостаточно точна.

Результаты перед вами – быстро всё исправьте сами.

Достаточно в каждом примере поменять местами две цифры. Какие?

83 – 17=21 (38 – 17=21)

276 – 183=113 (286 – 173=113)

(повторяются орфографические правила написания числительных)

Задание 4. Вам предлагается из рассыпанных слогов «склеить»слова. Подсказка в вопросах. 1) Кто ползёт? Кто летит?

КА –ТРЯ –У –КА –ГУЗ –СО – ЛИТ

2)Где машина? Где страна? СА – АР – МО – ГЕН – ТИ – СВАЛ – НА

3)Кто в пруду? Кто на лугу? РЕ – БЁ – ЛЯ – НОК – ЖЕ – ШКА – ГУ

Задание болельщикам. (запись на доске)Кто в шкафу?Что на столе или на тумбочке?

ВИ – БАШ – ЗОР – ТЕ – КА – РУ – ЛЕ (рубашка, телевизор)

Задание 5. «Ремонт» Задачи смысл прост и ясен, она достаточно легка.

Героями крыловских басен слова дополните, пока!

(карточки у знатоков)

Па…дник, двуст……. а, ………омка, п……ок, т……тор, по ……од, за……. . ка.

(лиса) (волк) (кот) (осёл) (рак) (лев) (слон)

– что надо сделать, чтобы , не меняя букв, изменить наклонение глаголов?

вЕртите, дЫшите, гОните (изъявительное, настоящее время)

(ударение изменить – вертИте, дышИте, гонИте – повелительное )

– какое слово родилось в Ленинграде в 1959 гду, когда был спущен на воду могучий ледокол «Ленин», движимый атомной энергией? (атомоход)

– исправьте ошибку, скажите правильно.

1. Обратно проливной дождь пошёл. (опять, снова…)

2. Вы завтра сумеете зайти ко мне. (зайдёте, сможете зайти…)

Задание 6. «Думать хорошо, а отгадать и того лучше»Речь пойдёт о загадках. «Загадка – это ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора…(М. Рыбникова)

Придумать или вспомнить загадку, чтобы ключевым словом было слово:

1 команда – ПИЛА(сущ. )

(зубастый зверёк грызёт с визгом дубок ;ела – ела дуб – дуб, поломала зуб – зуб).

2 команда – МОРОЗ. (без рук, без ног, а рисовать умеет; дедушка без топора мост мостит)

Задание болельщикам. (проецируются ребусы, надо прочитать слова)

Задание 7. Преврати существительные в глаголы. (задание на карточке)

Плач, полёт, стан, удар, жар, пример.

(плачь, польёт, стань, ударь, жарь, примерь)

– В каком глаголе 100 отрицаний? (сто –нет)

– В каком глаголе 100 букв Й ? (сто – Й)

– В каком глаголе 100 букв Ю ? (сто – Ю)

Задание 8. Омофоны. Слова звучат одинаково, но написание различное, да и значение тоже.

Команды называют слова, словосочетания, объясняют их. Кто больше назовет, у того больше баллов?

(выедите – вы едите; отмыла – от мыла; потри – по три; впасть – в пасть ; задуло – за дуло;

Задание болельщикам. Что знаете про выражение «Со щитом или на щите»?

(В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало «гибель». Со щитолм или на щите –спрашивают иногда и теперь, подразумевая «удачен или неудачен исход дела». )

Откуда пошло слово «РУБЛЬ»

(В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями)

Заключительное слово учителя. Заседание нашего клуба подошло к концу. Можно с уверенностью сказать, что наш язык неисчерпаемо богат, и свои знания в области лингвистики необходимо совершенствовать. Ведь недаром говорят, что главное оружие не сила, а знания. Хочется верить и надеяться, что вы систематически будете совершенствовать свои знания в области языка, ведь язык – это неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Заседание хочу закончить словами С. Щипачёва :

Читайте также:
Проект Моя малая Родина

«Словами наша речь красна, богата. И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть идут. »

Итоги подводит жюри. Награда победителям – знатокам.

Рефлексия. Слово участникам внеклассного занятия.

Содержимое разработки

Разработка внеклассного занятия по русскому языку в форме

заседания . «Клуб знатоков русского языка».

Цель: выявление интеллектуальных способностей, привитие интереса к изучению русского языка, расширение кругозора ,развитие мышления, памяти.

Эпиграф «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей» М.Горький.

Слово учителя. Заседание клуба Знатоков русского языка пройдет под девизом «Грамота-второй язык». А что такое грамота? От греческого –это буква, запись; следовательно ,это умение читать и писать. В нашем клубе будут работать две группы знатоков

( представляются группы), а также те, кто любит русский язык.( болельщики).

Координировать работу будет учитель, а следить за вашими ответами, вести подсчет набранных баллов, а у болельщиков жетонов-жюри.

Задание 1.Вам(знатокам) даны карточки с заданием. Внимательно прочитайте слова, подчеркните в слове часть, отвечающую на вопрос Сколько? Подумайте, какая это часть речи.

Стоянка,подвал, трибуна,одиночество.сестрица,ухитриться, простой, сторожка,вспять, Стокгольм, Севастополь, постоять, столица, тритон, устрица.

Задание болельщикам. Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Вам помогут вопросы.Что из камня? Что изо льда?

Суль-ми- ка-ра- пи –со- да. (пирамида,сосулька)

Задание 2.Устный вопрос знатокам 1 команды. Назовите имена прилагательные женского рода, которые»жалуются» на свой размер.

(низка-я, коротка-я, длинна-я, высока-я, долговяза-я).

Задание 2 команде. Читаю рифмующиеся между собой имена прилагательные, знатокам необходимо назвать произведение, его автора и по возможности восстановить текс.

… одинокий (белеет парус одинокий)

… голубом (в тумане моря голубом)

… далёкой (что ищет он в стране далёкой)

… родном (что кинул он в краю родном)

Справка: если не отвечают знатоки, помогают болельщики, за правильные ответы получают жетоны)

Задание 3.»Буква А»- будьте внимательны!

Мы обычные слова-всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всегда одну(только не в начале).

Но сегодня –ну и ну!Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след.Где набраться прыти?

Срочно дайте нам ответ, их восстановите. (карточки у знатоков)

Б Р Б Н , С Т Р Х , Н Г Р ,Р С С Д , Т Л С, С Т Р ,С Т Р Т ,

(барабан, страх, Ангара, рассада. атлас, астра. старт, алмаз, стакан)

Задание болельщикам. «Счётная машина»

Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.

С сожалению, она недостаточно точна.

Результаты перед вами- быстро всё исправьте сами.

Достаточно в каждом примере поменять местами две цифры. Какие?

(повторяются орфографические правила написания числительных)

Задание 4.Вам предлагается из рассыпанных слогов «склеить»слова. Подсказка в вопросах. 1) Кто ползёт? Кто летит?

КА –ТРЯ –У –КА –ГУЗ –СО -ЛИТ

2)Где машина? Где страна? СА- АР -МО- ГЕН- ТИ-СВАЛ- НА

3)Кто в пруду? Кто на лугу? РЕ-БЁ-ЛЯ-НОК-ЖЕ-ШКА-ГУ

Задание болельщикам.(запись на доске)Кто в шкафу?Что на столе или на тумбочке?

Задание 5. «Ремонт» Задачи смысл прост и ясен, она достаточно легка.

Героями крыловских басен слова дополните, пока!

(карточки у знатоков)

Па…дник, двуст…….а, ………омка, п……ок, т……тор, по ……од, за……..ка.

(лиса) (волк) (кот) (осёл) (рак) (лев) (слон)

Задание болельщикам.

-что надо сделать, чтобы ,не меняя букв, изменить наклонение глаголов?

вЕртите,дЫшите,гОните (изъявительное,настоящее время)

(ударение изменить- вертИте,дышИте,гонИте – повелительное )

-какое слово родилось в Ленинграде в 1959 гду, когда был спущен на воду могучий ледокол «Ленин»,движимый атомной энергией? (атомоход)

-исправьте ошибку, скажите правильно.

1.Обратно проливной дождь пошёл.(опять, снова…)

2.Вы завтра сумеете зайти ко мне. (зайдёте, сможете зайти…)

Задание 6. «Думать хорошо, а отгадать и того лучше»Речь пойдёт о загадках. «Загадка-это ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора…(М.Рыбникова)

Придумать или вспомнить загадку, чтобы ключевым словом было слово:

(зубастый зверёк грызёт с визгом дубок ;ела-ела дуб- дуб, поломала зуб-зуб).

2 команда-МОРОЗ. (без рук, без ног, а рисовать умеет; дедушка без топора мост мостит)

Задание болельщикам.(проецируются ребусы, надо прочитать слова)

Задание 7.Преврати существительные в глаголы.(задание на карточке)

Плач, полёт, стан, удар, жар, пример.

(плачь, польёт, стань, ударь, жарь, примерь)

Задание болельщикам.

-В каком глаголе 100 отрицаний? (сто –нет)

-В каком глаголе 100 букв Й ? (сто-Й)

-В каком глаголе 100 букв Ю ? (сто-Ю)

Задание 8.Омофоны. Слова звучат одинаково, но написание различное, да и значение тоже.

Команды называют слова, словосочетания, объясняют их. Кто больше назовет, у того больше баллов?

(выедите- вы едите; отмыла- от мыла; потри- по три; впасть -в пасть ; задуло- за дуло;

Задание болельщикам.Что знаете про выражение «Со щитом или на щите»?

(В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало «гибель». Со щитолм или на щите –спрашивают иногда и теперь, подразумевая «удачен или неудачен исход дела».)

Читайте также:
Семья - конспект НОД

Откуда пошло слово «РУБЛЬ»

(В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями)

Заключительное слово учителя. Заседание нашего клуба подошло к концу. Можно с уверенностью сказать, что наш язык неисчерпаемо богат, и свои знания в области лингвистики необходимо совершенствовать. Ведь недаром говорят, что главное оружие не сила, а знания. Хочется верить и надеяться, что вы систематически будете совершенствовать свои знания в области языка, ведь язык -это неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Заседание хочу закончить словами С.Щипачёва :

«Словами наша речь красна, богата. И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть идут.»

Итоги подводит жюри. Награда победителям-знатокам.

Рефлексия. Слово участникам внеклассного занятия.

Клуб любителей русского языка

Программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка»
предназначена для учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Клуб любителей русского языка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка»

составлена на основании документов:

Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644);

Устава МОУ Ундоровского лицея;

Рабочей программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М., «Просвещение»,2011

Программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка»

предназначена для учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 34 часа. Рабочая программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие рече­вой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литера­турным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопони­манию; потребности в речевом самоусовершенствовании

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники смогут увидеть мир исторической грамматики, фразеологического многообразия, возможности тропов и фигур в речевом оформлении; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание стилистики и речевой культуры создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Согласно стандартам в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Программа кружка «Клуб любителей русского языка» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Направление программы – общеинтеллектуальное

Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия школьного музея, участие в различных олимпиадах, создающие условия для развития у детей познавательных интересов, формирующие стремление ребенка к размышлению и поиск. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. Формы проведения занятий разнообразные – викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники. Выполнение разного рода проектов в рамках данного направления (исследовательских, творческих, практико-ориентированных) прививает детям интерес к научной деятельности, развивает познавательные интересы детей

Читайте также:
Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

Цель курса: способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру, расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 9 классов. Всего 34ч., по одному часу в неделю (34 недели)

Планируемые результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Содержание программы

Тема 1 История русского языкознания(1ч).

Понятия: язык, семья, группа

Вопросы для рассмотрения: Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.

Практическая работа : анализ текста

Тема 2. Основные этапы исторического развития русского языка(1ч)

Понятия: язык, старославянизмы

Вопросы для рассмотрения: Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 3. Краткая история русской письменности(1ч).

Понятия: алфавит, орфография, графика

Вопросы для рассмотрения: Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 4. Ударение(1ч)

Понятия: произношение и фоника. ударение и произношение, нормы речи, звукопись.

Вопросы: Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи. Звукопись.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 5. Орфография. (5 ч.)

Понятия: орфографическое правило

Вопросы: орфограммы в корнях, орфограммы в приставках, орфограммы в суффиксах.

Практическая работа: словарный диктант, выполнение заданий теста.

Тема 5. Лексика(2ч).

Понятия: многозначность, антонимы, омонимы

Вопросы: Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 6. Стилистическая окраска слов(2ч).

Понятия: Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы.. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология.

Вопросы: Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 7. Фразеологизмы(2ч).

Вопросы: Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 8. Выразительные средства языка (2ч).

Понятия: Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория

Вопросы: Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 9. Морфология (3 ч).

Понятия: Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Существительное. Глаголы. Служебные части речи

Вопросы: Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных.. Глаголы. Служебные части речи

Тема 10. Синтаксис..(3ч)

Понятия: Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Сложное предложение. Виды связи. Придаточное

Вопросы: Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды придаточных. Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксические нормы языка.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 11. Фигуры речи. (3ч)

Понятия: Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.

Вопросы: Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 12 Лингвистический анализ текста(2ч)

Понятия: Языковые и стилистические особенности текста.

Вопросы: Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста.

Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 13 . Ономастика. Топонимика. Антропонимика (3ч)

Понятия: ономастика. топонимика. антропонимика

Вопросы: ономастика. топонимика. антропонимика

Практическая работа: проект по темам. Защита проекта

Тема 14. Жанры публицистики(3 ч)

Понятия: Жанры публицистики

Вопросы: жанры публицистики

Практическая работа: создание текста

Календарно – тематическое планирование

Практикум для родителей по обучению грамоте

Совместное занятие с детьми и родителями на тему «Лесная школа».

  • Дать практические советы родителям по развитию у детей навыков звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов.
  • Создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей.
  • Познакомить родителей с некоторыми аспектами работы педагогов ДОУ.
  • Привлечь их к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми.
  • Освежить знания родителей о звуках русского языка.
  • Дать практические рекомендации по проведению занятий дома.
  • С детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук», формировать навыки звукового анализа и синтеза, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.
Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

Оборудование: мягкие игрушки, машина, клубочки, домики, наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, конверты с заданиями, азбука, указка.

Предварительная работа: родители имеют возможность один раз в квартал посещать занятия по развитию речи, совместно с детьми в них участвовать. Навыки и умения, приобретённые там, использовать в общении со своими детьми в домашних условиях.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. Мы сегодня пойдём учиться в лесную школу.

В группе парты для детей и родителей, стол для педагога. За партами сидят игрушки – заяц, лиса, ёж, медведь, мышь, белка.

– Подойдите к ним, поздоровайтесь, возьмите в руки, назовите ласково и посадите на скамейку. Они будут наблюдать за нами. В нашем занятии примут участие и ваши родители.

II. Сообщение темы.

– Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают? В каком домике живут гласные звуки? Каким кружочком обозначаем гласный звук? Их можно петь, тянуть. Возьмите в руки клубочки, наматываем ниточку на пальчик, мамы тоже делают с нами.

Дети называют гласные звуки.

III. 1.Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.

Играют дети и родители.

2. Игра с родителями: «Звук или буква?».

Чтение стихотворения из книги В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение»:

Мы не буквы, мы звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи
Произносят и слышат нас.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть или петь.

А У Э О Ы И
Я Ю Е Ё

– Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет?

Учитель-логопед объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука. Пример из азбуки с картинками.

3. — Дети, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Какими кружочками обозначаем?

Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.

4. Игра для родителей и детей: «Твёрдый и мягкий братец».

Логопед называет звук [т], дети и родители поднимают синий кружочек, которым в схеме обозначается твёрдый согласный звук, затем звук [ть] — поднимают зелёный кружочек, который обозначает мягкий согласный звук и т.д.

Все вместе играем с пальчиками.

– Развиваем мелкую моторику, которая способствует развитие речи и умению правильно работать с карандашами.

– Подружим пальчики (по очереди с названием пальцев рук здороваемся, прощаемся, руки в замок – дружба).

– А теперь подружим гласные и согласные звуки.

V. 1.Игра с детьми: подружим звук Э со звуком Х – ЭХ,

Звук А со звуком Х – АХ, У М – УМ и т. д.

Наоборот: М , А – МА, Т ,О – ТО и т.д.

– Гласные тянутся, а согласные произносятся отрывисто. А вместе они могут петь.

2.Конверт с заданием от лисы: назвать слова с гласными звуками и определить место звука в слове.

– А какие слова вспомнили родители?

Выделение из середины слова гласных звуков (кот, дым, лак, дуб, рот).

Дети – 1 команда, родители – 2 команда.

1.Изобразить букву движением, позой. Другая команда угадывает.

2. Детям предлагается печатание букв на листе бумаги.

Родители могут задавать вопросы.

VII. Конверт с заданием от медведя: провести полный звуковой анализ слова «киты».

– Сколько звуков в слове, какие? Выложить схему из кружочков.

Один ребёнок у доски выкладывает слово из букв, остальные на местах.Другой пишет на доске. Мамы тоже работают.

VIII. Итоги занятия-практикума.

Звери благодарят вас. Они узнали много нового и интересного. Зверушки уедут на машине.

– А вам понравилось учиться в лесной школе? Что вам понравилось? Что скажут нам мамы?

– Я всех вас благодарю. Вы молодцы!

Дети уходят в группу.

– У кого какие вопросы, дорогие родители?

Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.

Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ детский сад №1 села Русский Камешкир,
Пензенская область

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: