Посуда, предлог ‘из’ – конспект интегрированного логопедического занятия

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Посуда»

1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Логопед. Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощуповать один из предметов который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом. Когда вы назовете все предметы, мы узнаем, о чем сегодня будем говорить на занятии.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают по каким признакам они узнали, что это за предмет.
Ребёнок.Я нащупал половник. Он круглый. У него есть длинная ручка.
Ребёнок.Я нащупал кастрюлю. Она круглая. У нее есть две ручки.
Ребёнок.Я нащупал чашку. Она круглая. У нее есть одна ручка.
Ребёнок.Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.
Логопед. Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы и подробно рассказали, как это сделали. Подумайте, как называются все эти предметы одним словом?
Дети. Посуда.
Логопед. Правильно. А зачем людям нужна посуда?
Дети. Из нее едят еду, пьют и в ней готовят.
Логопед. Хорошо. Сегодня мы поговорим о материалах из которых сделана посуда, о частях из которых она состоит и о её назначении.
А теперь пройдите к магнитной доске и сядьте на свои места.

2. Игра «Магазин».
Логопед. Представьте, что мы пришли с вами в магазин, где продается посуда. Перед нами три полки. Какую вы видите посуду на верхней полке?
Ребёнок. Я вижу на верхней полке ковш, кастрюлю, сковороду и дуршлаг.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. С её помощью готовят пищу. Называют её кухонная посуда. Повторите её название.
Дети. Кухонная посуда.
Логопед. Теперь перечислите посуду, стоящую на второй средней полке.
Ребёнок. На средней полке я вижу тарелки, ложки, вилки, хлебницу.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна во время обеда, ей пользуются за столом. Называют её столовая посуда. Повторите её название.
Дети. Столовая посуда.
Логопед. И, наконец, Назовите посуду, которая стоит на нижней полке нашего магазина.
Ребёнок. Чашка, Чайник, сахарница, блюдце.

Логопед. Да, верно. Как вы думаете, зачем нужна эта посуда?
Дети. Чтобы пить чай.
Логопед. Правильно! Она называется чайная посуда. Повторите её название.
Дети. Чайная посуда.
Логопед. Дети, чайная посуда сделана из фарфора. Значит она какая?
Дети. Фарфоровая.
Логопед. Напомните, какая посуда стоит на верхней полке?
Дети. Кухонная.
Логопед. Кухонная посуда сделана из металла, значит она какая?
Дети. Металлическая.
Логопед. Теперь скажите, какая посуда стоит на средней полке?
Дети. Столовая.
Логопед. Хлебница из пластмассы какая?
Дети. Пластмассовая.
(Тарелка из фарфора-фарфоровая,
Вилка и ложка из металла-металлические.)

3. Логопед. А сейчас давайте поиграем в игру «Что изменилось?»
Логопед или убирает, или заменяет предметы посуды на полках, дети объясняют, что изменилось.
(Не стало кастрюли, исчезла красная чашка, вместо неё появилась синяя чашка и т.д.)

4. Физкультминутка.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику, ритмично соприкасая каждый пальчик, начиная с указательного, по очереди с большим пальцем на обеих руках.

Мама варит вкусный суп,
Мама варит каш-ку,
Быстро съем я свой обед,
Дайте мне ещё конфет!

5. Логопед. Приглашаю вас, дети, подойти к зеркалу и выполнить с помощью рук весёлую гимнастику для язычка и губ.
(«Заборчик» – «Трубочка», «Лопата» – «Блинчик», «Чашечка»).
А теперь, поставьте язычок в форме «чашечки» за верхние зубы так, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам, губки вытяните вперёд и сильно подуйте на язычок: ШШШ…Так шипит змея. Если сейчас запеть песенку змеи звонко, то у нас получится другая песенка: ЖЖЖ…(Дети пробуют сказать красиво звук Ж).
Кто так поет?
(Жук).
Да, это песенка жука. Давайте попробуем её спеть ещё. Положите тыльную сторону ладони на шею и пошипите как змея: Ш…, а теперь добавьте голос: Ж….
Логопед начинает автоматизацию звука Ж в открытых слогах Жа, Жо, Жу, Жи. Затем автоматизация проходит в цепочке слогов со сменой ударения Жа-Жа-Жа, Жа-Жа-Жа, Жа-Жа-Жа и т.д.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

6. Игра «Собери картинку».
Логопед приглашает детей удобно сесть на ковре и раздает им конверты с разрезанными картинками предметов посуды, предлагая им «склеить» разбившуюся посуду.
Логопед. Назовите посуду, которую вы «склеили», определите первый звук и назовите количество слогов в слове.
Ребёнок. У меня ТАРЕЛКА. Первый звук Т, в этом слове три слога.
Ребёнок. У меня ЧАШКА. Первый звук Ч, в этом слове два слога.
Ребёнок. У меня КАСТРЮЛЯ. Первый звук К, в этом слове три слога.
Ребёнок. У меня СТАКАН. Первый звук С, в этом слове два слога.

7. Логопед. Осталось последнее задание-сварить кисель.
Дети берут пластмассовые кастрюльки с водичкой, мешая её соломинкой для коктейля приговаривают:
Я варю кисель, кисель.
Будет вкусным он поверь,
Он из клюковки с песком,
Угощу всех киселём!
Логопед. Молодцы, ребята, давайте покажем, как кипит кисель.
Дети дуют в соломенку не раздувая щек, чтобы «кисель» в кастрюльке «закипел». (3-4 раза)

8. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.

Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: «Посуда, предлог «из»

Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: «Посуда, предлог «из».

  1. Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, материалах из которых она сделана.
  2. Активизация мыслительной деятельности, через отгадывание загадок.
  3. Дать представление о предлоге — из.
  4. Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.
  5. Продолжать учить подбирать противоположные по смыслу слова.
  1. Стимулировать мышцы речевого аппарата, через самомассаж лицевой мускулатуры.
  2. Развивать зрительное внимание.
  3. Развивать дыхание.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица в стихах) под расслабляющую музыку.

Времена года.

Если солнце жарко греет,
Если лёгкий ветер веет,
Стало сухо и тепло –
Это лето к нам пришло.
Выполнение: Поглаживающие движения по голове, боковым сторонам шеи, от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора -Это осень к нам пришла.
Выполнение: Постукивающие движения

2. Основная часть.

– Сядет тот, кто отгадает загадки.

Он из стали, и прекрасно
Режет овощи и мясо
Лезвие его не трожь
Ну конечно это — ….(нож)

Он пузатый великан
У него не нос, а кран.
От него исходит жар,
Что же это?….(самовар)

На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу
Картошку, бульоны,
Супы, макароны. (кастрюля)

Для нас она необходима
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее…. (тарелкою)

Беседа о посуде.

– Как назвать, одним словом эти предметы? (Посуда)

– А для чего нужна посуда? (чтобы кушать, варить еду, пить чай)

– Правильно! Ту посуду, из которой мы кушаем, она называется столовая посуда. Та посуда, в которой мы готовим на кухне, называется кухонная посуда. А та посуда, из которой мы пьем чай, называется чайная посуда. Давайте посмотрим, какая посуда относится к чайной, какая к столовой и какая к кухонной.

(Дети распределяют картинки на 3 стола).

Повторение предлога «в», знакомство с предлогом «из».

– Ребята, посмотрите на картинки и скажите, в чем мы варим суп? (В кастрюле)

– В чем мы завариваем чай? (В чайнике)

– А в чем мы жарим блины? (В сковороде)

– Какой маленькое слово помогло ответить нам на эти вопросы? (предлог в)

Логопед показывает схему предлога в.

– А теперь давайте представим, что нам захотелось покушать и мы зашли с вами в столовую.

– откуда нам повар нальёт суп? (из кастрюли)

– откуда нальёт нам чаю? (из чайника)

– откуда возьмёт пожаренные блины? (из сковородки)

– Какое маленькое слово нам помогло ответить на эти вопросы? (из). Логопед показывает схему предлога Из. (предметы настоящей посуды)

– откуда я достала капусту? (из кастрюли)

– откуда я достала жареную рыбу? (из сковороды)

– Откуда я достала конфету? (из конфетницы).

Одна чашка – пять чашек
Одна сковорода –
Одна кастрюля –
Один стакан –
Одна конфетница –

Раз, два, три, четыре, пять (дети маршируют)
Будем маме помогать (руки вверх)
Быстро чашки мы помыли, (трут ладошки)
Про тарелки не забыли, (приседание)
Всю посуду мы убрали,
Очень сильно мы устали. (ручки под щёчку)

Игра «Скажи, наоборот» с мячиком.

Ложка чистая — ложка грязная
Тарелка глубокая –
Чашка большая –
Сковорода тяжелая –
Ножик старый –

Игра на развитие дыхания (раскрашивают картинки посуды воздушными фломастерами).

Затем дети называют, из чего сделана посуда.

Итог занятия.

– Кому легко давались задания, наклеивает веселую чашку.

– У кого возникали трудности в заданиях, наклеивает чашку с глазками без эмоций

– Кто ничего не понял, наклеивает грустную чашку.

Ребята, подходим ко мне по очереди берем конфету и называем, откуда ты ее взял.

– Я взял конфету из конфетницы и др.

Воронина Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»,
п. Коноша Архангельской области

Конспект логопедического занятия по теме “Работа с предлогом “из”. Дифференциация предлогов “с” и “из”

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле). Где спит медведь? (В берлоге). Птичка? (В гнезде). Лиса? (В норе).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола). Карандаш? (Из стакана). Книжку? (Из шкафа). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с»).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из»).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола). Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме “Посуда”
презентация по логопедии на тему

ü уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;

ü закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;

ü уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (использование имён существительных в косвенных падежах), развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными.

ü развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.

ü формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.

Скачать:

Вложение Размер
конспект 26.23 КБ
презентация 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

по лексической теме “Посуда”

  • уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
  • закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
  • уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (использование имён существительных в косвенных падежах), развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными.
  • развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.

Презентация по теме «Посуда», скатерть-самобранка, предметы посуды из различных материалов, чайный сервиз, пазлы «Посуда», чашки для поддувания, чайные коробочки.

Здравствуйте, друзья хорошие:

Милые, добрые и пригожие,

Я спрошу у вас сейчас:

– “Кто хороший здесь у нас?”

Я – хороший, ты – хороший,

Он – хороший, и она.

Если жить мы дружно сможем

Станет жизнь чудес полна.

Введение в тему.

Логопед: Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)

Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.

(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)

Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

“Пейте чай, вода вскипела!” (чайник)

Логопед: Разделите слово «чайник» на слоги. (чай-ник)

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

– Делим слово на слоги. (лож-ка)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в …… (кастрюле)

Жарят на ………. (сковороде)

– Разделим и эти слова на слоги. (кас-трю-ля, ско-во-ро-да).

Логопед: Загадки о чем? (о посуде). Значит разговор у нас сегодня о посуде.

Вспомните и найдите предметы – отгадки в зале и несите их на скатерть-самобранку. Все отгадки на столе.

Игра “Что лишнее?”

Голос: Поиграю снова я.

Посмотрите на меня.

– Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.

(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек).

Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?

– Чайник, кастрюля, мяч, ложка, сковородка.

– Лишний мяч. Он – игрушка. А все остальное посуда.

– Правильно. Назовите следующие картинки.

(Появляется новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

– Что лишнее и почему?

– Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить. А из остальной посуды можно пить.

– Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Беседа о бережном отношении к посуде.

(Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.)

Логопед:– Ты кто? Почему ты плачешь?

Федора: – От меня посуда ушла.

Логопед: – Ребята, вы догадались кто же это? (Это Федора)

Логопед: – Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

Логопед: – А какая она должна быть? (Посуда должна быть чистая).

Логопед: – Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

Федора: (громко плачет). – Мне посуду жалко!

А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись

Вдоль по улице несутся – Удивились

На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились

И стаканы- дзынь – разбиваются… – Грустные.

Материалы, из которых изготовляется посуда.

Федора: – А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

– А какая еще посуда бьется? (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).

Федора: – Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

Закрепление видов посуды.

Логопед: Федорушка, а еще посуда бывает кухонная, столовая и чайная.

Федора: И ребята ее знают и не путают?

Логопед: Ребята, назовите кухонную посуду (столовую, чайную).

(Дети по слайдам называют посуду)

Пальчиковая гимнастика “Посуда”

– Ребята, поможем Федоре помыть посуду, наведем порядок!

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Моем блюдце и стакан,

Самомассаж кончиков пальцев

И закроем крепко кран.

– Молодцы Федора очень довольна, как вы вымыли посуду.

Игра “Разбитая чашка”.

Я посуду перемыла,

Только чашку я разбила,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку я чуть-чуть сломала,

Всю посуду поломала!

Логопед: Непорядок, ребята, поможем Федоре отремонтировать посуду. Сложите части картинки правильно.

(Дети подходят к столам. Складывают разрезные картинки посуды.)

– Что у тебя получилось? (ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «У меня красная кружка»).

Игра “Назови ласково” (Дети стоят у столов)

Логопед: А еще Федора, ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик, вилка-вилочка и т.д.

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

– Приглашаю вас поиграть в веселую игру.

Развитие общей моторики «Посуда» ( Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Надувают животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнуты над головой

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Легли на ковер, вытянулись

Развитие фонематического слуха.

Федора: Вот теперь я добрая хозяюшка. Помогите мне, ребята, к чаепитию накрыть стол. Принести посуду, в названии которой, есть:

звук “с ” (самовар, стакан);

“ч” – (чашка, чайник, молочник);

“ц” – (блюдце, конфетница, сахарница).

Ведение нового слова.

Федора: Мы собрали чайный сервиз. Сервиз – это набор посуды, предназначенный, например, для чаепития. (закрепление слова “сервиз”).

– Что это? (Это чайный сервиз)

Федора: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)

Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)

Ложки из серебра, они….. (серебряные)

Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)

Упражнение на пространственное ориентирование.

Федора: – Назовите предмет, который находится справа от чашки.

– Назовите предмет, который находится под чайником. И. т. д.

Гимнастика для глаз

Логопед: Ваши глазки зоркие и внимательные, головушки мудрые, умные.

Смотрим внимательно на экран, следим только глазками.

Упражнение на развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?»

(тот же предметный ряд, но по другому расставленный)

Федора: – Что изменилось?

Упражнение в словообразовании. Игра “Угадай, какой я пью чай?”

Логопед: Выберем, какой будем пить чай.

– Чай с малиной? (Малиновый чай)

(Коробочки с изображением фруктов, ягод и рассказывают: Малиновый, лимонный, земляничный, яблочный, ежевичный, смородиновый.

Логопед побуждает строить развернутые предложения).

Упражнение “Подуем на чай”. (развитие дыхания)

Логопед: – Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на “пар”, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

(Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.)

Логопед: – Чудесное у нас чаепитии!

Спасибо скатерти-самобранке, вам ребята и Федоре Егоровне. Но нам пора возвращаться в группу.

Предлагаю подарить Федоре Егоровне набор посуды на память.

Но прежде, вспомним, что нового узнали?

Какие задания были трудными?

(Ребенок дарит Федоре посуду)

Какое настроение, покажите мне его с помощью наших подсказок.

(Подходят и выбирают ту ложку, которой соответствует их настроение).

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы (5 – 6 лет) с ОНР по лексической теме: “Посуда”.

Шмыгун М.А., учитель-логопед, г. Кемерово.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий речи по теме “Посуда”.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия посуды, закрепить умение детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже, закрепить умение согласовывать существительное с личным местоимением, научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, закрепить у детей умение образовывать от существительных качественные прилагательные, продолжать активизировать словарь по данной теме,

Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание и слуховую память, продолжать развивать квазипространственные представления у детей.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Оборудование: демонстрационные материал – картинки с изображением посуды, предметы посуды разного вида – кастрюля, сковорода, сахарница, чайник, тарелка, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож и т.д..

1. Организационный момент:

Педагог выставляет картинки с изображением посуды и просит каждого ребенка по очереди назвать каждый предмет (картинки по количеству детей).

После того как ребята назвали все предметы, педагог задает вопрос:

– “А как, одним словом можно назвать эти предметы?” (Посуда)

2. Ребята, скажите, а посуда сделана из одного материала? (нет)

Вот сейчас мы поиграем в игру “Из чего сделана посуда”?

(закрепить у детей умение образовывать от существительных качественные прилагательные)

Например: Посуда из металла – металлическая,

…………. из фарфора – фарфоровая;

…………… из дерева – деревянная;

…………… из стекла – стеклянная;

…………… из глины – глиняная;

…………… из пластмассы – пластмассовая.

3. Ребята, посуда бывает разная.

– Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? ( Ложка, вилка, нож).

– В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень и т.п.).

– Как называется эта посуда? (Кухонная).

– Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, заварной чайник, сахарница).

– Как называется эта посуда? (Чайная).

– А как называется посуда, из которой мы едим (принимаем пищу)? (Столовая).

– Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, селедочница и т.д.).

4. Физминутка – игра “Слушай, делай”.

А сейчас, мы отдохнем. Встаньте, пожалуйста, каждый за свой стульчик.

Руки в стороны, вперед.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидели,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

5. Беседа с детьми о произведении К. Чуковского “Федорино горе”.

– Ребята, а вы знаете произведение К. Чуковского “Федорино горе”, а про что оно?

– А, что случилось у Федоры?

– А сейчас, мы с вами скажем какая, же посуда убежала от Федоры. Поиграем в игру “Один – много” Игра проводится с мячом.

(закрепить умение детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже)

Например: Я говорю – От Федоры убежал один чайник?

– А вы отвечаете: – “Все чайники” и т.д.

Слова: ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чашка, стакан, тарелка, блюдце, супница, кувшин, кофейник и т.д..

6. – А сейчас, мы с вами поиграем в игру “Жадина” , каждый из вас подойдет и возьмёт любой предмет посуды и скажет: – Это моя тарелка и т.д..

(закрепить умение согласовывать существительное с личным местоимением).

7. – Заплакала Федора, попросила посуду вернуться и пообещала хорошо за ней ухаживать. Давайте поможем Федоре расставить все предметы посуды по своим местам.

8. – Каждый из вас выбрал по предмету, а теперь скажите, какого цвета ваш предмет, из какого материала он сделан, и к какому виду посуды этот предмет относится.

Например: – У меня розовая тарелка. Она сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. Тарелка относится к столовой посуде.

(закрепить у детей умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе, образовывать от существительных качественные прилагательные).

9. – Вот мы с вами помогли Федоре расставить посуду по своим местам. Мы сейчас посчитаем и скажем, сколько предметов посуды вернулось к Федоре (пять тарелок, два ножа, пять вилок и т.д.)

(научить детей согласовывать числительное с существительным)

10. – И стала называть Федора посуду ласково. Игра “Назови ласково”. Игра проводится с мячом.

(научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных)

Например: чайник – чайничек;

11. Итог занятия. Ребята, о чем мы сегодня свами разговаривали? (О посуде). Что на занятии вам понравилось?

Педагог отмечает самых активных, внимательных ребят.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе на тему: «Посуда»

(Для детей 6-7 лет)

– Развивать связную речь, учить образовывать имена существительные во множественном числе родительного падежа; понимать предлоги: на, в, за, с, под. Составлять сравнительные рассказы.

– Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность.

– Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора; понимать закономерности сочетания форм, технику выполнения. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.

– Рассматривание предметных картинок с изображением посуды.

– Дифференциация посуды по принадлежности (кухонная, столовая, чайная, кофейная).

– Рассматривание предметов посуды с хохломской росписью.

– Прорисовывание элементов росписи.

Оборудование и материал: предметы посуды – столовой, кухонной, чайной; декоративная тарелка с хохломской росписью; бумажные формы посуды, гуашь, кисти.

Воспитатель: Дети, послушайте внимательно:

А ударь – разобьюсь?»

Как вы думаете, что это?

Дети: Это посуда.

(Звучит музыка – звон колокольчиков.)

Воспитатель: «Что за звон – перезвон

Слышится со всех сторон:

И стеклянный, и хрустальный,

Это с выставки посуды.

Поспешим скорей туда!

Настоящее ждет чудо

(Автор Печерская С.М.)

Подходят к столу, на котором выставлена посуда.

Воспитатель: Вот это выставка. Рассмотрите всё внимательно и назовите предметы кухонной посуды.

Дети: Кастрюля, сковорода, чайник, миска, сито.

Воспитатель: Из чего сделана кухонная посуда?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в кухонной посуде варят, жарят, готовят еду, и она должна быть прочной.

Воспитатель: Назовите предметы столовой посуды.

Дети: Глубокая тарелка, мелкая тарелка, салатник.

Воспитатель: Из чего сделана столовая посуда?

Дети: Столовая посуда сделана из фарфора.

Воспитатель: Назовите предметы чайной посуды?

Дети: Чайник для заварки, чашка, блюдце, молочник, сахарница.

Воспитатель: А теперь давайте сравним миску и тарелку.

(Ребенок составляет сравнительный рассказ).

Воспитатель: А теперь чашку и стакан.

(Другой ребенок составляет сравнительный рассказ.)

Воспитатель: Придумайте о посуде описательные загадки.

(По выбору детей две загадки о любой посуде.)

Дети, давайте покажем, как движениями можно изобразить посуду.

  1. Чашка (улыбнуться).
  2. Миска (покачать головой).
  3. Сахарница (облизать губы и кивнуть).
  4. Чайник для заварки (надуть щёки и с силой выпустить воздух).
  5. Кофейник («налить» – наклоны в стороны).

Воспитатель: Ребята, а мы ещё с вами не назвали интересные предметы посуды, которые находятся на этой выставке. Я буду называть продукт, а вы скажите куда его кладут.

Сухари кладут – (в сухарницу).

Хлеб кладут – (в хлебницу).

Селёдку кладут – (в селёдочницу).

Конфеты кладут – (в конфетницу).

Соль насыпают – (в солонку).

Перец насыпают – (в перечницу).

Воспитатель: Давайте приготовим посуду для чая.

– Поставь на середину подноса чайник для заварки.

– Справа от чайника для заварки поставь чайную чашку. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда ты поставил чайную чашку? (Ответ ребенка.)

– Поставь чайное блюдце под чайную чашку. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда поставила блюдце? (Ответ ребенка.)

– Поставь молочник за сахарницу. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда ты поставил молочник? (Ответ ребенка.)

– Положи чайную ложку в чашку. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда ты положил чайную ложку? (Ответ ребенка.)

В выполнении задания принимают участие все дети.

Воспитатель: Дети, а какой посуды на выставке много?

Дети: Много чашек. Много ложек. Много тарелок.

Воспитатель: А вы знаете, что тарелки не всегда были такими, какими мы сейчас их привыкли видеть. Давайте присядем и я вам расскажу интересную историю.

Раньше, давным-давно люди клали пищу на листья, упавшие с дерева. Это было очень неудобно. Почему, как вы думаете?

И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки тоже оказались очень неудобными. Почему?

Человек думал, думал и решил сделать тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Почему?

(Тарелка из дерева прочнее и в то же время легкая.)

У деревянной тарелки появилось много подружек из глины, стекла, пластмассы. Тарелки делают даже из золота и серебра.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какую красивую тарелку я вам принесла.

(Декоративная тарелка с хохломской росписью.)

– Как вы думаете, из этой тарелки едят? (Ответы детей.)

– Такая тарелка называется декоративной, и её сделали для украшения дома.

– Как называется роспись на этой тарелке? (Хохломская.)

– Почему вы так думаете? (Фон черный и роспись выполнена тремя цветами: золотистый, красный и зеленый.)

– А как называются основные элементы хохломской росписи? (Завиток.)

– На что он похож? (На изогнутую веточку.)

– Ещё какие элементы используют в хохломской росписи? (Ягоды.)

– Какие ягоды? (Клубника, рябина, вишня, брусника, крыжовник.)

– Как называются листья в росписи? (Кудрина.)

– Очень красивые изделия хохломских мастеров. А вы хотите стать мастерами хохломской росписи? Садитесь, пожалуйста, за столы. Перед тем как приступить к работе, разогреем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика:

«Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

Вместе в горстку собирайтесь.

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок – на кулачок,

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок, опять на стол.

И конец игре пришел».

(Автор Лопухина И.С.)

Воспитатель: Вот и подготовили пальчики. Что будет расписывать Саша? А Женя? И т.д.

(Дети выбирают бумажные формы посуды для росписи.)

– Возьмите правильно кисти, покажите, как вы их держите. Не забывайте, что рисовать надо концом кисти. Приступайте к работе.

Дети расписывают тонированные формы.

– Какие красивые работы у вас получились. А как же мы назовём нашу выставку?

(«Золотая хохлома», «Сказочная хохлома», «Солнечная хохлома».)

– Ваши работы получились яркими, как будто солнышко играет на вашей посуде.

Релаксация «Солнечные лучики».

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Положите свои ладошки на мою ладонь. Чувствуете тепло? Закройте глаза, представьте, что вы – «солнечные лучики». Солнышко ласковое, доброе и своё тепло и доброту оно передает своим лучикам, а вы поделитесь этой добротой и теплом друг с другом и с теми, кто вас окружает. Откройте глаза. Обнимитесь. Вы у меня просто молодцы!

Образцы посуды с хохломской росписью

(Фотоматериалы из личного архива Печерской С.М.)

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Посуда.

Содержимое публикации

по развитию речи

в старшей логопедической группе

Тема: Посуда.

Составил: учитель-логопед Гаськова Е.В.

Коррекционно-образовательные:

систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;

формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;

уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;

совершенствовать грамматический строй речи:

согласование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

согласование существительных с числительными;

образование существительных Р.п. (без чего?)

образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;

Коррекционно-развивающие:

развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды.

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, пальчиковой гимнастики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I .Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видео письмо и адресовано оно вам. Посмотрим его? Внимание на экран.

Федора: Ой, горе Федоре, горе,

От меня сбежала вся посуда,

И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Помогите, детишки, пожалуйста

Мне посуду отыскать, починить и приласкать.

Чтобы всю посуду зазвать,

Нужно в игры поиграть.

А ваша команда дружна?!

Мне ваша помощь нужна.

Выполним заданье вместе

Склеим и уберем посуду на место.

Логопед: Ребята, вы узнали кто это? Да, это Федора. А из какой сказки и кто написал эту сказку?

Но Федора опять просит о помощи. Вы готовы пройти испытания?

За каждое правильно выполненное задание вы получаете «осколки» разбитой посуды. А когда «осколков» будет много, мы их соберем и склеим. И вернем всю целую посуду Федоре.

II .Основная часть.

1.Игра «Скажи одним словом»

Как назвать одним словом посуду, которая стоит на подносе? (чашка, блюдце, … – это чайная посуда). Для чего она нужна?

Какая посуда стоит на столе? Этой посудой пользуются за столом во время обеда (тарелка, вилка, … – это столовая посуда).

На полке стоит какая посуда? (кастрюля, сковорода, … – это кухонная посуда). Для чего используют эту посуду?

Молодцы, с заданием справились. Получаете «осколки» посуды.

2. «Назови части посуды»

У чайничка есть стенка, донышко, носик, крышечка, ручка.

Молодцы. И с этим заданием справились. Получите «осколки» посуды и отправляемся дальше.

3.Игра: «Без чего?» Посуда убежала от Федоры и по дороге разбилась. Скажи без чего посуда.

Сковорода без ручки. Чайник без носика. … и т.д.

Получите «осколки» посуды.

4.Игра «Посчитай и назови» Вернулась к Федоре посуда, но не вся. Часть посуды по дороге разбилась. Посчитай, сколько предметов посу­ды вернулось к Федоре. Назови их.

Вернулось пять ложек. … … … И др.

Молодцы. Получите «осколки».

5. «Скажи наоборот» Какая посуда?

Глубокая тарелка, а блюдце какое? … (мелкое),

Чистая посуда – посуда …, новая – …, хрупкая – …,

Объяснить значение слова «хрупкая».

«Скажи из чего – какая»

Из каких материалов изготавливают посуду. Закончи предложения:

Если вилка из пластмассы, она какая? – пластмассовая.

Если нож из стали, он какой? – …

Если ложка из дерева, она какая? – …

Если чашка из фарфора, она какая? – …

Если кувшин из глины, он какой? – …

Если стакан из стекла, он какой? – …

Если кастрюля покрыта эмалью, она какая? – …

Если сковорола из чугуна, она какая? – … и др.

Правильно. Всем «осколки».

Физминутка. (речь с движениями).

Я – маленький чайник Рука на поясе, другая отставлена в сторону

На столе начальник. как носик.

Вот мои подружки- Руки перед собой сомкнуты в круг,

Блюдца и кружки. присесть, одна рука на поясе

Вот серебряные ложки Руки поднять вверх, сомкнуть над головой

Голова на тонкой ножке. овалом. Подняться на цыпочки

Вот пластмассовый поднос. Прямые руки соединить перед собой

Он посуду нам принес ладонями вверх. Наклон вперед. Руки в том

6.Игра «Назови ласково»

Федора очень радовалась возвращению посуды. Она её чистила, мыла, и называла ласково. Назови каждый предмет посуды ласково:

Тарелка – тарелочка, ложка – …, стакан – …, вилка- …, нож – …, миска – …, кастрюля – …, чайник – …, чашка – …, блюдце – …, сковорода – … и др.

Правильно, получите «осколки».

7. «Расскажи о посуде по схеме»: (сахарница, миска, …).

Молодцы, со всеми заданиями справились. Получите еще «осколки».

III .Практическая часть задания.

У нас много «осколков». (Все «осколки» вырезаны из цветной самоклеящейся бумаги).

Склеим все «осколки». (Дети склеивают).

Какая красивая посуда получилась, как новая.

IV .Итог занятия.

Логопед: Ребята, спросим у Федоры, как наша работа.

Молодцы то, какие ребятушки,

Со всеми заданиями справились.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать»

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: